Современная Нереалистическая Проза : другие произведения.

Самые задаваемые вопросы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  

Самые задаваемые вопросы

  
  
  
   Что такое "нереалистическая проза"?
  
   Формально прозу можно разделить на реалистическую (реализм) и нереалистическую (фантастика).
   Словарь Ожегова дает такое определение реализма - "направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в ее типичных чертах". "Не реализм" большое внимание уделяет фантазии, создавая то, чего нет в нашей действительности.
   Конечно, в каждом произведении присутствует доля авторского вымысла, того, чего не было, не будет или не может быть никогда. Но, с точки зрения сегодняшнего реального мира, только часть жанров могут более-менее отражать действительность в ее реальном виде (или реальном на момент написания произведения), все остальные жанры являются "нереалистическими" (фантастическими в широком смысле слова).
   Жанры фантастика, фэнтези, мистика и сказки по определению могут считаться нереалистическими.
   Проза, приключения, лирика (форма прозы), хоррор могут быть как реалистическими, так и фантастическими по своей сути. Поэтому в случае с этими жанрами нужно рассматривать каждое конкретное произведение отдельно.
   Термин "Нереалистическая проза" уже был неоднократно использован. Например, журналом "Паттерн".
  
  
   Чем "предноминация" отличается от "преноминации"?
  
   Формой словообразования.
   Приставка "Пре-" означает высокую, высшую степень, что-либо более сильное, высокое, большее. Например, превозносить, превозмогать, превосходство, преклонение, прекрасный, прелестный и т.д.
   Приставка "Пред-" означает что-либо, находящееся впереди, ранее чего-то, перед чем-то, предварительное действие. Например, предостеречь, предотвратить, предварить, предназначить, предвещать, предгрозовой, предгорный и.т.д.
   Отличается ли "предноминация" от "преноминации" по сути, судить авторам-участникам конкурса.
  
  
   Что такое "конструкторские произведения"? Чем они отличаются от "не конструкторских"?
  
   Общаясь с молодыми авторами, я все чаще стала замечать, что люди, родившиеся в восьмидесятые, ищут новые методы для написания произведений, отличные от тех приемов, которым учат писатели старшего поколения. Но в результате исканий молодые зачастую приходят к одному из двух вариантов.
   1. Произведение долго вынашивается, но не продумывается, а словно формируется в подсознании. Когда этот процесс окончен, автор просто садится и за довольно короткий срок пишет, редактируются впоследствии только стилистика и орфография. Но такой метод очень энергоемкий для автора, требует богатой фантазии, развитой личности, силы воли, необходим отдых между написанием произведений, и чем больше законченный текст, тем дольше нужно восстанавливать силы.
   2. В другом случае произведение продумывается, конструируется из уже существующих фрагментов, идей и придумок, это долгий процесс, также требующий энергетических затрат, но не эмоциональных, а умственных, развитой логики. Львиная доля времени тратится на редактуру, текст часто переписывается.
  
   Почему обычно автор обращается к одному из этих подходов?
   Причина глубинного различия в том, что хотя за творческий процесс, кодировку и раскодировку архетипов, фантазию отвечает правое полушарие мозга, в современном обществе доминирует левое полушарие, властвуя над миром людей, подчиняя мир своей "разумности" и логике. И правое, и левое полушария во все века боролись за верховенство в сознании и мировоззрении человека, о чем нужно говорить, конечно, более обстоятельно, но, оказалось, что не прекращают свою борьбу эти два начала и во время творческого процесса.
   Авторы, руководствующиеся логикой, больше взаимодействуют с левым полушарием, подчиняя текст идее; авторы, следующие за интуицией, берут в союзники подсознание и коллективное бессознательное, если у автора хватает силы и смелости зайти столь далеко, ведь такие путешествия опасны для психики писателя.
  
   Условно виденье текста, на которое проецируется влияние левого полушария, можно назвать "конструкторским" (логическим, сознательным), ведь произведение конструируется из кусочков, которые потом легко переставить. Это как играть с пластмассовым деревом, сложенным из крупных и мелких частей. Его можно трансформировать, как душа пожелает, даже гнуть, но не очень сильно, чтобы не сломать.
   Виденье текста, где господствует правое полушарие, можно назвать "интуитивным" (подсознательным, фантастическим). Произведения, написанные таким методом, сравнимы с живым деревом. Автор помогает ему расти, но особых изменений в развитие растения внести не может, а после написания изменить что-либо существенное, не затронув структуру текста, очень сложно.
  
