Аннотация: Горе нам, что строим гробницы пророкам, которых избили отцы наши...
Горе нам, что строим гробницы пророкам
Что это такое - благородство, и с чем его едят, кажется, многие теперь знают только в силу общей начитанности. Потому что собственно благородство в наше время встретишь... Хотел для примера сказать, где, подумал-подумал - и не смог. Решил уж было написать - в пятницу возле загса, когда брачующиеся идут, так сказать, браковаться. Но тут же вспомнил, что именно в пятницу и именно мимо загса ходить бывает не так уж приятно. Тротуар запружен машинами и свидетелями - как правило, молодыми людьми довольно агрессивного вида. Дескать, у нас праздник, а ты лезешь, под ногами путаешься...
Вспомнился почему-то простой парадокс, кажется, еще никем не замеченный. Раньше офицеры говорили - "честь имею". В нашей постсоветской армии честь все еще принято... отдавать. Берите, товарищ начальник. А то у вас же ее нету: другим начальникам отдаете.
Так вот мы все и остались без чести...
Надо бы, по идее, говорить проще (и честнее): разрешите, мол, прогнуться? И чтобы в ответ, по-отечески: прогибайся, товарищ рядовой. И ласково рукой по шее.
Ну что за страна такая? Все переругались, на партии разделились, и такие принципиальные сделались - ужас! Один Жириновский на том фоне смотрится молодцом. То есть, врет беззастенчиво и не скрывает, что врет. И не пудрит мозги, что за идею живота не пожалеет. Еще как пожалеет! А то ведь вспомнить, как в своем благородстве то Гайдар клялся, то Чубайс, то Немцов. И ведь верилось. Приятные такие на вид, бравенькие - как не поверить? Вот и еще один парадокс нашей политической (общественной, скорее) жизни: сумасшедший по виду Жириновский на поверку нормальнее нормальных выходит.
И еще один парадокс нашей демократии. Уважать начинаешь не ретивых выкрестов, которые вчера под знаменем ленинизма устремлялись вперед, а нынче всех в счастливый рынок зовут, а людей типа Егора Кузьмича Лигачева. Он, конечно, тоже в свое время немало прогибался, но уж от идей своих никогда не отрекался. Значит, имеет какое-то свое понятие о чести и благородстве.
Так вот, о благородстве. Были дамы, были и господа. Это в те времена, когда кроме дам и господ еще быдло было, или, по Чехову, "чумазые".
Теперь так все запутали, настолько местами поменяли, что за частоколом слов смысл исчезает. Наперсточники, право слово.
Хотя, все ведь просто, если уж по-честному. Нечего им, борцам за счастье народное, делить, кроме денег. А уж нас, безденежным, и вовсе не из-за чего друг на дружку с ломами наперевес идти.
И то сказать. Ведь, если разобраться, у нас в стране нет ни одного человека, который так или иначе не был бы репрессирован. Если, конечно, под репрессиями понимать не только арест, ссылку, лагерь, расстрел, но и обнищание, оголодание, а самое главное - то унижение, которому подвергались все. И унижало и продолжает унижать своих граждан родное наше государство. Ну кто унижения избежал? Какой-нибудь крупный партхоздеятель? Увы. Хрущев, помнится, гопака отплясывал на сталинских вечеринках. Сам Сталин? Он у Ленина не раз и не два прощения просил, причем самым унизительным, постыдным образом.
Все мы прошли через "это". И нет, чтобы вздрогнуть, опамятоваться, и... Ну, для начала, перестать крыть друг друга матом. Куда там...
Скажите, пожалуйста, сколько можно своих предков (не дальних - с них уже и спросу никакого, - а самых ближних, что недавно жили, да и теперь еще живут) принародно срамить? И революции-де устраивали, и царя расстреляли, и от Бога открестились, и друг друга резали, и даже войну чуть-чуть не проиграли... Да опомнитесь! Разве можно так про своих отцов-дедов-прадедов? Что, другие народы меньше зверствовали? Французы во время своей великой смуты в одной Вандее полмиллиона людей убили (по другим подсчетам французских же историков - до двух миллионов!). И чем убивали-то? Кремневыми ружьями! Это ж как стараться-то надо было! В наполеоновских войнах еще полтора миллиона положили. Десятую часть населения, можно сказать. Включая младенцев. И когда? Помилуй Бог - в Век Просвещения!
