Настоящая работа представляет собой некоторое обобщение истории и развития восточной деспотии. На эту тему написано немало трудов. Причём как более общих (И.Дьяконов - "История Востока"), так и посвящённых более конкретной теме (К.Жак -"Феномен восточного деспотизма"). Несмотря на то, что эти работы написаны с разной степенью объективности - все они в той или иной степени опираются на источники.
Причём на источники любого рода, хотя чаще всего на письменные.
При изучении Месопотамии этим источником могут служить, в частности законы Хаммурапи, с их помощью мы должны более ли менее представить политическую, экономическую и социальную ситуацию в Вавилоне времён этого царя-законодателя. Необходимо находить в них факты, помогающие осмыслить и осознать всю систему общества того времени. Источниками служат также хозяйственные и юридические документы более позднего Вавилона. Выделение из этих документов всего наиболее важного и есть основная задача работы с источником.
Что касается источников по истории Египта, то в своей работе я в большей степени опирался на источники близкие к религии, так как Египетская цивилизация одна из наиболее сакрализированных обществ Древнего Востока. Основным документом, который я использовал была "Книга Мёртвых", которая даёт обширную пищу для размышлений относительно сакрализации власти, как её ресурса. В меньшей степени я использовал такие источники, как надписи на стелах ( надпись Тутанхамона на стеле в Карнакском храме), или тексты, приписываемые самим фараонам ("Поучение Аменемхата").
С источниками по истории Финикии дело обстоит гораздо серьёзнее. Как таковых этих источников немного, а большинство из известных нам было обнаружено в 1928 году во время раскопок древнего финикийского города-государства Угарита. Источниками служат, в основном, архитектурные сооружения, поэтому их использование в тексте достаточно затруднительно.
И тем не менее глава, посвящённая Финикии является одной из важнейших частей моей работы, так как она доказывает, что даже из общего правила бывают исключения, что власть правителя на Востоке совсем не всегда ограничена лишь традицией, что существуют определённые экономические, политические и социальные причины мешающие развитию деспотии.
Основной целью этой работы является попытка ответить на вопрос: " В чём суть и причина устойчивости восточной деспотии?" - в какой степени мне это удалось решит работа представленная ниже.
ГЛАВА 1
Месопотамия
Древняя Месопотамия находилась в передней Азии, на юге между двумя великими реками - Тигром и Евфратом. Причиной заселения этой области было большое плодородие почв в пойме этих рек, земля настолько богата иловыми отложениями, что давала два урожая в год.
Месопотамия - классический пример гидравлического общества. Население находи-
лось в огромной зависимости от рек - основы жизни в этой области.
Основным занятием населения было, естественно, земледелие. Скотоводство и ремесленничество было менее развито, хотя, недалеко находились горы Загрос с большими
залежами меди.
Примерно с 6000 по 3000 г. до. н.э проходит, так называемый, додинастический период в истории древней Месопотамии. Тогда же возникают первые крупные религиозные и экономические центры - города. Крупнейшими из них были Киш, Урук, Ур, Лагаш. Эти города имели между собой дипломатические отношения, однако нередки были и конфликты, перерастающие в междоусобные войны. Власть правителей в этих городах была устойчивой, это были первые примеры деспотии в этой области. Деспотическое правление было неизменным, несмотря на то, что внешние условия изменялись. Образовалось Аккадское царство Саргона I,(около 2400 г. до н.э), позже было нашествие кутиев(23-22вв.),потом появление Шумеро - Аккадской державы Ура. Рассмотрим причины устойчивости деспотии в этой области.
Первым мощным ресурсом власти была экономика. Население находилось в полной экономической зависимости от государства. Государство организовывало проведение ирригации, владела всеми землями, а во время третьей династии Ура вообще образовало
единое государственное хозяйство с чёткой организацией труда.