   Понятно, что нельзя заглянуть в мысли автора и на сто процентов узнать, как он пишет, но в текстах остаются знаки, указывающие на доминирование того или иного полушария во время написания произведения. Хотя только сам автор может достоверно ответить, к какому методу он больше склоняется. В краткой таблице приведены различия между конструкторским и интуитивным методами, то, как они проявляются в текстах.
  
  
  
   Конструкторский метод
   Интуитивный метод
   Виденье мира
   Взгляд снаружи. Часто ассоциируют свою авторскую власть с властью бога, считают, что могут изменить в своем тексте и в своем мире все, что захотят. Что и делают при удобном случае, изживая любую неоднозначность трактовки.
   Взгляд изнутри. Подчиняются миру, который создают, стараются понять его и раскрыть, а не изменять при первой возможности. Ассоциируют себя с героями, часто могут воспринимать себя как "наблюдателей", которые "записывают" происходящее.
   Основа подхода к созданию текста
   Руководствуются разумом и сознанием. Складывают текст из кусочков, конструируют, поэтому могут писать одновременно несколько сцен или глав, независимо от того, как они расположены в линии повествования, могут изменять безболезненно для текста любой фрагмент или часть любой из линий. Воспринимают текст как мозаику, кубики или фрагменты, которые легко поменять местами.
   Руководствуются подсознанием и интуицией. Пишут так, словно сами читают, от первой сцены и до последней, не перескакивая и не отвлекаясь на другие фрагменты текста. Очень редко после окончания написания меняют сцены или их части. Воспринимают текст как единое целое, неделимое и практически неизменное образование, которое разрушается, если вмешиваться в его структуру.
   Предварительная информация, накопленная до начала работы над текстом.
   Почти всегда имеется план, в котором расписаны если не все повороты сюжета, то основные моменты и характеристики героев.
   Мысль о написании плана посещает очень редко, если план и создается, то скоро становится бесполезен, работа над текстом может начаться с одной строки, абзаца или небольшой сцены.
   Сюжет
   Полностью проработан, окончание почти наверняка известно до начала работы, сюжет прописан так, что сюрпризов и непредвиденных трудностей трактовки не возникает.
   Окончание зачастую остается загадкой для автора до самого конца, может не совпасть с его ожиданиями и виденьем мира, но будет подчиняться логике текста, мира, развития сюжета.
   Отношение к идее
   Идея - главный элемент текста. Она должна быть ясной, четкой и пониматься по возможности всеми читателями однозначно и одинаково. Если идей несколько, что нежелательно, то второстепенные идеи должны подчиняться магистральной основной идее, а не уводить в сторону и не плодить ассоциации.
   Идея - только один из элементов. Часто она реализуется через подсознание, требует богатого личного опыта читателя, особенно важен эмоциональный опыт. Может иметь несколько равноправных трактовок, каждая из которых будет для разных групп читателей истинной. Магистральная идея отсутствует в принципе, заменяясь гармоничным комплексом нескольких идей.
   Отношение к героям
   Образ героя известен и проработан до начала работы над текстом, иногда даже создаются "дела" героев, куда входит вся или почти вся информация об их характере, внешности, прошлом и т.д. Герой - выразитель идеи, полностью зависимый от воли автора, пешка на шахматной доске.
   Образ героя, как и сам мир, раскрывается в процессе написания. Герой - личность, которая может не подчиняться автору и не разделять его убеждений. Находясь в более тесном взаимодействии с миром, герой влияет на текст гораздо больше, чем его создатель.
   Отношение к читателям
   Донести до читателя свою идею - вот главное. Отсюда однозначность и предсказуемость, железная логика автора, ведущего своего читателя от начала и до конца произведения. Все отступления запрограммированы. В идеале читатель не должен увидеть в тексте больше, чем его создатель.
   Главное - позволить читателю войти в созданный мир и пройти его дорогами самостоятельно без помощи автора, оставить читателя наедине с текстом, чтобы он стал соавтором. Если автор добивается этого, то каждый читатель находит в произведении что-то свое, считая, что именно это автор и старался выразить.
  
