|
|
||
Для лубенчан (Лубны Полтавской): - "Исповедь оккупантки" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ispowedxokkupantki-1.shtml#9 - "Лубны Полтавской. Украинский привет через 20 лет..." здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/32b.shtml - "Васыль, или нежданная встреча на афганской войне" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/uu.shtml - "Как из-зa болтливой цыганки можно попасть на войну беспартийной" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/z.shtml - "Восьмёрочка", или осанна афганским "корочкам" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/is-2.shtml - "Девяточка". Бандитские 90-е, или как мы жили" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/is-3.shtml - "Oб украiнских добрiх жiночках, наглых лiтовских ворах и - немного лiчного" здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/obukrainskihdobrihzhinochkahnaglyhlitowskihworahi-nemnogolichnogo.shtml - "Шведская медицина" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/sw04a.shtml#1 - "О вещих снах и прочем необъяснимом здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/31b.shtml#3 и здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/31b.shtml#2 Алла Ник. Смолина
"Восьмёрочка", или осанна афганским "корочкам"
1. Война. А ф г а н и с т а н 2. После войны. У к р а и н а 3. У з б е к и с т а н 4. К а з а х с т а н 5. Р о с с и я 6. У к р а и н а 7. Вместо эпилога
1. Война. А ф г а н и с т а н "Моя" война длилась почти три года с июля 1985 по апрель 1988 года. Hо описываемые приключения происходили в 1988 годy. Календарик ставлю на всякий случай, может, этот год для кого-то тоже был знаковым... 1987 год, Афганистан, Джелалабад, территория 66-й отдельной мотострелковой бригады. Помещение гарнизонной прокуратуры. Лёгкое царапанье в дверь канцелярии выглядело тем утром по-меньшей мере странным. Свои офицеры-юристы заскакивали без всяких царапаний, по-хозяйски распахивая дверь, отодвигали низкую деревянную дверцу невысокого барьера, обозначающего границы машинописного бюро, и далее шествовали или к машинистке, восседающей за столом возле окна, или, не доходя до её стола, сворачивали налево, открывали металлическую дверь и оказывались в моей "секретке". Ещё, с целью получения командировочных удостоверений и проездных документов, нас посещали военные дознаватели различных войсковых частей, переступающие порог уверенным шагом после решительного "Тук-тук!". Изредка появлялись случайные гости из дальних гарнизонов: "Тук-тук! Дифчёнки, вам привет от дифчёнок из ...." - далее озвучивалось название афганской провинции или обозначение военного подразделения. Поставщики "приветов" порога не переступали, а "забрасывали" их в дверную щель. Ну и мог заскочить какой-нибудь запыхавшийся посыльной: "Тук-тук! Здрасти! Следователя нет, примите под роспись пакет (документ). Досвиданя". А чтоб осторожно скреблись в дверь? Hет, такого не случалось. Пришлось отклеивать от губы дымящуюся папиросину, бережно укладывать её в пепельницу, на войне табак ценнее золота, и, за неимением на рабочем месте машинистки, самой выходить в общий коридор. А там! Какая встреча! В коридоре, пританцовывая от нетерпения, распыляла аромат французских духов крепко-сбитая чернявая бригадная продавщица Светлана*. И какими ж ветрами её задуло, недоступно-важную, управляющую потоками безграничных заморских дефицитов аж в целой мотострелковой бригаде? В нашу контору только на допросы вызывали, часто под конвоем приводили, а по собственной воле редко кто заявлялся, oсобенно продавцы советского военторга. Не иначе что-то срочное понадобилось? B подтверждение моей догадки, Светлана без всяких обязательных "как дела-здоровье-служба?" торопливо спросила: - Открытки есть? Странный вопрос. Навещая по служебным делам Ташкент, а точнее - окружную прокуратуру Ташкентского военного округа, я не забывала просить в их канцелярии открытки, карандаши, стиральные резинки, линейки, тетради, конверты, кнопки, скрепки и даже могла составить конкуренцию гарнизонному магазину, открыв ларёк канцелярских товаров. Только мои открытки были не красочными, которыми поздравляют, а строго-казённые, которыми извещают. Сероватые прямоугольники с лаконичными надписями "куда", "кому", "от кого". И зачем, интересно, Светлане такие понадобились? Oна говорить не могла, я видела по глазам, наверняка получила приказ "прокурорским не трепаться!". Пришлось припугнуть: - Пока не скажешь зачем - открыток не получишь! Я даже изобразила ложный маневр перемещения в направлении своей двери. И что? Любопытство считается пороком, по-крайней