|
|
||
В настоящей статье предложен краткий анализ материала замечательной книги митрополита Макария (Оксиюка) "Эсхатология св. Григория Нисского". Статья предназначена для всех, интересующихся судьбой человека после индивидуальной смерти и судьбами человечества в конце мира. Обсуждаются мнения Оригена и св. Григория Нисского о возможности всеобщего спасения грешников и падших ангелов (апокатастасиса). Автор акцентирует вопрос: раскрыта ли Богом тайна воздаяния? |
Введение
Идея апокатастасиса обладает большой привлекательностью, ведь на первый взгляд представляется, что при всеобщем спасении наиболее полно проявляется Божия благость, Божия любовь к человеку и к ангелу. А также Божия справедливость, ибо не должно твари подвергаться вечным мучениям за временные прегрешения. Так хочется думать.
Но с другой стороны, мы не можем полагать, что большинство противников апокатастасиса, среди которых выдающиеся св. отцы, подвижники и богословы, не понимали и не чувствовали этих аргументов в пользу Божией благости и правды. И тем не менее, они отвергли идею всеобщего спасения отпавшей от Бога твари.
Значит, проблема требует размышления.
Казалось бы, Священное Писание однозначно указывает на разрешение проблемы. Ведь большинство библейских текстов говорит о вечных мучениях в геенне не покаявшихся грешников. Есть и прямые указания на вечность мучений падших ангелов. Именно так это и понимают большинство св.отцов, и эта идея фактически является учением Церкви. Всеобщее спасение грешников и падших ангелов не принято Церковью, более того, в понимании апокатастасиса по Оригену - предано анафеме. А в понимании апокатастасиса по св. Григорию Нисскому - рассматривается, как частное, ошибочное мнение. Но неужели святитель Нисский, этот глубокий мыслитель, один из немногих авторитетных толкователей таинственной книги "Песнь Песней" и книги "Екклезиаста", тот, кто глубоко и проникновенно говорил о "божественном мраке", автор признанных трудов по толкованию Шестоднева (о сотворении мира и человека), по защите догмата Пресвятой Троицы, неужели этот великий святой муж так наивно заблуждался? И не понимал сути Писания?
Трудно согласиться с подобными предположениями. Заблуждение св. Григория (если это заблуждение) имеет слишком серьезное основание, чтобы легкомысленно от него отмахиваться. Тексты Писания не случайно предполагают возможность увидеть в них надежду на всеобщее спасение, чтобы сей вопрос либо оставался предметом веры в учение Церкви, давая пищу благочестивому размышлению (не греша против евангельского смирения, против заповеди "нищеты духом"), либо стал камнем преткновения для возгордившихся своим умом.
Ведь Господь не открывает нам будущее в полной мере, ибо не навязывает его, не создает фатальной предопределенности, но сохраняет нашу свободу и надежду. Кроме нас действующей фигурой является главный падший ангел, который тоже не должен в полной мере знать то, на что власть имеется только у Творца, Промыслителя, Судьи. Как говорит святитель Ипполит Римский, рассуждая о неоднозначном понимании пророческих текстов, что такая неоднозначность допущена по промыслу Святого Духа "с той целью, чтобы дьявол не уразумел всего изреченного пророками в приточной форме и, опутавши человека своими кознями, снова, во второй раз не убил его" (Святой Ипполит, епископ Римский. О Христе и антихристе. СПб.: Библиополис, 2008. - 400 с. В "Толкования на книгу пророка Даниила"). Таким образом, сфера человеческой свободы и свободы ангелов основана на некотором поле неопределенности, когда ни человек, ни ангел не в состоянии точно знать грядущее, знать свою судьбу и судьбу мира. Нам даны лишь спасительные ориентиры - Священное Писание и Предание: мнения св.отцов, учение Церкви - чтобы мы не запутались и не погибли. Остальное - наша свобода. Но и наша ответственность.
1 Критика взглядов Оригена
Нет основания соглашаться с мнением Оригена о предсуществовании душ. Об этом никак не сказано в Священном Писании. Более того, творение Богом человека показывает, что его тело и душа были созданы в едином творческом акте: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2: 7).
Нельзя согласиться с Оригеном в том, что Второе пришествие Христа будет не чувственно-созерцаемым, но чисто духовным; по его мнению, Христа все увидят не телесными очами, а духовными. Ведь Священное Писание прямо говорит о физическом пришествии Христа, Которого все увидят телесными очами - так, как видят молнию на небесах (Мф. 24: 27; Лк. 17: 24).
Нельзя полагать, как Ориген, что Всеобщий суд совершится только духовным образом через откровение Христа в душе человека. Прямо сказано, что суд будет проходить и в мире физическом, ибо Христос воскрес и живет во плоти.
