|
|
||
Мы продолжаем наш фоторепортаж о празднике Преображения Господня, и напишем о Фаворском свете. О том, что созерцали святые Иоанн Богослов, Григорий Богослов, Григорий Палама и монахи-исихасты. И о Преображенском кафедральном соборе города Днепропетровска |
Апостол и евангелист Иоанн Богослов, чье Евангелие признается наиболее духовным по содержанию, но и наиболее сложным для прочтения и понимания, о своем любимом Учителе и Господе писал так: "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин. 1: 4-5), и еще писал, что Предтеча Иоанн Креститель пришел "для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете" (Ин. 1: 7), о Христе. А еще писал о Сыне Божием: "Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал" (Ин. 1: 9-10). В мистическом богословии тайнозрителя Иоанна Спаситель предстает как Свет и как Бог Слово: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин. 1: 1).
Преображение Господне
Именно Иоанн Богослов приводит необыкновенные слова Спасителя о Самом Себе, которые кажутся контрастом в сравнении с Его смиренным образом добровольного уничижения, страдания и смерти: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8: 12), "Я есмь путь и истина и жизнь..." (Ин. 14: 6). Ведь ни один великий пророк не посмел произнести таких слов о себе: Я - свет миру! Я - путь, истина и жизнь! Все пророки осознавали свое недостоинство, свою греховность по сравнению со святостью Бога, свою смертность, и не могли сказать о себе таких слов: свет, истина, путь и жизнь. А Сын Марии и назаретского плотника Иосифа (как о Нем думали) о Себе Самом говорил такие слова...
Продолжая учение Иоанна Богослова, второй по времени великий богослов, живший в 4-ом веке - святитель Григорий Богослов в "Слове 45. На святую Пасху" так говорил о Христе: "Слово Божие, и свет, и жизнь, и мудрость, и сила!" (Святитель Григорий Богослов. Избранные творения. 2-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 400 с.).
Но не только в Евангелии апостол Иоанн говорит о Сыне Божием, как о Свете, а и в знаменитом пророчестве о конце мира и о Царствии Будущего века, в Апокалипсисе. Он описывает город Иерусалим Небесный, в котором сияет светом Христос - Агнец Божий, и где будут обитать праведники: "И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец" (Откр. 21: 23), "И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков" (Откр. 22: 5).
Не сразу я смог понять, что Евангелие Иоанна, можно сказать, насыщено впечатлениями апостола от Фаворского света на горе Преображения. Именно Иоанн больше других говорит о Спасителе, как о Свете. И он же говорит о Сыне Божием, как о Боге Слове, о Логосе. Таков метафорический язык богословия любимого апостола Христова.
Преображение Господне
Мистическое богословие тайнозрителя Иоанна нашло жизнь в созерцаниях святых отцов Восточной Церкви, в Православии. Более других отцы-исихасты познали нетварный свет преображения, Фаворский свет. В своей духовной жизни они уже здесь, на земле, вкусили начало обожения, начало Царствия Небесного, начали уже становиться "причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1: 4), хотя и не в полной мере.
*
*
На фотографиях приведен внутренний вид Преображенского собора. Взято с интернета
Самый известный отец-исихаст и богослов, святитель Григорий Палама, живший в 14-ом веке, в своей беседе, посвященной празднику Преображения Господня, говорил о природе сияния Христа, о том, что "Невместимый действительно вмещается смертной природой; и такое явление, конечно, гораздо превосходнее и выше ума как произведенное силой Божественного Духа". Христос Бог Невместимый вмещается смертной природой - этим сотворенным, ограниченным миром, вершиной горы Фавор, горным воздухом, но теснее всего - человеческим естеством Христа (которое от этого обоживается). И далее говорил: "Итак, Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами в течение краткого времени и на незначительном верху горы, но и таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу посредством изменения чувств, произведенного в них Духом, и таким образом увидели, чем и насколько облагодетельствовала их сила Божественного Духа - это Неизреченный Свет". Учитель открыл ученикам, по словам св.Иоанна Златоуста, "нечто из Своего Божества - столько, сколько они могли вместить, и показал в Себе обитающего Бога", так цитирует Златоуста св.Григорий Палама. Григорий Палама, исихаст, практик Иисусовой молитвы, учил, что Фаворский свет подается тем, кто упражняется в подвигах добродетели и молитвы, и христиане, "всецело проникнутые Божественным Светом узрят Христа, Божественно и неизреченно просиявшего, у Которого блистание" происходит от Божественного естества. Сияние Христа, по словам Паламы, было лишь сокрыто под завесой Его плоти, но всегда сопутствовало Его Божеской природе. Этот Свет не есть свет чувственный, физический, сотворенный, но Свет нетварный, Свет Божества, освещающий и освящающий Царство Отца и Сына и Святого Духа, "когда не будет нужды ни в воздухе, ни в пространстве, ни в чем-либо подобном", как выразился святой отец. И далее св.Григорий писал: "И евангелист Иоанн, наученный Божественным Откровением, ясно говорит, что будущий вечный и пребывающий град не будет "требуя солнца и луны, да светят в нем: Слава бо Божия просвети его, и светильник его - Агнец" (Откр. 21: 23). Не ясно ли, что он показывает здесь Того же Иисуса, Который ныне на Фаворе Божественно преобразился, и плоть Которого сияла, как светильник, являющий Славу Божества восшедшим вместе с Ним на гору?" (Источник: pravoslavie.ru)
Эти слова великого исихаста и открыли мне, что Апостол Иоанн, может быть, больше остальных евангелистов поведал нам о Преображении Господнем, увидев тайны будущего и вечного града Иерусалима Небесного, освещенного Агнцем.
*
На фотографиях приведен внутренний вид Преображенского собора. Взято с интернета
Преображенский собор. Фото Евгения Рашевского. Взято с интернета
Преображенский собор. Фото Евгения Рашевского. Взято с интернета
Размещу и я несколько своих фото собора.
*
*
В продолжении я надеюсь рассказать немного об истории Преображенского собора. И о богословском смысле иконы Преображения.
Август, праздник Преображения Господня, 2012 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"