|
|
||
Что означает тоска человеческого духа по бесконечности, по бесконечному совершенству, бесконечной жизни, бесконечной любви? Есть ли для этого объективное основание? Могла ли материальная природа вложить в человека это стремление к бесконечности? |
Рано или поздно человеку может стать очевидной мысль, что весь материальный мир с его неопровержимой реальностью является реальным лишь настолько, насколько человеческий дух осознает его таковым. Материальное ощущается, воспринимается и познается реальным лишь через нематериальный дух человеческий. И этот свой, родной человеку дух, который нематериален, и его мысль, нематериальная, невидимая, являются вполне реальными, даже, может быть более реальными, чем вся внешняя для человека материя. И отсюда может быть признана высшая ценность человеческого духа, души человеческой, по сравнению со всем внешним материальным миром, ибо, как учил Христос: "...какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф. 16: 26).
В мире видимых вещей человек ориентируется благодаря своему духу, своим мыслям, чувствам, совести. И этот дух во всем своем опыте тянется к бесконечности, к бесконечности в знании, в жизни, в любви... Он желает преодолеть временность, конечность, ограниченность. Как пишет преподобный Иустин Попович: "В конце концов, во всех культурах и цивилизациях все муки человеческого духа сливаются в единое гигантское усилие: преодолеть смерть и смертность и обеспечить бессмертие и жизнь вечную, обеспечить любой ценой". Но откуда тогда это стремление духа человеческого "к бесконечности во всех направлениях"? Ведь не слабые же люди выразили ясно это стремление, не те, кому это можно навязать извне, но вполне глубокие и самостоятельные мыслители. Вопрос бесконечности и стремления к ней у самостоятельных мыслителей разработан до самой сложнейшей проблематики...
Все это говорит в пользу того, что в самой природе духа человеческого заложено стремление к бесконечности. Прп. Иустин Попович пишет: "Природа самого познания тянется к бесконечному знанию, природа самого ощущения тянется к бесконечности ощущения, природа самой жизни тянется к бесконечной жизни. Весь дух человеческий и через познание, и через ощущение, и через волю, и через жизнь желает быть бесконечным, а значит бессмертным. Жажда бесконечности, жажда бессмертия - исконная, метафизическая жажда духа человеческого. Она гнала дух человеческий к бесконечности, к бессмертию через разнообразные религии, философии, науки, муки и подвиги". Могла ли материальная природа вложить в человека это стремление к бесконечности? Природа изменчивая, ограниченная, не имеющая ни в чем такого стремления? Может быть, кому-нибудь покажется, что стремление к жизни, заложенное в природе - вот откуда могла быть заимствована идея бесконечности; например, когда зеленый росток упорно прорастает из сломанного ствола, наперекор смерти дерева, или из молодого пня. Но нужно заметить, что эта сила жизни ростка проявляется лишь в дереве, полном еще сил, но очень старые пни уже не прорастают, их жизненная сила исчерпана. Так что природа не демонстрирует вечной жизни в смысле вечности индивидуальной, но показывает лишь долговечность жизни родовой, реализуемой через смерть и смену поколений. В то же время человек стремится к вечности индивидуальной, к вечной жизни своей личности. И это стремление не могло быть подсказано человеку его материальным ограниченным телом, стареющим, болеющим и умирающим. Это стремление имеет исток внутри духа человеческого. Это стремление - в сущности самого духа человеческого.
Преподобный Иустин (Попович)
Взято с сайта: http://www.pravoslavie.ru/put/32597.htm
Созданный по образу Божиему, человек обнаруживает это стремление к бесконечности. Прп. Иустин Попович пишет: "Для боголикой души [духа] естественно тянуться к Богу как своему оригиналу. Это не априорное заключение, а совершенно апостериорное, так как всецелый опыт рода человеческого свидетельствует об этой мощной и таинственной тяге духа человеческого к бесконечности, к бессмертию, к вечной жизни, на этом или на том свете. Если, опираясь на всецелый опыт рода человеческого, мы сведем человека к его основным праэлементам, то наверняка обнаружим эту тягу к бессмертию как самый основной праэлемент, на котором покоится и благодаря которому онтологически может состояться человек. Создав человека по образу Своему, Бог тем самым разлил по его существу тягу к божественной бесконечности жизни, к божественной бесконечности познания, к божественной бесконечности совершенства. Поэтому эта алчущая тяга существа человеческого не может полностью удовлетвориться и насытиться ничем, кроме Бога. Объявляя божественное совершенство главной целью человеческого существования в мире, Господь Христос ответил на основное желание и потребность боголикого и богоустремленного человеческого существа...": "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5: 48). Т.е. цель человеческой жизни - Бог со всеми Своими божественными совершенствами.