Оба последних представления Оригена о чисто духовном характере пришествия Христа и духовном характере суда непосредственно связаны с чисто духовной природой воскресших тел, как это представлял себе Ориген. Однако мы должны не забывать, что в последние мировые события материя полностью не упразднится, но преобразится и одухотворится, оставшись материей. Ибо будет не только новое небо, но и новая земля (2 Пет. 3: 13).
Представления Оригена о существовании целого ряда последующих миров представляется неприемлемым. Такое предположение приводит к негативным следствиям: умаляется значение Всеобщего страшного суда Христова и значение жизни будущего века, которая наступит после этого суда; кроме того, возникает возможность многократного вселения души в тела в разных мирах, чем умаляется уникальность личности человека, состоящего из индивидуальной души и индивидуального тела. Напрасно Ориген искал основания для гипотезы о смене ряда миров в Священном Писании, ибо весь дух Писания говорит о нынешнем мире до суда и будущем вечном мире после суда. Пророк Исайя говорил не о многих будущих веках, но о новом небе и новой земле будущего вечного мира: "...новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь..." (Ис. 66: 22), что подтверждает и апостол Петр (2 Пет. 3: 13). Апостол Павел говорил о грядущих веках только в смысле вечности будущего нового мира после суда: "...дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе" (Еф. 2: 7). И в словах Екклезиаста нельзя, как думал Ориген, видеть указания на прошлые миры: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас" (Еккл. 1: 9-10). Тут лишь говорится о цикличности и повторяемости многих событий сего мира.
А теперь подойдем к вопросу об апокатастасисе. Первой предпосылкой апокатастасиса является очистительный характер адских мучений. Выделенные Климентом Александрийским и Оригеном следующие места Священного Писания теоретически допускают очистительный характер адских мучений:
"...когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня" (Ис. 4: 4);
"И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде" (Мал. 3: 2-3);
"...ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор. 3: 13-15).
Очистительный адский огонь
Но ветхозаветные тексты (Ис. 4: 4 и Мал. 3: 2-3) могут иметь иной смысл: страданиями этой земной жизни Бог очистит грехи людей, посещением Своим в скорбях, даже перед самой телесной смертью человека, но не страданиями после смерти. Так что здесь нет однозначного обоснования апокатастасиса. А теперь относительно текста (1 Кор. 3: 13-15). Блаженный Феофилакт Болгарский (11-12 века) [Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла. http://feofilakt.org.ua/] учит, что: "Днем называет день суда. В огне, говорит далее, открывается, то есть обнаруживается, каковы дела сами в себе, золото ли [добрые дела] или что противное" и далее: "Если у тебя серебро или золото, то дело твое уцелеет, и ты получишь награду; если же у тебя сено и тому подобное, то дело твое не выдержит силы огня (это значит выражение сгорит), но обнаружится, что оно худо..." По всей видимости, этот огонь возгорится вначале, как огонь преображения, а потом перейдет в огонь, попаляющий тех, кто осужден в геенну, ибо таинственные слова апостола: "впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" блаженный Феофилакт толкует следующими образом: "Сам он не погибнет так, как его дела, не перейдет то есть в ничтожество, но спасется, то есть сохранится целым, чтобы гореть ему в огне. И у нас о том дереве, которое не легко сгорает и обращается в пепел, говорят обыкновенно, что оно остается целым в огне, так что для сожжения его употребляется довольно много времени. Итак, грешник несет потерю от того, что трудился над такими делами, от которых погибает, и все свои усилия употребил на то, что не имеет бытия и не существует (ибо всякое зло есть нечто несуществующее), подобно тому, как если бы кто за большую цену купил себе труп вместо живого тела. Между тем сам, то есть грешник, спасется, то есть сохранится целым для вечных мучений". Об огненном преображении мира в день Всеобщего суда учит и святитель Филарет Московский (1783-1867 гг.) в [Пространный христианский катехизис Православной кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). - М., 2005. - 128 с.]: "367. Этот тленный мир окончится тем, что преобразится в нетленный. Яко и сама тварь свободится от работы истления (от рабства тлению), в свободу славы чад Божиих (Рим. 8: 21). Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем (ожидаем), в нихже правда живет (обитает) (2 Пет. 3: 13). 368. Мир преобразится посредством огня. Нынешняя небеса и земля (содержимые) тем же словом (то есть Божиим) сокровена суть, огню блюдома (сберегаются огню) на день Суда и погибели нечестивых человек (2 Пет. 3: 7)". Преподобный Иустин (Попович) (1894-1979 гг.) говорит следующее о последнем дне, дне Всеобщего суда: "Из этого вселенского пожара, в котором сгорит все зло, выйдут новое небо и новая земля, в нихже правда живет (2 Пет. 3: 13). Это значит, что на новом небе и на новой земле не будет ни неправды, ни зла, ни греха, ни болезней, ни смерти, ибо все это огнем попалится, и богозданная суть природы, прокаленная Божественным огнем, заблестит новой невыразимой красотой. То, что вся эта космическая катастрофа завершится преображением мира, а не его уничтожением, показывает еще и то, что святой апостол сравнивает конец света с потопом. Потоп не уничтожил мир, но лишь омыл его от грязи греха и зла и обновил его (2 Пет. 3: 6-7)" [Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви: Эсхатология. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. - 144 с.]. Поскольку и у этого св.отца говорится о вечности мучений грешников после Всеобщего суда, то нужно полагать, что огненная катастрофа не затронет воскресших и живых праведников, которых такой огонь не попалит, но ввергнет грешников в огонь геенский, что определится окончательно на Страшном суде. Так что соотношение между огнем преображения и вечным геенским огнем следующее: сначала вспыхнет огонь преображения, который испытает все дела и сожжет все грехи, и праведники не пострадают, но получат награду, а грешники получат урон, но не погибнут, а сохранятся; потом огонь преображения перейдет в огонь геенский для грешников и падших ангелов, это будет вечный огонь и вечная мука. Вот весьма вероятный смысл слов апостола Павла. И здесь нет однозначного основания для апокатастасиса.
