Skier : другие произведения.

Крош-1, Группа "Б": Обзор склеротика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор группы "Б" конкурса рассказов о школе.

КОНКУРС КРОШ-1, ГРУППА "Б"

ОБЗОР СКЛЕРОТИКА

 

Сначала не собирался писать обзор, намереваясь ограничиться комментариями в разделах авторов, но потом решил, что если уж всё равно придётся высказывать по каждому тексту более-менее развёрнутое мнение, то будет логично собрать всё в одном месте. Да и выставлять оценки, имея перед глазами полную картину, легче.

Обзор я не дополнял последовательно, после прочтения каждого рассказа, а решил сначала прочесть всю группу, а потом, при написании отзыва о каждом произведении, сначала попытаться вспомнить навскидку, по названию, о чём шла речь в тексте. Затем уже переходить к детальным замечаниям. Таким образом сразу станет ясно, каким авторам удалось зацепить моё читательское внимание, а каким - не очень.
Итак, приступим.

 

Кузнецов Н.А. Кусок детства 11k "Рассказ"

Сюжет этого рассказа запомнился мне своей стандартностью - он о притесняемом одноклассниками мальчишке-изгое, который находит в себе силы отомстить обидчикам.

К сожалению, не могу сказать, что рассказ понравился. Причины тут, как мне видится, две. Первая - недобрая общая атмосфера рассказа. Такое впечатление, что автор канализирует через героя собственную обиду и нереализованную агрессивность. Повторно вникать и перечитывать этот текст не хочется.
Вторая причина - неправдоподобность стилистики дневника героя, и её несоответствие возрасту. "Дневник" написан напоказ - не для себя самого, а для постороннего читателя. Но дневники так не пишутся. В них обычно выкладывается самое сокровенное, такое, в чём и себе-то самому, бывает, трудно признаться. Причём, написан "дневник" с позиции взрослого человека, анализирующего детские переживания. Двенадцатилетний мальчик вряд ли напишет:  "Возраст, когда начинаешь мастурбировать - постоянно боясь оказаться застуканным или с ума сходя от белого пятна на штанах, не может быть счастливым. Отстой все это. Игрушки уже не делают счастливым, и уже начинать бухать, курить и другими взрослыми способами получать удовольствие - тоже никакого желания."
В целом, основной посыл рассказа - борьба за существование. Но уж очень как-то всё угрюмо и беспросветно.

Дублекс Н.Г. Пв-8. Дело о картофельной шелухе 32k Оценка:9.36*5 "Рассказ"

По памяти: квазидетективная история с претензией на юмор. "Расследуется" загадочная пропажа школьного сторожа - алкаша. В результате оказывается, что он спит в подвале.

Увы, и этого автора я порадовать не смогу. На мой взгляд, коллизии рассказа натянуты и неправдоподобны. Чего стоит один только кот, налакавшийся дрянного портвейна (при том, что кошки не переносят запах спирта), нарочитая "забывчивость" директора и учителей - дверь в подвал, где спит сторож оказывается эдаким "роялем в кустах", при том, что в подвале хранят картофель, и, соответственно, периодически туда должен кто-то наведываться. Не лучше и появление доморощенной "мисс Марпл" в лице бабы Любы. Повествование о её прошлых заслугах сильно напоминает диалог двух отважных астронавтов, летящих к планете Кутюк, и путём диалога сообщающих читателю нужные, по мнению автора, сведения. На мой взгляд, не стоило подавать это от лица героев. Лучше было бы ограничиться текстом от автора. Факт проживания сторожа в общественном туалете на территории школы - без комментариев.
В целом рассказ соответствует собственному названию - это именно что "картофельная шелуха", юморок на уровне Петросяна. Прочёл - и плечами пожал. Ни чувства ни мысли.

Мельникова Л. Поступок 12k Оценка:8.23*4 "Рассказ"

Вот о чём этот текст - хоть убейте не помню! Название невыразительное, сюжет напрочь забылся.

