|
|
||
В конце жизни каждого человека ждет телесная смерть, после чего тело умершего превратится в зловонный разлагающийся труп. Можно ли считать совершенным тот мир, в котором, кроме благоухающих цветов, полно останков дорогих и близких нам людей? Есть ли надежда на другой, совершенный мир, в котором не будет ни болезни, ни смерти, ни останков, ни разложения? |
Введение
В конце жизни каждого человека ждет смерть телесная, после чего тело умершего начинает быстро разлагаться, истлевать. Тление тела умершего - феномен, сильно воздействующий на нашу душу, особенно если речь идет о смерти близкого нам человека. Но мы не можем обойти эту весьма неприятную тему, ибо сильное негативное впечатление может дать толчок неожиданному озарению ума. Ибо грубая, жестокая и безобразная смерть может поставить живущих лицом к лицу с абсолютными, вечными ценностями. Нам необходимо преодолеть свое неприятие для постижения высокой истины. Проблеском этой истины является догадка или, правильнее сказать, чаяние победы над смертью и разложением; такой порядок в мире, когда не только прекратилась бы смерть, но когда разлагающиеся останки умерших вдруг прекратили бы разложение и в каком-то обратном процессе восстановились бы вновь в живые тела, чтобы не было в мире останков и разложения. Возможно ли такое? Есть ли надежда на это? Вот о чем мы собираемся поговорить в настоящей статье.
1 Тление тела, как признак поврежденности мира
Итак, по окончании жизненного пути от человека остается разлагающийся труп. Это то, что мы можем видеть своими глазами, осязать своим обонянием. Если оставаться на такой позиции, то гниение и разложение трупа - последняя стадия человеческого существования. Стадия, которой заканчивается вся жизнь человека, все его достижения, все почести, которыми он венчается, вся его прижизненная красота и мудрость. Будучи на кладбище и всматриваясь в могилы (одни ухоженные, а другие совсем позабытые), невольно думаешь, - что где-то там, как бы в стороне, остается память об умерших в душах потомков, пока они сами еще живы, пока не прервалась преемственность, но здесь, на кладбище, мы остро осознаем, что от человека остались лишь распадающиеся останки.
Это не лучший ли урок для человеческого тщеславия и гордости? Для нашего чувства собственной важности, для нашего высокомерия? Как пишется в "Каноне покаянном": "Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего безславна и безобразна? Что убо чаю, и на что надеюся?..."
Можем ли мы перед лицом смерти безумно отрицать ее? Отворачиваться с брезгливостью и отвращением от мертвого тела и стараться как можно поскорее позабыть о том, что случилось с ближним, и что ждет нас самих?...
Но вернемся к мертвому телу и посмотрим, что с ним происходит. Скорость распада тела зависит от температуры, влажности, доступа воздуха, особенностей почвы могилы. В ближайшие часы после смерти происходит посмертное охлаждение тела, обезвоживание, увеличение вязкости крови, мышечное окоченение (возможен трупный спазм), бледность и обвисание кожи, скопление крови в капиллярной сети и образование трупных пятен из-за посмертного перераспределения крови в теле под действием силы тяжести. Происходят заметные изменения глаз покойного: роговица теряет прозрачность, появляется склеротическое пятно, глазное яблоко теряет упругость и проваливается из-за испарения внутриглазных жидкостей. Затем наступает разложение, вызванное гнилостными бактериями и сапрофитными грибками. На трупе появляется зеленое пятно, постепенно распространяющееся на все тело из-за воздействия сероводородной кислоты на гемоглобин крови, а также происходит потемнение поверхностных вен. Из-за скопления гнилостных газов сначала происходит вздутие кишечника, а потом и остальных тканей тела. Образуются такие газы, как сероводород, двуокись серы, метан, аммиак, метилмеркаптан, этилмеркаптан и др., которые и создают характерный гнилостно-трупный запах, от которого люди инстинктивно отшатываются, и который запоминается надолго, на всю жизнь. На более поздних стадиях разложения на коже появляются волдыри (пузыри), увеличивается растяжение брюшной полости, и ткани приобретают пористую структуру вследствие выделения газов; тело приобретает зеленовато-грязный цвет. Затем волдыри, органы и полости начинают лопаться, происходит сжижение мягких тканей, разрушение и исчезновение их; начинается и продолжается разрушение скелета. В результате от человека остается лишь частично сохранившийся скелет, который впоследствии может постепенно разрушиться в прах.
Если труп находится в условиях доступа к нему насекомых и червей, то он быстро поедается до костей насекомыми-трупоедами, личинками мух и земляными червями. Одновременно с этим труп подвергается уже описанному процессу гниения с выделением трупных газов.
В редких случаях, в силу естественных (или сверхъестественных) факторов, возможна частичная или полная сохранность тела: при обезвоживании сухим воздухом или при отсутствии микроорганизмов происходит естественная мумификация, частично сохраняющая тело; при замораживании в толще снега или льда полностью сохраняется тело (которое после извлечения из холода начинает разлагаться); при нахождении в воде или очень влажной земле без воздуха происходит омыление - подкожный жир разлагается, вступая в реакцию с солями, и превращается в трупный воск, который, если его высушить, приобретает твердую консистенцию и желтоватый оттенок. Но это довольно редкие случаи. Распад же тела - всеобщее правило тления, проявляющееся в подавляющем большинстве случаев.
Ужасно представить себе, как дорогой или близкий нам человек превращается в бесформенную гнилую зловонную биомассу, а потом в набор костей. Даже если тела умерших кремировать, то все равно мы увидим тление в начальной его стадии, увидим печать смерти. А если человек умер в одиночестве, то мы увидим разложение в полной мере. Кроме того, мы не избежим вида тления на примерах трупов животных, которых просто невозможно физически всех кремировать. Вид смерти, вид разложения неотступно находится перед нашими глазами.
Читатель, заглянем в свою душу! Не рождается ли в ней невольный протест против смерти? Не чувствует ли душа, что смерть есть нечто трагическое, нечто такое, чего не должно быть? Что окружающий мир, содержащий останки мертвых, в этом смысле несовершенен, или, точнее говоря, поврежден? Не может быть мир безусловно прекрасен, пока в нем накапливаются бренные останки. Когда вместе с благоухающими цветами в мире есть зловоние и разложение. Такое положение дел не следует ли считать временным, не вечным, не общим правилом, а каким-то недоразумением? Где душе обрести надежду, что разложение и тление когда-то прекратятся? Что тление будет побеждено? Что останков больше не будет?...
Есть такая надежда! Ее нам дарит христианское вероучение о воскресении мертвых. Только чаемое воскресение мертвых и будущее бессмертие может победить разложение в мире, избавит нас от вида тления. Мир будет восстановлен Богом от поврежденности. Только Бог способен преобразовать мир. И не будет больше ни смерти, ни кладбищ, ни крематориев.
Приступим же к рассмотрению христианского учения и испытаем умом и сердцем истинность сказанного.
