|
|
||
В настоящей статье кратко изложен материал замечательной книги митрополита Макария (Оксиюка) "Эсхатология св. Григория Нисского". Здесь мы ограничились эсхатологией древней Восточной Церкви до свт. Григория Нисского. Статья предназначена для всех, интересующихся судьбой человека после индивидуальной смерти и судьбами человечества в конце мира. Особое внимание стоит обратить тем "православным", кто доверяет теории реинкарнации |
СВ.ОТЦЫ И УЧИТЕЛЯ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ ДО СВ.ГРИГОРИЯ НИССКОГО
Введение
Интерес к эсхатологии - учении о конечной судьбе каждого человека и человечества в целом, а также всего мира, никогда не утихал. К сожалению, современный европейский человек, проживающий среди православных людей, и современный православный человек не знают православной эсхатологии. Многие склонны доверяться различным искусственным учениям, многие "понимают", что такое реинкарнация (переселение душ). Потому есть смысл представить нижеследующий материал.
В качестве источника по эсхатологии древних св.отцов и учителей Церкви мы используем фундаментальный труд митрополита Макария (Оксиюка) "Эсхатология св. Григория Нисского", где представлен прекрасный обзор эсхатологических учений от апостольских мужей до V-го Вселенского Собора. К сожалению, нужно указать на один недостаток этого во всем остальном замечательного труда митрополита Макария: в нем практически не отражено развитие взглядов Церкви на роль молитв и Бескровной Жертвы за усопших, совершения за них добрых дел и милостыни для улучшения их загробной участи. Поэтому в нашей работе останется пробел в отношении данного вопроса.
1 Эсхатология апостольских мужей (св. Поликарп Смирнский (ок.80-166 гг.), Ерм, автор послания апостола Варнавы, автор второго послания Климента к коринфянам, св. Игнатий Антиохийский (ок. 50-107 гг.), автор послания к Диогнету, св. Климент Римский (...101 г.), Папий Иерапольский (ок. 70-150 гг.))
Эсхатологическое учение апостольских мужей, будучи первым опытом раскрытия Божественного откровения о конечных судьбах человека, человечества и всего мира, отличается краткостью. Истины эсхатологии ни столько раскрываются, сколько перечисляются.
Древние св. отцы и учителя Церкви учили, что земная жизнь человека по причине зависти дьявола оканчивается телесной смертью. После этого душа человека, соответственно его нравственному достоинству, занимает то или иное место на том свете.
Мученики за веру сразу попадают в святое место, место славы, на небо. Все праведники на том свете блаженствуют, созерцая Бога и Христа. Грешники попадают в ад, где подвергаются наказаниям. Грешники будут преданы огню и червю за нераскаянность во грехах, а язычники за то, что не узнали своего Творца. По замечанию митрополита Макария (Оксиюка), апостольские мужи довольно часто говорят, что адские муки вечны, нескончаемы.
По его же замечанию, из учения апостольских мужей следует, что после телесной смерти как праведники, так и грешники еще не достигают полного воздаяния. Их окончательная участь определится после Второго славного пришествия Христа, которое вскорости ожидалось. Перед приходом Христа будет большое отступление от веры, умножатся лжепророки, любовь превратится в ненависть, и прийдет Антихрист, в руки которого земля будет временно отдана, до Второго пришествия Христова. Некоторые из апостольских мужей, в частности Папий Иерапольский и вероятно автор послания апостола Варнавы, придерживались хилиастических воззрений, согласно которым Христос, прийдя, сначала воскресит умерших праведников, и вместе с ними будет царствовать 1000 лет до Всеобщего воскресения мертвых.
Всеобщему воскресению мертвых апостольские мужи уделяли достаточно много места в своих творениях. Свт. Климент Римский учил, что Сам Господь показывает нам будущее воскресение мертвых примером Своего воскресения. Вера в воскресение мертвых у апостольских мужей была твердой.
Обстоятельным было и выражение догмата о Всеобщем суде в творениях апостольских мужей. Ибо они учили в окружении язычников, не знавших истины о Всеобщем суде Христовом. Ожидание Всеобщего суда служит, по мнению древних св.отцов и учителей Церкви, немалым побуждением проводить жизнь праведно.
Апостольские мужи твердо верили, что со Вторым пришествием Христа мир изменится. Старый мир прекратит существование через огонь, и появится новый мир.
Таковы были вера и учение апостольских мужей. Можно отметить, что они не выходили за границы общецеркового ныне учения, исключая хилиастические воззрения некоторых из них.
2 Эсхатология христианских апологетов II-го века (св. Феофил Антиохийский (... ок. 183 г.), св. Иустин Философ Мученик (ок. 100-165 гг.), Афинагор Афинянин (... ок. 182 г.), Татиан (... ок. 182 г.), автор Cohortatio ad gentiles)
Как отмечает митрополит Макарий (Оксиюк), христианским апологетам II-го века уже приходилось активно защищать христианские догматы от образованных иудеев и язычников, поэтому они должны были раскрывать эти догматы обстоятельнее, чем их предшественники апостольские мужи.
По представлению большинства христианских апологетов II-го века, по смерти человека его телу предстоит распад, а душа его остается бессмертной. Св. Иустин Философ Мученик, чтобы убедить язычников-эллинов в истине бессмертия души, указывал им на соответствующие взгляды Эмпедокла, Пифагора, Сократа, Платона и др. древних философов, которые, по его мнению, заимствовали это учение у Моисея и др. пророков. Но главным образом, основания учения о бессмертии души древние св.отцы и учителя Церкви (II-го века) находили в Священном Писании: это и слова Бога Моисею из неопалимой купины: "Я Сый, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, и Бог отцов твоих", что означает продолжающуюся жизнь этих святых; это и сюжет с вызыванием волшебницей души почившего пророка Самуила по требованию царя Саула и др. места. Хотя св. Иустин и признавал бессмертие души, однако же учил, что бессмертие души не есть ее природное свойство, душа может прекратить существование, но бессмертна душа лишь благодаря желанию Бога сохранить ей жизнь. Исключением среди св.отцов и учителей Церкви является апологет Татиан, который считал, что душа умирает вместе с телом и воскресает вместе с ним. Но если душа человека соединена с Божественным Духом, т.е. просвещена познанием Бога, то она не умирает вместе с телом, но восходит на небо, куда ее возводит Дух.