Основным историческим источником по экономической и социальной жизни Месопотамии являются законы Хаммурапи(около 1792 - 1750 г. до н.э).Всего было записано 282 статьи, из которых сохранилось 247.Много статей в законах Хаммурапи было посвящено земледелию (ответственность за нанесение ущерба дамбам и каналам),
торговле (торговля была полностью государственной), ремеслу (ремесленники также находились под крылом государства). Очень важными являются статьи о системе землевладения и землепользования (очень развитой была аренда, которая была строго регламентирована и осуществлялась только на основе договора). Законы затрагивали и социальные стороны жизни - рабство(которое было близко к патриархальному),
общинную жизнь (общины несли коллективную ответственность за каждого из своих членов).Из этих законов можно также узнать и о сакрализации власти. В частности вступление перед первой статьёй звучит так: "Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, я вложил в уста страны истину и
справедливость и улучшил положение людей" . Из законов Хаммурапи явствует, что царь считался сыном бога, или его наместником на земле. Поэтому следует признать, что такой ресурс власти как сакрализация был сильно развит в Месопотамии.
Много информации нам дают также хозяйственные и юридические документы более позднего времени. Например о роли общины "Когда раб был в доме схвачен, община его выслушала и допросила" . Множество документов об аренде дают понять в том числе огромную роль правителей (документы в Позднем Вавилоне датировались годами правления царя). Из этих документов можно сделать вывод, что под ведением царя находились фактически все стороны общественной жизни.
Кроме двух ресурсов власти сакрализации и контроля над экономикой существовал ещё и третий - внешние войны. На протяжении всей истории Месопотамии их было немало, однако основной целью было грабительство, а не завоевание новых земель.
Но существовал и четвёртый - ключевой ресурс власти на который опирались три других - это традиции. Вся власть в Месопотамии - это традиция, что впрочем других её (власти) ресурсов. Ментальность людей того времени была такова, что традиции занимали все стороны жизни общества. Именно опора на традиции позволила деспотии в Месопотамии быть столь устойчивой на протяжении многих сотен лет.
Глава 2
Египет
Египет - одно из наиболее изученных современными учёными древневосточное государство. Прежде всего потому, что источники по его истории всегда были близки к нам: пирамиды, гробницы ,надписи на стелах в храмах, свидетельства античных авторов - всё это позволяет нам иметь относительно полную информацию об истории Египта и попытаться её осмыслить.
Вся территория древнего Египта была напрямую связана с Нилом, вокруг которого находились лишь обширные пустыни, поэтому древнеегипетская цивилизация находилась в пойме великой реки, на территории примерно 1500 км. "Египет, расположенный на самой чернозёмной почве, называют, подобно зрачку глаза, Хемиа и сравнивают с сердцем, ибо он тёплый и влажный и прилегает к южным землям вселенной, окружённый ими, как сердце человека - левой стороной тела." - так писал о географическом положении и о климате Египта древнегреческий историк Плутарх в своём трактате "Об Исиде и Осирисе".
Основным занятием населения древнего населения Египта было земледелие, в пойме Нила находились плодороднейшие почвы, которые являлись главным достоянием Египетской цивилизации. Это государство, безусловно, относится к гидравлическим обществам, Египет - "дар Нила".
Важную роль в возникновении государства в Египте играли номы - территориальные общины с единым административным центром. Но они отличались от подобных образований в других государствах. Каждый ном был достаточно самостоятелен, имел свой культ, был очень устойчив в политическом отношении. Количество номов в Египте было практически неизменным - 42.
Примерно в 3000 г. до н.э. произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта, первым царём стал Нармер и образовалось так называемое "раннее царство". А с момента образования Древнего царства (2800 - 2250 г. до н.э) можно говорить о появлении единого государства с деспотической властью царя (титул фараона появился лишь в XVI в.до н.э)
Правители Египта во все времена обладали тремя ресурсами власти: контролем над экономикой, внешними войнами и сакрализацией. Начнём с первого.
