Скворцова Мария Владимировна : другие произведения.

Университет. Universum

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья, написанная в 2002 году. Тогда я высказала всё, что думала по поводу создания ТГУ и его шансов стать университетом. Подобных взглядов я придерживалась до 2007 года. С тех пор кое-что в моем представлении о роли университетов изменилось, но это уже тема для другого разговора...


Университет. Universum.

      -- Пролог, или Сколько голов у кентавра
   Итак, мы - Университет.
   Почти целый учебный год прожили в этом новом качестве. Вообще-то, большая дерзость - районный город, промышленный центр - и вдруг замахивается на создание Университета. Смело, ничего не скажешь. Остаётся только надеяться, что "кто смел, тот и съел" - может быть, у нас и получится. Может быть, нежная гуманитарная прививка на мускулистом теле города Тольятти приживётся, пустится в рост и за счёт силы этих самых мускулов будет давать свои рафинированные плоды. Как знать, как знать...
   История рождения нашего Университета сама по себе странна и вызывает ассоциации с опытами Мичурина. Срастание двух самостоятельных ВУЗов со своими традициями (причём, традициями во многом совершенно разными) породило некий гибрид. Эдакого, знаете ли, кентавра. Похоже, теперь каждая из половинок убеждена, что именно она является головой этого самого кентавра, его мозговым центром. Какова же ситуация на самом деле и чем всё это закончится, мы, вероятно, начнём понимать не раньше, чем года через три. Вот тогда-то и раздастся хор голосов типа: "Да мне с самого начала было ясно, что...". Пока же перспективы этого масштабного культурного проекта весьма туманны. Выполнима ли миссия? Да и в чём она, собственно, миссия Университета?
   Хорошее образование нельзя уподобить семечкам, продаваемым на улице всем желающим. Университет - это ни в коем случае не предприятие, производящее услуги за определённую плату. Появление Университета, конечно, ставит огромное количество административных задач, но в целом создание (рождение!) такой структуры - это не бизнес-вопрос. Университет - это своеобразный живой организм, для созревания которого нужны годы и годы. Десятилетия. И для произрастания этого организма требуется ещё и своеобразный "культурный слой" - то, что можно назвать "университетской средой".
   Сейчас Тольятти по духу своему - город не университетский. Это, может быть, обидно, но лучше честно признать это как факт. Год назад мне довелось общаться с группой первокурсников, только что поступивших на гуманитарный факультет одного из Тольяттинских ВУЗов (нет, это был не ТГУ, но не в этом суть). Разговор у нас шёл о мечтах и жизненных планах. Признаться, я была шокирована - не ожидала, что всё так скверно. Их симпатичные лица, современные манеры - и одновременно полная моя неспособность даже приблизиться в разговоре с ними к обсуждению того, что счастье в принципе несводимо к недвижимости и автомобилям. Они были искренними, эти милые мальчики и девочки с убогим воображением. Просто человек мечтает о том, о чём его обучили мечтать. Это закономерно. Чтобы горизонт сознания расширился, его надо планомерно расширять. Не в этом ли, кстати, миссия Университета и состоит? Попробуем рассмотреть это с разных точек зрения.
   2. Храм или зеркало?
   "Всё прочее - только строительные леса у стен храма...Всё лучшее, что придумало человечество за сто тысяч лет, что оно поняло и до чего додумалось, идёт на этот храм. Через тысячелетия своей истории, воюя, голодая, впадая в рабство и восставая, ... несёт человечество, само об этом не подозревая, этот храм на мутном гребне своей волны. Случается, оно вдруг замечает на себе этот храм и тогда либо принимается разносить его по кирпичикам, либо судорожно поклоняться ему, либо строить другой храм, по соседству и в поношение, но никогда оно толком не понимает, с чем имеет дело, и, отчаявшись как-то применить храм тем или иным манером, очень скоро отвлекается на свои так называемые насущные нужды: начинает что-нибудь уже тридцать три раза деленное делить заново...".
   А Стругацкий, Б. Стругацкий. "Град обречённый".
  
