После окончания Великой Отечественной войны все паровозоре-монтные и вагоноремонтные заводы приступили к решению сложќной задачи - восстановлению подвижного состава, основательно изношенного и разрушенного войной. Из всех вагоноремонтных заводов страны Тамбовский оказался в самом трудном положении: он ремонтировал и пассажирские, и товарные вагоны.
Как правиќло, ледники подавались в ремонт из "отстойников", где за годы войны их скопилось большое количество. Вагоны были разных типов - двух- и четырехосные, отечественной постройки и из европейских стран, на автосцепке и без нее. Состояние их было плохое. У большинства отсутствовала кровля и металлическая армировка полов, карманы для льда. В полную негодность пришла изоляция, требовали замены деревянные настилы полов, наружная и внутренняя обшивы, обвязочные брусья кузовов. Большинство вагонов надо было списывать или полностью восстанавливать. Не в лучшем состоянии находились и пассажирские вагоны.
Московско-Рязанская железная дорога, к которой был прикрепќлен завод, направляла эти вагоны в ремонт по трафарету, как требующие капитального, среднего или годового ремонта. Фактиќческие затраты рабочего времени и материалов на восстановиќтельный ремонт вышестоящими организациями в расчет не приќнимались. Трудности усугублялись и тем, что лесная промышленќность поставляла на завод лес третьего и четвертого сорта. При его обработке уходило в отходы более половины объема. Завод оказался в тяжелом финансовом положении.
Основные средства завода, т. е. производственные здания, сооружения и оборудование, находились на низком техническом уровне. Колесный, сборочный, большегрузный, кузнечный и другие цехи были низкие, не имели мостовых кранов, а перекрытия в цехах вместо огнестойких были деревянными. Монтажный цех находился в старом сарае, а здравпункт в ветхом деревянном бараке. Требоваќлось провести реконструкцию цехов завода, но из-за отсутствия средств и материалов не имелось возможности ее осуществить. Справлялись с плановыми заданиями колесный, литейный, кузнечќный, механический и вспомогательные цехи, но зато сборочные и деревообделочный цехи срывали выполнение плана. В результате план 1945 года завод по валовой продукции не выполнил.
1946 год
18 марта 1946 года Верховный Совет СССР принял Закон "О восстановлении и развитии народного хозяйства СССР на 1946- 1950 гг.". В качестве основной задачи послевоенного пятилетнего плана намечалось в первую очередь восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта, без которых невозможно было развивать народное хозяйство страны. Закон предусматривал: "Полностью восстановить подвижной соќстав и улучшить ремонт паровозов и вагонов".
Тамбовскому заводу предстояло в 1946 году выпустить продукќции на 50 процентов больше, чем в довоенном 1940-м. На партийќно-хозяйственном активе завода, состоявшемся в марте, выступил с докладом П. Т. Порошин, в котором изложил задачи, стоящие перед коллективом по улучшению работы и безусловному выполќнению плановых заданий первого года четвертой послевоенной пятилетки. Выступившие парторг В. Иванов, председатель завкома М. Сорокин, токарь А. Шабалкин, начальник технического отдела Н. Челюстников и другие вскрывали недостатки в работе цехов завода, отмечали низкую организацию труда, ухудшение состояќния трудовой и производственной дисциплины, вносили предложеќния по улучшению работы, предлагали поставить перед НКПС вопрос о специализации заводов по ремонту определенных типов вагонов.
В цехах завода все больше появлялось людей в военной форме. Возвращались с фронта победители - Ю. Пересторонин, А. Гоќворов, М. Сыроежкин, В. Дементьев, И. Свиридов, В. Лотц, Н. Степанов, И. Козлов, В. Барановский, В. Люксембург и многие другие. Пришли в коллектив участники штурма Берлина - Г. Мандрыкин, П. Татаринов, В. Блинов, А. Лоќгачев, В. Васильев, А. Юрков, А. Эктов; участник битвы под Ста-линградом И. Дуранин, сражавшийся на Курской дуге А. Бутылин и принимавший участие в освобождении Болгарии В. Ульянов. Влились в коллектив завода и женщины, героини войны, с честью выполнившие свой долг перед Родиной, - А. Романова, О. Тарасоќва, М. Бернивега, А. Чекалина, Т. Хворова, М. Ерофеева и Л. Кривошеина.
В апреле 1946 года вместо переведенного на Дарницкий ВРЗ П.Т. Порошина на завод прибыл новый начальник В. Г. Поздняќков, ранее возглавлявший Канашский ВРЗ.
На заводе развертывалось соревнование за успешное выполнение заданий первого года 4-й пятилетки. Высоких производственных показателей в работе добились колќлективы цехов автогенного, инструментального, кислородного, возќглавляемые А. Аксеновым, Д. Артемьевым, В. Степановым, котоќрые успешно выполнили задания десяти месяцев. Пример наилучќшей организации труда показывали: С. Россихин - мастер болтовоќго отделения кузнечного цеха, С. Леонов - бригадир ледникового цеха, И. Кудянкин - бригадир комсомольско-молодежной бригады слесарей-автоматчиков, Н.Борисов - слесарь механического цеха и Б. Ерохин - кузнец инструментального цеха.