2 Бог смерти не сотворил
Были времена, когда мир был совершенным, и смерти не было. Ибо Бог, сотворивший мир, Сам всесовершенен, всемогущ, всеблаг и премудр. Об этом говорится в первой главе книги Бытия - при создании мира Творец признавал его совершенным: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1: 31). Об отсутствии смерти в первоначальном мире утверждается и в других местах Ветхого завета: "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть..." (Прем. 2: 23-24). Смерти вначале не было, но она возникла вследствие греха прародителей - первых людей Адама и Евы, соблазненных дьяволом и нарушивших заповедь Божию. Сначала дьявол согрешил, а за ним согрешили и люди, за что Господь Бог изрек приговор первому человеку: "возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3: 19). Об этом же говорится в Новом Завете: "...как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5: 12). Так же учат и св.отцы, например свт. Иоанн Златоуст ("Беседы на книгу Бытия") как бы от лица Бога говорит Адаму: "...наступит конец твоей жизни, когда ты разрешишься в землю, из которой и был образован. Хотя Я дал тебе природу телесную, по Моему человеколюбию, но это тело (произошло) из земли и будет опять землею... Чтобы этого не было, Я повелел вам не касаться... древа [познания добра и зла]. Я не хотел этого, но так как с Моей стороны сделано все, а ты сам устроил себе это, то не вини никого другого, но приписывай все своей беспечности".
Итак, мир, сотворенный Богом, был совершенен, и смерти и разложения не было в нем. Человеческая природа была бессмертна и не ведала болезней. Мир был безусловно прекрасен и благоухал красотами и цветами. Только такой мир был достоин всемогущего, всеблагого и премудрого Творца. Это высокая истина, и с ней радостно соглашается душа человека. Но воля первого человека уклонилась во зло, и мир повредился, появились смерть и тление. Смерть возникла в связи с тем, что человек злоупотребил свободой. Именно человек отвечает перед своей совестью и Богом, что ныне в мире есть смерть.
Что есть смерть с христианской позиции? Смерть есть разлучение души с телом: телу суждено истлеть в земле, а душе (духу) человеческой вознестись к Богу, который решит ее участь. Об этом говорится в Ветхом Завете: "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл. 12: 7). Этому же научает и Новый Завет, например, взгляд на смерть, как на разлучение души с телом, следует из притчи Христовой о богаче и Лазаре (Лк. 16: 19-31); следует также из апостольских посланий: "...доколе нахожусь в этой телесной храмине... зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне" (2 Пет. 1: 13-14); "Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас" (Флп. 1: 22-24). Об этом же говорят и св. отцы, например прп. Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры. Кн. 3, гл. 28) прямо утверждает, что смерть есть разлучение души с телом. А вот как свт. Феофан Затворник пишет своей умирающей сестре: "Прощай, сестра! Господь да благословит исход твой и путь твой по твоем исходе. Ведь ты не умрешь. Тело умрет, а ты перейдешь в иной мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая. Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши им передай приветы и попроси попещись о нас ... даруй же тебе, Господи, мирный исход! День другой и мы с тобою. Потому, не тужи об остающихся. Прощай, Господь с тобою".
Итак, в падшем мире существует смерть и тление тела. Но человеколюбивый Господь не оставит навечно поврежденного состояния мира, а преобразит его природу, приведет его к совершенству. Божие откровение учит нас, что после второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа мертвые воскреснут, а живые станут бессмертными: "и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет..." (Откр. 21: 4). Не будет смерти, не будет распада и разложения: разложившиеся человеческие тела чудесным образом вновь восстановятся, а прах животных сгорит в огне преображения. Чтобы совершенство мира считать полностью восстановленным, нужен полный возврат всех частей распавшейся человеческой плоти, всех ее атомов и молекул в новое воскресшее тело. Никаких частиц праха в мире не должно оставаться, иначе мир будет несовершенен. По всей видимости, именно так будет при воскресении мертвых людей, о чем мы далее и поговорим.
3 Значение телесного начала в человеке
Хотя христианство учит, что тело должно подчиняться духу, и преподносит пример подвижников, умерщвлявших свою плоть, чтобы добиться очищения своего духа, тем не менее в христианстве телесное начало в человеке имеет особенную ценность. Ибо цельный человек - это человек с душою (духом) и телом: ни тело без души, ни душа без тела не составляют вполне человеческой природы. Этого не понимали языческие философы. Но это следует еще с момента сотворения мира, когда растения и животные были созданы повелением Творца, адресованным земле и воде, а человек с плотью и душой был лично сотворен Богом: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2: 7). Свт. Василий Великий так комментирует: "Если бы этот стих просто говорил, что Бог творил, ты мог бы подумать, что Он сотворил (человека) так же, как Он сделал это со зверями, с дикими животными, с растениями, с травою. Вот почему, чтобы избежать этого, чтобы ты (не) помещал его в разряд диких животных, Божественное слово сделало известным особое искусство, которое Бог употребил для тебя: Бог "персть (взем) от земли" " (Цитир. по "Иеромонах Серафим (Роуз). Православное понимание книги Бытия") и далее: "Бог сотворил внутреннего человека и вылепил внешнего человека. Вылепливание подходит глине, а сотворение тому, что по образу. Итак, плоть была вылеплена, но душа - сотворена" (там же). Св. праведный Иоанн Кронштадтский пишет ("О Боге - Творце и Промыслителе мира"): "Но, несмотря на то, что плоть наша немощна и создана из земли, и в ней проявляется бесконечная премудрость Творца, и совершенно пренебрегать телом нашим не следует: оно есть прекрасное, живое орудие души нашей и сонаследник Царства Небесного; вместе с душою и тело наше некогда будет участвовать в блаженстве вечном". Учитель Церкви Тертуллиан говорит: "...если Бог создал плоть Своими собственными руками по Своему образу, если Он одушевил ее Своим дыханием по подобию Своей жизни, поставил ее выше всего творения для обитания в нем, для пользования им и господства над ним, облек ее Своими таинствами и наставлениями, ее чистоту любит, ее умерщвление одобряет, ее страдания ценит, - разве эта плоть не воскреснет, будучи так близка Богу?" (цитир по "Фомин А.В. Составитель. Воскресение мертвых. - М.: 2007. - 512 с.").
Но особенно ясное понимание важной роли телесного начала в человеке следует из того факта, что Бог, природа которого чисто духовна, вочеловечился, воплотился, принял плоть на Себя: "И Слово стало плотию" (Ин. 1: 14). Так было при воплощении Сына Божьего. Вот что о Боговоплощении говорят св.отцы. Свт. Афанасий Великий пишет: "Будучи Всемощным и Создателем вселенной, [Господь] в Деве уготовляет в храм Себе тело и усвояет Себе оное как орудие, в нем давая Себя познавать и в нем обитая" (цитир. по "Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли. Изд-е Московской духовной академии и Введенской оптиной пустыни, 2002. - 576 с."). Свт. Василий Великий говорит: "[Истинные подвижники] ясно показали жизни человеческой, сколько благ доставило нам Спасителево вочеловечение, потому что расторгнутое и на тысячи частей рассеченное естество человеческое, по мере сил своих, снова приводят в единение и с самим собою и с Богом" (цитир. по тому же источнику). Священномученик Киприан Карфагенский учит: "[Христос] соделался смертным, чтобы мы могли быть бессмертными..." (там же). Свт. Григорий Богослов пишет: "Отчее Слово было Бог, но стало нашим Человеком, чтобы, соединившись с земными, соединить с нами Бога. Оно обоюдуединый Бог, постольку Человек, поскольку меня делает из человека богом" (там же). Итак, тело человеческое есть орудие души в материальном мире. Мы созданы с плотью и душою (духом), мы имеем плоть, и Христос принял плоть, чтобы соединить нас с Богом. В таинстве причастия христианин принимает в себя пречистые Плоть и Кровь Христа.