Остановимся пока здесь на мысли, что дух человека стремится к бесконечному совершенству. Философски-богословская мысль Западной Церкви в свое время сформулировала так называемый онтологический аргумент в пользу бытия Божия, который на Западе впервые высказал схоласт Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.), канонизированный Католической Церковью. Основная логика этого аргумента такова: если в нашем сознании есть понятие о Существе всесовершенном, то такое Существо и должно существовать, поскольку, не имея признака Своего бытия, Оно не было бы всесовершенным. Или, иначе понимая, всесовершенное Существо обязательно должно даровать человеку понятие о Себе, признак Своего бытия. Но встает вопрос: может ли понятие о всесовершенном Существе родиться в сознании человека от каких-то мирских источников, не от Самого Бога? По мнению Ансельма, идея Бога как Существа всесовершенного и вечного не могла произойти ни от впечатлений внешнего мира, ни как результат чисто мыслительной деятельности человека. Значит, источник этой идеи принадлежит Самому Богу.
Выдающийся ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.) добавил к этому аргументу довод о том, что Бог должен существовать, поскольку в понятии о Нем не содержится внутренних противоречий. Так логически, схоластически двигалась западная мысль.
Для автора же ближе и сердцу и уму рассуждения прп. Иустина Поповича, через которого можно рассматривать онтологический аргумент по-восточному, по-православному. Через сокровищницу мысли Восточной Православной Церкви, мысли, проявляющейся через ее святых сыновей.
Ансельм Кентерберийский
Взято с сайта: http://anthropology.rchgi.spb.ru/anselm/anselm_b.htm
Сущность онтологического аргумента скорее в стремлении духа человеческого к совершенству, к беспредельному совершенству, жажда Бога, не удовлетворяемая ничем и никем, но только Самим Богом. Значит, Бог должен существовать. Более того, как сейчас мы увидим, этот Бог должен существовать так, что возможен синтез Божиего и человеческого.
Человек не только стремится к Богу, но и сам боголик; боголикость есть сущность человеческого существа. Человек изначально был боголик, но, согрешив, отпал от Бога. Он восстал против боголикости своего собственного существа, оставил Бога и устремился к материи внешнего мира, к своему преимущественно плотскому существованию, к ценностям земным, к светскому гуманизму. Но даже в светском гуманизме проявляет свое действие образ Божий в человеке. Это выражено в стремлении к бесконечному прогрессу (в земном, техническом, социальном смысле), к тому же бесконечному знанию (хотя и знанию без Бога), к бесконечному совершенствованию (хотя и совершенствованию без Бога) и даже к бесконечному существованию - в своих детях, делах, творчестве, в памяти потомков. В этой гуманистической ностальгии по бесконечному человек на самом деле вопиет о Богочеловеке, о Боге в себе, в своем существе. Поэтому появление Богочеловека Христа в этом мире естественно, логично, необходимо. Как пишет прп. Иустин Попович: "Ведь только Богочеловек полностью отстраняет все муки духа человеческого, болеющего и обезбоженного гуманизмом. Он единый утоляет всю жажду боголикого существа человеческого: и жажду бесконечной жизни, и жажду бесконечной правды, и жажду бесконечной истины, и жажду бесконечного добра, и жажду вообще всех божественных бесконечностей. Самые существенные онтологические желания и потребности человеческого существа раз и навсегда получают свое удовлетворение только в одном - в личности Богочеловека Христа. Ибо на все желания и потребности человеческого духа, которые относятся к миру горнему, Богочеловек отвечает Богом по-человечески, а на все желания и потребности духа человеческого, которые относятся к миру около человека и под ним, Он отвечает человеком по-Божиему. Богочеловек освобождает потенциал богочеловечества в человеческом существе, связанный тиранией богоборческого гуманизма, и дает людям силу реализовать себя в своей бессмертной полноте. Человек, ведомый Богочеловеком, все измеряет Богом и в этом загадочном мире живет Богом; таким образом он достигает идеального совершенства и представляет собою идеальный синтез Божиего и человеческого, духовного и материального, посюстороннего и потустороннего".