СВОЙ вклад в улучшение работы завода вносили рационализатоќры. Так, за 1946 год поступило 295 предложений, из которых было реализовано 206 с годовой экономией 891 тысяча рублей. Лучшиќми рационализаторами являлись начальник механического цеха В. А. Казьмин и слесарь Д. Мордовии, мастер колесного цеха А. Терехов, кузнец П. Воротников, конструктор С. Шитиков, наќчальник ОТК И. К. Сапожников и другие. Контроль за своевреќменным внедрением рацпредложений, необходимую помощь новаќторам оказывал главный инженер С. И. Иванов.
Однако, несмотря на все эти отдельные успехи, завод с планом производства 1946 года не справился.
Секретари обкома и горкома оказывали заводу помощь, сами непосредственно обращались к министру И. В. Ковалеву (с марта месяца наркоматы были преобразованы в министерство). Но Миќнистерство путей сообщения и Главное управление вагоноремонќтными заводами вместо того, чтобы оказать конкретную помощь отстающему предприятию, усилить его техническую мощь, реальќно планировать производственную программу, пошло по линии замены руководителей. В июле освободили от должности В. Т. Позднякова, назначив вместо него Н. В. Абраменкова, работавќшего ранее начальником Боготольского ВРЗ. Секретарем партийного комитета вновь избрали И. Н. Мельхиседекова, который с 1943 года являлся секретарем Ленинского РК ВКП(б) города Тамќбова.
Основная задача, стоявшая перед новым руководством, - добитьќся ликвидации отставания завода и обеспечить в последующем выполнение государственного плана.
1947-1949 года
Завод начал ощущать более реальную помощь после назначения начальником Управления П. Л. Щекина, а главным инженером П. Т. Порошина. По его рекомендации, вместо ушедшего по боќлезни С. И. Иванова главным инженером завода назначили В. А. Овсянникова, который после окончания института железнодорожќного транспорта работал на Тамбовском ВРЗ с 1937 по 1947 гг. старшим инспектором ЦВ НКПС.
Согласно решениям Главка заводу было предложено установить в литейном цехе два малобессемеровских конвертора, подготовить необходимую модельно-стержневую оснастку и опочное хозяйство и с января 1948 года приступить к выплавке стали и отливке запасных частей своего производства и для железных дорог. Неќпосредственное руководство по подготовке цеха к выплавке стальќного литья взял на себя В. А. Овсянников. Вновь, как и в годы войны, вся трудность по разработке чертежей на установку конќверторов, воздуходувки, необходимой оснастки и оборудования легла на технический отдел. Конструкторы под руководством Л. Г. Карамышева своевременно подготовили требуемые чертежи и плаќнировки.
Начальник цеха Л. В. Лобанов, мастер В. В. Трофимов, сталеваќры Н.Бабаев и М. Цепляев, заливщик М. Ольшанский, вагранщик Чугунов побывали на Канашском ВРЗ, где получили навыки и опыт работы составлять шихту, выплавлять в вагранке сталистый чугун и сталь в малобессемеровском конверторе.
18 февраля 1948 года в литейном цехе мастером Л. Измайловым и сталеварами Н. Бабаевым и М. Цепляевым были произведены две первые плавки и получено три тонны жидкой стали, из котоќрой были залиты формы с деталями, необходимыми заводу. Таким образом, на заводе положили начало выплавке стали в Тамбовской области. Отливка букс, тормозных башмаков, буферных станков и других деталей избавила завод от получения их, зачастую несвоевќременно, по кооперации.
Для улучшения работы заводов главный инженер Управления П. Т. Порошин вновь вышел в МПС с предложением о специалиќзации вагоноремонтных заводов. Его подлежал зам. Министра В. А. Гарнык и коллегия министерства. Предложение было накоќнец-то принято. С января 1948 года за Тамбовским ВРЗ закрепили ремонт только вагонов-ледников. Хотя их было и несколько типов, но это значительно облегчило работу коллектива.
Среди комсомольцев и молодежи завода развернулось соревноќвание за достойную встречу XI съезда ВЛКСМ, который открыќвался 29 марта 1949 года. Они взяли на себя обязательства досрочќно выполнить квартальный план при хорошем и отличном качестќве выпускаемой продукции. Комсомольско-молодежная бригада столяров сборочного цеха, которой руководил В. Дьячков, ежемеќсячно перевыполняла взятые на себя обязательства. В феврале молодежь бригады решила за счет уплотнения рабочего времени и лучшей организации труда еще больше повысить производительќность, и в результате напряженного труда февральское производќственное задание перевыполнили в два раза.
Групкомсорг разборочной площадки Н. Черемисин заявил, что комсомольско-молодежные бригады по разборке вагонов примут все меры к бережному отношению и максимальному использоваќнию старогодных деталей для ремонта вагонов, дадут экономии не менее семи тысяч рублей.