На самом деле, рассказ о том, как мальчик, которого все считают хулиганом из неблагополучной семьи, проявляет благородство, и спасает младенца, украденного нищенкой.
И снова - проблема рассказа в недостоверности. Больше всего удивляет мамаша шестимесячного ребёнка, оставляющая его спать одного в коляске под окном многоквартирного дома. Абсолютный нонсенс! Говорю со знанием дела, поскольку у самого сейчас младшему чаду полгода. В этом возрасте дети очень активны - только что он мирно спал, но вот уже проснулся, и старается сесть, цепляясь ручонками за стенки коляски. Вывалиться может в два счёта! И это если забыть об опасности похищения. В реальности мамочки и на минуту боятся оставить детей одних. А тут такая потрясающая безалаберность.
В финале рассказа мораль дана открытым текстом, что явно не лучший вариант. И отдельный вопрос о соответствии теме конкурса. Привязка к школьной тематике ограничивается фразами о том, что "мальчик дерзил учителям", и "Завуч советовала сдать Гришу в детдом". В целом канва сюжета к школе отношения не имеет.

Уланова Л.Б. Не толстый! 7k "Рассказ" Детская

Рассказ не запомнился. По названию понимаю, что должно быть о неком толстом мальчике, но сюжет выпал из памяти.

Опять "не верю" - героем рассказа является странный мальчик, который в семилетнем возрасте не может назвать слова, начинающиеся на "а". Допускаю, что особо "запущенный" ребёнок может не знать написания букв, но уж звуки-то нормальные дети отличать могут. А когда просят нарисовать колобка, мальчик почему-то рисует танк.
Конечно, это вроде как детская литература, и тут допускается некое упрощение и незатейливый юмор. Возможно, автор хотел слегка пошутить, утрируя ситуацию, но больше похоже, что описан какой-то не вполне нормальный ребёнок. В общем, получилось не очень смешно.

Попов В.Г. Кошачий поцелуй 17k Оценка:7.66*10 "Рассказ" Фантастика

А вот тут память меня не подводит. Основная коллизия сюжета запомнилась. Мальчик спасает от хулиганья кошку, которая взамен наделяет его волшебными свойствами.

По сути, это один из традиционных сказочных сюжетов, перелицованный на новый лад - герой спасает какое-то существо, и получает взамен благодарность. Очень похоже на "Царевну - лягушку". Каких-то особенных впечатлений рассказ не оставил, но в целом неплохо.

Попов В.Г. Часовщик 27k "Рассказ"

Сюжет этого рассказа также вспомнить легко - затюканный в детстве мальчик вырастает в циничного, безжалостного человека, и мстит окружающим весьма изощрённым образом. Причём, "под раздачу" попадают и абсолютно невинные люди.

К рассказу у меня две основных претензии. Первая - непонятно, как из гнобимого и подавляемого родителями ребёнка мог вырасти настолько жёсткий и целеустремлённый человек? Обычно дети, которых родители сильно прессовали, становятся, напротив, вялыми и безвольными. А какой-то особой строптивости мальчика, так чтоб можно было предположить в нём сильный характер, не показано. И вторая - фантидея текста, в принципе, на высоте, а вот какой-то сверхидеи не просматривается. Банальной морали, о том, что третируемый ребёнок может превратиться в монстра, на мой взгляд, недостаточно. Хотелось бы чего-то более глубокого.

Берсенев М.Ю. Рэмбо и Здоровяков. Первая кровь 5k Оценка:8.00*3 "Рассказ" Детская

Сюжет рассказа вспоминается с трудом. Кажется, там было что-то о толстяке, карабкающемся по канату.

Вроде бы рассказ о преодолении собственной слабости, однако финальная фраза с моралью: "Он верил, что Высшие силы помогли ему в самый трудный момент", на мой взгляд, сводит весь пафос на нет. Такое впечатление, что автор стебётся над героем. Будь это чтиво для взрослых - сошло бы как забавная безделушка, но рассказ помечен как "детская литература". Что может вынести ребёнок из этого текста? Дети младшего возраста просто не поймут о чём речь, а подростки посмеются над толстяком Петей. В общем, я бы лично своему ребёнку читать этот рассказ не дал.