Плоть имеет немалое значение, ибо Христос воскрес во плоти. Когда же воскресший Христос вознесся к Отцу, то послал нам Духа Святого. И апостол Павел говорит, что наши тела суть храм живущего в нас Святого Духа (1 Кор. 6: 19). Св. отцы говорят так: прп. Макарий Египетский: "[Господь] принял на Себя разумную твою природу и земную плоть срастворил Божественным Своим Духом, чтобы и ты перстный приял в себя небесную душу" (цитир. по "Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли. Изд-е Московской духовной академии и Введенской оптиной пустыни, 2002. - 576 с."). Прп. Симеон Новый Богослов пишет: "Бог, пришедши в мир и соделавшись человеком, принес людям следующие два великих блага - соединил естество Божеское с естеством человеческим, чтобы человек соделался Богом, и в этого человека, соделавшегося Богом по благодати, таинственно вселялась Пресвятая Троица" (цитир. по тому же источнику).
Из приведенных текстов очевидно, насколько в христианстве большое значение имеет телесное начало в человеке. А раз так, то еще более очевидным является то утверждение, что плоть человеческая не должна вечно тлеть и разлагаться, как это происходит сейчас, но должен быть другой мировой порядок. В новом мировом порядке не только устранено должно быть тление, болезнь, старение и смерть, но и восстановлено все истлевшее, а значит - должно быть воскресение мертвых.
4 Прообразы будущего воскресения мертвых
Прообразами будущего воскресения мертвых можно считать отдельные случаи воскрешения, описанные в Св.Писании и Предании Церкви.
В Ветхом Завете это воскрешение сына сарептской вдовы пророком Илией (3 Цар. 17: 17-24), воскрешение сына сономитянки пророком Елисеем (4 Цар. 4: 32-37), воскрешение покойника от костей пророка Елисея (4 Цар. 13: 21).
В Новом Завете это воскрешение Иисусом Христом сына вдовы наинской (Лк. 7: 11-16), воскрешение Спасителем дочери Иаира (Лк. 8: 41-56), и особенно воскрешение Лазаря (Ин. 11: 1-45), который уже четыре дня был мертв и подвергся разложению. Кроме того, это воскрешение апостолом Петром Тавифы (Деян. 9: 37-43) и апостолом Павлом юноши Евтиха (Деян. 20: 9-12).
О загадочном, многочисленном воскресении праведников, непосредственно совершенном силой Божией, во время распятия и воскресения Христа рассказывается в Евангелии от Матфея (Мф. 27: 52-53).
В Предании известны случаи воскрешения мертвых по молитвам святых подвижников. Кроме того, был один знаменательный и удивительный случай воскресения из мертвых семи ефесских отроков (начало 5 века по Р.Х.), совершенного силой Божией. Эти отроки пробыли мертвыми примерно 180 лет, оставаясь нетленными. Приблизительно в 250 году семеро знатных юношей христиан отказались выполнить приказ римского императора Декия поклониться идолам и ушли в пещеру, где и уснули смертным сном. Император приказал запечатать вход в пещеру камнем, но некие благочестивые христиане тайно оставили записку о юношах на оловянных досках при входе в пещеру. И вот в 5-ом веке возникла ересь неверия в воскресение мертвых, и Господь, чтоб вразумить христиан, воскресил семерых отроков. В это же самое время в результате строительных работ вход в пещеру был открыт, найдены были записи на оловянных досках, и воскресшие отроки явились благоверному императору Феодосию и остальному народу, научая их истине воскресения мертвых. Через некоторое время отроки вновь усопли, а христиане во главе с епископами почтили память святых отроков (Фомин А.В. Составитель. Воскресение мертвых. - М.: 2007. - 512 с.).
Таким образом, Господь на этих примерах научает нас будущему всеобщему воскресению мертвых.
5 Пророчества о будущем воскресении мертвых
Пророчества о воскресении мертвых содержатся как в Ветхом, так и в Новом Завете.
Так пророк Иезекииль созерцал воскресение мертвых в видении поля, усеянного костями, которые по воле Духа Божия соединились друг с другом, облеклись плотью и оживились духом (Иезек. 37). "...Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву" (Иезек. 37: 12). Иов Многострадальный, находясь в тяжких болезнях и страданиях, восклицает: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его" (Иов. 19: 25-27). Пророк Исайя говорит: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов" (Ис. 26: 19). О том, что одни воскресшие достигнут Царствия Божия и вечной жизни, а другие будут навечно осуждены, говорится в книге пророка Даниила и 2-й Маккавейской книге: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12: 2); "...Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной" (2 Мак. 7: 9).
В Новом Завете о всеобщем воскресении мертвых неоднократно говорит сам Господь наш Иисус Христос. В беседе с саддукеями Спаситель изрек: "заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф. 22: 29-32). И в Евангелии от Иоанна Христос учит народ о Своем втором пришествии, всеобщем воскресении и последующем страшном суде: "Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Ин. 5: 25-29); "Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6: 39-40); "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6: 54); "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11: 25). О воскресении мертвых говорит и апостол Павел: "Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (1 Кор. 15: 12-23); "Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас..." (2 Кор. 4: 14); "...Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут..." (1 Фес. 4: 16). Апостол учит нас, что по своему качеству тела воскресшие будут духовны и нетленны, не знающие ни болезни, ни смерти; и тела оставшихся в живых до второго пришествия Христа изменятся, преобразятся и тоже станут духовными и нетленными: "Но скажет кто-нибудь: "как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?" Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1 Кор. 15: 35-38; 42-44); "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы [живые] изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою" " (1 Кор. 15: 51-54); "[Христос] уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все" (Флп. 3: 21). В Откровении Иоанна Богослова написано, что после воскресения мертвых последует страшный суд: "Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное" (Откр. 20: 13-14).
6 Воскресение распятого Иисуса Христа,
как начало всеобщего воскресения мертвых
Началом всеобщего воскресения мертвых следует считать воскресение распятого Господа нашего Иисуса Христа и появление Его в новом нетленном, духовном теле, сияющем славой Божией. Если остальные воскрешенные или воскресшие обретались в своем обычном теле и потом снова умирали, то Христос после воскресения по Своему человечеству остался бессмертен. Именно бессмертие ожидает человека после всеобщего воскресения мертвых. Поэтому Христос, как говорит апостол Павел, "воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1 Кор. 15: 20), т.е. первый воскрес в преображенном, бессмертном теле.
"Распятый, умерщвленный Христос не остался во власти смерти; Он с победною славою исходит из врат смерти. На третий день после Его Крестной смерти, в глубокую полночь, в прекрасном и тихом саду, где находился гроб Богочеловека и слышался говор стражи и лязг ее оружия, поколебалась земля, и Христос после смертного покоя "воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1 Кор. 15: 20). Это величественное и необыкновенное событие, одних приведшее в смертельный ужас, других же поразившее такою радостною вестью, что в волнении они не могли поверить всему случившемуся и только дивились, совершилось на заре дивного весеннего дня, осветившего всю вселенную... Воскресение Иисуса Христа из гроба последовало по разрушении Им ада и состояло в том, что человеческая душа Господа Иисуса Христа воссоединилась с пречистым телом, которое покоилось в гробе, но восстало прославленным, светоносным, одухотворенным и бессмертным" (Из книги С.Д.Булгакова "Воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых и его значение в деле искупления человеческого рода". Цитир. по Фомин А.В. Составитель. Воскресение мертвых. - М.: 2007. - 512 с.)
