A priori
|
|
Нечто известное как истинное или ложное до опыта. Это понятие противоположно понятию a posteriori - знанию, получаемому из опыта.
|
Абсолют
|
|
Противоположность относительному, обусловленному или зависимому. Представление об абсолюте восходит ко временам досократиков. Для Платона абсолютом являлись идеальные формы. Для других философов эта идея была связана с божеством. Некоторые мыслители-рационалисты, такие как Спиноза, считали, что абсолют должен быть всепоглощающим принципом и истинным источником всей действительной реальности, и также считали философы-идеалисты (смотри идеализм), наиболее ярко Гегель.
|
Агент
|
|
Личность, субъект, который действует, желает и решает в противоположность к субъекту, который знает.
|
Агностик
|
|
Некто, считающий невозможным доказательство бытия Бога, но не отрицающий возможность существования Бога.
|
Агностицизм
|
|
Вера в то, что не может быть дано доказательств существования Бога, поскольку идея Бога, а также души, бессмертия и первопричины, лежит за пределами человеческого понимания, которое может охватывать лишь мир естественных феноменов.
|
Аналитическая философия
|
|
Философский подход, идущий от эмпиризма Локка и Юма, который подчёркивает логику, внимание к языку и простоту аргументации и стремится сделать ясными концепции, теории, идеи и методы. Многие американские и британские философы ХХ века восприняли этот подход охотнее, чем продолжать заниматься метафизическими размышлениями и системными построениями континентальной философии.
|
Атеизм
|
|
Абсолютное отрицание и неверие в существование Бога или богов.
|
Атомизм
|
|
Теория Демокрита и Эпикура, среди других, которая утверждает, что весь мир состоит из мельчайших, неделимых и неразрушимых частиц.
|
Бихевиоризм
|
|
Направление в психологии, наиболее основательно разработанное и защищаемое Б.Ф. Скиннер (B.F. Scinner), которое сосредотачивается исключительно на наблюдаемом поведении, исключающее все субъективные феномены, такие как эмоции, воспоминания и мотивы.
|
Валидность, обоснованность (Validity)
|
|
Свойство аргументов. Аргумент является валидным, если его вывод является неизбежным результатом его предпосылок, даже если вывод является ложным вследствие ложности предпосылки. Другими словами, аргумент может быть логически валидным даже если его вывод является ошибочным.
|
Верифицируемость
(Verifiability)
(поддаюаемость проверке, доказуемость)
|
|
Свойство утверждения или суждения, которое позволяет нам проверять, используя эмпирическое свидетельство, является ли оно истинным или ложным. В ХХ веке многие логические позитивисты и эмпирики превратили верифицируемость в требование, предъявляемое к знанию. Однако, поскольку некоторые утверждения или даже законы верифицируемы, то были и другие, которые приводили доводы против верифицируемости как теории доказательства и смысла.
|
Всеобщее (Universal)
|
|
Свойство, относящееся к каждой части специфического класса или общая идея, которая может быть применена ко всем членам группы: например, поскольку все холодные предметы проявляют "холодность", то "холодность" была бы всеобщим свойством всех холодных предметов. В средние века философы, которые считали, что "холодность" существовала сама по себе, назывались "реалистами" (смотри Реализм). Те, кто утверждал, что такие свойства в действительности не существовали, назывались "номиналистами" (смотри Номинализм).
|
Гипотеза
|
|
Теория, которой придерживаются , поскольку она кажется истинной, но ещё не подтверждена и не опровергнута её истинность или ложность экспериментальной проверкой или опытом. Часть научного метода.
|
Дедукция
|
|
Форма аргументации, в которой результат логически и необходимо следует из предпосылок, переход от общего к частному. Примером могло бы служить: "Если все люди рождаются, то Платон как человек, также, должно быть, был рождён". Это признание факта, что дедукция является истинной. Её противоположностью была бы Индукция.
|
Детерминизм
|
|
Представление, согласно которому всё, что случается, случается по необходимости, каждое событие является неизбежным, следовательно необходимым, результатом его определённых, предшествующих причин, которые сами были необходимым результатом ещё более ранних причин. Цепь причин и следствий могла бы рассматриваться как определённая Богом или законами природы. В науке, всецело механистический взгляд является детерминистическим. В древнем мире и в христианской идее предопределения идея судьбы является строго детерминистской. Смотри Каузальность (Causality)
|
Диалектика
|
|
Греческий термин, первоначально использовался для описания сократовского метода, согласно которому спор и рассуждение принимали форму диалога. Для Гегеля и Маркса диалектика интерпретируется как метод, в соответствии с которым противоречие между тезисом и антитезисом разрешается в синтезе, который включает элементы от каждой из противоположных позиций.
