Смотрицкий Евгений Юрьевич : другие произведения.

Чего боится украинский учитель?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Комментарий к online-опросу издательства ПЛЕЯДИ (http://www.pld.org.ua/)


   Смотрицкий Е.Ю.
  

Чего боится украинский учитель?

Комментарий к online-опросу издательства

ПЛЕЯДИ (http://www.pld.org.ua/)

  
   Предложенная для вопроса тема весьма интересна. Ввиду незначительного количества ответов, да и отсутствие дифференцированности по многим важным параметрам (возраст, пол, стаж, преподаваемый предмет, регион, местность и т.п.) трудно делать валидные выводы. Тем не менее, информация к размышлению есть. Позвольте выразить по этому поводу некоторые соображения
  

СТРАХ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ НЕРАЗДЕЛИМЫ

(Адорно)

  
   Эти слова выдающегося немецкого мыслителя звучат несколько странно и вызывающе, но, тем не менее, они имеют под собой глубокие основания. Его соотечественник Освальд Шпенглер считал страх ещё более широким человеческим феноменом. Он говорил: "Животные боятся каждой опасности в отдельности, а древний человек дрожал от страха перед всем миром". Т.е. человек как особое существо, наделённое разумом и в то же время лишённое многих "защитных и наступательных" средств, которыми обладают животные, и боится иначе. Цивилизация же, предоставляя в распоряжение человека множество защитных механизмов как от природы, так и от другого, чужого, человека, симметрично порождает и новые, цивилизационные опасности. Очень ярко их сформулировал Иван Антонович Ефремов: "За городскую жизнь к человеку приступают четыре неминуемые расплаты. За безделье, малость личного труда - шизофрения, за излишний комфорт, леность и жадную еду - склероз, инфаркт, за переживание срока, на какой рассчитан наследственностью данный индивид, - рак, за деторождение как попало, за беспорядочные браки по минутной прихоти, за безответственность в таком важнейшем вопросе, как будущность собственных детей, - расплата - плохая стойкость детей к заболеваниям, наследственные болезни, кретинизм, уменьшение умственных и физических сил потомства".
   Учитель как профессия выделяется в особую социальную функцию именно на стадии цивилизации. Учитель - это матрица культуры, специально предназначенная для трансляции знаний от поколения к поколению. Эта особая роль определяет и особое место и, увы, сильную зависимость от общества. Особо остро эта зависимость ощущается в условиях города. Об этом хорошо сказал тот же Ефремов. По его мнению, городского человека всегда преследует страх потерять работу.
  

СТРАХ ЕСТЬ ОЖИДАНИЕ ЗЛА

(Зенон Элейский)