Выполняя утвержденные на 4-ю пятилетку организационно-техќнические мероприятия, коллектив монтажного цеха под руководќством начальника В. П. Казанского, мастеров А. И. Тенихина, А. П. Новокрещенова проделал значительную работу. Так, в рамно-кузовном цехе для подъемки вагонов установили 44 стационарќных электродомкрата и приспособление для отделения кузова от рамы вагона. Для перемещения вагонов с позиции на позицию в рамно-кузовном и сборочных цехах изготовили и смонтировали электролебедки. Ранее эти операции выполняли рабочие вручную, теперь же с ними справлялась бригада из трех человек, возглавляќемая Маленковым.
При активном участии начальника кузнечного цеха П. Д. Поќлякова изготовление деталей винтовой стяжки здесь перевели с подкладных на бойковые штампы, а в механокомплектовочном цехе внедрили поточный метод обработки этих деталей. Все это способствовало повышению производительности и облегчению труда рабочих.
В деревообделочном цехе смонтировали и пустили в эксплуатаќцию эксгаустерную установку. В результате древесная стружка от станков перемещалась по трубопроводу на расстояние до 150 метќров в котельную завода. В то время ежемесячно перерабатывалось до 2000 кубометров лесоматериалов. Ранее горы стружки перевоќзили на тележках вручную. Конструктор С. М. Шитиков, который проектировал эту установку, славился как высококвалифицированќный специалист. Интересен такой эпизод из его биографии. Он был в юности военным матросом, во время русско-японской войќны 1905 года участвовал в Цусимском сражении. В 1940 году в Тамбов приехал писатель А. Н. Новиков-Прибой. Во время встреќчи с рабочими завода он увидел С. М. Шитикова, подошел и обнял его. Оказалось, что писатель и инженер служили на одном корабле, входившем в эскадру адмирала Рождественского, они вспомнили об этом трагическом морском сражении у берегов Цусимы, давшей название роману писателя.
1950 год
В результате специализации завода ремонт изотермических вагонов в 50-м году по сравнению с 1949 годом увеличился более чем в полтора раза. План завершающего года пятилетки завод выполнил по валовой продукции на 100,2 процента.
Отрадным было то, что после неоднократных обращений в МПС в конце 1950 года Московской проектной организации включили в план разработку документации по реконструкции Тамбовского ВРЗ.
Наибольших успехов добился коллектив в октябре, выполнив план по валовой и товарной продукции на 103,2 процента, заняв в соцсоревновании одно из первых мест среди предприятий транќспорта.
С большим подъемом рабочие ледникового цеха выполняли задаќние - оборудовать до января 1951 года 140 теплушек для строитеќлей, возводивших в Москве высотное здание МПС.
Бригады по клепальным работам В. Бучнева, Н. Алферова, Г. Леонова, по обрешетке кузова В. Дьячкова ежемесячно выполќняли по две-три нормы. Досрочно, к 20 декабря, завершил планоќвое задание коллектив сталелитейного цеха, который добился в течение года экономии материала на 37 тысяч рублей. Хорошо работал коллектив колесного цеха, возглавляемый И. И. Сальникоќвым, который плановое задание года завершил к 15 декабря и за пятилетку увеличил ремонт колесных пар более чем в два раза.
1951 год
В 1951 году завод, несмотря на увеличение выпуска вагонов по сравнению с 1950 годом, повышение производительности и снижение себестоимости, плановое задание в целом не выполнил.
В 1951 году завод возглавил Наянов Владимир Иванович. Он руководил заводом в течении 10 лет.
1952 год
В 1952 году, по предложению академика Бардина, в сталелитейќном цехе, после проведенного обустройства, начали производить выплавку стали в малобессемеровском конвекторе с применением кислородного поддува. Это была первая экспериментальная устаќновка на заводах железнодорожного транспорта. В результате приќменения кислорода длительность плавки сократилась с 45-50 до 17- 20 минут, снизился расход ферросплавов на каждой тонне выплавќляемой стали. Выплавка стали с кислородным поддувом была осуќществлена впервые на Тамбовском ВРЗ. В дальнейшем кислородќный поддув был применен в вагранке при выплавке чугуна. Для уменьшения содержания серы в жидкой стали осуществлялось ее раскисление жидким чугуном, что значительно улучшало ее качество. Одновременно в цехе было смонтировало восемь формовочќных машин, установлены бункеры с подачей в них по транспортеќрам приготовленной формовочной земли. Облегчила трудоемкость работ и повысила производительность установка второго пятитонќного мостового крана.
Большая заслуга во внедрении передовых технологических про-цессов в сталелитейном цехе принадлежала коллективу цеха, при активном участии инженера-металлурга Л. Г. Измайлова, начальќника цеха П. М. Быкова, мастера М. А. Цепляева, сталеваров Ь. Н. Бабаева и А. Баженова, заливщиков М. Е. Ольшанского и И. Батищева, крановщиков А. Сашиной и Т. Курбатовой, а также В. А. Овсянникова, Н. Г. Челюстникова и главного металлурга управлеќния С. М. Богородицкого.
