Смотрицкий Евгений Юрьевич : другие произведения.

Такое неуютное пространство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЧЕЛОВЕК В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ или как нам реорганизовать бизнес-топологию


ЧЕЛОВЕК В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

или как нам реорганизовать бизнес-топологию

  
   Организация пространства в современном мире приобретает первостепенное значение. Нам тесно в природе, нас много в городе, мы толпимся в магазинах и больницах, аэропортах и банках... Нам тесно. Пространство нельзя сделать. Его можно купить и продать, распределить и организовать, но никак нельзя синтезировать. Поэтому в цене оно уступает только времени, ибо время, как и пространство, также можно купить, организовать, распределить, но вот продать обратно - нельзя! Использовал - и все.
   У каждого времени и народа свое восприятие пространства и времени, которое своеобразно отражается в языке. Этническая и историческая психология могут дать этому множество интереснейших примеров. Работы Гачева и Бердяева, Лихачева и Шпенглера, Ахундова и наверняка многих других. Но это сложно. Давайте просто критически и с точки зрения рациональности (удобства) рассмотрим наше деловое пространство. Речь не идет о заводах, где пространство организовано с учетом технологии, эргономики и техники безопасности. Речь не о торговле, где специальные разделы маркетинга посвящены организации торгового пространства и размещению товаров, способствующих увеличению товарооборота. Рассмотрим наши ЖЭКи, собесы, налоговые инспекции, паспортные столы, расчетные службы Горводоканала и электросети, больницы и суды. Выбор почти случаен. Просто исходя из личного опыта, где приходилось бывать. Читатель простить мне ядовитую иронию, сарказм, ибо я уверен, что он стоит в тех же очередях, что и я.
   Начнем с общей характеристики делового пространства города и интерьера организаций. Сначала пример, иллюстрация, тем более, что концепций, идей и мыслей, просто нет в действительности. Итак. Захожу в Горводоканал (ул.Красная, 21 А). При входе снаружи таблички нет, но ничего: спросил, уточнил, зашел. При входе внутри стенд с указателем комнат, где принимают посетителей. И это хорошо, но жаль только, что они не соответствуют реальным номерам комнат, в которых производится прием граждан. Кстати, то же самое в Бабушкинской налоговой инспекции... Но это мелочи. Внутри здания, после двух-трех тыков-мыков разберемся. Хуже другое: наш район и еще пять из восьми здесь не принимают вообще. Наш район, Бабушкинский, принимают на 12-м квартале, всего одна пересадка на трамвае, всего за 1грн. 20коп. в 2 конца. На 12-м квартале висит другое объявление: жителей частного сектора принимают в начале проспекта Героев Сталинграда, т.е. одна остановка на трамвае от Горводоканала. Что меня обрадовало, так это то, что я не из частного сектора. Жаль, правда, что ЖЭК не предупредил, где принимают наш район, а заодно и о том, что при себе для сверки платежей необходимо иметь квитанции за последние три (!!!) года. Это не все. Прием посетителей ведется в 3-х комнатах. Естественно, входить нужно по одному и двери - закрывать. Задать вопрос некому, а их много, ибо без, простите, 0,5л не разберешься. Оказалось, что сверка платежей на самом деле только в одной комнате. В другой - прием документов от льготных категорий населения. Что в третьей комнате - я разобраться не успел. Мне хватило того, что документы на льготное пользование услугами я могу сдать и в той комнате, где производится сверка, но только при наличии квитанций за указанный период. Поскольку работая до 17-00 граждан принимают только до 16-00, а на переезды и выяснения ушло 3 часа и было уже 14-00, да при том, что принимают по 2, от силы 3 человека в час при наличии 10 в очереди - я решил , что мой "рабочий" день с честью завершен. А еще я решил, что теперь меня будут искать, ко мне придут, чтобы объяснить сколько я должен платить за услуги , а я пока буду платить так, как понял сам. Тем более, что еще с Горгазом нужно познакомиться. Где он?.. Я собирался на Исполкомовскую, но в очереди Горводоканала мнения разделились: один говорит на Тополь (какой?) нужно, другая - на Титова...
   Я надеюсь мне удалось донести до читателя абсурд организации, "организации", простите - дезорганизации делового пространства. Все стихийно. Все - непродуманно. Все - в неприспособленных помещениях. Где наши архитекторы и дизайнеры, психологи и специалисты по эргономике, санитарные врачи и пожарники, специалисты по технической эстетике и менеджеры. У семи нянек...
   Как правило, вместо зала ожидания - коридор, в котором и стоять, и сидеть, и проходить - трудно. А если нужно что-то написать - так это просто пытка: если даже есть стол, так до него трудно добраться, еще труднее сесть. Пример - паспортный стол Красногвардейского района (кстати, несколько месяцев назад зачем-то сняли доску с регламентом работы). Немного просторнее в Бабушкинском паспортном столе, но не намного. Да и какая разница. Ведь паспортный стол, как и родину - не выбирают.
   Кто мне объяснит, почему все окошки, через которые иногда приходится общаться с должностными лицами разных служб, расположены так, что приходится либо сгибаться в три погибели, либо стоять на цыпочках, а если нужно что-то подписать - так просто нечем и не на чем: окошко, и все. Освещение, как правило, тоже не предусмотрено. Зайдите на Ленинградской в Горэлектросеть или, к примеру, в Инвентаризационное бюро на К.Маркса, 56.
