Тайна самого секса связана с восстановлением чувства
единства и равновесия, отдельности и целостности.
Алиса А. Бейли
Одиннадцать минут. Весь мир вращается вокруг того,
что длится всего-навсего одиннадцать минут.
Пауло Коэльо
Общество должно отторгать всё, что связано с сексом.
Владимир Владимирович Путин
О чём Вы подумали, когда я предложил Вам "заняться любовью"? Правильно! На самом деле, Вы подумали, что я Вам предлагаю заняться сексом! Давайте им и "займёмся".
Только...
Только, прежде чем мы попытаемся очертить круг проблем, которые рассмотрим в этой главе, хотелось бы жёстко, категорично выступить против использования этого "романтичного", "приторно-ванильного" словесного стереотипа - "заниматься любовью".
Тысячелетия господства, особенно в западном мире, взглядов на то, что секс - это грех, это грязь, привело к тому, что выдумали, по выражению Ошо, "слова-заменители". Впрочем, дадим вначале слово самому Ошо:
"Такое впечатление, что человечество слишком подавлено. Поэтому люди изобрели слова-заменители. В западном мире не говорят: "Мы занимаемся сексом", там говорят: "Мы занимаемся любовью". Это слово-заменитель. И это фальшь, потому что любовь принадлежит совершенно другому измерению. Заниматься сексом значит заниматься сексом, это не занятие любовью. Любовь может включать в себя секс, но, всё же, она обладает другим качеством".
Кроме того, прикрываясь учением Иисуса Христа, церковники различных мастей загнали секс в разряд табу, определив, почему-то, что есть всего лишь две возможности сексуальных отношений, - либо подавление сексуальной потребности, либо абсолютная сексуальная распущенность. Первое - это благо, второе - грех!
Думающим людям достаточно просто почитать Библию, чтобы понять, как Христос относился к сексу, например, в 8 части Евангелия от Иоанна описывается как книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии. "Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось в неё камень". Не сложно догадаться, что через своё отношение к данной особе, Христос выразил своё отношение и к проблеме секса. Кроме того, апокрифические Евангелия недвусмысленно намекают на реальные отношения Иисуса Христа с Марией Магдалиной.
С другой стороны, французский философ Мишель Фуко в книге "Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности" пишет: "Какая-то скользкая дорожка за несколько веков привела нас к тому, чтобы вопрос: что мы такое? - адресовать сексу... Как удалось почти целиком и полностью поставить нас - наше тело, нашу душу, нашу индивидуальность, нашу историю - под знак логики вожделения и желания? Именно она отныне служит нам универсальным ключом, как только заходит речь о том, кто мы такие. И не одно столетие прошло уже с тех пор, как бесчисленные теоретики и практики плоти сделали из человека - без сомнения, весьма мало "научным" способом - детище секса, секса властного и интеллигибельного. Секс - причина всего".
Впрочем, а существует ли какая-либо "проблема секса"? У секса, как такового, проблем нет вообще никаких. Существуют только проблемы людей, связанные с сексом. И вот здесь возникает целый спектр вопросов?
Секс - это грех или нет? Если грех, то почему? Если не грех, - почему? Почему возникает столько проблем вокруг секса? Прав ли Фрейд в своём "пансексуализме"? Или значение секса в жизни человека слишком преувеличено? Секс - основной инстинкт или нет? Что такое норма в сексе? Существует ли она? Что лучше подавлять сексуальное желание или давать ему полную волю? Необходимо запретить всё, что связано с сексом? Напротив, - необходимо всё разрешить? Нужно ли обучать сексу? Когда? Как? Какого результата ожидать от такого обучения? Возможно, ли искоренить порнографию, проституцию, преступления на сексуальной почве? Связан ли секс с Любовью? Как? Возможна ли Любовь без секса? А секс без Любви? Что больше сегодня интересует человека, - секс или Любовь? И, - главный вопрос, - так в чём всё-таки о с нов на я, центральная проблема, связанная с сексом? Опять, - вопросы, вопросы...
Кстати, на предпоследний вопрос, - "Что больше сегодня интересует человека, - секс или любовь?", - я очень легко нашёл для себя ответ. В одном популярном интернетовском поисковике я задал поиск на слово "Любовь" и получил 302 миллиона результатов, которые включали и результаты, связанные с именем Любовь, Люба. А на запрос по слову "секс" я получил 2,4 миллиарда результатов. Каково? Простая "интернетовская арифметика", - люди в 8-9 раз больше интересуются сексом, чем Любовью! Это, естественно, в определенном смысле упрощение, но... всё-таки...
Итак, - делаем первый шаг...
Секс (лат. sexus - пол) -
в широком смысле, деятельность особи, направленная на реализацию инстинкта размножения, продолжения рода. В узком смысле, совокупность психических и физиологических реакций человека, переживаний и поступков, связанных со стремлением проявить и удовлетворить половое влечение. Это - Википедия...
Впервые употребление слова "секс" в значении коитус зарегистрировано в 1929 году.
Секс может быть средством
- репродукции (размножения); в этом случае важен не столько процесс, сколько конечный результат, при этом эротические факторы играют очень небольшую роль, зато очень важны социальные или природные качества "производителей";
- релаксации (разрядки полового возбуждения); в этом случае качества партнёра почти не имеют значения и можно обойтись с помощью мастурбации;
- рекреации или чувственного наслаждения; в этом случае на первый план выступают игровые аспекты секса, большое значение придаётся новизне, разнообразию эротической техники, психологическая интимность при этом необязательна, а сексуальное удовлетворение партнёра рассматривается как дополнение к собственному удовольствию;
- проявления любви;
- коммуникации, общения, установления интимной близости между партнёрами ("улучшения отношений");
- самоутверждения (в этом случае на первом плане стоит потребность отдельного индивида проверить или доказать самому себе и другим, что он может привлекать, нравиться, сексуально удовлетворять);
- познания, удовлетворения сексуального любопытства, когда партнер выступает, прежде всего, как объект познания (В Библии часто употребляется выражение "познать женщину");
- поддержания определённого ритуала или привычки, доказательства стабильности существующих отношений между партнёрами;
- улучшения физического и эмоционального состояния и как следствие этого повышение уровня трудоспособности (В целях чего в некоторых организациях проводятся корпоративные секс-мероприятия, как с участием только сотрудников, так и с участием приглашённых "девочек по вызову". Побочным эффектом таких мероприятий является увеличение степени сплочённости коллектива. Такая практика сомнительна с морально-этической точки зрения, а в некоторых странах, и с точки зрения закона);
- религиозной или мистической практики (Широко распространены обычаи ритуального совокупления на полях в период посева. На одном из Молуккских островов, если ожидался плохой урожай гвоздики, обнажённые мужчины ночью приходили на плантацию и с криками "Больше гвоздики!" пытались оплодотворить деревья. В некоторых районах Трансильвании и Индии вспашку производили ночью нагие женщины. У австралийских аборигенов диери ритуальное совокупление четырёх пар мужчин и женщин считалось средством повысить плодовитость страусов эму.);
- получения материальной выгоды (проституция, брак по расчёту);
- демонстрации превосходства над партнёром и его унижения (встречается в армии, местах лишения свободы и т. д.)".
Сложно комментировать... Особенно вдумайтесь в фразу, - "Секс может быть средством...". То есть, мы как бы легонько уходим от мысли, - "чем, собственно, секс есть?" И переходим к "может быть"... Может и "не быть"? Больше всего мне "понравилось", что утверждение, что "секс - проявление любви" поставлено на 4 место, после репродукции, релаксации и рекреации... Зам-м-мечательно! Впрочем, - этот факт весьма показателен! Он, вольно или невольно, свидетельствует о том, что секс и поныне в первую очередь воспринимается как средство воспроизводства "себе подобных", т.е. продолжения рода. (Шопенгауэра не читали?), банальной разрядки полового возбуждения и получения чувственного наслаждения.
