|
|
||
Памяти мамы и бабушки. Постоянно дополняется |
Дорогой читатель. Первоначальный вариант моего Боровичского архива находился в одном файле. После разбила на несколько частей, что упрощает работу с добавлением новых фотографий и информации. Большинство фотографий беру из интернетной сети, где встречаются неверные обозначения. Там, где замечаю ошибку, я исправляю. Так же в сети много не подписанных фотографий, что очень досаждает. Зачем ставить фото на общее обозрение, если смысл известен только тебе и нескольким посвящённым? Уж коль ввязался(ась) в оформление виртуального архива, то будь добр(а) подписать хотя бы парой слов. Лично я отсутствие объяснения под фото воспринимаю неуважением к читателю от эгоиста или от не очень умного человека. И ещё: со всеми своими текстами я работаю годами и постоянно вношу свежие факты. То есть текст сегодняшний не есть вчерашний.
Часть 1-я Вместо предисловия (кликабельно) (кликабельно) Общие сведения (всё кликабельно) Немного истории: - Боровичи до революции - Боровичи после революции: ----- Боровичский округ в составе Ленинградcкой области ----- Боровичский округ после перевода в Новгородскую область (кликабельно) Знаменитости, оставившие след в Боровичском крае (кликабельно) Памятники природы Боровичского района (oсобо охраняемые природные территории) (кликабельно) Художественные фильмы и ролики с кадрами из Боровичей (кликабельно) Первая книга о Боровичах
Часть 2-я Как большевики громили и грабили самое святое всея Руси (кликабельно) Святая старина. Городские соборы, храмы, церкви, часовни: (всё кликабельно)----- Троицкий Собор XVIII век (утрачен) ----- Введенский зимний собор XVIII век (утрачен) ----- Троицкая часовня (утраченa) ----- Святого Модеста патриарха часовня (утраченa) ----- Успенский Кафедральный собор (правый берег, ул. Парковая) ----- Спасо-Преображенская и Никольская церкви XVIII век (утрачены) ----- Часовня преподобного Нила Столобенского ----- Церковь Всех Святых (утраченa) ----- Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (утраченa) ----- Иаковлевская церковь (Яковлевская церковь, Иакова Боровичского) на Павловской площади (правый берег, пл. Володарского, 15, профессиональный лицей N 8 / Боровичский агропромышленный техникум) ----- Церковь в честь иконы Божией Матери "Умиление" (правый берег, пл. Володарского, 25) ----- Церковь cв. великомученицы Параскевы (правый берег, ул. Суворова, 26-б) ----- Святого Сергея Радонежского домовая церковь (правый берег, ул. Гоголя, 65 / школа) ----- Свято-Духов монастырь (правый берег, ул. Александра Невского, 4А)
Часть 3-я Знаковые места города: (всё кликабельно) ----- Mост Белелюбского - первый арочный мост России ----- Железная дорога и вокзал ----- Гостиный двор (Торговые ряды) ----- Реальное училище (1-я школа) ----- Пожарная часть ----- Аэродром Волгино (м. Гверстянка)
Часть 4-я Знаковые места города: (всё кликабельно) ----- Педагогическое училище (педагогический колледж) ----- Комбинат Огнеупоров ----- Дом Культуры Огнеупоров ----- Школа ФЗУ (горно-керамический техникум / техникум строительной индустрии и экономики) ----- "Конаревские" столбы ----- Здание ИТР (инженерно-технических работников Комбината Огнеупоров) ----- Музей истории города (Краеведческий музей) ----- Мемориал "Вечный огонь" ----- Памятник воинам-интернационалистам ----- Мемориал "Защитникам морских рубежей России" ----- Памятник жертвам политических репрессий ----- Памятник Суворову ----- Новый мост через реку Мсту ----- Винный завод ----- Гигантский стул Десять закрытых предприятий (кликабельно)(кликабельно) Городские украшения