мере, так пишут в правильных книжках. Но лично для меня любопытный нос является источником получения дополнительных знаний и полезной информации. Не прояви я тогда настойчивости, откуда бы знала о свежем Указе Верховного Совета СССР, предоставляющем всем "афганцам", естественно, выжившим на войне, возможность приобретения новенького, с конвейера, легкового автомобиля по магазинной цене? Если сейчас по губам читателя скользнула скептическая улыбка, то спешу напомнить время действия - 1987 год. Тогда личный автомобиль казался недостижимой мечтой для 90% советских граждан, как по причине страшного дефицита абсолютно на все товары, так и по причине массового безденежья. Даже офицерские семьи, казалось бы, элита общества, жили от получки до получки. Потому новость о возможности свободного приобретения автомобиля ветеранами афганской войны оказалась весьма неожиданной. И всего-то требовалось внести персональные данные на почтовую открытку и сдать в штаб бригады. Что и проделали шустрые военнослужащие 66-й ОМСБр, в мгновение ока раскупившие имеющиеся у Светланы празднично-поздравительные открытки - к Новому Году, 23 февраля, 8 Марта, 1 Мая, Дню Победы, Октябрьской Революции, Дню Рождения, юбилею, началу учебного года, окончанию учебного года. Понятное дело, успели не все. Кто-то в это время принимал участие в боях, кто-то залечивал раны в госпиталях и медротах, другие находились в заслуженном отпуске или, встречались и такие, сидели под стражей на гауптвахте. Но даже оставшимся в бригаде не хватило магазинного запаса и Светлана, зная мою хозяйскую привычку сносить в канцелярию прокуратуры нужное и ненужное, побежала ко мне. Разве могла я отказать? Под честное слово, с возвратом, отсчитала Светлане названное количество почтовых карточек, скоропалительно охватила "машинной" подпиской присутствующий на рабочих местах личный состав родной прокуратуры, не забыв о себе, и скоренько сгоняла в бригадный штаб. Мало ли чего в этом Верховном Совете назавтра придумать могут? B данном случае спешка была не лишней. Кабы знала в какое приключение выльется покупка этого автомобиля... _______ * - Получила от сослуживцев и поместила здесь (http://samlib.ru/s/smolina_a_n/oniushliposlewojny.shtml): "38. Светлана из Свердловска, продавец Джелалабадa (1985-87), 66-я ОМСБp. Со слов сослуживицы: "Светы не стало, если мне память не изменяет, в 1997 г., она умерла от рака, по-моему, груди. Света в последние годы жизни плохо себя чувствовала, говорила, что приболела, но никогда не говорила, что у нее онкология. Когда ее не стало - мне позвонила её приятельница".
2. После войны. У к р а и н а Отслужив три года без трёх месяцев на должности начальника канцелярии военной прокуратуры Джелалабадского гарнизона (в/ч пп 21772), весной 1988 года я вернулась на украинскую Полтавщину. Нет-нет, корнями ничего общего с этим замечательным народом я не имею, в Украине мы оказались после того, как папу из Германии (Stendal. 207-я мотострелковая Померанская Краснознамённая ордена Суворова дивизия) перевели в Киевский Военный Округ (25-я гвардейская стрелковая Синельниковско-Будапештская Краснознамённая орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия им. Чапаева). И с тех пор Ненька для меня родная. Итак, я вернулась с войны. Минул месяц "дембеля", два, полгода, а о машине никто не напоминал. Да я и сама толком не понимала - для чего ввязалась? Машину водить умела, нас в школе учили. B средней школе N 41 Группы Советских Войск в Германии, где я проучилась с 4-го по 10-й классы, старшеклассники, помимо сборки-разборки автомата Калашникова на уроках "Военное дело", на уроке "Автодело" осваивали большие военные грузовики "Урал", преодолевая на них раздолбанные колдобины гарнизонного танкодрома. Так что первоначальными водительскими навыками я обладала. Но прав получить не удосужилась. Вернее, к совершеннолетию получила права на вождение мотоцикла. Уехав после школы учиться в город, где жила бабушка, из-за её соседа Сергея Смирнова увлеклась мотогонками, из-за него же записалась в местный мотоклуб и даже участвовала в зональных соревнованиях за северо-запад РСФСР. Или начала участвовать? Новгород, 19 января, православное Крещение, мороз под 30, снега по пояс. Ни мощный рёв техники, ни азартные крики подвыпивших для согрева болельщиков, ни собственная злая брань не облегчали езду по взъерошенной десятками колёс снежной трассе. А крутые подъёмы самостоятельно взять не удавалось даже гонщикам-мужчинам, затаскиваемых наверх при помощи нескольких пар крепких рук и прочного каната. Что говорить о моих 175-и кубиках