И далее: "Факт светоносного воскресения Иисуса Христа из мертвых приковывает к себе внимание всего человечества и вызывает у последнего, с одной стороны, чувство благоговейного удивления, а с другой, - восторга и преклонения перед тайной воскресения. Причина этого обстоятельства лежит в чудесности величайшего события воскресения Иисуса Христа и в особенной важности его для христианства: все христианство, в сущности, покоится на величайшем акте воскресения Иисуса Христа, ибо, по словам св. ап. Павла: "если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор. 15: 14)" (там же).
Факт воскресения Христа служит доказательством Его Божественности, ибо Он воскрес из мертвых Своею собственной силой, воскрес, потому что как Бог обладает и распоряжается жизнью. А Божественность Христа налагает печать истинности на все Его вероучение. Как пишет свт. Филарет Московский (Слова и речи, ч. 3): "В самом деле, чудеса, которые творил Господь Иисус Христос во время земной жизни Своей над другими, даже и самое дивное из них - воскрешение мертвых, творили и пророки, хотя не с таким полномочием, как Он... Но никогда не было и нельзя представить возможным, чтобы человек воскресил самого себя: и потому самовоскресением Господа Иисуса Христа дано совершеннейшее удостоверение в том, что Он есть истинный Бог, владычествующий жизнью и смертью, и Божественный Спаситель, имеющий власть воскресить всех человеков, умерщвленных прегрешениями" (Цитир. по Фомин А.В. Составитель. Воскресение мертвых. - М.: 2007. - 512 с.).
Таким образом, истинность христианского вероучения о воскресении мертвых основано на факте самовоскресения Иисуса Христа, Спасителя нашего. Если бы Христос не воскрес, то апостолы не имели бы силы и веры идти на проповедь и созидать Церковь, не было бы христианства как мировой религии, и не было бы надежды у человечества на жизнь будущего века в Царствии Божием после всеобщего воскресения мертвых.
7 Святые отцы о воскресении мертвых
Св. отцы также говорят, что за вторым пришествием Господа будет воскресение мертвых и страшный суд Христов. Так, свт. Иоанн Златоуст (Беседы святого отца нашего Иоанна Златоуста духовно-назидательного содержания. Украинская православная церковь, Полтавская епархия, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2001) учит, что когда прийдет последний день, "тогда отверзется все небо и сойдет Единородный Сын Божий в сопровождении... тысячи и десятков тысяч ангелов и архангелов, и все будет исполнено страха и ужаса, земля разверзется, и все люди, когда-либо существовавшие, от Адама до настоящего времени, восстанут из земли и предстанут пред Богом, а Он Сам будет блистать такою славою, что солнце и луна скроют весь свет свой, который помрачится Его сиянием". И в другом месте: "Будем постоянно говорить и себе и другим: есть воскресение, и страшное судилище ожидает нас... Поэтому я прошу и умоляю: очистим себя от всякого зла и сделаем все, чтобы получить прощение и оправдание в тот день. Но, быть может, кто-нибудь скажет: да когда будет кончина, когда воскресение? Вот сколько уже прошло времени - ничего такого не случилось. Но будет, поверьте. Ведь и пред потопом тоже говорили и смеялись над Ноем, но пришел потоп и всех этих неверовавших поглотил, и только его одного веровавшего [и его семью], оставил в живых. И при Лоте не ожидали той, свыше ниспосланной казни, пока ниспавшие молнии и громы не уничтожили всех..."
Свт. Григорий Нисский говорит: "... все тела, которые по рождении уничтожило тление, будут отданы землею неповрежденными и воскреснут во мгновение ока (1 Кор. 15: 52)" (цитир. по Фомин А.В. Составитель. Воскресение мертвых. - М.: 2007. - 512 с.). Этот св.отец говорит, что рассеянный прах соединится, и земля станет плотью; каждая душа узнает свое собственное тело и снова вселится в него (там же). Воскресший человек, с телом и душою будет подвергнут страшному суду, потому что и тело и душа, как сотрудники в земной жизни, должны будут "принять общие наказания и награды. И подлинно, если при всяком деле душа и тело соединяются друг с другом, если в достижении совершенства тело трудится вместе с душою и в прегрешениях не отстает от нее, то несправедливо и неразумно влечь на судилище одно - невещественную душу" (там же).
Прп. Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры, кн. 4, гл. 27) пишет: "Мы веруем... в воскресение мертвых. Ибо будет, истинно будет воскресение мертвых. Говоря же о воскресении, мы разумеем воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное восстановление упавшего. Души же, будучи бессмертны, каким образом воскреснут? Ибо если смерть определяют, как разлучение души от тела, то воскресение есть, без сомнения, вторичное соединение души и тела и вторичное восстановление разрушившегося и павшего живого существа. Итак, то самое тело, которое истлевает и разрушается, восстанет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале составил его из праха земли, может снова воскресить его, после того как оно, по определению Творца, разрушилось и возвратилось опять в землю, из которой взято. Если же нет воскресения, то станем есть и пить (1 Кор. 15: 32) и устремимся к жизни, полной удовольствия и утех. Если нет воскресения, то чем мы отличаемся от бессловесных? Если нет воскресения, то мы должны считать счастливыми полевых зверей, проводящих беспечальную жизнь. Если нет воскресения, то нет и Бога, нет Промысла, но все управляется и движется случайно. Ибо мы видим, что вот весьма многие праведники терпят нужду и обиды и не получают никакой помощи в настоящей жизни, а грешники и неправедные изобилуют богатством и всякой роскошью. И кто здравомыслящий признал бы это делом правосудия или мудрого Промысла? Итак, будет, будет воскресение. Ибо Бог праведен и уповающим на Него бывает мздовоздаятелем. Поэтому, если бы одна только душа упражнялась в подвигах добродетели, одна бы она и увенчивалась, и если бы одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, одна бы, по справедливости, и наказывалась. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то, по справедливости, вместе они и получают воздаяние". Еще этот св.отец пишет, что воскресшее тело будет подобно телу Господа по воскресении, проходившему сквозь закрытые двери, не утомляющемуся, не нуждающемуся в пище, сне и питье. И далее пишет: "Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, которые станут бессмертными и совлекутся тления, и предстанем пред страшным Христовым судилищем. Дьявол и демоны его, и человек его, т.е. антихрист, нечестивые и грешники будут преданы в огонь вечный, не вещественный, каков у нас, но такой, какой знает один Бог. А сотворшие благая просветятся, как солнце, вместе с ангелами в жизни вечной, с Господом нашим Иисусом Христом, вечно созерцая Его и сами будучи Им созерцаемы, и наслаждаясь проистекающей от Него радостью, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков".