Все жители Египта были под прямым экономическим контролем государства, что вообще характерно для всех гидравлических цивилизаций. Ирригация, отведение каналов, строительство дамб - всё это требовало чёткой организации труда и его контроля. На протяжении всей своей истории Египет считался главным хлебным районом древнего Востока, он обладал большими запасами продовольствия. И сами египтяне чтили злаковые культуры, царь Аменемхат в своём "Поучении" говорил: "Я взращивал злаки" - и считал это одним из самых главных достижений. Другие отрасли экономики также были сильно развиты - торговля во многом за счет продажи зерна в другие страны древнего Востока, а ремесло за счет изготовления орудий труда - то есть обе эти отрасли были тесно связаны с земледелием.
Однако основным ресурсом власти в Египте была сакрализация. Очень важно то, что население древнего Египта было достаточно однородным, не ассимилированным, что способствовало созданию особой культуры и особой религии, которые, правда, опирались на то, на что опирались все религии древнего Востока - на традиции. Сила традиций столь велика, что она выше чем власть правителя. В 1375-1354 гг. Аменхотеп IV, более известный под именем Эхнатон установил культ нового бога, но он не прожил дольше самого фараона. И это несмотря на то, что фараоны считались сыновьями богов или просто богами. Вот как ,например, звучал титул Тутанхамона, фараона, который правил сразу после Эхнатона: "Тутанхамон, бог добрый, сын Амона, порождение тельца матери своей, семя благое, яйцо святое, произведённый на свет Амоном самим."
Сакрализуются все стороны жизни. В том числе такие важные, как договоры между государствами - в мирном договоре фараона Рамзеса II и хеттского царя Хаттусили III есть часть посвящённая тому, что оба правителя призывают богов в свидетели тех клятв, которые они дали в этом договоре. Также большую роль в изучении Египта играет такой источник как "Книга Мёртвых" (буквальный перевод "Выход днём") религиозная книга, рассказывающая о жизни человека после смерти. Много важного может показать нам оправдательная речь умершего - она помогает понять систему ценностей древнего египтянина. Там есть строки, касающиеся всех сторон человеческой жизни:
"Я не нанёс ущерба скоту" (говорит о роли скотоводства в Древнем Египте и, возможно, о роли религии ,ведь корова - священное животное)
"Я не преграждал путь бегущей воде" (говорит о роли водных ресурсов в Древнем Египте)
"Я не совершил греха в месте Истины
" Я не Делал мерзкого перед богами"
Даже такой ресурс власти, как внешние войны также зависел от мировоззренческой системы. Во времена Среднего царства (2050-1750 гг. до н.э.) возникла мысль об избранности египтян, мысль эта вовсе не шовинистическая, это лишь часть их восприятия мира. Именно эта мысль сопровождала египтян во время их военных походов , которые бывали в одинаковой степени и грабительскими, и завоевательными. Основными направлениями походов чаще всего были: Синайский полуостров, Эфиопия, Нубия.
Однако экономическая и религиозная системы были столь прочны, что военные походы редко играли роль главного ресурса власти (хотя при Тутмосе III и Рамзесе II именно армия играла ведущую роль).
Деспотия в Египте была чрезвычайно устойчивой. Начиная с древнего царства 2800 года и кончая битвой при Пелусии (525 г. до н. э.) после которой Египет окончательно потерял свою независимость, несмотря на смены династий, социальных условий деспотия оставалась практически неизменной, потому что это - традиция, то есть то, вокруг чего строилась вся ментальная система древнего египтянина.
Глава 3
Финикия
Финикия существенно отличается от цивилизаций, рассматриваемых нами ранее. Это отличие столь очевидно для нас по многим причинам. Во-первых Финикию никак нельзя отнести к гидравлическим обществам; во-вторых экономика этой страны существенно отличается от египетской и месопотамской; а третьим и самым важным для нас является то, что в этой стране не было деспотии как таковой, Финикия интересна именно своей исключительностью среди стран древнего Востока.
Древняя Финикия занимала северную часть восточного побережья Средиземного моря. Плодородных земель было немного, поэтому основным занятием первого населения было скотоводство.
Около II века до н.э. в Финикии возникают первые города-государства: Угарит, Библ, Сидон. Первый из них - Угарит стал впоследствии главным источником по истории древней Финикии, когда в нём происходили раскопки, а это было в начале XX века.
