|
|
||
Религиозное мировосприятие восточно-славянских и некоторых угро-финских народов оказалось настолько близким, что можно говорить об их общей этничности на уровне наднациональном. Радостный космизм бывших язычников преобразился действием Святой Троицы в светлый космизм православных верующих. На этой почве вырос естественно-научный и поэтический русский космизм. Светочи духовной и культурной жизни: преподобные отцы Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Андрей Рублев, Александр Свирский; ученые и поэты М.В.Ломоносов, Ф.И.Тютчев, Д.И.Менделеев, В.И.Вернадский, А.Е.Ферсман. |
ОСНОВА КОСМИЗМА ПРАВОСЛАВНЫХ НАРОДОВ
В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск
Введение
Православная вера объединяет русских, украинцев, белорусов, а также некоторые угро-финские народы: вепсов, мордву, марийцев и чувашей, несмотря на то, что славяне и угро-финны принадлежат к разным этносам. Объединение разных групп народов - восточных славян и угро-финнов нужно рассматривать с позиции высокого структурного уровня этничности - наднационального уровня. Наднациональный уровень этничности сформирован единым вероучением, которое со времен Крещения Руси постепенно преобразило духовную культуру. Народы объединяют и др. факторы этничности - общие представления об историческом и территориальном происхождении, о родине и государственности [19.С.1]. Несмотря на обширность территории проживания и переселения, различия в истории восточных славян и угро-финнов, приход Православия объединил их в религиозном, историческом, территориальном и государственном аспектах. Даже, несмотря на то, что не все жители принимали крещение.
Мы обратимся к ярким личностям, выразителям нашей этничности, большинство из которых являются восточными славянами, а один - вепс. Но даже среди примеров славян у двоих основателями династии были представители других этносов - западноевропейских или азиатских степняков. В качестве примеров обратимся к преподобным отцам, которые сыграли выдающуюся роль в понимании православными догмата Троицы, которые созерцали нетварный свет Божества и донесли нам его благодатное излучение, наполнили светом наше мировосприятие. Обратимся к ученым и поэтам, русским космистам, которые смогли творчески охватить всю целостность мироздания, разрабатывая идею освоения и преобразования космоса человечеством. Космоса не только материального, но и космоса духовного, глубин и просторов человеческой души, жаждущей встречи с Всевышним.
Языческий период
Язычество процветало у восточных славян и угро-финнов до прихода новой веры. Языческие представления тесно связывали человека с природой, причем затушевывалась качественная грань между Творцом и тварью, качественное отличие разумной твари и твари неразумной. Поэтому язычники воспринимали окружающий мир, как живое существо; природа одушевлялась, на вещи и явления переносились животные или человеческие свойства. О язычестве восточных славян и угро-финнов можно утверждать следующее. В народе жило уважение к природе; известен культ солнца и солнечного света, культ деревьев, камней, водных источников; поклонение богам и духам, которые обеспечивали плодородие земли, богатство лесных урочищ. С этим связано множество ритуальных праздников и обрядов. На этнографический материал впоследствие сильно повлияло Христианство (в VI-X вв. стали креститься восточные славяне, а вепсы, например, крестились в X-XI вв.); в обрядах и праздниках произошло как бы сплавление языческих и христианских элементов [18.С.3; 12.С.5].