моторного движка и 50-ти килограммах собственного веса? На третьем вираже вместе с мотоциклом улетела далеко в снег, из соревнований выбыла и шампанское пила за чужую победу. По весне Сергей ушёл в армию, я вернулась к родителям на Полтавщину и быстро забыла и Сергея и любовь к мотоциклам. А вот нужна ли в личном пользовании машина - не знала. В те времена сознательные граждане в первую очередь думали о карьере, о повышении самообразования, сопереживали достижениям государства в космосе, радовались победам на колхозных полях и стройках века. В годы великого построения коммунистического общества лишь единицы советских людей владели личным автотранспортом, остальные довольствовались пятикопеечным проездом на автобусе, четырёхкопеечным на троллейбусе, трёхкопеечным на трамвае. В крайнем случае катались на такси или использовали служебный транспорт родителей, мужей, любовников. И зачем мне, бывшему заместителю комсорга, редактору стенгазеты и члену профкома, выбиваться из общего строя? Тем более, у нас в роду не то что плохонького "Запорожца", но даже мотоцикла, да что там мотоцикла - мопеда ни у кого не водилось. И на тот момент собственный автомобиль точно не являлся предметом моей мечты. Кабы не одно "но". Mой длинный язык. Здесь требуется небольшое отступление. * * * На афганскую войну я уезжала с Полтавщины, туда же вернулась. Загоревшей, похудевшей, выжившей. О страшных военных буднях, об увиденном за три года войны я никому не рассказывала. Многие из нас давали подписку о неразглашении военной тайны, но не она являлась причиной молчания. Сама память отказывалась вытаскивать наружу, а язык не поворачивался озвучивать увиденные и пережитые ужасы. Так, очевидно сохраняя психическое здоровье ветеранов войн, самопроизвольно срабатывают защитные силы организма. Зато быстро растрезвонила знакомым, друзьям, соседям, родным о представлении к государственной награде и о возможности приобретения новенького автомобиля. А кто б на моём месте смолчал? Через 20 лет, уже давно не живя в Украине, я получу из того городка предложение сделать газетный репортаж "за жизнь". Через 20 лет! И сделали в двух номерах подарком на 8 марта (кому интересно, то статья здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/ww.shtml). Если двадцать лет после отъезда городок меня помнил, нужно ли говорить о годах проживания? Нет, не афганская война тому способствовала, а мой характер, при котором прямо-таки требовалось сунуть нос во все щели, хорошие и не очень. Так что друзей, как и врагов с недоброжелателями, хватало. Но больше всё-таки присутствовало друзей. Их и до войны много было, но после я особо прочувствовала. Сам начальник уголовного розыска Николай Степаненко, завидев меня на противоположном от отделения милиции тротуаре, тогда милиция находилась в одноэтажном кирпичном здании возле старого кинотеатра, с трудом протискивал в открытую форточку кабинетного окна одну руку и офицерский погон, узкое форточное отверстие далее не пускало, и, махая рукой, чтоб я заметила, кричал на всю улицу: - Будет время - обязательно зайди! А начальник ГАИ Анатолий Замула, ранее отвечающий на мои приветствия лёгкими снисходительными кивками, на глазах всего городского руководства и сопровождающих меня на нескольких "тачках" настоящих бандитов бросился обниматься, как обычно обнимаются с космонавтами, с честью выполнившими свой космический долг. (Откуда возьмутся бандиты? А в какой-то момент я попаду в разработку банды автомошенников, о чём рассказываю в следующем тексте "Девяточка". Бандитские 90-е, или как мы жили", поставленном здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/is-3.shtml). Так что ничего от друзей и знакомых не скрывала. Имею полное право. Я ж не обманывала и даже не приукрашивала, всё было по-честному: представили к государственной награде, скоро куплю машину. Когда куплю? Вот-вот. Обязательно обмоем, обязательно покатаю. Разболтать-то разболтала, однако время шло, но никто меня не тревожил, никто никуда не вызывал и ничего не вручал. O наградe переживала не очень, тысячи фронтовиков Великой Отечественной до сих пор разыскивают свои ордена и медали, а прошло уже более полувека. Так что запас времени у меня имелся. И вообще, может, я давно получила награду и положила в шкатулку, из скромности никому не сообщая. Но машину в шкатулке не спрятать. Некоторые злыдни аж подхихикивать начали, не в лицо, конечно, за спиной. Особенно не терпелось соседям поскорее на моей машине прокатиться. Я даже сон потеряла, настолько задёргали ехидными намёками. Соседские подколки, возможно бы, пережила. Но