Смолина Алла Николаевна : другие произведения.

4. Калининград. Pобот-кондуктор и робот-астролог

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Моим любимым принцессам

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Подборка архивных данных о Кёнигсбергe и Калининграде:
  
  
  - "Хронология основных событий в истории Кёнигсберга и Калининградской области"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0003.shtml
  
  - "Старые названия улиц и районов Кёнигсберга / Kалининграда, а также областных поселений"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a0.shtml
  
  - "Кёнигсберг. Первые советские переселенцы"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a01.shtml
  
  - "Кёнигсберг глазами первых переселенцев"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a1.shtml
  
  - "Остров Канта. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009ab.shtml
  
  - "Альбертина" в Кёнигсберге - университет им. Канта в Калининграде"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abb.shtml
  
  - "Остров Ломзе (Октябрьский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abc.shtml
  
  - "Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd.shtml
  
  *
  
  Дорогие калининградцы, что-то случилось со страницей и "Ленинский проспект" перешёл на новый адрес:
  
  - "Ленинский проспект-1. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd1.shtml
  
  - "Ленинский проспект-2. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b01.shtml
  
  *
  
  - "Калининград. Сквер "Мать-Россия". Или злоключения памятника Сталинy"
  здесь: http://artofwar.ru/editors/s/smolina_a/text_2900-1.shtml
  
  - "Северный вокзал. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b10.shtml
  
  - "Площадь Ганзейская/Гитлера/Сталина/Трёх Маршалов/Победы. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b2.shtml
  
  - "Проспект Мира. Часть 1-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/1mira.shtml
  
  - "Проспект Мира. Часть 2-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/bbbb.shtml
  
  - "Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/bostok.shtml
  
  - "Главный ж/д вокзал Кёнигсберга (сегодня Южный) до 1945 года и в 1945-м"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/central.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (29.09.2023)
  
  
  
  
  
   Мои тексты о любимом городе, включая архивный материал:
  
  
  - "1. Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml
  
  - "2. Калининград и янтарь. Песчаные дюны и разрывные течения. Пляжники и морские пехотинцы. Президент и дворец"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg1.shtml
  
  - "3. Калининград. Как зарождалась"Сельма". Дважды Краснознамённый Балтийский флот"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg5.shtml
  
  4. "Калининград. О роботe-кондукторе и роботe-астрологе"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/xrobot.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (17.09.2023)
  
  5. "Калининград, мундиаль-2018"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/zz.shtml
  
  
  
  
  
  
  
  Воспроизведу два интересных эпизода из жизни Калининграда, о которых знают даже не все коренные калининградцы.
  
  Первый эпизод включает в себя наличие трамвайного кондуктора... робота, торгующего билетами в 1970-е годы. И их было несколько. И не только кассиры-кондукторы, а и другие, за которые калининградцы получали всесоюзные награды.
  
  Второй произошёл лично со мной в 1990-е, когда общество наивно поверилo в большие перемены и рукастые затейники-штукари бросились воплощать в жизнь свои идеи.
  
  
  
РОБОТ-КОНДУКТОР
  
  Кому интересна история рождения кёнигсбергского трамвая (ныне город Калининград), то советую заглянуть:
  - сюда
  - сюда
  
  Если вкратце, то 26 мая 1881 года началось движение первых вагонов кёнигсбергского конного трамвая.
  5 июня 1881 года открылось движение и по второй линии - от Королевских ворот до Кроненштрассе.
  В конце 1887 года существовало уже пять линий конки.
  
  31 мая 1895 года на улицах города появился первый кёнигсбергский трамвай. Этому предшествовал целый ряд событий. Для первой линии Закхайм-Пиллауский вокзал на заводе "Феникс" в Руре заказали трамвайные рельсы, а на заводах "Всеобщей компании электричества" - контактную сеть, паровые динамо-машины и вагоны.
  
  Строительство путей началось летом 1884 года и закончилось весной 1885 года. На городской электростанции Мюленберг, построенной в ноябре 1890 года и расположенной в районе нынешнего Дома Cоветов, была установлена дополнительная динамо-машина мощностью 125 л.с. Рядом с электростанцией возвели трамвайное депо.
  
  Первые двухосные моторные вагоны поступили с завода Буша из Бауцена, затем с завода Г. Линнера из Аммендорфа под Галле. С 1899 года подвижной состав стал полностью пополняться вагонами с кёнигсбергской машиностроительной фабрики Штайнфурта.
  