   По этим признакам можно определить, к какому методу в творчестве склоняется автор. Хотя следует помнить, что в таблице представлены крайние характеристики, а "чистые" типы встречаются очень редко.
   Но, по моему глубокому убеждению, независимо от избранного метода, нужно уметь пользоваться обоими, чтобы можно было сознательно выбирать. В любом случае новые знания и умения обогащают творчество.
  
  
   Будут ли обнародованы имена членов жюри и предноминаторов?
  
   Да, но только вместе с оглашением результатов. Это решение одобрено членами жюри, поэтому состав судейской команды не будет разглашаться, независимо от количества просьб авторов. Только если сам судья решит раскрыть свое имя до окончания конкурса, оно станет известно участникам.
  
  
   Что такое "постмодернизм"?
  
   У "постмодернизма" множество определений, но постараюсь очертить, как понимают его в рамках данного конкурса.
   Постмодернизм как стиль и жанр напрямую связан с мировоззрением. Он базируется на мировоззрении, но одновременно может воздействовать на уже сложившийся взгляд на мир, подстраивая его под себя и искажая картину мира.
   Особенно быстро и эффективно мутация достигается за счет искажения языка (например, ЖЖ-ный сленг). Каждый язык содержит в себе национальную матрицу, через которую, словно через призму, человек смотрит на мир. Вы могли замечать, что одна и та же фраза, сказанная на разных языках, несет в себе иной смысл. Но при искажении любой языковой матрицы нарушаются глубинные подсознательные связи между бессознательным, национальным и творческим началом. Творчество в большинстве своем все же приходит из подсознания (подсознание рассматривается в трактовке Юнга).
  
   Признаки постмодернизма:
   - неуверенность ("ведь все уже было написано до нас", а это не вселяет уверенность в собственных силах),
   - химерность формы и значений (если все уже было написано, то можно играть только с формой, так добиваясь оригинальности),
   - десакрализация (произведение не имеет души, не наполнено подсознательной энергией творчества, так как сложено из фрагментов уже кем-то написанных произведений),
   - фрагментарность (внешнее проявление десакрализации, произведение легко разбирается на кусочки, которые можно с легкостью переставлять без вреда для произведения),
   - деканонизация (тоже одно из проявлений десакрализации, реализуется через отсутствие высшего - "нет ничего святого" в широком смысле этого слова),
   - безличностность (отсутствие автора и авторского начала, ведь если нельзя создать ничего нового, то отпадает необходимость в существовании самого творца),
   - ирония (на сегодняшний день переросшая в стеб, отсутствие стеба или иронии указывает на то, что автор, который не пользуется ими, - "чужой", так как не работает в координатах постмодернизма),
   - обращение к игре (как один из главных признаков, весь мир, и созданный, и реальный, становится объектом и местом игры, отказ от игры в рамках постмодернизма рассматривается как отказ от творчества и самой жизни),
   - аллегория (слова утрачивают свои значения и становятся важны только трактовки конструирующего текст, читателя, автора фрагментов, взятых для нового текста),
   - мутантное изменение жанра (форматизация книжного рынка и культуры в целом),
   - порождение нечетких форм (постмодернист не решает проблемы, не отвечает на вопросы, он играет, и этого, по его мнению, достаточно),
   - карнавализация (нет внутренних убеждений, все сказанное и сделанное - лишь часть роли и одна из масок),
   - конструктивизм (произведение сконструировано, а не прожито),
   - переведение всех ощущений на язык знаков (реального мира больше не существует, за показной натурализацией постмодернистских текстов скрывается отсутствие реальности, в них все не настоящее: ни эмоции, ни события, ни мысли).
   Признаки взяты из книги Б.М. Сапунова "Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации", комментарии мои.
  
   На сегодняшний день все чаще в научной литературе встречаешься с мыслью, что "постмодернизм" как философская система и мировоззрение имеет паразитический характер и даже является болезнью общества и массового сознания. Часто постмодерн называют антикультурой, которая, прячась за показной элитарностью, подменяет культуру и становится оправданием бездушности общества потребления.
   О проблемах постмоденизма в литературе и в жизни (а проблема эта более чем актуальна для каждого из нас) мы, возможно, еще поговорим во время конкурса. А пока я предлагаю Вам выйти из рамок постмодернистского мышления, властвующего в современном мире, и обратиться к подсознанию и интуиции.
  
   Успеха и победы!
  

С уважением,

Организатор СНП


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"