Аннотация: Что-то вроде очень короткого фанфика к произведению Гордона Диксона "Прирожденный полководец" из цикла "Дорсай"
- ...Принципиально новую систему тактики и стратегии. Одним из ключевых моментов во взаимодействии подразделений становится абсолютная прозрачность боевой задачи для каждого солдата. В случае гибели старшего офицера любой член группы способен принять командование на любой стадии операции и выполнить задание. В отличие от военных доктрин прошлого, о которых мы уже говорили...
Голос лектора убаюкивал. Сидящие за партами мальчишки, вначале увлеченно внимавшие словам преподавателя, потихоньку начинали позевывать в кулаки. Основные постулаты и ноу-хау системы Клетуса Грэйема они давным-давно узнали от своих отцов, братьев и прочих родственников, которые с удовольствием рассказывали подрастающему поколению, в чем заключается уникальность этой системы. Системы, подарившей их планете, их обществу и их миру жизнь, сделавшей Дорсай Дорсаем.
А тонкости этой системы им предстояло изучать только на следующем курсе.
Наконец, лектор замолчал. Бросил взгляд на часы, на приунывшую аудиторию и скупо улыбнулся.
- На сегодня все. Но если у вас остались вопросы...
Класс возбужденно зашевелился, наступало самое интересное. Преподаватель военной истории Джеймс Даррел за всю свою жизнь принимал участие ровно в двух сражениях, но историй и рассказов о собственных подвигах и подвигах товарищей по оружию мог рассказать великое множество. В Академии его считали безобидным чудаком, но любили и уважали - в конце концов, Даррел не был виноват в том, что двадцать пять лет назад шальной снаряд раздробил ему ногу. Даррел не оставил службу, и даже сумел сделать неплохую карьеру благодаря выдающимся административным способностям, но в настоящем бою с тех пор никогда не бывал. Он был хорошим преподавателем, прекрасным историком но, как большинство несостоявшихся солдат, идеологическим милитаристом.
- Скажите, полковник, - обратились к преподавателю с задних рядов, - а какой вид оружия вам кажется наиболее эффективным при выполнении разведывательных или диверсионных задач?
Класс замер в предвкушении. Рассказывать Даррел умел. Когда речь не заходила о военной истории.
Однако сегодня на полковника напало философское настроение. Поэтому захватывающей истории про то, как трое дорсайских солдат в течение недели удерживали базу, осажденную полчищами квакеров, услышать не удалось.
- Арбалет, - ни секунды не колеблясь, произнес преподаватель. Оглядел аудиторию и, удостоверившись, что все взгляды устремлены на него, продолжил.
- Уникальное изобретение человечества, которое так и не сумели оценить по достоинству. Практически бесшумный, предельно меткий, пусть и уступающий в скорострельности луку или игольнику. Дальность хорошего спортивного арбалета достигает семисот пятидесяти метров! И это без гидравлики. Увы, на заре эпохи стрелкового оружия понять, в чем уникальность арбалета, наши предки еще просто не могли, а потом стало слишком поздно - военное дело пошло развиваться по иному пути, умы захватила сила пороховых газов и орудия массового поражения.
Взгляд полковника стал задумчивым и печальным.
- Теперь воюют иначе. Скоро само понятие "диверсия" может отойти в прошлое, а все наши навыки оказаться бесполезными. Сейчас, как и в конце двадцатого - начале двадцать первого века, исход сражения все чаще решают корабельные орудия, ракетные установки, в крайнем случае - снайперские винтовки. Сражение перестало быть поединком, перестало быть противостоянием людей, в нем не осталось места для чести, благородства, искусства войны. Исчезла романтика сражений. Что бы сказал Клетус Грэйем, если бы увидел, к чему мы пришли?..
- Клетус Грэйем,- неожиданно прервал полковника звонкий мальчишеский голос, - сказал бы, что, прочитав все его книги от корки до корки, вы так ничего и не поняли.
На несколько минут все онемели. Даррел побагровел, помолчал с полминуты, тяжело дыша, а потом проскрипел, голосом, не предвещавшим ничего хорошего:
- Встаньте, кадет Грэйм. И повторите мне и своим товарищам то, что вы только что сказали.