Внедрение новой технологии позволило значительно поднять производительность и увеличить выплавку стали с 3200 до 4800 тонн в последующие годы. Однако завод продолжал работать неќстабильно и не обеспечил выполнение годового плана.
Областной и городской комитеты ВКП(б), обеспокоенные такой работой, снижающей общие показатели промышленности города, обратились к министру путей сообщения с просьбой оказать завоќду помощь в материальном обеспечении.
В июле в МПС выехали первый секретарь Тамбовского горкома партии Е. П. Лобов и начальник завода В. И. Наянов, которые уложили министру Б. П. Бещеву о сложившемся тяжеќлом положении. В результате заводу выделили 40 вагонов лесомаќтериала, 6 вагонов металла различного профиля, изоляционный материал, что помогло работникам выйти из прорыва. В социалисќтическое соревновании в честь XIX партийного съезда все коллекќтивы цехов, кроме сборочных, улучшили свою работу. Начальники цехов Ф. К. Малин, В. П. Казанский, Д. Н. Поляков, И. М. Самоќродов, мастера А. Ф. Гвоздев, А. Г. Щербаков, М. А. Ноготков возглавляли соревнование среди других цехов за успешное выполќнение плановых заданий.
Постоянно оказывал помощь заводу первый секретарь обкома ВКП(б) А. М. Школьников. В начале 1952 года он посетил завод, осмотрел цехи, особое внимание обратил на условия труда и состояние бытовых помещений, посетил столовую. Сопровождал его и давал пояснения главный инженер В. А. Овсянников.
Вскоре министр путей сообщения Б. П. Бещев пригласил на прием начальника завода В. И. Наянова, секретаря парткома Ф. И. Колодина. На встрече присутствовал и А. М. Школьников.
В результате обсуждения министр издал приказ о начале рекон-струкции Тамбовского завода с 1953 года, которым было предусќмотрено: завершение разработки сметно-технической документаќции, выделение средств, материалов и подрядной организации строќителей, которым стало УСВЗ-8, возглавляемое Ю. И. Гавриловым, а в последующем до 1975 года А. Зубович. Одновременно были выделены средства на строительство жилого дома по ул. Интернаќциональной.
1953 год
В первом квартале 1953 года на успешное выполнение плана по всем технико-экономическим показателям оказала высокопроизвоќдительная работа сталелитейного, колесного, вагоносборочного, рамного цехов.
В 1953 году завод без остановки производства начал реконструироваться. Развернулось строительство внутризаводских дорог, проводилось наращивание стен цехов с заменой кровли, сооружались подкрановые пути, монтировались мостовые краны, модернизировалось существующее и заменялось изношенное и устаревшее оборудование, строились новые и расширялись старые цехи.
Начатая в марте реконструкция вагоносборочного цеха, создала серьезные трудности, связанные с выполнением плана ремонта вагонов. Половину цеха заняли строители. Они меняли перекрытия и наращивали стены. Это наполовину сократило производственную площадь, нарушило технологию ремонта, значительно затруднило проведение маневровых работ. В связи с этим завод был вынужќден организовать ремонт вагонов на установленных на открытой площадке 33 стойлах.
На прошедшем отчетно-выборном партийном собрании коммуќнисты завода резко критиковали работу партийного комитета, который не осуществлял должного контроля и не предъявлял треќбовательность к администрации и коммунистам - начальникам цехов и отделов, что приводило к отдельным срывам плана. Было приняќто постановление, направленное на улучшение работы завода. Секретарем парткома избрали А. М. Бутылина, работавшего до этого начальником ОТК.
Проводимая реконструкция требовала изготовления значительќного количества металлоконструкций, установки подкрановых пуќтей и нестандартного оборудования, разработки технологических процессов.
Руководители отделов Н. С. Гурьев, Н. Г. Челюстников, Л. В. Залесский, начальник ремонтно-механического цеха В. П. Казансќкий, энергосилового Ю. Л. Школяренко и строительного А. Ф. Макарчук постоянно осуществляли контроль и оказывали помощь при проведении работ.
При выполнении планового задания по валовой продукции в 1953 году план по ремонту изотермических вагонов выполнен не был. Но трудности, связанные с реконструкцией, завод все же преодолевал.
1954 год
С первых дней 1954 года завод из месяца в месяц начал выполнять план ремонта вагонов и изготовления запасных частей. Слесари рамного цеха А. Семенов, жестянщик К. Поздни- кин, слесари МКЦ А. Мосолова, Ю. Субочев, сверловщица М. Лоќсева, строгалыцица Ю. Рощина, токарь инструментального цеха С. Карев, маляр вагоносборочного цеха В. Трисмегистова и столяр А. Костромин добивались особенно высоких показателей.
Нормальной работе завода серьезно мешала захламленность от-ходами в цехах и на территории завода, которые возникали от разборки вагонов. Мусор вывозить было некуда. Потребовалось вмешательство МПС. Из ряда вариантов, разработанных проектќной документации выбрали оптимальный: построили железнодоќрожный тупик, а Дарницкий ВРЗ для Тамбовского завода отремонќтировал 20 списанных полувагонов. Таким образом, проблема выќвозки отходов была решена. Цехи и территория завода вскоре преобразились.
