Комната Кощея в типовой хрущевке. Большое зеркало у авансцены сбоку. Зеркало выше человеческого роста, напоминает входную дверь. Порыв ветра со свистом выбивает оконную раму. Звон стекла и посуды. Окно распахивается, занавеска как парус надувается ветром. Громкий крик. На сцену вбегает Анисья. Она бросается к окну, пытается закрыть раму. Ей удается это не сразу.
АНИСЬЯ. Ну, и погода. С утра было тихо... и вдруг такая буря... (неожиданно замечает на полу разбитый горшок с цветком.) Господи, а это что?.. Цветочек мой... разбился... Ох, горюшко ты мое! Испугался, спрятался... И листочки оборвались ... и головка надломилась. Потерпи, миленький, я сейчас, я мигом...
Звуки возни и тихий стон, напоминающий кваканье. Анисья тревожно озирается. Внезапно на полу замечает Мотю.
АНИСЬЯ. (бросается к ней, поднимает). О господи, Мотенька, деточка, что с тобой? (тревожно.) Да ты горишь вся! (поднимает Мотю и укладывает на подушку.) Ой, беда-беда... (с отчаянием.) Что за напасть... просквозило! Погоди, милая. Вот пересажу цветочек и сразу к тебе.
Быстро уходит. Звучит флейта. Кристоф Глюк "Орфей" Мелодия. Анисья появляется с пустым цветочным горшком и совочком в руках, осторожно ставит его на стол, аккуратно пересыпает землю и пересаживает сломанный цветок, приговаривая.
АНИСЬЯ. Вот несчастье! (горестно.) Эту веточку уже не приладишь. (цветку.) Да как же тебя угораздило?.. Нельзя тебе умирать. Никак нельзя. Не время. (в зал, взволнованно.) От матери он достался мне, цветочек этот. Заветный он. Нет таких, и не было никогда. А откуда взялся, и сама не знаю. Ммать стого-настрого наказала: "Береги, цветок как зеницу ока. В нем жизнь твоя"! (тихо, в отчаянии.) Не уберегла... (в голос.) Ой, не уберегла я тебя, родненький! Потерпи, не погибай, пожалуйста. Давай мы тебе листочки разгладим. Не бойся, не бойся. И головку тоже поправим. Вот и хорошо...
Мелодия флейты неожиданно прерывается громким обиженным стоном, напоминающим кваканье.
АНИСЬЯ. (Моте). Сейчас-сейчас, Мотенька. Сейчас, моя девочка ... (цветку.) Так-то оно лучше. (Моте.) Я мигом.
Поспешно уходит и быстро возвращается с яркой жестяной коробочкой.
АНИСЬЯ. Вот... вот он - Эликсир. (открыла коробочку и опешила.) Ох!.. Да тут их два!.. Который из них: тот или этот?.. Этот или тот?.. Который? Похоже, этот. А, может, тот?.. Без очков не угадаешь... (в сердцах.) И куда они подевались?.. Ума не приложу.
Долго шарит очки в кармане, озирается вокруг, но не находит. Громкий квакающий стон, почти крик.
АНИСЬЯ. Да бог с ними, с очками. Так... на глазок. Кажется, этот. Точно он! (громко Моте.) Ох, и хороший препарат... (зрителям.) волшебный... (Моте.) Давай-ка, мы с тобой употребим его в дело!
Осторожно капает препарат на блюдечко. Считает капли.
АНИСЬЯ. Погоди, накапаю ... одна... две... три... (подносит Моте.) На, не бойся! Пей и слушай, что расскажу.
Тихо зазвучали гусли. Анисья медленно выходит на авансцену и начинает рассказ на зрителя.
Болел у меня зуб. Терзал он меня денно и нощно, и жить не давал. А к врачу идти страшно. Как вспомню про бормашину, про клещи, да щипцы ... Брр... Легче умереть! Однажды он меня совсем доконал. И я решилась: будь, что будет!