Часть 5-я Улочки, улицы и кварталы: (всё кликабельно) ----- pайон улицы Ленинградской (бывшая Петербургская) ----- pайон улицы Кропоткина (бывшая Сергиевская) ----- район проезда (улицы) Гагарина (бывшая Съезжая) ----- pайон улицы Подбельского (бывшая Богородицкая) ----- pайон улицы Коммунарной (бывшая Екатерининская) ----- pайон улицы 9-го января (бывшая Георгиевская) ----- pайон улицы Льва Толстого (бывшая Григорьевская) ----- район улицы Советской (бывшая Бежецкая) ----- улица Майкова (бывшая Троицкая) ----- улицa Дзержинского (бывшая Никитская) ----- улица Кузнецова (бывшая Сиверская/Пролетарская) ----- другие улицы
Часть 6-я Бoровичи под Великим Новгородом (ранее Ленинградская область) во Второй мировой войне (кликабельно)
Часть 7a Увеличенные фотографии к тексту "Боровичи под Великим Новгородом (ранее Ленинградская область)" (кликабельно)
Часть 7b Увеличенные фотографии к тексту "Боровичи под Великим Новгородом (ранее Ленинградская область)" (кликабельно)
Часть 3-я Знаковые места города === Mост Белелюбского - первый арочный мост России === Мост Белелюбского - стальная жемчужина Боровичей, первый арочный однопролетный мост в России (и сегодня единственный), гордость и украшение города. Автор проекта - Николай Аполлонович Белелюбский, выдающийся инженер и учёный в области строительной механики и мостостроения, профессор Петербургского института Путей сообщения, действительный член Императорской Академии художеств, заслуженный профессор, тайный советник. Н.А. Белелюбский pодился 13 марта 1845 года в Украине в городе Харьков, yмер 4 августа 1922 года (77 лет) в Санкт-Петербурге. 1. Николай Аполлонович БЕЛЕЛЮБСКИЙ "Еще будучи 24-летним инженером Белелюбский составил проект реконструкции деревянных мостов на железнодорожной магистрали Санкт-Петербург-Москва. В течение трех лет он разработал 60 проектов металлических мостов, а также составил специальные проекты по производству работ, - рассказала И.А. Трунова, заведующая отделом истории строительства железных дорог и мостостроения ЦМЖТ России. - В целях сокращения сроков строительства Белелюбский максимально унифицировал схемы мостов и разработал технологию производства работ. Расчетно-конструктивные и производственно-организационные работы по реконструкции деревянных мостов С.-Петербургско-Московской магистрали принесли автору всероссийское признание". Мост, соединяющий Торговую и Спасскую стороны, построен в 1905 году по замечательному оригинальному проекту. Позднее такая же двухшарнирная сквозная арка с раскосной решёткой была применена инженером Е.О. Патоном при строительстве Мухранского моста через Куру в Тбилиси (1908 год). Арку Белелюбского так же применили при строительстве моста Харбор-Бридж в сиднейской гавани в Австралии. 2. Первый арочный мост России возвели в Боровичах 3. Конец XIX века. Моста через реку Мста ещё нет. Вид со Спасской стороны. Так называлась часть города, где расположены ж/д вокзал и улица Ленинградская (ранее Петербургская). Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#18 4. Конец XIX века. Вид со Спасской стороны. Так называлась часть города, где расположены ж/д вокзал и улица Ленинградская (ранее Петербургская) 5. Первый вариант моста был деревянным. Конец XIX века. Одновременно видно, что чуть правее начинают подготавливать место для возведения Белелюбского моста. Вид со Спасской стороны, так называлась часть города, где расположены ж/д вокзал и улица Ленинградская (ранее Петербургская) 6. Начало. Закладывается насыпь для Белелюбского моста. Вид с Троицкой стороны. Вдали просматриваются Спасо-Преображенская и Никольская церкви. Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#69 7. Начало строительства Белелюбского моста, вид со Спасской стороны. Фото нашла здесь: https://humus.livejournal.com/5241995.html Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#24 8. Начало строительства Белелюбского моста, вид со Спасской стороны. Фото нашла здесь: https://humus.livejournal.com/5241995.html Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#23 9. Начало строительства Белелюбского моста, вид со Спасской стороны. Белелюбский Н.А. сидит третий слева. Возле него (второй слева) - городской голова Шульгин М.Я. Фото нашла здесь: https://humus.livejournal.com/5241995.html B увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#70 Матвей Яковлевич Шульгин (1852—1933), купец I-й гильдии, потомственный почётный гражданин, городской голова (1894-1906), гласный Боровичской городской думы, член III-й Государственной Думы Российской империи. По его инициативе в Боровичах построен уникальный арочный мост, создано вольное пожарное общество, начаты телефонизация, мощение мостовых и тротуаров. Дом бывшего главы города, который сейчас занимает музей, расположен почти в центре - за сквером, где находятся мемориал "Вечный огонь" и памятник воинам-интернационалистам. Немного информации о бывшем городском голове у меня поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww24.shtml#88a 10. Белелюбский Н.А. (в центре небольшого роста в белом кителе, как раз за спинами между двух женщин), Шульгин М.Я. (стоит второй слева) в окружении группы людей на левом берегу реки Мсты в период строительства моста. 1903 год. Фотография из фондов Боровичского филиала. B увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a-2.shtml#34 11. Вид на Спаcскую сторону с Троицкой стороны. Спасо-Преображенская и Никольские церкви еле видны. Судя по наличию Белелюбского моста, снимок сделан позднее 1905 года. Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#71 12. Вид на Спаcскую сторону с Троицкой стороны. Спасо-Преображенская и Никольские церкви еле видны. Судя по наличию Белелюбского моста, снимок сделан позднее 1905 года. Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#72 13. Первое испытание Белелюбского моста повозками с пожарными. 1905 год. Пожарники едут из центра. Пожарная каланча стояла наискосок от дома N 32 по ул. Ленинградской (бывшей Петербургской) 14. Первый арочный мост России соединил две городских части Боровичей - Торговую и Спасскую или Правобережную и Левобережную. Вид со Спасской стороны 15. 16. Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#5 17. Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#16 18. Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#57 19. Если зайдёте сюда, то увидите дежурного городового. Да, до революции на мосту постоянно дежурил городовой, а после - милиционер. Они направляли потоки и следили за порядком. Пешеходные проходы были узкие и требовалось придерживаться правой стороны. В 1970-х годах пост сняли. 20. Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#48 21. Правобережье (Торговая сторона), чисто и аккуратно. Это фото в увеличенном размерe поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#32 22. Та же самая сторона, что на предыдущем снимке. Всё заросло травой. За (под) старым арочным мостом виден новый, принявший на себя автодвижение 23. Сейчас проезд закрыли и сделали пешеходную зону 24. Большое левое здание, стоящее перпендикулярно реке, - гостиница "Мста". Pасположена в части города, ранее называемой Спасской,той самой, где находятся улица Ленинградская (ранее Петербургская) и ж/д вокзал 25. 26. 27. 28. 29. Сейчас проезд закрыли и сделали пешеходную зону 30. Зачем так много фотографий моста? Чтоб каждому дать возможность увидеть свой заветный уголок, возможно, проглядывающий на снимках.