Берсенев М.Ю. Школьница в кольце шпаны 14k "Рассказ" Детская

Сюжет запомнился. Рассказ о том, как хитрая девочка обводит вокруг пальца грабителей-недотёп.

Однако, это, пожалуй, единственное доброе слово, которое я могу сказать в адрес данного текста. И проблема даже не в том, что шпана у автора получилась какой-то уж очень ненастоящей. Просто приведу цитату. Слова девочки: "Так что вы, ребята, занимаетесь международным бандитизмом! И я вам советую хорошенько помыть ваши попки! Да, и телефон тоже не простой: сигнал передается на спутник, и вычислить его местонахождение также легче легкого. Таким образом, в результате вашей операции против меня вы ничего не сможете продать. Даже носить куртку Мелкий и дня не сможет, и скоро ваши попки будут принадлежать потным дядькам из тюрьмы."
И вот это - ДЕТСКАЯ литература?! Как говорится, без комментариев.

Пик А. Домашнее задание 10k "Рассказ" Проза

Этот рассказ в памяти отложился. Возможно, потому, что сама идея такого рода "популяризации" классической литературы представляется мне весьма спорной.

Кажется сомнительным, что школьники, привыкшие воспринимать сюжеты классики не иначе, как в обёртке из вампиров и оборотней, заинтересуются, как же оно там было в оригинале. Обычно в таком случае внешний эффект просто-напросто затмевает всё остальное.
Есть претензии и по языку, тем более досадные, что данный автор знаком мне, как весьма хорошо владеющий выразительными средствами. А тут я начал спотыкаться буквально с первого абзаца. Кличка учителя - "П_а_лкан", в то время как "Полкан" пишется через "о", и никак иначе. Чуть ниже становится ясно, что режущее глаз "Палкан" является производным от ПА_веЛ КонстАНтинович, но всё равно каждый раз спотыкаешься об это "неканоническое" написание. С моей точки зрения - явный "прокол" автора.
Третий абзац начинается со слов: "Зубрила Ленчик Серов монотонно бубнил..." Признаться, я снова впал в умственный ступор, и был вынужден несколько раз перечитать фразу, чтобы понять, что речь идёт о мальчике по имени Леонид, а вовсе не о девочке по имени Лена. Ещё один "минус" автору.

Васильцев С. Про Рыбную Ловлю В Мутной Воде. 12k "Рассказ" Проза

Сюжет рассказа запомнился, хотя, на мой взгляд, его нельзя назвать завершённым.

Автору удалось передать атмосферу лета, и того восприятия времени, которое бывает только в детстве. Но есть, к сожалению, и проколы - герой рассказа утопил удочку, и пытается её достать. Утопил он её вроде как утром, а возвращается домой уже по темноте... Автор пишет: "Остаток дня был потрачен на поиски всплывшего удилища..." Остаток? Вышли ребята затемно ("Кое-где в окнах горел свет"), пришли на водоём "когда солнце уже приподнялось над абрисом пологих холмов", и "Наступал еще один долгий день, который предстояло чем-то заполнить." А удочку герой упустил через час после начала рыбалки. И по тексту выходит, что весь "долгий день" был потрачен на её поиски. Это в детстве-то, когда каждый день - за год? Вот как хотите - не верю.
Как уже писал выше, сюжет рассказа не завершён. Повествование обрывается на самом интересном месте - герои нашли клад старинных монет, но воспользоваться им отчего-то не смогли. Автор пишет: "Только сам так и не успел воспользоваться этой своей правотой. И с этим тоже приходится согласиться." Почему не успел? С чем "приходится согласиться"? Мне, как читателю, непонятно. К тому же, в конце происходит сбой в повествовании от первого лица на третье. Везде было "я", и вдруг: "- Зачем это! - удивился его друг...", хотя "друг" и есть главгер, который ведёт рассказ.
Ну и последнее - какое отношение имеет вся эта история к школьной теме?