как быть с уважаемой публикой? В той ситуации машина и награда уже отошли на второй план, куда важнее была собственная репутация. Чем можно подтвердить правдивость сказанного, не имея ни одного доказательства? Представление на награждение копий, выданных на руки представляемого, не предусматривает, послали наверх и - ожидай. А на машину я записалась на одной из тех самых почтовых открытoк, о которых рассказала в начале. Записалась, вместе со всеми сдала в штаб 66-й отдельной мотострелковой бригады и никаких расписок взамен не получала. А при моём характере лучше выглядеть дурой, чем лгуньей. * * * Пришлось подключать московские связи. Обзвонила несколько кабинетов, ничего не утаивая рассказала о длинном языке, сопровождая признания всхлипыванием от искренней жалости к самой себе. И результат не замедлил сказаться. Сначала вызвали в военкомат, военком торжественно пожал мою руку в своём кабинете и вручил долгожданную медаль. А чуть позднее получила почтовое извещение: "Такая-то, проживающая там-то, с паспортом и деньгами в сумме 8800 рублей должна явиться до 18 декабря 1988 года за покупкой автомобиля модели "ВАЗ-2108" в магазин военторга, расположенный по адресу...". Ничего странного не заметили? Я тоже в эйфории не обратила внимания на мистическое обилие пухленьких "восьмёрок". То, что декабрь месяц оказался восьмым месяцем моего "дембеля", - я высчитала позднее. Сейчас не помню, но не удивлюсь, если военторговский магазин имел так же номер "8" и располагался в доме "N 8" или "N 88". Не знала я и того, что в годы социалистического "процветания" существовала мощная мафия работников военторга, занимающихся перепродажей легковых машин, предназначенных ветеранам войны. Вернее, работники военторга в годы тотального советского дефицита перепродавали всё более-менее ценное попадающее в их магазины, именно ПЕРЕпродавали по завышенным ценам через друзей, знакомых, родственников, но на машинах имели баснословную прибыль, сравнимую только с прибылью работников КЭЧи, легко распоряжающихся жилым фондом Министерства Обороны. Вот из своих подло-крысиных соображений пунктом покупки мне назначили магазин на другом краю страны, в надежде, что ни одна полоумная не рискнёт в предновогодние морозы ехать за новенькой машиной из Украины в Чирчик Ташкентской области Узбекской ССР. * * * А я и впрямь продолжала сомневаться: ехать? не ехать? покупать? не покупать? Извела вопросами друзей, знакомых, получая противоречивые ответы: одни советовали покупать, другие отмахивались: "На фига она нужна?". Даже самый близкий человек, будущий муж, радости не выказывал, ссылаясь, что его и так возит казённый "уазик" с солдатом-водителем. Говорю ж, в советские времена личная машина не считалась предметом первой необходимости, а, скорее, становилась объектом зависти и даже подозрений. Жирную точку в сомнениях поставил Толик, владелец ювелирной мастерской, расположенной в девятиэтажке напротив городского рынка. Встретились с ним случайно, обменялись пустыми фразами и по инерции затянула песню о "поганой" машине, невесть откуда на меня свалившейся. А лицо Толикa резко изменилось. Хитро сверкая глазами и возбуждённо шевеля ноздрями поверх пушистых усов, сходу предложил одиннадцать тысяч рублей плюс свой перегон. Деньги готов отдать хоть завтра! Меня надуть - раз плюнуть, чем постоянно пользуются ловкие проныры, но, увидев затрепетавшие ноздри Толика и услышав об одиннадцати тысячах при себестоимости в восемь тысяч восемьсот рублей, я интуитивно поняла: машина - вещь нужная. Ненавижу когда за дуру принимают. И делово с Толиком распрощалась: - Самой в хозяйстве сгодится! Пришлось сoбираться в дорогу по-настоящему. * * * До указанного срока, 18 декабря, оставались считанные дни, что называется дотянула. А ещё требовалось найти водителя, согласившегося перегнать новую машину по зимней дороге четырёх союзных республик. Ушло немного времени на "потолкаться среди народа", пока не прослышала о киевлянке с неработающим на тот момент мужем, зато имевшим водительские права. O водительских правах и желании подзаработать они подтвердили по телефону. Перед отлётом встретились в киевском аэропорту Борисполь, будущий мой водитель - вылитый певец Игорь Николаев в молодости. По всей видимости он и сам знал о сходстве, потому вырядился в пижонистое драповое пальто, украшенное несколькими витками длинного белого шарфа, не разматываемым даже в самолёте. Наверное, боялся, что не сможет обратно уложить так красиво, как сделала его жена, нежно целовавшая на прощание и пытающаяся подражать Наташе Королёвой перед разинувшей рот публикой.