Из-за ближайшего к кафедре стола поднялся невысокий худощавый мальчишка. Класс безмолвствовал, наблюдая за разворачивающимся действом и стараясь даже не дышать. Кадет Грэйм казался самым маленьким в классе, но едва ли кому-то пришло бы в голову проверять его на прочность - что-то было такое в его взгляде, повадках, манере говорить, что заставляло сверстников держаться от него подальше. А иногда и преподавателей ставило в тупик. Скорее всего, во всем была виновата примесь экзотской крови.
- Вы так ничего и не поняли. Клетус Грэйем создал не просто военную доктрину - он создал систему, позволяющую в корне изменить сознание человека, раздвинуть пределы человеческого разума! В войне нет ни чести, ни благородства, война - это боль, страдания, смерть. Главной целью Клетуса Грэйема было создать систему, применяя которую, можно минимизировать потери. И свои, и противника. Именно в этом суть его доктрины. Не важно, какой тип оружия применяется, не важно, в каких условиях идет сражение - важно, чтобы при выполнении боевой задачи выжило как можно больше людей! Вот и все, что составляет основу доктрины Грэйема. А остальное - лишь частные случаи, примеры, по которым каждый должен учиться сам.
По спине Даррела пробежал холодок. Он слышал, как коллеги иногда называли одиннадцатилетнего Донала странным, но только сейчас понял, почему. Мальчик не просто дерзил - он словно находился в трансе. Глаза его горели гневом, лицо было твердым и решительным, на несколько мгновений в ребенке не осталось ничего детского - как будто из подростка внезапно выглянул взрослый - могущественный, мудрый, облеченный властью и привыкший к повиновению. Выглянул - и исчез. Донал резко выдохнул, ледяная ярость схлынула, как волна и мальчик снова стал просто мальчиком.
-Простите, сэр. Больше не повторится, сэр. Готов понести заслуженное наказание.
Однако Даррел еще не совсем опомнился и ответил не сразу:
- Грэйм, вы помните, что только что говорили?
-Так точно, сэр.
- И вы действительно так считаете? Говорите, кадет, это не отразится на вашем взыскании.
-Так точно, сэр. Доктрина Клетуса Грэйема - это, в первую очередь, доктрина о войне без потерь. И вы не можете не знать этого, сэр.
И опять глаза паренька блеснули сталью. На мгновение. Даррел поежился.
- Благодарю вас за лестный отзыв, курсант Грэйм. Однако, смею вам напомнить, что ваша принадлежность к уважаемому всеми клану и родство с самим Грэйемом не дает вам права дерзить преподавателям и нарушать дисциплину. Вы получите выговор с занесением в личное дело. Надеюсь, последний - до сих пор за вами не числилось никаких правонарушений, и я надеюсь, нам не придется портить ваш аттестат плохой характеристикой.
- Приложу максимум усилий, сэр! - ответил Донал, однако упрямые складки на лбу говорили о том, что вины за собой он совершенно не ощущает.
- Можете садиться. Итак, господа кадеты, на сегодня занятия окончены. Жду вас ровно через неделю в это же время. Кадет Грэйм, прошу вас задержаться.
Когда класс опустел, Даррел поманил к себе замершего напротив своего стола Грэйма.
- Донал, я действительно очень надеюсь, что подобное больше не повториться. Ты лучший ученик в группе, у тебя прекрасные данные и я не позволю тебе поставить крест на собственном будущем. Еще два таких взыскания - и ты получишь такую характеристику, что о карьере придется забыть. Ты меня понял?
- Да, сэр, - мрачно ответил Донал, который наконец-то стал похож на обычного мальчишку, стремящегося поскорее вырваться из-под ока высокого начальства. Но, - да что же это такое! - опять вскинул темноволосую голову, посмотрел на полковника и тихо, едва ли не шепотом, произнес:
- Вы же на самом деле все понимаете, правда?
Даррел вот уже второй раз за день не нашелся, что ответить. Просто положил руку мальчику на плечо и мягко подтолкнул к двери.
-Идите, кадет. И обязательно зайдите к психологу. Сегодня же. Это приказ.
- Да, сэр! - отрапортовал мальчишка и почти бегом кинулся к дверям.
Даррел проводил его задумчивым взглядом и поймал себя на том, что выжидает, пока паренек отойдет подальше, прежде чем самому покинуть класс.
- Странный парень, - пробормотал он себе под нос, - очень странный.