...заметки читателя о европейском образовании. Автор, доктор биологических наук, около 20 лет живет в Италии, работая в научно-исследовательском секторе, там у него родилась дочь и там же она получает образование, соответственно, вместе с нею проходит все степени (пока среднего) образования и ее отец. (Для удобства чтения, не буду выделять его текст курсивом).
"С трёх лет маленьких итальянцев отдают в детские сады (scuolamaterna), где в течение трёх лет их готовят к школе. Дети учатся в группах по 15-30 человек. После детского сада детей отдают в начальную школу.
Среднее полное общее образование в Италии включает в себя следующие основные ступени:
- начальное образование длительностью 5 лет;
- первый цикл среднего образования длительностью 3 года;
- лицеи и техникумы или второй цикл среднего образования длительностью 5 лет.
Начальная школа (с 6 до 11 лет) подразделяется на 2 ступени -- scuolaelementare 1 и scuolaelementare 2. Обе эти ступени являются бесплатными для всех. На этом этапе учат читать и считать; изучают чтение, письмо, арифметику, музыку -- эти предметы являются обязательными, по желанию изучается лишь религия. Учебные планы обычно включают также изучение одного иностранного языка. В публичных школах с таблицей умножения только знакомят. Рисовать не учат совсем. Дети учатся пять дней, около 30 часов в неделю. В конце каждой ступени проводится тестирование. Обычно применяется "словесная" система оценки ("отлично", "хорошо" и пр.). Классы в государственных школах Италии очень большие.
В средней школе (scuolamedia) с 11 до 14 лет в Италии школьники изучают итальянский язык, историю, географию, математику и естественные науки, иностранный язык, искусство, музыку. После каждого года обучения проводятся экзамены по системе "сдано - не сдано". По окончании всего курса обучения в scuolamedia сдаются выпускные экзамены в Италии: по итальянскому, математике и иностранному языку - письменные, по остальным предметам - устные. На данном этапе учащиеся решают, учиться ли им по обычной программе и готовиться к поступлению в ВУЗ, либо совмещать свое обучение с профессиональной подготовкой. Выпускники средних школ Италии могут поступить в учебные заведения различных профилей, причисляемые в Италии к системе высшей средней школы (scuolasecondariasuperiore). Это аналоги профессиональных учебных заведений (технические институты, профтехучилища, школы искусств) и лицеи. В них учатся с 14 до 19 лет. Если учащийся решает продолжить свое обучение по обычной программе, то поступает в лицей. Главной задачей лицея является подготовка учащегося к поступлению в университет. Лицеи делятся по профилю и, выбирая тот или иной профиль, ученик фактически определяется со своей будущей профессией. Как правило, большинство выпускников лицеев поступают в ВУЗ.
Программа всех лицеев включает итальянскую литературу, латынь, математику, физику, естественные науки, философию, историю. Выпускники сдают экзамен и получают аттестаты зрелости (diplomadimaturita), с которыми можно поступать в университет.
Учащиеся, помимо школьного образования, могут получить и какую-либо профессию. Получить такой вид образования можно в колледжах. Все эти программы образования в Италии ведут к получению выпускного диплома различных типов: классического, научного, лингвистического, технического, управленческого, экономического и т.д.
В частных школах, составляющих примерно 5% от общего числа, учеников меньше. Программа обучения в частных школах Италии идентична государственной, но школам этого типа запрещено выдавать свои аттестаты, поэтому их ученики сдают госэкзамены на получение соответствующего сертификата.
Школа на Западе - это социальный фильтр по выстраиванию пирамиды элит. В Италии цель школы - отсечь детей обывателей как можно раньше и доказать им, что они не способны быть начальниками.
В Италии учителя не имеют педагогического образования. Как учить они не знают. До последнего времени учителями там были даже те, кто не имел высшего образования. Учителей берут на контракт на время учебы, а летом им не платят. Нехватка учителей после принятия закона о необходимости высшего образования в Италии, привела к необходимости увеличения наполняемости классов. У разных учителей разные требования и объясняют учителя, как правило, плохо или очень мало, к примеру, учительница английского на 2 часа уроков ставит пластинку и потом спрашивает, что не понятно. И это в частной дорогущей школе! Но у богатых такое обучение компенсируется репетиторами.
