Скажу сразу - мне доподлинно неизвестно ни что есть первое, ни второе. Более того - это такая тема, окончательного решения духовного вопроса и не предусматривающая вовсе. Ибо - сколько носителей идей, столько и мнений. Поэтому - я предлагаю провести в некотором роде "мозговой штурм" по вскрытию этой блудной мысли, немного её обнажить (И заглянуть... туда, куда следует, но! Не на первом свидании ) - и далее по тексту, т.е. произвести примерно то, что проделали апокалипсические десять рогов над Вавилонской Блудницей: "И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне" (Откр. 17:16). Хорошо - есть и сжигать не будем - и, специально для тех, кто недолюбливает рациональный метод познания (сам такой), полагая, что разум духу помеха есть - пусть это будет духовно-визионерский штурм.
Задавая вопросы людям разной степени духовно-продвинутости и особам приближенным к (императору) таковым о сути данной темы, я получал ответы в основном в стиле: сие энигма есть, да знал бы прикуп - жил бы в Сочи, но - попадалось кое-что и интересное, например: "Граница нетварного лежит там, где исчезает образ", это уже интересно, запомним.
ИТАК - вопрос более или менее ясен с материей.
Её, собственно, и нету (так и хочется процитировать великолепного Воланда: "Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!.. Так, стало быть, так-таки и нету?"). А корпускулярно-волновой дуализм, знаете ли. Принцип неопределённости. Да и откромя того - бесконечная делимость атомов, ядер, элементарных частиц, суб_элементарных частиц, суб_суб, суб_суб_суб ... ну и так далее, т.е. - отсутствие дна делимости - классическая бездна. Да ещё и тьма над оной: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". Эко - сколько сущностей в одном отдельно взятом предложении! Тут тебе ещё и вода, да и сам Дух Божий пребывает в некоем нервическом неспокойствии... Кто имел наглость потревожить?..
Казалось бы - какое отношение к нашей теме могут иметь какие-то там ветхозаветные древнееврейские побасенки с неясным авторством, датировкой и крайне сомнительным идеологическим наполнением, при том, что в нашем современном арсенале познания чего только не сыщется? А вот поди ж ты. Возможно - (заграница) колляйдер нам поможет. Докопается таки до такой частицы, что не частица, а - броня! На которой так и будет написано: "Дальше не делюсь", и знак - "кирпич" - сушите мол, господа, вёсла. А то и того краше - просияет лик Господень, и сообщит об этом самолично. Хотелось бы. А пока - обещают всякие страсти наподобие возникновения микро-чёрных дыр, а космология пугает некоей тёмной материей (вот она, вот она - библейская тьма-бездна во всей красе!), да ещё и антивещество... в неравновесном состоянии с веществом - в противном случае - аннигиляция - и привет!..
Словом - ясность - просто наикристальнейшая. Ясно только то, что-то там колеблется. То есть, то нет. То - может быть. Вибрирует вероятность. Мельтешит. Не уверена. Сомневается. Робеет. Что? Эфир? Современные представления об эфире предполагают наличие в нём жёсткой кристаллической структуры, в которой опять-таки нечему колебаться. Наиболее экстравагантные теорийки говорят о том, что внутри этой кристаллической решётки звучат некие "звуковые тени", являясь "перво-словами", т.е. в энигматическом смысле - вибрации это ЗВУК, а звук - это СЛОВО, то самое из Иоанна: "Эн архэ эн о Логос".
Далее - нам говорят, что есть некое ПОЛЕ, оно же - особая форма материи, создаваемая так называемыми источниками поля физического, например: электрическое и магнитное поле создается заряженными частицами, а гравитационное - любыми частицами, обладающими массой. Великолепно. Осталось только разобраться - что есть эти частицы. А их таки и нет. Ибо - дуализм. Приплыли. "Сюжет распознан, закольцован...".
