|
|
||
Предлагаю краткий фоторепортаж о празднике Преображения и о Преображенском соборе города Днепропетровска. В народе Преображение Господне часто называют Яблочным Спасом, потому что в этот день освящают виноград и яблоки. Это замечательная традиция, но основная суть праздника связана с тем, что произошло со Христом на горе Преображения |
Преображение Господне - большой двунадесятый праздник, отмечаемый Православной Церковью 19 августа (нов. стиль). Для меня это особый праздник и особый день. Еще и потому что в этот день родился мой отец.
В народе праздник Преображения больше знают, как Яблочный Спас. Православная Церковь имеет древнюю традицию освящать в этот день виноград (гроздие) и начатки плодов, а там, где виноград не растет, освящают яблоки. Традиция эта воспринята от Ветхозаветной Церкви, ибо по закону Моисееву иудеи освящали начатки плодов земли. Великая и простая идея освящения плодов земли состоит в том, чтобы человек всегда помнил, что все в мире - от человека до растения - все создано Творцом, все есть собственность Божия, и потому хорошо человеку, когда на употребление плодов земных призывается Божие благословение.
Яблоки и виноград. Автор А.Афанасьева. Взято с интернета
Но обратимся к основной сути праздника. Ведь событию Преображения Господня посвящены многие храмы, что не случайно. Например, в нашем городе Преображенский собор - один из видных соборов, его статус - кафедральный, наряду с Троицким собором.
Преображенский собор. Взято с интернета. На заднем плане хорошо виден чудесный Мерефо-Херсонский (ж/д) мост, который в народе иногда называют "горбатым мостом"
Давайте вспомним, по какому поводу в Православии отмечают Преображение Господне. Именно, в Православии, тогда как в Западной Церкви это евангельское событие не оказало такого влияния на умы и сердца католиков и протестантов, и у них этот праздник не пользуется таким почетом. И, увы, не несет той радости преображения, о которой знают лишь в Православии... Но, оставим пока сравнительное религиоведение и обратимся к Евангелиям.
Три евангелиста - Матфей, Марк и Лука описывают это событие.
Преображенский собор. Утро Фаворского света
Согласно этим описаниям, Христос взял трех ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и взошел с ними на гору, которая, вероятно, была гора Фавор. Но за несколько дней перед восхождением, Он сказал, что "некоторые из стоящих здесь" еще не успеют вкусить смерти, умереть телесно, как уже при жизни своей "увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем" (Мф. 16: 28), "увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк. 9: 1). Не о конце мира говорил Христос, и не о славном Втором пришествии Своем, но о том, что предстояло узреть ученикам на горе Фавор. Но что же они увидели?
Они увидели, как Учитель "преобразился пред ними", "и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет" (Мф. 17: 2), "одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить" (Мк. 9: 3), "вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею" (Лк. 9: 29). Других слов не нашли евангелисты, чтобы описать Преображение Господне! И рядом со Христом ученики увидели двух великих пророков прошлого - Моисея и Илию, которые беседовали с Учителем. И радостно было на душе у апостолов, ибо душа каждого из них тоже преобразилась. Потом облако светлое осенило Христа и двух пророков, и голос был из облака, голос Отца Небесного: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте" (Мф. 17: 5), и при этом голосе ученики видели только Христа. И испугались великим страхом Божиим и "пали на лица свои" (Мф. 17: 6).
Учитель потом коснулся учеников Своих и ободрил их. И повелел никому не рассказывать об увиденном до самого Своего Воскресения. Апостолы же тогда не поняли "спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых" (Мк. 9: 10), и никому ничего не говорили (см. Мф. 17: 1-9; Мк. 9: 1-10; Лк. 9: 27-36).
*
*
Преображенский собор
Иконографическое изображение Преображения Господня помещено над входом в собор в виде мозаики (см. ниже).
*
*
Вход в собор
На мозаике мы видим Христа в Фаворском свете, а рядом Моисея и Илию. Апостолы же в страхе пали на землю (внизу мозаики).
Роспись Преображенского собора (потолок). Фреска Преображения.