После Крещения Руси язычество не обессилело сразу, но, по словам о. Георгия Флоровского, "в смутных глубинах народного подсознания, как в каком-то историческом подполье, продолжалась своя уже потаенная жизнь, теперь двусмысленная и двоеверная. И, в сущности, слагались две культуры: "дневная" и "ночная"..." [13.С.6]. Языческая культура не без оснований названа "ночной", но, бесспорно положительным моментом языческой культуры было уважение к матери-природе, к земле-кормилице, лесам, водам рек, озер и родников, к свету солнца. По сути, народ выражал восхищение перед творением Божиим, пусть и проявляемое в грубых языческих формах. Любовь к природе, терпеливость и трудолюбие земледельца, скотовода наложили отпечаток на миросозерцание православных народов, ранее бывших язычниками, на самобытность творчества их представителей. Воспользуемся отрывком из книги о великом князе Дмитрии Донском, хорошо иллюстрирующим космизм мировосприятия многих поколений наших предков: "...Река... подобна русской мысли: то сверкнет острой догадкой, прорежет землю победоносным откровением, то отступит в тень, в глушь, в кромешность, будто потеряется насовсем... но вот снова обнажилась, в еще более ясном сиянии ума, обогатясь опытом терпеливого труда, накоплениями других родственных рек-мыслей... Такая дума... бережно обтекает недвижную землю, животворя и одухотворяя, связуя далеко отстоящее, сообщая единство несходному". И далее: "Мысль, река и дерево - они подобны друг другу, и есть что-то мучительно-невыразимое и одновременно радующее очевидностью в этом их сходстве. И недаром, должно быть, именно по-русски сказано о "мысленном древе". Не только в могучих стволах, но и в каждом зыбком стебле текут непрерывные реки, и любой лист, сорванный с ветки, напоминает карту человеческой мысли, и всякий корень охватывает землю..." [9.С.15].
Христианская эра
Русь восприняла Христианство, в котором троичность Божества является центральным догматом. Особенность Православия в том, что оно усвоило догмат Троицы глубже остальных христианских конфессий, еще со времен принятия Символа веры. А Западная Церковь впоследствии изменила догмат о Троице, внеся дополнение в Символ Веры без согласия Восточной Церкви. Фактически только в Православии миллионами верующими так живо и радостно празднуется Троица, и празднование это наполнено глубоким богословским и жизненным смыслом. Потому православные верующие лучше ощущают триединство Бога, чем верующие на Западе. О. Иоанн Мейендорф, близко знающий западное христианство, писал, что западные христиане (особенно, протестанты) в своей массе не воспринимают троичности Бога, и даже в кругах богословов много недоверия к догмату троичности. В связи со склонностью к рационализму, в западных церквях произошел сдвиг к философскому восприятию Бога, к идее Бога "вообще", потому и снизилась ценность психологического восприятия Троицы [10.С.181].
Праздником Троицы в Православии отмечают Новозаветную Пятидесятницу - событие схождения Святого Духа на учеников Христовых и день рождения Церкви; событие поистине космическое (см. изображение "царя-космоса" на иконах Пятидесятницы). Космизм миросозерцания чувствуется и в проповедях на день Троицы. Вот слова уважаемого верующими архимандрита Иоанна Крестьянкина: "Из маленького зернышка, посаженного в землю божественным Садовником, выросло огромное многоветвистое дерево, покрывающее своими ветвями весь мир. И маленьким листочком на этом дереве является каждый из нас. Тысячу лет тому назад на нашей Русской земле засиял свет Христовой веры, и на стволе Вселенской Церкви за это время выросла громадная ветвь - Церковь русская!... Силою и содействием Святого Духа в Церкви Христовой совершаются чудеса возрождения и спасения человеческих душ. В ней у нас происходят встречи со Христом..." [15.С.1]. В Новозаветную Пятидесятницу Бог явил людям третье Лицо Троицы - Святого Духа, Которого нам от Отца послал Сын после Своего вознесения, потому Церковь призывает верующих поклониться триединому Богу: Отцу и Сыну и Святому Духу.
