Аннотация: Что может создать японский режисер на основе произведения английской писательницы.
"Ходячий замок Хаула" - творение Хайяо Миядзаки - прекрасная сказка для всех, потому что любви, как известно, все возрасты покорны. Об этом анимационном фильме сказано столько замечательных слов, что с моей стороны, вероятно, глупо пытаться добавить что-то сверх того, но вряд ли я смогу промолчать.
Прекрасная графика, которой славится студия "Гибли" или "Дзибли" (встречала и то и другое произношение), радует глаз. Пейзажи завораживают и служат достойной оправой истинным драгоценностям: героям, которые, на мой взгляд, выигрывают в сравнении с литературными собратьями британской писательницы Даяны Уинн Джонс. Девушка Софи и колдун Хаул - прекрасны, как внешне, так и внутренне. Режиссер сделал эти образы более глубокими и духовно богатыми. За сценарий к Howl"s Moving Castle, 12 мая 2007 г., Хайяо Миядзаки разделил премию Небьюла (награду организации писателей-фантастов США) с некими Cindy Davis Hewitt и Donald H. Hewitt. Впервые, за четыре десятилетия, литераторы Америки оценили работу неанглоязычного автора.
Замок тоже шедевр и оригинальная выдумка Миядзаки, в книге он описан иначе. Это нагромождение самых невероятных фрагментов и деталей топает по Переломленной Долине на четырех металлических курьих ножках, сотрясается и пульсирует, выпуская из труб дым, пар и огонь. Если присмотреться к нему повнимательней, то можно заметить, что он чем-то напоминает по форме человеческое сердце, и это не случайно. Двигает это чудовищное сооружение магия демона огня Кальцифера, связанного с волшебником договором, в суть которого Софи предстоит проникнуть для того, чтобы спасти Хаула и освободить "кавайного обитателя домашнего камелька", как удачно выразился один из рецензентов (все бы темные сущности были такими очаровашками).
Сюжет мультфильма также несколько отличается от своего прародителя: Миядзаки играет в войну, которая обостряет чувства, потому что в любой момент дорогие тебе люди могут погибнуть и так страшно не успеть сказать им о своей любви, так страшно не суметь защитить. Режиссер полностью вырезает связь с параллельным миром, что делает картину более цельной. По задумке писательницы, главный герой - англичанин, каким-то образом оказавшийся там, где работает магия и достигший на этом поприще небывалых высот, однако более всего жаждущий спокойной, свободной жизни и прожигающий ее в погоне за удовольствиями (любовью хорошеньких девушек, к которым моментально теряет интерес, как только те отвечают ему взаимностью). Хаул у Миядзаки не такой лоботряс, хоть, по словам Софи, занят только собой и не понятно, о чем думает. Он романтичен, трогателен, по временам, забавен и просто писаный красавец. Казалось бы, куда уж больше, но ему этого недостаточно. Вся его ванная комната заполнена баночками и скляночками с волшебными порошками. А как же иначе, если ты решил заделаться блондином, тут волей неволей придется периодически подкрашивать корни. Так бы он и щеголял, если бы не Софи, которая взяла на себя тяжелое бремя прибирать в ходячем замке. Умолкаю. Это нужно смотреть.
Можно лишь догадываться, чем вызвано желание Хаула прихорашиваться. Мне кажется, истоки в том, что договор с демоном сделал из юноши монстра, и человеческий облик стал чем-то вроде маски, скрывающей уродство. Если Хаул и дольше будет жить под бременем этой сделки, то, в конце концов, перестанет быть человеком, но для того, чтобы ее расторгнуть, необходима помощь третьей стороны. А поди ж ты догадайся, что к чему, если о смысле договора нельзя рассказывать.
Софи считает себя дурнушкой и отдает предпочтение жизни внутренней, поэтому неудивительно, что в столь юном возрасте она смотрит на мир глазами старого человека, который, тем не менее, не разучился мечтать. "Хорошо быть старухой - уже нечего терять", - говорит она, оказавшись упрятанной в дряхлое тело стараниями Ведьмы Пустоши. Это проклятие в какой-то мере отразило ее внутренне состояние и, как ни странно, сделало более свободной. Ведь от старухи никто не требует, чтобы она была красавицей, ее принимают такой, какая она есть. И если Софи думала, что похититель сердец Хаул (а именно таковым его все считают) вряд ли мог заинтересоваться ею в облике молодой девушки, то преклонный возраст позволяет ей без страха войти в бродячий замок волшебника. Ведь "даже Хаулу не нужно сердце такой старухи". Софи периодически молодеет, когда испытывает радость, но лишь взаимная любовь дает ей силы избавиться от проклятия, на память о котором остаются волосы цвета звезды.
Изображение лиц в японской анимации является неиссякаемой темой для словесных баталий между приверженцами и противниками данного вида искусства. Однако Миядзаки не был бы собой, если бы не нашел собственную нишу. Как можно выразить чувства нарисованного персонажа? Самый легкий способ - поиграть с размером зрачков вкупе с радужками, повесить капельку пота и так далее. Миядзаки не использует этих примитивных приемов. Но как, скажите на милость, как ему удается так передать эмоции на нарисованном без особых изысков лице?! Глаза, как зеркало души, естественно играют особою роль, но все же и мимика его персонажей вносит неоспоримый вклад, она живая, человеческая. И весь этот красочный, придуманный мир вальсирует под музыку Дзёэ Хисайси, потому что именно она звучит в душах главных героев.
Миядзаки был удостоен "Оскара" за мультфильм "Унесенные призраками", но в моем сердце первое место занимает "Ходячий замок".