Внедренная маршрутная система передачи и ремонта запасных частой, своевременное обеспечение цехов металлическими и дереќвянными деталями способствовали улучшению ритмичности рабоќты. Значительная заслуга в этом была нового начальника произќводственного отдела И. Н. Мельхиседекова и его заместителя, опытного инженера и руководителя И. А. Хабло.
Но не только трудом единым жил коллектив завода. По инициќативе начальника завода В. И. Наянова в сборочном цехе, где в 1905 году проходили митинги во время забастовок, а в 1917 году проводилась запись добровольцев в Красную гвардию, были установлены мемориальные доски. Проемы стен украсились живописќными панно с эпизодами революционных событий, которые выќполнил талантливый живописец, рабочий завода, участник Велиќкой Отечественной войны А. П. Эктов. Во всех цехах создавалась художественная самодеятельность, в которой принимали участие более 350 человек. Почти каждый цех готовил свою концертную программу.
В ремонтно-механическом цехе создали мужской хор в составе сорока четырех человек. Хор настолько был хорош, что по итогам смотра получил право выступить в Москве на праздновании Дня железнодорожника. Начальники цехов на планерных совещаниях наряду с производственными вопросами докладывали о развитии самодеятельности в своих коллективах. В механокомплектовочном цехе имелся хор и танцевальная группа. Наиболее хорошо была налажена самодеятельность в ремонтно-механическом, вагоносборочном Љ 1 и энергосиловом цехах.
В Доме культуры "Знамя труда" после капитального ремонта появились люстры, паркетные полы, мягкие кресла, дорожки. Доќбивались больших творческих успехов драматический, хоровой, танцевальные коллективы, а также духовой оркестр, возглавляеќмые опытными руководителями М. Вилковым, А. Вилковой, Ю. Карякиным, В. Костроминым. Активное участие в клубной самодеятельности принимали многие работники завода. Так, в драќматическом коллективе, который ставил пьесы как классические, так и современные, проявляли артистический дар Н. Гурьев, М. Свиридов, А. Зверькова, Л. Измайлов, Н. Ананьев и Л. Ананьева, В. Козлов, Н. Куликов и другие. Дважды драматический коллектив завода занимал первое место в смотрах по Рязано-Московской железной дороге, и ему предоставлялось право в заключительном Всесоюзном смотре художественной самодеятельности железных дорог выступать на сцене Центрального Дома железнодорожников в Москве.
Стадион "Локомотив", спортзал клуба "Знамя труда", лодочная станция, большой катер, лыжная база - все это способствовало широкому развитию спортивно-массовой работы. Сотни молодых рабочих принимали участие в различных спортивных соревноваќниях.
План 1954 года по выпуску валовой и товарной продукции завод успешно выполнил. Была получена сверхплановая прибыль на сумму 82 тысячи рублей. За эти успехи обком КПСС, облисполќком и облсовпроф присудил заводу первое место в социалистичесќком соревновании промышленных предприятий области с вручеќнием переходящего Красного Знамени.
1955 год
В наступившем 1955 году на заводе продолжалась реконструкция отдельных цехов. Установка двух десятитонных мостовых кранов в РКЦ позволила производить подъем кузова вагона, разборку и сборку тележек. Смонтированная моечная машина для обмывки снятых с тележек вагонных деталей улучшила качество, снизила трудоемкость, повысила производительность труда и высвободила шесть рабочих.
Качество проводимых строителями работ, кроме главного инќженера В. В. Квижинадзе, главного механика Н. С. Гурьева, контролировали начальники вагоносборочных цехов Г. А. Карташов и В. С. Соколов. Успешное освоение установленного в цехах нового оборудования и оснастки позволило внедрить поточный метод ремонта вагонов. Началось наращение стен в кузнечном цехе и монтаж огнестойкого перекрытия в сталелитейном цехе.
Одним из основных факторов, способствующих досрочному вы-полнению плана 1955 года, стало внедрение в производство новой техники и организационно-технических мероприятий. Из утверќжденных на 1955 год 41 мероприятие за 11 месяцев было выполќнено 28 и семь находились в стадии завершения.
Так, в рамно-кузовном цехе оборудовали автоматную мастерсќкую с приспособлениями и приборами для качественного ремонта автотормозов, что значительно повысило производительность труќда рабочих - автотормозников. В сталелитейном цехе произвели перестановку конвекторов. Кроме улучшения условий труда за счет уменьшения загазованности в цехе, высвободилась дополниќтельная площадь для формовки деталей. В механическом цехе установленный эксцентриковый 100-тонный пресс позволил переќвести изготовление многих деталей на штамповку.
В вагоносборочном цехе внедренное рационализаторское пред-ложение Б.Н. Лазарева позволило производить окраску вагонов пистолетами-распылителями, что повысило производительность малярных работ, улучшило их качество и дало значительную экоќномию лакокрасочных материалов. Творческая мысль рационалиќзаторов во многом способствовала техническому прогрессу на заќводе. Зa 1955 год они подали 185 предложений, экономический эффект от которых составил 755 тыс. рублей.
