Материал лежал несколько лет, требовал редактирования мелких описок, да всё руки не доходили.
Сейчас, когда понимаю, что пора заканчивать с тематикой афганской войны, хочу выставить.
Возможно, что-то пропустила, но основное "причесала".
Сотни коротких военных историй...
Лётные происшествия в небе Афганистана в 1979-1983 годах
1979 год
10 сентября 1979 г. катастрофа самолета МиГ-21бис, аэродром Баграм, лётчик м-р Зиновьев В.Г.
Советский лётчик-инструктор отрабатывал программу показательных выступлений на новой для афганцев технике, не справился с управлением и столкнулся с землёй в районе аэродрома Баграм, лётчик погиб.
Hаграждён орденом Красной Звезды (посмертно).
Самолёт принадлежал 322 ИАП ВВС ДРА.
* * *
25 декабря 1979 г. катастрофа самолёта Ил-76, КК к-н Головин В.
При заходе на посадку в Кабуле из-за ошибки экипажа и неудовлетворительного управления с земли самолёт начал снижение за 15 км до расчётного рубежа.
В результате оказался на высоте ниже безопасной и на удалении 34 км от аэродрома зацепился за один из пиков, развалился надвое и сгорел.
Погибло 37 человек.
* * *
30 декабря 1979 г. произошло боевое повреждение вертолёта Ми-8Т, КВ командир АЭ м-р Гайнутдинов В.
Экипаж выполнял вылет на разведку местности, на борту также находился замполит 181 ОВП п/п-к Бацура В.
В стороне от маршрута экипаж заметил группу вооружённых людей и посчитав, что те вряд ли предпримут какие-либо враждебные действия, произвёл её облёт на высоте 200 метров со скоростью 180 км/час.
Душманы открыли по вертолёту заградительный огонь из стрелкового оружия, в результате попаданий отказала часть приборов, были пробиты гидросистема (трубопровод цилиндра расстопорения фрикциона "Шаг-Газ"), лопасть НВ в районе отсека N 16 (размер пробоины на входе 7,7 мм, на выходе 12 мм).
Экипажу удалось вывести повреждённый вертолёт из опасного района.
При следовании на базу через 11 минут полёта пришлось совершать вынужденную посадку из-за падения давления в основной гидросистеме.
Прибывшая группа в составе 4 человек произвела временный ремонт в течение часа, после чего экипаж совершил перелёт на аэродром основного базирования.
A.C.: Сейчас, по прошествии времени, можно услышать, что стрелковым оружием не возможно сбить борт, мол, это сказки афганской войны. Хотя на самом деле сбивали гораздо чаще, чем отмечено в сводках. Буду выделять эти эпизоды.
A.C.: Майор Гайнутдинов В. упоминается так же в сводке за 30.03.1980 (см. ниже).
А погибнет 17 августа 1980 года, к тому времени получив Героя Советского Союза.
1980 год
7 января 1980 г. катастрофа самолёта Ан-12, аэродром Кабул, КК м-р Петрушин В.П.
Экипаж выполнял полёт по маршруту Фергана-Термез-Кабул.
После посадки с перелётом из-за ошибки командира экипажа, в расчёте на посадку, выкатился за пределы ВВП, столкнулся с обвалованием пусковой установки РС и разрушился.
Погиб штурман корабля ст. л-т Ткач М.
Командир экипажа до этого выполнил в Кабул несколько рейсов по доставке бойцов спецназа и их вооружения для штурма дворца Амина, состоявшегося 27 декабря 1979 г.
* * *
9 января 1980 г. произошла боевая потеря вертолета Ми-8Т, КВ к-н Ушаков С.
В результате огневого воздействия ДШК в район расходного бака экипаж совершил вынужденную посадку в расположении противника у с. Ишкашим.
Посадка была произведена удачно, однако к моменту посадки топливо из расходного бака вытекло в грузовой отсек, и экипаж покидал вертолет по колено в керосине.
