Смоленцев Алексей Иванович : другие произведения.

Спор "Лев Толстой и Православие" - в Православных координатах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Аннотация ранняя - начала 2000-х годов, в 2006г. лишь адаптированная к ситуации, - и достаточно простая замета к наболевшему Спору: Лев Толстой и Православие... сам предмет Спора - отсутствует... достаточно прочесть Ивана Бунина "Освобождение Толстого"... печально что ясности (а Поляна - Льва Толстого в Русской литературе - Ясная) и до сих пор нет... размещаю замету лишь потому, что, опубликованная в 2006 году на Сайте "Русский переплет" (редактор В. Никитин), она вызвала дискуссию, в которой вопрос якобы "отлучения" Льва Толстого от Православной Церкви разобран аргументированно и досконально... предлагаю ссылку для любознательного читателя http://www.pereplet.ru/text/smolencev05sen06.html отмечу еще точность максимы - делай, что должно и пусть будет, что будет: невеликая моя замета послужила внесению полной ясности в решение вопроса... хотя вопроса в принципе нет... беда, беда... "А доведи они левшины слова в свое время до Государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был" - это Николай Семенович Лесков, "Левша"... так у нас в России - оборот уж какой есть, такой и есть... и - Слава Богу за все! Смоленцев, 18.10.2019

  АЛЕКСЕЙ СМОЛЕНЦЕВ
  
  СПОР: "ТОЛСТОЙ И ПРАВОСЛАВИЕ" - В ПРАВОСЛАВНЫХ КООРДИНАТАХ
  
  
  
  Аннотация
  ранняя - начала 2000-х годов, в 2006г. лишь адаптированная к ситуации, - и достаточно простая замета к наболевшему Спору: Лев Толстой и Православие... сам предмет Спора - отсутствует... достаточно прочесть Ивана Бунина "Освобождение Толстого"... печально что ясности (а Поляна - Льва Толстого в Русской литературе - Ясная) и до сих пор нет... размещаю замету лишь потому, что, опубликованная в 2006 году на Сайте "Русский переплет" (редактор В. Никитин), она вызвала дискуссию, в которой вопрос якобы "отлучения" Льва Толстого от Православной Церкви разобран аргументированно и досконально... предлагаю ссылку для любознательного читателя http://www.pereplet.ru/text/smolencev05sen06.html
  отмечу еще точность максимы - делай, что должно и пусть будет, что будет: невеликая моя замета послужила внесению полной ясности в решение вопроса... хотя вопроса в принципе нет... беда, беда... "А доведи они левшины слова в свое время до Государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был" - это Николай Семенович Лесков, "Левша"... так у нас в России - оборот уж какой есть, такой и есть... и - Слава Богу за все!
  Смоленцев, 18.10.2019
  
  
  
  Как сообщила "Российская газета" (3 марта 2006г.), "в Ясной Поляне состоялась беспрецедентная встреча представителей Русской православной церкви с историками литературы и писателями. Встреча была, мягко говоря, жаркой. Льва Толстого отлучили от Церкви в 1901 году, больше ста лет назад, но до сих пор проблема эта многим не дает покоя".
  В разговоре принимали участие проректор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета о. Георгий, директор музея-заповедника "Ясная Поляна", праправнук Л.Н. Толстого, Владимир Толстой, а также критик Валентин Курбатов, писатель Алексей Варламов.
  Я положительно оцениваю и сам факт обращения "Российской газеты" к теме "Толстой и Православие", и то, как высказаны позиции участников диалога - взвешено, с любовью и болью.
  Если любишь Русскую литературу нельзя не любить Православие - это аксиома. Без понимания Православия не возможно понимание Русской литературы. Но через понимание Русской литературы можно понять Православие. И только, подчеркиваю - только поняв Православие - можно начать понимать Русскую литературу в ее истинном смысле и глубине. Но тогда получается - Толстой помогает нам понять православие?! - Да. Толстой, как и вся русская литература, а он ее неотъемлемая и органичная часть, помогает нам понимать православие. Именно так.
  Важно сознавать, что есть художественное творчество Льва Толстого - суть часть русской литературы, и есть - "учение Толстого": раскол, бунт, апостасия, еретизм (каким бы еще клеймом припечатать?). Две части - их не надо соединять в одно. Они уже соединены в целом - в личности Льва Николаевича Толстого. Вопрос в другом - как правильно понять сосуществование этих двух несопоставимых, несоединимых величин в одной, всего лишь - человеческой, душе.
  А что бы правильно понять надо сначала обозначить эти величины, назвать их своими именами. И, если не все еще станет ясно, то, по крайне мере, появится "точка отсчета".
  Назовем эту точку: "Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей" (Достоевский. "Братья Карамазовы"). Вот и - все. Вот - две стороны, две части. Бог и его вечный противник. Добро и зло - если хотите проще.
  Это противостояние - только в сердце Толстого? Нет - это противостояние в сердце каждого из нас (не верите? - спросите у любого православного священника)!
  Так о чем же шумим мы и кричим? Доколе клеймить нам Толстого? За что? За то, что противостояние Бога и его противника в нашем собственном сердце не так заметно для окружающих. А может, в наших сердцах нет этого противостояния? Если мы так думаем - пора поспешить на исповедь, в нашу православную церковь. Слава Богу - Великий пост. Шестого марта вечером в каждом храме России (представьте только - в каждом! От самой глубокой глубинки до столиц) зазвучал вечером Великий покаянный канон Андрея Критского.
  Пройти Исповедь и Причастие - потом уже подумать о Толстом. Уверен - многое станет понятней.
  
  ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ТОЛСТОГО: КАК В ЖИЗНИ, КАК В ЕВАНГЕЛИИ
  Слова о Толстом всех участников диалога в "Российской газете" мне близки и понятны. Но родственней (в смысле: " и от родства и от печали./Бог знает от чего еще") мне позиция Валентина Курбатова: "Я верующий, православный человек. Но я не могу отказаться от Толстого. Я пытаюсь уместить в своем сердце и православие, и Толстого. А это непросто".
  (Все так. Так пережил и я, так вытрудил в своем сердце.
  "Православие и Толстой" - больше десяти лет болело во мне это противостояние. Болело, пока не уместилось в сердце, не уложилось. И... перестало болеть? Нет. Болит до сих пор. Но это боль жизни. Пока есть во мне боль за Православие, за Русскую литературу, за Родину мою - Россию, за род мой и мой народ - я жив. Не пока дышу, а пока - болит во мне Россия, до тех пор я и жив).
  Как понять Толстого?
  Пойми - православие, поймешь Толстого. Но православие надо понять не из книжек. Нужен живой путь веры. Нужен православный Храм. Исповедь. Причастие. Молитва. Пост. Труд.
  Пройдешь этот путь. Ощутишь себя частью Церкви, исчезнет "вопрос Толстого". Но путь этот труден. Особенно для нашей "интеллигенции". Творца напрямую они уже не отрицают. Но в церковь ходить - зачем? Бог у меня в душе (типичный ответ нашего "интеллигента"). Или, еще вариант: " я к этому (церковь имеется в виду) с уважением отношусь, но как-то я всего этого не понимаю... Для них, кстати, и вопрос "Толстой и Православие" не существует. Толстой есть. А Православия нет. И вопроса нет. Зададутся вопросом, начнут искать ответ - отсюда и путь начнется...
  Другой путь: понять Толстого через его творчество. Но вот беда - творчество Толстого невозможно понять без православия (мы об этом уже говорили). Но, как показывает практика, - и стоя на православной почве, - также понять не можем. Читать разучились. То есть буквы - помним еще, понимаем. Смысл не прочитываем, или прочитываем лишь от части. И это "православная наша интеллигенция"... что с этим делать? - надо учиться читать, читать в православных координатах. В том числе и произведения Льва Толстого.
  (Умение прочитывать литературу вопрос серьезный. И утверждение о нашем не умении прочитывать - основательно. Примером может служить недавняя повесть Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" (по моему мнению - вершинное произведение русской прозы за последние 10-15 (а может и более) лет. Сумей мы прочесть это произведение - жизнь в государстве должна бы была измениться. Не случайно Валентин Курбатов назвал свою статью о повести Распутина - "Диагноз". Прочтение Курбатова - жесткое и точное. Но мы не прочли ни Распутина, ни Курбатова).
  Вернемся к прочтению Толстого. Возьмем самый яркий пример "Анна Каренина". Не раз доводилось слышать и от православной интеллигенции и от священников: "В романе "Анна Каренина" Толстой воспевает блуд". Где они это прочли? Да. Нас учили в советской школе: Каренин - ретроград, Анна - порыв к свободе. Но литература-то русская была, текст был перед глазами. Сами понимать не умели. "Пророка" Пушкина наизусть учили - хоть одно слово оттуда понимали? А ведь это переложение Библейского отрывка, напрямую (без вариантов) утверждающее Боговдохновенность Творчества... Не понимали - понятно. Обидно, что до сих пор не понимаем.
  О чем пишет Толстой в "Анне Карениной", если рассматривать роман в православных координатах:
  В общих словах (сравните по содержанию произведения): Толстой показывает "путь греха", иначе - к чему ведет грех. Показывает на основе собственных умозаключений, на основе своего учения? Нет. - На основе Евангелия. Путь Анны - это путь Иуды. (Попробуйте найти опровержение этого тезиса в романе. Уж кто-кто, а Толстой мысли свои выражать умел). Но: Сочувствует Толстой Анне? - Сочувствует. И любой нормальный человек будет сочувствовать. И Господь говорит: "кто из вас без греха, первый брось на нее камень". Очень важная для нас часть Евангельского текста, поэтому процитируем полностью: "Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" (Иоанн 8:9-11). - (Здесь очень важны слова: "будучи обличаемы совестью". Случись в наше время - боюсь не "сработало" бы. Побили бы камнями и ее... И, страшно сказать - Его. Слишком часто приходится слышать сегодня: в церковь пусть тот ходит, у кого грехи есть, а у меня какие грехи...)