   Почему всевозможные бланки, квитанции и т.п. нужно просить, а не брать свободно в удобном месте, где легко взять, удобно сидеть, и есть чем писать. Почему на многих бланках старые реквизиты или таковые отсутствуют вообще, хотя без них - это уже не то, чем "их" называют...
   Заглянем в больницу. Меня больше всего добивают туалеты в хирургии и травматологии. Не в том дело, что они какие-то особенные. Как раз наоборот: стандартные. Стандартно плохие. Как перекошенные после операций, часто на костылях, люди должны проходить в узкие, я бы сказал даже зауженные, двери туалетов - не знаю. А подготовка к операции с обязательной очисткой кишечника. Часто ситуация, как в анекдоте: "Баня, через дорогу - раздевалка". С одной разницей: в бане - здоровые, в больнице - больные. Известное мне исключение - Первая хирургия Железнодорожной больницы. Что ж, исключение подтверждает правило.
   Собес... Это странное слово... А уж сам объект, который оно обозначает - мрак. Зайдите в новый Красногвардейский собес, или в старые Жовтневый и Бабушкинский. Мало того, что толпы, иногда торчащие "хвостами" на улице, так это толпы стариков и больных! Нужны комментарии?! В разные кабинеты одного и того же собеса нужны одни и те же справки, которые приходится брать в разных местах города по несколько раз. Ведь очередь занимаешь в каждый кабинет отдельно. В следующем кабинете все начинается сначала. Кабинеты, их сотрудники, между собой по делу не общаются... Может это и оправдано как-то, да только вспоминаешь Библию: "И живые будут завидовать мертвым...".
   Заглянем в ЖЭК. В мой ЖЭК, которым я "пользовался" 20 лет. Люди толпятся в тесном коридоре, стульев нет. Стоят вдоль стены, которая отделяет этот коридор от ... огромной пустой комнаты. Эта пустая комната - место ожидания перед комнатушкой паспортистки. И так 20 лет. Толпа рядом с пустым холлом... Но и это не все. Почему в одном государстве, в одном городе, в одном правовом пространстве разные ЖЭКи выполняют разные функции. Примеры, как вы понимаете, есть, но стоит ли их приводить.
   Как видим, организация делового пространства - будь то организация пространства в масштабе города или просто рабочего места - чуждое для нашей души дело. Чем это объяснить - не знаю. Скорее всего безалаберностью и наплевательским отношением к самим себе. Ни иностранцы, ни президенты и бывшие генсеки здесь ни при чем. И традиция вроде бы другая. Зайдите в старые корпуса Национальной горной академии Украины, даже в Транспортный институт (ДИИТ). Просторные коридоры, лестницы. Но уже другой дух в новых корпусах той же Горной академии, Агроуниверситета...
   Есть, конечно, и исключения, и веяние нового времени. Например, пункт приема платежей банка Аваль на пр.К.Маркса, 64. Просторно, светло, даже когда большая очередь. И стойка на нужном уровне, и ручка есть. Правда всегда обескураживает вопрос охранника при входе: "Куда идете?". Так и хочется переспросить: "Что, браток, забыл где работаешь?".
   А наши очереди с их вечной неразберихой, психологической напряженкой..."Стояли-нестояли"... Как просто с этим в Америке. В аэропортах, банках, например, пространство перед стойками со служащими разделено ленточкой или цепочкой этаким "лабиринтом", "змейкой". Все стоят в затылочек (да да, там тоже бывают очереди), и когда подходит очередь - идут к первой освободившейся стойке. Три очереди к трем стойкам (а вдруг где-то быстрее) никто нигде не занимает. Или другой вариант организации очереди. Среди зала ожидания стоит барабан (кассета) с бумажной лентой, на которой отпечатаны номерки. Зашел, оторвал и жди, когда вызовут. Все. Никаких вопросов. Но если вдруг возникнет, то не надо всей очереди объяснять, что "я только спросить". Для этого есть либо специальный служащий, либо полицейский.
   "К чему все эти песни?" - уже вправе спросить утомленный читатель. Пора отвечать. Если коммунальные службы города хотят получит с населения платежи за оказанные услуги, то для начала пускай организуют нормальный прием этих платежей. Я удивляюсь, что у нас еще кто-то за что-то платит. Нужно быть здоровым богатым безработным, чтобы отдать свои деньги. Больному и работающему это сделать уже трудно, а бедному - нечего отдавать. Уважать себя надо народу, работать надо менеджерам, заинтересованное ответственное лицо по каждому делу должно быть и контроль над ним (заинтересовать можно либо прибылью, либо наказанием). Тогда не будет совершенно нелепых затрат социально значимого рабочего времени, и платежи легче будет осуществлять (ведь хочу отдать, и не могу!), и сверхнапряжения сил не потребуется для стандартных ежемесячных дел. Многое можно делать по почте. Она ведь не только для рекламы и предвыборных поздравлений с 8 Марта от кандидатов... Да и компьютер нужен не для того, чтобы в тетрис играть, а для удобства, реорганизации бизнес-пространства и экономии времени.
   Бизнес-топология города и офиса скорее психологическая, чем финансовая и физическая проблема. Ее решение - достойное направление деятельности в русле реализации программы "Днепропетровск-2010".
  

Евгений Смотрицкий

Газета "Бизнес-Время",
2000 г.

Днепропетровск


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"