  
   Зенон Элейский знаменит своими апориями: Ахиллес и черепаха, Стрела и другими. Но и в этом высказывании видна его гениальность. Кратко и точно. Так если учитель боится, то какого же зла он ожидает?
   Примерно 11% учителей боится директора. Трактовать можно эту цифру как угодно, но одно, пожалуй, бесспорно - есть учителя, которые восприимчивы к административному давлению, что помимо стандартных, законных обязанностей к ним могут быть предъявлены особые, может даже и необоснованные требования. Вот их, пожалуй, и опасаются. Но директор - не самодур, он тоже действует в правовом поле. И такие опасения носят скорее психологический характер.
   Примерно такой же процент учителей боится родителей. Эта цифра несколько удивляет, т.к. непонятно, какого зла ждут от родителей учителя. Безусловно, есть скандальные люди, есть родители, завышающие оценку своих чад и требующие для них "справедливых" оценок. Есть богатые родители, которые считают, что если уплачены деньги за образование, то оценки должны быть соответствующими уплаченной сумме. Об этом грустно говорить, тем более, что у таких неадекватных родителей скорее всего и дети такие же. Но такой феномен есть в нашей жизни. И тут уж нормальный учитель боится и родителя, который платит школе, и директора, который заинтересован в таких родителях и не заинтересован в нормальных учителях.
   ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Я КАК РОДИТЕЛЬ. Из своего родительского опыта мне вспоминается только 2 конфликта. Оба случая были связаны с явно неадекватным поведением учителей. Один раз я решал вопрос прямо с учителем, которого попросил объяснить и его требования, и что делать моему ребёнку. Не припомню, чтобы мы что-то специально делали, но конфликт как бы сублимировался. Второй раз я обратился к классному руководителю. Я был агрессивно взволнован, т.к. ребёнка без причин просто не аттестовали в четверти по одному предмету. Я видел, что моё волнение передалось учителю и мне до сих пор несколько неловко, ибо классный руководитель ни в чем не был виноват. Но ведь впрыск адреналина не проходит бесследно!
   Болезненное отношение к аттестации, судя по опросу, испытывает также примерно 11% учителей. И это понятно. Мне лично эта цифра кажется даже заниженной, поскольку успешная аттестация требует не только высокого педагогического мастерства, владения своим предметом, контакта с детьми, но и массы формальностей и психологического контакта с ... аттестационной комиссией. Т.е. и сугубо формальные (объективные) требования, и чисто субъективные причины играют значительную роль. Тут уж царство социальной психологии малых групп и коллективов. Есть формальные и неформальные лидеры, есть мальчики (и девочки тоже) для битья, есть отверженные, есть непризнанные. На мой взгляд - есть чего опасаться. А главное - в конце концов, аттестация - это деньги!
   Очень большой процент учителей - более 14% - боится увольнения. Страх остаться без зарплаты, какой бы она ни была маленькой, понятен. Как не вспомнить приведённую выше мысль И.А. Ефремова о вечном страхе горожанина! Но каковы могут быть истинные объективные причины - это вопрос. Демографический провал 90-х годов безусловно снизил спрос на учителя. Но и падение престижа профессии, привело к мощному оттоку кадров из школы. Может читателю покажется парадоксальным, но этот страх учителей я оцениваю положительно: боится - значит ценит!
   Теперь мы подошли к самой важной, самой большой и поэтому шокирующей цифре - почти 19% учителей боится учеников! Какими бы ни были причины - цифра удручает. Римский поэт I до н.э. Публий Сир говорил, что "любовь несовместима со страхом". Какую бы любовь не имел ввиду поэт, можно утверждать, что если учителя побаиваются, то значит они и недолюбливают. Но, подозреваю, учителя боятся не без оснований! Дело не только в том, что в США ученики регулярно устраивают кровавые расправы. И не в том, что это ширится по планете, если вспомнить недавнюю трагедию в Финляндии и несколькими годами ранее трагедию в Германии. Я не говорю о предотвращенном в ноябре теракте, который готовили школьники Кёльна. Это крайние, экстремистские случаи. Но в целом мы вынуждены констатировать, что мир сильно изменился, чуть ли не вывернулся на изнанку. Моя Учительница Штеменко Валентина Андреевна (1934-2004), преподаватель химии, заслуженный учитель республики, говорила просто и кратко о детях, которые учились после меня, примерно в конце 1970-х: "Дух не той!". Раньше самое страшное для ученика было требование привести в школу родителей. Сегодня, пожалуй, наоборот: в случае чего ученик пригрозит привести папу (конечно, если он у него есть...).
   ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИ. Я КАК УЧИТЕЛЬ. В мою бытность преподавателем ПТУ со мной произошел неприятный инцидент. В ответ на моё требование не мешать проводить урок ученик встал и направился к выходу. В дверях остановился, обернулся и сказал: "Тут уже был один такой. Похоронили недавно!". И ушел. Потом были разговоры с администрацией, с отцом, извинения в присутствии класса. Инцидент был исчерпан, и даже осадка не осталось. Парень был не злой и не глупый. Но позволил он себе такое поведение явно не от большого ума. В таком тоне непозволительно разговаривать ни учителям, ни детям. Никому! Были и другие инциденты. Ни один случай я не оставлял без решения в общую пользу: нормализации человеческих отношений. Как говорится, будешь горьким - выплюнут, будешь сладким - слижут. Но и безвкусным, безучастным быть нельзя!
   Любопытно пишет в своей "Исповеди" Аврелий Августин о нравах учеников своего времени: "Я решил отправиться в Рим... ...причиной были рассказы о том, что учащаяся молодёжь ведёт себя в Риме спокойнее, что их сдерживает строгая и определённая дисциплина, и они не смеют дерзко и беспорядочно врываться в помещение к чужому учителю: доступ к нему в школу открыт вообще только с его разрешения. В Карфагене же, наоборот, среди учащихся царит распущенность, мерзкая, не знающая удержу. Они бесстыдно вламываются в школу и, словно обезумев, нарушают порядок, заведённый учителем для пользы учения. С удивительной тупостью наносят они тысячу обид, за которые бы следовало по закону наказывать, но обычай берёт их под своё покровительство". Мы много говорим об общечеловеческих ценностях. Но есть ведь и общечеловеческие мерзости! И они не зависят ни от страны, ни от эпохи! Откройте Библию на любой странице! О чём там речь? Грешен человек, грешен...
   Это ненормально, если учитель боится ученика. А как должен относиться ученик к такому учителю? Ученик должен бояться учителя, но не как врага, а как старшего, обладающего авторитетом человека, которому необходимо подчиняться, ибо это на пользу подчиняющемуся, ребёнку. Но в наше либерально-демократическое время, в нашу эпоху постмодерна размыты все нормы культуры. В головах царит полная сумятица. Игра в демократию, обильное использование демократической риторики ничего не решает, если не работают необходимые механизмы. Реальность же требует своего! Не бывает культуры без культивирования, без культивируемого и культивирующего! А вся активность вокруг защиты прав ребёнка вызывает досадное недоумение. Проводятся конференции, принимаются нормативные документы, читаются лекции и... никому нет дела до массовой беспризорности. Зато возникает опасность использовать пустую риторику, демагогию против нормального учителя.
  