Свт. Филарет Московский (Дроздов) говорит: "Воскресение мертвых, которого, согласно Символу веры, мы чаем, или ожидаем, - это действие Всемогущества Божия, через которое все тела умерших людей, соединившись опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Сеется тело душевное, востает тело духовное (1 Кор. 15: 44). Подобает бо (надлежит) тленному сему облещися в нетление и мертвенному (смертному) сему облещися в безсмертие (1 Кор. 15: 53). Тело, истлевшее в земле и рассыпавшееся, воскреснет, поскольку Бог сначала из земли сотворил тело и также может возобновить рассыпавшееся в земле. Апостол Павел объясняет это подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого вырастает трава или дерево. Ты еже сееши (то, что ты сеешь), не оживет, аще не умрет (1 Кор. 15: 36). Все умершие воскреснут, а у тех, кто до времени Всеобщего Воскресения останется в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся и станут духовными и бессмертными. Вси бо не успнем (не все мы умрем), вси же изменимся, вскоре (вдруг), во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии восстанут (воскреснут), нетленни, и мы изменимся (1 Кор. 15: 51-52). Воскресение мертвых совершится в конце этого видимого мира. Этот тленный мир окончится тем, что преобразится в нетленный. Яко и сама тварь свободится от работы истления (от рабства тлению), в свободу славы чад Божиих (Рим. 8: 21). Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем (ожидаем), в нихже правда живет (обитает) (2 Пет. 3: 13.) Мир преобразится посредством огня. Нынешняя небеса и земля (содержимые) тем же словом (то есть Божиим) сокровена суть, огню блюдома (сберегаются огню) на день Суда и погибели нечестивых человек (2 Пет. 3: 7). Души умерших до Всеобщего Воскресения пребывают в таком состоянии: души праведных - во свете, покое и предначинании вечного блаженства, а души грешных - в противоположном тому состоянии. Души праведных не воспринимают тотчас по смерти полного блаженства, потому что всецелое воздаяние по делам предопределено получить всему человеку по воскресении тела и Последнем Суде Божием" (Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви). И далее этот св.отец пишет, что воскресшее тело, став духовным и бессмертным, "будет прославлено светом Божиим, подобно телу Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе" (Там же).
Из высказываний св.отцов следует, что воскреснет именно то тело, которое распалось. Так, свт. Андрей Кесарийский учит (Апокалипсис. Толкование св. Андрея Кесарийского. Изд-ние 2-е Киево-Печерской Лавры, Киев, 2002): "Всякое тело, на что разложилось, из того же самого будет составлено и отдано, было ли оно предано земле или морю...".
Какими качествами будут обладать воскрешенные тела? Мы уже упоминали, что воскресшие тела будут нетленными и духовными. Но будут ли они полноценными или воспроизведут прижизненные недостатки и увечья? Будут ли пространство и материя для них преградою? Вот что пишут св.отцы: священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский): "Но скажет кто-нибудь, как же воскреснут мертвые, в каком теле они прийдут, возможно ли, чтобы наши тела, превратившиеся в прах, снова ожили? Таковому я отвечаю: безрассудный! То, что мы сеем, не оживет, если не умрет. Так и с нашим воскресением: сеется в тление, восстает в нетлении; сеется в уничижении, а восстает во славе и в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. И это произойдет вдруг, в мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубят и мертвые воскреснут...". Этот же св.отец говорит, что люди, лишенные в этой жизни каких либо телесных органов или с больными органами, воскреснут в новых, красивых, полноценных и живых телах - "их глаза, которые теперь не могут видеть дневного света, тогда откроются, и они увидят Царя славы во всем Его величии. Их уши, не восприимчивые теперь ни для какого звука, с восторгом услышат тогда чудные хвалебные песни, коими ангельские хоры воспевают своего Господа и Бога. Их язык, который лишен теперь способности говорить, будет чувственно славословить Виновника своего бытия, их телесные органы, которые теперь парализованы и повреждены, получат новую силу и красоту. Словом, все их тело, по слову апостола, сделается не только бессмертным, но и совершенно свободным от всяких недостатков: сеется оно, говорит он, в немощи, а восстает в силе". И далее: "Таким образом, нас всех ожидает будущее воскресение, и, если мы умрем в вере и надежде, славное воскресение" (Цитир. по "Фомин А.В. Составитель. Воскресение мертвых. - М.: 2007. - 512 с."). Как пишет священномученик Андрей (князь Ухтомский), епископ Уфимский (О любви Божией на страшном суде Христовом), воскресшее тело "будет подобно телу Господа по воскресении... тело воскресшего человечества будет лишено главных свойств земных тел: непроницаемости, протяжимости и т.п., хотя будет иметь плоть и кости (Лк. 24: 39)".
8 Воскреснет то, что истлело
Св.Писание и св.отцы говорят, что воскреснут именно те тела, которые распались, но не так, что вместо воскресшего тела создано будет новое - не так. Блж. Феодорит видел подтверждение этому в словах апостола Павла: "ибо тленному сему надлежит облечься в нетление" (1 Кор. 15: 53). Попытаемся хотя бы умозрительно представить себе воскресение тел, ибо невозможно точно знать, как Бог произведет сие великое чудо. Ведь почва земли и вода морей полны останков человеческих, ветер переносит тучи пыли, мельчайшие частицы которой содержат прах человеческих тел. А некоторые тела человеческие погребены в самых труднодоступных местах и даже замурованы в камне. Частицы тел умерших и погибших содержатся в организмах живущих растений (которые взяли эти частицы корнями из земли и воды), животных и даже человека. Как же произойдет всеобщее воскресение мертвых? Но Богу все возможно. Вероятно, Господь соберет в единое целое все частицы умершего тела, все его атомы и молекулы, извлекши их из земли, воды и воздуха - из всех стихий, из организмов живущих растений и животных, и воссоединит их в сложные органические соединения, в живые тела. (Там, где атомы и молекулы будут извлечены из тел живых растений и животных, чтобы они не пострадали, Господь может заменить их химически идентичными из окружающей среды.) По Тертуллиану это настолько же возможно для Вседержителя, как возможно для обычного человека собрать по видам семена различных растений, находящихся в одной горсти. В результате такого воскресения уже не будет в мире праха человеческого. А поскольку за этим последует преображение тел и приобретение ими нетленности, то значит мир приобретет совершенство.
Но тут возникает вопрос: а как произойдет воскресение, если атомы одного усопшего человека попали в организм другого человека (который тоже потом умер) через пищу, питье или воздух? Кому из умерших возвратятся эти атомы? Не будут ли какие-то из воскресших тел из-за этого неполными? Но, во-первых, Промыслитель может не допустить попадания атомов или молекул из одного человеческого тела в другое, а во-вторых, Он может заменить недостающие атомы химически им идентичными, взяв их из неживой материи. При этом все равно удовлетворится требование нашего разума и нашего сердца, чтобы не осталось праха человеческого в новом преображенном мире, т.е. весь прах будет восстановлен в живые тела.
