Впервые в жизни мы анализируем произведения авторов по нашим мирам - и это очень странное ощущение. Если честно, приступать к чтению было страшновато. Авторы старались, творили - но вдруг этим текстам воспротивится наша душа? И как тут никого не обидеть?
Но вот чтение позади. И знаете, какая основная эмоция? Радость и благодарность! А еще, если хотите - удивление. Оказывается, семена наших миров могут инициировать столь непредсказуемые, порою парадоксальные всходы! Знаете, в генетике есть понятие гетерозиса, который возникает при межвидовой гибридизации. Она очень редко приносит плоды. Но бывает. Вот, скажем, что такое "лигр"? Это гибрид льва и тигра. Они очень крупные, умеют хорошо плавать, общительны. Это нечто невозможное - но очень симпатичное.
Мы счастливы, что наши произведения послужили катализатором вашей безудержной фантазии, при этом реализованной в прокрустовом ложе литературного качества.
Спасибо всем вам, дорогие конкурсанты. Спасибо организаторам конкурса, Григорию Панченко и Артему Цветкову. Последние просили нас составить рейтинг ваших рассказов... Но знаете, как мы отвечаем на вопросы о том, какие наши вещи лучшие? Что мы не можем выбрать. Наши романы, повести, рассказы, сказки - это наши дети. Кто-то более удачен, кто-то менее - но мы любим всех. Пусть другие кого-то отмечают. Самая большая награда для нас - сам процесс работы, процесс рождения нового дитяти.
Надеемся, что авторы представленных рассказов тоже испытали эту радость. Надеемся на встречу с вами под обложкой сборника - книжки, которую приятно будет взять в руки, и для которой мы написали бы предисловие. А если организаторы все же хотят выделить победителей конкурса - мы делегируем им это право. /Комментарий организаторов: а мы им не воспользуемся :)/
С уважением, М + С Дяченко
О конкурсе
Мы ознакомились со всеми произведениями. Спасибо всем авторам и организаторам за огромную работу. Мы поверили в сборник. Дай Бог!
Вот наш рейтинг "призовой тройки":
ПЕРВОЕ МЕСТО РАЗДЕЛИЛИ ДВА РАССКАЗА:
"Быть" и "Я вышел на подмостки" (В принципе сюда же мы поставили бы и "Город для дракона", составив трио, но это уже опубликованная вещь, она написана не специально для конкурса и не в конкурсные сроки, так что действительно - другая номинация)
ДАЛЕЕ, ПО МЕСТАМ:
"Юстин" "Служба такая"
РАССКАЗЫ ИЗ ОСНОВНОЙ НОМИНАЦИИ, КОТОРЫЙ МЫ РЕШИЛИ НЕ РАСПРЕДЕЛЯТЬ ПО МЕСТАМ, НО ВНЕСТИ В ТОП "ОБЩИМ СПИСКОМ":
"Пусть всегда", "Старший", "Душа в тесных рамках", "Ключик-замочек", "Традиции", "Блеф", "Имя твое", "Алой нитью".
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПО КАЖДОМУ РАССКАЗОВ ТОПА, ВКЛЮЧАЯ ТРОЙКУ (Т. Е. ЧЕТВЕРКУ) ПОБЕДИТЕЛЕЙ:
"Быть" Хорошо написано. Такой перекрест "Ведьминого века" и "Долины совести". Нам было очень интересно читать этот "кроссинговер", если обратиться снова к категориям генетики. Но вот вопрос - все ли тонкости будут понятны для тех читателей, кто не знаком с текстами, так сказать, "прародительских хромосом"? Может быть, здесь не хватает какой-то аннотации?
"Я вышел на подмостки" Очень интересная задумка! Все хорошо - но только вот финал несколько скомкан... Будет воскрешение? Может, оно уже произошло, и будет происходить "каждый миг"? Что за стих в конце? Возможно, стоит предложить автору четче прописать финал - рассказ бы только выиграл.
"Юстин" Хорошо написано, требует лишь незначительной косметической правки, но все же уступает двум рассказам, разделившим первое место. Там по-настоящему оригинальная задумка, а вот этот рассказ более линеен. Он как бы в тональности исходной повести и в ее сюжете: нет новизны, парадокса. Вот финал, кстати, мог бы и поспорить с "Хозяином колодцев": возможно, реши Юстин, уставший от скитаний, преследований и свободы, образумиться, брось он монетку, взови к Аните - было бы сильнее, неожиданнее... Но это наше мнение - решать же автору.
"Служба такая" Хорошо и реалистично написано, с поворотом в конце. Интересное развитие нашего "Ведьминого века" с его службой чугайстеров. Но несколько однообразно. И не хватает все же просветления, доброты героя. Возможно, появись все это - было бы сильнее. Тогда у читателя возникла бы внутренняя полемика с главным героем, это подняло бы рассказ на новый уровень. Не просто в финале несколько слов, а в самом тексте, деталями, на всем его протяжении...