3. У з б е к и с т а н Прилетели в Узбекистан, добрались до Чирчика, нашли магазин военторга, уладили официальные формальности. Доставшаяся мне машина была цвета хрустальной голубизны весеннего неба, и сотрудники магазина в полном составе высыпали на крыльцо, чтоб тщательнее разглядеть нахалку, увозившую из-под их носа голубой кусок жирного навара. Стояли молча, хотя для приличия могли пожелать счастливой дороги. А, может, вышли проводить нас в последний путь, потому что ко всем прочим документам прилагалась "Памятка водителя", где жирным шрифтом выделялось: "В связи с участившимися случаями нападений на владельцев одиночных транспортных средств, передвижение по дорогам северного Узбекистана и всего Казахстана ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Рекомендуемое передвижение - колонной!". Упоминание "быть вооружёнными до зубов" отсутствовало, но явственно читалось меж строк. У нас же, кроме ножичка, прихваченного водителем для резки им же прихваченного шматка сала, другого оружия не имелось. Зато колонна укомплектовалась сама по себе. Подлетевшая компания шумных хлопцев из Ростова во главе с кундузским спецназовцем - "Ты откуда? Джелалабад, прокуратура? А я из Кундуза. Спецназ!"- решила с нами объединиться. Так и выехали колонной из двух транспортных средств: ведущие - мы на весело брызгающей во все стороны голубизной "восьмёрке", замыкающиe - четверо ростовчан на солидно-строгой зеленой "семёрке". * * * За окном машины проплывали красочные ландшафты любимой южной республики. Наверное, это выглядит нелепо, но для меня гостеприимный Узбекистан ассоциируется со столом-достерханом, который, в свою очередь, напоминает русскую скатерть-самобранку, обильно заставленную лакомствами. Помните такую сказку из детства? Однако даже в самой правдивой сказке я не могла представить изобилия яств, воочию увиденных на достерхане. За ним сидела не единожды, по-настоящему, по-восточному: на полу, со сложенными крест-накрест босыми ногами. Обувь снимают перед входной дверью и в многоквартирном доме обувная цепочка иногда спускается на несколько лестничных пролётов. Вкушение пищи мужчинами происходит в одном помещении, женщины едят отдельно, у женщин головы покрыты платками. К еде приступают после прочтения краткой молитвы. 1. Узбекский достерхан. Фото найдено в интернете, но "мои" достeрханы были заставлены не менее обильно Я не видела мужских столов, но женские ломились от вкусных яств. Глубокие вазы с сочными фруктами. Массивные ломти сахарного арбуза, прозрачные медовых дынь. Нежный рахат-лукум, тающая во рту пахлава, невесомые "ниточки" пишмание, воздушная нуга, ароматная халва, ореховый щербет, засахаренный миндаль, глазированный арахис, леденцовая парварда и десятки других лакомств, названий которых не знаю. Ранее я даже представить не могла такого разнообразия восточных сладостей. 2. Фото из интернета А мясные блюда? Душистый плов разных рецептов, истекающий соком шашлык, бульонистые манты, острый лагман, вкуснейшие димляма, машхурда, басма, чучвара среди больших блюд с покрытыми росой овощами и зеленью: 3. Фото из интернета 4. Фото из интернета 5. Фото из интернета Узбекское радушие, гостеприимность, щедрость - отдельная песня, а сами хозяева по жизни могут быть разными, и даже разбойниками, но пока ты у них в гостях - это милейшие люди. Ни за что не отпустят, пока не накормят, а после не нахвалят гостя. А кому похвала неприятна? Всегда к концу встречи надувалась от важности и очень жалела, что красивые слова в мой адрес от мудрых восточных людей никто, кроме меня, не слышит. Может, узбеки такие щедрые и добрые к гостям, что живут в самой настоящей фруктово-ореховой Мекке? Там одних орехов - в названиях запутаешься (фото найдены в интернете): 6. 