Во многих цехах рачительнее стали использовать производственќные площади и оборудование. Так, если в 1 квартале в сталелитейќном цехе съем с одного квадратного метра формовочной площади составил 2,5 тонны литья, то в IV квартале он достиг уже 4,2 тонны. Съем поковки с одного тонно-молота за этот же период времени увеличился на 7,9 тонны, а съем колесных пар с одного токарного станка возрос на 222 штуки. Все это было достигнуто за счет умелой организации труда и руководства цехом П. М. Быкоќвым, П. Д. Поляковым и И. И. Сальниковым.
Во всех коллективах цехов развернулось социалистическое со-ревнование за достойную встречу XX съезда КПСС. В завершающем году пятой пятилетки план по валовой продукции завод выќполнил на 100,5 процента. Перевыполнили свои обязательства колќлективы кузнечного, колесного, сталелитейного, разборочного, механокомплектовочного цехов. Но, несмотря на значительное улучшению работы в 1954-1955 годах, задание пятилетнего плана в целом выполнено не было.
При обсуждении проекта Директив XX съезда по шестой пятиќлетке начальник завода В. И. Наянов на партийно-хозяйственном активе ознакомил коллектив с разработанным на пятилетие плаќном, который предусматривал рост в 1960 году по сравнению с 1955 годом валовой продукции на 47,7 процента, ремонта вагонов - на 30,8, колесных пар на линию - на 11 процентов. Изготовление поковки планировалось увеличить в 2,5 раза, а стального литья в два раза. На продолжение реконструкции завода намечалось заќтратить около 14 миллионов рублей.
1956 год
На решения съезда, прошедшего в феврале 1956 года, вагоноре- монтники ответили трудовыми успехами, выполнив план I квартаќла по валовой продукции на 105,6, товарной - на 109,1, по ремонту изотермических вагонов - на 108,2 процента. Высоких производќственных показателей добились слесари цеха подготовки вагонов А. Голубев и А. Кулаков, столяр ДОЦ П. Таран, токарь кузнечного цеха В. Власов, формовщик литейного цеха А. Афанасьев, бригадир слесарей цеха разборки вагонов Л. Кривошеина. Их имена были занесены в заводскую книгу Почета.
Вместо дереќвянного ветхого здания, в котором располагался длительное время монтажный цех с принадлежащей ему маленькой кузницей, распоќложенной рядом, построили двухпролетное здание блока вспомоќгательных цехов. В одном пролете располагался ремонтно-механи- ческий, а в другом - инструментальный цех с оборудованным кузнечным участком. Благоустроенные бытовые помещения создаќвали хорошие условия труда. Монтаж оборудования, установка металлообрабатывающих станков, пятитонного мостового крана осуществлялись силами ремонтно-механического цеха. Перед колќлективом цеха стояла сложная задача по выполнению плана капиќтального ремонта и установке нового оборудования, изготовлению и монтажу оснастки.
Коллектив цеха с поставленными задачами успешно справлялся. Прекрасно работали мастера участков: А. П. Новокрещенов, М. П. Феофанов, В. В. Барков, А. И. Тенихин, рабочие - Я. Ступников, Л. Медведев, Н. Рудаков, П. Малышкин, С. Иванников, Г. Санда- рович, М. Терентьев и другие.
Ремонтно-механический цех в 1956 году выполнил значительный объем работ: был смонтирован и пущен в эксплуатацию второй мостовой кран в литейном, монорельс с тельфером для подачи угля в энергосиловом. В колесном цехе были установлены шеечно-накатные и карусельный станки, высокопроизводительный станок "Рафомет" для обточки колесных пар. В колесном парке изготовќлен подкрановый путь и установлен мостовой кран. Появилось новое оборудование в механическом, деревообделочном и кузнечќном цехах.
Администрация, партийная и профсоюзная организации завода значительное внимание уделяли улучшению условий труда и быта заводчан. В построенном на улице Интернациональной доме полуќчили квартиры 30 семей рабочих и служащих, а в новое благоусќтроенное женское общежитие по Петропавловской улице пересеќлились ударницы производства. Рос и благоустраивался рабочий поселок по ул. Рубежной, Курской.
Досрочно, к 25 декабря, завод завершил выполнение годового плана по валовой и товарной продукции, ремонту изотермических вагонов и колесных пар.
1957 год
Успешно продолжало работать предприќятие и в 1957 году. С этого года завод стал именоваться - "Тамбовский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод (ТВРЗ) Главного управления по ремонту подвижного состава и производству запасных частей Министерства путей сообщения СССР".
Коллективы цехов, участков, бригад и передоќвики производства принимали повышенные обязательства, котоќрые выполнили с честью к 40-й годовщине Октября. За десять месяцев, в подарок Октябрю, дали сверх плана: валовой продукќции - 9500 тысяч, товарной - на 9600 тысяч рублей. Отремонтиќровали сверх плана 48 изотермических вагонов, 70 теплушек и 2169 колесных пар. Сверхплановая прибыль составила 3894 тысячи рублей. Производительность труда повысилась на 14,3 процента против плана, себестоимость продукции снизилась на 13,8 проценќта. Таких высоких показателей в работе коллектив завода достиг впервые за всю историю.