К месту падения вертолета на лошадях уже скакали душманы, намереваясь взять наших в плен, однако вовремя подоспел экипаж к-на Корсакова В. из группы м-ра Гайнутдинова В.
Прикрыв ребят НУРСами и стрелковым оружием (на борту находилось 4 десантника), к-н Корсаков выбрал площадку и взял экипаж на борт.
За спасение экипажа к-н Корсаков В. был награжден орденом Ленина.
* * *
21 января 1980 г. произошло боевое повреждение вертолета Ми-24.
Экипаж осуществлял воздушную поддержку группы десанта в Панджшерском ущелье.
Во время захода на цель вертолет подвергся обстрелу из крупнокалиберного пулемета.
Экипаж сумел привести поврежденную машину на базу, а получивший ранения бортовой авиатехник ст. л-т Сапрыкин А.Н. был госпитализирован, но через двое суток скончался.
* * *
13 февраля 1980 г. катастрофа вертолета Ми-24В, КВ к-н Хрулёв С.И.
Вертолёт, осуществлявший разведку в горной местности в 25 км юго-западнее Джелалабада, попал под обстрел из крупнокалиберного пулемета, получил значительные повреждения и при попытке дотянуть до своей базы столкнулся с землёй.
Экипаж, 3 человека, погиб.
Так же погиб находившийся на борту советник по тылу афганской пехотной дивизии п/п-к Ерошевич В.В., вылетевший для ознакомления с местностью.
* * *
15 февраля 1980 г. произошёл обстрел с земли вертолета Ми-8Т.
Во время патрулирования района вертолет подвергся обстрелу из стрелкового оружия с земли, в результате попадания был убит рядовой Дударенков С.H. и смертельно ранен рядовой Кравченко Ю.И. (умер 03.03.1980 в госпитале).
* * *
16 февраля 1980 г. катастрофа вертолета Ми-6А, КВ Войтов А.
При пересечении перевала Саланг вертолет попал в глухое ущелье, не имевшее выхода, тяги двигателей не хватило для преодоления хребта и вертолёт столкнулся с землёй в 50 км севернее авиабазы Баграм.
Погибли 4 члена экипажа: помощник командира л-т Касенов С.К., штурман л-т Стрепков С.В., нач.связи эскадрильи л-т Прасолов Л.Г. и бортмеханик пр-к Шингарев В.Г.
Командир вертолета, борттехник Поздняков и бортрадист Славгородский остались живы.
* * *
23 февраля 1980 г. катастрофа вертолета Ми-8Т, КВ м-р Захаров Б.И.
Во время высадки десанта у кишлака Даргак (ущелье Дарай-Сабз, высота 1280 м) вертолет был подбит противником и столкнулся с землёй.
Погиб один из десантников радиотелеграфист Малыгин А.Г., экипажу и остальным пассажирам удалось спастись.
* * *
23 марта 1980 г. катастрофа самолёта Су-17, аэродром Шиндант, лётчик м-р Герасимов.
Лётчик в составе пары, будучи ведомым, выполнял боевой вылет на атаку огневых точек в районе крепости Чагчаран.
Направление атаки - в сторону хребта с пикирования, погода в районе цели - восьмибалльная облачность, сам хребет находился в облаках.
Ведомому не хватило несколько метров высоты, самолет зацепил фюзеляжем за вершину, распорол фюзеляж и взорвался на обратной стороне хребта.
Летчик погиб, обломки самолета упали на ледник.
* * *
24 марта 1980 г. катастрофа вертолета Ми-8Т, КВ к-н Мингалев.
Командир вертолета, заходя на посадку в районе боевых действий в 9 км юго-восточнее Асадабада, допустил ошибку.
В результате падения машины в ущелье погибли командир 9-й дивизии ДРА генерал-майор Бородзай, командир 69-го полка ДРА п/п-к А.Голь А., советник командира дивизии п/п-к Расин В. и рядовой военнослужащий афганской армии.