За этим последует другой законный вопрос: останется ли на земле прах животных, и воскреснут ли животные? На то, что вся животная тварь станет бессмертной, есть указания апостола Павла: "...тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне..." (Рим. 8: 19-22). Блж. Феофилакт Болгарский так комментирует эти слова апостола: "Желая показать, какую получим мы славу, говорит, что и сама тварь переменится к лучшему, и тем паче мы придем в лучшее состояние. Сказанное имеет такой смысл. Пророки говорят так: у них реки рукоплещут, холмы скачут, животные и чувственные предметы имеют лица. Так делает и апостол, когда говорит, что тварь имеет надежду, то есть большое ожидание, что и она переменится к лучшему и ожидает откровения славы нас, сынов Божиих. Тогда и она прославлена будет нетлением, когда и мы улучим бессмертие" ("Толкование на послание к римлянам святого апостола Павла"). И далее: "Суете, то есть тлению, тварь покорилась, то есть сделалась тленной чрез тебя, человек. Поскольку ты получил тело смертное и подверженное страданиям, то и земля произрастила терния и волчцы, и небо состарившееся имеет нужду в перемене. Каким же образом тварь сделалась тленной чрез другого? Потому что она и создана была всецело для человека. Выражение не добровольно означает, что все было попечением Божиим, а не могло состоять в воле твари... Итак, и сама тварь освобождена будет; не ты один, но и гораздо низшее тебя, не имеющее ни души, ни чувства, и это, говорю, будет участвовать с тобой в благах и не будет уже тленным, но сделается соответственным тебе. Когда тело твое стало тленным, то и тварь сделалась тленной. Так же, когда тело твое сделается нетленным, то и тварь станет нетленной" (там же). Итак, нетленной тварь станет. Но воскреснут ли мертвые животные, об этом Св.Писание не говорит. Исходя из нашего требования, что разлагающихся останков в новом совершенном мире быть не должно, можно предположить, что прах животных сгорит в огне преображения, ибо со вторым пришествием Христа мир преобразится. Одним из залогов воскресения тела человека является бессмертие его богоподобной души, которая должна вновь воссоединиться с телом, что же касается души животных, то мы, вслед за учителем Церкви Энеем Газским и святителем Лукой Крымским ('Дух, душа, тело') считаем, что неразумная душа животных смертна вместе со смертью самого животного, поэтому животные не воскреснут.
Законен и третий вопрос: а как быть с распадающимися останками растений? Будут ли истлевать опавшие деревья, листья и плоды? Нам представляется, что свойства растений в новом мире будут подобны их свойствам в Раю до грехопадения прародителей. А о райских растениях поведал нам прп. Григорий Синаит, однажды восхищенный в Рай подобно апостолу Павлу: "Едем, место, в коем Богом насаждены всякого рода благовонные растения. Он ни совершенно нетленен, ни совсем тленен. Поставленный посреде тления и нетления, он всегда и обилен плодами и цветущь цветами, и зрелыми и незрелыми. Падающие дерева и плоды зрелые превращаются в землю благовонную, не издающую запаха тления, как дерева мира сего. Это - от изобилия благодати освящения, всегда там разливающейся" (Цитир. по "Иеромонах Серафим (Роуз). Православное понимание книги Бытия"). Отсюда мы заключаем, что даже тления растений не будет в новом преображенном мире. Опавшие растения и их части, не истлевая, будут превращаться в благовонную землю.
Возникает четвертый вопрос: где на земле разместятся все воскрешенные? На это можно ответить так: преображая мир, Господь создаст для людей и прочих тварей новое небо и новую землю, о чем неоднократно возвещал через пророков и апостолов (Ис. 65: 17; 66: 22; 2 Пет. 3: 13; Откр. 21: 1, 5).
Может возникнуть еще один вопрос: где хранится информация о распавшихся телах, чтобы Вседержитель мог по ней вновь восстановить тела? Думается, что такой информационной матрицей является логос (идея) каждого тела, содержащаяся в Боге. Ибо каждой тварной вещи соответствует своя идея, свой логос, свой сущностный смысл. Все логосы (идеи) содержатся в ипостасном Логосе - в Сыне Божием, который и воскресит нас в последний день (Ин. 6: 40, 44, 54).
9 Мощи святых
Святые мощи - это телесные останки святых, частично или полностью сохранившиеся нетленными, или только костные останки их, также составляющие предмет почитания.
Еще в Ветхом Завете повествуется о том, что особо почитались кости Иосифа, которые евреи взяли с собой, уходя из Египта (Исх. 13: 19); кости святых получают прославление в книге сына Сирахова (Сир. 46: 13-15, 49: 12); через прикосновение к костным останкам умершего пророка Елисея воскресает мертвец (4 Цар. 13: 21).
Новый Завет дает особое основание для прославления мощей святых, ибо, как мы уже говорили, христианство исповедует ценность телесного начала в человеке после того, как Сам Бог воплотился, пострадал, умер и воскрес в теле, и в теле вознесся к Отцу; и тела праведных христиан стали храмами Святого Духа.
В христианстве святые люди суть основания Церкви - тела Христова. Поэтому с древних времен существует порядок, согласно которому под алтарем храма полагаются частицы мощей святых. Частицы мощей вшиты также в специальный плат - антиминс, которым покрывают престол храма. Божественная литургия совершается на престоле, поверх расстеленного антиминса, и без него совершаться не может (Иеромонах Серафим (Параманов). О почитании святых мощей, М., 2004).
Ценность телесного начала в христианстве является теоретическим основанием того, что именно в христианстве известно так много случаев нетления мощей святых, случаев мироточения мощей и исцеления от них верующих. От случаев естественной консервации тела мощи святых отличаются тем, что могут благоухать, источать миро, а также чудотворить.
Вот как пишет прп. Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры, кн. 4): "Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается (в этом)! Ибо, если по воле Божией, истекла в пустыне вода из крепкой и твердой скалы, а для жаждущего Самсона - из челюсти ослиной, то ужели невероятно, что из мученических мощей истекает благовонное миро? Никоим образом, - по крайней мере, для тех, которые знают могущество Божие и то, какой чести удостаивает Он святых". И далее:"По закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него. Да и как может чудодействовать мертвое тело? Каким образом через них изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозревают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всяко даяние благо от Отца светов (Иак. 1, 17) через них нисходит на тех, которые просят с несомненною верою? Сколь много нужно было бы тебе потрудиться, чтобы найти покровителя, который представил бы тебя смертному царю и замолвил бы пред ним слово за тебя? Поэтому ужели не должно почитать предстателей всего рода человеческого, которые приносят Богу свои молитвы за нас? Конечно, должно почитать, воздвигая Богу храмы во имя их, принося дары, почитая дни памяти их и веселясь (тогда) духовно, чтобы веселье это было соответственно тем, которые созывают (нас) и чтобы, стремясь угождать (им) мы вместо того не прогневали их. Ибо то, чем (люди) угождают Богу, приятно также и угодникам Его, а что оскорбляет Бога, тем оскорбляются и соратники Его. Будем же мы, верующие, воздавать почитание святым псалмами, гимнами и песнями духовными, сокрушением сердца и милосердием к нуждающимся, что более всего благоугодно и Богу".