|
Дуализм
|
|
Представление, согласно которому реальность состоит из двух основных и принципиально отличных составных частей, как противоположность монизму, который понимает реальность как состоящую только из одной субстанции. Дуализм Декарта, пожалуй самый известный, выдвигает точку зрения, что материальная субстанция и мыслительная деятельность (мышление, размышление etc.) связаны друг с другом, но являются отдельными, непохожими и существенно различными.
|
Естественное право (Natural Law)
|
|
Право считали естественным в том смысле, что оно выводилось из природы и поэтому рассматривали как обоснование универсальных моральных норм, которые являются обязательными. Естественное право часто связывалось с божественным законом, с разумом как арбитром. Его противоположностью является позитивное право (positive law), то есть права, установленные отдельными обществами. Хороший пример идеи естественного права дан в в начале "Декларации независимости" Соединённых Штатов Америки:
"Когда ход событий приводит к тому, что один из народов вынужден расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее Творца, уважительное отношение к мнению человечества требует от него разъяснения причин, побудивших его к такому отделению.
Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью"?.
|
Идеализм
|
|
Философский подход, согласно которому эмпирический мир не существует независимо от человеческого сознания и, следовательно, может быть познан только согласно нашим представлениям о нём. Его противоположностью является Материализм.
|
Индукция
|
|
В противоположность дедукции индукция совершает вывод от отдельных случаев к общему принципу. В отличие от дедукция индукция не ведёт к необходимо истинным результатам.
|
Инструментализм
|
|
Прагматическая теория, в которой идеи, такие как научные теории, являются инструментами, которые функционируют как руководящие принципы к действию и служат решению вопросов в реальном мире. Их истинность и ценность определяются, скорее, их успешностью в предоставлении нам возможности действовать, решать проблемы и предсказывать результаты.
|
Интуиция
|
|
Форма ясного, концептуального знания, которое не опирается на разум или извлекается прямо из сознания. Например, мы могли бы сказать, что имеем интуитивную или врождённую идею о Боге, красоте или правосудии.
|
Категория
|
|
В философии категории являются наиболее общей группой понятий, с помощью которой могут быть классифицированы факты. Категория, таким образом, является нередуцируемым и фундаментальным понятием, которое может быть применено к другим понятиям и объектам. Аристотель и Кант , каждый по своему, попытались дать полный список категорий, который включал, среди прочих, сущность, отношение, место, время, страдание и действие.
|
Киник (Cynic)
|
|
Член древнегреческой философской школы киников, в которой добродетель рассматривалась как единственное благо, а самообладание - как единственное средство достижения добродетели. Киники не только продемонстрировали полное пренебрежение к удовольствию, но также выразили полное презрение к человеческим стремлениям, предпочитая придираться к большинству людей за недостаток у них добродетели. Диоген был пожалуй самым знаменитым киником.
|
Концепция, общее представление (Concept)
|
|
В философии концепция может означать идею, мысль, разновидность мысли или даже значение термина, хотя концепция главным образом используется в её самом общем применении. Например, иметь концепцию (идею) стола означает, что можно было бы 1) отличать стол от любой другой вещи и 2) что о столах можно было бы неким способом размышлять.
|
Космогония
|
|
Изучение происхождения и развития космоса.
|
Космология
|
|
Изучение целого космоса как всеобщей совокупности феноменов в пространстве и времени.
|
Логика
|
|
Раздел философии, который изучает природу рациональной аргументации, сосредотачиваясь на принципах рассуждения, структуре утверждений и методах и законности дедуктивных рассуждений.
|
Логический позитивизм
|
|
Точка зрения, что философия должна основываться на наблюдении и что суждения только в такой степени являются значимыми, насколько они могут быть проверены опытным путём. Он является противоположным всем типам метафизического рассуждения.
|
Материализм
|
|
Точка зрения, что в действительности существуют только материя или материальные вещи. Другими словами, не существует ничего, кроме материи, одним из следствий чего является сведение на нет возможного существования Бога или богов. Материализм противоположен идеализму, согласно которому дух должен быть источником объективной реальности.
|
Метафизика
|
|
Раздел философии, занимающийся главными принципами, в особенности бытия (онтология) и познания (эпистемология), а также первичной основой того, что существует. Центральными для метафизических размышлений являются все традиционные вопросы философии, такие как: происхождение жизни, природа сознания и реальности, и смысл таких понятий как время, пространство, причинность и свободная воля, среди прочих.