По мнению большинства христианских апологетов II-го века души праведников после смерти тела наслаждаются блаженством, а души грешников подвергаются наказанию. Блаженства для душ праведников таковы, что их невозможно передать. Праведники удостоятся бесстрастия, нетления и будут жить с Богом. Апологеты II-го века не рассматривают вопрос о том, будет ли блаженство праведников непосредственно после их смерти, за исключением св. Иустина. Св. Иустин Философ Мученик учил, что души мучеников удостоятся сразу блаженства, а души остальных праведников временно будут в лучшем месте ада. Исключением является также и Татиан, согласно которому происходит временное разрушение души вместе со смертью тела. Почти все св.отцы и учителя Церкви II-го века, кроме Татиана, учили, что адские мучения грешников начнутся непосредственно после их телесной смерти, хотя в полной мере - только после Всеобщего суда. Св. Иустин считал, что души грешников попадают в худшее место ада, в геенну, и там будут мучиться в огне. Об огненных мучениях душ грешников говорил и Афинагор Афинянин и св. Феофил Антиохийский, который приводил выражение Сивиллы о том, что неверующих постигнет мука вечным неугасимым огнем. По мнению автора Cohortatio ad gentiles, покаяние в аду является запоздалым.
Св.отцы и учителя Церкви II-го века верили во Второе пришествие Христово. Особенно подробно об этом учил св. Иустин Философ Мученик, который для иудеев приводил ветхозаветные пророчества о славном пришествии Мессии, которое пока еще не состоялось. Автор Cohortatio ad gentiles, имея в виду язычников, указывал на книги Сивиллы, в которых она ясно говорила о Втором пришествии Спасителя. Перед Вторым пришествием Христа явится пророк Илия, который будет Его предвестником.
Апологеты II-го века довольно подробно учили о Всеобщем воскресении мертвых, особенно св. Иустин и Афинагор Афинянин. Все они считали, что воскресшие тела, с одной стороны, по материальной сущности будут тождественны с настоящими телами, с другой стороны, они будут гораздо совершеннее, без недостатков, нетленными и бессмертными. Афинагор связывал необходимость Всеобщего воскресения мертвых с понятием суда и воздаяния, ибо правосудие Божие должно воздать как душе человека за его добрые и злые дела, так и его телу. Среди св.отцов и учителей Церкви II-го века хилиастических воззрений придерживался св. Иустин Философ Мученик, согласно которому Всеобщему воскресению мертвых будет предшествовать воскресение праведников и 1000-летнее Царство Христово на земле.
Все христианские апологеты II-го века учили о Всеобщем суде после воскресения мертвых (только новорожденные, по мнению Афинагора, будут свободны от суда). По их мнению, идея суда была известна язычникам, которые заимствовали ее у Моисея и пророков (автор Cohortatio ad gentiles). Язычники говорили о суде, который совершат Минос и Радамант, а апологеты учили о суде, который совершит Бог Отец через Своего Сына. По итогам суда каждый человек получит воздаяние как для души, так и для тела. Все христианские апологеты II-го века высказывались в пользу вечности блаженства праведников и адских наказаний грешников.
Не обошли древние св.отцы и учителя Церкви вопрос о конечной судьбе мира. Старый мир, по их мнению, сгорит в огне, о чем возвестили еще ветхозаветные пророки: Моисей (Втор. 32: 22), Исаия (Ис. 30: 27-30) и Малахия (Мал. 4: 1). Учение о сожжении мира было известно и язычникам от Сивиллы и философов-стоиков, только стоики считали, что мир периодически сгорает и обновляется, а христиане исповедовали единственное однократное разрушение старого мира. Апологеты II-го века учили, что старый мир не полностью разрушится, но примет лучшую форму, обновятся небо и земля.
Таковы были вера и взгляды христианских апологетов II-го века, которые главным образом раскрыли учение о Всеобщем воскресении мертвых. Мы находим, что за исключением хилиастических взглядов св. Иустина Философа Мученика и взглядов на смерть души апологета Татиана, в остальном оно не выходило за границы известного ныне учения Церкви.
3 Эсхатология св. Иринея Лионского (ок. 130-202 гг.) и его ученика св. Ипполита Римского (ок. 170-236 гг.)
По мнению св. Иринея телесная смерть сопровождается отделением бессмертной души от смертного тела, которое разлагается на составные элементы. Причиной смерти является прародительский грех. Такого же мнения придерживался св. Ипполит. Душа же бессмертна не сама по себе, но до тех пор, пока Богу это угодно, так считал св. Ириней Лионский. Как подчеркивал св. Ипполит Римский, языческие философы, такие как Платон, Пифагор и Эмпедокл, также признавали бессмертие души человеческой, правда они учили о переселении души в разные тела, в том числе и тела животных, что не признается христианством.
Св. Ириней Лионский учил, что душа человека не переселяется в другие тела, ибо Бог силен каждому телу дать свою душу. Притча Христа о богаче и Лазаре, по мнению св. Иринея, ясно отвергает переселение душ и показывает, что после телесной смерти наступает воздаяние для души, при этом душа занимает соответствующее прижизненным заслугам человека место. При этом, вероятно, только души мучеников не попадают в преисподние места земли, а души всех остальных отправляются именно туда, где и ожидают Второго пришествия Христа. Христос сходил в ад лишь для благовестия Евангелия и прощения грехов верующим в Него. В преисподних местах земли есть рай и недро Авраамово, где находятся души праведников, которые там духовно совершенствуются и познают вещи творения. В преисподних местах земли есть и огненная геенна для грешников, где они во тьме и огне терпят наказание, отлученные от Бога. Схожего учения придерживался и св. Ипполит Римский. Души праведников на лоне Авраама (расположенном в преисподней) наслаждаются созерцанием благ и радуются в ожидании еще больших благ после суда Христова, они свободны от всякого зла и общаются с праведными отцами, они там воспринимают небесную мудрость. Грешники же в геенне предощущают огонь и в страдании ожидают будущего наказания. Христос, по представлению св. Ипполита, сходил душой в преисподнюю для благовествования спасения, а перед ним туда же душой сходил Иоанн Предтеча, чтобы возвестить о Христе. Вероятно, только души пророков, мучеников и апостолов не попадали в ад, но удостоились блаженства на небе.