По итогам работы в III квартале труженикам предприятия вручиќли сразу три переходящих Красных знамени - МПС и ЦК профќсоюза работников железнодорожного транспорта, облсовпрофа, а коллективу колесного цеха - переходящее Красное знамя горкома КПСС и Горисполкома.
Работники колесного цеха, став на трудовую вахту в честь 40-й годовщины Великого Октября, еще в начале года, взяв обязательќство отремонтировать к празднику три тысячи колесных пар, факќтически изготовили 3462. 57 комсомольцев завода выполнили годоќвые производственные задания - это Б. Родионов, Ю. Колодин, О. Ноготков, Е. Ишин и Г. Головешкин, которые работали в счет 1958 года. Комсомольцами было сэкономлено материалов на сумму 730 рублей. Так, бригада Е. Иванова из сборочного цеха имела на своем счету сэкономленных 6,5 тонны кровельного желеќза.
Большую группу работников завода наградили значком "Отличќный вагонник" (одно из последних массовых награждений этим знаком. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09.1957 г. "О нагрудных знаках для поощрения работников железнодорожного транспорта" награждение нагрудными знаками МПС было прекращено. Вместо него отличникам отрасли стал вручаться единый нагрудный знак "Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта", учрежденный в апреле 1957 г. ), денежными премиями. Председателю заводского комитета профсоюза И. Н. Мельхиседекову была вручена - медаль "За доблестный труд", а маляру сборочного цеха В. В. Трисмегистовой - медаль "За трудовую доблесть".
Ремонтно-механический цех продолжал изготавливать оснастку и нестандартное оборудование в рамном цехе, где согласно указаќнию МПС завод обязывался в 1958 году приступить к освоению, а затем и к серийному изготовлению сложных по конструкции униќфицированных вагонов-контейнеров типа 8Т-46. Заводчане знали, что эти вагоны-контейнеры предназначены для перевозки ракет.
Из-за нехватки производственных помещений под постройку вагонов 8Т-46 руководством завода было принято решение органиќзовать их изготовление в рамном цехе и в близко расположенных сараях. Отсутствовало заготовительное отделение и склад металла с грузоподъемными средствами. Сборочно-сварочное отделение решили разместить в пролете рамного цеха, которое необходимо было приспособить к этой работе, так как помещение было ниќзкое и плохо проветриваемое. Малярные работы намечались проќводить во вновь построенном деревянном сарае, с обустройством в нем сантехнических устройств.
Специалисты с Калининского вагоностроительного завода, где строили аналогичные вагоны, прибывшие для оказания техничесќкой помощи, были удивлены и выразили сомнение, что в таких условиях можно строить вагоны-контейнеры, и они уехали убежќденными, что на Тамбовском ВРЗ из этого ничего не получится.
Кузов вагона 8Т-46 - цельнометаллический, сварной, гофрироќванный, длиной более тринадцати метров. Для каждого вагона необходимо было изготовить комплект внутреннего разборного оборудования и оснастки. Все это должно было строго отвечать техническим условиям, ГОСТу.
Для приемки готовых вагонов прибыл военный представитель заказчика (военпред) майор Г. С. Титов. Он вместе с работниками ОТК завода предъявлял жесткие требования к качеству выпускаемой продукции. В то же время оказывал большую техническую помощь заводчанам. За весь период выпуска вагонов-контейнеров завод реклаќмаций не получал.
Первые три вагона 8Т-46 коллектив рамного цеха изготовил уже в декабре 1957 года. Замечательных успехов в работе по изготовлеќнию первых вагонов добились мастера Ф. Юрасов и В. Ноготков, бригадиры Д. Бакарюкин, В. Дмитриевский, В. Иосифов, И. Бочаќров, И. Шмырев. Руководил цехом в то время П. В. Решетин.
Производственный план 1957 года по выпуску продукции был выполнен. Сверхплановая прибыль составила более б миллионов рублей. Успешно завершили второй год 6-й пятилетки коллективы всех цехов. За счет экономии материалов отремонтировали сверх плана 81 изотермический вагон, 1940 колесных пар. Был снижен простой вагонов в ремонте по сравнению с 1956 годом на 5,1 дня.
Завод изменил свой облик. В два раза выше стал вагоносборочный цех Љ1, были перестроены: колесный, рамно-кузовной, кузнечно-прессовый. Построены новые цеха: инструментальный, ремонтно-механический, вагоносборочный цех Љ2. Цехи стали светлее, просторнее, мощнее. Значительно возросла механизация многих трудоемких работ. Только за 1952-1957 годы на реконструкцию предприятия было затрачено18,6 миллиона рублей.
Вместе с обликом завода изменился и коллектив, который за эти годы стал моложе и образованнее. Уже не редкость было встретить сварщика, слесаря, токаря, окончивших железнодорожное училище Љ2, 10 классов или железнодорожный техникум, а отдельные командиры производства имели высшее и среднее техническое образование.