Однако, - не только авторы Википедии удивляют. Я, например, был весьма удивлен, когда обнаружил в "непревзойденном по широте и глубине информации, пожалуй, лучшем учебнике по сексологии", книге Роберта Крукса и Карлы Баур "Сексуальность", что одна из 15 глав называется "Любовь и развитие сексуальных отношений". Из 475 страниц учебника менее 30 страниц посвящены любви.
Уверен, когда-нибудь в многотомном издании, посвященном вопросу любви, вопросы секса займут не более одного раздела. Ну, может быть, - главы.
В целом, интересно отметить, что секс (и всё связанное с ним) является в человеческом обществе наиболее мифологизированным понятием. Сергей Александрович Мазуркевич в своей книге "Всё, что Вы хотели знать о сексе... " приводит перечень 390 мифов о сексе. Их он почему-то называет "ложными истинами". Странное, на мой взгляд, словосочетание. Истина не может быть ложной, иначе она, - не истина. Полагаю, что, реально, количество мифов, связанных с сексуальной жизнью человека, значительно больше.
Именно об этом говорит известный американский психоаналитик Александр Лоуэн в своей книге "Любовь и оргазм": "Современный человек, так сказать "средний представитель" нашего общества, пожалуй, более сведущ в вопросах секса, чем люди прошлого; в то же время есть много признаков, указывающих на то, что люди плохо представляют себе свою роль и свои цели в сексуальной жизни. Ответы на многие вопросы, связанные с сексом, дал психоанализ (которым так увлеклись наши просвещенные современники), но и он не смог избавил от чувства греховности и облегчил разочарование, вызываемое крушением надежд.
... Сексуальные отношения обсуждаются с такой откровенностью, о которой прежде, пятьдесят лет назад, нельзя было и помыслить; и все же до сих пор существуют невежественные и искаженные взгляды на природу и назначение оргазма. Похоже на то, что сексуальная искушенность - это всего лишь покров, маскировка, скрывающая сексуальную незрелость, склонность к конфликтам и беспокойство, свойственные многим. Незрелость и наивность распространены до сих пор".
Вопрос: "Почему же при таком объеме информационных источников о сексе, при абсолютно упрощенном доступе к ним, благодаря наличию Интернета, незрелость и наивность в вопросах секса распространены до сих пор?".
Роберт Крукс и Карла Баур в своей книге "Сексуальность" пишут:
".... человеческая сексуальность в большой степени определяется психологическими факторами (эмоциями, установками, мотивами), а также процессом социального обусловливания (процессом, посредством которого мы узнаем об ожиданиях и нормах социальных групп, к которым принадлежим), нежели биологическими факторами, такими как гормоны и инстинкты. В свою очередь психологические и социальные факторы настолько тесно переплетаются, что нередко бывает трудно провести между ними границу".
Оказывается, прочитать очередную "инструкцию", очередную "Библию секса" недостаточно, чтобы добиться гармонии в сексе. Почему?
Думаю, что на это есть несколько причин. Отчасти, они уже названы в приведенной цитате из книги Крукса и Баур.
Впрочем, хотелось бы отметить, что и биологические факторы имеет весомое значение в вопросе человеческой сексуальности. (Вспомним, что человек одновременно и является животным и не является им!). Прежде всего, я имею в виду половую конституцию человека.
Половая конституция - совокупность биологических свойств (особенностей) организма, сложившихся под влиянием наследственных факторов и условий развития во внутриутробном периоде и раннем детстве, определяющая уровень половой потребности, предел половой активности и сопротивляемость вредным влияниям, воздействующим на половую сферу.
Уже Ватсьяяна Малланга в "Кама-Сутре" проводит определенное различие в половой конституции людей, выделяет и описывает 3 типа мужчин и женщин по размерам половых органов. Мужчины распределяются на "зайцев", "быков" и "коней". Женщины, соответственно, - на "газелей", "кобыл" и "слоних". Также, в "Кама-Сутре" приведено 9 типов половых сношений по степени страстности и продолжительности полового акта.
Николай Алексеевич Жук в статье "Половая конституция человека и методы ее определения" отмечает:
"Половая конституция человека очень устойчива и не меняется с течением жизни (хотя возрастные изменения частоты половых актов и эксцесса существуют, но эти изменения происходят для каждого типа половой конституции параллельно). Она не развивается ни тренировкой, ни знаниями о половой жизни, ни чем-либо иным - это просто способность человека, как способность писать стихи, сочинять музыку и т.п. Можно изучить теорию стиха, музыкальную гармонию и композицию, но если Бог не послал талант, то ничего не получится. Так и в половой жизни: можно изучить "Кама-Сутру", разнообразить половые акты, но если человек способен только к определённому их количеству, то большего количества он "не потянет", а при меньшем - будет мучиться.
Очевидно, что ужиться двум супругам со смежной половой конституцией нелегко, а с крайними - практически невозможно. (Н.А. Жук выделяет три типа половой конституции, - слабая, средняя и сильная. При этом указывает, что отдельные авторы выделяют пять и даже девять типов. Обратите внимание, - особо подчёркивается условность такого деления). Отсюда - важность учета половой конституции при подборе половых партнеров. И чрезвычайная важность, если это касается намерения заключить брак и на всю жизнь соединить свою судьбу с другим человеком".
Мне кажется, мы с Вами можем пойти ещё дальше и утверждать, что каждый человек обладает своей собственной, только исключительно ему присущей половой конституцией.
Все научные исследования секса и сексуальности человека (не говоря уже о различных популярных "инструкциях") вынуждены делать очень серьёзные обобщения. И это, - понятно! Иначе им не удастся вывести какие-либо закономерности. Но, мы с Вами должны помнить, что не существует двух одинаковых людей с одинаковой половой конституцией, с одинаковой сексуальностью.
Ваша сексуальность эксклюзивна! И, если Вы не раскроете сами себе самой (самому)
особенности своей сексуальности, - готовьте деньги сексологам, психотерапевтам, психоаналитикам... Кстати, никаких гарантий, никогда они не дают...
Итак, основа человеческой сексуальности - биологическая. Гены, которые Вы получаете от своих родителей, создают базу, фундамент на котором будет "строится" Ваша сексуальность. Но, иногда и на великолепном фундаменте можно выстроить жалкое, уродливое здание.
А слабый фундамент, при определенном старании, можно и укрепить. Здесь, как уже отмечалось выше, существенную роль играют психологические и социальные факторы. Вальтер Фридрих в книге "Любовь и сексуальность до 30 лет" пишет: "Человеческая сексуальность детерминирована как биологическими, так и социальными и психическими факторами, которые действуют не изолированно друг от друга, а в комплексном диалектическом взаимодействии".
И зачастую, социальная психология, сформировавшиеся в обществе социальные нормы довлеют над индивидуальной психологией.
Впитывая определённые социальные стереотипы, которые на самом деле далеко не всегда являются истиной, а зачастую, - банальными мифами, человек, возможно даже и не осознавая этого, строит свою жизнь, включая и её сексуальную сферу.
Вопрос: "И какая будет построена жизнь, если в её основе - мифы?".
К рассмотрению мифов о сексуальной жизни человека мы ещё вернёмся.
Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. в своей книге "Основы сексологии", кроме биологического, психологического и социального, выделяют еще несколько аспектов человеческой сексуальности:
Поведенческий аспект сексуальности описывает сексуальное поведение и тесно связан с психологическим и социальным аспектом.
"...хотя сексуальное поведение человека определяется биологическими и психологическими факторами, изучение поведенческого аспекта сексуальности представляет самостоятельный интерес. Исследуя его, мы не только узнаем, что делают люди, но и лучше понимаем, как и почему они это делают", - сообщают авторы "Основ сексологии".