  

Я НИЧЕГО НЕ БОЮСЬ, ПОТОМУ ЧТО НИЧЕГО НЕ ИМЕЮ

(Поговорка)

  
  
   Примерно 22% опрошенных (на 30.11.2007) утверждают, что ничего не боятся. Ну что ж. Разные есть люди и по разным причинам могут так отвечать. Кто-то ещё не знает, чего или кого нужно бояться, кто-то уже перебоялся и дальше уже некуда. Трудно сказать. Просто напомню им слова французского драматурга XVII века Пьера Корнеля, что "кто презирает страх, тот просто возгордился". Откровенно говоря, причина может быть и весьма прозаической: нечего терять, а значит и нечего бояться. Низкая зарплата и престиж, тяжелый труд, политическая неопределённость и связанная с ней психологическая напряженность. Всё это не добавляет оптимизма и гордости за профессию учителю.
  

МНОГИХ ДОЛЖЕН БОЯТЬСЯ ТОТ, КОГО МНОГИЕ БОЯТСЯ

(Публий Сир)

  
   10% учителей ответили, что все боятся их. Они наверное не знают приведённого выше высказывания Публия Сира. Если речь идёт о страхе Божием - то ладно, а если учителя боятся как самодура - печально. Я больше чем уверен, что те, кто ответил, что все боятся их, отнюдь не Божий страх вызывают. Известный московский учитель химии, писатель, переводчик и историк науки З. Е. Гельман в одной из своих книг написал, что учитель может делать на уроках всё, что угодно, ибо это принципиально не проверяемо. Думаю, что в его словах есть большая доля истины. Но такие учителя, как он - яркие, активные, неугомонно творческие, используют эту возможность во благо, а посредственные - во зло.
  

... ИНОГО СЛЕДУЕТ СТРАШИТЬСЯ И, ЕСЛИ СТРАШАТЬСЯ, СКАЖЕМ, БЕССЛАВИЯ, ЭТО ПРЕКРАСНО, А ЕСЛИ НЕТ, ТО ПОСТЫДНО...

(Аристотель)

  
   Есть вещи, которых должен страшиться любой нормальный человек, а учитель - в особенности. Чего же в первую очередь должен бояться учитель? Он должен бояться справедливых упрёков. Он не должен давать для них повода. Это относиться ко всем сферам поведения и деятельности учителя: некорректное отношение к ученикам и коллегам, выделение любимчиков и наоборот, личные просьбы, переходящие границы приличия. Естественно очень важна компетентность учителя. Он должен бояться того, что какой-то ученик может знать больше его. На первый взгляд смешное требование. Но в наше время взрывного распространения технических достижений это реальность. Учитель должен бояться не иметь авторитета! И последнее - учитель должен бояться, что ему когда-нибудь может стать стыдно за своих учеников.
  
   Kaiserslautern,
   29.11.2007-02.12.2007
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"