А прп. Иустин Попович учит (Мощи святых): "...материя сотворена Богом Логосом, и тем самым она богоцентрична. Своим пришествием в наш земной мир и своим целокупным богочеловеческим домостроительством спасения мира Господь Христос наглядно показал, что не только душа, но и материя сотворена Богом и для Бога; показал, что есть Богочеловек. Ведь сотворенная Богом Логосом материя всем своим внутренним нервом - богостремительна и христоцентрична". И далее: "Очевидным доказательством этого является то, что Бог-Слово стал плотью, вочеловечился (Ин. 1:14). Тем самым материя была удостоена божественного величия и вошла в благодатно-добродетельный подвиг обогочеловечения, охристовления. Бог стал плотью, вочеловечился, чтобы, став человеком, все тело приняло в себя Бога, исполнилось Его чудотворных сил и мощи. С Богочеловеком Господом Христом, с Его телом вся материя направилась Христовым путем: путем обогочеловечивания, преображения, освящения, воскресения, вознесения к надхерувимской славе и вечности. И все это бывает, и все это сбывается через богочеловеческое тело церкви, которая и есть Богочеловек Христос во всецелой полноте своей богочеловеческой личности, полноте "Наполняющего все во всем" (Еф. 1:23). Этой богочеловеческой своей жизнью в церкви тело как материя, как вещество освящается Духом Святым и тем самым отроичивается Пресвятой Троицей. Так материя постигает свой высший божественный смысл и цель, свое вечное блаженство и свою богочеловеческую бессмертную радость". И далее: "Святость святых, святость их души и их тела имеет своим источником их ревностную благодатно-добродетельную жизнь в богочеловеческом теле Церкви Христовой. Таким образом, святость охватывает всю целокупную личность человека: всю душу и тело, все, что входит в таинственное устройство человеческого существа. Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело, у святых святы и душа и тело. И мы, благочестиво почитая святых, почитаем их целокупную личность, не разделяя их при этом на святую душу и святое тело. Отсюда и благочестивое почитание мощей святых - естественная составная часть благочестивого почитания и молитвенного призывания святых. Все это составляет единый неделимый подвиг, так же, как душа и тело составляют единую неделимую личность святого. За время своей жизни на земле святой непрестанным и согласным благодатно-добродетельным сотрудничеством души и тела своего достигает святости своей личности, наполняет благодатью Святого Духа и душу, и тело и так претворяет их в сосуды святых тайн и святых добродетелей. Поэтому вполне естественно воздавать благочестивое почитание и тому и другому сосуду Божией благодати. Ведь благодатная сила Христова проницает, облагодатствует все составные части человеческой личности и всю личность как целое. Непрестанными евангельскими подвигами святые постепенно исполняются Духа Святого, так что и святые тела их становятся храмами Святого Духа (1 Кор. 6, 19; 3, 17)".
В Киево-Печерской Лавре (Святыни Киево-Печерской Лавры. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев, 2007; Пещеры Киево-Печерской Лавры. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев, 2006.) хранятся десятки мощей святых, как обычных костных останков, так и нетленные мощи с частично сохранившимся телом. Причем тление останков вплоть до костей или, наоборот, нетление происходило в одинаковых условиях пещер. Нетленные мощи источают благоухание и подают исцеления верующим. Некоторые мощи мироточат, например в Дальних Пещерах Лавры хранятся мироточивые главы, которые, будучи сухи и непокрыты кожей, сверхъестественным образом источают благоухающее миро. Состав мира не одинаков и мироточение не одновременное. С верой помазующиеся этим миром получают исцеление от болезней. Безбожная наука пыталась исследовать феномен нетленности мощей в 1967-68, 1978-79, 1982, 1988-90 гг. Но оказалось, что значительные изменения суточной температуры в пещерах 7-9 ?С и большая относительная влажность 79-99 % крайне неблагоприятны для сохранности органических веществ, так что сохранность мощей нельзя объяснить естественными причинами. Кроме того, оказалось, что мощи обладают бактерицидными свойствами и очищают окружающий воздух. Тем более наука не смогла объяснить феномен мироточения. Она лишь констатировала факт, что миро является высокоочищенным маслом неизвестного происхождения, в котором в различной концентрации содержится белок, свойственный только живому организму. В истории Киево-Печерской Лавры известны случаи, когда сверхъестественное мироточение происходило прямо на глазах пораженных этим событием людей.
Таким образом, можно сказать, что на примере останков святых Господь показывает победу над телесной смертью и разложением. Мощи святых предваряют всеобщее воскресение мертвых и вечную жизнь в нетленном теле. В теле и мощах святых материя "обогочеловечивается" Христом, "освящается Духом Святым и отроичивается Пресвятой Троицей".
10 Страшный суд
Согласно христианскому вероучению, за вторым пришествием Господа последует всеобщее воскресение мертвых, а затем страшный суд Христов. Эти великие события будут иметь непосредственную смысловую связь. Мы уже приводили цитаты из Св.Писания и св.отцов о страшном суде, и нет смысла их повторять. Приведем лишь высказывание прп. Ефрема Сирина (Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие Антихристово): "... Придет, наконец, по сказанному, Господь подобно молнии, блещущей с неба; придет Святой, пречистый, страшный и славный Бог наш, с несравненной славой, в предшествии Его славе чинов ангельских и архангельских; все же они - пламень огненный, и река в страшном клокотании полна огня. Херувимы с поникшими долу очами и серафимы, летающие и закрывающие лица и ноги крылами огненными, и с трепетом взывающие: "Восстаньте, почившие, се пришел Жених!" Отверзутся же гробы, и во мгновение ока пробудятся все колена и воззрят на святую лепоту Жениха; и тьмы тем и тысячи тысяч ангелов и архангелов, бесчисленные воинства, возрадуются великой радостью; святые и праведные... возвеселятся. Мучитель со всеми демонами, связанный ангелами, также... все нечестивые и грешники, связанные, будут приведены пред судилище. И Царь даст на них приговор вечного осуждения в огнь неугасимый..." (цитир. по "Учение Священного Писания и отцов Православной Церкви об Антихристе. М.: Благо, 2003").
На страшном суде человек с душою и телом получит воздаяние за все, совершенное им в земной жизни. Как учили свт. Григорий Нисский и прп. Иоанн Дамаскин (о чем выше говорилось), и тело и душа человека должны будут принять награду или наказание за прижизненные дела, ибо тело и душа в земной жизни были сотрудниками. Так осуществится правосудие Божие.
Смерть физическая, смерть первая, возникшая от злоупотребления человеком свободой, будет побеждена Господом, и мир восстановит совершенство. Но всемогущий Бог не отменит свободный выбор человека, не нарушит человеческую свободу. И те из людей, которые останутся нераскаянными грешниками, кто свободно не примет Бога, не найдут своего места в новом совершенном мире. Их будет ждать избранная ими самими смерть вторая - вечное мучение в аду.
11 Учение Н.Ф.Федорова
Нельзя не упомянуть возникшее на христианской основе учение о воскрешении мертвых Н.Ф.Федорова - гениального русского мыслителя, человека, который остро чувствовал несправедливость смерти отцов, ибо отцам дети обязаны всей своей жизнью. Вот что он писал: "Вопросы о родстве и смерти находятся в теснейшей связи между собой; пока смерть не коснулась существ, с которыми мы сознаем свое родство, до тех пор она не обращает на себя нашего внимания, остается для нас безразличною; а с другой стороны, только смерть, лишая нас существ, нам близких, заставляет нас давать наибольшую оценку родству, и чем глубже сознание утрат, тем сильнее стремление к оживлению; смерть, приводящая к сознанию сиротства, одиночества, к скорби об утраченном, есть наказание за равнодушие..." (цитир. по И.А.Мусский. Сто великих мыслителей. - М.: Вече, 2000. - 688 с.) Николай Федорович Федоров понимал христианство, как религию воскрешения: "Христос есть воскреситель, и христианство, как истинная религия, есть воскрешение. Определение христианства воскрешением есть определение точное и полное" (там же).