И здесь же они делают очень важное замечание, на которое, по-моему, необходимо обратить особое внимание.
"При обсуждении этой темы не следует судить о поведении других людей на основании собственных критериев и собственного опыта. Слишком часто люди склонны, рассуждая о сексуальности, делить все ее проявления на "нормальные" и "аномальные". "Нормальным" мы часто считаем то, что делаем сами, и то, что нам нравится, тогда как "аномально" в наших глазах все то, что делают другие и что представляется нам "не тем" или странным. Попытки судить о том, что нормально для других людей - задача не только неблагодарная, но, как правило, обреченная на провал, потому что нашу объективность подавляют собственные принципы и имеющийся опыт".
Другими словами, авторы здесь чётко подчеркивают мысль, что проявление сексуальности абсолютно индивидуально, и загонять его в какие-то рамки "нормальности" - абсурдно. Однако, это абсолютно не отрицает того факта, что могут существовать границы проявления сексуальности человека. Об этих границах мы поговорим ниже.
Клинический аспект. Несмотря на то, что половая активность - одна из естественных функций организма, существует много различных обстоятельств, способных ослабить удовольствие или непосредственность в любовных свиданиях. Такие физические проблемы, как болезнь, травма или наркотики, могут изменить характер сексуальных реакций или даже вовсе подавить их. Чувства тревоги, вины, смущения или депрессия и конфликты в наших личных отношениях могут нарушить сексуальную активность. Поисками путей для решения этих и других проблем, препятствующих достижению сексуального здоровья и счастья, занимается сексотерапия.
Культурный аспект. Принятое в нашем обществе отношение к сексу далеко не универсально. Оценки "морально" или "правильно" различны у разных народов и в разные века. Многие моральные принципы, относящиеся к сексу, связаны с определенными религиозными традициями, но у религии нет монопольного права на нравственность. Люди, не имеющие твердых религиозных убеждений, могут быть не менее нравственными, чем глубоко верующие люди. Не существует такой системы сексуальных ценностей, которая была бы верна для всех и каждого, и ни один моральный кодекс не может быть, бесспорно, правильным и применимым во всех случаях. Культурные тенденции отличаются своим непостоянством. Формируются новые взгляды и представления, согласно которым чувство долга и верность в интимных отношениях вынуждают отказываться от сиюминутного наслаждения и сексуальной вседозволенности.
За время, прошедшее с момента так называемой сексуальной революции 60-70 годов XX столетия, важную роль в развитии нового отношения к сексу и сексуальности сыграли три тенденции.
Первая из них - освобождение от полоролевых стереотипов (хотя не везде и не у всех).
В соответствии с существовавшим стереотипом именно мужчина должен выступать инициатором сексуальных отношений, а на женщину, которая вела себя активно или не скрывала получаемого от плотской любви удовольствия, смотрели косо. Для многих людей эти взгляды сменились в настоящее время представлениями о равноправии сексуальных партнеров.
Вторая тенденция - большая открытость в вопросах секса. Это изменение затронуло все средства массовой информации - от телевидения и кино до печатного слова и Интернета. В результате на секс перестали смотреть как на что-то постыдное и таинственное.
Третья тенденция - распространение отношения к сексу как к способу получить удовольствие и снять напряжение.
Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. считают, что "преобладание релятивного и рекреативного секса за последние 25 лет частично обусловлено усовершенствованием противозачаточных средств и тревогой о перенаселенности планеты".
Полагаю, что прогресс в области контрацепции только обеспечил технически, а не обусловил преобладание релятивного и рекреативного секса над прокреативным или репродуктивным. Человечество на протяжении всей своей истории стремилось к такому преобладанию. Ошо отмечает, уже "в древних аювердических текстах говорится о средстве, которое поможет вам избежать зачатия". (Аюрведы написаны около пяти тысяч лет тому назад). Первый презерватив - из овечьей кишки - обнаружен внимательными учеными на древнеегипетском рисунке (1350-1200 до н. э.). (Впрочем, считают, что настоящая история презерватива началась в 1564 году, когда итальянский ученый Габриель Фаллопиус придумал мешочек для мужского детородного органа, пропитанный специальным лекарством и неорганическими солями). Таким образом, люди уже более пяти тысяч лет ищут возможность выдвинуть на первое место рекреативный секс и отодвинуть на второй план деторождение. И современные технологии предоставляют человеку все средства, чтобы такая возможность была реализована.
Дотошный читатель может, естественно, поинтересоваться, - "А это хорошо или плохо, что на первое место выдвигается такой вид секса как удовольствие?".
Я бы ответил на такой вопрос следующим образом, - это и не хорошо, и не плохо. Это, - факт! Чтобы не дезориентироваться в этом вопросе стоит придерживаться правила: "всё, что не запрещено законом и не мешает другим - вполне нормально".
"Не запрещено законом...". Именно поэтому некоторые авторы выделяют еще один аспект сексуальности, - социально-правовой.
Вот, что об этом пишет Лариса Акимова в своём учебнике "Психология сексуальности":
"Признание неотчуждаемых прав личности неизбежно включает в себя право на индивидуальные особенности сексуального поведения, на неприкосновенность интимной жизни, в которую государство и его органы ни при каких обстоятельствах не должны вмешиваться.
Современное демократическое законодательство, основывается на следующих общих принципах:
1. Поскольку интересы и права человека и гражданина стоят выше интересов государства и его чиновников, вмешательство государства в личную жизнь граждан должно быть минимальным. Ограничения прав личности допускаются только в том случае, если реализация их желаний и потребностей нарушает законные права и интересы других людей. Эти ограничения, равно как и санкции за несоблюдение соответствующих правовых норм, должны быть строго определены законом.
2. Чрезмерное расширение сферы правового, особенно уголовно-правового, регулирования не только нарушает права граждан и свободу их личной жизни, но и подрывает правовую систему в целом. Предписания слишком общего характера невозможно эффективно контролировать, а если применение закона становится избирательным, то это неизбежно порождает произвол, злоупотребление властью и коррупцию правоохранительных органов, что, в свою очередь, подрывает устои правового общества и веру в закон.
3. Предусмотренные законом наказания должны быть адекватны правонарушению, чтобы не увеличивать число преступников и не создавать в обществе атмосферу страха и паники. Эти принципы полностью распространяются на сексуальное поведение.
Всемирная Сексологическая Ассоциация на конгрессе в Валенсии (1997) приняла специальную "Декларацию сексуальных прав", где говорится, что сексуальность - органическая часть личности любого человеческого существа, а сексуальные права принадлежат к числу фундаментальных и всеобщих прав человека. К сексуальным правам относятся:
1) право на сексуальную свободу, которая "включает возможность полностью выразить свой сексуальный потенциал, однако исключает все формы сексуального принуждения, эксплуатации и злоупотребления в любое время и в любых жизненных ситуациях";
2) право на сексуальную автономию, телесную неприкосновенность и безопасность;
3) право на сексуальную интимность, чтобы никто не вторгался в сексуальные решения и действия личности, если только они не нарушают прав других лиц;
4) право на сексуальную справедливость и равенство, предполагающее свободу от любой дискриминации;
5) право на сексуальное удовольствие;
6) право на эмоциональное самовыражение;
7) право на свободное сексуальное общение, включая вступление в брак, развод и создание других ответственных сексуальных отношений;
8) право на свободный и ответственный репродуктивный выбор (иметь или не иметь детей, пользоваться средствами контроля над рождаемостью и т.д.);
9) право на сексуальную информацию, основанную на научных исследованиях;
10) право на всеобъемлющее сексуальное образование;
11) право на охрану сексуального здоровья.