Если до 8 класса все более или менее одинаковы, то дальше начинается давление и отсев, что вынуждает школьников идти в профессиональные училища и техникумы. Отсев довольно большой. В публичных рейтинговых школах отсев достигает 70%, и они этим гордятся. В Италии на школьников давят, чтобы они вылетали из тех школ, после которых можно поступать в институт. У нас в СССР, как вы помните, тянули до упора. Объясняли. В Италии не объясняют.
Учат так, чтобы обычные ученики не сдали экзаменов без репетиторов. Поэтому все тупые и бедные (дорого иметь репетиторов) отсеиваются. К вузу остается ровно столько, сколько есть мест. Поэтому конкурса в вузах нет - зачисляют всех, но по типу нашего нынешнего ЕГЭ.
В Интернациональной европейской школе на английском языке в Милане детям русских родителей постоянно ставят низкие оценки. Это заметно всем. Учителя давят на то, чтобы родители наняли репетиторами родственников и знакомых школьных учителей. Если школьники отказываются, то им начинают резко занижать оценки.
Сейчас дочь учится в классическом лицее. Они денно и нощно учат латинский и древнегреческий - каждый день по 2 часа на каждый язык. Лицей один из самых дорогих и продвинутых в Милане, в котором, по итальянским меркам, самое хорошее образование в Италии. Зачем в жизни эти языки, я не знаю, но уже после 1 года из 22 учеников, отобранных среди лучших и самых богатых, уже 8 отсеялись.
Каждые две недели учеников пересаживают, чтобы не возникла дружба или симпатия.
Когда мы, приехали в Италию, то не имели ребенка и думали, что система образования там прекрасна. Но вот появилась дочь, и мы стали поклассно проходить итальянскую систему образования. В Милане мы нашли для дочери самую лучшую частную школу. Публичные же школы - туши свет. В классах, даже хороших, рейтинговых публичных школ Милана нет таблиц. Они похожи на вагоны. В нашей супердорогой школе в Милане есть некий кабинет химии и биологии, но в нем почти не занимаются. В лучшей в Италии школе Да Винчи один кабинет химии и физики на 20 классов в потоке. И 5 потоков. В СССР 50 лет назад было лучше даже в захолустной Вичуге.
Так вот, наша школа, видимо, самая лучшая в Италии, а наша дочь была лучшая в классе. И она гораздо хуже знала предметы, кроме итальянского языка, чем российские школьники. Сейчас дочь учится в классическом лицее. Лицей тоже один из самых дорогих и продвинутых в Милане, где по итальянским меркам самое хорошее образование. По субботам дочь посещает также русскую школу. За один день русской школы она получает полезной информации больше, чем в итальянской за неделю.
В итальянской школе изучение идет от частного к общему (по словам учителя физики), а в русской школе обучение идет от общего к частному - учат применять общие правила к частному случаю. В русском все новое базируется на старом. В итальянской школе часто изучают просто то, что школьники не знали. Все хаотично.
Учат совершенно бесполезные и ненужные предметы. Древнегреческий, латинский нужен только медикам, потом его бросают. В лицеях классических и научных (но не профессиональных, то есть техникумах) тоже есть латинский. Учат мертвые языки до умору - 5 дней в неделю по паре часов. В научном лицее есть черчение, но это раскрашивание квадратиков, а в классическом лицее вместо квадратиков учат древнегреческий. (Не историю Древней Греции, а тот язык, который я вообще в глаза не видел, и до сих пор не умер). Тоже 5 дней в неделю по паре часов. Моя дочь учится в классике, поскольку хочет быть врачом, и у нее 10-12 часов латыни и греческого из 32 в неделю. Физика, химия и биология - сплошной примитив - кусками без системы. На математике теоремы не доказывают, а заучивают определения. На информатике учат определениям того, что такое компьютер и твердый диск, а не программы и не как ими пользоваться.
