|
|
||
Марксизм-ленинизм предлагал советскому человеку такую ценность и такую перспективу, как всестороннее развитие личности. Христианство исповедует другие ценности и предлагает другую перспективу - спасение и обожение. Как соотносятся между собой эти ценности и эти перспективы? |
Хачапуридзе - коммунисту и
академику Транспортной академии
Украины
Введение
Одним из наиболее важных вопросов для любого думающего человека является вопрос о перспективе его жизни. Ради чего мы живем? Что нас ждет в будущем, нас и наших детей и потомков?
Многие из нас воспитывались еще во времена Советского Союза, официальной идеологией которого была марксистско-ленинская философия. Эта философия преподавалась нам в школах и ВУЗах, ее мы более или менее знали, ибо, можно сказать, основные ее понятия нам преподносились и нами усваивались с молоком матери. Она предлагала нам на первый взгляд прекрасные вещи - свободу от эксплуатации, равенство и братство, прогресс, коммунизм, всестороннее развитие личности и пр.
Ныне, когда многое изменилось в истории, когда не стало СССР, и общество разом отказалось от коммунистической идеологии, возник идеологический вакуум. Некоторые из нас нашли свой путь в заполнении этого вакуума древними ценностями нашего народа - ценностями христианскими. И первыми из них стали вера во Христа, борьба с грехом, любовь к Богу и любовь к ближнему, спасение. Но поскольку мы не испытали положительно того, что обещал марксизм-ленинизм - мы не видели коммунизма, мы не достигли всестороннего развития личности, то где-то в глубине души осталась какая-то ностальгия и тяга к его нераскрытым ценностям. Думается, что эту ностальгию и тягу можно извинить нам - поколениям, жившим в мирное время и не знавшим кровавых реалий большевизма...
Поэтому в зрелые годы у нас естественно возникает вопрос о сравнительном рассмотрении того, что предлагает марксизм-ленинизм и что предлагает христианство. Но тема эта слишком общая и многосторонняя. Поэтому здесь мы будем говорить только о соотношении всестороннего развития личности и спасения, и того, что с этим связано, того, что мы еще плохо усвоили, а именно - обожения. Всестороннее развитие личности, спасение и обожение - это именно те перспективы, которые нам предлагают альтернативные учения: марксизм-ленинизм и христианство.
Должны ли мы, христиане, ради верности Христу вообще отказаться от философского понятия и такой ценности, как "всестороннее развитие личности" или дело обстоит иначе: для нас в христианстве есть более общая, высокая и значимая ценность, перекрывающая и включающая в себя ценность марксистско-ленинскую? Должны ли коммунисты оставаться непросвещенными относительно христианской ценности "обожения", включающей в себя и всестороннее развитие личности? Давайте об этом поговорим.
1 Всестороннее развитие личности
Что же включает в себя понятие "всестороннее развитие личности"? В первую очередь, марксизм-ленинизм видит осуществление такого развития через творческий коммунистический труд. В философском словаре (Философский словарь/ Под ред. И.Т.Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1980. - 444 с.) сказано: "Всестороннее развитие личности - такое освоение богатств общественной культуры, при котором труд каждого члена общества превращается в целостную деятельность, в самодеятельность..., а каждый человек становится самодеятельной и творческой личностью". При этом преодолевается социальное разделение труда и его односторонность. "...При коммунизме это будет специализация деятельности, в которой отсутствует разделение между физическим и умственным, исполнительским и управляющим трудом, а также профессиональное закрепление занятий, преодолены противоположность между рабочим и свободным... временем, разрыв между познавательной, художественной и нравственной культурой. Это достигается не путем механического сочетания и сосредоточения у одного лица всех и всяких трудовых функций, специальностей и т.п., а развитием подлинной всесторонности человека, которая делает ненужными самостоятельные административно-контрольные, распределительные, охранные и т.п. функции, стоящие над людьми. Сам человек в процессе труда осваивает эти функции, включая их в свою целостную деятельность в качестве функций вспомогательных, становясь тем самым универсальным и творческим субъектом" (там же). Коммунизм требует от человека не только многосторонности, а целостности, гармоничности развития человека. "Основным принципом коммунизма "является полное и свободное развитие каждого индивидуума" (Маркс. К., Энгельс Ф., т.23, С. 605)" (там же).