Разумеется, гарантировать соблюдение всех этих прав ни общество, ни тем более государство не может. Однако государство обязано:
а) обеспечить личности защиту от сексуального, как и всякого иного, принуждения и насилия;
б) обеспечить дополнительную защиту от сексуальной эксплуатации детей;
в) создать необходимые правовые и социальные условия для защиты сексуального и репродуктивного здоровья населения".
Как-то не вяжутся слова Владимира Владимировича Путина, вынесенные в эпиграф, со всем вышеперечисленным. Не правда ли?
Оставим на "совести" государства тот факт, как оно исполняет то, что обязано.
Однако вот эта фраза Ларисы Акимовой: "Разумеется, гарантировать соблюдение всех этих прав ни общество, ни тем более государство не может>, - лично мне не совсем понятна. А почему, собственно, "не может"? И почему, - "разумеется"? Не правда ли, как-то странно, - зачем же очерчивать определенный спектр прав человека, если изначально признавать, что их гарантировать невозможно? Что-то с обществом, государством не так? Вам понятно, что именно мешает государству обеспечить соблюдение этих прав? Мне не совсем...
Возможно, понять, почему же "гарантировать соблюдение всех этих прав ни общество, ни тем более государство не может" нам поможет следующая мысль, - а что, собственно, такое эти понятия - "общество", "государство"?
Мы настолько привыкли к употреблению этих слов, настолько часто используем их в обиходной речи, что как-то упускаем из виду их, в определенном смысле, виртуальность. Мы, почему-то, забываем, что "общество" есть не что иное, как совокупность индивидов. А "государство" просто пустой звук, без совокупности индивидов, наделенных властными полномочиями, государственных служащих, чиновников. И каждый из этих индивидов обладает своими собственными интересами и своими собственными взглядами на широкий круг вопросов, в том числе и на секс. И, в большинстве случаев, эти взгляды обусловлены распространенными в данной социальной среде стереотипами. Поэтому, я бы перефразировал высказывание Ларисы Акимовой, и оно звучало бы приблизительно так: "Разумеется, гарантировать соблюдение всех этих прав ни общество, ни тем более государство не хочет, потому что обременено укоренившимися стереотипами".
Что же это за стереотипы? Я считаю излишним повторять здесь указанные Сергеем Александровичем Мазуркевичем 390 мифов о сексе (Вы можете ознакомиться с ними в его книге). Перечисленные им "ложные истины" - это и есть стереотипы, которые, увы, определяют взгляды многих людей на сексуальные отношения.
Мне бы хотелось остановиться на, если можно так их назвать, "глобальных" стереотипах в вопросе секса, сексуальных отношений.
И, первым из этих стереотипов, как это не удивительно на первый взгляд прозвучит, есть убежденность в том, что секс греховен, грязен. Несмотря на все "достижения" сексуальной революции, несмотря на сегодняшнее обилие различных трактатов, пособий и инструкций по сексуальной стороне жизни человека, большинство людей считает сексуальную жизнь чем-то греховным, аморальным. Даже, если на словах, индивид может высказывать достаточно либеральные взгляды на сексуальные отношения, в его подсознании жёстко укоренилось восприятие секса как чего-то "животного", "грязного". И это - не удивительно! Господство псевдорелигиозности, религий, которые столетиями (и, кстати, по сегодняшний день) выступали за ограничение и подавление сексуальной жизни, не могло не сказаться на формировании подобного отношения к сексу. Именно поэтому, как справедливо отметил Александр Лоуэн: "...если удается проникнуть под маску сексуальной искушенности, то обнаруживается сохранившееся в душе чувство греха". А Мастерс и Джонсон указывали: "Изучение сексуальности окружено аурой чего-то таинственного, потому что оно затрагивает области, которые часто считают запретными, глубоко личными, противоречивыми и волнующими".
"Маятник" отношения к сексу почему-то "зависает" в двух крайних точках:
1. Либо осуждение и подавление всего сексуального, бездумный аскетизм с "позволением" полового акта с целью деторождения;
Что же мешает этому "маятнику" остановится в "точке равновесия"?
На мой взгляд, мешает этому следующий укоренившийся в нашем сознании стереотип: половая потребность, сексуальная энергия, либидо, как её называл Зигмунд Фрейд - это неконтролируемая, неуправляемая сила. И кто-то "симпатично" окрестил её "основным инстинктом". Кстати, мне, увы, не удалось отыскать автора этого "великолепного" словосочетания. Возможно, что в обиход оно вошло с лёгкой руки Пола Верховена, создавшего в 1992 году одноименный кинофильм с очаровательной Шерон Стоун в главной роли. Но, может быть, автором словосочетания является кто-то другой. Впрочем, - это и не столь уж важно!
Важно другое... Мы с Вами уже выяснили, что точного понимания того, что такое "инстинкт" не существует. Следовательно, словосочетание "основной инстинкт" можно перефразировать, - "основное неизвестно что". Звучит? Теперь давайте подумаем, - а почему, собственно, "основной"?
А "инстинкт самосохранения" не основной? А так называемый "пищевой инстинкт"? Вот и выходит, - не понятно, что такое "инстинкт" и не понятно почему "основной"! Опять мы используем в своей речи клише, которое практически не имеет никакой смысловой нагрузки.
Полагаю, что правильнее называть секс не "основным инстинктом", а естественной потребностью человека.
Алиса А. Бейли в своей работе "Компиляция о сексе" говорит о сложности "предмета" секса и о причинах этой сложности:
"... Совершенно ясно, что этот предмет сложен для понимания. Но почему он так сложен? При ближайшем рассмотрении мы обнаружим, что эта сложность обусловлена предрассудками в умах людей, а также их внутренней уверенностью, что именно их точка зрения является единственно правильной, так как они сами живут в соответствии с ней, и им этого достаточно. Эта сложность вызвана еще и тем, что секс является одной из основных первобытных потребностей, одним из важнейших инстинктов и остается до сих пор одним из доминирующих факторов в животной стороны человеческой природы; эта сложность основана также и на чрезмерной интимности данной темы - интимности, которая в период пуританизма, позволила расе низвести естественную функцию до положения грязной тайны. Эта интимность самого предмета секса привела к тому, что на него смотрят как на эпизод, о котором нельзя говорить, как на тему, избегаемую приличными людьми, вместо того, чтобы воспринимать его как инстинктивньш и естественный процесс - столь же инстинктивный и столь же необходимый, как функции еды и питья".
Джидду Кришнамурти в книге "Зеркало отношений: любовь, секс и целомудрие" пишет: "Половой акт не является большей проблемой для вас, чем еда".
Ошо в книге "Секс имеет значение": "Секс - это простое явление, такое же, как голод или жажда".
P. X. ван Гулик в книге "Сексуальная жизнь в древнем Китае" писал: "... именно это душевное отношение, считавшее половой акт частью порядка в природе, никогда не связывался с чувством греха или нарушением морали, совместно с почти полным отсутствием наказаний привело к тому, что половая жизнь древнего Китая бьша в целом здоровой, замечательно свободной от патологических ненормальностей и нарушений, обнаруженных в столь многих древних культурах".
Александр Лоуэн в книге "Любовь и оргазм": "... сексуальность вообще не нуждается в оправданиях. Это биологическая функция организма, мотивируемая чувствами удовольствия и удовлетворения, которые она обеспечивает. Человек относится к виду плацентарных млекопитающих; если он не в состоянии принять свою животную природу в качестве части своего собственного биологического наследства, то ему придется вести борьбу с чувствами вины и стыда в связи со своей сексуальной функцией"
Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. в "Основах сексологии" указывают, что "половая активность - одна из естественных функций организма".