Васильцев С. Про друзей 5k "Рассказ" Байки

А вот здесь подводит меня склероз. О чём текст - не помню. Придётся просматривать снова, чтобы высказать мнение.

Оказывается, это вроде забавная история про то, как герой запустил ужа однокласснице под платье. Но меня она почему-то не позабавила. Не смешно, увы.

Кузьмин Е.В. Magischer Verstand 6k "Рассказ" Оккультизм

Сюжет помню, хотя и довольно смутно.

Автору удалось передать картинку - стадион на берегу, ржавая калитка, холодное море, дерево. Как говорится, "зачёт". В целом впечатление положительное, хотя что-то определённое сказать трудно.

Ветнемилк К.Е. Классный час 23k Оценка:7.64*11 "Рассказ" Детектив, Фантастика, Сказки

"Тут помню, тут не помню" - название невыразительное, сюжет вспомнил с трудом. Пришлось чуть-чуть подтолкнуть память. Но когда вспомнил...

Вот здесь без всякой задней мысли могу сказать - понравилось! Фантидея - на "пять"! И финал "зачётный", и кульминация. Всё на месте. Смысл тоже присутствует.
Короче говоря - отличный рассказ!

Удонтий М. Рисунок ко Дню Победы 5k "Рассказ" Мемуары, Приключения, Юмор

Помню! И тут, действительно, присутствует юмор - читая рассказ, смеялся в голос, что со мной не так уж и часто бывает.

Хотя всё же хочу чуть-чуть придраться - автор немного перегнул палку с "Морлок, убивающий Гитлера на могиле неизвестного солдата". С такими вещами нужно поаккуратнее.

Мельникова Л. Лето после войны 12k Оценка:9.38*11 "Рассказ"

Этот рассказ я запомнил. Очень зрелый, и "живой" текст. Даже не верится, что принадлежит перу того же автора, что и "Поступок", показавшийся мне совершенно "картонным". Единственная претензия в рамках конкурса - слабая связь с темой. Действуют школьники, но рассказ совсем не о школе.

В целом - прекрасный рассказ.

Бережная Е.Г. Монстра 20k Оценка:8.09*7 "Рассказ"

Рассказ запомнился, но, к сожалению, не с самой хорошей стороны.

Единственный, но зато существенный недостаток, обрушивающий достоверность повествования - образ героини. Точнее говоря, авторская подача - в начале рассказа автор пытается навязать читателю определённое восприятие, которое потом последовательно опровергается на протяжении всего текста. Автор характеризует героиню как строгую и принципиальную, способную держать учеников в ежовых рукавицах, но единственным подтверждением "монструозности" учительницы служит эпизод поголовного выставления "неудов" по поведению шестиклассникам. И даже это больше похоже на истерику, чем на принципиальность.
А справиться с более старшими детьми Веронике и вовсе не по силам, - она не может "срезать" едким словцом распоясавшегося ученика. Мямлит что-то про "учебное пособие по биологии", обнаружив презерватив в классном журнале. А на совершенно уже хамский вопрос: "А Вы, вообще, знаете, что это такое?" (кстати, в художественном тексте "Вы" не пишется с большой буквы), "изо всех сил пытается не покраснеть".
Таким образом, вместо суровой "Монстры" перед нами предстаёт совершенно невинная и "зашуганная" девушка, абсолютно не умеющая себя "поставить". Дальнейшее развитие сюжета в ещё большей степени раскрывает образ учительницы именно в этом ключе. Понятно, что здесь и лежит задумка автора - показать, что под бронёй "монструозности" скрывается вот такая нежная и ранимая душа. Однако, проблема в том, что  это становится ясно буквально с самого начала рассказа. Исходного образа "Монстры", который пытается создать автор, нет.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что обзор, конечно, получился в большей степени критическим, нежели комплиментарным. Что ж, как написалось, так написалось. В конце концов, это всего лишь моё личное восприятие, без претензий на абсолютную истину.

Всем авторам - удачи и вдохновения!


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"