Далее, вспомним слова Спасителя: "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12: 31-32), или аналогичные места в других Евангелиях: "Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению" (Мк. 3: 28-29), "И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится" (Лк. 12: 10). Из этих высказываний можно предположить, что возможно прощение всех грехов, кроме хулы на Духа Святого, в будущей жизни, т.е. после телесной смерти грешника. А это означает временность адских мучений для всех грешников, кроме хулителей Духа Святого.
Но, нужно отметить контекст этих слов - Христос их высказал в связи с тем, что Сына Человеческого лживо, умышленно и злобно обвиняли в том, что Он не Божией силой изгонял бесов, а силой бесовского князя, что для здравого иудея было равносильно абсурду. Т.е. обычное маловерие, неверие и хула на Христа может быть прощена, но не умышленное, сознательное противление истине и очевидности, что Христос силой Самого Бога гнал бесов - в этом суть хулы на Духа Святого, Духа Истины. Потому многие св.отцы считают хулой на Духа - хулу очевидной истины, исходящей от Духа истины. Злобную, умышленную хулу, вопреки очевидности и здравому смыслу, по причине лукавого сердца. Так что акцент Писания здесь может быть на недопустимости хулы Духа, которая не будет никогда прощена, а не на прощении в будущей жизни всех остальных грехов (которые могут быть прощены еще и в этой жизни, благодаря покаянию). А значит, указанные слова Христа еще не означают апокатастасиса всех грешников, кроме хулителей Духа.
Кроме очистительной функции адского мучения, адского огня, Ориген находил и другие основания апокатастасиса. Это метафизические основания, психологические основания, основания в Священном Писании, основания из учения об искуплении.
Напомним метафизические основания: по мнению Оригена, только добро существует в собственном смысле, тогда как зло является лишь недостатком, отсутствием добра и в собственном смысле не существует. Из этого следует вывод, что добро однажды достигнет полного торжества, а злу нигде не останется места, ибо оно носит в себе начало самоуничтожения. Это, на наш взгляд, довольно сильный аргумент и требует рассмотрения. Автору представляется такое решение: более решающим свойством разумно-свободных существ является направленность их свободной воли, а не свойство их природы. По природе все разумные существа добры, но по направленности воли есть добрые и есть злые. Если воля некоторых разумно-свободных существ окончательно утвердится во зле, то на этом меньшинстве тварей останется место для зла в мире. Эти твари как бы обретут вторую природу, природу злую. Поэтому добро восторжествует во всем мире, кроме этого острова зла - меньшинства разумно-свободных тварей: нераскаянных грешников, хулящих Духа Святого, и демонов. Так что апокатастасис будет невозможен.
Поговорим о психологических основаниях, предварительно напомнив их: ранее зла не было, и наступит время, как считал Ориген, когда зла снова не будет, ибо семена добродетели не подлежат уничтожению. В этом свидетельствует пример Евангельского богача, который попав в ад, вспомнил о своих братьях и стал заботиться об их посмертной участи, проявив сострадание к ним. По мнению Оригена, хотя хула на Духа Святого в нынешнем мире не прощается, этот грех может быть прощен в будущих мирах, когда Бог проявит милость к грешникам. Здесь автор видит следующее решение: добро действительно психологически сильнее зла, ибо ранее зла не было. И действительно, в будущем зла не будет в большинстве разумно-свободных тварей. Но те из них, кто обретет как бы вторую злую природу, ожесточившись во зле, те твари составят меньшинство. Среди людей это хулители Духа Святого, которым грех не простится никогда. Поскольку мы отвергаем гипотезу Оригена о смене множества миров, то и отпадает возможность прощения ожесточившихся грешников в будущие века. Ожесточившиеся во зле демоны также не будут прощены (кроме разве тех, кто из них сможет покаяться, если это возможно).