Такое определение нельзя назвать ортодоксальным христианством, потому что за этим стоит нечто иное: не воскресение мертвых в новом духовном теле непосредственною силою Сына Божия при Его втором пришествии и последующий страшный суд Христов, но воскрешение всех ушедших поколений средствами науки, разумом человека, и достижение живыми бессмертия, эволюционное преображение мира в Царствие Божие. Мыслитель считал, что Божественные предначертания будут исполнены через разум и действия человека. Гибель нынешнего мира, по его мнению, не является неизбежной, ее можно и нужно предотвратить. Воскрешенные предки, по замыслу Федорова, будут заселять Солнечную систему. Федоров считал главным врагом человечества смерть, а не грех, как утверждает христианство. Христианское вероучение предполагает загробное существование души после смерти тела до момента всеобщего воскресения. У Федорова же практически не проработан вопрос о загробном существовании души. Идея Федорова о воскрешении мертвых силою человека утопическая и дерзновенная. Утопическая, потому что ее исполнение намного сложнее и труднее возможностей современной науки. Дерзновенная, даже можно сказать дерзкая, потому что как бы отменяет Божие установление смерти как следствия грехопадения, следствия, непреодолимого человеческими силами; отменяет обещание Христа воскресить мертвых Своею Божественною силою. Не соглашаясь с учением Н.Ф.Федорова, мы с уважением относимся к памяти этого оригинального мыслителя и высоконравственного человека. Но мы не можем уповать на воскрешение мертвых силою человеческой науки, ибо считаем, что всеобщее воскресение мертвых возможно лишь по непосредственному действию силы Божией.
12 Атеистическое учение о смерти
Марксистско-ленинская атеистическая философия (Философский энциклопедический словарь, 2-е изд., М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с) не признает душу, как особую нематериальную субстанцию, независимую от тела, но считает ее лишь психикой человека и его внутренним миром. Эта философия утверждает, что "смерть - естественный конец всякого живого существа"; "в марксистской философии конечность индивида рассматривается как диалектический момент существования человечества, восходящего в своем поступательном развитии к более совершенным общественным формам выявления "сущностных сил" человека... Для марксистской философии трагизм смерти снимается именно тем, что индивид как носитель всеобщего остается жить в роде... Марксизм-ленинизм - философия оптимистическая: человек и после смерти остается жить в результатах своего творчества" (там же). Не обходится атеизм и без критики религии (в частности христианства): "Само стремление связать бытие личности с миром трансцендентным, с богом, марксистская философия объясняет как раз отрывом личности от общественного целого, к которому она принадлежала до того, и к попыткам заменить реальный общественно-родовой смысл ее бытия смыслом иллюзорным" (там же). И в другом источнике (Настольная книга атеиста, 7-е изд., М.: Издательство политической литературы, 1983. - 448 с.) говорится: "Религиозной вере атеизм противопоставляет не безверие, а глубокую убежденность в творческих способностях человечества, веру в возможность построения прекрасного общества на земле"; "индивидуальное бессмертие есть иллюзия, ...бессмертие может быть только социальным".
Отсюда видно, что марксистско-ленинский атеизм не решает проблему индивидуальной смерти, но прикрывает ее тезисом о социальном бессмертии, о том, что человек живет в своем творчестве и в своих потомках. Но как слабо это "утешение"! Существование смерти и праха многочисленных поколений, истлевающего в земле, оправдывается диалектикой. Но как иллюзорно, по-настоящему иллюзорно это "оправдание"! Смерть и разложение реальны, и по сравнению с ними диалектика - всего лишь игра немощного ума человеческого...
Но воскресение мертвых и будущее бессмертие действительно разрешают противоречие нашей жизни - смерть. Дают надежду на справедливое воздаяние праведникам и грешникам по окончании их земной жизни.
Впрочем, как бы атеизм и материализм ни критиковали христианство, но многое они у христианства позаимствовали, например почитание мощей святых. Идейный социализм и коммунизм можно назвать псевдорелигией со своей системой веры и своими священными образами: так подменяются мощи святых мумиями вождей, хотя, с последовательно материалистической позиции невозможно объяснить поклонение трупу вождя.
13 Некоторые восточные учения о смерти
Речь пойдет о тех восточных религиозно-философских учениях, в которых проповедуется переселение душ в разные тела. Что же получается? Душа, многократно воплощаясь, оставляет после себя ряд разлагающихся тел, массу человеческих останков. И нет никакого будущего телесного воскресения, ничего, что преобразовало бы этот прах. Даже если и кремировать эти останки, все равно невозможно полностью избежать вида смерти и разложения. Можно ли после этого согласиться, что такой порядок Божественен и совершенен? Никак! Ибо не решается проблема тления и разложения. Ум человеческий и сердце протестуют против такого мира, ибо такой мир подразумевает либо несовершенство стоящего за ним Бога, либо Его отсутствие.
Правда, в некое оправдание буддизма, например, можно сказать, что проблема существования останков смягчается буддистским воззрением на мир, как на бытие иллюзорное. Останки не менее иллюзорны, чем иллюзорен весь остальной мир в буддизме... Впрочем, стоя у раскрытой могилы и вдыхая запах тления, никак не согласишься с иллюзорностью смерти и разложения.
Итак, восточные учения с их переселением душ не могут удовлетворить взыскательный ум и сердце, ищущих отражения Божественного совершенства в мире. Божественное совершенство подразумевает победу над телесной смертью и воскресение тела.
Можно даже высказать предположение, что учение о переселении души в разные тела - это искаженная истина о воскресении мертвых. Как в воскресении мертвых душа возвращается в тело, так и при переселении души она возвращается в тело. Только в воскресении она возвращается в то же тело, хотя и преображенное, а при переселении - в новое; только воскресение будет сотворено силою Всевышнего, а переселение - по закону кармы; только воскресение будет единым актом для всех почивших, а переселение многократно и случается с каждым в отдельное время; только воскресение подразумевает преображение тела и получение им нетленности и бессмертия, а переселение оставляет нас в тех же тленных и смертных телах, ибо не только человек, но даже боги и демоны в буддизме не вечны.
Заключение
Настал момент подвести итог и ответить на вынесенный в заголовок вопрос: есть ли у нас надежда против смерти и тления? Мы отвечаем: да, такая надежда есть! Ее нам дарит христианское вероучение о втором пришествии Христа и всеобщем воскресении мертвых. Только воскресение мертвых избавит мир от множества тлеющих останков человеческих, от вида смерти и разложения. Тела живых и воскресших станут духовны и нетленны, и человечество предстанет на страшный суд Христов. И тогда праведные наследуют радость и жизнь вечную, а нераскаянные грешники - вечные мучения.
Ни атеизм, ни восточные религии с их переселением душ не решают проблему человеческих останков. Мир атеизма есть мир без Бога, в котором не решается проблема индивидуальной смерти, а мир восточных религий либо не знает Бога, либо есть мир с Богом несовершенным, не всемогущим, не благим, не премудрым, который позволяет телам наших родных и близких обезображиваться смертью и разлагаться у нас на глазах.
Но Христос победил смерть телесную, и мы веруем в Бога совершенного, всеблагого, премудрого и всемогущего, дающего нам жизнь вечную в Царствии Своем, и веруем во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, который в последний день воскресит всех нас: "Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр. 22: 20).
Август 2008 г.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"