С празднованием Троицы на Руси связан цикл памятных дней. Он именовался "Зеленые святки". У восточных славян троицкий цикл тесно связан с воспоминанием о языческих праздниках культа растительности. Сказанное верно и по отношению к угро-финнам. Девушки славянки украшаются зелеными венками, ходят в рощу в Семик (четверг перед Троицей) "завивать" березку, а после Троицы - березку "развивать". Перед самым Троицыным днем в субботу у восточных славян отмечается поминальная суббота. Верующие совершают поминовение усопших, а народные обычаи сохранили языческие элементы: поминание умерших некрещеных детей, не вышедших замуж девиц, "заложных покойников". Вероятно, у восточных славян поминальная суббота заместила языческие русалии культа предков. Марийцы же совершают поминовение усопших в Семык - со среды на Троицкой неделе и заканчивая в день Троицы. Дни поминания у марийцев заместили важнейшие ритуалы культа предков. В эти дни марийцы омываются в банях водой, настоянной на целебных травах. Вепсы на Троицу приносят из леса молодые березки, украшают дома и церкви, и могут посадить их во дворе. Восточные славяне на Троицу украшают дома и храмы растительностью: ветвями березы, липы, дуба, орешника, травами и цветками васильков, ромашек, полыни, мяты и др. полевых цветов. Троицкой зеленью, побывавшей в церкви, славяне-язычники защищали дома и хозяйственные постройки, поля и огороды - втыкая в них пучки зелени, даже одевали на рога скоту. Отвар из троицкой зелени считали целебным [18.С.508; 12.С.4; 11.С.301]. Фитотерапевтическая практика подтверждает, что многие составляющие троицкой зелени (листья березы, сок березы, мята, ромашка, васильки, полынь) обладают ценными лечебными свойствами. Это нашло отражение даже в академических изданиях по фитотерапии [16.С.1].
Православный праздник Троицы удачно заместил языческие обряды культа растительности, а православное поминовение - ритуалы культа предков, хотя язычество и сохранило часть обрядных элементов. Возможно, Церковь ввела празднование Троицы в такой форме, чтобы произошло замещение светлым, радостным праздником языческих обрядов. Народные праздники, воспевающие красоту расцветающей природы, согреваемой солнцем, не были враждебны Православию, даже наоборот. Стал возможен удачный синтез радостного космизма, выраженного в любви к матери-природе, ко всему Божиему творению, и почитания триединого Бога-Творца, как источника блага, света и животворящей силы. Есть еще одна причина использования на Троицу растительности. Новозаветная Пятидесятница совпала с Пятидесятницей Ветхозаветной, когда иудеи освящали жатву и первые плоды по закону Моисееву. В честь иудейского праздника дома украшались цветами и ветвями, и Сионская горница, где сошел Святой Дух в тот день, вероятно, была украшена. Так закрепился обычай украшения растительностью домов и церквей, и приобрел богословский смысл: "теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым [3.С.109].
Цветом Церкви Христовой являются преподобные отцы, которые пользовались авторитетом среди верующего народа, и отличались глубоким смирением, трудолюбием, любовью к Богу и ближнему. Прп. Антоний Печерский (ок. 982-1073 гг.), родом с Черниговщины, почитается как "начальник всех русских монахов" и основатель Киево-Печерской Лавры. После нескольких лет практики умного делания на Афоне, научившись у афонских старцев, прп. Антоний был направлен на Русь и поселился в пещере под Киевом. Святой вел аскетический образ жизни, собрал много учеников и научил их молитве, которая ниспосылает на подвижника Божию благодать, приводит к созерцанию Бога [1.С.1]. Молитвенная практика умного делания учеников св. Антония была такой, что подготавливала подвижников к созерцанию Троицы. Среди всех храмов Киево-Печерской Лавры одним из почитаемых и самым древним является Троицкая надвратная церковь. Эта церковь единственная, которая пережила монголо-татарское нашествие. Она расположена прямо над главным входом в Лавру, над Святыми вратами, через которые никто не смел въезжать. Даже великий князь смиренно входил через врата пешком. Ныне Троицкая церковь считается ценнейшим памятником архитектуры и искусства. Декор и фрески церкви удачно совмещают аскетичность древней архитектуры и декоративность нового стиля, строгую идею и игру живых форм. Живопись церкви во имя Святой Живоначальной Троицы выделяется сочностью красок и безупречным написанием, раскрывая догмат о триединстве Божества, и повествуя о библейских сюжетах [17.С.17]. Есть все основания считать, что ныне известная роспись церкви достойно продолжила традицию почитания Святой Троицы, которая была начата еще прп. Антонием.