Ученики в 7 классе итальянской школы еще даже с иксом ничего не решали, хотя в России уже с 5 класса легко решают. В публичных школах не учат таблицу умножения (видишь ли, это насилие над личностью), а знакомят с ней. Почитал таблицу, посмотрел и все. Устно моя дочь считает лучше всех в классе. Но в 4 раза медленнее жены и в 5 раз - меня. И это в лучшей школе в Италии! Ничего не объяснив, школьникам дают рассчитать 100 дробей на целую страницу, и даже с калькулятором эти дроби можно решить только за 3 часа. Сложность ради сложности. Однако задачи они решать не умеют. Считать устно ни один ученик в итальянской школе и английской школе (у меня там внук отличник в Манчестере) не умеет.
Вот конкретные примеры. Жена покупает 5 горшков цветов по 3 евро каждый и дает продавщице 15 евро. Та говорит: "Погодите: 3 плюс три будет 6, - и отставляет 2 горшка. - Шесть плюс 3 будет девять, - и отставляет третий горшок. - Девять плюс 3 три будет 12, - и отставляет четвертый. - Двенадцать плюс три будет 15. О, верно!".
Даю продавщице монетку 1 евро и монетку 2 евро, поскольку надо заплатить 3 евро. Она берет и считает: "Один, - отставляет монетку в 1 евро и два раза тыкает в 2 евро - два и три".
Покупаю в баре 6 билетов на метро по 1,5 евро и кофе за 2,2 евро. Даю 11,2 евро. Бармен: "Так. Погодите, - берет калькулятор и считает. - 1,5 на 6 - будет 9". Берет мои 10 евро и отдает сдачу в 1 евро. Затем снова берет у меня это 1 евро и еще 1 и 20 центов за кофе.
Учитель музыки моей дочери. Заплатить надо 40 евро и жена дает ему 50 евро одной купюрой. Он берет 5 десяток и заменяет ими купюру в 50 евро. Затем отсчитывает 4 десятки и берет себе, а одну десятку отдает жене.
Я проводил эксперимент. Задаю задачку разным людям: 74 минус 28. Мое поколение считает за 2 сек. Моя супруга (ей 46) за 3, российские школьники за 5. Моя дочь до тренировки за 6. Итальянцы не могут устно вычислить этот пример вообще.
Черчения много в средней школе и в научном лицее, но, повторю, это не черчение в советском понимании, а раскрашивание квадратиков - черчение как раскраска. Вместо черчения раскашивают листки в клеточку, Огромные задачи по раскрашиванию. В учебнике черчения только раскраски геометрических узоров. Что такое проекции, не знают. В СССР школьники умели делать простенькие, но реальные чертежи. Здесь на уроках черчения школьники расчерчивают лист А4 на мелкие квадратики и треугольники размером 5 мм и затем их закрашивают цветными карандашами. У меня для дочери это делала жена. По 3 часа сидела, пока лист А4 раскрасит.
Очень мало физики и химии (правда, сейчас в РФ тоже уменьшили химию). Нет уроков рисования (они изучают историю искусства), нет уроков труда.
Преподавание биологии убого и фрагментарно. В школьной программе есть тема митоз, то есть деления клетки. Но на уроках митоз не объясняется - отдается на откуп работе летом. Естественно, никто из детей митоз не знает, а потом при поступлении в медвуз вдруг тема митоз появляется на вступительных экзаменах и большинство детей проваливается. Кроме тех из элиты, кто подсуетился и заплатил репетитору, близкому к медвузу. Остальные не поступают, и не подкопаешься! Большинство, окончившее итальянскую школу, предметы в полном объеме не осваивает. Приходящие к нам аспиранты никогда не видели изображения митохондрий и ядра.
Математики два часа. Химии и физики практически нет. Все урывками. Зато учат этнографию. Учат некий эпос, близкий к древнегреческому, заучивая его наизусть.