Богочеловек Иисус Христос самым совершенным, точным, логическим и естественным образом решил проблему Бога и человека тем, что реально показал в Себе и Бога и человека: Бога, как абсолютную Истину, абсолютное Добро и абсолютную Любовь, а также абсолютную Справедливость; человека, как безгрешного человека, бессмертного и совершенного. Когда Христос вопросил Своих врагов: "Кто из вас обличит Меня в неправде?" (Ин. 8: 46), то никто не посмел осудить Его, никто не мог указать Ему на Его грех, ибо не было греха в Нем. Воплощением Бога Слова в человеческой природе вошла в человечество Божественная Премудрость, Божественный Ум: "...и Слово было Бог" (Ин. 1: 1), "И Слово стало плотию" (Ин. 1: 14). Христос показал в Себе синтез Божиего и человеческого, сверхъестественного и естественного, идеального и реального, в Нем сохранена гармония божественного и человеческого, автономия Бога и автономия человека. Только Христос мог о Себе искренне и точно сказать: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14: 6). И если вернуться к сущности нашего вопроса о жажде бесконечности - бесконечной жизни и бесконечного совершенства, то именно Богочеловек решил эту проблему, и только Он. Больше никто в истории существования человечества не умер и не воскрес после этого для вечной жизни в преображенном бессмертном теле. Только Христос - реальный владыка смерти. Только Он мог по праву сказать: "Я есмь воскресение и жизнь" (Ин. 11: 25).
Если бы Христос был не воплощенный Бог, то имел ли Он право говорить о Себе такие слова? Нет, не имел! Ведь никто из мировых Пророков Божиих и Учителей человечества никогда не говорил о себе таких слов, ибо они осознавали, что Бог бесконечно совершеннее их, что они - ограниченные люди, у которых есть свои грехи, свои недостатки. Но Христос, Который хотя и говорил, что Бог Отец более Него, Сына, тем не менее говорил и то, что Он - Христос - "от начала Сущий" (Ин. 8: 25), но ведь только Бог учил о Себе, говоря: "Я есмь Сущий" (Исх. 3: 14). Христос говорил: "Я и Отец - одно" (Ин. 10: 30), но таких слов о себе не говорил ни один из пророков Божиих. Они лишь свидетельствовали о себе, что посланы Богом, но никак не составляют с Богом единства, единосущия. И они признавали свои грехи, каялись в них, но никто не смел прямо вопрошать людей, более того, своих врагов: "Кто из вас обличит Меня в неправде?". Может быть среди Учителей человечества особняком стоит Будда, который тоже не ведал за собой изъяна, но Будда не верил в существование единого бессмертного Бога и, по крайней мере, не отрицал своей телесной смертности. Более того, Будда состарился и телесно умер, и его тело было кремировано, и пепел хранился или до сих пор хранится в буддистских ступах, а гроб Христов пуст, тело Христа воскрешено, соединено с Богом и находится одесную небесного Отца...
Если бы Христос не был воплощенным Богом, то сохранился бы бесконечный разрыв между Богом и человеком, бесконечная пропасть между Творцом и тварью. Ибо Бог - бесконечен, бессмертен и всесовершенен, а человек конечен, ограничен, смертен и имеет недостатки, а между бесконечностью и конечной величиной - бесконечная разница. Но именно Богочеловек Христос соединяет бесконечного Творца с конечной тварью. Если бы Христос не был воплощенным Богом, то у человека, образа Божия, не было бы надежды стать Божиим подобием, стать богом по благодати - достичь обожения. Ведь тогда человек смог лишь немного стать лучше, немного добрее и праведнее, оставаясь по сути конечной величиной в своем совершенстве, а значит, по-прежнему, бесконечно отстоя от бесконечно совершенного Бога, не достигая обожения, бытия Божия по благодати.
Вот каков, дорогой читатель, онтологический аргумент в пользу бытия Божия, более того, в пользу Богочеловека Иисуса Христа. Решайте сами: принимает ваша душа этот аргумент или нет? Думайте: что означает тоска вашего духа по бесконечности, по бесконечному совершенству? Есть ли для этого объективное основание?
1 Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти. - 2-е изд., испр. - Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2005. - 288 с.
2 Чернышев. В.М. Религиоведение. Под ред. проф. Матвеева А.А. Киев: Общество любителей православной литературы, изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2009. - 336 с.
Январь 2011 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"