Титан : другие произведения.

Возвращение экспедиции, часть 2 (17)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Окончание


   Штурман совершенно выходил из себя, слушая радио, смотря видео. "Непростительные ошибки", "Самонадеянность командира", "Напрасные жертвы" - эти заголовки просто бесили его. Но он чувствовал, что этим дело не кончится. Так и случилось. В день выписки он получил приглашение принять участие в работе комиссии по расследованию причин неудачи Двенадцатой межпланетной.
   Из стенограммы заседания комиссии:
   "Председательствующий. Мы располагаем медицинским свидетельством о Вашем полном здоровье. Я подчеркиваю это слово - полном. Поэтому все Ваши ответы признаются правдивыми. Вы можете не отвечать на некторые вопросы по соображениям этики. Согласны ли Вы с этим?
   Штурман планетолета "Смерч". Да, согласен.
   П. Очень хорошо. Тогда я прошу Вас как можно подробнее рассказать комиссии обо всех обстоятельствах аварии.
   Ш. Причиной аварии послужило внезапное резкое увеличение напряженности электромагнитного поля барьера Менгу в то время, когда наш корабль пытался преодолеть его.
   П. Что значит "резкое"?
   Ш. Примерно в четыре раза. (Шум в зале).
   П. Но тогда от "Смерча" ничего бы не осталось!
   Ш. Совершенно верно. Командир успел в последний момент включить тормозные двигатели.
   П. Реакция командира оказалась быстрее реакции СРМ корабля?
   Ш. Нет. СРМ не была запрограммирована на действия в подобной ситуации.
   П. Почему?
   Ш. (После паузы). Командир не считал такую ситуацию возможной.
   П. А Вы и другие члены экипажа считали?
   Ш. Нет. Это было неожиданностью для всех. О командире же я упомянул лишь потому, что он принимал решения. Повторяю: такого поворота событий не ожидал никто.
   П. Вы уверены в этом?
   Ш. Да, я полностью в этом уверен.
   П. Но почему так резко возросла напряженность поля? По Вашему мнению?
   Ш. До сих пор, к сожалению, барьер не изучен в достаточной мере. Поэтому аварию "Смерча" можно рассматривать как проявление еще не познанных закономерностей. Но я склонен думать, что здесь приняли участие разумные силы.
   П. Разумные силы...других планет?
   Ш. Именно.
   П. Чем Вы можете аргументировать Ваше заявление?
   Ш. К сожалению, у меня мало фактов. При приближении к барьеру мы утратили видеосвязь. "Смерч" несколько раз без видимых причин довольно существенно отклонялся от курса. Авария произошла в тот самый момент, когда она могла причинить наибольший вред: когда мы истратили большую часть топлива и приобрели определенный азарт. И наконец, мы - вторая экспедиция, посланная к барьеру Менгу и не преодолевшая его. Вот уже пятнадцать лет, как Даль недоступна для Земли. Кто знает, что может происходить там во время нашего отсутствия. В остальном я полагаюсь на интуицию.
   П. Продолжайте .
   Ш. После аварии я был лишен возможности видеть все, что происходило на корабле. Руководство экспедицией взял на себя доктор.
   П. Хорошо. Расскажите нам подробнее о том, что предшествовало аварии.
   Ш. Аварии предшествовало выполнение распоряжения Руководящей Группы Комитета.
   П. Какого распоряжения?
   Ш. Взять барьер.
   П. Так.
   Ш. Взять барьер, невзирая на потери, любой ценой.
   П. Вы лично знакомы с этим распоряжением?
   Ш. Нет. Мне рассказал о нем командир, получивший его по радио. Командиру я верю, как самому себе.
   П. Приказ состоял из одной фразы?
   Ш. Нет. Была предложена тактика.
   П. В чем она заключалась?
   Ш. Поиск участков барьера с минимальной напряженностью и разгон корабля в расчете на мощность двигателей.
   П. Это все?
   Ш. Лазеры и другое оружие были испробованы до этого.
   П. И что же?
   Ш. Без эффекта.
   П. Вернемся к началу. Вы считали распоряжение РГ целесообразным?
   Ш. Нет, и то же сказал бы Вам любой член экипажа "Смерча", будь они живы.
   П. Почему же?
   Ш. Оно было бессмысленным.
   П. Бессмысленным? Но где же доказательства такого заявления? (Шум в зале).
   Ш. Какие Вам еще нужны доказательства? Разбился лучший корабль Космофлота с лучшим в мире экипажем на борту. Этого мало?
   П. (После паузы). Хорошо. Что бы в сложившейся ситуации могли предложить Вы сами?
   Ш. Боюсь, я буду неправильно понят.
