Аннотация: Обзор рассказов-финалистов конкурса "Свободное творчество - 2015".
СТ-2015 ФИНАЛ
Читал как обычно из анонимного файла, чтобы добиться максимальной объективности в таком заведомо весьма субъективном деле. Однако стиль некоторых авторов настолько узнаваем, что принадлежность текста не вызывает сомнений.
1 Бесцветные из Уэстон-Крик
И сразу тот случай, о котором написал выше. Стиль стопроцентно узнаваем. Характерная особенность этого автора -- вычурность письма, претенциозность, местами зашкаливающая. Рассказ абсолютно "не мой" ни по стилистике ни по идейному наполнению, но признаю высокий уровень реализации.
2 Замкнутое пространство
Ещё один случай деанонимации анонима. Интересно что эти два текста идут следом. Стилистически они несколько похожи. Этот автор также часто прибегает к весьма оригинальным метафорам и приёмам. Ещё один "фирменный" знак -- некоторая ироничность авторской позиции, отчего произведения трудно воспринимать до конца серьёзно. Это всегда как-бы немного игра, условность. Вот и здесь качественно прорисованный мир кажется довольно условным. Кроме ироничности этому способствует некоторый, на мой взгляд, диссонанс -- судя по подаче и описаниям сознание рисует такой себе вполне стереотипный образ западноевропейского городка: ратуша, шотландский виски, дождь (возникает аллюзия на известный роман Стругацких), но в то же время на книжной полке героя Пушкин, Толстой, Майн Рид и Маяковский... А я никогда не встречал на "постсоветких" пространствах клишированных барменов, занятых "традиционным барменским делом".
3 Слансарга
Атмосферно. Тот случай, когда стилистика и детали "делают" незатейливый, в общем, сюжет запоминающимся.
4 На грани фола
На мой взгляд неудачно. В первой части автор прибегает к одному из самых проигрышных вариантов введения читателя в курс дела -- герои проговаривают друг другу всю фактологию. Но даже и этого оказывается недостаточно, потому автор вступает самолично, и даёт абзац пояснений, так сказать, открытым текстом.
В целом рассказ выглядит преднамеренным нагромождением разного рода нелепиц, чтобы только загнать одного из героев в ситуацию крайне для него неприятную, и затем продемонстрировать "чудесный" выход. Ну а мне видится в тексте вот такая мораль: даже и в далёком космосе капитализм ставит людей в условия, когда один должен рисковать жизнью, чтобы другой купил себе "реактивный флаер". Глупо, тоскливо и мерзко.
5 Красная дорожка
Рассказ из категории "жизненных". Всё очень реалистично. Но лично мне хотелось бы видеть не только качественно прописанную картинку, а и хотя бы намёк на анализ: отчего Милка стала такой, какой она стала?
6 Тени
Картина мира напоминает аналогичную в "Интерстеллар" - американские прерии, фермы, земля перестаёт родить, неизбежность, экологическая катастрофа. Мораль истории прозрачна -- мы живы, пока заботимся о ком-то другом. Неплохо, хотя и не слишком оригинально.
7 Зов
У рассказа проблемы с физикой поистине космического масштаба. Что за "космическая среда"? Несуществующий эфир? Или "совокупность внеземных физических сил, присущих небесным телам", как трактует словосочетание Экологический словарь? Но даже если так, то информация о "движении вселенной" никаким образом не может быть передана быстрее чем со скоростью света, т.е. упоминаемые в тексте резонаторы, а стало быть и "слухач" в своей камере получат сигнал одновременно с "сенсорами". Впрочем, "слухач", возможно, обладает большей чувствительностью, и раньше способен различить что-либо. Но тогда непонятно удивление механика.
А как пустота может "сомкнуться и раздавить" что-либо? Образ, конечно, эффектный, но абсолютно невозможный, потусторонний.
И нейтринный импульс не может причинить какого-либо вреда, ибо нейтрино практически не взаимодействуют с веществом. Ежесекундно через каждый квадратный сантиметр наших тел проходит около 6в1010 нейтрино, испущенных Солнцем, но мы никак этого не ощущаем. Может автор имел в виду нейтронный импульс? Внимательней надо быть.