Напомним основания из Священного Писания, которые приводил Ориген:
- благость Божия, согласно Пс. 109: 1 ("Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих") и 1 Кор. 15: 8 ("...а после всех явился и мне, как некоему извергу"), приведет всю тварь через Иисуса Христа к одной цели - покорению всех врагов, и это будет спасение всех покорившихся;
- весь человеческий род в будущих веках будет восстановлен в то единство, которое обещает Христос: "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино..." (Ин. 17: 20-21) или "...да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино..." (Ин. 17: 22-23);
- это же, по мнению Оригена, подтверждает и апостол Павел, когда говорит: "...доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова..." (Еф. 4: 13) или когда учит, что Христос всех покорит Отцу и тем самым спасет покорившихся, т.е. всю разумную тварь: "Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15: 28). Ибо Слово Божие могущественнее, чем все пороки души;
- если евреи, на основании Иезек. 16: 55 ("И сестры твои, Содома и дочери ее, возвратятся в прежнее состояние свое...") думают, что Содом когда-то возвратится в прежнее положение, то и нет ничего невозможного в том, что и египетская земля и все язычники не навсегда останутся в погибели, но когда-то очистятся после продолжительного времени наказания.
Автор выскажет свое мнение:
- то, что благость Божия приведет к покорению всех врагов (Пс. 109: 1; 1 Кор. 15: 8), еще не означает спасения всех грешников и демонов, ибо покорение врагов означает не только возврат многих грешников к добру, а и невольное признание врагами, т.е. ожесточившимися грешниками и демонами, власти Бога и Христа. Это признание врагами власти Христа будет совершено через правду Божию и Божию силу, но не означает спасения врагов;
- в словах Христа: "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино..." (Ин. 17: 20-21) или "...да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино..." (Ин. 17: 22-23) - говорится не о всем человеческом роде, а только о верующих во Христа;
- в контексте слов апостола Павла "...доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова..." (Еф. 4: 13) речь идет о созидании Тела Христова, Церкви. Здесь под словом "все" имеются в виду только члены Церкви, т.е. только верующие во Христа, а не все разумно-свободные твари;
- в словах пророка Иезекииля (Иезек. 16: 55): "И сестры твои, Содома и дочери ее, возвратятся в прежнее состояние свое..." можно видеть указание на спасение и апокатастасис блудных грешников Содома, кроме нераскаянных, хулящих Духа Святого, т.е. не всех;
- остается высказывание апостола Павла: "Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15: 28). Вероятно, это наиболее сильный аргумент Священного Писания в пользу всеобщего апокатастасиса. Его мы рассмотрим позднее, когда выскажем свои возражения насчет апокатастасиса по св. Григорию Нисскому.
Теперь рассмотрим основания из учения об искуплении, как это понимал Ориген: поскольку плоды искупления распространяются на всех разумно-свободных существ, то если хотя бы последний самый тяжкий грешник не покорится Сыну Божию, Сын не покорится еще Отцу, и дело Сына еще не будет довершено. Но довершение будет, когда все покорятся Христу, и во Христе - Отцу и "да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15: 28). Пока еще существуют грешники, ни Сын Божий не радуется полной радостью и не пьет вина в Царстве Отца, ни праведники не могут радоваться полной радостью, но все будут скорбеть об оставшихся грешниках. Ибо апостол Павел учит: "И все сии, - говоря о ветхозаветных праведниках, - свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евр. 11: 39-40), и это означает, что праведники без оставшихся грешников не обладают полным блаженством. Полная радость наступит тогда, когда все тело Христово войдет в Небесное Царство, всякий член этого тела. И тогда Христос с нами, новым народом, воспевающим Ему новую песнь, будет пить новое вино на новой земле и новом небе. И хотя свободная воля разумных существ может быть сильной преградой к осуществлению всеобщего апокатастасиса, но все же спасительная сила заслуг Христовых бесконечно велика, и ее достаточно для всеобщего спасения всех миров: прошедших, настоящего и будущих, человечества и падших ангелов: "...дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Флп. 2: 10-11). А о том, что даже сам сатана исцелится, и в нем прекратится злое произволение, Ориген видел в словах апостола Павла: "Последний же враг истребится - смерть" (1 Кор. 15: 26), так трактовал Ориген, ибо тогда сатана не будет больше врагом и смертью.