Думается, что перспектива всестороннего развития личности, в смысле освоения богатств общественной культуры и творческого труда, положительна и весьма заманчива, но она предполагает такое воспитание человека, когда у него искоренятся тщеславие и гордыня, властолюбие, алчность и сребролюбие, леность и др. негативные качества, которые иначе не дадут реализоваться в полной мере творческому труду без несправедливости, конфликтов, насилия и пр. отрицательных моментов. Коммунисты декларировали, что построение коммунизма включает в себя воспитание нового человека, но они не понимали того, что силами только человека и общества эта задача не решается, ибо природа человека глубоко повреждена грехом, о чем мы далее еще будем говорить.
К.Маркс и Ф.Энгельс
Нужно еще отметить существенную однобокость понятия "всестороннее развитие личности" в марксизме-ленинизме. Развитие человека рассматривается прежде всего через призму общественного труда. При этом отодвигаются на второй план такие важные моменты, как этическое воспитание личности, воспитание совести. Не говоря уже о том, что сознательно заглушается чуткость души к таким тонким моментам, как прозрение Творца при изучении творения, видения Божия промысла в складывающихся обстоятельствах жизни, чувство ответственности перед Высшим Существом, т.е. все важнейшие религиозные моменты жизни души и духа человека.
Марксизм-ленинизм, как философское учение, многое потерял, когда отвергнул Бога и Христа. "Богатства общественной культуры", которыми должна обладать всесторонне развитая личность, становятся скудными и не насыщающими тех, кто жаждет истины, без христианских ценностей, без любви к Богу и ближнему, без сострадания.
2 Спасение
Христианское спасение и обожение нужно рассматривать через призму назначения человека. Человек был сотворен Богом по образу Творца. Имея разум, свободную волю и бессмертную душу, человек призван познавать Бога и уподобляться Ему, становиться лучше и добрее, совершенствоваться и наследовать вечную блаженную жизнь с Богом. Т.е. человек призван к спасению и обожению. В этом глубокий смысл жизни и великое назначение человека.
Но почему именно "спасение"? В чем бедственное положение человека? Необходимость во спасении обусловлена склонностью человека ко греху, возникшей после грехопадения Адама и Евы. Эта греховность человека есть "глубокая порча или растление природы, получаемое человеком вместе с бытием, с душою и телом и усиливаемое личной греховностью. А без сокрушения греховной силы в человеке грех навсегда бы оставлял его под тяжестью суда и гнева Божия, в удалении от Бога и в темной власти дьявола" (Богословская энциклопедия - М.: Директмедиа Паблишинг, 2005. - 21600 с.). Человек бы постоянно оставался подвержен бедствиям, страданиям и смерти, как последствиям греха, и нисколько не мог бы изменить эту ситуацию. Только чудесными действиями Божия промысла о человеке станет возможным уврачевать человеческую природу, но без разрушения человеческой свободы, обновить и воссоздать человека, примирить его с Богом, возвратить ему бессмертие, отнятое грехом, возвратить миру совершенства, отнятые у него проклятием, вернуть мир в первозданное состояние красоты и гармонии. Иначе говоря, Божественное откровение и многовековой опыт христианства учат нас, что греховные страсти и негативные черты характера человека искореняются и исправляются только с Божией помощью, благодаря воздействию Божией благодати. "Совокупность благодатных действий Бога, как Спасителя людей от греха, проклятия и смерти..., называется божественным домостроительством... человеческого спасения" (там же). Созерцание всех глубин тайны спасения сокрыто не только от человека, но даже и от ангелов, и все же