   П. Это Ваше личное мнение, и ничего больше.
   Ш. Необходимо было немедленно вернуть экспедицию, чтобы предотвратить то, что могло случиться, и то, что случилось в действительности. (Сильный шум в зале).
   П. Что?!
   Ш. Двенадцатая межпланетная еще до старта была обречена на гибель, и сама посылка ее была ничем иным, как авантюрой! (Сильный шум в зале. Крики: "Кто дал право?", "Что он говорит?")
   П. (Звонит в колокольчик). Я напоминаю, что мы собрались здесь для того, чтобы приблизиться к истине, а не для того, чтобы удалиться от нее. Продолжайте.
   Ш. Есть хорошая русская поговорка: не зная броду, не суйся в воду. Мы не последовали ей. (После паузы). Это все.
   П. Это звучит как декларация.
   Ш. Возможно, но с одним уточнением: декларация бесполезно погибшего экипажа и вернувшейся вопреки всему экспедиции! (После паузы) Следовало гораздо тщательнее изучить барьер, прежде чем повторно штурмовать его. Я не специалист в этой области, но еще менее обладали этими знаниями те, кто отдавал убийственный приказ. Раз за разом посылать людей в лобовую атаку, чтобы они захлебнулись в собственной крови - для этого не нужно никаких познаний...
   П. Минуточку. Ну а что же Вы сами?
   Ш. Я и мои товарищи выполняли свои служебные обязанности, и я думаю, что мы выполнили их до конца! И теперь нам же пытаются это ставить в вину! А кому поставить в вину гибель трех человек? Ради какой цели они отдали свои жизни?
   П. Минутку! Вам будет дана возможность высказаться по окончании нашей беседы. Пока же перечень вопросов не исчерпан. Вы готовы отвечать на них?
   Ш. (После паузы) Да.
   П. Не отмечали ли Вы каких-либо странностей в поведении членов экипажа после старта и в особенности перед самой аварией?
   Ш. Нет, и сам вопрос мне кажется странным.
   П. Кто пилотировал "Смерч" в момент аварии?
   Ш. Командир, Марк Огнев.
   П. Не было ли допущено погрешностей при пилотировании?
   Ш. Нет.
   П. Вы уверены в этом?
   Ш. Об этом мог бы Вам сказать второй пилот, который находился рядом с командиром, но он мертв.
   П. Находясь за пультом управления, Вы бы действовали точно так же?
   Ш. Да, но с одним исключением: я не успел бы включить тормозные двигатели.
   П. Не смогли бы?
   Ш. У меня не та реакция. Я не пилот.
   П. Как бы Вы охарактеризовали сам момент аварии?
   Ш.Это был страшный удар носом корабля. Я успел заменить деформацию стен рубки и потерял сознание.
   П. По Вашему мнению, имела ли экспедиция после аварии шансы на возвращение?
   Ш. (После паузы) Нет.
   П. Как Вы оцениваете действия врача экспедиции?
   Ш. Он сделал невозможное.
   П. Вы помогали ему?
   Ш. Да, насколько мог.
   П. Сколько раз вы штурмовали барьер?
   Ш. Шесть раз.
   П. Без малейшего успеха?
   Ш. Да.
   П. Как вы предполагали завершить экспедицию?
   Ш. Израсходовав максимально возможное количество топлива, приземлиться на Марсе.
   П. Вы не считали возможным прорыв барьера?
   Ш. Мы перестали верить в это после третьей попытки.
   П. Мы?
   Ш. Я говорю от имени всего экипажа.
   П. Почему вы продолжали атаки?
   Ш. Мы выполняли свой долг.
   П. От имени комиссии я благодарю Вас. Пожалуйста, говорите.
   Ш. Да, спасибо. (Встает). Я многое хотел бы сказать, но боюсь, что не справлюсь с волнением, и буду краток.
   Я хочу повторить, что экипаж планетолета "Смерч" до конца выполнил свой долг, сделав все возможное для выполнения заведомо невыполнимой задачи. И я очень прошу всех, от кого это зависит, сохранить честные имена членов моего экипажа. Это были профессионалы высокого класса. Это были...прекрасные люди. Это были...герои! (Плачет. Шум в зале). Я жалею, что не погиб вместе с ними. Простите...
   (После паузы). Я вхожу с официальным запросом на сессию Комитета, чтобы в будущем навсегда предотвратить посылку неподготовленных экспедиций и отдачу убийственных распоряжений. В связи с этим я надеюсь также в скором времени услышать имена людей, персонально ответственных за гибель моих товарищей.
   Я заканчиваю. Хочу выразить свою глубокую уверенность в том, что вопреки всем потерям и неудачам корабли Космофлота очень скоро появятся на орбите Юпитера. Оставшиеся годы жизни я намерен посвятить достижению этой цели. Спасибо. (Аплодисменты)".
  