"Пусть всегда" Написано просто здорово! Хороший слог, образы, детали... Идея хороша. Тут странное дело: написано лучше многих, но далеко от оригинала, от наших миров и их духа. По "Цифровому" или даже, может быть, повести "Мир наизнанку" - но проблема в том, что все-таки недостаточно цепляет. Монтаж аттракционов, потрясающе написанных - а вот человеческой истории мало.
"Старший" Неожиданно! Сам рассказ интересен: он "изнутри", от собаки, и это интересная интроспекция. Но и сложная, хрупкая. При этом если, скажем, "Блеф" понятен без сопровождения, то "Старший" может мало что сказать читателю, не знакомому с "Казнью". Тут нужна ПОДВОДКА. Возможно, стоит дополнительно подчеркнуть идею "зависания" Сэнсэя между мирами.
"Душа в тесных рамках" Хорошо! Написано просто, но все есть, однако. И аннотация о глефах - хорошая сцепка, и тема контакта интересна. Эх, не до конца прописано... Вот бы заиграло, если бы было СОЖАЛЕНИЕ, понимание... Чуть больше сантиментов.
"Ключик-замочек" Хорошо написано! Несколько линейно, правда. И финал не прояснен... А самое главное - момент выбора поспешен. Там сердцевина всего... Почему все-таки она перешагнула через свое "не хочу"? Эх, если бы доделать это, хоть парой штрихов!
"Традиции" Лоскутность как прием. И с элементами постмодернизма. Пожалуй, со всем этим некий перебор: тут и Пушкин, и Ланцелот как грядущий убийца дракона... Не все читатели, быть может, поймут, кто такой в данном случае Ланцелот. И еще: в определенном смысле ушла поэтика романа...
"Блеф" Неплохо. Только финал немного скомкан, есть и чисто технические накладки (если ее лицо уже появилось на экранах - то как он выстрелит?). Эх, чуть бы больше рефлексий и деталей корабля... Но надо учесть, что наша "материнская плата" в виде "Пандема" - сложнейшая, и не так-то просто тут все построить.
"Имя твое" Хорошая поэтическая зарисовка. Но слабовата стилистика, и сам сюжет небезупречен. Странные, а, может, и случайные ассоциации - вот Навои... Почему? И уместна ли тут Цветаева? Но, в оправдание автору, надо учесть, что повесть "Подземный ветер" - тоже ведь поэтика. А поэтика - она такая, не от мира сего... И еще это странным образом перекрещивается с повестью "Две". Впрочем, для сборника это не помеха: полиморфизм - его фирменный знак.
"Алой нитью" Как бы пролог "Привратника"... Трогательно, но немного наивно и одномерно. Стилистически тоже не совсем: в комментах правильно отмечали длинные предложения, много пояснений через тире...
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПО ВНЕКОНКУРСНОЙ НОМИНАЦИИ
"Город дракона" Это Инна Живетьева. Интересный писатель. Тут и поэтика, и смысл... Украшение любого сборника: несмотря на то, что рассказ уже был опубликован.
"Северный дракон" Самый большой по объему рассказ, почти повесть. К сожалению, в этом своем нынешнем виде он для нас какой-то "детский". Но, возможно, после доработки (серьезной) ситуация изменится?
""Ведьмин век" - социальный роман?" Интересно? Да. Но как это будет смотреться в сборнике? Надо думать. Это не может быть ОДНО произведение публицистического жанра (статья, рецензия, даже эссе), должен быть каскад. И, возможно, другие элементы - стихи, рисунки... Особый раздел, даже скорее приложение?..
Те или иные шансы на включение в сборник есть еще у следующих вещей: "Transite ad inferos", "Золотой Ключик", "Последняя невеста дракона", "От аквариума к океану", "Жуй-трава", "Ведьмин день", "За пригоршню алмазов", "Наследие побед", "Под каменным небом", "Отклонение от нормы", "Смотри в корень!", "Девушка с родинкой на плече". Правда, вряд ли они могут попасть туда все: хотя бы потому, что создается ощутимый "перекос" по некоторым темам. Кроме того, в ряде случаев совершенно ясно, что рассказ имеет шанс лишь после серьезной доработки, а порой скорее даже переработки. Есть и другие причины. Но это вопросы уже "сборниковые", а не "конкурсные", и решать их надо отдельно.
Тем не менее все достойно и все интересно. Поэтому и возникло желание НЕ ПРИСУЖДАТЬ места, кроме первых трех. Для нас этот конкурс как бы реализация олимпийского принципа - главное не победа, но участие :)))