Стоял у меня флакон, а в нем Эликсир... страшной силы. Внук принес, припрятать... подальше от греха... с работы, значит. Я тихонько его достала и капнула на зуб маленькую капельку... Зуб, успокоился, и я уснула. А на утро зуб-то сам собой и выпал. (пауза.) А потом случилось чудо! На этом самом месте вырос другой, беленький.
Как я радовалась тогда! Неделю пела! Так, за год один за другим поменяла я старые зубы на новые. (повернулась к Моте, и улыбаясь.) Ну как, нравится? (демонстрирует.) То-то же. (игриво) Кусаются!.. Так... хватит... (протягивает блюдце.) На, лизни... (уговаривая.) Лизни, не горький... (Мотя осторожно слизнула эликсир с блюдечка, остатки бабушка быстро стряхнула в цветок.) (цветку.) И тебя заодно подлечим ... (зрителю лукаво.) не пропадать же добру...
Мгновенно все потемнело, завертелось, засвистело, грянул гром, и сцену заволокло туманом.
АНИСЬЯ. (диким воплем в темноте.) Убила!..
Тонкий луч света освещает АНИСЬЮ и МОТЮ, АНИСЬЯ рыдает, тормошит МОТЮ.
АНИСЬЯ. Мотенька!.. Не дышит!.. Господи-господи!
Всплеснула руками, судорожно ищет очки, неожиданно натыкается на них в кармане, быстро достает и надевает.
АНИСЬЯ. (обреченно). Ох! (испуганно.) Да это не тот! Этот с печатями... Да как же это я?! Ой, слепая! Его же в руки брать нельзя! Говорил мне Александрушка, говорил же: "Смотри, бабуля, не трогай. Запомни, и не трогай (медленно.) никогда! Нельзя его трогать и открывать нельзя: опасно. Страшной силы этот препарат. Он врата Бессмертия открывает". (нараспев.) Ой, горе мне, горе! Голубка моя ненаглядная! Ангел мой синеглазый! Матильдушка... (громко в отчаянии.) Убила! Убила ребенка!
Луч второго прожектора падает на цветок. Цветок в горшочке начинает вращаться: медленно, потом быстрее и быстрее, и вдруг резко выпрыгивает из горшка. Но другим конце сцены Мотя вздрогнула, зашевелилась, застонала и подняла голову.
АНИСЬЯ и МОТЯ, испуганно глядя друг на друга, обе разом: "Ах!" Мотя от неожиданности, бабушка от счастья.)
МОТЯ. Что со мной? (человеческим голосом, но с хрипотцой и закашляла.)
Обе оторопели. Продолжительная пауза... Уставились друг на друга, и от испуга обе вместе завизжали в унисон, громко и протяжно. Мотя падает в обморок. Анисья бежит к ней.
АНИСЬЯ. Мотенька!.. (радостно.) Живая! (всплеснула руками.) Красавица ты моя, свихнулась я, доченька, прости господи!.. Да ты ли это, твой ли голосок?! Что с тобой, девочка?
Мотя поднимает голову, удивленно оглядывает комнату, падает на подушку и начинает тихо сопеть. Дверь в прихожей громко скрипнула и захлопнулась. Часы пробили ровно шесть. Бабушка медленно посмотрела на циферблат, метнулась к столу, затем к кровати, поспешно прикрыла чистой тряпочкой уснувшую Мотю и побежала встречать внука.
АНИСЬЯ. Ой, не спрашивай... Тут такое было!.. Молчи-молчи... Потом расскажу.
КОЩЕЙ. (целует ее, схватив в охапку). Ладно, давай чай пить.
АНИСЬЯ уходит, КОЩЕЙ раздевается и садится в кресло.
КОЩЕЙ. Тишина. (телефонный звонок, Кощей берет трубку). Да. Привет. Нормально. Загрузили. К утру, я думаю... Надеюсь. А что компьютер?.. Самостоятельно завершит процесс и выйдет из программы. Как обычно.
Входит Анисья с подносом. Накрывает на столик, наливает чай и замирает в ожидании. Хочет что-то сказать, но Кощей знаком останавливает ее и показывает жестом на стол, как бы прося не прерывать разговор.