Второе пришествие Христа, по св. Иринею Лионскому, будет во славе, на облаках небесных, с ангельскими силами. Христос прийдет в том же теле, в котором пострадал во время Своего первого пришествия, но с тем отличием, что это тело будет исполнено славы Отца. Время Второго пришествия определяется вот как: во сколько дней был создан мир, столько тысячелетий он и простоит до Второго пришествия. Кончине мира и Второму пришествию Христа будут предшествовать великая мировая скорбь и явление Антихриста, которому св. Ириней уделяет много внимания. Антихрист получит всю силу дьявола и будет выдавать себя за бога, подвергая жестоким гонениям Церковь Христову. Антихрист родом будет из еврейского колена Данова; он воссядет в Иерусалимском храме и будет править 3,5 лет, пока не прийдет Христос и не победит его. Схожего учения придерживался и св. Ипполит Римский. Перед Вторым пришествием Христа будет проповедано всем народам Евангелие, явятся пророки Энох и Илия и будут 3,5 года проповедовать покаяние и приход Христа. Затем явится Антихрист, который умертвит этих пророков. Антихристу св. Ипполит отводит много внимания в специальном трактате; Антихрист проявит желание во всем уподобиться Христу, он восстановит Иерусалимский храм и соберет всех рассеянных евреев, подвергая гонениям христиан. Через 3,5 года царствования Антихриста прийдет Христос и поразит его. По мнению св. Ипполита Римского, приход Христа состоится через 45 дней после падения Антихриста (а не в один день). Это частное мнение св. Ипполит основывает на высказывании пророка Даниила: "Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней" (Дан. 12: 11-12).
Св. Ириней Лионский отстаивал догмат о Всеобщем воскресении мертвых перед гностиками, поэтому эта часть его учения хорошо разработана. Воскресение мертвых произойдет силой Божией, для которой все возможно, в чем нас убеждают долголетие наших предков, восхищение на небо с телами Эноха и Илии, тридневное пребывание Ионы во чреве кита, пребывание трех отроков невредимыми в огненной печи и многое др. Воскресение мертвых необходимо для соблюдения справедливости Божией, согласно которой не только души, но и тела людей должны получить воздаяние. Ибо воскресшие тела будут тождественны телам нынешним, но при этом будут нетленными и бессмертными. Аналогичных взглядов придерживался св. Ипполит Римский. Богу все возможно, в том числе воскресение мертвых. Смерть и воскресение подобны переплавке испорченного грехом сосуда. Тела воскресших праведников будут чистыми, нетленными и бессмертными, не будут спать, расти, голодать, утомляться, страдать, а тела воскресших грешников окажутся не свободными от страданий, болезней и чужды прославления.
Св. Ириней Лионский придерживался хилиазма, согласно которому сначала воскреснут праведники, чтобы царствовать со Христом в Его земном царствии, а потом будет Всеобщее воскресение мертвых. Земное царство Христа необходимо для постепенного восхождения праведников к Отцу Небесному, при этом праведники постепенно привыкают воспринимать Бога. Кроме того, оно необходимо для осуществления справедливости, ибо в каком мире праведники страдали, в таком должны и блаженствовать. Св. Ипполит Римский, видимо, также придерживался хилиазма.
Согласно св. Иринею, по окончании земного царства Христа, наступит Всеобщее воскресение мертвых и Всеобщий суд. Дата Всеобщего суда от нас скрыта Отцом Небесным. Св. Ириней отстаивал перед еретиками истину, что Тот Бог, Который нас создал, Тот же и будет нас судить. Бог будет судить нас через Своего Сына, и суд этот будет праведный. Праведники будут отделены от грешников, первые из них наследуют Царство Небесное, а вторые - вечный огонь. Согласно св. Ипполиту Всеобщий суд проведут не Минос и Радамант, а Тот, Кого прославил Отец. Судиться будут не только люди, но и ангелы и демоны.
Блага Божии для праведников после суда, по св. Иринею и св. Ипполиту, будут вечны и бесконечны, как вечны и бесконечны наказания для грешников. Наказания грешников, по св. Ипполиту, будут неугасимым огнем и неумирающим огненным червем.
По мнению св. Иринея Лионского, нынешний мир некогда окончит свое существование, причем небо и земля изменят нынешнюю форму, и будут новое небо и новая земля, в которых будет пребывать обновившийся человек. По мнению св. Ипполита Римского, произойдет физическая перемена нынешнего мира в новый посредством сожжения огнем. Это же огненное преображение предчувствовали языческий философ Эмпедокл и стоики.
Таковы были вера и учение св. Иринея Лионского и св. Ипполита Римского. Сравнивая учение этих св.отцов с уже сложившимся эсхатологическим учением Церкви, можно сказать, что за исключением хилиастических взглядов оно не выходило за пределы учения Церкви.
По замечанию митрополита Макария (Оксиюка), эсхатологические учения св. отцов и учителей Церкви до александрийской богословской школы (т.е. рассмотренные выше) касались тех или иных вопросов, в основном, с апологетическими или полемическими целями. А эсхатология апостольских мужей была вообще очень проста. И только александрийская богословская школа в лице Оригена дала стройную эсхатологическую систему, которую мы ныне и рассмотрим, предварив эсхатологией Климента Александрийского.