Командир вертолета получил перелом ног, а летчик-штурман - перелом руки, борттехник остался невредим.
* * *
30 марта 1980 г. произошла боевая потеря вертолета Ми-8Т, КВ к-н Власов Ю.
Звено вертолетов осуществляло высадку десантников в районе Файзабада у н.п. Бахарак, занятого моджахедами.
По вертолетам был открыт интенсивный огонь из двух ДШК, в результате вертолёт Власова Ю. получила сильные повреждения, возник пожар, но экипажу удалось совершить вынужденную посадку за дувал во двор.
Вертолет взорвался, экипаж успел забежать в сарай.
М-р Гайнутдинов В. и к-н Оболонин В. (оба - замкомандира АЭ 181 ОВП) пошла на подбор летчиков.
Душманы перенесли огонь на вертолет ведущего и после нескольких попаданий м-ру Гайнутдинову пришлось выходить из зоны обстрела
Был смертельно ранен борттехник ст. л-т Кошелев Н.
Oн был в бронежилете, но пуля вошла в незакрытую часть тела под правую ключицу в тот момент, когда он поднял руку, и вышла из-под левой.
Несмотря на оказанную первую помощь, борттехник скончался по пути в госпиталь.
Моджахеды предприняли попытку захвата в плен сбитого экипажа Власова, забрались на крышу сарая и пытались проникнуть вовнутрь.
Тогда наши решили прорываться.
Летчик-штурман Костриков Н. приоткрыл двери и кинул на крышу гранату, в это время все рванули из сарая, однако граната скатилась на землю и борттехнику осколком отсекло мочку уха.
В замешательстве успели добежать до вертолёта к-на Оболонина, сумевшего сесть и забрать экипаж.
A.C.: Майор Гайнутдинов В. упоминается в сводке за 30.12.1979 (см. выше).
А погибнет 17 августа 1980 года, к тому времени получив Героя Советского Союза.
* * *
30 марта 1980 г. авария вертолета Ми-24, к-н Горскин Е.
Столкнулся с землёй на взлете в Газни, экипаж получил незначительные травмы.
Причина падения - высокая температура воздуха и большое превышение площадки над уровнем моря.
Вертолет эвакуирован в СССР и брошен на аэродроме Тузель.
* * *
8 апреля 1980 г. произошла боевая потеря двух вертолетов Ми-24Д.
Пара вертолетов, выполнявшая боевую задачу к югу от н.п. Санглич, попала под сосредоточенный огонь стрелкового оружия и выполнила вынужденную посадку в районе контролируемом противником.
Все члены экипажей, среди которых были раненые, эвакуированы.
Вертолеты сожжены для предотвращения захвата противником.
* * *
9 апреля 1980 г. катастрофа вертолета Ми-8Т, КВ к-н Харин Г.И.
Выполнялся взлет звеном.
На борту вертолета в район БД перебрасывалось отделение десантников из 7 человек.
Сразу после отрыва и набора нескольких метров высоты, не имея запаса скорости (скорость 70км/час), заложил крутой вираж и столкнулся с землей.
Погибли командир экипажа, борттехник и весь десант, всего 9 человек.
Правый летчик л-т Семёнов В., не будучи пристёгнутым, при ударе был выброшен через лобовое стекло блистера и чудом остался жив.
Это был первый боевой вылет командира вертолёта в Афганистане.
* * *
11 апреля 1980 г. катастрофа вертолета Ми-6, КВ к-н Адаев Н.М.
Вертолет, выполнявший полет в р-не г. Шинданд, попал под огонь зенитных средств противника и столкнулся с землёй.
Экипаж в составе 5 человек погиб.
Командир вертолёта погиб в день своего рождения, ему исполнилось 30 лет.
* * *
23 апреля 1980 г. авария вертолета Ми-24, КВ к-н Метальников.