И что? До сих пор своих предков клянут? Революцию поносят? Как бы не так: великая она у них, революция. Сами уважают - и другие народы уважать заставили.
Или взять наших совсем уж близких соседей, немцев. Разве мало крови пролили - и своей, и чужой? Две последних европейских войны на их, можно сказать, совести, - и что, бьют себя в грудь, рыдают, рубахи рвут?
Нет, они свое прошлое, каким бы оно ни было, уважают. Потому, что в предках своих видят живых, нормальных, ошибавшихся людей.
А мы кого видим? Красно-бело-зеленых? Господ офицеров? Кукол каких-то, марионеток. А ведь это предки наши, и не глупее нас они были, и верили, и любили, и наше с вами счастье пытались устроить. Как могли. А ведь на их долю такое выпало - даже немец не устоит. Начало века - неурожаи, голод, провальная и кровавая русско-японская. Потом - война, опять неурожаи, голод, революция, гражданская, и опять неурожаи и голод, а потом коллективизация - и снова неурожаи, голод, голод... Как выжили? Нас с вами, умных таких, уберегли? Вот об этом бы подумать надо, а не о том, был ли Ленин немецким шпионом...
Может быть, потому-то мы и не извлекаем уроков из истории, что в отцов своим, грубо говоря, камни кидаем. Как там, в Евангелии? "Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши... Дополняйте же меру отцов". Чем "дополняйте", понятно: лицемерием. Враньем. Унижением собственных предков, а значит, и собственным бесчестьем.
И пусть политики занимаются поиском "плохого" или "хорошего" в наших памятных датах. У них работа такая. Но пусть, по крайней мере, свой собственный народ уважают, и его праздники, какими бы они ни были - 1 мая, 7 ноября...
Главный наш враг - это все же не груз нашей кровавой истории, и даже не государственная машина, действующая насилием и принуждением. Главный наш враг - отдавание чести кому попало.
* * *
Теперь отвлекусь от высоких сфер и перейду к обыденности. Меня всегда убивало наше отношение к детям. И не только. К слабым вообще. Мужчина никогда и ни при каких обстоятельствах не должен поднимать руку на женщину и на ребенка. Может, это уже настолько устаревшая мысль, что кажется сказкой?
Никто не может унижать того, кто слабее.
Но так у нас сложилось, что мы силу уважаем больше, чем другие качества. Красоту, к примеру.
Помните знаменитую дискуссию о том, может ли добро быть с кулаками? Чудовищная и типично русская постановка вопроса. Не то, что ребром - а прямо-таки с ножом к горлу. Добро и зло несовместимы. Так о чем же тут спорить? С другой стороны, реалии нашей унизительной и унижающей жизни таковы, что добро приходится защищать. Иной раз так обидно за него, добро, бывает, что не только кулаками - огнеметом защитить хочется.
Но не защищают наши законы слабых. Отсюда и вопрос.
А сейчас и вовсе прививается упрощенно-американская постановка вопроса. Кто крутее - тот и прав. А ведь "добро с кулаками" - это что-то уродливое, вроде царевны-лебедя с пудовыми, красными такими, кулаками...
Так вот, о женщинах. Когда омоновцы лупцуют дубинками девушек - это проявление "государственного благородства". И политики, допускающие это - негодяи.
Может быть, я уж совсем по старинке мыслю, но вот еще один парадокс: ни одна самая благая, грандиозная, и даже плодотворная идея не может произвести того, что может любая женщина - живого человека.
Что же касается силы и слабости... Критерий тут, по-моему, один: сильные создают (созидают). Слабые - разрушают.
Вот об этом детям надо говорить, а не повторять переводные благоглупости. Помнится, еще Достоевский спрашивал: а что мы им, детям, даем? После разрушения крепостничества - что мы им подсунули? Чем заменили идеологически фальшивый моральный кодекс? Мы им опять же, по Достоевскому) дешевку подсунули. Пусть знают, что в жевательной резинке каждый найдет для себя то, что ему по вкусу... Но они ведь не идиоты, дети-то наши. И не в жвачке правду ищут - в жизни. С нас примеры берут. А что мы им предлагаем? Все то же отдание чести и все ту же дешевку. И видят они только ложь, вранье, унижение и хамство. И пойдут искать "то, что по вкусу" в разврате, водке, наркотиках. Уже пошли...