  Проводит Толстой Анну именно евангельским путем? Да. Проводит. Не побивание камнями (что - смерть), но смертельная болезнь - приближение Анны к смерти, и к Истине. Господь прощает Анну: "иди и впредь не греши". Она выздоровела и, на первых порах, "опомнилась". Но - две силы, две - в сердце человека, и выбор он делает только сам (православный постулат свободы выбора). Анна отвергает прощение мужа, тем самым - прощение Господа. Отсюда начинается путь Иуды. И с любой точки этого пути, кроме самой последней, возможно свернуть, возможно покаяться... Но две силы, две... И если не сворачиваешь, то исход этого пути один - окончательный разрыв с Богом (самоубийство). Так в Евангелии. Так в жизни. Так у Толстого. И другой Логики к пути Анны просто не применить. Ведь "главное" - Вронский ее не разлюбил (этого нет в тексте), он ее любит. Анна с любимым. А как нам твердят сегодня: любовь - это все, то почему она не на вершине блаженства? Почему она не находит себе места? Почему? Ответ здесь (в данном конкретном случае взятом Толстым) может быть лишь один - грех уничтожает сам себя. Две силы: посредине стоять не получится. Если ты не идешь к Богу, ты - идешь к Его противнику, как Иуда. Анна гибнет не под колесами поезда. Она гибнет в тот момент, когда отвергает Прощение. Воскресение - возможно. Как воскресает Раскольников - не старуху убивший, убивший себя преступлением Заповеди. Не случайно Соня читает Раскольникову из Евангелия - о "четырехдневном Лазаре", отсюда, с этих строк Раскольников возвращается в жизнь. Анна выбирает (сама подчеркнем) выбирает другой путь.
  Важно, что все вышеизложенное это не мои предположения, это факты текста, это так написано Толстым, так понято им, по-евангельски, иначе не скажешь и ничего с этим не поделаешь. Может он хотел написать иначе? Может и хотел. Но - не смог, Русская литература не позволила. Русская действительность не пустила, а лгать себе он - не мог. Отсюда и понимание жизни и отражение ее, с Евангельскими установлениями в соответствии... отсюда и творчество Толстого-художника - наше национальное достояние и богатство. И счастье для России, что такой Писатель был у нас.
  Но, к сожалению, сумел он и через запрет Русской литературы переступить. "Преодолел" все-таки, "пересилил" вписал-таки, то что невозможно вписать в произведение Русской литературы. Думаю: поперек себя вписал, из принципа. Я говорю о "Воскресении"... О, тех страницах страшных, которые не то, что написать, читать - грех. Бунин перед самой смертью вздыхал горько о этих страницах: "Зачем, зачем он это написал". Бунину - больно было за Толстого. Бунин, чтобы Толстого нам объяснить, душу его - целую книгу написал: "Освобождение Толстого". В этой книге все точки расставлены. А мы - не прочли, или опять не поняли... (Самого Бунина, кстати, все в язычество тащим, а по его "Жизни Арсеньева" православие изучать можно - с таким пониманием: какое язычество может быть? А мы понять не можем - и туда же: язычник. )
  Как с этими страницами в "Воскресении" разобраться? Как на это ответить?
  Никак не отвечать. Не нашего ума дело. Господь ему Ответил. Не допустил до предсмертного Причастия. Что еще страшнее может быть. Православный человек понимает до Причастия не священник допускает, не Церковь даже - Господь допускает. Пушкина допустил Господь до Причастия - и это радость и счастье для всякого русского православного сердца... А Толстого не допустил... Вот и обращаюсь к православным: мы, что в Бога не верим? А если верим - то какое наказание еще страшнее придумать можно? Так Толстой его и получил, наказание самое страшное. Стоял ведь наготове батюшка со Святыми Дарами. Чертков помешал? Не будем смешить друг друга. Господь - явил Волю Свою.
  И мы сегодня Толстого "каменьями побивая", мы, что забыли о том, что самое страшное получил он уже. Куда уж еще страшнее...
  