|
Методология
|
|
Система принципов, приёмов и процедур, которые используются в специфических областях знания. Например, в то время как исторические, философские и научные методологии могли бы сближаться, они значительно отличаются от других методологий.
|
Мистицизм
|
|
Вера в существование фактов за пределами интеллектуального или чувственного восприятия, которые также присущи "бытию" и непосредственно доступны благодаря субъективному опыту. "Единое" Плотина могло бы быть примером такой реальности.
|
Монизм
|
|
Представление, что реальность является унифицированным целым и что все существующие вещи выводятся или могут быть описаны простой идеей или системой. Что касается людей и отношения между сознанием и телом, в согласно этого представления оба могли бы рассматриваться как подобные сущности, образованные из одной и той же субстанции. Его противоположностью является дуализм.
|
Натурализм
|
|
Теория, согласно которой универсалии не являются реальностью и не существуют в мире, а скорее являются словами и именами феноменов.
|
Онтология
|
|
Раздел философии, который рассматривает природу бытия.
|
Открытое общество
|
|
Это понятие впервые было предложено Французским философом Анри Бергсоном и далее развито Австрийским философом Карлом Поппером. Философски говоря, идея открытого общества основывается на признании того, что люди действуют на основании несовершенного знания и что никто не обладает окончательной истиной. Следовательно, лучшей формой социальной организации и управления, как утверждал Поппер, является плюралистическая демократия, характеризующаяся господством закона, разнообразием мнений, разделением властей и рыночной экономикой.
|
Пантеизм
|
|
Доктрина, которая отождествляет Бога или богов с силами и явлениями (working) природы.
|
Позитивизм
|
|
Теория, предложенная Огюстом Контом, которая ограничивает знание тем, что может быть выведено из наблюдения и постигнуто в пределах науки.
|
Познавательная способность (Cognition)
|
|
Формы познания и восприятия, такие как внимание, память, рассуждение и ощущение (перцепция) (зрительное, слуховое, осязательное), с помощью которых мы обобщаем информацию.
|
Прагматизм
|
|
Разновидность эмпиризма, этот подход, предложенный Ч.С. Пирсом, интерпретирует истину в терминах её практических результатов и как таковой мог бы рассматриваться как теория истины. Если применять к науке, то этот подход считает, что истинность теории зависит от того, работает она или нет. Уильям Джемс применял этот подход для этических оценок и религиозной веры, определяя "истинность" в терминах полезности или выгоды веры или суждения для личной жизни.
|
Причинность или причинная обусловленность
|
|
Связь между причиной и следствием, или отношение между двумя фактами, когда первый воспринимается как причина второго. Обычно отношение между причиной и следствием кажется неизбежным. Однако философы задаются вопросом, почему мы мыслим в понятиях причинности, откуда приходит идея и когда её корректно применять.
|
Рационализм
|
|
Теория, согласно которой разум является основным источником знания и религиозной истины и что тренировка разума лучше, чем эмпиризм (чувственное восприятие), авторитет или откровение обеспечивает действительно веские основания для поступка и веры.
|
Реализм
|
|
В философии, это теория, что универсалии существуют независимо от человеческого сознания и что сущности вещей объективно даны в природе.
|
Свободная воля
|
|
Доктрина, согласно которой люди могут свободно управлять своими собственными действиями, которые не определяются причиной и следствием, Богом или судьбой. Она противоположна Детерминизму.
|
Семиотика
|
|
Учение о знаках и символах.
|
Скептицизм
|
|
Подход, согласно которому невозможно что-либо знать несомненно. Следовательно, абсолютное знание недостижимо, а сомнение является центральным для человеческого знания и опыта.
|
Солипсизм
|
|
Точка зрения, согласно которой реально существует только мыслящий субъект.
|
Стоицизм
|
|
Греческая философская школа, основанная Зеноном из Китиона около 308 до н.э. Стоики считали, что счастье состоит в принятии закона космоса и советовали одинаково спокойно относиться к удачам и невзгодам. Они считали, что люди были бы самыми счастливыми тогда, когда они освободили бы себя от страсти и спокойно воспринимали бы всё происходящее как результат божественной воли.
|
Структурализм
|
|
Философское движение ХХ века, которое имеет большое влияние на антропологию, лингвистику и литературную критику. Следуя сочинению по лингвистике Фердинанда Соссюра, структуралисты придерживались точки зрения, что объекты не должны исследоваться как независимые сущности, а скорее как системы отношений.