Бог благоволил нам нечто открыть. "Сущность великой тайны домостроительства, насколько она открыта нам, состоит в следующем. Бог от вечности, по бесконечной любви Своей, по определению предвечного совета Пресвятой Троицы, благоволил избрать чрезвычайное средство к спасению падшего человека через единородного Сына Своего и животворящего Духа Святого" (там же). Христос Сын Божий Своей крестной смертью искупил нас от греха, показав пример высшей, жертвенной любви к человеку, уврачевав в Себе Самом человеческую природу и удовлетворив Божественному правосудию, правде Божией за грех человечества. Спаситель дал возможность и право каждому человеку стать чадом Божиим и наследовать Царствие Божие. А Дух Святой силой Своей благодати "усвояет людям спасительные плоды искупления, совершенного Сыном Божиим" (там же), привлекая каждого человека ко Христу. Для дела спасения человека Христом основана Церковь, "которой дарованы все необходимые к освящению людей благодатные средства (таинства) и в которой члены, подвизаясь совокупными силами в деле общего спасения, могут успешнее совершать оное и достигать жизни вечной" (там же). Т.е. наше спасение совершается в синергии Бога и человека: Бог дарует благодать, а человек должен исполнять заповеди Божии, иметь веру в Бога и во Христа, бороться с грехом и совершать добрые дела, участвовать в таинствах Церкви. "Завершение же тайны домостроительства [спасения] имеет последовать по втором пришествии Христовом, кончине мира и всеобщем воскресении мертвых" (там же).
Иначе говоря, позволим себе сказать, что спасение - это путь возвращения человека и всего мира в первозданное состояние красоты и гармонии с Богом. Возвращения к тому, что ранее было. Но есть еще и путь вперед. Было бы неправильно думать, что марксизм-ленинизм предлагает нечто положительное, путь вперед в перспективе - всестороннее развитие личности, а христианство предлагает лишь возврат к утраченному, что можно охарактеризовать только как аспект отрицательный (хотя и необходимый) - спасение от чего-то. Предлагает ли христианство положительный аспект? Это очень интересный вопрос. И ответ здесь положительный: да, это есть обожение - свободное соединение с Богом разумных личностных существ - людей и ангелов, такое соединение, которое не растворяет личность в Боге, сохраняя всю ее неповторимость. Через обожение людей в перспективе должно состояться обожение всего космоса. Это и есть путь вперед. Необходимость во спасении возникла лишь вследствие разрушения первоначального плана прямого восхождения человека к Богу, и план этот разрушился из-за грехопадения человека. Чтобы уврачевать человека и преобразить космос понадобилось спасение, спасение от греха, проклятия и смерти.
3 Обожение
Сначала скажем о том, какие тексты Св.Писания говорят об обожении - вершине Завета между Богом и человеком. В первую очередь, это два места из соборных апостольских посланий. Апостол Петр учит нас о перспективе стать "причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1: 4), а апостол Иоанн Богослов приоткрывает нам тайну богоподобия, ибо "мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему [Отцу], потому что увидим Его, как Он есть" (1 Ин. 3: 2). Эти места Нового Завета надо так понимать:
- Бог обещает нам полноту новой жизни во Христе, приобщение верующего к жизни Божества;
- когда наступит исполнение всех обетований, человек станет подобным Богу, обретет единение с Ним по Его любви к нам и усыновлению.
О богоподобии человека и о единении его с Богом учит Сам Христос в словах первосвященнической молитвы, говоря, что подобие Богу для человека будет по качеству Его славы: "И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня" (Ин. 17: 22-23).