Прп. Сергий Радонежский (1314-1392 гг.), родом с ростовских земель. Св. Сергий почитается как чудотворец, покровитель всех учащихся, "игумен земли русской" и основатель Троице-Сергиевой Лавры. Св. Сергий собрал множество учеников и научил верующих почитать Святую Троицу. За советом и благословением к нему обращались как простые крестьяне, так и великий князь московский. При жизни св. Сергий созерцал нетварный божественный свет, сподобился посещения Пресвятой Богородицей. Ныне от мощей прп. Сергия изливается Божья благодать, исцеляющая верующих [5.С.117]. Во времена св. Сергия наблюдалось монастырское возрождение и укрепление связей с Константинополем и Афоном, на Русь шел поток церковной литературы, становились известны мистико-аскетические сочинения св. подвижников, молитвенная и созерцательная практики [13.С.13].
Прп. Андрей Рублев (ок. 1360-1430 гг.), родом, вероятно, с подмосковья. В отрочестве был благословлен прп. Сергием Радонежским на иночество. Св. Сергий, рассмотрев в Андрее дар иконописца, способствовал его развитию. По молитвам св. Сергия св. Андрей преуспел в иконописи, превзойдя всех иконописцев. Прп. Андрей вел жизнь аскетическую, по правилам афонских старцев, и удостоен был созерцания нетварного божественного света. О написании знаменитой рублевской иконы "Троицы" в "Житии..." поведано следующее: игумен Троицкой обители прп. Никон (ученик св. Сергия) повелел Андрею воздвигнуть иконостас в новом каменном храме и "написать икону Пресвятыя Троицы во славу преподобного Сергия. Преподобный же Андрей воззвал к великому авве Сергию, дабы тот молитвами и предстоянием своим пред Господом помог ему через образ имя Пресвятой Троицы пред человеками прославить и перед ангелами вознести, да воззрением на сей образ побеждается ненавистная рознь мира сего..." [4.С.1]. И действительно, образ Пресвятой Троицы, написанный ярким колоритом, как бы излучающий благодатный свет (несмотря на давность лет), производит умиротворяющее воздействие на душу зрителя. Особенно, на верующего и молящегося перед иконой. Золотое покрытие фона иконы и золото нимбов почти утрачено, но свет Божества сквозь икону сияет неизменно. Изображение "безупречно с точки зрения логики богословского прочтения... Троичность Божества, единого по природе, но множественного в Лицах-Ипостасях, никогда еще не раскрывалась столь убедительно средствами искусства. Фигуры Ангелов [символизирующих три Лица] равномасштабны и равночестны, но каждый из Них воспринимается как свободная и самодостаточная личность, пребывающая в абсолютном согласии и единении с остальными" [Великие художники. Том 34. Андрей Рублев. К, 2011. - 48с.С.17].
Прп. Александр Свирский (1449-1533 гг.), родился вблизи Великого Новгорода, по происхождению вепс (подтверждено антропологическими исследованиями мощей). Прп. Александр не раз сподоблялся созерцать нетварный свет Божества. Он единственный новозаветный святой, и второй после Авраама, кто был удостоен лицезреть Бога в виде трех Мужей. На месте явления Божия св. Александр основал обитель в честь Троицы (Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь). Место это великолепно: небольшое озеро, "но очень красивое, со всех сторон окружено лесом, так что ветви деревьев склонялись в воду; от реки же Свири верстах в шести" [14.С.21]. Прп. Александр почитается как чудотворец. Его мощи сохранились в состоянии поразительной нетленности (даже мягкие ткани лица), часто источая благоуханное миро, от которого исцеляются верующие.
Из житий преподобных отцов мы получаем представление о тесной духовной связи русского Православия и греческого, о древних традициях молитвы и созерцания, о почитании Троицы. Православное богословие, иконопись насыщены христианским космизмом, в котором на фоне радостного переживания красоты Божия творения не теряется созерцание красоты Творца, сияния нетварного света Троицы. Как писал о. Василий Зеньковский, даже "русский аскетизм восходит не к отвержению мира, не к презрению плоти, а совсем к другому - к тому яркому видению небесной правды и красоты, которое своим сиянием" делает ясной неправду "и тем зовет нас к освобождению от плена мира". Это аскетизм, который есть "средство и путь к преображению и освящению мира". И делает вывод: "отсюда становится понятным, почему так излюблен в русском церковном сознании образ "света" - свою веру народ любит называть "пресветлое Православие"..." [Протопресвитер Василий Зеньковский. Смысл православной культуры / Сост., предисл. В.Л.Шленова. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - 272 с.С.36].