КОЩЕЙ. (продолжает говорить по телефону). А зачем его караулить?.. Лабораторию опечатали. Да, до утра. Да нет... волноваться не стоит, мы такое уже практиковали. Да, проверили... Что-то слышал, но некогда было вникать. (заинтересовано.) Что, правда?! А где? На CNN?! Давно?.. Целый день?! Вот так новость! Сейчас включу. (быстро складывает телефон и берет в руки пульт, тревожно Анисье.) Ты плакала? (Анисья испуганно улыбается и поспешно мотает головой.) А почему глаза грустные?
АНИСЬЯ. Так, пустяки... Шила вот... да палец уколола. Не углядела... пришлось отложить... завтра доделаю. (быстро заканчивает разговор.) Поздно уже, я пошла спать.
Анисья перекрестилась, Кощей включил пульт. Звук сигнала точного времени. На экране титры информационной программы. Документальная хроника середины прошлого века. Черно-белая. Неожиданно громко врывается музыка. Кощей на пульте убирает звук. Музыка стихает. Голос диктора комментирует события на экране. Звучит фонограмма. Звет угасает. Перед зрителями проходят кадры из жизни одного из островов экваториальной зоны Юго-Восточной Азии.
ДИКТОР. В середине прошлого века на одном из островов Индийского океана ученым удалось получить эликсир Бессмертия.
(ВИДЕОРЯД. Медико-биологическая лаборатория, сотрудники с радостными лицами.)
ДИКТОР. Триумф науки решено было засекретить, и ни в одной газете мира не упомянули об этой дерзновенной победе человека над природой.
(ВИДЕОРЯД. Солидное здание, подписание контракта, рукопожатия, наличные деньги пачками и мешками.)
ДИКТОР. Деньги на продолжение исследований были выделены, контракт подписан, и Остров выкуплен.
(ВИДЕОРЯД.Очередь, обнищавшие жители острова получают из рук европейца гуманитарную помощь.)
Добровольцы нашлись из местных. Какой будет вечная жизнь, никто сказать не мог. Питание и одежду островитянам подвозили регулярно, а в медикаментах они не нуждались.
(ВИДЕОРЯД. Полуобнаженные улыбающиеся люди азиатского типа: высокие, крепкие, белозубые. Демонстрируют свои физические возможности.)
ДИКТОР. Результат превзошел ожидания. Болезни покинули Остров, костная ткань людей изменилась и стала необычайно крепкой, раны зарастали на глазах. Но люди менялись, и это настораживало.
(ВИДЕОРЯД. День, безлюдное место, скала, Древо Жизни: небольшое, пышное)
ДИКТОР. Основой Эликсира стали плоды Древа Жизни. Оно произрастало там же, на Острове, и было похоже на другие деревья, но суть была иной.
(ВИДЕОРЯД. Ночное небо, светящееся дерево.)
ДИКТОР. По ночам Дерево светилось, и подходить к нему было страшно.
(ВИДЕОРЯД. Экзотические плоды на ветке)
ДИКТОР. Плодов на нем было семь. Всегда. Плоды стали основой Амброзии. Она заменила Бессмертным пищу.
(ВИДЕОРЯД. Группа островитян с равнодушными лицами. Контакт с медиками затруднительный.)
ДИКТОР. Как результат, необходимость в труде утратила себя, а заменить его было нечем. Постепенно люди одичали и перестали интересоваться друг другом.
(ВИДЕОРЯД. Люди недружелюбно отворачиваются от камеры, пугаются, закрывают лицо руками, нападают.)
ДИКТОР. Общение утратило смысл: тяготили даже обычные разговоры. Доминировали Леность и скука. Таким, по мнению ученых, мог бы стать коммунизм.
(ВИДЕОРЯД. Морской пейзаж, пустынный берег, легкие жилые постройки экваториального типа, безлюдные дворы. Запустение везде.)
ДИКТОР. Бессмертие оказалось бесплодным. Дети на острове не рождались, опыт передавать было некому, и потому язык стал забываться сам собой. Вечная жизнь тела продолжалась, но сознание угасало естественным путем.
