Исходная точка пути:
ОДНО
|
Новорожденный. Внимание может концентрировать (и то совсем ненадолго) только на одном объекте. Учится его трогать, брать. В дальнейшем один элемент целого, например, именно руку куклы или ее глаз.
|
ПЕРВЫЙ КРУГ: появляется самостоятельная система - система объектов в поле внимания ребенка
|
МНОГО (РАЗРОЗНЕННЫХ)
|
Тест на умственные способности младенца. Одна игрушка у него в руках, дать вторую. Что сделает? (В 4-5 месяцев бросает эту, тянется за второй). В 6 месяцев перекладывает игрушку в другую руку, берет вторую и занимается обеими игрушками. Некоторые дети могут и тремя.
|
МНОГО ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
|
7 месяцев: интересуется коробками, сумками, ящиками, полками, шкафами, где лежит много предметов. Тянется, всё перетрогает. Любит всё вытряхнуть, и всё по штучке положить назад в тот же контейнер.
|
Свертка:
ОДНО ВМЕСТО МНОГИХ
|
8 месяцев: интересуется тем, что в одном предмете может лежать другой, берет их в руки, пытается совместить, стучит одним предметом по другому. Учится вкладывать одно в другое. Матрешки, пирамиды, варежки.
|
СЛЕДУЮЩИЙ КРУГ: выход за пределы системы. Теперь совершенствуется система движений ребенка, без жесткой связи с системой объектов в его поле внимания.
|
МНОГО (РАЗРОЗНЕННЫХ)
|
8,5 месяцев: Впервые разделение рук используется не для совмещения предметов, а для их отвода друг от друга: Например, одна рука отодвинула матрас в кроватке и держала его поднятым, а вторая хватала то, что под ним. Другой пример: куколка падает недалеко от тряпочки. Ребенок тянется за куклой, но из-за нескоординированности движений в ручку попадает тряпочка. Не выпуская тряпку из рук, берет другой рукой куклу, а тряпочку откидывает подальше, чтобы не мешалась. 8,5 месяцев: Миллион новых движений руками, по показу и без. Умеет делать "ладушки". Играет в игру "Нету!": натягивает на лицо тряпочку и резко отнимает: "Ку-ку!" и смеется. Откидывает штору на окне и смотрит[Author ID1: at Tue Jul 11 09:10:00 2006
], какая сегодня погода[Author ID1: at Tue Jul 11 09:10:00 2006
].
|
МНОГО ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
|
9 месяцев: Согласованные движения рук для одной цели. Открывает сам дверцы шкафов, ящички, вытаскивает все, что понравится. Кормит взрослых, сует им в рот. Водит пальчиком по книжке. Соотносительное действие (одно вставить в другое), Исследует пальцем дырочки у колец. "Три часа трудился, надевал на основание матрешки резиновое кольцо, а оно только чуть-чуть больше. Потом надел! И сразу стал сердиться, что оно не снимается!"
|
Свертка:
ОДНО ВМЕСТО МНОГИХ
|
10 месяцев: Исчезают лишние движения, появляются точные целенаправленные. Появляется функциональное действие (употребление предметов в соответствии с их функцией): начинает пользоваться ложкой и чашкой, надевать предметы одежды. "Я расчесывалась перед ним, а потом дала ему в руки расческу. Он ее в рот не потянул и бить по ней ручонками не стал, и ни в один предмет не захотел ее воткнуть. Он меня этой расческой стал гладить! По лицу и по волосам. По-моему, он что-то понял". "Научился играть со мной в мячик. Я говорю: "Дай! Дай!" - не понимает игры, просто отдает. Говорю: "Бросай!" - и тогда он очень аккуратно отпихивает мне его в руки".
|
СЛЕДУЮЩИЙ КРУГ - появление ролевого действия. Ролевые игры, в профессии, в дочки-матери, в войну и др.
|
МНОГО (РАЗРОЗНЕННЫХ)
|
Выполняет несколько функций одновременно или подряд.
|
МНОГО ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
|
Играет в ролевые игры. Принимает разнообразные роли, и в ходе их выполнения функции сменяют друг друга.
|
Свертка:
ОДНО ВМЕСТО МНОГИХ
|
Появляется миссия, назначение, призвание, внутренний стержень, самостоятельно выбранная роль.
|