7. Завязь фисташки 8. Фисташка зреет 9. Ф и с т а ш к а 10. Фисташка жареная 11. Орех-пикан 12. Орех-пикан 13. М и н д а л ь А их знаменитые виноградники? Вот же ж повезло узбекам с местом рождения! 14. Знаменитый сорт "дамский пальчик" 15. 16. 17. А фрукты? Гранаты, персики, абрикосы, хурма в узбекском краю столь привычны, как привычны для российской земли яблони и груши. Реально орехово-фруктовый рай на земле: 18. Г р а н а т 19. П е р с и к и 20. Х y р м а Для чего ставлю фото, не относящиеся к покупке и перегону машины? Из желания окунуться в атмосферу тех лет, когда советский народ был единым целым и в Узбекистан можно было слетать просто на выходные. Итак, наша колонна из двух купленных в Чирчике автомобилей ВАЗовской модели взяла курс на Ташкент. Тот отрезок пути запомнился длинным нескончаемым аулом, хотя названия менялись по мере смены дорожных знаков. Возле одного дома мелькaл знак об окончании населённого пункта, через дорогу перед следующим домом - название нового аула. Дорожные знаки менялись, но не картинки. В декабре месяце вокруг цвели розы: 21. * * * Зато к северу от Ташкента ландшафт и пейзаж значительно посуровели. Населённых пунктов резко убавилось. Появилась каменистая поверхность, исчезли цвeты, а без них голые фасады домов выглядели неуютными, необжитыми. Стало прохладнее, правда, не до такой степени, чтоб закрывать окна машины, и водитель, по-хозяйски развалившись на сидении, рулил правой, а вывешенной через опущенное стекло левой рукой изображал попытку дотянуться до молодых узбечек, торопливо семенящих по обочине. Особенно веселел он в маленьких аулах, где из-за снующих под колёсами детей и всякой живности приходилось уменьшать скорость, притормаживать, давая недоуменно таращившимся местным жителям возможность вдоволь налюбоваться торчавшим из окна машины "певцом Игорем Николаевым". Узбекские товарищи наверняка принимали нас за творческий коллектив. Ведь в СССР не существовало границ для концертных выступлений, артисты считались достоянием всего советского народа. Однако нужно отдать водителю должное: людской восторг лихачества ему не прибавлял, "всесоюзная слава" глаза на застилала и машину вёл аккуратно. Отчего сзади раздавались частые гудки. Азарт замыкающих "колонну" ростовчан хлестал через край, им не терпелось опробовать новый двигатель. И таки пробовали, вне населённых пунктов вырываясь вперёд, а после, сбросив излишки адреналина, покорно занимали своё место и понуро плелись в хвосте нашей "колонны". * * * Первый тревожный звонок прозвучал на заправке, когда "Игорь Николаев", залив бензин и картинно закинув за плечо свой не снимаемый даже в тёплом Узбекистане белый шарф, уселся на сидение и приготовился выжимать сцепление. Заправляющаяся следующей ростовская "семёрка" дико взвыла сигналом, а заправщик, возмущённо голгоча по-узбекски, бросился вытаскивать шланг, змеёй извивающийся из топливного бака нашей машины. Я напряглась. Настоящий профессионал не допустит подобной оплошности. Смекнули и ростовчане. Пересекя узбекско-казахскую границу, остановились в поле, вежливо пояснили, мол, такими темпами до своего Ростова будут добираться две недели, а спецназовец из Кундуза, по-свойски отведя меня в сторону, прошептал: - Наш совет: как можно быстрей избавляйся от этого мудилы. Ей Богу, так и обозвал. Только хотелось бы знать: на кого поменяю своего "мудилу", если вокруг лежала безграничная казахская степь с полным отсутствием даже намёков на наличие живых людей? Да и что скажу его жене-киевлянке? Украина не столь велика, чтоб слух о чужой подлости не просочился в соседнюю область. Легко раздавать советы накачанным и наверняка хорошо вооружённым, коль все четверо постоянно придерживали локтями полы своих кожаных курток. Спецназовец же обнял меня на прощание и их "семёрка", чмокнув габаритами воздух, исчезла из зоны видимости быстрее, чем мы с "мудилой" осознали вероломное предательство и собственное сиротство.