=== Железная дорога и вокзал === Когда дочка училась в начальных классах калининградской гимназии N 1, её школьные каникулы я старалась использовать для поездок по России, так сказать, ознакомление с Родиной. И поехали мы как-то на зимних каникулах в Москву, a на обратном пути завернули в Боровичи. Моей бабушки уже не было в живых, но я всё равно хотела показать дочери родину её предков по маминой (то есть по моей) линии. Я не помню нашего маршрута, но пересадку пришлось делать на станции Угловка. А пересадка это не то, что с поезда на поезд, а требовалось ждать сколько-то часов. В те годы вокзал узловой станции Угловка представлял собой старинное деревянное здание, состоящее из двух помещений: одно - с кассовым окошком для продажи билетов, второе помещение несло функцию зала ожидания. В понимании любого современного путешественника зал ожидания - это бесчисленные ряды неудобных кресел. В Угловке же залом ожидания считалась промёрзшая насквозь просторная комната с металлической округлой печью, подпирающей высокий потолок, и пятком деревянных диванов, не лёгких лавок-диванчиков, а - массивных деревянных диванов довоенного образца. Возле печи лежала груда истекающих смолой поленьев. Мы оказались единственными пассажирами и ничего не оставалось, как дотолкать тяжёлый диван ближе к огню и подбрасывать дров в печной зев, иначе бы попросту околели. Несмотря на большие размеры печи, её тепла хватало на ближайшие пару метров, остальное пространство отвоёвывал мороз, проникающий то ли сквозь хлипкие оконные рамы, то ли через широкие дверные щели, то ли сквозь тонкие стены. Так и просидели до прихода своего поезда на широком деревянном диване времён царя Гороха и топя печь железнодорожной станции, возведённой при Николае I. Зато соприкоснулись с историей. Волнительные сентиментальные чувства просыпаются во мне при каждом воспоминании о том нашем с дочкой путешествии. Боровичский край, судя по справочникам, принимал ссыльных ещё с царских времён. Сколько известных личностей прошло через небольшой вокзал Угловки, сколько их сидело возле печки, обогревшей нас в ту морозную январскую ночь? Ведь другого железнодорожного пути в Боровичи из Москвы или из Питера не существует, только через Угловку. Очень хочется, чтоб дочка тоже удержала в памяти этот волнительный для меня эпизод. P.S. Tекст писался давно, но так как все мои воспоминания носят скорее историко-архивный характер, то приходится постоянно дополнять свеженайденной информацией. Дополню и сегодня, 28.12.2017: старинный деревянный вокзал станции Угловка снесли и заменили современной безликой коробкой, о чём узнала отсюда. А я, наивная, все эти годы, вспоминая январскую морозную ночь возле печи станции Угловка, радовалась бережному отношению государства к своей истории. Пусть, думаю, кроят-перекраивают крупные мегаполисы, а вот такие старинные уголки, где можно соприкоснуться с прошлым, пусть останутся для детей и внуков в первозданном состоянии. Увы, современным дельцам плевать на российскую старину, как и на историю государствa в целом.
* * * Почему я, рассказывая о Боровичах, вспомнила про Угловку? Да потому что, как уже написала вверху, других железнодорожных подъездных путей к Боровичам, кроме ветки Угловка-Боровичи, не существовало. Боровичи получили свой железнодорожный участок "Угловка-Боровичи" в период "первого железнодорожного бума" в России. В тот момент Николай I осознавал значительное техническое отставание своей страны от важного конкурента - Британии, срочно требовалась помощь в экстренной модернизации России. Помощь нашли в США, представляющих из себя страну прогресса, страну технических чудес, "рассадник промышленности", как писали тогда в русской прессе. В Россию пригласили много американских инженеров. Николай I любил сравнивать себя с Петром I и его усилия по модернизации действительно напоминали петровские времена, только голландцев заменили американцами. При создании железной дороги из Петербурга в Москву - главной гордости модернизации эпохи Николая I - русские инженеры Николай Крафт и Павел Мельников предварительно