4 Эсхатология Климента Александрийского (ок. 150-215 гг.) и его ученика Оригена (ок. 185-254 гг.)
Климент Александрийский рассматривал телесную смерть человека, как отделение бессмертной души от тела. Причиной смерти являлся грех прародителей. Бессмертие души, по словам Климента, признавали еще язычники. Воззрения Оригена были несколько сложнее, ибо он различал в человеке тело, душу и бессмертный дух. Элементы разложившегося тела, по его мнению, совершенно не уничтожаются, но продолжают свое существование до Всеобщего воскресения мертвых. Душа человека умирает не в смысле прекращения существования, ибо в этом смысле она бессмертна, как считают иудеи, христиане и даже язычники, но в смысле отделения от Бога. Субстанциональное бессмертие души обусловлено ее богоподобием. И в Священном Писании говорится о бессмертии души, когда Бог обещает Моисею, что он после смерти приложится к своему народу (Втор. 32: 50); особенно же бессмертие души раскрыто в Новом Завете.
Климент Александрийский
Души праведников после смерти, по мнению Климента Александрийского, достигают неба, Царствия Божия, где они будут в вечном покое и созерцании Бога. Таковы немногие. Там, в Царствии Божием, они будут постепенно достигать высшего блаженства, переходя из низших мест своего пребывания в высшие места. А христианские истинные гностики и мученики сразу после смерти достигают высоких мест блаженства. Души грешников на том свете лишены радости праведников и наказываются огненным мучением. Адский огонь не только наказывает грешников, но и является средством очищения их душ от грехов. По учению Климента Александрийского, через адские мучения грешные люди очищаются от своих грехов и достигают блаженства. Даже дьявол еще не утратил способности к покаянию и исправлению и может возвратиться в ангельское состояние. Это и есть апокатастасис грешных душ и падших духов. Ориген развил эти взгляды. Поскольку во времена Оригена было распространено учение о переселении душ, Ориген решительно его опровергал, правильно указывая, что это учение не может быть предметом веры христиан. Богоподобная душа человека не может утратить своих богоподобных свойств и принять свойства неразумных животных (если полагать переселение души в животных). Вообще, учение о переселении душ стоит в противоречии со Священным Писанием и церковным преданием. Непосредственно после смерти тела душа человека получает воздаяние: праведникам - блаженство в блаженных местах, грешникам - наказание в печальных местах пребывания. Как и его учитель Климент Александрийский, Ориген учил о постепенном восхождении душ праведников на том свете от низших небес к высшим. Души праведников на том свете общаются с ангелами, сами становятся подобными ангелам, и созерцают духовные вещи. Это созерцание будет уже не через дела творения, но непосредственно, лицом к лицу, все более и более совершенным. В высшей степени это будет уже созерцание Бога и общение с Ним. При этом в душах праведников будет воссоздан первоначальный образ Божий и Божие подобие, которое достигается усердными трудами через подражание Богу. Если остальные праведники постепенно будут восходить к высшим степеням блаженства и общения с Богом, то души мучеников за веру сразу удостаиваются самого высшего небесного блаженства. По мнению Оригена, в геенне или аду есть многие места для разных грешников, в зависимости от тяжести их греховности. Сущность адских мучений душ грешников - в адском огне, который имеет не материальный характер, а духовный. Пищей этого огня являются грехи. Душа грешника сама имеет этот огонь в себе, и совесть грешника будет мучить его. Адский огонь не только наказывает, но и врачует души грешников. Так Бог поступает с больными грехом, подобно врачу, который предлагает сильное, но болезненное врачевание. Из Священного Писания это можно увидеть по книге пророка Иеремии, который по Божию повелению предложил всем народам выпить чашу ярости Божией, чтобы потом ее извергнуть (Иер. 25: 15-28); и кто не выпьет, тот не очистится. Кроме того, это можно видеть из таких мест Библии: Ис. 4: 4 ("...когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня"); Ис. 47: 14-15; Мал. 3: 2-3 ("И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде"). Так что адский огонь имеет очистительный характер; Бог истребит грехи через огненные наказания, и грешники станут святыми. Всякий человек пройдет через огонь, который испытает прижизненные дела его (1 Кор. 3: 13), и праведники не обожгутся. Время очищения грешников зависит от степени их греховности. В любом случае, хотя мучения и будут продолжительными, они носят временный характер. Вечность адских мучений, согласно Оригену, несовместима ни с понятием о Боге, как о Враче человеческих душ, ни с понятием о человеке, как свободном существе, обладающем способностью к исправлению. По мнению Оригена, даже те разумные существа, обладающие свободной волей, которые совершенно погрузились во зло, сделав его как бы второй своей природой, не потеряли возможности исправления и возвращения к первобытному совершенству. И это возможно если не в настоящем веке, то в следующем, или в будущих веках. Митрополит Макарий (Оксиюк) отмечает, что в других местах своих сочинений Ориген угрожает грешникам вечными наказаниями в огне и тьме кромешной, что может привести к недоразумению о противоречии Оригена самому себе. Но, оказывается, Ориген считал учение Священного Писания о вечности адских мучений допущенным с воспитательной целью, чтобы хотя бы с помощью страха перед ними отвратить грешника от греха. Кроме того, термин "вечные" Ориген понимал в смысле значительной продолжительности.