Автор выскажет свое решение вопроса: дело Христа можно считать завершенным, когда все, кто добровольно готов принять Его и Отца, победят с Божией помощью грех, воспримут плоды искупления, спасутся и обожатся. Насчет возможности полной радости праведников, когда еще остались грешники, мы можем привести мнение прп. Силуана Афонского (1866-1938 гг.): блаженства Царствия Божия будут так велики, что праведники позабудут и землю и грешников в аду. Из этого следует, что мучения грешников не помешают радости праведников. Высказывание же апостола Павла (Евр. 11: 39-40) не означает, что праведники без оставшихся грешников не обладают полным блаженством, но означает, что до Всеобщего воскресения мертвых и жизни будущего века никто еще не вкусил в полной мере блаженства. Далее. Спасительная сила заслуг Христовых действительно бесконечно велика, и ее достаточно для всеобщего спасения всех, но воспримут ее только те, кто добровольно этого захочет. А выражение "...дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Флп. 2: 10-11) означает не всеобщее спасение грешников и падших ангелов, но то, что все ангелы и спасенные люди признают Христа Богом и Спасителем, и даже узники ада, видя свое плачевное положение и видя правду Божию, просто вынуждены будут исповедовать Христа Богом, что, однако, не приведет их ни к покаянию, ни ко спасению. Так что здесь нет доказательства апокатастасиса.
И, наконец, об апокатастасисе сатаны и демонов. Слова апостола Павла: "Последний же враг истребится - смерть" (1 Кор. 15: 26), не следует понимать так, как Ориген, что сатана не будет больше врагом и смертью, но, наверное, следует понимать, как истребление смерти физической. Ориген сам сомневался в правильности того, что сатана и падшие ангелы будут спасены, иначе он бы не оставил окончательное решение вопроса о спасении падших ангелов читателям своих трудов, справедливо отмечая, что застарелая злоба падших духов вследствие привычки могла обратиться у них как бы в некоторую природу, препятствующую спасению. По всей видимости, демоны настолько утвердились во зле, что уже никогда не захотят обратиться к добру, за редким исключением. Этим редким исключением был случай, достоверный или нет - мы не знаем, но описанный в церковной литературе: некий старец-подвижник смог заставить демона каяться и славить Бога, и демон, нехотя делая это, все более и более преуспевал и вдруг обратился в ангела, и поднялся на небеса. О других случаях обращения и спасения демонов автор не слышал.
Итак, автор полагает, что всеобщий апокатастасис в системе Оригена умаляет значение Всеобщего страшного суда Христова. Этот суд получается не окончательным, но как бы лишь средством воспитания грешников. Автор склоняется к тому мнению, что Страшный суд отделит нераскаянных грешников, хулящих Духа Святого, и демонов и пошлет их всех на вечные муки в ад, в геенну. Остальные грешники очистятся и получат прощение либо до Всеобщего суда, либо уже на нем.
Может возникнуть вопрос: если на Страшном суде возможно помилование грешников, то почему мы его называем Страшным? Ответ: потому, что приговор этого суда уже окончательный, и мучения после него уже вечные.
2 Критика некоторых эсхатологических взглядов св. Григория Нисского
Критика некоторых взглядов этого святого мужа уместна, ибо она будет проводиться для оценки их в русле Предания, учения Церкви.
Напомним мнение св. Григория Нисского об очистительном характере адских мучений, воспринятом им от Оригена: у грешников в аду мучения будут иметь характер наказания, пока они не раскаются, но когда у грешников произойдет раскаяние и обращение их свободной воли к Богу, с этого момента мучения перестанут быть просто карательными, но станут очистительными. Процесс очищения от греховных наростов будет хотя и временным, но длительным и болезненным, мучения не будут вечными, но их интенсивность и длительность будут соответствовать степени греховности грешников.
На это можно возразить так: подобное рассуждение слишком абстрактно и носит схематичный характер. В нем еще нет обоснования.
И.Босх. Центральная часть триптиха "Страшный суд"
(Вена, Академия художеств)
Кроме очистительного характера адских мучений, святитель Нисский выдвигает следующие основания для всеобщего апокатастасиса: метафизические, психологические, телеологические, искупление как основание, свидетельства Священного Писания.
Метафизические основания у св. Григория выражены также, как и у Оригена. Поэтому имеет силу приведенное автором в соответствующем месте возражение, которое не будем лишний раз повторять.
Психологические основания у святителя Нисского выражены иначе, чем у Оригена, напомним их: всякое разумно-свободное существо подлежит нравственному развитию. По пути добра впереди бесконечная перспектива развития, ибо в добре нельзя достичь полного совершенства. Наоборот, по пути зла, которое ограничено пределами, развитие упрется в тупик. И св. Григорий считал, что разумное существо не может остановиться в этом тупике развития, не может остаться в крайнем пределе зла. И неизбежно разумное существо станет на путь добра. Кроме того, в этом мире дух человека сильно тяготеет к грубой материи, что часто толкает его на путь зла; но в будущем веке материя одухотворится и прекратит доминировать над духом, и восстановится равновесие человеческих душевных сил, прекратится соблазнительное влечение к чувственности, возникнут более благоприятные условия для уничтожения зла. Все грешники поймут, что без обращения воли к добру нельзя стать причастником Божества и блаженствовать, и потому обратятся к добру. Ибо все поймут, что зло не сродно и чуждо нашей природе.