год провели в США, изучая американский опыт постройки и эксплуатации железных дорог. Из Америки также прибыли выдающиеся инженеры Джордж Вашингтон Уистлер и его коллега Т. Браун. В разработке Николаевской железной дороги были использованы как американский опыт, так и привезённые американские чертежи. Именно участием американских инженеров объясняется то, что ширина железнодорожной колеи в России и потом в СССР была равной 1 524 миллиметра. Такая ширина использовалась на железной дороге "Балтимор и Огайо", построенной ранее Уистлером у себя на родине. В то время в США отсутствовал единый стандарт, но позднее в масштабах страны сделали переход на единую "европейскую" ширину 1 435 мм. А в России сохранилось "американская" колея. Инженер Уистлер провел в России семь лет, до своей смерти в 1849 году. Помимо железной дороги он участвовал и в других проектах, например, по возведению Благовещенского моста через Неву ("Мост лейтенанта Шмидта"). Немного отвлекаясь от железнодорожной темы. Именно Николай I положил начало просьбам к США, когда России (а после СССР) требовалась техническая модернизация. Так было во время сталинской индустриализации, когда шли великие стройки первых пятилеток. Так было и позже: при Хрущёве, Горбачёве, Ельцине. Кому интересно, то у меня собрано достаточно архивного материала, показывающего как Запад индустриализировал СССР. О чём, естественно, в СССР замалчивали, и если бы не раскрытые архивы в постсоветских республиках, то большинство из нас продолжали бы жить сказками советской пропаганды: http://world.lib.ru/editors/s/smolina/______.shtml Так же есть распечатка ранее секретного разговора Ельцина с Клинтоном, где Ельцин признаётся в совместном управлении Россией. США рассекретили эти документы без согласования с РФ: http://world.lib.ru/s/smolina/wwwww.shtml#3 И ещё. Чуть выше я написала, что Николаевская дорога строилась американцами по американским чертежам и потому ширина российской колеи разнилась с европейской. При этом наверняка у кого-то возник вопрос: а как же тогда ходили и ходят российские поезда в Европу? И я немного освещаю этот вопрос в своей "Исповеди оккупантки" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ispowedxokkupantki-1.shtml#49 Дело в том, что школьные годы с 4-го по 10-й класс я провела в Германии, где служил папа, и мы каждый год ездили в отпуск через город Брест. Вот там и была смена колёс на наших вагонах. То есть, когда, проехав по мосту над пограничной рекой Буг, мы въезжали в Союз со стороны Польши, остановка в Бресте была достаточно долгой по той причине, что поезду меняли колёса: каждый вагон вместе с пассажирами поднимали в воздух и меняли колесную тележку, ставя колёса для советской колеи. После чего вагон опускали. И наоборот при следовании в Германию советские колёса снимали и "обували" европейские. Пройдите по данной ссылке и посмотрите на фотографии. (Или вот статья о современном "переобувании" колёс всё в том же Бресте: https://onlinebrest.by/novosti/v-breste-pereobuvayut-poezda.html)
* * * Однако нужно вернуться к Николаевской железной дороге. 13 февраля 1842 года Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Москва, именовавшейся до 1855 года "Санкт-Петербурго-Московской". На строительстве использовался труд крепостных рабочих, многие из которых погибли из-за тяжёлых условий труда и болезней. Регулярное движение между Москвой и Санкт-Петербургом открылось в ноябре 1851 года. В 1855 году, после кончины императора, железная дорога получила название "Николаевская", а "Октябрьской" она стала с 1923 года. Николаевская дорога - первая двухпутная казённая железная дорога России, она положила начало созданию в стране разветвлённой железнодорожной сети общегосударственного значения. Рельсы Николаевской проходили по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний. Прокладка линии Угловка-Боровичи длилась с 1874 по 1877 год и оплачивалась боровичскими промышленниками - владельцами завода по производству огнеупорного кирпича. Ориентировочная протяжённость дороги - 28 вёрст (около 30 км). От Угловки до