Авторитетный толкователь Писания блаженный Феофилакт Болгарский комментирует Иоанново послание (Толкование на Соборное послание 1-е Иоанна): "Апостол как бы так говорит: ...вы, без сомнения, узнали, что мы приняты Богом как дети. Хотя это еще не открылось, однако не смущайтесь. Ибо неизвестное ныне сделается явным, когда Он откроется. И мы, оказавшись подобными Ему, наглядно представим свое усыновление; ибо дети, конечно, подобны Отцу. Имея же дерзновение пред Ним, как дети, мы увидим Его как Он есть, впрочем - не по естеству, ибо это невозможно для сотворенного существа [тварь не может видеть Творца по Его существу, ибо у твари иная природа], а так, что чистые увидят Чистого, праведные Праведного; ибо подобные пристанут к Подобному. Посему-то перед этим и сказал я только, что мы будем подобны Ему, а не одинаковой природы с Ним; ибо тогда я сказал бы не подобны, а такие же точно; а как этого не будет, то я и сказал: подобны, то есть по качеству славы". Этот же учитель Церкви комментирует Евангелие от Иоанна: "Какую славу дал Он? Славу чудес, догматов учения и еще славу единомыслия, "да будут едино". Ибо эта слава больше, чем слава чудес. Как мы изумляемся пред Богом, потому что в Его естестве нет ни восстания, ни борьбы, и это величайшая слава: так, говорит, и они да будут славны тем же, то есть единомыслием. "Я в них, и Ты во Мне". Сим показывает, что апостолы вмещали в себя и Отца. Ибо Я, говорит, в них; а Я в Себе имею Тебя, следовательно, и Ты в них. В другом же месте говорит, что Отец и Сам Он придут и обитель сотворят (Ин. 14, 23)" (Толкование на Евангелие от Иоанна).
Эта слава апостолов является залогом славы обоженного человечества, которая явится в будущем веке. Обоженный человек будет иметь дух, постоянно жаждущий Бога, созерцающий Его и стремящийся к Нему, чистую душу, свободную от восстания и борьбы греховных страстей, и одухотворенное нетленное и бессмертное тело, ибо смерть будет упразднена. Как пишет преподобный Максим Исповедник, состояние обоженного человечества будет характеризоваться тем, что "люди все целиком соучаствуют в Боге всем целиком, чтобы по образу соединения души и тела Бог становился доступным соучастию в Нем души, а через посредство души и тела, дабы душа получила постоянство, а тело - бессмертие и дабы человек весь целиком сделался Богом, обоженный благодатью Бога, сделавшегося человеком [обоженный Христом], полностью (душею и телом) оставаясь человеком по природе и полностью (душею и телом) становясь Богом по благодати" (цитир. по статье "Обожение" в Открытой православной энциклопедии "Древо").
Проповедь Христа на горе Елеонской о втором пришествии (А.А.Иванов)
Началом будущего обожения человечества, вслед за Христом, Девой Марией, пророками и апостолами,выступают ныне святые угодники Божии, которые еще при жизни становятся богами по благодати. Вот как о святых пишет преподобный Иоанн Дамаскин: "Если Творец всяческих и Господь называется Царем царствующих, Господом господствующих и Богом богов (Откр. 19: 16; Пс. 49: 1), то несомненно и святые суть боги, господа и цари... Я называю их богами, царями и господами не по естеству, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями и сохранили неповрежденным подобие образа Божия, по которому и были сотворены (ибо царем называется и образ царя), а также и потому, что они по собственному (свободному) расположению соединились с Богом, приняли Его в жилище (своего) сердца и, приобщившись Его, сделались по благодати тем, что Сам Он есть по естеству" (Точное изложение православной веры, кн. 4, гл. 15). Святые угодники Божии - это пример для подражания для всех христиан, пример победы над греховными страстями, пример, когда Дух Святой вселяется в сердце человека, освящая его душу и тело.
Такая христианская перспектива гораздо богаче, полнее и радостнее коммунистической перспективы всестороннего развития личности (ибо что может быть лучше вечной жизни с Богом?) и включает в себя последнюю. Каким образом включает? Во-первых, обоженный человек будет обладать всеми истинными, христианскими богатствами общественной культуры, имея Христа в себе; он будет блаженен в своей жажде правды, ибо насытится ею. Во-вторых, творческий потенциал обоженного человека будет полностью им реализован, ибо его творческие идеи будут гармонировать с Божественными идеями, а его тело, душа и дух будут преображены силою животворящего Святого Духа; человек будет свободно творить свою жизнь согласно с Божиим замыслом о нем и о всем мире. И в-третьих, обоженный человек будет образцом этического воспитания личности, и даже такой строгий внутренний судья его, как христианская совесть, будет удовлетворен, и в душе человека будет мир.