Христианство преобразило жизнь и мировоззрение на Руси, как малая закваска формирует тесто. Через Церковь пришла грамотность, начиная со школ для детей высшего сословия, монастырей, и позже охватив все сословия [6.С.6]. Появилась общеславянская письменность, возникла профессиональная литература, живопись, музыка, архитектура [6.С.195], развивалась культура абстрактного мышления. Другие заслуги Христианства еще не осознаны в нужной мере: во-первых, оно избавило исследователей от авторитета языческого многобожия, хаоса олицетворенных сил природы, заменив его представлением о едином Творце (пусть и в трех Лицах), Который создал все по единому замыслу; во-вторых, человек теперь мог мыслиться, как образ Божий, владеющий познавательными и творческими способностями, подражающими премудрости и силе Первообраза, т.е. способный постичь все творение. Только оценив по достоинству указанные заслуги Христианства в подготовку почвы для нового витка культуры, мы сможем понять, как появился научный метод познания и сформировались науки. Только в этом случае мы сможем оценить феномен гениев-энциклопедистов, ученых и поэтов с философским уровнем творчества, тонко чувствующих метафизический уровень взаимосвязей в космосе, тонкую сгармонированность всего, что во вселенной существует и происходит.
Мыслители-космисты
Первым ученым-энциклопедистом на Руси был М.В.Ломоносов (1711-1765 гг.), из семьи крестьян-поморов. Он был не только основателем многим наук, но и поэтом, мыслителем. Заложил основы горной науки, металлургии, физхимии, литературной нормы русского языка, а также философской поэзии, создающей образ мироздания. Творческий подход Ломоносова был охарактеризован С.И.Вавиловым как "глубокое понимание неразрывной связи всех видов человеческой деятельности и культуры" [7.С.187]. Ломоносов был человек страстной натуры, конфликтовавший с начальством и церковными деятелями, уверенный в силе человеческого разума, но при этом верующий в премудрого и всемогущего Бога. Он пытался найти правильное соотношение между верой и знанием, исходя из того, что оно все-таки существует: "Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога", и "не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию". Ломоносов сравнивал природу со Священным Писанием, ведь и в первой и во втором проявил себя Бог: "Создатель дал роду человеческому две книги; в одной показал Свое величество, а в другой - Свою волю. Первая - видимый сей мир. Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность Его создания, признал Божественное Всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая - Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению..." И если Церковь учит по Священном Писанию, то по книге природы учат "физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий...". И потому "не здраво рассудителен" тот ученый, кто научным методом "хочет Божескую волю вымерять", как "и богословия учитель, если он думает, что по псалтыри научиться можно астрономии и химии". По Священному Писанию мы учимся добродетели, жизни, с волей Божией согласованной. А ученые "открывают храм Божественной силы и великолепия, изыскивают способы их ко временному нашему блаженству, соединенному с благоговением и благодарением ко Всевышнему". И те и другие "общо удостоверяют нас не только в бытии Божием, но и в несказанных к нам Его благодеяниях", потому "грех всевать плевелы и раздоры" между религией и наукой [Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия, М. - 2007. - 192 с.].
Философскую сторону поэзии Ломоносова можно охарактеризовать, как христианский космизм: идея Творца, переживание встречи с Богом доминируют над идеей сотворенного космоса и красотой бытия; свет Божий имеют более высокую ценность, чем свет сотворенный. О ярком Солнце и о превосходящем его сиянии Творца поэт писал ("Велик зиждитель наш Господь (Утреннее размышление о Божием величестве)" [7.С.221]):
"Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел,
Но взор Твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости Твоих очей
Лиется радость твари всей...".
