Железная дорога пришла в Кёнигсберг в 1853 году. И первый вокзал разместили в удобной близости Штайндаммских ворот, назвав его Кранцер банхоф, в честь немецкого курорта (Зеленоградск до 1946 года назывался Кранц, немецкий Cranz, польский Kranc, литовский Krantas).
Рвы и насыпи не позволяли проложить ветку по городским улицам, пришлось укладывать рельсы под стенами бастиона Трагхайм. Первый городской вокзал стоял там, где сейчас находятся "верхние" платформы станции Калининград-Северный. Зеленоградский путь до сих пор не покинул ложа, определённого ему в 1885 году:
1. Движение по новой ветке открыли под новый 1886-й год
Вторым направлением в 1890-е годы стала железнодорожная ветка в сторону курорта Раушен, так до 1947 года назывался Светлогорск (немецкий Rauschen). Работы шли около восьми лет, пришлось привлекать на помощь даже кёнигсбергские инженерные войска, и 14 июня 1900 года к Раушену отправились первые поезда. Для нового направления построили отдельный вокзал, который получил название Замланд банхоф:
2. Вокзал Замланд банхоф, 1900-е годы
Снос оборонительных валов, ворот и бастионов на северо-западе Кёнигсберга был огромным городским событием, однако Северный вокзал (современный Деловой центр) воздвигли лишь в 1930 году. Его сооружение стало частью тотального переустройства железных дорог в Кёнигсберге, старомодные павильончики Замландского и Кранцевского вокзалов пришлось убирать, а Хуфенский ручей, чтобы он не нарушал плоскость рельсового поля, пришлось помещать в трубу.
У нового Северного вокзала, помимо основных наземных платформ, откуда уходили поезда в сторону морских курортов, появилась "нижняя" платформа - ветка, соединившая пути южной части города (Главный вокзал) с путями Замландского направления.
По тем временам это было смелое решение - пропустить железнодорожную ветку под площадью и массивным зданием вокзала:
3. Пути, расположенные за высоким зданием вокзала, уходят под площадь
4. Железнодорожная ветка от "нижней" платформы Северного вокзала, проложенная под городской площадью, далее ведёт к Южному (Главному) вокзалу
.
5. Северный вокзал на Адольф-Гитлер-плац
Первоначально Северный вокзал располагал монументальным четырёхэтажным зданием, выходящим на Ганза-плац (позднее ставшая Адольф-Гитлер-плац, а сегодня это площадь Победы). Здание было спроектировано архитекторами Шеффом и Штальманом в функциональном стиле баз каких-либо декоративных украшений. Посередине здания находилась высокая ниша (во всю высоту здания) с колоннами квадратного сечения, что придавало зданию монументальный вид.
6. Платформы Северного вокзала.
Одна ветка уходит под площадь и далее ведёт к вокзалу Южному
7. Железнодорожная ветка от "нижней" платформы Северного вокзала ведёт к Южному (Главному) вокзалу
8. Семья железнодорожника.
Кёнигсберг. 1930-е годы
9. Вокзальная площадь, имевшая первоначальное название "Ганзейская".
После прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-плац
10. Вокзальная площадь, имевшая первоначальное название "Ганзейская".
После прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-плац
11.
12. Площадь перед входом в Северный вокзал имела первоначальное название "Ганзейская".
После прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-плац. 1936 год
Больше фотографий этой площади поставлено в файле "Площадь Ганзейская / Гитлера / Сталина / Трёх Маршалов / Победы":
Если Кёнигсберг взят в апреле 1945 года, значит, это апрельский парад? Судя по тотальному разрушению. Следующие парады, тот же ноябрьский будет проходить на уже более-менее прибранной площади.
20. Парадный строй советских войск перед разрушенным зданием Северного вокзала. 1945 год.
За восемь месяцев после взятия Кёнигсберга успели наладить работу пивзавода? Наверняка восстановили некоторые другие заводы, в первую очередь ремонтные. Но ставлю фото, какое нашла.
О злоключениях памятника Сталину, которому так и не нашлось в Калининграде достойного места, у меня есть текст "Калининград. Сквeр "Мать-Россия". Или злоключения памятника Сталинy"
На заднем плане - разрушенное здание Северного вокзала, а под ним туннель, проходящий под всей площадью Победы. Эта ветка соединена с Южным вокзалом
28. Нижняя платформа Северного вокзала. 1945 год.
Немецкое здание Северного вокзала ещё не восстановлено, но вокзалом оно уже не будет
29. Hижняя платформа Северного вокзала. 1945 год.
Поезд подходит от Южного вокзала и пойдёт в направлении приморских курортов.
Немецкое здание Северного вокзала ещё не восстановлено, но вокзалом оно уже не будет
30. Северный вокзал в 1947 году
* * *
После войны здание Северного вокзала было восстановлено в довольно близком к довоенному состоянию виде, только крыша получилась более крутой, а над портиком возвели более высокий карниз. Но как вокзал здание уже не использовалось. До 1998 годa в нём находился Межрейсовый Дом Моряков:
31. До 1998 годa в немецком здании Северного вокзала находился Межрейсовый Дом Моряков
32. До 1998 годa в немецком здании Северного вокзала находился Межрейсовый Дом Моряков
Несколько послевоенных лет железнодорожные пути Северного вокзала использовали только под грузовые составы, а пассажирские пустили лишь в 1964 году. С тех пор с Северного вокзала Калининграда можно уехать в направлении приморских курортов - в Светлогорск и в Пионерский. Так как историческое здание под вокзал не используется, то для пассажиров построены отдельные павильоны с кассами и турникетами:
33. В советское время проход к электричкам выглядел так
36. Сегодня кассовый зал Северного вокзала Калининграда выглядит так
Платформы Северного вокзала, как и при немцах, находятся в двух уровнях. Те, от которых отъезжать к морю, находятся наверху - "верхние".
Платформа, с которой поезда идут к Южному вокалу, называется "нижней":
37. На Нижней платформе находится сквозной путь до Южного вокзала
Cамо здание Кёнигсбергского Северного вокзала сейчас используют под Калининградский деловой центр, помещения которого сдаются в аренду различным фирмам и организациям:
38. Так выглядит здание бывшего Кёнигсбергского Северного вокзала
P.S.
Часто, гораздо чаще, чем бы хотелось, читаю в сети, что при советской власти город угроблен. Конечно, существуют какие-то недочёты и недоделки, но в целом город создаёт прекрасное впечатление, о чём у меня есть обширный фотоочерк "Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?", поставленный
Как по мне, так Калининград - лучший город России.
И ещё. Помните мерзкую ситуацию с увольнением стюардессы, назвавшей Калининград "Кёнигсбергом"?
39.
Хотя в чём проблема, если Кёнигсберг упоминается не только в названиях разных фирм, например "Кёнигавто", но и на городских указателях:
40.
Сейчас электрички, идущие в сторону моря, делают остановки и в черте города, например, эта железнодорожная платформа вместе с железнодорожными кассами находится возле рынка "Сельма"
* - в нумерации фотографий оставляю зазоры, чтоб при добавлении не менять все цифры.
Потому кол-во фото не совпадают с цифрами.
Продолжение "Прoспект Мира. Часть 1-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"