Во время атаки цели парой в качестве ведомого потерял скорость и упал на крутом склоне горы на высоте более 3 000 метров, наклон около 40R в 27 км северо-западнее Гардеза.
Экипаж эвакуирован м-ром Половниковым Ю. на вертолете Ми-8Т.
Командир вертолета и борттехник ст. л-т Комаров С. получили различные травмы, летчик-оператор ст.л-т Потемкин М. не пострадал.
Вертолет уничтожен (сожжен) из-за невозможности эвакуации.
A.C.: Майор Половников Ю. упоминается в сводке за 29.05.1980 (см. ниже).
* * *
24 апреля 1980 г. катастрофа вертолета Ми-24Д, КВ ст. л-т Карчагин А.А.
Экипаж осуществлял атаку наземной цели в ущелье Вагджан недалеко от Газни в 45 км юго-западнее Кабула парой в качестве ведомого.
На выходе из атаки был подбит огнем из ДШК и, при попытке совершить вынужденную посадку, завалился на бок.
Командир вертолета и летчик-оператор л-т Дацько Т.К. погибли, а борттехнику ст. л-ту Никитенко П. удалось спастись, он был эвакуирован бойцами 191-й омсп и попал в госпиталь с переломом ног.
Экипаж совершал второй боевой вылет за этот день.
* * *
24 апреля 1980 г. произошло боевое повреждение вертолета Ми-8Т, КВ к-н Копчиков В.
Звено, ведомое командиром АЭ 181 ОВП м-ром Щербаковым В., осуществляло прикрытие войск в горном районе в 30 км северо-восточнее Кундуза.
В одном из заходов огнем ДШК был подбит вертолет замполита эскадрильи к-на Копчикова, он пошел на вынужденную посадку в самом центре кишлака Ромуаниши, который считался у летчиков дружественным.
Тем не менее, по поврежденному вертолету стали бить из стрелкового оружия с разных сторон кишлака, экипажу (летчик-штурман ст. л-т Мокроусов Н., борттехник ст. л-т Руденко В. и офицер штаба, вылетевший для ознакомления с местностью) сразу после покидания горевшей машины пришлось занимать круговую оборону и отстреливаться.
М-р Щербаков залпом НУРСов накрыл расчет ДШК, подбивший его ведомого, и пошел на подбор экипажа. Под огнем противника он произвел посадку в 120 м от вертолета к-на Копчикова и, забрав экипаж и пассажира, произвел взлет.
В это время его прикрывала сверху вторая пара к-на Оболонина В.
Довольно эффективными в этом бою оказались пулеметы, установленные в дверных проемах.
После зачистки района посадки вертолет был взят под охрану десантниками.
A.C.: Kапитан В. Оболонин упомянут в сводке за 30 марта 1980 года, когда под огнём противника забирал из кишлака экипаж сбитого вертолёта.
* * *
7 мая 1980 г. произошла боевая потеря вертолета Ми-24Д, КВ к-н Северин В.
Пара вертолетов м-ра Северина В. и к-на Очирова В. атаковала цели в районе перевала Унай в 70 км западнее Кабула.
По ведущему стали работать несколько ДШК, Северин сообщил: "Взрыв справа! Мне попали в правый двигатель", после чего его вертолет, оставляя шлейф дыма, стал круто снижаться на дно ущелья.
Подобрав на склоне более-менее подходящую площадку, экипажу удалось совершить вынужденную посадку на высоте 3 000 м, после которой борт продолжал гореть уже на земле. Командир получил травму головы, но сумел вытащить из-под обломков других членов экипажа до взрыва.
Подошла пара Ми-8МТ командира полка п/п-ка Будникова Б., он сразу запросил Очирова: "Экипаж жив?".
Очиров: "Вертолет на склоне, экипажа не видно, может укрылся за камнями".
Пока Ми-24 Очирова подавлял огневые точки, ведомый Будникова м-р Рудников В.А. произвел посадку рядом с подбитым вертолетом и забрал раненых летчиков.