Яркий свет. Резкий телефонный звонок. Кощей достает мобильник и отключает экран.
КОЩЕЙ. Да... Нет, вы ошиблись. (закрыл телефон.) Вот это новость... (ритмично постукивая костяшками пальцев по крышке журнального столика.) И где же выход?.. Но ведь он есть ... наверняка, есть?
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
Тихо. Звучит длинная пронзительная нота с оттенком тоски. Кощей встает, идет по комнате, останавливается.
КОЩЕЙ. (сам себе). Ищи-ка, парень, систему... Ищи... А где ее искать? (резко разворачивается, идет к стеллажу с книгами.) Так, Мифы... Мифы... Греция... Вот... (спокойно садится в кресло, листает книгу, одиноко звучит не то флейта, не то английский рожок, КОЩЕЙ, обращаясь в никуда.) Ты здесь?..
На заднике сцены проекция развалин (Архаика, Крит, Микены на выбор). В глубине сцены фигура старого слепого человека в длинной белой тунике. Он сидит. В руках древняя арфа из рога антилопы.
ГОМЕР. Ты звал? Я здесь. Поговорим?
КОЩЕЙ. Поговорим, Гомер, мне многое неясно. Скажи, тебе известно о Бессмертных?
ГОМЕР. Проблема ненова. Стара как мир.
КОЩЕЙ. По сути да, но форма изменилась. Бессмертны были боги, но теперь бессмертны те, кто ранее был смертен.
ГОМЕР. О ком ты говоришь, о людях?
КОЩЕЙ. Да, о них...
ГОМЕР. Ты уничтожил Смерть? Зачем?.. Предвижу катастрофу.
КОЩЕЙ. Нет, это сделали другие... до меня. Я лишь узнал о них сегодня.
ГОМЕР. Бессмертие богов определялось величием задач, которые стояли перед ними. Они творили мир. А что творили люди?
КОЩЕЙ. Похоже, ничего. Они хотели жить и жизнью наслаждаться.
ГОМЕР. Наслаждаться? Что означает это... пить и есть, спать, враждовать, иль просто размножаться? Для этого бессмертие не нужно. И жизни за глаза и даже много...
КОЩЕЙ: Гомер, любовь покинула Бессмертных. Лишенное любви сообщество распалось, и люди перестали быть людьми.
ГОМЕР. Природа отомстила за насилье, тому, кто преступил ее законы, и породила ненависть и месть.
КОЩЕЙ. Проблема ненова. Стара как мир.
ГОМЕР. Природа возвращает нас туда, откуда жизнь берет свое начало. Бессмертным просто некуда идти. Для них закрыта Вечность, и они обречены на вечное скитанье в Настоящем.
КОЩЕЙ. Гомер, ты видишь то, что недоступно людям, ты смотришь вглубь, а не вовне себя. Скажи, в чем смысл божественной любви и почему богов так тянет к людям. Что общего меж ними и людьми?
ГОМЕР. Ответить сложно мне, но ты же знаешь, божественная страсть неодолима, а стрелы эроса остры и так точны, что ставят на колени неизбежно перед земными девами богов. Неопытность и искренность в любви легко броню любую пробивают. Никто не может Эрос победить, не покорившись этой грозной силе. Теряют голову и Боги и цари, горят дворцы, рождаются герои, и воспевает подвиг и любовь слепой Гомер в античной Илиаде.
Прожектор высвечивает античную сцену. Звучит музыка. Хореографический дуэт "Похищение Европы" Девушка в сандалиях и длинном полупрозрачном хитоне и Зевс в короткой тунике и в античной маске белого быка с отметиной на лбу. Фабула: "Красавица и Чудовище". Гомер и Кощей незаметно исчезают. Танец заканчивается, прожектор высвечивает фигуру Кощея. Он ставит книгу на полку и отходит к дивану. Прилег. Часы бьют час.
КОЩЕЙ. Все... Спать... Бессмертие, проблемы, планы - все на завтра.