Автор представит свое мнение на сей счет: можно согласиться с тем, что истинность добра станет более очевидной в будущем веке, причем еще до Всеобщего суда и преображения мира, ибо уже души усопших будут зреть истину ближе, чем мы - живущие во плоти. Это дает надежду на процесс обращения большинства грешников к добру, ведь очень многие грешники творили зло, не ведая, что творят. Может быть, останется некое меньшинство нераскаянных грешников, хулящих Духа Святого, ожесточившихся в своем грехе. У них будет впереди бесконечная перспектива возрастания во зле и бесконечные мучения, как мучения души, так и полные мучения после Всеобщего Воскресения. Зло в своем развитии может быть не ограниченным пределами, как думал святитель Нисский, ибо, зло есть недостаток и отрицание добра. А так как добро неограниченно, то и его отрицание не имеет пределов. Вероятно, падшие ангелы пример того, как можно неограниченно возрастать во зле. Но, если подходить не столь оптимистично, то окажется, что познание истины душой после разлучения с телом еще не есть гарантия обращения души к добру. Истина может быть для испорченной души неприемлемой, нежелательной и невыносимой. Где произойдет переход от обычного грешника в грешника ожесточившегося, этого мы не знаем. Потому пока сохраним надежду на обращение части грешников к добру после телесной смерти в связи с моментом познания ими истины. Но здесь нужно оговориться - на каком этапе возможно обращение к добру: до Всеобщего Воскресения или даже после Воскресения? А если даже после Воскресения, т.е. после Всеобщего страшного суда, то зачем тогда нужен Последний суд, если он еще не последний? Не разумнее ли полагать, что Страшный суд есть суд Последний и Окончательный?
Существенно новыми, по сравнению с Оригеном, у св. Григория были телеологические основания всеобщего апокатастасиса (как следует из материалов книги митрополита Макария (Оксиюка)): по рассуждению святителя Нисского, человек вышел из творческих рук Божиих прекрасным созданием, созданным с доброй целью, ибо Бог - Абсолютное Благо и предназначил сотворенному соответствующие цели. Цель творения человека - блаженная жизнь через восприятие божественных благ. Достижение этой цели произойдет тогда, когда человек и все разумно-свободные существа во всей своей полноте примут участие в блаженстве. А те кто, находится во зле, могут надеяться на блаженную участь только после очищения от зла. Бог предвидел не только обращение свободной воли ко злу, но и средства, которыми можно будет вновь эту волю вернуть к добру. Так что ничто не может воспрепятствовать божественной премудрости в деле достижения ее цели. На взгляд автора, это довольно сильный аргумент и требует обсуждения. Ведь цель сотворения мира - блаженство твари и прославление Творца. Но, с другой стороны, Бог уважает свободный выбор сотворенных существ, даже если этот выбор не соответствует Его цели. И здесь можно думать так: большинство тварей достигнет спасения и блаженства, но останется некий остаток, меньшинство, которые ожесточатся во зле и не захотят следовать Божию замыслу о них. Это грешники, хулящие Духа, и падшие ангелы. Для них то и приготовлен вечный ад. "Арифметически" ситуацию можно проиллюстрировать так: за счет "суммы" доброй природы, данной от Бога, и доброй воли, воспитанной самими разумно-свободными тварями, произойдет перевес большинства спасенных тварей над меньшинством погибших. Ведь у погибших действует "разность" доброй природы, данной от Бога, и злой воли, воспитанной самими тварями, ибо злая воля у них направлена против добра. Понятно, что в данном рассуждении на самом деле нельзя "суммировать" или "вычитать" совершенно разные величины, разные по сущности: природу и волю. Так что вопрос остается открытым.
Рассмотрим догмат искупления, как основание всеобщего апокатастасиса. Св. Григорий Нисский считал, что Единородным Сыном Божиим через крест, страдания и воскресение разрушено господство смерти над всеми разумно-свободными существами (истребление зла произойдет в три ступени: зло будет истреблено в дьяволе, который первый согрешил; зло будет истреблено в женщине, которая первая среди людей поддалась искушению; и зло будет истреблено в мужчине, который через акт рождения распространил грех на все человечество). Но можно выставить такое возражение: господство смерти разрушено над всеми разумными существами, но только те из них, кто это добровольно примет, воспользуются искуплением, совершенным Христом.