Рассмотрим теперь ту часть эсхатологии Климента Александрийского и Оригена, где говорится о конечной судьбе человечества и мира вообще. По замечанию митрополита Макария (Оксиюка), из апокатастасиса по Клименту Александрийскому следовало, что Второе пришествие Христа и Всеобщий суд излишни. И действительно, хотя Климент не отрицает ни их, ни Всеобщего воскресения мертвых, но все же уделяет им мало внимания. Он пишет, что Второе пришествие Христа будет со славою и воинством ангельским; это будет радостным днем. Мертвые будут воскрешены и получат нетленные, бессмертные тела, у которых уже не будет половых отличий. Христос совершит Всеобщий суд, по итогам которого истинно раскаявшихся грешников ангелы примут в небесные обители; Христос их приведет в лоно Отца, в вечную жизнь. По представлению пресвитера Александрийского, небо для праведников, в зависимости от их заслуг, будет иметь три места обитания, одно лучше другого, согласно указанию на количество плодов, принесенных упавшим в землю семенем - тридцать, шестьдесят, сто (Мф. 13: 8). Падший мир, по представлению Климента, прекратит свое существование через огонь, и тогда наступит новый мир, что известно было еще языческим философам. Ориген значительно больше внимания уделяет последним мировым событиям, чем его учитель. По его мнению, Священное Писание говорит о двух пришествиях Христа: первом уничиженном и втором славном. Однако это Второе пришествие будет не чувственно-созерцаемым, но чисто духовным; Христа все увидят не телесными очами, а духовными. Перед Вторым пришествием Спасителя прекратятся все религии, кроме христианства, и в то же время на земле окажется много грешников, и явится Антихрист. Истощится земная планета, возникнет голод, будут землетрясения, распространятся заразные болезни, вспыхнут войны. На фоне этих бедствий одни люди обратятся к Богу с истинным раскаянием, другие же достигнут последней степени ожесточения и зла, и тогда прийдет Господь. Ориген решительно отвергает хилиастические воззрения, особенно в их грубо чувственном варианте; по его мнению, нельзя священное Писание понимать во всем буквально. Кроме того грубо материальный, фактически иудействующий хилиазм противоречит духовности Божиих обетований - нам обещано царство не земное, но Небесное. Христос прийдет не для устроения земного царства, но для воскрешения всех мертвых и произведения Всеобщего суда. По мнению Оригена, кто отрицает Всеобщее воскресение мертвых, тот налагает пятно на все божественное учение. Воскресение мертвых проповедано всем Священным Писанием и фактом воскресения Иисуса Христа. Язычники же должны иметь в виду, что в разных повествованиях языческих писателей упоминается о воскресении мертвых. Кроме того, стоическое и пифагорейское учения содержат в искаженном виде (переселение душ) истину о воскресении мертвых. Мертвые воскреснут в своих собственных телах, но преобразованных из худших в лучшие, в духовные. Ориген знал, что в телах идет постоянный обмен веществ, и только облик тела сохраняется, а элементы тела сменяют друг друга. Именно облик тела при воскресении его будет сообщен душе человека, причем в измененном к лучшему виде; тела станут духовными, нетленными и бессмертными подобно телу воскресшего Христа. Новые тела утратят органы питания и половые органы, утратят растительные свойства и различие возраста, а также степени родства. Воскресшие тела будут различаться согласно нравственному достоинству человека. Но это различие будет временным, так как после очищения адским огнем от грехов, тела всех людей в конечном счете будут возведены в славу духовного тела.
Ориген считал несомненным, что в конце этого мира будет Всеобщий суд Христов, где будет судиться вся тварь, все ее дела, слова и тайные мысли. Этот суд совершится духовным образом через откровение Христа в душе человека. По итогам суда выяснится различная участь праведников и грешников. Впрочем, и после Всеобщего суда адские мучения будут очищать грешников, и их участь не будет вечной.
Нынешний мир, по представлению Оригена, прекратит свое существование через огонь, и тогда наступит новый мир, т.е. произойдет изменение мира, перемена его вида, преображение. Нужно отметить, что Ориген предполагал существование целого ряда миров, и нынешний мир еще не последний, но предшественник других миров. Он полагал, что тот, кто жил в этом мире нерадиво, в будущем мире станет сосудом бесчестия (он может опуститься даже до уровня дьявола), а кто, наоборот, приложит усилия к благочестию, тот в будущем мире станет почетным сосудом. Это похоже на языческое учение о переселении душ в нашем мире, которое сам же Ориген отрицал, но с той разницей, что души переселяются в тела, один раз живущие в одном мире, а вот эти миры уже последовательно сменяются. Основание для существования ряда миров Ориген находил в Священном Писании. По его мнению, о будущих мирах говорил пророк Исайя: "...новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь..." (Ис. 66: 22) и апостол Павел: "...дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе" (Еф. 2: 7). А Екклезиаст, как думал Ориген, говорил о прошлых мирах: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас" (Еккл. 1: 9-10).