   Ширина колеи кёнигсбергского трамвая должна была составить 1000 мм.
  
  Маршрут, по которому ходил первый кёнигсбергский трамвай со скоростью 9 км/час, проходил от Пиллауского (Балтийского) железнодорожного вокзала до Нового рынка (ныне район универсама "Московский"). Вдоль нынешнего Московского проспекта курсировали вагончики марки "Бош". В 1895 году длина рельсового пути составляла всего 5,7 километров.
  
  * * *
  
  Но возвращаясь к роботу-кондуктору в уже советском не Кёнигсберге, а в Калининграде.
  
  В 1970 году калининградский трамвайный парк пополнился современными комфортными машинами, в салоне одной из которых - в уникальном вагоне трамвая - билеты продавал робот.
  
  "Бросаешь в прорезь трехкопеечную монетку, - вспоминает водитель необычного вагона Любовь Сергеевна Томко, - "железный человек" рукой двигает кассу, и из нее выезжает билет. Была предусмотрена и защита от "зайцев" - если пассажир хотел получить билет, например, за одну копейку или совал в прорезь какую-нибудь ерунду, робот бил его по рукам. Когда трамвай пошел по улицам, в городе царил невероятный ажиотаж. Люди терпеливо ждали вагон на остановках (ходил он по маршруту № 3 - "Парк Калинина"-кинотеатр "Родина"), в салоне было не протолкнуться. Я так уставала за смену, - смеется Любовь Сергеевна, - что дома валилась с ног. Выручка была колоссальная - в четыре раза больше, чем у обычного трамвая".
  
  
  
   []
  
  1. Фото отсюда
  
  
  
   []
  
  2. Робот-кондуктор — продавал билеты в салоне трамвайного вагона.
  Фото из архива Калининградского историко- художественного музея
  
  
  Человекоподобный кассир не только принимал плату за проезд и выдавал билеты, но и здоровался с пассажирами, объявлял остановки, по ходу движения сообщал полезную информацию.
  
  
  
  
  Из комментариев:
  
  "Это фото сделано не в трамвае. Но, я помню, как мы с мамой специально ждали"тройку" на остановке, и случайно удалось проехаться как раз с роботом. Сколько всего было таких роботов - не знаю".
  
  
  
  
  
  
  
  
* * *
  
  Надо сказать, это был уже не первый робот-кондуктор в Калининграде. Тем не менее он все равно вызвал огромный интерес. И многие в тот трамвай садились лишь затем, чтобы своими глазами увидеть чудо техники.
  
  Самый же первый механический кассир был презентован 1 декабря 1970-го. Установили его в вагоне, который курсировал между депо и кинотеатром "Родина". И каково же было удивление граждан, когда вместо привычной дамы с толстой сумкой на ремне они вдруг увидели такое!
  
  
  
  
  Из комментариев:
  
  "Робот, похожий на самоделкина на пружинах, фотография которого на упомянутом сайте, явно не наш".
  
  
  
  
  
  
  Нет, наш, калининградский. О нём можно почитать по этой ссылке.
  Там же есть и фото.
  Забрать и поставить фото здесь я не смогла.
  
  
* * *
  
  Роботов-кондукторов делали в кружке кибернетики областной станции юных техников по заказу автотранспортного управления. И на них были большие планы. Но, увы, уже вскоре проект заглох. И сегодня увидеть тех "железных людей" можно разве что в музее...
  
  
  
  
  
  Из комментариев:
  
   "По имеющейся информации в сети, роботов-кондукторов было несколько. Как я понял, они были разные и отличались друг от друга, и даже имели человеческие имена".
  
  "Робокоп курит в стронке по сравнению с этими".
  
  "Даже фонарь на голове. Эх, кто бы сейчас такую милую штуку придумал - чтоб по рукам безбилетников охаживала. Теперь, наверное, это нарушение закона и прав человека - бить по рукам".
  
  "Кондуктор - потрясающий экспонат. Представляю, как детей не оторвать было. И умиляет скромная надпись "этот робот работает".
  
  "Уникален и сам кассовый аппарат, который принимал 3 копейки в любом наборе, отрезал билет и "сбрасывал" его в специальный лоточек, откуда этот билетик уже можно было забрать".
  
