|
|
||
Это пока что лишь начало... |
Чувствуете ли вы, что христианская философия парадоксальна по своей сути, как парадоксально само христианство, как парадоксален приход Христа?
Лично я все больше и больше это чувствую, и так думаю.
Сегодня утром, 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы я снова стал свидетелем парадоксальности прихода Христа, и пережил понимание парадоксальности христианской философии. Мы шли мимо шикарного здания Меноры - еврейского культурного центра в нашем городе. Кто еще не знает, тому поведаю, что еврейский культурный центр в г.Днепре считается чуть ли не самым богатым во всей Европе! И вот, напротив Меноры, стоит недостроенная православная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Она выглядит, как полуразрушенное или недостроенное здание, ведь церковь раньше ломали и переделывали под больницу, а ныне не завершен процесс восстановления. Итак, нищее ободранное здание церкви и... шикарная высотка Меноры.
Но, зазвучал громко колокол, зовущий на праздничное богослужение. Зазвучала жизнь в старых, не отремонтированных стенах. Пресвятая Дева Мария согласилась родить нам Богочеловека, и колокол напоминал людям об этом событии, о Благовещении.
Богатое иудейство и нищее христианство! Ожидание земного рая и ожидание Царства Небесного. Роскошный соломонов-иродов храм и храм Тела нищего Плотника из Назарета... Всемогущий Отец и презренный Сын... Но, никто не приходит к Отцу, как только через Сына!
Вот вам и парадокс.
Парадоксы христианской философии подчеркивают неожиданные повороты христианской мысли, неожиданные выводы христианского дискурса. Они есть главные неустранимые противоречия живой христианской мысли и результаты борьбы чувств и прозрений интуиции, затрагивающие основы мироздания и человека.
Ведь что такое парадокс? В широком смысле это есть неочевидное высказывание, истинность которого устанавливается довольно трудно. В более узком смысле парадокс есть ситуация, когда логически обоснованное заключение противоречит ранее принятым утверждениям.
Например, рассмотрим первый парадокс.
Если Бог - всеблаженный, ни в чем не нуждающийся, обладающий всем богатством Своей сущности (природы), ни в чем не ограниченный и всесовершенный во всем, премудрый и живущий внутритроической жизнью в любви трех Личностей (Отца, Сына и Духа), то...
...То зачем Он сотворил этот мир и человека, которые не обладают ни полным совершенством сущности (природы), ни способностью к совершенной любви? Ничто в мире не обладает ни полной мудростью, ни справедливостью, ни вечностью, но все сотворенное есть ограниченное. Сказанное относится ко всем тварям: ангелам ли, человеку ли, живым организмам ли, вселенной в целом.
Ведь сотворив из ничего мироздание, Бог практически ничего не добавил к тому совершенству и красоте, премудрости и любви, которыми Он обладал изначально, и продолжает Сам в Себе обладать! Для тех, кто знаком с математикой: попробуйте к бесконечной величине добавить величину конечную, и вы увидите, что бесконечность от этого никак не изменилась... И даже если эта конечная величина (человек) будет стремиться к совершенству Отца, постепенно возрастая, она навсегда останется величиной конечной, и от этого бесконечность (Бог) нисколько не изменится... Зачем же Бог пожелал сотворить вселенную и человека? Парадокс.
Рассмотрим второй парадокс.
Если Бог премудро знал, что человек будет неустойчив в добродетели, причем, катастрофически неустойчив (!), и Ему необходимо будем воплощаться во Христе и пройти мучения и смерть ради спасения человека, а человек все равно будет грешить и грешить даже после Воскресения Христа и схождения Св.Духа, то...
...То зачем Он сотворил такого человека, который неблагодарен, злонравен, любитель грешить, сам мучающийся в земной жизни и мучающий ближнего своего, и за грехи рискующий попасть на вечные муки в геенну, в ад, рискующий никогда больше не увидеть Бога?
Ведь большинство христиан практически не имеют живой веры, а те кто верует, часто сомневается. И огромное количество народов не признают Христа вообще. Как же они - дети Адама - увидят Отца, если отвергают Сына? Ведь нашей испорченной ныне природе (сущности) греховное удовольствие сладко и притягательно, остро и желанно, и мы не хотим и не можем ему противостоять... Ведь личности людей разобщены и не хотят общения в любви, подобного общения трех Лиц Бога. Зачем же Богу понадобился столь неустойчивый в добре человек? Ведь даже многие ангелы оказались неустойчивы и отпали от святости и стали бесами... Итак, подавляющее большинство людей рискуют вечной мукой, но Бог их всех для чего-то сотворил. Парадокс.
Можно сформулировать и другие парадоксы.
Например, третий парадокс. Зачем ради человека Бог создавал столь огромную безжизненную вселенную, не заселенную разумно-свободными существами? Неужели нам еще предстоит осваивать всю громаду Метагалактики и долго-долго тянуться к Богу, выискивая Его в красотах и законах мироздания? Ведь сотворение человека и его спасение Христом произошли исключительно на Земле, а не на Марсе или других планетах. Или нам предстоит встретиться с другим разумом и волей, другими разумно-свободными существами? Но как тогда понимать смысл всего творения и спасения, и нужен ли этим "инопланетянам" Христос? А если человек до второго пришествия Христа не успеет освоить Метагалактику и все огромное пространство-время, то будет ли он осваивать Вселенную после - под новым небом, на новой земле? Ведь новый преображенный мир, нетленный, где не будет страданий и смерти, этот мир должен сильно отличаться своими качествами и законами природы от нынешней вселенной. Будет ли какая-нибудь преемственность науки и всего знания в таком случае? Ведь если бы Бог исключал возможность дальнейшего познания человеком мироздания в Царствии Небесном, то зачем тогда Ему обещать нам не только новое небо, но и новую землю, воскрешенные тела каждому из нас, древо жизни в Небесном Иерусалиме, дающее плоды верным и съедобные листья другим народам (для их исцеления)? Зачем тогда Ему понадобилось принять на Себя всю природу человека вместе с телом человеческим, да еще и остаться навечно Богочеловеком с нетленным телом, имеющим все телесные лучшие человеческие возможности: смотреть глазами, слышать ушами, творить руками? Не для того ли, чтобы человеку возделывать сад в новом раю и осваивать новую землю и воскресить всех живших тварей... Парадокс. Тайна пространства-времени и всего сотворенного.
Или еще один парадокс. Зачем Бог попустил существование и процветание других религий, не признающих Христа? Или признающих Его частично (как ислам)? Или зачем Бог попустил раскол единого христианства на множество церквей и конфессий? Ведь во всех подобных случаях люди склонны спорить об истине, порой спорить с ожесточением, вплоть до кровопролития! Не для того ли, чтобы одни глубже познали Христа, а другие сознательно отвергли?
Итак, обращая внимание читателя на фундаментальные парадоксы христианской философии, я хочу подчеркнуть следующее. Христианская философская мысль есть живая, творческая деятельность по открытию, осознанию и переживанию истины. А истина и путь и жизнь у нас заключены в Богочеловеке, Который есть неисчерпаем по Своей сущности и в проявлениях Своей Личности, и в действиях Своих энергий. Благодаря Ему мы Духом Святым бываем научены.
(Скосарь В.Ю., 2017 год)
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"