Продолжателем ломоносовской традиции поэтического космизма является Ф.И.Тютчев (1803-1873 гг.), родом из Брянского уезда. Династия Тютчевых берет начало от человека из татарского народа, еще до времен князя Дмитрия Донского. Тютчев был многосторонний человек: дипломат, публицист и поэт. В его поэзии чувствуется духовное напряжение, космическая драма противоречивого бытия, в ней воспеты огонь человеческой любви и природные стихии огня, воды, таинственность древнего хаоса:
(Последний катаклизм)
"Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!"
*
(О чем ты воешь, ветр ночной?)
"О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо-жалобный, то шумно?..
О, страшных песен сих не пой
Про древний Хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!.."
*
"Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать..."
*
(Как океан объемлет шар земной)
"Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь - и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой...
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены".
*
Энциклопедистом и гением науки является Д.И.Менделеев (1834-1907 гг.), родом с Тобольска. Ученый внес вклад в физику, химию, метеорологию, метрологию, различные сферы техники и промышленности (нефтяную, химическую, угольную, металлургическую), а также в экономику, просвещение, социологию. Официально исследовал спиритические феномены и дал отрицательное заключение (против их объективной, физической природы). Активно участвовал во многих госкомиссиях, отличаясь государственным подходом во всех сферах [8.С.3]. Им написаны философские статьи, в том числе, обсуждающие взаимоотношения науки, религии и просвещения: "По моему разумению, грань наук, доныне едва достигнутая и, по всей видимости, еще и надолго долженствующая служить гранью научного познания, грань, за которой начинается уже не научная область, всегда долженствующая соприкасаться с реальностью, из нее исходить и в нее возвращаться, эта грань сводится... к принятию исходной троицы несливаемых, друг с другом сочетающихся, вечных (насколько это нам доступно узнавать в реальностях) и все определяющих: вещества (или материи), силы (или энергии) и духа... Признание их слияния, происхождения и разделения уже лежит вне научной области, ограничиваемой действительностью или реальностью. Утверждается лишь то, что во всем реальном надо признать или вещество, или силу, или дух, или, как это всегда и бывает, их сочетание, потому что одинаково немыслимы в реальных проявлениях ни вещество без силы, ни сила (или движение) без вещества, ни дух без плоти и крови, без сил и материи" [8.С.527]. В понятие духа мыслитель включал и религиозное постижение Бога. Менделеев был человеком справедливости и долга, причем долг им переживался на уровне долга перед страной, перед Богом.
В.И.Вернадского (1863-1945 гг.), основоположника геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии, генетической минералогии, по праву считают гением научно-философского космизма. Мыслитель родился в Петербурге, родословная его связана с Украиной. Разработал учение о биосфере - области жизни и взаимодействия планетарных сил и космических энергий, в котором раскрыто планетарное значение совокупности живых организмов, преображающих планету. А также - учение о ноосфере - области разума, в котором показано взаимодействие человечества с природой, предложена рациональная организация космоса разумным человечеством [2.С.С.5]. Ученый писал: "Космические излучения... непрерывно льют на лик Земли мощный поток сил, придающий совершенно особый, новый характер частям планеты, граничащим с космическим пространством. Благодаря космическим излучениям биосфера получает во всем своем строении новые, необычные и неизвестные для земного вещества свойства... Вещество биосферы благодаря им проникнуто энергией; оно становится активным...", совершая работу и изменяя планету [2.С.37]. Жизнью "определяется не только картина окружающей нас природы, создаваемая красками, формами, сообществами растительных и животных организмов, трудом и творчеством культурного человека, но ее влияние идет глубже, проникает более грандиозные химические процессы земной коры" [2.С.56]. "Исторический процесс... коренным образом меняется... Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. Перед ним... становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы... приближаемся, и есть "ноосфера"... Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете" [2.С.479]. Вернадский, не будучи верующим, с уважением относился к Православию и подчеркивал его большое культурное значение для страны. По его мнению, возрождение Православия среди интеллигенции не есть проявление реакции и застоя, наоборот, "история говорит нам, что человеческая мысль в области научного знания может постигать новое, а не топтаться на одном месте, только если рядом с научным творчеством идет широкое творчество религиозное" [2.С.569].