Взято с интернета
Преображение Христа на горе перед страданиями на Голгофе должно было укрепить веру апостолов в божественность Учителя, чтобы они не пали духом, увидев уничиженного на кресте Спасителя. Они должны были запомнить "Царствие Божие, пришедшее в силе". Для трех ближайших учеников - Петра, Иакова и Иоанна - вид Царствия Божия открылся ранее остальных апостолов, они уже тогда созерцали "Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем", до факта Воскресения Христова. Им было подарено предвкушение Пасхи. Но они не сразу осознали значение этого события. Это сейчас Церковь празднует Преображение, исповедуя и прославляя соединение Божества и человечества в Личности Спасителя. А еще этот праздник - утешение в наших земных скорбях, ибо мы надеемся получить в будущем такую небесную славу и такое сияние, как Христос на горе Фавор.
Преображенский собор. Утро Фаворского света. Предвкушение Пасхи
Меня однажды сильно волновал вопрос: почему о великом событии Преображения Господня рассказывают те апостолы, которые сами лично не видели его, не были со Спасителем на горе Фавор? Почему молчит апостол Иоанн, который сам все это видел? Неужели Иоанн не посчитал нужным дать свое описание того чуда, о котором говорили другие? На мой вопрос наш батюшка ответил, что факт Преображения для апостолов мог быть оттеснен как бы на второй план по сравнению с великим чудом Воскресения Христа. Потому, вероятно, и не стал евангелист Иоанн Богослов повторять рассказанное тремя остальными евангелистами. В этом объяснении была доля истины. Но я не находил успокоения. Из психологических соображений мне казалось неестественным молчание Петра и Иоанна. И вдруг, на свою радость я обнаружил у Петра воспоминание о Преображении, и мне даже стало стыдно за свое невнимательное чтение Апостольских Посланий.
Роспись Преображенского собора. Взято с интернета
Внутренний вид Преображенского собора (автор Ирина С.).
Взято с интернета
Вот, что писал апостол Петр, свидетель Преображения Господня: "...мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших..." (2 Пет. 1: 16-19). Христос, по словам апостола, светильник, иначе говоря, Источник Фаворского света.
*
*
Преображенский собор
Я тогда хотел поделиться своей радостью с отцом. Я пересказал ему психологические моменты согласования текстов Нового Завета. Но, встретил лишь недоумение. Отец объявил, что удивляется моим столь большим затратам умственных сил на "анализ каких-то мифов"...
Я был весьма огорчен непониманием отца. Ведь речь шла о событиях того самого великого праздника, который всегда совпадал с его днем рождения! Не мог же отец не видеть христиан, несущих святить яблоки, виноград и прочие фрукты в этот день. Не мог же так равнодушно проходить мимо всего этого. Но все-таки он прошел мимо...
*
*
Преображенский собор
А мне оставалось лишь понять "молчание" апостола Иоанна.
Но, оказывается, Иоанн не молчал! Если "молчание" Петра для меня было связано с плохим знанием новозаветных текстов на начальном этапе изучения христианского вероучения, то "молчание" тайнозрителя Иоанна разъяснилось позднее. Мистическое богословие апостола Иоанна, любимого ученика Спасителя, который писал: "...сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. И вот благовестие, которое мы слышали от Него [Христа] и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин. 1: 4-5), наиболее полно воспринято в Православии. Не случайно Восточная Церковь его именует Иоанном Богословом. А я просто тогда не мог услышать слова Иоанна о Преображении Господнем, потому что еще не был готов их услышать.
Фреска в притворе собора. Чудо умножения хлебов
Так и западные христиане не видят того великого смысла Преображения, который раскрывается в Православии. А Церковь в этот день призывает христиан очиститься от страстей и внутренним созерцанием взойти на гору Преображения вслед за Христом, чтобы светом Фаворским просветить ум свой: "Сиянием добродетелей просвещшеся, взыдем на гору святую, да узрим Божественное Господне преображение. Гору превысокую - сердце очищено от страстей имущии, узрим Христово преображение, просвещающее ум наш".
Преображение Господне
Об учении апостола Иоанна Богослова, святителя Григория Паламы и о Фаворском свете, о том, чему Церковь научили Христос и Дух Святой, об этом я постараюсь поведать в продолжении своего повествования.
Август, праздник Преображения Господня, 2012 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"