Итак, если секс - это естественная потребность, почему же вокруг него столько ажиотажа, почему вокруг него столько мифов, столько стереотипов? Следует заметить, что даже "продвинутые" исследователи сексуальных отношений не могут до конца избежать этих стереотипов. Например, Роберт Стрит в интересной книге "Техника современного секса" пишет: "Сексом управляют и руководят природа и универсальный закон, являющийся общим для всех людей". На первый взгляд, в этой фразе всё правильно. Но! Подспудно здесь опять "протянут" в жизнь старый как мир стереотип, - сексом "управляют и руководят природа и универсальный закон"... То есть, сам человек в этой сфере своей жизни выступает "игрушкой" в руках "природы и универсального закона"? Так ли это на самом деле? Давайте подумаем вместе.
Если секс, - такая же естественная потребность человека как еда, как жажда, почему же мы считаем, что человек не в состоянии ей управлять?
Если Вы испытываете потребность в еде, как Вы удовлетворяете эту потребность? Вы будете есть сочный стейк или гнилое мясо? Свежие овощи или, например, кору дуба?
Если Вы испытываете жажду, Вы будете пить из грязной лужи или из чистого серебристого родника? А может быть, Вы не пьёте ничего, кроме минеральной воды?
Кто делает выбор? Кто решает? Кто "управляет процессом"? - Вы!
И на основании чего Вы совершаете свой выбор? Верно, - либо на основании рассудка, рацио, либо на основании ума, либо на основании осознанности! В сексе, как и в еде, в питье Вы в состоянии реализовать свою Свободу, исходя из имеющегося в наличии поля выбора. Другими словами, Вы в состоянии управлять своей сексуальной жизнью.
Косвенным подтверждением этой возможности служит и появление таких книг, как Мантэк Чиа и Майкл Винн "Совершенствование мужской сексуальной энергии", Мантэк и Мэниван Чиа "Даосские секреты совершенствование женской сексуальной энергии", книга того же Роберта Стрита "Техника современного секса", Дорин Э. Мэсси "Энциклопедия секса. Откровенно обо всём: секс и Вы", Томаша Рехака "Секс - вишенка на торте", Дианы Балыко "Секс начинается с головы", Хелен Сингер Каплан "Сексуальная терапия", Пола Джоанидиса "Библия секса", Энджел Смит "О сексе", Алекса Комфорта "Радость секса", Мориса Яффе и Элизабеты Фенвик "Секс в жизни женщины" и "Секс в жизни мужчины", Пола Брауна и Кристин Келл "Книга о хорошем сексе", Дили Еникеевой "Любовь и секс. Энциклопедия для супругов и любовников", Руфь Диксон "Психология современного секса", Ксавьеры Холландер "Суперсекс", Трэйси Кокс "Энциклопедия классного секса", Габриэль Морисси "Горячие секреты великолепного секса" и т.д.
Эти книги не только информируют о том, как улучшить и разнообразить сексуальную жизнь, но и являются прямым свидетельством того, что сексом может управлять любой человек.
Так почему же происходит так, что, по выражению Ролло Мэя, "так много секса - и так мало смысла и даже просто радости в нем"? Почему мы не видим иной альтернативы - либо жесткий аскетизм, подавление сексуальных желаний и "букет" различных негативных последствий (от неврозов до преступлений на сексуальной почве), либо "безбашенный" промискуитет, откровенный разврат и сексуальная распущенность? Прав Энтони де Мелло, - "Мы в корне ненормальны"? Почему?
Ряд парадоксов в области современного отношения к сексу отмечает в своей книге "Любовь и воля" уже упоминавшийся Ролло Мэй.
"... один из парадоксов заключается в том, что просвещение не решило половых проблем нашей цивилизации....
Произведя недальновидную либерализацию сферы сексуальной, мы не заметили, что предоставленная индивиду ничем не ограниченная свобода выбора сама по себе свободой не является, зато способствует обострению внутренних противоречий. Сексуальной свободе, которой все мы поклоняемся, явно не хватает человечности. ...
... Второй парадокс заключается в том, что новое увлечение техникой секса дает результат, противоположный ожидаемому...
... Третий парадокс заключается в том, что наша хваленая сексуальная свобода превратилась в новую форму пуританства...
...Я считаю, что нынешнее пуританство состоит из трех элементов. Первый элемент - отчуждение от тела Второй - отделение эмоций от разума. Третий - использование тела как машины. ...
...Когда-то грехом считалось удовлетворение своих сексуальных желаний; теперь грех - это неполное сексуальное самовыражение. Современный пуританин считает, что не выражать свое либидо аморально.
...В викторианскую эпоху человек искал любви без секса; современный человек ищет секса без любви".
Кратко ещё об одном распространенном стереотипе.
В обыденном сознании существует и постоянно тиражируется следующий стереотип: "Женщины хотят любви, а мужчины - секса". Алан и Барбара Пиз даже издали книгу, вот с таким названием: "Почему мужчины хотят секса, а женщины любви".
В действительности, простите меня за резкость, уважаемые читатели, но это, - полная чушь!
Женщины хотят и любви, и секса! И одна женщина отличается от другой только по степени этого желания!
Точно также, и мужчины хотят и любви, и секса! И каждый из них отличается от другого только по степени этого желания!
Существование подобных стереотипов было бы вполне безобидным, если бы не приводило к негативным результатам. Они (стереотипы) мешают, а иногда и полностью блокируют реальное объединение женщины и мужчины в Любви.
Фрейд говорил, что за кулисами сцены, на которой происходит половой акт, прячутся родители. Как это не парадоксально звучит, но мы, даже не задумываясь об этом, воспроизводим, ретранслируем на своих детей те стереотипы, которые были заложены в нас нашими родителями. Форма проявления их может меняться, но суть останется той же. Что я имею в виду?
Например, мать девушки прожила с нелюбимым мужчиной всю свою жизнь, воспитанная в строгих пуританских правилах, ни разу не изменила своему супругу. В необходимости строгого соблюдения целомудрия она воспитывала и свою дочь. Однако, дочь, повзрослев, становится ярой сторонницей активного промискуитета, ни с одним из мужчин не может выстроить длительных отношений. Она периодически меняет их, ожидая, что уж следующий то...
Другой пример, сын-подросток периодически заставал отца, этакого Дон Жуана, то с одной, то с другой женщиной. Рассказать матери об этом сын не решился. Спустя некоторое время юноша "примкнул" к гей-движению, стал открытым гомосексуалистом и разорвал все взаимоотношения с родителями.
"Маятник" качнулся из одной крайней точки в другую, но и в первом (с матерью, отцом), и во втором случае (с дочерью, сыном) глубинные причины одни и те же, - отсутствие любви и восприятие секса на уровне подсознания как греховного, грязного и сознательный поиск "новой" формы реализации своей сексуальности.
Может быть, это и не совсем уместно, но хотелось бы здесь привести высказывание американской поп-дивы Мадонны, которое у меня вызвало определённое умиление: "Секс это грязно? Ну, разве только не мыться!" Улыбнулись? ...
А теперь попробуем поговорить о детской сексуальности и о половом воспитании. Если "корень проблем" в детстве, - давайте попробуем в него окунуться...
Что означает словосочетание "детская сексуальность" - это оценка взрослого или оценка ребенком самого себя, и, что более важно, осознанная или не осознанная эта сексуальность?
Мастере У., Джонсон В., Колодни Р. в "Основах сексологии" пишут: "Детство - неизвестная страница в исследованиях пола, поскольку надежные данные относительно полового поведения на протяжении этого периода по объективным причинам отсутствуют. Выводы, базирующиеся на опросах взрослых, недостоверны, так как люди могут плохо помнить свои ощущения в детстве или скрывать какие-то воспоминания из-за желания выглядеть "нормальными". Попытки устного опроса или анкетирования детей для получения информации о половых ощущениях и поведении встречают резкое сопротивление со стороны общественности, усматривающей в таких исследованиях подрыв моральных устоев общества. Вот почему, разбираясь в этой сложной проблеме, приходится преимущественно полагаться на догадки и умозрительные заключения, а также на немногочисленные данные культурологических исследований популяций аборигенов, в которых допускаются сексуальные игры детей.