   Действительно, университет может быть храмом. Храм науки, храм культуры... Но, значит, храм этот - языческий. Достойны ли взятые сами по себе Культура, Наука, Искусство, Разум, или, скажем, Природа, или Человек как таковой, или Государство того, чтобы им поклоняться - вопрос особый. Лично автор считает, что для поклонения есть кое-что более достойное, чем культура и всё перечисленное выше.
   Но и культура, и наука, и искусство - это те зеркала, в которых может отразиться что-то неизмеримо более высокое, чем человек и его создания. Зеркала должны быть чистыми! Вот где мне видится критерий подлинности Университета - является ли он тем местом, где Истина, или Красота, или Благо могут как-то отразиться в зеркале культуры? Чистое зеркало бескорыстно. Полезность не может быть критерием подлинности Университета.
   Страны, народы и города, создавшие Университеты и ставшие, таким образом, университетской средой, сильно меняются при этом. Они получают дополнительное преимущество - способность осознавать своё существование. Университет - орган самосознания города (и - более, чем города).
   3. Университет как заповедник свободной мысли
   "Если ты действительно хочешь иметь в городе науку - оставь их в покое...Пойми, пожалуйста: эти люди не могут не брюзжать. Так уж они устроены. Кто не брюзжит, тот ничего и не стоит"
   А Стругацкий, Б. Стругацкий. "Град обречённый".
   Университетская среда отличается тем, что в ней нет и не может быть единообразия мнений по разным важным вопросам. Здесь нормой является дискуссионный дух. Именно в Университетах люди могут получить своеобразную "прививку", дающую иммунитет к навязыванию чужой точки зрения. Хорошее образование предполагает высокую критичность мышления и способность не спешить соглашаться с чем-то на том только основании, что так решило начальство. Именно из этого многообразия и берутся в необходимый момент те свежие идеи, которые обновляют картину мира. То, что зарождается в Университетах как научная гипотеза, через 100 лет становится "народной моделью Вселенной". Полезно само это обновление или нет, приветствовать "прогресс" науки или нет - опять же, разговор не об этом сейчас. Я хочу сказать только, что если в стране (городе, группе, любой общности людей) царит полное единообразие мнений, эта среда шаг за шагом приближается к гибели. С чем это можно сравнить? Да хотя бы с вымиранием определённых видов животных, растений, микроорганизмов. Конкретный вид организмов (какой-нибудь возбудитель заболевания или хищник ) может быть некоторым людям очень малосимпатичен, но его исчезновение является невосполнимой потерей для генофонда всей жизни на Земле, если рассматривать всё живое как единую систему. Для того и создаются заказники и заповедники, чтобы в них могли существовать виды, никак не вписывающиеся в современную экологическую ситуацию. Вот и в сфере мысли многое вымерло бы при первой же войне (революции, голоде, перевороте, экономическом кризисе и т.п), если бы не могло хоть как-то выживать, найдя убежище в Университетах. В этом, может быть - миссия Университетов в историческом масштабе. Именно поэтому "культурная революция" - страшнее, чем просто революция. Общество - тело, идеи - гены. Повреждая тело, мы чувствуем сильную боль, но можем надеяться на регенерацию. Повреждая "гены" человечества, которые хранятся в библиотеках, музеях, лабораториях, монастырях и университетах, мы получаем общество - мутанта. Общество, оторванное от предыдущей истории, уродливое в своей нецелесообразности и неизлечимое в своём страдании.
  
   4. Универсальность
   Раньше людей можно было разделить ...на более или менее образованных и более или мене необразованных. Но "специалиста" нельзя подвести ни под одну из этих категорий. Его нельзя назвать образованным, так как он полный невежда во всём, что не входит в его специальность; и он не невежда, так как он всё-таки "человек науки" и знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной. Мы должны были бы назвать его "учёным невеждой", и это очень серьёзно, это значит, что во всех вопросах, ему не известных, он поведёт себя не как человек, не знакомый с делом, но с авторитетом и амбицией... В политике, в искусстве, в социальной жизни, в остальных науках он держится примитивных взглядов полного невежды, но излагает их с самоуверенностью...Цивилизация, дав ему специальность, сделала его самодовольным и наглухо закрытым в своих пределах".
   Хосе Ортега -и - Гассет, "Восстание масс".
  