|
Сущность (Essence)
|
|
Фундаментальные качества, которые делают нечто именно тем, что оно есть, а не чем-то другим, являются тем, что составляет его сущность. Другими словами, сущность собаки есть то, что делает её собакой, а не кошкой или лошадью. Смотри также Всеобщий (Universal).
|
Схоластика
|
|
Теологические и философские методы и системы средневековой Европы (12-14 века), которые стремились примирить христианство с учением Аристотеля.
|
Сциентизм
|
|
Теория, что исследовательские методы, используемые естественными науками должны быть применимы во всех областях исследования.
|
Тавтология
|
|
Необходимо истинное высказывание, такое как "красное есть красное".
|
Теизм
|
|
Самая определённая вера в то, что единый личностный Бог присутствует в мире, а также трансцендентен ему.
|
Телеология
|
|
Изучение конечных целей, исходя из перспективы, что есть цель жизни и вселенной и, следовательно, также некая разновидность программы или всеобъемлющего проекта, который делает развитие служащим определённой цели и осмысленным.
|
Теология
|
|
Познание Бога и природы религиозной истины. Хотя философия не утверждает существование Бога, её аргументы и методы, тем не менее, имели значительное влияние как на естественное, так и показное богословие многие века.
|
Трансцендентальный
|
|
Нечто за пределами мира чувственного эксперимента. Ни эмпирики, ни прагматики, ни экзистенциалисты не верят в нечто трансцендентальное, такое как Бог или отдельную сферу моральных идей.
|
Утилитаризм
|
|
Этическая теория, предложенная Бентамом и основательно разработанная Дж.С. Миллем, который приводит аргументы в пользу морали, основанной на действиях, которые ведут к счастью. В этой системе действие, которое ведёт к несчастью должно быть морально ошибочным. Из этого следует, что общество должно стремиться к наибольшему счастью.
|
Феноменология
|
|
Философский подход, предложенный Эдмундом Гуссерлем, согласно которому объекты являются скорее объектами опыта, чем независимо существующими сущностями. Этот подход стремится исследовать пути, которыми люди постигают и интерпретируют мир, как они его знают из опыта. С этой точки зрения, реальность является относительной и субъективной.
|
Феномены
|
|
По Платону, вещи как они воспринимаютс чувствами (в отличие от ноуменов как вещей, отражаемых мыслью). По Канту, отличие между феноменами и ноуменами состояло в отличии между вещами как объектами опыта и вещами, как они есть сами по себе, состояние бытия, недоступное человеческому разуму.
|
Философия
|
|
Буквально - "любовь к мудрости". Традиционно философия включала Метафизику, эпистемологию и логику. Современная философия охватывает также политическую теорию, этику, эстетику и философию религии, науки и права. В наиболее общем виде философия могла бы быть описана как строгий, систематический анализ и критическое исследование таких предметов для обсуждения как реальность, природа, время, причинность, свободная воля, человеческое существование, разум, моральная суждение и восприятие (перцепция), среди прочих.
|
Экзистенциализм
|
|
Современное философское направление, которое берёт отдельного человека, обладающего свободной волей и находящегося в абсурдном и бессмысленном мире, как его исходную точку. Экзистенциалисты отстаивают доводы в пользу человеческой ответственности и рассудительности в моральных вопросах, рассматривая индивида как единственного судью его/её собственных поступков, с человеческой свободой, понимаемой именно как свобода выбора.
|
Эмпиризм
|
|
Точка зрения, согласно которой только чувственный опыт является основанием истинного знания. Эмпирик подвергает сомнению любое утверждение, претендующее на истинность, не опирающееся на эксперимент.
|
Эпикуреизм
|
|
Названный по имени греческого философа Эпикура, этот тип моральной философии выдвигает утверждение, что удовольствие, понимаемое главным образом как избегание страдания при выборе интеллектуального удовольствия, должно быть понято как основание для того, чтобы вести этическую жизнь.
|
Эпистемология
|
|
Раздел философии, касающийся природы знания - что и как мы познаём и где пределы человеческого познания.
|
Эстетика
|
|
Раздел философии, который рассматривает природу и выражение красоты, или, в философии Канта, раздел метафизики, касающийся законов перцепции (восприятия).
|
Этика или моральная философия
|
|
Раздел философии, который рассматривает человеческие ценности, начиная с вопросов о том, как следовало бы жить и поступать. Отсюда её сосредоточение на вопросах поведения, долга, ответственности, добра и зла, справедливости и несправедливости.
|