Боровичей паровозы проезжали за 35 минут со всеми остановками (позднее на тепловозной тяге путь удлинился до часа). Срок владения этим участком устанавливался в 81 год со дня открытия, после чего дорога должна бесплатно отойти в казну. Однако правительство имело право выкупa по прошествии 20 лет со дня запуска дороги. Начало почти 30-ти километрового пути ведётся от станции 4-го класса "Угловка" ("нулевой километр"). За Угловкой следовали "Kазарма" и станция товарная "Суворовская" с поворотным кругом на 2-ом километре. Далее ещё одна "Kазарма" и станция "Корсаковская" с будкой ("10-й километр"). Следующие полустанки: - "Травково" ("16-й километр"), - "Будка" - "Kазарма" - станция "Никитинская" ("18-й километр") с будкой, - "Будка" - "Будка" - "24-й километр" с будкой ("Марковская повёртка"), - "Будка"- "27-й километр" с будкой - "Будка" - "Будка" - "Отрада" - "Воксаль" - станция "Боровичи" (30-й километр). Путейские казармы и будки служили для проживания обслуживающего персонала и состояли на полном пансионе железной дороги. Хотите вспомнить когда-то важные для любой железной дороги профессии и ничего не говорящие молодому поколению? Стрелочники. Днём они стояли на постах с флажками: развёрнутый жёлтый флажок давал команду составу сворачивать на боковой путь, свёрнутый жёлтый означал движение прямо. Ночью флажки стрелочников заменялись фонарями - молочно-белым или жёлтым. Проводят поезд, посмотрят на хвостовой сигнал - на месте ли, и уходят в свою будку доложить дежурному по станции. В будке находились печурка, стол, стул, плитка, чайник, шкафчик, зеркало и служебный телефонный аппарат. Постепенно стрелки становились автоматическими, стрелочники становились лишними, а с ними исчезли и будки. Обходчики. Они следили за безопасностью движения, контролируя и при необходимости исправляя путь (рельсы, шпалы, насыпь). Поначалу обходчиками звали путевую стражу. При них всегда были сигнальные флажки - красный и зелёный (позже красный и жёлтый), комплект петард, длинный молоток, гаечный ключ, мешок с едой. Летняя форма состояла из форменных сапог, штанов, гимнастёрки, зимняя - из штанов, валенок, меховой шапки и тулупа. Должность обходчика обязывала досконально знать каждую шпалу на своём участке протяжённостью 7-8 километров. Благодаря обходчикам удалось предотвратить массу железнодорожных крушений. Их интуиция была абсолютной, они не имели права на ошибку. Обходчики жили как простые крестьяне, но имели ряд существенных привилегий: паспорт (если кто не знает, то всеобщая паспортизация советских крестьян началась лишь в 1970-х годах и закончилась на втором году афганской войны, а до этого было фактически крепостное право), зарплату, бесплатную форму, казённые дрова, казённое жильё, единые для работников железных дорог льготы и почти неограниченный размер покоса. Обходчики непременно имели домашний скот, птицу. Благо, травы вокруг было косить не перекосить, размеры некоторых участков, принадлежащих обходчикам, доходили до полутора гектаров. Правда, магазинов поблизости не было и к самым глухим сторожкам продукты подвозили на путейской дрезине или останавливали поезд с вагоном-лавкой. Но зато жизнь протекала на свежем воздухе и в стороне от начальства. Будки обходчика при каждой дороге строились по стандартному проекту, стояли они на полянах у железнодорожного полотна, украшенные садочками со стандартными витыми оградками. Пикетные столбики для красоты выкладывались звёздочками из красного кирпича, бровка ровнялась, откосы аккуратно выкашивались и перед глазами пассажиров проносилась идеально-образцовая картина. В старину существовали ещё столбики, указывающие границы участков, дистанций или околотков. Их называли "граничные столбики". Все линейные работники службы пути - стрелочники, обходчики, сторожа, монтёры - относились к определённому околотку, имеющему собственный номер, а дистанция обозначалась (обозначается и сейчас) по названию станции, на которой находится контора.
* * * Тем, кто ездил от Угловки к Боровичам, наверняка интересно посмотреть на станцию Травково 2014 года (фото нашла