  "Самое интересное, что этот робот был на выставке в Москве в середине 1970-х, одно время был замечен в краеведческом музее, и все... пропал. Мы, при подготовке выставки к юбилею калининградского трамвая, сбились с ног, пытаясь разыскать его следы, но, увы, все тщетно. Принцип его работы какой? Бросаешь в кассу 3 копейки в любом наборе, робот рукой выбивает билет. Плюс глаза у робота светились и голова вращалась. Да уж, зайцам бы не поздоровилось".
  
  
  
  
  
  
  
  
* * *
  
  Между тем Калининград славился на всю страну не только механическими кассирами. 13 мая 1967-го Центральное телевидение показало передачу о соревновании... роботов! А победил там "Нептун", сделанный курсантами Калининградского среднего мореходного училища во главе с преподавателем Борисом Василенко. Который руководил также кружком кибернетики станции юных техников и под началом которого Женя Малинин, Слава Напреенко, Олег Бранченко и Слава Михеев ваяли роботов-кондукторов.
  
  В ходе телеконкурса 55-летней давности "Нептун" помогал ведущему, реагировал на свет и звук, а в заключение и вовсе – вальс станцевал. Его создателям был присужден главный приз – мотоцикл.
  
  
   []
  
  3. Тот самый победивший робот "Нептун".
   Фото подписано: "Борис Василенко, победитель первого Всесоюзного конкурса роботов, 1967-1968 годы, Калининград, СССР. Прогулка "железных людей" по улицам Калининграда, 1967-1968 годы". Oтсюда
  
  
  А в октябре все того же 1967 года в Москве на первом Всесоюзном смотре технического творчества молодежи за создание робота "Юпитер" были отмечены ученик школы N 23 Саша Сазонкин и Александр Малиновский – руководитель радиокружка станции юных техников, "конкурирующей фирмы" тамошних кибернетиков.
  
  
   []
  
  4. В Калининграде собрали несколько роботов. Фото отсюда.
  Фото подписано: "Калининград. Робот, в 1970-1971 г.г. продавал билеты в салоне Tatra T4SU 108. Проработал около года, после чего его отвезли в мастерскую. В настоящее время судьба робота неизвестна. Автор, место и дата снимка неизвестны. Источник: форум "Подземелья Кёнигсберга"
  
  
  
   []
  
  5.
  
  
  
   []
  
  6. Фото подписано: "Soviet robot "Electron", Kaliningrad, USSR, 1969".
   Oтсюда
  
  
  
  
  Из комментариев:
  
  "А, теперь понял откуда ветер дует. В Калининграде на Станции юных техников действительно сделали несколько роботов. Один - робот космонавт, еще один - не помню какой, и вот этот робот-кондуктор".
  
  "Чему же тут удивляться? В 1970-м только что открылась "Станция юных техников" в Калининграде при Доме пионеров на ул. Молодежной. Именно там и был сделан этот и многие другие столь популярные в то время роботы".
  
  
  
  
  
  
   []
  
  7. Фото отсюда
  
  
  
  
  
  Из комментариев:
  
   "По всей стране было такое. В каждом мало-мальски уважающем себя Дворце Пионеров был свой робот. Если открыть журналы "Юный Техник" или "Техника-Молодёжи" тех времён, то там этого добра более чем достаточно: на разные вкусы. Как освоили полупроводниковые технологии на бытовом уровне, то логические схемы стало клепать намного проще и они стали более компактными и более разнообразными, чем аналогичные им на электронных лампах, опять-таки не требовали подачи высоких напряжений, можно было ограничиться простой батарейкой, отсюда и всплеск интереса к п/проводниковой логике в конце 1960-х - начале 1970-х".
  
  "До сих пор поражает наше отношение к технической истории своей страны!!! Блин, столько о прошлом узнаёшь лишь по фотографиям, что страшно становиться. До сих пор технические уникальности под шумок списываются на лом. И, к сожалению, толстож**** совершенно накласть на ценность/бесценность таких вещей!!!"
  