До появления работ Фрейда считалось, что сексуальность у детей отсутствует, либо, признавая ее существование, исследователи предпочитали умалчивать об этом феномене, расценивая его как греховный и опасный. Эти противоречивые взгляды сохраняются до сих пор...".
Роберт Крукс и Карла Баур в книге "Сексуальность" пишут: "В чем заключается нормальное и здоровое сексуальное поведение у детей? Это сложный вопрос, на который у нас нет определенного ответа из-за скудности данных по детской сексуальности".
Понятие "детская сексуальность", таким образом, достаточно размытое, и в его пояснении существуют две типичные ошибки:
1. Любое детское поведение, так или иначе связанное с половыми органами, объясняется по аналогии с взрослым поведением и описывается в тех же терминах;
2. Принципиальное отрицание возможности эротических переживаний до начала полового созревания.
К примеру, французский психоаналитик Пьер Дако подчеркивал: "Детскую сексуальность нельзя отожествлять с реализацией половой функции, ибо сама эта функция в детском организме ещё не сформировалась. Ребенок не может стремиться к половому удовольствию, поскольку попросту ещё не дозрел до этого. Поведение ребенка действительно с малых лет определяется его принадлежностью к своему полу и в этом смысле имеет половой окрас. Именно в таком значении следует говорить о детской сексуальности, а акцентирование эротических моментов было бы неоправданным преувеличением".
Уже в период внутриутробного развития наблюдалась рефлекторная эрекция у плодов мужского пола. У многих новорожденных мальчиков эрекцию наблюдают в течение первых минут после родов. Точно так же, у новорожденных девочек в течение первых суток возможны увлажнение влагалища и эрекция клитора.
Реакция родителей, наблюдающих все эти половые рефлексы, служит важным компонентом самого раннего сексуального опыта ребенка. От матери или отца, выказывающих излишнее беспокойство или неодобрение по поводу виденного, ребенку может передаваться состояние дискомфорта, тогда как от спокойно реагирующих родителей ребенок получает как бы сигнал одобрения своей сексуальности.
Хотелось бы обратить на это Ваше особое внимание. Ниже, мы с Вами поговорим о половом воспитании. Однако считаю необходимым подчеркнуть, что половое воспитание начинается не тогда, когда ребёнок впервые задал Вам "неудобный вопрос", - "Откуда я появился?", а в тот момент, когда он действительно появился, то есть, при его рождении. А, возможно, и ещё раньше!
Элен Каплан пишет, что маленькие дети "выражают радость при стимуляции их гениталий". Бэкуин отмечает, что "дети выказывают крайнее раздражение при попытке прервать" занятие мастурбацией и добавляет, что самостимуляция может повторяться "несколько раз в день". К третьему или четвертому месяцу жизни самостимуляция наружных половых органов сопровождается улыбкой и звуками, выражающими удовольствие, отмечает Мартинсон. К концу первого года жизни ребенок начинает рассматривать свои гениталии при купании или раздевании. Игра гениталиями чаще встречается у детей, растущих в семьях, нежели у посещающих дошкольные учреждения. Это подтверждает, что связь ребенка с родителями играет ведущую роль в последующем развитии сексуальности.
Трехлетним девочки и мальчики показывают, что им хорошо известны чувственные ощущения от прикосновения к наружным половым органам, хотя они и не воспринимают их как эротические или сексуальные, поскольку еще не способны к выработке концептуальных понятий.
Приблизительно в это же время ребенок начинает понимать, что взрослые не одобряют игру гениталиями и испытывает недоумение, если родители рассказывают ему о разных частях тела, но не упоминают о наружных половых органах. Конечно, взрослые должны прививать детям навыки социально приемлемого поведения (например, не показывать и не трогать гениталии на людях), однако не стоит пытаться исключить все проявления сексуального экспериментирования ребенка, говоря: "Это нехорошо" или "Не трогай себя здесь" или попросту отдергивая руку ребенка без всяких словесных замечаний. Отрицательные ощущения, испытываемые при этом, могут послужить самыми ранними источниками возможных затруднений на сексуальной почве в будущем. У многих детей возникает убеждение, что их половые органы - "грязные" части тела. Такое представление часто вырабатывается под влиянием замечаний, получаемых в процессе обучения отправлению естественных потребностей. Чрезмерная настойчивость в привитии ребенку гигиенических навыков ("подотрись получше", "вымой руки после того как сходил") прививает детям негативное отношение к функции гениталий.
Ошо по этому поводу говорил: "Со многими случается в детстве, что секс подавляется. Ни одному ребенку не разрешается - ни одно общество не позволяет это: ему не разрешается дотрагиваться до собственных половых органов, ему не разрешается играть с ними. Это случается настолько рано, что вы не можете даже вспомнить этого. Ребенок в детской кроватке играет со своими половыми органами, а мать входит и убирает его руки. Теперь это шок для ребенка: он начинает бояться дотрагиваться до своих половых органов. А это так приятно, дотрагиваться до них, это так расслабляет. Ребенок достигает через это несексуального оргазма: ребенок вообще оргазмичен. И природная необходимость дотрагиваться до половых органов, играть с ними, так прекрасна. И у ребенка не возникает мысли, что это неправильно, у него не возникает еще мысли о вине, он просто делает то, что естественно. Но его снова, и снова останавливают. Он может видеть запрет на лице матери, на лице отца, и постепенно энергия блокируется, он начинает бояться".
В возрасте пяти-шести лет дети начинают формулировать представление о сексуальных отношениях, исходя из собственных наблюдений за взрослыми. Видя, как мать с отцом обнимаются и целуются, очевидно, получая от этого удовольствие, ребенок постепенно начинает понимать, что физическая и эмоциональная близость приносят приятные ощущения. С другой стороны, если ребенок постоянно видит, как родители ругаются друг с другом или слышит возгласы "Не трогай меня!", у него может развиться абсолютно противоположный взгляд на близкие отношения.
Поскольку ребенок улавливает неодобрение родителей по тону голоса, выражению лица и другим физическим признакам, родителям лучше всего спокойно реагировать на проявления его сексуального любопытства. Это также выступает очень важным элементом полового воспитания ребёнка.
Детские сексуальные игры в обычных условиях психологически не опасны и с точки зрения развития ребенка могут, вероятно, считаться полезными для формирования навыков психосоциального общения. Психологическую опасность может представлять резкая реакция родителей.
Мы с Вами уже затронули отчасти проблему полового воспитания. На протяжении последнего десятилетия взгляды на половое воспитание стали еще более противоречивыми. Все согласны с необходимостью вырабатывать у детей правильное отношение к половым вопросам, однако у каждого свое мнение о том, чему следует обучать, где и кто должен этим заниматься.
Что же такое "половое воспитание"?
В Википедии, например, приведено следующее определение: Половое воспитание - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола.
Похожее определение дано и в Большой советской энциклопедии, -
Половое воспитание, система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола.
И в Сексологической энциклопедии, -
Половое воспитание - система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни.
В "Словаре педагогических терминов" указано:
Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.
В учебнике для вузов "Половое воспитание", изданном в Ростове-на-Дону в 2001 году половое воспитание определено как процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола.
Санюкевич Лилия Ивановна в книге "Половое воспитание детей и подростков" пишет, что "половое воспитание - это целенаправленное педагогическое воздействие, способствующее формированию красивых взаимоотношений лиц разного пола, воспитанию высоконравственных отношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами".
Колесов Д.В. в "Беседах о половом воспитании" указывает: "Половое воспитание - процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола". Именно это определение является наиболее "популярным" среди специалистов занимающихся проблемами полового воспитания.