Итальянскую литературу заменили Шерлоком Холмсом. Школьники учат итальянскую литературу, читая перевод на итальянский Шерлока Холмса! Как-то мы года четыре искали на-итальянском Чиполино, потом нашли в Милане...
Истории один час в неделю и то - вперемежку с неким обществоведением, и учат не то, что, скажем, открыл Галилей, а как звали его дядей и теток. Не историю Великой римской империи, а сколько детей было у Карла Великого. Советские школьники знали, что именно открыл Галилей, а итальянские этого не знают, но зато знают, сколько у него было детей и дядей.
Практически нет современной или близкой к современности истории. Даже историю Италии 20-го века учат едва-едва. Много истории Древнего мира с деталями, которые в России и в ВУЗе не учат. В СССР школьники проходили историю Древнего мира в 5 классе, и этого хватало для жизни. Но историю Родины - России - проходили очень подробно (не древних славян, а именно историю России и СССР). Здесь школьники учат до умопомрачения историю Древнего мира. Моя дочь знает всех 7 царей Рима, но не знает, что произошло в 1922 году в Италии.
Предмет истории в Италии либо предельно сокращен, либо предельно политизирован. Есть вопросы в тестах по истории для поступления в медвуз о том, какие сериалы идут по местному телику. На кого похож Гитлер из нынешних политиков. (Правильный ответ - на Лукашенко). Я купил учебник истории Италии. Там 1922 года (год взятия фашистами власти) просто нет. Есть 1921 и 1923, а 1922 нет. Зато мы с трудом вспомним Карла Великого, а школьники в Италии знают, что он имел 10 детей. Не особенности его царствования, а сколько у него было детей!
Поэтому итальянцы свято верят телевизору.
Высшее образование ребята получают обычно с 18-19 лет. Система высшего образования в Италии включает в себя два сектора: университетский и неуниверситетский. Система высшего образования Италии представлена университетами, техническими университетами, университетскими колледжами и академиями. Неуниверситетский сектор высшего образования в Италии включает два основных направления: образование в области искусств (школы дизайна Италии, академии изящных искусств, консерватории), и профессиональное образование, находящееся в ведении местных властей.
В университетах Италии обучается подавляющее большинство студентов. Всего в Италии 47 государственных университетов и 9 независимых, имеющих государственную лицензию. По окончании выдается диплом специалиста или степень доктора. (Италия - страна ?1 в мире, куда приезжают за дипломом в дизайне и моде).
Учебный год разбит на два семестра: первый начинается в начале октября, а второй - в начале марта. В течение года бывает три сессии, и каждый студент сам решает, когда и какие экзамены ему сдавать (за исключением некоторых обязательных на каждом факультете), так как студенты имеют право на свой индивидуальный план обучения.
Посещение занятий обязательно, и студенты даже отмечают дни посещения лекций и семинаров в своих зачетках. По завершении курса любого уровня учащиеся защищают дипломную работу. Основу оценки за нее составляет среднее арифметическое результатов всех сданных студентом экзаменов. В зависимости от выступления испытуемого на защите комиссия может понизить либо повысить конечную оценку. Если же вы не уложились с экзаменами и дипломом в срок, то можете учиться еще столько, сколько потребуется. Девиз студента: "Не сдал - всегда пересдашь".
Очень важное отличие от нашей системы образования - это отсутствие экзаменационных билетов. Экзамены бывают письменные и устные. Литература, история, лингвистика, филология обычно сдаются устно на итальянском языке. В Италии каждый экзамен требует огромной самостоятельной подготовки, поскольку на лекциях дают лишь небольшую порцию того, что вы должны знать о предмете. Справляются с экзаменами далеко не все: до диплома доходят лишь три человека из десяти поступивших.
После трех лет практики по специальности выпускник университета в Италии может поступить в докторантуру. Для этого нужно пройти вступительный тест. Те, кто успешно с ним справляются, получают стипендию на обучение в Италии. Докторанты обычно ведут исследовательскую работу в разных университетах в Италии и за рубежом. Защитившиеся получают степень доктора.