А теперь обратимся к свидетельствам Священного Писания, как основаниям всеобщего апокатастасиса. Ветхозаветные тексты, приводимые св. Григорием Нисским в качестве подтверждения апокатастасиса, по его же мнению имеют лишь прикровенный или прообразовательный смысл, без прямого указания на апокатастасис. Таковы слова псалма: "Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его" (Пс. 36: 10) - но здесь не указание на уничтожение греха, а указание на воздаяние грешнику. Таковы слова псалма: "Бог - Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника" (Пс. 117: 27) - но здесь не прообразовательный смысл в том, что вся разумная тварь составит один праздник, а возношение славословия Богу и, в контексте, выражена радость человека встрече с Богом в день Воскресения Христа. Таковы же слова мудреца: "Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после" (Еккл. 1: 11) - здесь не говорится об уничтожении зла и прекращении самой памяти о нем, но сказано лишь о том, что человеческая память коротка. Более интересны Новозаветные тексты в смысле их возможного отношения к апокатастасису. Святитель Нисский полагал, что ангелы, люди, души умерших и демоны обратятся ко Христу, о чем сказано в послании апостола Павла: "...дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Флп. 2: 10-11). Но мы уже разбирали это место в предыдущем пункте, посвященном критике некоторых взглядов Оригена. Остается самое сильное место Священного Писания, говорящее в пользу всеобщего апокатастасиса, каковое признавал св. Григорий Нисский, вслед за Оригеном: "...да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15: 28). Более полный текст таков: "Ибо Ему [Христу] надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15: 25-28). Т.е. все найдут для себя необходимую жизнь в Боге. Зла не будет, не будет грешников, и все разумно-свободные существа станут праведными, вся тварь восстановится в первобытное состояние. Так считал святитель Нисский. Однако, под данным высказыванием апостола Павла можно понимать установление Божией правды во всем мире после Всеобщего суда и воздаяния, что не означает обязательного спасения всех грешников. Посмотрим, как трактует это место блаженный Феофилакт Болгарский (... ок. 1107 г.): "Да будет Бог все во всем. То есть дабы все было в зависимости от Отца; дабы никто не думал, что есть два начала безначальные и раздельные. Ибо когда враги будут под ногами Сына, а Сын не противится Отцу, но, как прилично Сыну, покоряется Отцу; тогда, конечно, Бог и Отец будет все во всех. Некоторые же говорят, что этим, то есть покорностью всего означается прекращение зла. Ибо когда не будет греха, очевидно, что Бог будет все во всех. Тогда не будут уже многие из нас вдаваться в нечистые побуждения и страсти, не имея в себе ничего божественного или имея оного мало, но все будем богоподобны, все будем вмещать в себе Бога, и только Его. Ибо Бог будет все для нас, и пища, и питие, и одежда, и помышление". Т.е. этот блаженный муж, авторитетный толкователь Нового Завета считал, что слова "да будет Бог все во всем" относятся к нераздельному господству над тварью Отца через Сына. Это - первый и главный смысл текста Писания. Что же касается трактовки о всеобщем прекращении зла, то блж. Феофилакт говорит осторожнее, с неопределенной отсылкой: "некоторые же говорят"... Основное, первое объяснение блаженного мужа гармонирует с мнением автора, что здесь речь идет об установлении Божией правды во всем мире. Второе же объяснение как бы находится в тени...
Нам нужно еще обсудить отношение св. Григория Нисского к тем текстам Священного Писания, где говорится о вечности адских мучений. Можно согласиться, вслед за св. Григорием, считать эти места предупреждающими пророчествами, а также имеющими педагогический характер для того, чтобы большинство грешников отвратить от греха. Только если грешники навсегда утвердятся в своих грехах, ожесточатся в своих беззакониях, они будут обречены на вечные адские мучения. И тогда пророчества исполнятся. Но, как отмечает митрополит Макарий (Оксиюк), сам св. Григорий Нисский считал невозможным полное загробное ожесточение грешников в их беззакониях, ибо считал, что воля человека только в течение известного времени может устремляться на то, что чуждо ее природе. Автор же полагает, что есть такие грешники, которые ожесточаются навечно в своих грехах и потому, как хулящие Духа Святого, обречены на вечные адские мучения.
Повторим здесь уже высказанную ранее мысль. По рассуждению автора, из-за всеобщего апокатастасиса, значение Всеобщего суда для св. Григория Нисского должно быть преуменьшено именно в силу временности адских мучений и не окончательности приговора суда. Суд Христов ценен как бы лишь в том, что на суде выставятся нам все наши позорные грехи, и что воздаяние после суда будет и душе и телу, а до суда - только душе. Тем не менее, как ни удивительно, святитель Нисский придавал Всеобщему суду большое этическое значение, как предохраняющему страхом Божиим людей от пороков и обещающему небесные блага праведникам. Здесь он полностью следовал учению Церкви. В этом пункте у св. Григория побеждало здравое рассуждение и знание природы человечества, которое всегда, как ранее, так и сейчас все еще может быть отчасти удержано от зла страхом наказаний и страхом Божиим. Притом, страх Божий есть более возвышенное и достойное состояние человека, чем страх наказаний.