Буду с Вами, уважаемые читатели, откровенен, - лично мне, ни одно из этих определений не нравится! Почему? Ряд замечаний, - кто определяет вот это "правильное отношение к вопросам пола"? Что означает "разумное, здоровое отношение к вопросам пола и половой жизни"? В чём, - "разумное"? В чём, - "здоровое"? Каковы критерии? И что такое "красивые взаимоотношения"? Что такое "высоконравственные отношения между мальчиками и девочками"? И, абсолютно приводит лично меня в тупик, утверждение господина Колесова, - "полезное для общества". Это как? Кто, в конце концов, определяет, что "полезно для общества", а что "бесполезно"?
Наиболее профессиональным мне кажется определение Игоря Семёновича Кона: "... в широком смысле половое воспитание - это весь процесс тендерной социализации, все те направленные и спонтанные воздействия, которые помогают ребенку стать мужчиной или женщиной, приобщают его к принятой в обществе системе взаимоотношений между полами в трудовой, общественной и личной жизни. В более узком смысле - это половое образование (сексуальное образование), которое обозначает подготовку ребенка к сексуальной жизни, более или менее систематическое сексуальное просвещение, то есть передача соответствующей информации".
Очень важно, на мой взгляд, что Кон выделяет два вида воздействия, - направленные и спонтанные. Почему это важно?
Потому что, споры о необходимости полового воспитания, по моему мнению, выглядят несколько наивными. Нравится это кому-нибудь или нет, но, объективно, половое воспитание детей осуществляется каждый день. Вопрос не в том, - необходимо или нет половое воспитание, - оно осуществляется в любом случае. Вопрос в том, будет ли это половое воспитание осознанным, систематизированным, способным сформировать у детей свободное и ответственное отношение к сексуальной стороне их жизни. Или же оно останется бессознательным, случайным и хаотичным, влекущим за собой целый "букет" негативных последствий - психические и соматические заболевания, распространение заболеваний передающихся половым путём и СПИДа, ранние беременности, аборты, изнасилования и другие преступления на сексуальной почве.
Противники введения систематизированного полового воспитания в учебных заведениях приводят в основном следующие доводы:
- Предоставление детям информации о сексе будет разжигать их половое любопытство и стимулировать раннее начало половой жизни;
- Половое воспитание настолько тонкая и деликатная материя, что должно осуществляться только в домашних условиях или в церковной среде;
- Уровень преподавания и качество учебных материалов для полового воспитания, по меньшей мере, неодинаковы в разных школах и в большинстве случаев очень низки.
На эти "доводы" можно было бы высказать следующие возражения:
- Чтобы не разжигать половое любопытство детей и не стимулировать раннее начало их половой жизни важны, прежде всего, содержание информации, способ и манера её подачи.
- Половое воспитание действительно, - тонкая и деликатная материя. Но, увы, далеко не все родители способны компетентно и правильно подать своим детям информацию о сексуальной составляющей жизни человека.
Исследователи выделяют четыре типа отношения родителей к вопросам пола, которые проявляются в семейной жизни, назвав их соответственно репрессивным, избегающим, навязчивым и экспрессивным (авторы исходили из того, что взгляды обоих родителей на эту проблему совпадают, хотя это случается не всегда).
Репрессивный тип отношения охватывает случаи, когда родители строго внушают детям, что секс - это зло и непристойность.
При избегающем типе родители проявляют более разумное и терпимое отношение к сексуальности. Они рассматривают это явление скорее как полезное, нежели вредное, однако совершенно теряются, когда речь заходит о конкретных половых вопросах. Такие родители избегают прямого обсуждения этой темы со своими детьми или превращают такое обсуждение в нудную лекцию.
При навязчивом типе отношения к сексуальности родители смотрят на секс как на полезное и здоровое явление, но перегибают палку и ставят секс в центр всей семейной жизни. Они чересчур либеральны во всем, что касается сексуальной активности и иногда столь явно выставляют напоказ свою половую жизнь, что приводят в недоумение и замешательство собственных детей.
Родители, чье отношение к половым вопросам можно охарактеризовать как экспрессивное, рассматривают секс как нечто естественное, при необходимости открыто обсуждают эту тему, но устанавливают разумные рамки для проявления сексуальной активности детей (точно так же, как всех других форм поведения). Они пытаются внушить детям, что сексуальность - это положительное и здоровое явление, не заслуживающее, однако, того, чтобы сосредоточивать на нем все свои помыслы.
К сожалению, можно констатировать, что экспрессивный тип отношения родителей к вопросам пола, но мой взгляд - наиболее оптимальный, остаётся всё еще большой редкостью.
Лишь немногие родители хотят и способны заниматься половым воспитанием собственных детей. Данные опросов подростков свидетельствуют о том, что основную информацию о сексе они получают не в семье, а от сверстников (представляете её содержание?).
Некоторые родители категорически отрицают необходимость полового воспитания. Фактически это означает самый худший вариант развития событий: родительское влияние на сведения о сексе, получаемые их ребенком, будет сведено к нулю.
Закономерно возникает вопрос - может быть половое воспитание детей следует начинать с полового воспитания родителей?
Что же касается того, что "половое воспитание должно осуществляться в церковной среде", то здесь важными вопросами, на мой взгляд, могут быть следующие:
- какая именно "церковная среда" имеется в виду?
- а такая уж идеальная сама по себе эта "церковная среда"?
- какое именно половое воспитание данная среда "пропагандирует"?
- пользуется ли данная "церковная среда" необходимым авторитетом у детей и подростков?
Хотя такие страны как Украина, Россия характеризуются преимущественно православным вероисповеданием, вместе с тем, на их территории много иных конфессий. И как быть в случае, если в классе учатся дети, родители которых принадлежат к различным конфессиям?
Теперь немного о "церковной среде"...
Ошо как-то произнёс фразу приблизительно следующего содержания: "Ко мне приходят проститутки и спрашивают о Боге, о просветлении. Ко мне приходят монахи и задают вопросы исключительно о сексе".
".. .любое сильное желание избавиться от "дурной привычки" усиливает "дурную привычку". Когда вы изгоняете ее из своего бодрствования, она появляется в ваших сновидениях, а когда вы изгоняете ее и оттуда, она появляется в вашем поведении или замучает вас болезнью", - это из книги Рудигера Дальке и Торвальда Детлефсен "Болезнь как путь".
Психотерапевт Алис Миллер в своей книге "Вначале было воспитание", описывая историю жизни Юргена Барча, с 16-ти лет начавшего совершать немыслимые по жестокости убийства детей, упоминает, что педагогам-священникам, заправлявшим в интернате Мариенхаузен, где "воспитывался" Юрген, "повсюду мерещился секс".
"В России идет крестовый поход против секса. Церковь наступает со всех сторон, по всем позициям. Но сексуальность истребить нельзя, а культуру можно. И что мы видим в результате? Вот, пожалуйста, - растет число больных СПИДом, сифилисом, другими опасными болезнями", - заявил И.С.Кон в одном из интервью "Комсомольской правде".
Не думаю, что церковь так уж активно вовлекается в "крестовый поход против секса". Однако, мне не совсем понятно, как "церковная среда" собирается осуществлять сексуальное воспитание детей и подростков, если считает секс "первородным грехом"?
И это, - раз!
Два, - а что собственно происходит с сексом внутри самой этой "церковной среды"?
"Настоящим врагом, которого следует бояться и с которым нужно бороться, является грех, духовное зло, порой, к сожалению, заражающее и членов Церкви", - сказал Папа Бенедикт XVI.
О каком это Папа "духовном зле" говорит?
Простите, дамы и господа, кто не был информирован, - о педофилии!