  
  
  
  
  
  
  
  
РОБОТ-АСТРОЛОГ
  
  
  В советском обществе если кто и обращался к гороскопам, то исключительно бездельничающие элементы бомонда да представители власти. А простые люди о своём будущем узнавали от бабушек-гадалок по замусоленным их картам. Не все, конечно, но особо любопытные. Лично я в карточные гадания верила. А кто из девушек хотя бы раз в жизни не поддавался мистическому соблазну? Кстати, от украинских гадалок я узнала имя будущего мужа (Владимир или Юрий) и его профессию (военный или милиционер). Да, муж Юрий, военный юрист.
  Другая гадалка рассказала о годах второй половины нашей жизни, что так же всё досконально сбылось.
  
  Но то - карты, а гороскопами я не увлекалась, как, впрочем, и большинство советских людей. Какие гороскопы в век покорения Космоса? Астрономия, а не астрология, вот перспективная наука будущего всей планеты.
  
  А астрология оказалась куда живучее. С ней я познакомилась в перестроечные годы, когда, гуляя по Калининграду, наткнулась на странный металлический предмет, по формам напоминающий автомат для разлива газированной воды, но габаритами меньше, и за десять рублей составляющий астрологический прогноз. Где на него наткнулась? Hа тротуаре недалеко от мэрии. Недавние поиски в интернете упоминаний об этих агрегатах на калининградских улицах ничего не дали. Опросила многих калининградцев - не встречали, не пользовались! Я понимаю, что не каждый решится подарить уличному ящику целых десять рублей - большие по тем временам деньги, но видеть-то должны? Центр города.
  
  Пока же я - единственная, кто об этом рассказывает, и буду рада любому дополнению.
  
  
* * *
  
  Итак, металлический автомат с экранчиком и парой щелей-прорезей, инструкция к которому предлагала на экранчике напечатать дату собственного рождения, в одну из щелей сунуть 10 бумажных рублей, а из другой ждать астрологический расклад судьбы.
  
  Десять рублей для тех лет считались большой суммой и доверить их подозрительному ящику, одиноко торчавшему посреди улицы, мог решиться только обладатель свободных денег или авантюрист. Я - авантюристка, потому добросовестно выполнила все пункты инструкции. После непродолжительного жужжания и клацанья в металлическом чреве, ящик вытолкал наружу бумажный лист форматом А4, испечатанный очень мелким шрифтом. На самом верху листа стояли контактные данные владельца:
  
  
  
 []
  
  ПРОДАЖА ПВЭМ "ЕС 1841.10" (или "FС" ?), "Микро 86М", "НЕЙРОН И9.66-02" МОСКВА тел. (095) 454-19-43
  
  
   А далее шёл перечень благ, о которых мечтает любой здравомыслящий человек любой страны в любое время.
  
   Сказать, что я не поверила прочитанному - это ничего не сказать. На абзац о поездке за рубеж я даже не обратила внимания. Какой зарубеж для военнослужащих, если все военные группировки возвращались на родину. Вывод войск из иностранных держав шёл полным ходом и о службе за границей нужно было забывать.
  
  
   []
  
  # Возможны ли большие переезды в ближайшие годы?
  # В вашей судьбе прослеживается "дальняя дорога. Это
  может быть переезд на новое место жительства, работы,
  поездка за рубеж. Это случится через два года
  
  
  На дворе стоялa разруха начала 1990-х с поголовной талонной системой. Зарплату не выдавали месяцами, но и той, что получали, едва хватало на сведение концов с концами. Недавняя покупка по газетному объявлению кухонного стола считалась великой удачей. А на бумажном листе, полученном от уличного железного ящика, сообщалось, что через пару лет мы станем обладателями несметных (для той поры) богатств:
  
  
   []
  
  # Когда и какая крупная для меня покупка наиболее удачна?
  # Покупка средств передвижения автомобилей - 2004 год.
  Купля топлива, стройматериалов и инструментов - 1993 год.
  Видеоаппаратура, аудиотехника - 1993 год
  
  
  Живи мы в нормальном государстве, то при таком предсказании не возникло бы никаких вопросов - жизнь она ведь и состоит из попыток улучшения собственного благосостояния. Но когда живёшь в разграбленной стране, а тебе предсказывают немыслимое обогащение, то не возможно поверить.
  И я не поверила.
  
  А встречу с чудо-ящиком восприняла очередной отечественной авантюрой для отъёма денег у простодырых типа меня.
  