* * *
25 мая 1980 г. произошёл обстрел с земли вертолета Ми-10ПП, КВ к-н Цабунин В.
В вертолет попала случайная пуля, которая пройдя через кабину, попала в борттехника-стажера ст. л-та Барахвостова Ю.А.
Oт полученного ранения он скончался.
* * *
29 мая 1980 г. авария самолета Як-38, аэродром Шинданд, лётчик п-к Козлов Ю.Н.
При взлете "по-вертикальному" в условиях жары у самолета не хватило тяги двигателя и он с небольшой высоты перешел на снижение, и упал на взлетную полосу, получив повреждения конструкции.
Летчик с травмами попал в госпиталь.
* * *
29 мая 1980 г. авария вертолёта Ми-8МТ, КВ м-р Половников Ю.
Пара вертолетов Ми-8Т выполняла огневую поддержку наземных войск севернее н.п. Асадабад близ аула Сурмуль.
При выполнении посадки в районе склада с вооружением, захваченного передовым отрядом, вертолёт был поражен стрелковым оружием в правый двигатель и загорелся.
На одном двигателе командир вертолёта посадил вертолет с повышенной вертикальной скоростью.
Левое колесо шасси попало на край террасы, которая не выдержала веса и разрушилась.
Вертолет скатился вниз, обрубив лопастями себе хвостовой винт и обломав лопасти.
Хвостовой винт с редуктором перелетел на противоположный склон ущелья и упал возле наблюдательного пункта комбата.
Редуктор разрушился и горячее масло обожгло солдата (по рассказу очевидцев солдат остался жив).
Прежде, чем вертолет взорвался, экипаж смог выбраться из горящего фюзеляжа и отбежать метров на 100-150.
Затем, преодолев горную реку, с помощью подоспевших бойцов был сопровожден к колонне и эвакуирован на БТРах в Асадабад.
A.C.: Майор Половников Ю. упоминается в сводке за 23.04.1980 (см. выше).
* * *
12 июня 1980 г. катастрофа вертолета Ми-8Т, КВ ст. л-т Никифирович С.Е.
Экипаж выполнял посадку для эвакуации раненых у кишлака Тангай в 15 км южнее Газни.
При снижении на малой высоте и скорости вертолет был поражен очередью ДШК в хвостовую балку, потерял управление и столкнулся с землёй.
Экипаж, 3 человека, погиб.
* * *
15 июня 1980 г. произошла боевая потеря вертолета Ми-6, КВ командир АЭ м-р Крохмаль В.
Пара в составе ведущего м-ра Крохмаля В. и ведомого командира отряда к-на Ванчикова А. выполняла задание по доставке гуманитарного груза в н.п.Зарандж.
Во время построения предпосадочного маневра вертолет ведущего был обстрелян из ДШК, очередь которого пришлась на капоты двигателя и редуктороного отсека.
На борту возник пожар.
Экипажу удалось выполнить вынужденную посадку на возделываемые участки местных крестьян, при этом вертолет подломил носовую опору и сгорел.
Экипаж успел вовремя покинуть борт и был эвакуирован БТРом афганской армии на аэродром Зарандж, а затем вертолетом ведомого в Шинданд.
Прикрытие вертолетов с воздуха в этом полёте осуществляли истребители МиГ-21, но действенной помощи оказать не смогли из-за разницы скоростей с подопечными.
* * *
1 июля 1980 г. произошла боевая потеря вертолета Ми-24, КВ к-н Поздеев И.
Экипаж выполнял боевой вылет на огневую поддержку автоколонны, заблокированной по дороге на Бамиан.
На подходе к району боя вертолет попал под плотный огонь моджахедов и был подбит.
Экипаж выполнил вынужденную посадку в Чарикарской долине и был эвакуирован вертолетом Ми-8МТ командира АЭ п/п-ка Кускильдина.