  КАК И ЗАЧЕМ "УМЕСТИТЬ В СВОЕМ СЕРДЦЕ И ПРАВОСЛАВИЕ, И ТОЛСТОГО"
  Права ли была Церковь высказав свою позицию в отношении учения Толстого? На мой взгляд, позицию следовало высказать еще раньше. Ведь есть масса свидетельств того, что, последовав за учением Толстого, люди буквально - гибли. Позиция здесь должна была быть бескомпромиссной. Кстати, насколько я владею вопросом, отлучения от Церкви не было. Синод просто констатировал факт, что Толстой разошелся с православным вероучением.
  Осмысляя вопрос "Толстой и Православие" важно помнить, что это вопрос в ряду других вопросов. Например, "Белинский и Православие"... И вот Белинский, в отличии от нас читать и прочитывать умел. Чего стоит один его Труд о Пушкине. Где, критик-демократ (так нам преподавали в школе), не только творчество, а и судьбу Пушкина рассматривает в православных координатах, свидетельствуя о "Инстинкте Истины", присущему поэту и помогавшему преодолевать судьбу. И в то же время, молодой Достоевский, близкий к кружку Белинского свидетельствует о том, что там ругали Христа.
  Как совместить и объяснить все это?
  Ответ есть в Православии: чем выше подвиг, тем выше и искушение. А что бы выстоять в искушении, добавим от себя, нужна Церковь... Исповедь и Причастие...
  Высок был творческий подвиг Толстого, велик Труд Белинского... Страшным стало падение их - "Здесь дьявол с Богом борется..." Что тут еще добавить. Поле брани. А на поле брани без потерь не бывает и метит враг в первую очередь в тех, кто заметней ("чем выше подвиг"). Но мы когда наших "павших" (пусть даже "падших", но - наших) клеймим и тем самым Истинные их труды зачеркиваем, мы разве не врагу в угоду действуем? То-то он торжествует...
  А смерть пусть и без Причастия, но - хоть не самоубийство (тогда бы уж был - тупик) это еще - надежда. Не мы разберемся. Господь определит. Но определит, я думаю, и потому как в нас наследие Толстого отзывается. К погибели оно служит нашей, или к спасению. Других критериев - нет. И мы, когда Толстого однозначно в еретики записываем, мы его сегодня и сами уже надежды на спасение души его лишаем. По православному ли это? Как же быть в такой ситуации. Молиться за Толстого? По силам ли нам это? Молиться можно, но только после совета со священником. Для молитвы за Толстого, крепкое стояние в вере нужно. Есть ли оно у нас? Здесь вреда может быть больше чем пользы... А что же реально можем мы сделать для Толстого? Не спорить. Но суметь показать в его творчестве, то что направленно к жизни, к спасению души человека. А это у Толстого есть. Как видно хотя бы из нашего взгляда на "Анну Каренину". И вот об этом добром и светлом в творчестве Толстого и должно нам говорить. Не придумывая ничего, а умно прочитывая Толстого. Послужит творчество его к спасению души и России, послужит тогда и к спасению души Толстого - Господь милостив. От нас зависит, от нашего труда.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"