И вот, значит, дух. То самое поле - это уже дух, или ещё не_дух? Нам говорят - высокие вибрации, низкие вибрации (особо умиляет, когда говорят о плотностях: 3-я плотность, 4-ая, 5-ая и т.п., имея ввиду мерности пространства, связывая частоту колебательных процессов с плотностью материи и мерностью пространства-времени, что есть просто потрясающе, особенно с естественно-научных воззрений, но - не будем о грустном). А "Что колеблется", "Есть ли фаза у духа" - так и не ясно. Корректно ли говорить об информационном резонансе, когда резонанс волновой осязаемо имеет место быть (на принципе резонанса построена вся работа теле-радиосвязи, например)? Есть ли дух - всё та же, столь полюбившаяся нам материя, только с несколько более высокой частотой колебаний того_не_знаю_чего (а по сути - всего лишь высшее, высокотемпературное агрегатное состояние вещества - плазма или сверх_плазма), или принципиально ультимативно не имеет частоты, не имеет вибраций, являя собой абсолютную истинную твердыню?
Нам говорят - дух, скорее всего - не_тварен, не имеет образа. Снова чувствуется какая-то недостоверная зыбкость, энигматическая поэтичность, от чего, в данном случае, хотелось бы уйти подальше. Ибо - твердыню нам подавай. Однако - принципиальное неимение материального (а какого же ещё?) образа - это очень ценное указание. Далее. На голову снова приходят идеи информации и сознания. Рассмотрим - имеют ли они образ, могут ли являться твердыней? А пуркуа бы?..
Основной парадокс, связанный с информацией, звучит так - как может существовать идеальное - информация - вне своего материального носителя? Является ли это вопросом веры, или тут можно говорить о некоем твёрдом знании? Ну это вряд ли. Пожалуй, корректней говорить пока что только о гипотезах. Как было установлено выше сознание, как среда, оперирующая информацией (хорошо - пусть идеями, но они крайне просто становятся информацией, будучи зафиксированными, например, здесь же в тексте) - имеет ангелическую световую природу, для него - света - да, дух дышит где хочет, да, не существует ни времени, ни пространства, он всегда и везде, отражает, обозревает, освещает и освящает материю одновременно везде и со всех сторон.
Предложу следующую гипотезу - свет есть информация и её носитель одновременно. НО - то, что нам известно о свете сейчас, говорит о том, что свет опять-таки представляет собой колебательный процесс - вибрация одновременно магнитного и электрического поля в перпендикулярных плоскостях. Снова мы утыкаемся в это проклятие вибрацией. Искомая твердыня не вытанцовывается. Хотя - казалось бы - чего плохого в вибрациях - например, вихрь - мощный символ, коловращение всего и вся, от галактик до квантовых флюктуаций. Но - образ таки присутствует, и о твердыне тут сложно и заикаться...
...А как же всё-таки твердыня неба? Можно ли предположить, что ТАМ присутствует всё же иной свет, свет того мира, которому посюсторонний свет - имеющий вроде бы конечную скорость и разложение по осям колебательности - есть лишь воплощение - Аватара (и, как всякое воплощение - таки некоторые черты реального света урвавший, как, кстати, и мы - человеки, но - поскольку всё-таки нисхождение - качество копировки отличия от оригинала имеет, и не в лучшую сторону) - обёрнутость эфемерной временной плотью вибраций - света истинного, реального (того самого, о ком мы говорили: "Явился Свет - себя носитель будто..."), без_Сбразного и без_колебательного, твёрдого и абсолютного единого Сознания Я.
Что ещё нам может дать медитация над смыслом понятия "Дух"? Например, такое выражение, как "дух и буква" (о законе). Понятно, что буква - это нечто тварное, десакрализованное, профаническое, зафиксированное и не очень живое, применение закона "в лоб" - статья такая-то, параграф такой-то. А что же дух? А это уже есть элемент жизни идеи, творческое её приложение, нечто, что идёт от сердца, со-вести и даже, если хотите - любви. Таким образом, получается, что дух - есть нечто, что "цементирует", оживляет и одухотворяет неживую материальность, то - без чего, наше тело, например - лишь энтропическое сборище непонятных бездн, которые с радостью разваливаются, разлетаются, распадаются и разлагаются, стоит лишь только духу покинуть организм. Но пока организм жив - значит у духа есть на него какие-то свои виды, своё мнение относительно употребления тех самых бездн вещества: "Мир - другого мнения, выхода не видно...". Отсюда можно сделать вывод о том, что Дух - это то, что действительно ЕСТЬ, истинно бытийствует, то - что, собственно и составляет содержание понятия ИСТИНА.