Начиная с конца 90-х годов и фактически по сегодняшний день, католическую церковь не прекращают сотрясать скандалы по обвинению священников в педофилии. США, Канада, Великобритания, Германия, Бельгия, Голландия, Ирландия, Австралия, Швейцария, Португалия, Чехия, Польша, Латвия, Мальта. Вот далеко не полная "география" подобных скандалов.
История Ватикана знает, по крайней мере, 10 понтификов-педофилов: это Бенедикт IX, Бонифаций VIII, Иоанн XXIII, Павел II, Сикст IV, Александр VI, Юлий II, Юлий III, Лев X и Клемент VII.
Ошеломляющими оказались итоги расследования проведенного в США после нашумевшего скандала со священниками-педофилами. Как сообщает Reuters, 10667 детей подверглись сексуальным преследованиям со стороны 4392 священников в период с 1950 по 2002 годы. (это 4% американских священников Римской Католической церкви ). Своего пика "эпидемия" педофилии достигла к 1970 году. Нельзя исключать, что реальное число любителей секса с детьми, обличенных в рясы, несколько приуменьшено, отмечает агентство.
И это только в США! И как Вы заметили данные на 2002 год. Судебные процессы против священников-педофилов практически не прекращаются и ныне. ... февраль 2003 года церковь признала тот факт, что начиная с 1950 года жертвами сластолюбивых священников в Ковингтоне (США, штат Кентукки) стало 158 детей, а 30 пасторов из 372 совершили сексуальные действия, по меньшей мере, в отношении одного несовершеннолетнего.
... февраль 2005 года бывший американский священник Пол Шенли должен провести за решеткой 15 лет. В сексуальном надругательстве над малолетними или в гомосексуализме были уличены не только "рядовые" священники, но и кардинал Лос-Анджелеса Роджер Махони, архиепископы Нью-Йорка, Бостона, Милуоки и Лос-Анджелеса ... Католический священник из германского города Кассель осужден за сексуальные преступления против 155 мальчиков.
... иерарх Бернард Принс: он был приговорен в 2008 году судом канадской провинции Онтарио к четырём годам тюрьмы за растление 13 мальчиков в период 1964 по 1984 гг. ... В 2009 году в Ирландии был опубликован доклад, на основании которого педофилия инкриминировалась 46 священникам.
... февраль 2010 года дело 69-летнего настоятеля храма в Шюбельбахе (кантон Швиц, Швейцария) Грегора Мюллера.
... В марте 2010 года голландские епископы инициировали независимое расследование более чем 200 свидетельств сексуального насилия над детьми со стороны священников. ... апрель 2010. Как сообщила Римско-католическая Церковь Бельгии, епископ фламандского города Брюгге подал в отставку, признавшись в сексуальном насилии по отношению к мальчику, совершенном несколько лет назад.
... В 2010 году общественное мнение Германии было взбудоражено фактами растления несовершеннолетних со стороны священников в баварском католическом монастыре Этталь. Жертвами католиков-педофилов стали 100 воспитанников. Схожий инцидент имел место и в берлинском иезуитском колледже Canisius-Kolleg, жертвами 12 преподавателей педофилов стало около 115 школьников, причем некоторые из жертв в последствии покончили жизнь самоубийством. ... В Австралии с 1993 по 2010 год было осуждено 100 католических священников за развратные действия в отношении малолетних.
Идеология, основанная на подавлении и искажении человеческих помыслов, нанесла страшный удар по самым беззащитным из подопечных церкви - по детям. Объявление секса "основанием греха" только усилило атмосферу угнетения духа, царившую в церковной среде. Необходимость таиться означала, что насильники в сутанах искали себе жертв среди самых уязвимых. Дети особенно рисковали потому, что их можно было заставить молчать. Кроме того, хотя изнасилованием детей пятнала себя лишь малая доля священников, они знали, что круговая порука, направленная на сохранение репутации и ресурсов церкви, защитит их от ответственности.
Это проявилось особенно отчётливо в Ирландии, где церковь издавна играла центральную роль в сфере образования. Для небольшой страны с населением всего в 4 миллиона человек приведённые в отчёте цифры шокируют. С 1914 по 1991 около 170 тысяч ирландских детей прошли через 261 образовательное учреждение религиозных конгрегаций типа "христианских братьев". Около 35 тысяч из них жаловались на плохое обращение, а 1700 - на жестокое. Более чем в половине случаев имело место сексуальное насилие. Около 800 служителей церкви оказались непосредственно замешаны.
Этот перечень можно продолжать и продолжать.
Кое-кто пытается "списать" проблемы с педофилией в Римско-католической Церкви на безбрачие, целибат.
Отец Ганс Кюнг, президент фонда Global Ethic Foundation и почетный профессор Тюбингенского университета в Германии признал, что случаи сексуального растления случаются и в семьях, школах и в других церквах. Но он спросил: "Почему это так распространено в Католической церкви под руководством целибатного духовенства?" Однако, целибат - не единственная причина нарушений, но Кюнг назвал его "самым важным и в конструктивном отношении самым решительным" выражением чопорного отношения Церкви к вопросам секса.
А всё ли "гладко" среди клерикалов других конфессий?
Михаэль Дорфман ещё в 2003 году в статье "Педофилия: раввины тоже делают это" писал: "Среди раввинов тоже бывают педофилы? - спросил я Йоси в недавнем прошлом старшего офицера израильской полиции.
- Да сколько угодно! В Иерусалиме мы знали десятки случаев, но община своих не выдает... Раввины к нам попадали нечасто. Зато канторы, синагогальные служки, сотрудники религиозных учебных заведений - там дело обычное. ... В ортодоксальных кругах были возмущены скандалом с 55-летным раввином Исроэлем Кастельбаумом, пойманным агентами ФБР в интеренете на соблазнении несовершеннолетних детей. Раввин Кестельбаум предстал перед судом в среду 13 августа 2003 и признал свою вину.
... Другой громкий скандал разразился в связи с уличением известного раввина и педагога Баруха Леннера Более десяти лет назад его заподозрили в сексуальных притязаниях к ученикам учебных заведений и участникам учебных проектов крупнейшей международной еврейской организации. "Ортодокс Юнион", которыми он руководил. ... Нам рассказали еще пять случаев, когда уличенные в педофилии раввины, кантор и один учитель были отосланы в Израиль и в страны СНГ, опять-таки на педагогическую работу. Возможно, они перевоспитались и осознали свои преступления.
... Еще один скандал, взволновавший ортодоксальную еврейскую общину Большого Нью-Йорка, связан с именем главы крупного йешибота раввина Аврума Мондровича. ... Еще один известный случай с раввином Сидни Гольдбергом, осужденным в 1997 году за соблазнение 12-летнего ученика, готовившегося у него к религиозной конфирмации "бармицва"".
Некоторые "свежие данные": ... Март 2009 года Бруклинский федеральный суд рассматривает дело 59-летнего раввина Израиль Вайнгарте, обвиняющегося в сексуальных приставаниях к собственной дочери.
... Июль 2009 года 58-летний религиозный мужчина, который являлся раввином в одном из районов Иерусалима, был арестован в пятницу ночью в собственной машине во время полового акта с 14-летней девочкой, которая собиралась стать ортодоксальной верующей и хотела побольше узнать о принятых процедурах "возвращения к вере".
... Ноябрь 2009 года Окружной суд Петах-Тиквы приговорил к 13 годам тюремного заключения раввина-педофила, преподававшего в одной из религиозных школ города. Мужчина обвинялся в систематических развратных действиях и изнасилованиях трех братьев - 10, 11 и 14 лет, которые под его руководством занимались изучением Торы. ... Февраль 2010 года - Форум "Такана", в состав которого входят раввины и общественные деятели религиозного сионизма, обвинил 50-летнего Моти (Мордехая) Эйлона в непристойном поведении, а если быть точнее - в нетрадиционной сексуальной ориентации и домогательствах к ученикам.