Медицинское образование в Италии имеет три степени. Чтобы получить первый диплом, соответствующий уровню "бакалавра", необходимо учиться шесть лет. Следующая степень обучения, которая соответствует "магистерской", длится три года. После трех лет работы по специальности выпускник любого университета может сдать вступительный тест и поступить в докторантуру. В случае успешной сдачи можно получить стипендию и вести исследовательскую работу в различных ВУЗах. Те, кто сможет защититься, получают степень доктора наук.
Из всех предметов в медицине (лор, глазные, ортопедия, детские инфекции и др.) в Италии только 2 обязательных. Гистология факультативна, хотя паталогоанатомия без гистологии нуль. По сравнению с русскими врачами немецкие и итальянские врачи являются малообразованными. Например, при посещении музея анатомии некоторые и них путали шейное сплетение спинного мозга с блуждающим нервом.
К лучшим университетам в сфере медицины можно отнести Университет Падуи и Университет Салерно.
Интересно, что все итальянцы убеждены, что изучение древнегреческого и латинского "открывает им глаза", даже если они сами и не изучали эти языки. Оказывается - главным, что надо знать современному человеку, является латынь и древнегреческий!
За двадцать лет качество образованности итальянцев резко упало, но они продолжают считать, что можно штудировать дифференциальное исчисление или систему времён древнегреческого языка. Для практических потребностей пользы одинаково мало, но для формирования определенного способа мышления и приобщения к определённому культурному кругу - одинаково.
Это не нынешние итальянцы выдумали, этой системе уже несколько сотен лет. Так учили и Лейбница, и Пушкина...".
На что хочу обратить внимание. То, что "лучшее европейское образование" для реальной жизни изначально бесполезно в значительной своей части, это понятно, но обратите внимание и на то, что даже полезную его часть, скажем, арифметику, не учат применять в жизни. Заучивается система слов и символов, а сколько будет шесть раз по полтора, скажет калькулятор.
Лебоновределатинскогообразования
В подтверждение приведенных выше мыслей о том, что система европейского образования стара и негодна, и что итальянцы, благодаря такому образованию, свято верят телевизору, приведу цитаты из книги француза Г. Лебона "Психология народов и масс", кстати, впервые изданной в России в 1898 г.
Я дам из этой книги с сокращением главу "Образование и воспитание" и, хотя эта глава прямо по теме педагогики, похоже, Лебон, за небольшим исключением, именно на педагогов никакого впечатления не произвел. Но думаю, что в этом виноват не Лебон, а педагоги. Ввиду некоторого анахронизма стиля, я позволил себе выделить ряд мыслей Г. Лебона.
Как видите, то, что латинская система образования ущербна, видели уже 150 лет назад, тем не менее, именно эта система образования захватила весь мир и продолжает совершенствоваться в своей ущербности. Почему??
Потому, что она, во-первых, дает средства к существованию учителям и педагогам, но, главное, она дает звания "умных людей" людям с хорошей памятью или с хорошими репетиторами, возвышая их этим над остальными людьми. Однако латинская система образования в очень слабой мере оказывает влияние на реальные умственные способности народа, скорее, оглупляет народ.
Вот взгляд (уже более чем десятилетней давности) на нынешнее высшее образование во Франции, об умных людях в которой, так пекся Гюстав Лебон полтора века назад. Это взятые из "Науки и жизни" заметки русского профессора математики В.С. Доценко, преподававшего в Париже математику с начала нашего тысячелетия. Дам с сокращением.
И во Франции вы видите точно то же, что и в Италии, - учат частностям, не объясняя, какое отношение это имеет к общему - в чем тут смысл? Учат, вроде, правильному, но не учат применять это правильное в жизни. Это обучение, как способ существования класса учителей и преподавателей. И это образование, как отбор элиты. Но только здесь автор уточнил - именно элита обязана быть тупо послушной, вернее, тупой, а посему и послушной.
И если есть желание получить рабский народ, то это правильно, - именно с тупой элиты начинаются все возмущения. Хотя это и не безопасно для Франции, если учесть опыт с советской элитой.