Смена миров и всеобщий апокатастасис в системе Оригена, как нам представляется, умаляют значение Всеобщего суда Христова. Этот суд получается не окончательным, но как бы временным средством для воспитания. Но рассмотрим апокатастасис, который, по замечанию митрополита Макария (Оксиюка), является центральным пунктом эсхатологической системы Оригена и который так основательно им аргументирован, что позднейшие последователи апокатастасиса фактически только повторяли аргументацию Оригена. Всеобщий апокатастасис логически связан с признанием очистительной функции адского мучения, адского огня. Но не только это обосновывает апокатастасис, у всеобщего восстановления грешников и падших духов есть и другие основания. Прежде всего, это метафизические основания. Дело в том, что, по мнению Оригена только добро существует в собственном смысле, тогда как зло является лишь недостатком, отсутствием добра и в собственном смысле не существует. Из этого Ориген делал вывод, что добро некогда достигнет полного торжества, а злу нигде не останется места, ибо оно носит в себе начало самоуничтожения. Следующие основания - психологические. Некогда зла не было, и наступит время, когда его снова не будет, ибо семена добродетели не подлежат уничтожению. В этом нас убеждает пример Евангельского богача, который попав в ад, вспомнил о своих братьях и стал заботиться об их посмертной участи, проявив сострадание к ним. По мнению Оригена, хотя хула на Духа Святого в нынешнем мире не прощается (Мф. 12: 32), этот грех может быть прощен в будущих мирах, когда Бог проявит милость к грешникам. Кроме того, Ориген находит основания апокатастасиса в Священном Писании. Благость Божия, согласно Пс. 109: 1 ("Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих") и 1 Кор. 15: 8 ("...а после всех явился и мне, как некоему извергу"), приведет всю тварь через Иисуса Христа к одной цели - покорению всех врагов, и это будет спасение всех покорившихся. Весь человеческий род в будущих веках будет восстановлен в то единство, которое обещает Христос: "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино..." (Ин. 17: 20-21) или "...да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино..." (Ин. 17: 22-23). Это же, по мнению Оригена, подтверждает и апостол Павел, когда говорит: "...доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова..." (Еф. 4: 13) или когда учит, что Христос всех покорит Отцу и тем самым спасет покорившихся, т.е. всю разумную тварь: "Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15: 28). Ибо Слово Божие могущественнее, чем все пороки души. Если евреи, на основании Иезек. 16: 55 ("И сестры твои, Содома и дочери ее, возвратятся в прежнее состояние свое...") думают, что Содом когда-то возвратится в прежнее положение, то и нет ничего невозможного в том, что и египетская земля и все язычники не навсегда останутся в погибели, но когда-то очистятся после продолжительного времени наказания. Кроме отдельных тезисов Библии, всеобщий апокатастасис, по Оригену, вытекает из учения о плодах искупления, совершенного Сыном Божиим. Плоды искупления распространяются на всех разумно-свободных существ. Если хотя бы последний самый тяжкий грешник не покорится Сыну Божию, Сын не покорится еще Отцу, и дело Сына еще не будет довершено. Но довершение будет, когда все покорятся Христу, и во Христе - Отцу и "да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15: 28). Пока еще существуют грешники, ни Сын Божий не радуется полной радостью и не пьет вина в Царстве Отца, ни праведники не могут радоваться полной радостью, но все будут скорбеть об оставшихся грешниках. Ибо апостол Павел учит: "И все сии, - говоря о ветхозаветных праведниках, - свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евр. 11: 39-40), и это означает, что праведники без оставшихся грешников не обладают полным блаженством. Полная радость наступит тогда, когда все тело Христово войдет в Небесное Царство, всякий член этого тела. И тогда Христос с нами, новым народом, воспевающим Ему новую песнь, будет пить новое вино на новой земле и новом небе. И хотя свободная воля разумных существ может быть сильной преградой к осуществлению всеобщего апокатастасиса, но все же спасительная сила заслуг Христовых бесконечно велика, и ее достаточно для всеобщего спасения всех миров: прошедших, настоящего и будущих, человечества и падших ангелов: "...дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Флп. 2: 10-11). А о том, что даже сам сатана исцелится, и в нем прекратится злое произволение, учил апостол Павел: "Последний же враг истребится - смерть..." (1 Кор. 15: 26), так трактовал Ориген, ибо тогда сатана не будет больше врагом и смертью. В то же время, как говорит митрополит Макарий (Оксиюк), окончательное решение вопроса о спасении падших ангелов Ориген предоставляет читателям своих трудов, справедливо отмечая, что застарелая злоба падших духов вследствие привычки могла обратиться у них как бы в некоторую природу, препятствующую спасению.
Таковы были вера и учение Климента Александрийского и его ученика Оригена. Очевидно, что Климент Александрийский и особенно Ориген в учении о всеобщем апокатастасисе существенно отошли от церковной традиции. Ориген, кроме того, отошел от традиции в своем предположении о смене множества миров и о воплощении души в разные тела в этих мирах. Нужно заметить еще, что Ориген, вопреки Церкви, учил о предсуществовании душ, что впоследствии наложило отпечаток на учение об апокатастасисе.
Эсхатологические взгляды Оригена имели как своих сторонников, так и противников. К сторонникам обычно относят св. Дионисия Александрийского (ок. 190-265 гг.), св. Григория Чудотворца епископа Кесарийского (ок. 213-271 гг.), св. Лукиана Антиохийского (... 312 г.) и др., которые, впрочем, не оставили стройной эсхатологической системы, но примыкали к Оригену в отдельных пунктах его учения. Например, св. Дионисий Александрийский был последователем Оригена в его борьбе с хилиазмом, которому он нанес окончательный удар. К противникам Оригена относят св. Петра Александрийского (... 311 г.) и св. Александра Александрийского (... 326 г.), которые тоже не оставили стройной эсхатологической системы, но касались, в основном, вопроса о воскресении мертвых. Св. Петр Александрийский отстаивал мнение о материальном тождестве воскресших тел с настоящими смертными телами, вопреки взглядам Оригена; воскресшие тела не изменят своей сущности, но оденутся благодатным одеянием, бессмертием, нетлением и ясным блеском. Но самым серьезным противником эсхатологических взглядов Оригена был св. Мефодий Олимпский, который опровергал все те пункты, где Ориген отклонился от церковного предания.
5 Эсхатология св. Мефодия Олимпского (... 311 г.)
Св. Мефодий Олимпский учил о смертности человеческого тела и бессмертии его души, ибо она создана по образу Божию (притча о богатом и Лазаре - Лк. 16; Прем. 3: 1). Вначале и тело человека было нетленным и бессмертным, но завистью дьявола вошла в мир смерть. В то же время смерть является не только наказанием людей за грех, но и великим благодеянием, необходимым для спасения. Грех, по мнению св. Мефодия, настолько глубоко проник в человеческую природу, что может быть устранен из нее только таким кардинальным средством, как разложение его тела.
После смерти души праведников наследуют небо, а именно души девственниц, которые равночестны с мучениками. В некоторых своих трудах св. Мефодий утверждает, что для остальных праведников блаженство наступит лишь после Всеобщего воскресения мертвых. Души грешников после смерти будут претерпевать огненные мучения.
Святитель Олимпский учил о Втором пришествии Христа и склонялся к умеренным хилиастическим воззрениям в их одухотворенной форме. Праведники воскреснут и вместе со Христом будут праздновать тысячелетний покой - седьмой день, истинную субботу, после чего переменят свой вид на ангельский и вступят на небеса. А там, постепенно восходя к высшим и превосходным местам обитания, достигнут жилища Бога.