А.Е.Ферсман (1883-1945 гг.), родился в Петербурге, ученик и младший коллега В.И.Вернадского. Династия Ферсман имеет западно-европейские корни. Академик Ферсман был очень разносторонний человек: геохимик, минералог, один из основоположников геохимии, радиологии, а также "поэт камня", популяризатор науки. В популярных очерках просвещал молодежь знаниями о геохимии, о минералах. В поэтической прозе ученый мог разговаривать с минералом, как с живым существом, способным переживать. Из его слов рисовался такой образ, что обломок минерала "умеет прятаться от зоркого глаза искателя, а в ответ на обиду или несправедливость менять окраску" [Гегузин А.Е. Живой кристалл. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 1987. - 192 с.С.5].
Заключение
Cочетание уважения к матери-природе, трудолюбия и терпения, христианской добродетели любви к Богу и ближнему, желание познать окружающий космос и человека и, наконец, приблизиться к Творцу - вот главные составляющие светлого космизма наших православных народов, восточных славян и угро-финнов. Святая Троица благодатным светом животворит сердце каждого верующего, и через него воздействует на ближних, на все этническое поле православных народов, формируя гениев науки и искусства, святых подвижников, тонко чувствующих гармонию всего сотворенного.
Но вот в чем вопрос: что было предпосылкой того успеха, с которым Православие завоевало место в сердцах восточных славян и некоторых угро-финских народов? Не общие ли свойства мировосприятия, которые имели место еще в дохристианский период? Ведь в пользу такого предположения говорят определенные сходства в языческих праздниках и ритуалах. Но это требует отдельного рассмотрения, и не вмещается в настоящую работу.
Примечание. Все иллюстрации взяты из интернета.
Список литературы
1. Антоний Печерский. Православная энциклопедия Древо. Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/6413.html.
2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И.Вернадский; предислов. Р.К.Баландина. - М.: Айри-прес, 2013. - 576 с.
3. Двенадцать праздников Церкви. Двунадесятые праздники - от истории к осознанию. Сост. А.Баранов - М.: Образ, 2007. - 128 с.
4. Житие преподобного иконописца Андрея Рублева. Режим доступа: http://agiograf.narod.ru/dimitriy/month/rublev01.htm.
5. Избранные жития святых. Переизд. Спасо-Преображенского Мгарского монастыря. Краматорск, 2007. - 352с.
6. Как была крещена Русь. - 2-е изд., М.: Политиздат, 1989. - 320 с.
7. Лебедев Е.Н. Ломоносов / Е.Н.Лебедев. - М.: ОГИ, 2010. - 752 с.
8. Летопись жизни и деятельности Д.И. Менделеева. - Л.: Наука. 1984. - 531 с.
9. Лощиц Ю.М. Дмитрий Донской. Жизнь замечательных людей / Ю.М. Лощиц. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1983. - 367 с.
10. Мейендорф Иоанн (протоиерей). Введение в святоотеческое богословие. - Мн.: Лучи Софии, 2007. - 384 с.
11. Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы, Мордва, Удмурты. - М.: Наука, 2000. - 579 с.
12. О вепсах. Мифология и верования вепсов. Православные праздники и обряды. Режим доступа: http://vepsles.spb.ru/veps/index.php_option=com_content_task=view_id=32_Itemid=63.html.
13. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. - Минск, 2006. - 608 с.
14. Святой преподобный Александр Свирский / 2-е изд. - Краматорск, 2009. - 334с.
15. Слово в день Святой Троицы (Архимандрита Иоанна Крестьянкина). Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/gomiletika/85.html.
16. Скосарь В.Ю. О празднике Троицы. Режим доступа: http://samlib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/obodnoj2.shtml.
17. Храмы Киево-Печерской Лавры. Киев: Типография Киево-Печерской Лавры, 2011. - 79 с.
18. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии: около 1000 статей / Н.С. Шапарова. - М.: ООО "Русские словари", 2001. - 624 с.
19. Этничность. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. Обществ.-науч. фонд; Предс. Научно-ред. совета В.С.Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Мысль, 2010. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/3585.html.
30 мая 2014 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"