Нам осталось рассмотреть один вопрос: какова же миссия человека в обожении всего творения, космоса? Здесь мы будем следовать учению преподобного Максима Исповедника в изложении выдающегося отечественного богослова В.Н.Лосского.
Миссия человека предопределена уже в характере сотворения мира Творцом. Это "сотворение мира состоит из пяти "отделений", создающих концентрические сферы бытия, в средоточии которых стоит человек, потенциально все их в себе содержащий. Прежде всего следует различать природу нетварную и природу тварную, Бога и всю совокупность твари", это - первое отделение. "Затем тварная природа делится на мир умозрительный и мир чувственный...", ангелов и земные существа и вещи, это - отделение второе. "В чувственном мире небо отделено от земли...", это - третье отделение. "Из всей поверхности земли выделен рай..., место, где обитал человек", это - четвертое отделение. И, наконец, отделение пятое: "человек разделяется на два пола - мужской и женский, то разделение, которое окончательным образом завершается в падшей природе после грехопадения" и далее: "Как это последнее, так и все остальные разделения вследствие грехопадения обрели характер ограниченности, разрыва и раздробленности" (В.Н.Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев: Общество любителей православной литературы, изд-во имени святителя Льва папы Римского, 2004 - 504 с).
Что же должен сделать человек? "... Первый человек был призван воссоединить в себе всю совокупность тварного бытия; он должен был одновременно достигнуть совершенного единения с Богом и таким образом сообщить состояние обожения всей твари. Ему нужно было, прежде всего, в своей собственной природе преодолеть разделение на два пола путем бесстрастной жизни по Первообразу Божественному. Затем он должен был соединить рай со всей землей, то есть, нося всегда рай в себе в силу своего постоянного общения с Богом, он должен был превратить в рай всю землю. После этого ему предстояло уничтожить пространственные условия не только для своего духа, но также и для тела, соединив землю и небо, то есть, весь чувственный мир. Перейдя границы чувственного, он должен был затем путем познания, равного познанию духов ангельских, проникнуть в мир сверхчувственный, чтобы соединить в себе самом мир сверхчувственный [умозрительный] и чувственный. Наконец, не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя отдать в порыве любви и вручить Ему всю вселенную, соединенную в его человеческом существе. Тогда Сам Бог, со Своей стороны, отдал бы Себя человеку, который по этому дару, то есть, по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе... Таким образом свершилось бы обожение человека и всего тварного мира. Так как эту миссию, данную человеку, не выполнил Адам, то мы можем проразумевать ее в деле Христа - Нового Адама" (там же).
Христос первый, Кто прошел путь Человека, обоживающего вселенную. Вслед за Ним этим путем пошли Божия Матерь, апостолы и все святые. Они - указатели и маяки на нашем духовном пути.
Заключение
Мы обсудили такую интересную тему, как всестороннее развитие личности в понимании марксизма-ленинизма, спасение и обожение в христианском понимании, а также взаимосвязь этих понятий и ценностей. Всестороннее развитие личности без Бога не реализуемо в силу того, что природа человеческая глубоко повреждена грехом, и без Божией благодати одними лишь людскими усилиями человека перевоспитать невозможно. Поэтому необходимо спасение от греха, проклятия и смерти. И обожение включает в себя спасение, как необходимый аспект. Обожение включает в себя и всестороннее развитие личности. Таким образом, обожение, как ценность и перспектива, гораздо богаче, полнее и радостнее коммунистической перспективы всестороннего развития личности, ибо предполагает святость, бессмертие и вечную жизнь с Богом в Его Царствии, как написано: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (Ис. 64: 4; 1 Кор. 2: 9). Мы, христиане, должны твердо в это веровать. И должны донести эту истину коммунистам и всему человечеству.
Январь 2009 г.
P.S. По мысли нашего батюшки, протоиерея Владимира, настоятеля храма Богородицы Целительницы, коммунисты никогда не желали народу всестороннего развития личности. Это их обещание было искусным обманом.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"