Особое внимание св. Мефодий уделял воскресению мертвых. Он опровергал некоторые возражения против воскресения плоти, а именно, что якобы нынешняя плоть была воспринята прародителями только после грехопадения, поэтому она излишня в будущем веке; а также якобы то, что тело служит лишь темницею, оковами души. Святитель Олимпский учил, что прародители владели телами и до грехопадения, поэтому возврат к первозданному состоянию возможен. А если бы предположить, что душа смогла согрешить без тела, то тогда тело не является оковами души. Опровергал он и возражение, основанное на словах Христа, что воскресшие будут подобны ангелам, и значит, якобы, тело будет излишним. Он учил, что природа человека не потеряет телесности, но примет другой вид, тела станут нетленными и бессмертными. Также, как прейдут нынешние небо и земля и примут другое состояние, так и плоть человеческая изменится к лучшему. Бог, как художник, переплавляет испорченное произведение, чтобы восстановить его в прежнем прекрасном состоянии. Материальные элементы не уничтожаются, но очищаются через огонь. Св. Мефодий настаивал на материальном тождестве воскресших тел с настоящими телами, отвергая мнение Оригена, что воскреснет не то же самое тело, но лишь его индивидуальный вид, характеризующий человека.
Святитель Олимпский вкратце останавливается на Всеобщем суде в день воскресения, специальных же работ о суде у него нет. По его мнению, мы должны радоваться наказаниям в земной жизни, ибо они облегчают нам суд в будущей жизни.
Нынешний мир, по учению св. Мефодия Олимпского, будет подвергнут сожжению с целью его очищения и обновления, но не окончательной погибели. Ибо Бог сотворил мир для вечного бытия.
Таковы вера и учение св. Мефодия Олимпского. Это учение незначительно выходит за рамки традиции. Выход за рамки здесь лишь в вопросе о воздаянии душам праведников (всех, кроме девственниц и мучеников) и в умеренном хилиазме.
6 Эсхатология Адамантия
Трактуя притчу о богатом и Лазаре, Адамантий говорил, что они видели друг друга духовными очами, что может свидетельствовать в пользу того, что речь шла о душах праведников и грешников, отделившихся от своих тел при телесной смерти.
Адамантий считал, что интенсивность мучений душ грешников после их смерти велика.
Адамантий учил о двух пришествиях Христа: первом - в уничижении, Втором - в славе.
Исповедовал Адамантий и Всеобщее воскресение мертвых, отстаивая его перед противниками этого учения и доказывая тождество воскресших тел с телами настоящими. Воскресшие тела будут отличаться от настоящих лишь славой, нетлением и бессмертием, а субстанция их останется прежней.
Можно считать, что эсхатология Адамантия не выходила за рамки общецерковной эсхатологии.
7 Эсхатология двух великих каппадокийцев (старших современников св. Григория Нисского): св. Василия Великого (330-379 гг.) и св. Григория Богослова (ок. 329-389 г.)
Ни св. Василий Великий, ни св. Григорий Богослов не писали специальных эсхатологических трактатов, но упоминали эсхатологические вопросы мимоходом. Впрочем, этих отдельных замечаний достаточно для составления адекватного представления об их эсхатологии.
Святитель Василий Великий
Смерть человека св. Василием и св. Григорием рассматривалась, как разлучение бессмертной души и смертного тела. Св. Василий Великий учил, что смерть возникла из-за грехопадения, и имеет даже благодетельное значение, ибо благодаря ей не сохраняется бессмертным наш недуг. По воззрению св. Григория Богослова, для праведных людей смерть благодетельна, ибо посылает их к Богу. Душа бессмертна, ибо она - струя невидимого Божества, божественная частица, образ Божий, образ Бессмертного.
После смерти души праведников блаженствуют на небесах, в стране живых, а души грешников мучаются в аду огнем; так учил св. Василий. В приписываемом ему комментарии на книгу пророка Исайи св. Василий говорил, что адский огонь на том свете не истребляет грешников, но только их очищает. Св. Григорий считал, что после телесной смерти для человека заканчивается время подвигов и начинается время воздаяния для его души, т.к. в загробном мире нет ни покаяния, ни исправления жизни: "Лучше здесь подвергнуться вразумлению и очищению, нежели претерпеть истязание там, когда наступит время наказания, а не очищения... Для отшедших отсюда нет исповедания и исправления во аде (Пс. 6: 6), потому что Бог ограничил время деятельной жизни здешним пребыванием, а тамошней жизни предоставил исследование сделанного" (цитир. по книге митрополита Макария (Оксиюка)). Воздаяние после смерти состоит в том, что души праведников получат награды, а души грешников получат наказание за порок. Учение о переселении душ в разные тела, в том числе в животных и растения, св. Григорий Богослов считал несостоятельным по нескольким причинам: душа не помнит своих переселений; душа не является какой-то общей, разделенной всем и блуждающей по воздуху; никто никогда не видел мудрого и разумного животного или говорящего растения; если же душе будет последнее воздаяние, как учат сторонники переселения душ, то она получит воздаяние или без плоти, что странно, или с плотью, но с которой из многих? Итак, по воззрению св. Григория, учение о переселении душ несостоятельно, но истиной является посмертное воздаяние душе. Души праведников находятся на небе, в недрах Авраама, имеют своим отечеством горний Иерусалим, созерцают небесные блага, совершеннейшее сияние Св. Троицы. Но блаженство душ праведников после их смерти еще не будет полным. Души грешников после их смерти нисходят в ад, где самым сильным мучением будет отвержение их Богом. К этому добавятся мучения от клокочущего пламени, ужасной тьмы, неумирающего червя и всегдашнего памятования своих грехов. Иногда св. Григорий Богослов допускает выражения, согласно которым адский огонь не только карающий, но и очищающий ("знаю огонь и неочистительный, а карательный..., уготованный дьяволу и ангелам его (Мф. 25: 41)" - цитир. по тому же источнику), но в других местах он определенно исключает возможность очищения от грехов на том свете (уже упоминаемое выше выражение, а также такое высказывание: "для отшедших во аде нет исправления" - цитир. по тому же источнику). Митрополит Макарий (Оксиюк) считает, что св. Григорий в вопросе о загробной участи душ умерших грешников допускал двойственность.