Ещё один ляп: "Гравитация исчезла, и Аглая почувствовала, как натянулись ремни, удерживая потерявшее вес тело" - отчего ремни натянулись-то? Героиня что, в конвульсиях бьётся?
В целом по рассказу -- выходит так, что "слухач" каким-то образом преднамеренно уничтожил корабль вместе с экипажем, чтобы куда-то "войти"? Куда же? На тот свет? В бездействии обратиться в слух, стать призраком, разве это не смерть? Нет, я против такой "морали".
8 Нана
Любопытно, но слишком велика натяжка. Демон Максвелла в физике никого не ищет, в отличие от героя рассказа -- он просто открывает и закрывает дверь перед частицами. То есть тут параллель надуманная. И кроме того -- почему Нана вдруг должна быть "спасена" из-за стены? Она -- добрая, а все остальные там -- злые? И даже "мелкие", и даже тётя Ханна, которая с ними возится? Почему? Короче, получается киднеппинг какой-то под благородной маской спасения.
9 Сказочка
Очевидно, тут есть какая-то историко-этнически-фольклорная подоплёка, но мне она неведома. Рассказ вызывает противоречивые чувства, кажется фантасмагорией, где многое перемешано и нагромождено -- реальность и вымысел разного рода, от "фантдопущений" до притчи и сказки. Но потому и запоминается.
10 Башня
Этот рассказ следовало бы назвать иначе: "Сизифов труд", а эпиграфом взять слова из песни "Нау":
Хвать - летит над полем семя. Здравствуй, нынешнее племя. Хлоп - стучит горох об стену, Оп - мы вырастили смену. Зерна отольются в пули, Пули отольются в гири. Таким ударным инструментом Мы пробьем все стены в мире. Обращайтесь гири в камни, Камни обращайтесь в стены. Стены ограждают поле, В поле зреет урожай
Может, стоило бы строить не башню, а нечто совсем иное? Что именно? - Вот это и есть главный вопрос, который никак не затронут в рассказе. А принимать "гороховую" мораль я отказываюсь.
11 Внутренняя сторона времени
Колоритный рассказ. И правильная мораль, которая даётся герою высокой ценой -- нельзя жить ради прошлого, стоит жить ради будущей жизни.
12 N-Талка
Любопытно, но идея об утраченном "золотом веке", где агнец пасся рядом со львом, все люди были ментальными братьями, а хищники покорно позволяли себя убивать, мне не близка. Попахивает от неё... Вроде как мы по натуре "греховны", в отличие от предтеч. И в чём был для кроманьонцев смысл неандертальского первопроходчества, если те даже памяти о себе не оставили?
13 Девочка из Красноярска
Альбертушка, Серёженька, Гришенька... Адамович, Данилович -- это фамилии? И Антонович -- тоже? Не очень понял о чём это всё было. Про девушку, которая ангел?
14 Пифaгoровы штаны
Прямо "Страдания юного Вертера Мценского уезда" какие-то. "Жениться тебе, барин, надоть" - вот и всё тут. И при чём тут Раскольников с Разумихиным? Из положительных моментов -- стал вспоминать доказательство, и понял, что до героя мне далеко...
15 Алконавт
Ну молодец мужик, да. Правильные выводы сделал.
16 Фирс
Рассказ почти так же прямолинеен как и предшествующий. Идея не нова, но понравилось сочетание русской "классики" и андроидов. Правильно. Не всё же про ихние прерии и маленькие городки Среднего Запада писать.
17 На мосту
Сочетание грязи и красоты. Шаль, вуаль, толкач, передоз... картинная сигарета. Возможно, что-то здесь зашифровано, но я "не догнал".
18 Неприкаянные
"А ныне, а ныне, попрятались, суки,
В окошки отдельных квартир;
Ползет Козлодоев, мокры его брюки,
Он стар, он желает в сортир"
Живописания грязноватого исподнего человеческого бытия меня не прикалывают.
В целом по финалу должен сказать, что как читатель я остался скорее разочарован, увы...
Нет, с техникой в подавляющем большинстве всё в полном порядке, но вот с идейным наполнением... Где же вы, романтики? Где же вы, философы?
Так мало произведений, после прочтения которых хочется жить...