4. К а з а х с т а н И поплыла за окном бескрайняя казахская степь. Или поплыли мы? Одинокой металлической голубой капелькой сквозь бескрайнее замороженное пространство под бездонным ледяным колпаком Космоса. Именно тогда я впервые в жизни увидела отсутствие горизонта. Жуткое зрелище: куда ни посмотри - в боковое стекло, в заднее, в лобовое - нет никакого горизонта. Подняла глаза к небу - и неба нет! Захотела видеть дорогу - не видно ни спереди, ни сзади. Ничего вокруг, ни придорожных столбов, ни дорожных знаков, ни жилья, ни людей, ни транспорта. Всё заволакивает снежным саваном однотонно метущей позёмки. Жутко, не передать. 23. Фото из интернета, в наше время под рукой не было не то что камер, но даже простых фотоаппаратов. Но похоже на нашу историю с одной разницей: на фото виден ближайший участок асфальта. Мы же сквозь пургу пробирались как слепые котята на ощупь Следующее фото больше подходит к моему рассказу: 24. Теперь понятна жуть пространства без линии горизонта? Только у нас было жутче из-за мощной позёмки, перекрывающей видимость на два-три ближайших метра Изредка выплывающие ниоткуда и в никуда растворяющиеся кучные захоронения не могилами, как у нас, а в виде небольших кирпичных (каменных) мавзолеев, усиливали ощущения попадания в параллельный мир, где погосты остались единственным напоминанием о Человечестве. Однако пришлось оценить и мудрость советских руководителей, построивших Байконур в этой точке земного шара. Месяцами броди, но без специальных приборов ни одному шпиону не унюхать секретного космодрома. Водитель так же проникся серьёзностью положения, он даже свой шарф размотал и, словно курчонок, тянул шею, надеясь разглядеть дорогу. Иногда удавалось, иногда заблудившийся вихревой поток пролетал перед колёсами, оголяя ближайшие полметра толстого ледового покрытия, но в остальное время перед нами стоял плотный снежный экран и пришлось снижать скорость до двадцати километров. Снизили б больше, если бы стрелка не показывала стремительного сокращения бензина. Ещё я боялась, что при малой скорости нас просто сдует со стеклянной дороги. Мощные порывы ветра сотрясали машину, толкая её то в правый бок, то - в левый, то давая "пинка" в багажник, то сдерживая со стороны капота. Все свои тексты я постоянно дополняю вновь найденной информацией. В 2017 году в сети появился ролик с заблудившимся вертолётом МЧС Казахстана, чей экипаж приземлился на трассу в Актюбинской области, чтобы спросить у дальнобойщиков координаты. Из вертолёта к одному из водителей подбежал мужчина в форме и задал несколько вопросов. Между дальнобойщиками произошел такой диалог (по рации): - *** он *** что ли *** посреди дороги встал. Витя *** уйди, сейчас лопастями *** тебя. Че, он показывает че-то или че? - Это МЧС [неразборчиво] *** мужики заблудились! Пока кружили *** не поняли в какой стороне *** куда им надо ***. Прибежал, спрашивал, в какой стороне Актюбинск. - *** курсанты что ли с Актюбинска угнали? *** заблудиться. 25. Заблудившийся под Актюбинском вертолёт 26. "Вы не знаете как долететь до Актюбинска? В какой он стороне?" Вот, сами смотрите ролик: https://youtu.be/vlCjWU5g8DI A почитать можно здесь: http://varlamov.ru/2238679.html Коль военные лётчики ХХI века блуждают в собственных пространствах, что говорить о нас, неподготовленных, неопытных, волею случая впервые оказавшихся на тех же безграничных пространствах в ХХ веке без какой-либо карты, без компаса, а о навигаторах тогда и не слышали. * * * С дороги мы таки улетели. При полном отсутствии знаков и придорожных столбов водитель не почувствовал поворота. Конечно, из вредности могу написать "прозевал", но как прозевать то, что визуально отсутствует? Говорю ж: ни одного дорожного знака, ни одного заградительного столбика. Вот на очередном повороте мы и потеряли дорогу, продолжив путь уже в воздухе. Сказать, что я испугалась за собственную жизнь? Нет, не успела, более переживала за машину. Иногда меркантильность сильнее разума. К тому же я понимала, что при малой скорости насмерть не убьёмся. И не ошиблась, шмякнулись мягко. При приземлении меня, не пристёгнутую ремнём безопасности, подбросило вверх, потолок больно ударил в макушку. Но опять испугалась не за себя, представив ухохатывающихся соседей при виде появившейся под их окнами машины с волнообразной крышей. Сходу вообразят, что нанимала амбалов-охранников, подпирающих потолок бритыми затылками. Даже такая мысль успела мелькнуть, пока машина успокаивалась после неожиданного полёта. Пришли в себя и мы. С водителем ругаться не стала. Это проявилось с годами, не исключаю дополнительного влияния суровой действительности афганской войны. Не стала ругаться и в тот раз, а попыталась выбраться наружу. Как обычно покидают машину? Ну да, открывают дверцу и выходят. Но не в нашем случае. Представьте хорошо слежавшиеся, можно сказать "зацементированные" морозом снежные слои, а в них под прямым углом воткнули предмет весом в несколько тонн. Дверцы машины вошли в снег настолько, что даже не шевелились. Пришлось использовать окна. Стянули верхнюю одежду, выпали наружу, оделись и, с трудом выдирая ноги из снега, поковыляли к дороге, с которой только что улетели. Ходьба давалась тяжко, меня тормозили шлёпанцы, самые обыкновенные домашние шлёпанцы. Зимней обуви мы не брали, в Узбекистан прилетели самолётом, обратно должны возвращаться в уютном тёплом салоне автомобиля. Мы в нём и возвращались. Водитель всю дорогу сидел в туфлях, о тапках он не подумал, а я подумала, в которые переобулась ещё в Чирчике, аккуратно поставив кроссовки возле заднего сидения. А когда вылезалa через окно, то о кроссовках не помнила, вернее, не помнила, что на ногах шлёпанцы. Свою оплошность почувствовала на продуваемой насквозь дороге, куда мы в конце-концов вскарабкались, и чего это, думаю, так холодно, вроде, стою босиком? Но идти к машине, вновь погружая ноги в глубокий снег, мне не хотелось. Кроссовки находились под задним сидением и пришлись бы залезать через опущенное переднее стекло, а после возвращаться через то же снежное поле. И какая тогда разница - мокрые тапки или мокрые кроссовки? * * * Hам посчастливило. Именно посчастливило, не иначе молитвами жены водителя. По бескрайним казахским степям можно ехать часами и никого не встретить. К тому же Казахстан настолько велик, что отдельные куски дорог зимой попросту не используются, некому ездить. Хрущёв, прокладывая дорожные магистрали, рисовал в воображении снующие круглосуточно потоки автоколонн из Казахстана в Россию с неиссякаемыми природными богатствами и зерном, из России в Казахстан - с красивыми девушками и медалями "За освоение целины". Задумки планировались грандиозными под стать сверхдержаве, но то-ли ископаемые иссякли, то-ли медали закончились, по-крайней мере, в декабре 1988 года, кроме нас, на казахском участке международной трассы других машин до той минуты не встречалось, и если после грузовые машины будут мелькать изредка, то легковых мы не увидим ни одной. Mеждународная трасса и ни одной "легковушки". Ни одной. Кроме нашей. Так что появление ниоткуда грузовика мы восприняли чудом. Какие бандиты, какое напоминание о разбойничьих нападениях на одинокие автомобили памятки, вручённой нам в военторге узбекского города Чирчика?!! Всё враз забылось! И мой водитель, получивший от спецназовца из Кундуза обидную кличку, но для меня остающийся "Игорем Николаевым", чуть ли не с поцелуями бросился к братьям-казахам под собственное тарахтение о моём героическом афганском прошлом и о полученной за войну торчавшей в снежном поле машине, в бардачке которой, кто не верит - может проверить, лежат афганские документы. И чего? Да ничего. Если трое крепких широкоскулых молодцев в другое время и промышляли разбоем, то обидеть "афганку" рука не поднимется у самого последнего ничтожного басмача. Так и сказали: - Знаем, сестра, через какой огонь ты прошла! При помощи троса подцепили нашу голубую страдалицу, четыре пары крепких мужских рук выдернули из снега, аккуратно дотянули до дороги, надёжно закрепили на ледяной корке и благородные казахские рыцари даже не взяли денег, мы просто обменялись адресами на случай, если они когда-нибудь застрянут на украинских дорогах. Ребята, я вам искренне благодарна. Ведь с тех пор Казахстан поселился в моём сердце именно в таком образе: сильные люди, готовые в любую минуту прийти на помощь. * * * Второе происшествие я элементарно проспала. Кто ж ожидал, что первая авария - это прелюдия к последующим неприятностям, посыпавшихся на нас, как сыплются бусинки с лопнувшей нитки монисто? Но всё по порядку. После прощания с нашими спасателями, пообсуждав с "Игорем Николаевым" случившееся, повосхищавшись добротой, силой, ловкостью, отзывчивостью казахских братьев, я разомлела в тепле и, гордая собственной выдержкой (сумела удержать себя от брани с горе-водителем, не вцепилась в его густой чуб), переместилась на заднее сидение с целью вздремнуть. Короткий, но крепкий в любой обстановке сон пpоявился у меня на афганской войне, как защитная реакция на стресс. Не знаю сколько минут спала, но очнулась от истошного крика водителя: - Не шевелись, а то слетим в обрыв! Про "шевелись" это он зря кричал, выдернутая из сна криком, я от страха одеревенела. Да и какой обрыв? Откуда ему в степи взяться? И почему машина странно подрагивает, если стоит на месте? Я не могла видеть, что на самом деле мы не стоим, а висим над оврагом правым задним колесом, тем самым, над которым лежали мои удобно подогнутые ноги. Пока я пыталась осмыслить торопливо брошенное разъяснение водителем случившегося, он, нужно отдать должное, не растерялся, а, осторожно открыв дверьцу и избегая резких движений, совершил посантиметровый исход наружу.