   Плазмолеты типа "Алха-2" "Пикадор" и "Символ", выйдя из коридора безопасности, вновь были в режиме разгона, держа курс на Юпитер. Одной из первых была принята поздравительная светограмма следующего содержания: "Отличная работа, ребята! Так же действуйте и дальше. Всегда с вами. Полных вам баков и верного курса. От имени и по поручению экипажа планетолета "Смерч" МЭ-12 инженер КБ КА при ИМП, бывший штурман "Смерча"".
   Эти строки штурман писал уже в больнице. Травма и годы работы, противопоказанной ему, не прошли даром. Начало сдавать сердце.
   Через несколько часов его состояние резко ухудшилось, и он был срочно переведен в палату интенсивной терапии. Диагноз: острая недостаточность кровообращения. Несмотря на все принятые меры, через двадцать минут у него возникла фибрилляция желудочков. Реанимационные мероприятия, проводимые в течение сорока минут, оказались неэффективными. Так покинул этот мир в возрасте сорока восьми лет последний член экипажа "Смерча".
   По просьбе умиравшего штурмана в историю болезни рядом с описанием его конца был подклеен маленький кусочек бумаги. Что там было? Конечно, только одно. Только "Vis et vir", "Сила и мужество", как говорил Марк Огнев.
   Этот человек дрался и умирал один. Никаких родственников у штурмана не было, так же как не было и не могло быть их и у других членов экипажа "Смерча". В межпланетные экспедиции таким людям путь был бы закрыт...
   Смерть вновь и теперь уже навсегда соединила вместе экипаж планетолета "Смерч". Урны с их прахом установлены в Пантеоне рядом друг с другом. Командир...Второй пилот...Штурман...Врач...Они все-таки вернулись. Они всегда возвращаются. Они обязательно вернутся!..

1988-1991

Примечания.

Гравитаторы - приборы для поддержания земной гравитации в состоянии невесомости.

КБ КА - конструкторское бюро космических аппаратов.

ИМП - институт межпланетных полетов.

СРМ - счетно-решающая машина.

ЦУП - центр управления полетом.

"Коперник" - корабль 11-й межпланетной экспедиции (командир Рахим Менгу).

Пантеон - место упокоения всех погибших космолетчиков.

ЕМВ - единое межпланетное время.

Гравилет - аппарат, локально блокирующий земное притяжение.

САО - система аварийного обеспечения.

  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"