Правителями первых городов были цари, совмещавшие должности монарха и жреца главного бога. Постепенно развиваясь, эти города осваивали всё новые прибрежные территории, известно, например, что при царе Хираме (ок.950 г. до н.э) город Тир был расширен искусственной насыпью и занял каменный остров недалеко от берега. С течением времени роль царя в финикийских городах-государствах всё более уменьшалась. Первым серьёзным ударом по их власти стало разделение светской и религиозной между двумя людьми, большую роль стали играть жрецы главных богов. Жрец главного бога (чаще всего Мелькарта) считался вторым лицом в государстве. В конфронтации между царями и жрецами нередко побеждали последние: царь Тира - Фелет был свергнут жрецом Астарты Итобаалом.
Но даже борьба за власть между жрецами и царями не играла большой роли в управлении государством, потому что с годами управление в финикийских городах становилось всё более демократическим. Огромную роль в этом процессе играла экономика.
Экономика в древней Финикии - это, фактически, синоним слова "торговля". Все остальные отрасли экономики, за исключением разве что скотоводства, также были подчинены торговым целям. Возвышение морских городов (Тира, Библа, Сидона) произошло в конце II тысячелетия. Финикия стала крупнейшей морской торговой державой.
Основным товаром, вывозимым из Финикии была, естественно, древесина, которой почти не было ни в Египте, ни в Месопотамии. Торговали также предметами ремесла, которое было ведущим среди стран древнего Востока. Морская торговля была столь развита, что осуществлялись транзитные перевозки из одной страны в другую. Торговля, в основном была частной, хотя некоторое время государство обладало монополией на продажу леса и на судостроение. Именно частная торговля заложила основу под создание нового государственного строя в Финикии. Государство утратило один из важнейших ресурсов власти - контроль над экономикой. Население финикийских городов не было столь экономически зависимо от государства , чем ,например население Египта, Месопотамии или любого другого гидравлического общества. Именно благодаря торговле финикийцы стали известны, как великие мореплаватели, обогнув Африку по поручению фараона Нехо в VII веке и по их свидетельству, "увидев солнце по правую руку". Также большую роль играло то, что в Финикии не было сословного деления, а было классовое, что давало большую власть торговой знати.
Государство в Финикии не обладало и ещё одним ресурсом власти - внешними войнами. Города были независимы друг от друга и не объединялись даже перед лицом общего врага. В разное время Финикия входила в состав Египта, Хеттского царства, Персидской державы Ахеменидов. А финикийский флот, бывший в то время сильнейшим в мире использовался державами - завоевателями.
Относительно сильным был лишь третий ресурс власти - сакрализация. Цари считались воплощениями богов на земле. Общего пантеона у городов-государств не было, но основные боги были общими: Мелькарт, Ваал, Молох, Астарта. Большую роль играли жрецы и созданные ими культы различных богов.
Этих ресурсов власти оказалось недостаточно и в V веке до н.э. после крушения династии Магонидов появился "совет тридцати" к которому позже присоединился "совет старейшин" и народное собрание.
Финикия - особая страна древнего Востока. В.В Струве считал, что: "смешение культур Востока и Запада, севера и юга очень характерно для Финикии" . Именно эта страна оказала наибольшее влияние на развитие цивилизаций на Западе.
Вывод
Древневосточная деспотия - это монархия особого типа, система государственного управления, при которой абсолютная власть правителя - это традиция, рамками которой, деспотия, однако не ограничена: индивидуальные особенности каждого государства в отдельности позволяют контролировать власть или за счёт ирригационного земледелия, или внешних войн, и следовательно сильной армии.
Причина её устойчивости в том, что при условии соблюдения вековых традиций, она не встречает никакого противодействия со стороны населения
Библиография и примечания.
1) "История Древнего Востока"/ В.В. Струве/Москва/Госполитиздат/1941./ - 483с.
2) "История Древнего Мира. Древний Восток. Египет. Шумер, Вавилон, Западная Азия"/