   Вообще-то, мне кажется, должны были на государственном уровне вовремя вмешаться лингвисты, ревнители норм языка, или культурологи, понимающие нормы культуры, и прекратить это безобразие. Ведь никуда же не годится: "Сельскохозяйственная Академия", "Экономический Университет"... Мы обесцениваем смысл слов, превращая их в пустой звук. Не понимаю, как может быть педагогическим или политехническим Университет? Разве "Университет" не предполагает универсальности?
   Ведь в том-то вся и суть, что среди ВУЗов Университеты призваны занимать совершенно особое место. Они, по идее, должны готовить не "специалистов", а образованных людей. Не только прикладников, которым уже готовы конкретные рабочие места где-то на заводе, в школе и т.п., а тех, кто способен выполнять очень широкий класс задач и понимать, какое место выполняемые ими задачи занимают в общем культурном пространстве.
   Научить человека химическим технологиям сравнительно просто, а вот так его научить, чтобы, став главным технологом химпроизводства, он понимал преступность слива помоев в Байкал - это уже труднее. Дать человеку умение, благодаря которому он будет обучать счёту детей в детском саду - это задача-минимум. А вот в Университете его, по идее, должны научить так, что он будет хорошо представлять себе, какую роль изобретение числа "ноль" сыграло в развитии человечества. И вот тогда есть надежда, что детей он в процессе обучения не приучит к мысли, что интеллектуальная инициатива наказуема.
   Сможет ли Тольятти позволить себе такую роскошь - готовить ежегодно несколько сотен образованных людей, видящих себя в контексте евразийской культуры и мировой истории, а не в контексте отдельно взятой фирмы (учреждения, завода), конкретного рабочего места и зарплаты? Ой, сомневаюсь... Может быть, это и будет возможно, но лет через... Пятьдесят? Семьдесят? Сто?
   5. Элитарность
   "Вы ужасно презираете широкую массу и ужасно гордитесь этим своим презрением. А на самом деле - вы настоящие, стопроцентные рабы этой массы! Всё, что вы делаете, вы делаете для массы. Всё, над чем вы ломаете голову, всё это нужно в первую очередь именно массе. Вы живёте для массы. Если бы масса исчезла, вы потеряли бы смысл жизни. Вы жалкие, убогие прикладники...Ведь всё, что нужно массе, раздобыть сравнительно нетрудно. Поэтому все ваши задачи - это задачи, заведомо разрешимые".
   А Стругацкий, Б. Стругацкий. "Град обречённый".
  
   Что такое "неразрешимая задача"? Кто является экспертом, определяющим - разрешимая она или нет? И нужно ли иногда ставить перед собой задачи из разряда неразрешимых?
   "Неразрешимое" - это такое, которое нельзя разрешить с помощью имеющихся сейчас средств. Следовательно, если мы не ставим перед собой неразрешимых задач, мы не развиваемся в стратегическом плане. Не развиваем сами средства познания. Как в своё время советовал Лев Толстой молодому ещё тогда Николаю Рериху - при переправе через реку жизни нужно править гораздо выше, чем тебе нужно. Течение всё равно снесёт.
   Если браться за заведомо разрешимые задачи, добьёшься, в лучшем случае, права пожизненно занимать удобную нишу в социуме. Это то, что вполне устроило бы человека толпы, но этого мало тому, в ком жив университетских дух.
   Университет может быть той средой, где человека поддерживают при попытке решать неразрешимые интеллектуальные задачи. Именно в этом, как мне кажется, и проявляется его "элитарность". Это не какие-то особые привилегии, не снобизм под лозунгом "У нас тут не ПТУ, у нас так не одеваются (не говорят, на таком не ездят, такое не пьют, не такое курят)" и не возможность устроиться после учёбы на работу с более высокой зарплатой. Элитарность - это не происхождение из семьи уездной или губернской знати. Это - не высокий доход родителей. Элитарность университетского типа вообще мало связана с внешними её обозначениями. Это - просто способность не ограничиваться разрешимыми задачами. Способность всерьёз заниматься тем, что не имеет прагматической ценности и в ближайшие 200 лет вряд ли окупится. Право быть разумным в стратегическом смысле слова. Право на любопытство.
   Уже к концу школы люди не равны между собой, так как часть из них выбирает быть хуже самих себя, то есть "смотреть на вещи реально". Остальные несколько процентов, оставившие себе право на независимую познавательную деятельность, как раз и составляют университетскую элиту. И дело здесь не совсем в том (совсем не в том?), какой у Вас диплом и вообще - учились ли Вы в каком-нибудь Вузе...
   Эпилог с приглашением
   Зачем, собственно, я всё это пишу? Разве я могу знать, что такое Университет? Разве я сама училась в Университете? О чём я вообще говорю? И, главное - кому? Кому всё это интересно?
   А вот живёт у меня надежда, что - есть кому. Что у этого письма где-то есть адресат. Может быть, даже кто-то из моих студентов... Да, наверное, в первую очередь я обращаюсь к ним. Ну, и к коллегам, конечно...
   Очень хочется, чтобы всё, связанное с созданием Университета, получилось хорошо, по настоящему, честно, не стало бы инсценировкой и простой раздачей нуждающимся дипломов за скромную (или нескромную?) плату.
   Очень страшно, что получится - как всегда.
   Очень большое желание обсудить эту тему.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"