По учению св. Василия Великого, нас ожидает Второе славное пришествие Христово, Всеобщее воскресение мертвых и Всеобщий страшный суд. И наступит будущий век - восьмой день, находящийся вне седмичного времени (шесть дней творения и нынешний седьмой день). Св. Григорий Богослов также учил о Втором славном пришествии Спасителя в человеческом теле, мгновенном Всеобщем воскресении мертвых и Всеобщем страшном суде.
Воскресшие тела, по св. Василию, будут ни смерти подлежать, ни греху подвержены, ибо станут нетленными и бессмертными.
Суд Христов будет Страшным и Всеобщим. Так учил св. Василий Великий. На этом суде откроется все тайное во всеуслышание всем людям и ангелам. Вместе с Христом судить нас будет и Святой Дух, через которого происходит наше восстановление в рай. Суд будет справедливым, и все признают его праведность. После суда праведники навечно наследуют Царство Небесное, в котором будут разуметь и созерцать Бога, а также первообразы всех вещей. Степени блаженства будут различны в зависимости от заслуг праведников, ибо, как говорил Христос, "В доме Отца Моего обителей много" (Ин. 14: 2), и как учил апостол Павел: "Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе" (1 Кор. 15: 41). Грешники же подвергнутся осуждению на вечное мучение в геенне огненной и вечной тьме, ибо огонь гееннский лишен светозарности, а также их будет терзать какой-то ядоносный и плотоядный червь. Кроме того, там будет вечный позор и стыд. Адские мучения будут в разной степени в зависимости от степени греховности. По мнению св. Василия, адские мучения будут такими же вечными, как и вечная жизнь праведников, ибо сказано: "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф. 25: 46).
Святитель Григорий Богослов
Св. Григорий Богослов также называет Всеобщий суд Страшным судом, ибо это будет суд праведный и окончательный. Мы дадим отчет не только за дела или слова, но и за малейшую часть прожитого времени. По итогам суда праведники наследуют небесное блаженство, которое будет состоять в совершенном познании и созерцании Св. Троицы. Блаженствовать будут как душа, так и воскресшее тело праведника; душа сообщит телу все свои утешения и станет с ним одним духом, умом и богом. Степени блаженства праведников будут разными по мере их нравственного достоинства, ибо Спаситель обещал, что "В доме Отца Моего обителей много" (Ин. 14: 2). После суда грешники наследуют вечный неугасающий огонь, действующий вместе с червем неусыпающим. Ведь Бог для праведников - свет, для грешников - огонь. Вместе с грешниками будут осуждены падшие ангелы и сам родоначальник зла.
Св. Василий Великий учил, что настоящий мир прекратит свое существование, будучи иссушен огнем, и изменит свое бытие. Аналогичного мнения придерживался св. Григорий Богослов - о разрушении существующего мира, о его изменении в лучший мир, о преобразовании неба, претворении земли и обновлении целого мира.
Можно утверждать, что эсхатологические взгляды двух великих каппадокийцев: св. Василия Великого и св. Григория Богослова в полной мере соответствовали церковной традиции. Они укладываются в рамки общецерковной эсхатологии.
8 Некоторые замечания относительно эсхатологии предшественников и старших современников св. Григория Нисского
Выше приведен обзор эсхатологических учений древних св.отцов и учителей Восточной Церкви, которые могли повлиять на эсхатологическую мысль св. Григория Нисского, в частности на его учение об апокатастасисе. Митрополит Макарий (Оксиюк) разделяет вышеприведенные эсхатологические учения на три течения: хилиастическое, спиритуалистическое и так называемое церковное. К первым относились автор послания апостола Варнавы, Папий Иерапольский, св. Иустин Философ Мученик, св. Ириней Лионский и др., которые мало внимания уделяли вопросу загробного состояния души человека после его смерти и до всеобщего воскресения мертвых, но признавали два воскресения мертвых, причем считали, что первое воскресение будет лишь для праведников, которые примут участие в тысячелетнем царстве Христовом, а после второго Всеобщего воскресения будет Всеобщий суд, на котором навсегда определится участь людей. Вторые из них, а именно Климент Александрийский и Ориген, учили, что умершие грешники в адском огне и мучениях очищаются от грехов и постепенно достигают чистоты и блаженства, так что адские мучения будут для них временными. Таким образом, они допускали апокатастасис всех разумно-свободных тварей в первобытное состояние и их спасение. Несмотря на такие взгляды, они все же признавали и Всеобщее воскресение мертвых и Всеобщий суд, причем рассматривали воскресшие тела, как светоносную эфирную массу, имеющую лишь тождественный с прежними телами вид. Церковная эсхатология нашла в большей или меньшей степени место в творениях всех предшественников и старших современников св. Григория Нисского, особенно в трудах двух великих каппадокийцев: св. Василия Великого и св. Григория Богослова. Церковная традиция исключала телесное воскресение исключительно праведников, тысячелетнее земное царство, исправительный характер адских мучений и всеобщий апокатастасис, но исповедовала вечность адских мучений. Как мы увидим далее, св. Григорий Нисский усвоил основные принципы спиритуалистического направления эсхатологии, взяв у Оригена идеи об очистительном характере адских мучений, о духовном свойстве воскресших тел и о всеобщем апокатастасисе. Впрочем, такое заимствование идей предшественников не умаляет глубины мысли святителя Нисского.
Литература
Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. - Киев: Общество любителей православной литературы. Изд-во имени святителя Льва папы Римского, 2006. - 674 с.
Май 2009 г. - март 2012 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"