3 Спасение грешников после их телесной смерти
В Священном Писании можно найти достаточно указаний на то, что спасутся лишь немногие из людей. Например, слова Христа: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф. 7: 13-14), или аналогичное место в другом Евангелии: "Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут" (Лк. 13: 23-24). Таково же учение Церкви.
Из этого следует вывод, что души большинства людей окажутся в аду после их телесной смерти. Там, в аду, этим душам суждено узнать, что есть жизнь без Бога, что такое томление во тьме, а наиболее грешные могут испытать мучения как бы в огне (их может жестоко обжигать собственная совесть). Если полагать, что все это множество грешников никогда не получит освобождения из ада, то встает сложный вопрос: а достигнет ли в таком случае Бог цели творения мира - блаженства твари и прославления Бога? Если нет, то разве Бога тогда можно считать всемогущим, премудрым, благим?
По человеческому рассуждению, хочется предположить, что большинство грешников спасется из ада, и лишь закоренелые из них, те, кто хулит Духа Святого, только они и будут вечно мучиться. Их мучение будет следствием их ожесточения, нежелания признать очевидную истину, когда их воля полностью определится в направлении зла, а значит, приближение их к святости и свету, к Богу станет невозможным по причине неисправимой греховности. Их извращенная грехом природа не сможет выдержать святости Царствия Божия, пребывание в котором для таковых грешников станет еще мучительнее, чем вечная геенна. В пользу подобного предположения говорит то место учения Церкви, где утверждается о падении лишь одной трети ангелов. Т.е. две трети ангелов (большинство) сохранили верность Богу, тогда как одна треть (меньшинство) стала бесами. Нельзя ли нечто подобное предположить и о людях?
Нельзя ли полагать, что по молитвам Церкви (особенно, с принесением бескровной жертвы), по ходатайству святых, по молитвам и ходатайствам родственников и ближних, большинство грешников будет спасено из ада до Всеобщего суда (или получив оправдание на Страшном суде)? И это будет большинство людей, все, кроме нераскаянных, ожесточившихся грешников, продолжающих хулить Духа Святого? (Для таковых Бог лишь подарит некоторое облегчение вечных мук, по ходатайствам живых.) Можно ли на такое надеяться? Или спасение из ада (до Страшного суда) возможно лишь для умерших с верою, как то подчеркивал св. Иоанн Златоуст? Ведь в Катехизисе сказано: "373. О душах, умерших с верой, но не успевших принести плодов, достойных покаяния, следует заметить то, что им для достижения блаженного Воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых, и добрые дела, с верой совершаемые в их память. 374. Это учение основано на постоянном (неизменном, непрерывном) предании Кафолической Церкви, начала которого видны еще в Ветхозаветной Церкви..." (см. 2 Мак. 12: 43) [Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом [святителем] Филаретом (Дроздовым). - М., 2005. - 128 с.]. Но в Акафисте Пресвятой Троице, где описывается Всеобщий страшный суд Христов, написано иначе: "Свят еси, Господи Боже наш, имеяй в день воздаяния рещи праведным: Приидите, благословеннии Отца Моего, и наследуйте царствие, уготованное вам от сложения мира. Свят еси, Господи Боже наш, от Него же нераскаяннии грешницы услышат тогда со страхом: Отъидите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его" - т.е. вечные адские мучения уготованы нераскаянным (ожесточившимся) грешникам и демонам?
Могут ли живые возлагать большие надежды на возносимые за умерших грешников молитвы, особенно молитвы Церкви с принесением бескровной жертвы Тела и Крови Христовых, на добрые дела и милостыню, с верой совершаемые в память этих грешников, если они перед смертью не покаялись? А раз не покаялись, то значит - ожесточились?
Ответ нам неизвестен. Перед нами тайна Божия...
Нам остается только надеяться и поминать по-христиански своих усопших, творить за них милостыню и добрые дела. Возможно, это вырвет некоторых из них из объятий ада, избавит от вечных мук и дарует Царство Небесное, или хотя бы ослабит их мучения. Наша любовь к ближним может оказаться не последним аргументом в загробной участи этих ближних. Если они оставили по себе хоть немного доброй памяти и заслужили наших ходатайств, значит и в глазах Божиих они получают некоторое оправдание.
Заключение
Тайна Божия суда и участи человека в вечной жизни нам не открыта в полной мере. Вседержитель оставляет нам свободу выбора, не ущемляя нашей свободной воли, не давая точного и однозначного прогноза. Мы знаем лишь то, что в наших силах избрать вечную жизнь с Богом или вечную погибель в геенне. И что Бог предупреждает нас от вечной погибели, вечных мук, но и готов помогать нам достичь спасения и обожения - вечной жизни и блаженства. Это оставляет надежду, а знать большее, видимо, нам не полезно.
Литература
Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. - Киев: Общество любителей православной литературы. Изд-во имени святителя Льва папы Римского, 2006. - 674 с.
Июнь 2009 г. - март 2012 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"