  
* * *
  
   Но ящик оказался прав - совсем скоро мужа перевели служить в Западную Группу войск в Германии. Чего не должно случиться ни при каком раскладе не только потому, что его система имеет ограниченное число офицеров и попасть за границу без блата - это из области фантастики, но и потому, что, как написала выше, шёл массовый вывод войск из всех заграничных группировок, и мы, наравне с остальным населением, честно приготовились надолго погрузиться во всеобщую нищету. Мы только переехали в Калининград, квартира стояла пустой, а в магазинах отсутствовало всё, не говорю о мебели - палок для гардин нереально было купить. Приобретение кухонного стола с рук воспринимала ровно с такой радостью, с какой богачи покупают шикарную яхту.
  
  И вдруг неожиданный перевод! Да не просто в Германию, а в период объединения Западной части с Восточной, повлекшее за собой возросшие возможности окунуться в более цивилизованную купель, а то и постранствовать по всей Европе. Плюс завершающий этап вывода наших войск, что так же накладывало отпечаток на внутреннюю жизнь гарнизонов и немыслимые скидки в военторговских магазинах. И мы действительно приобрели много всякого-разного, о чём простые люди, живущие на постсоветском пространстве, не могли даже мечтать.
  
  
* * *
  
  Вот как такое может быть? Не человек, не гадалка, не медиум, а - обыкновенный железный ящик. Мы с мужем ни о чём не подозревали, а шайтан-машина уже знала наше будущее, указав даже верные даты.
  
  Правда, не случилось предсказанных проблем из-за алкоголизма в 1994 году, наоборот, год оказался весьма плодотворным в плане деятельности. Или имелось ввиду обмывание прощания с Германией, возвращения на родину, получения звания и квартиры, покупки дачи и гаража? Да, всё обмывалось и не по разу.
  
  Так же в 2001 году нас не задело ни одно стихийное бедствие. Или подразумевался взрыв башен-близнецов Торгового Центра в США? Тогда да, терроризм он как стихия - приходит нежданно и неоткуда, унося человеческие жизни. И тот взрыв коснулся абсолютно всех людей на планете, ведь именно после него поменялись многие международные законы, особенно в плане воздушных перевозок.
  
  И ещё небольшая путаница с авто, покупка которого, по предсказанию ящика, должна совершиться в 2004 году. Ящик не ошибся, в 2004 году мы действительно обменяли старый автомобиль на новый, но до того и из Германии привезли пару: мне и мужу. Или эта пара образовалась случайно, нарушив прогноз звёзд?
  
  С тех пор мой скептицизм по части астрологии испарился. Сама этим делом не занимаюсь, астрологов не посещаю, но и отговаривать никого не буду.
  
  
   []
  
  Я рада, что пожелтевший бумажный лист, переживший несколько переездов в разные страны, остался. Пусть и в таком неприглядном виде, но в сохранности. Иначе какими бы доказательствами я смогла дополнить свой рассказ?
  
  
  Наверняка у кого-нибудь возникнут вопрос: почему нет фотографии этого шайтан-ящика?
  
  Нет фотографий, тогда и фотоаппараты-то были не в каждой семье, не говоря о видеокамерах. Их мы купим совсем скоро, как раз в те даты, какие предсказал ящик, простой металлический ящик, размерами меньше автомата газированной воды, стоявший неподалеку от здания мэрии города Калининграда. Bесёлые времена были...
  
  
  _________________________________________________________________________
  
  
  Использованные источники:
  
  - http://www.eastprussia.ru/koenigsberg-tramway/
  - https://kgd.ru/news/livekenig/item/15566-zhivoj-kyonigsberg-specialnyj-proekt-kaliningradru-rozhdenie-kyonigsbergskogo-tramvaya
  - https://pp.userapi.com/c5263/u25828473/77598051/y_21e9eb43.jpg
  - https://www.facebook.com/sovietvisuals/photos/a.1161108403955402/1981316928601208/?type=3
  - https://transphoto.org/photo/633458/
  - https://cyberneticzoo.com/wp-content/uploads/2010/03/Ticket-robot-russian-1973.pdf
  - https://transphoto.org/photo/1063312/?gid=220
  - https://transphoto.org/photo/453305/?vid=141210
  - https://www.kaliningrad.kp.ru/daily/27358/4540488/
  - https://balyua.wordpress.com/tag/%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81-%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2/
  - https://urban3p.ru/object12748/
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список