Для подготовки специалистов без отрыва от производства ещё в 1949 г. была создана заочная система обучения в средних специальных учебных заведениях транспорта. В жд.техникуме были открыты двухгодичные отделения по подготовке техников с сокращёнными сроками обучения из командиров-практиков, направлявшихся на учёбу предприятием. Были увеличены масштабы подготовки техников по специальностям энергоснабжения, открыто обучение по новым специальностям, в том числе, по изотермическому подвижному составу.
1958 год
В феврале 1958 года коллектив литейного цеха отмечал десятилеќтие со дня отливки первой тонны стали. За период с 1948 по 1958 год рост выпуска стального литья возрос в четыре раза. За это время было отлито 35,2 тысячи тонн. Завершили к 10 декабря плановое задание 1957 года, отлив 4870 тонн. Руководство завода обратилось в Главное управление об увеличении плана. В резульќтате в 1957 году общий выпуск стального литья составил 5020 тонн. Начальник цеха Л. Измайлов, секретарь партбюро В. Ульќянов, председатель цехкома А. Буданцев, мастера В. Трофимов, Н. Самородов, В. Бабайцев, формовщики В. Коныпин, Писакин, стерженщики М. Воронова, А. Попова, обрубщики М. Толстоусов, В. Киселев, вагранщик А. Сухоручкин, сталевары Б. Бабаев, Баженов и заливщики М. Ольшанский, И. Батищев, Н. Савельќев получили премии за это трудовое достижение.
В октябре 1958 года вместо перешедшего на работу в совнархоз В. Квижинадзе главным инженером завода назначили В. А. Овсянникова, который после окончания академии работал к тому времени главным инженером Таллинского паровозоремонтного завода.
Завершилась реконструкция кузнечно-прессового цеха. В цехе установили новое оборудование: горизонтально-ковочную машину, на которой начали изготовлять колончатые болты для поясной тележки типа "Даймонд", два эксцентриковых пресса мощностью 160 и 315 тонн, пневматический молот "Беше". Изготовление бойковых штампов для массовых деталей винтовой упряжки повысило производительность труда в 2-3 раза. Начальник цеха П. Поляков, его заместитель Н. Преображенский, мастер А. Гвоздев вложили много труда в реконструкцию и освоение нового оборудования. Обновленный цех увеличил выпуск поковки для нужд завода на 350 тонн.
Всего с 1950 по 1958 год в цехах завода было смонтировано 86 единиц металлорежущего, кузнечно-прессового, литейного, дере-вообрабатывающего и подъемного оборудования. Если в 1950 году стоимость всех основных фондов завода составляла 4595 тысяч рублей, то в 1958 году - 8008 тысяч, в том числе промышленно- производственного - 5476 тысяч рублей.
За этот же период выпуск валовой продукции возрос с 6192 тысяч до 9892 тысяч рублей. Если в 1950 году отремонтировали 2116 вагонов, из них 1578 изотермических, то в 1958 году соответќственно - 3534, из которых 3314 (двух- и четырехосных, капитальќного и среднего ремонта) изотермических вагонов.
В октябре 1958 года состоялся Пленум ЦК КПСС. Он принял решение о созыве внеочередного XXI съезда партии для рассмотрения семиќлетнего плана развития народного хозяйства страны на 1959-1965 годы. Многочисленный митинг состоялся на заводе. Встав на трудовую вахту в честь XXI съезда КПСС, больќшинство тружеников включилось в движение за коммунистичесќкое отношение к труду. Первыми поддержала инициативу молоќдежная бригада ремонтно-механического цеха Козакова, которая работала самоотверженно, систематически выполняла задание на 250-300 процентов. Высоких производственных показателей добиќвался участок мастера механического цеха Н. К. Кашковского, коллектив которого занимал трижды первое место среди других производственных участков завода, одним из первых включился в соревнование на звание участка коммунистического труда.
С больќшим трудовым подъемом встретили XXI съезд партии и 41-ю годовщину Октября работники завода. На 150-180 процентов выќполняли нормы выработки токарь колесного цеха В. П. Иванов и токарь ремонтно-механического цеха Л. Б. Медведев. Им неодноќкратно присваивалось звание "Лучший токарь". Замечательных успехов в соревновании добились кузнец кузнечного цеха Д. Роќманов, обрубщик сталелитейного цеха В. Киселев, станочник дереќвообделочного цеха А. Солопанов, токарь колесного цеха А. Рыльскова, электросварщица механокомплектовочного цеха М. Зайцеќва, слесарь ЦПВ В. Федотов.
Вахту в честь Ленинского комсомола несли 350 комсомольцев завода. Ими в комсомольскую копилку внесено около двух миллиќонов рублей. Собрано за десять месяцев 2080 тонн металлолома. Лучшие комсомольцы завода Б. Ярков, Н. Колупаева, В. Козаков, Б. Кубяков взяли на себя повышенные обязательства и работали уже в счет будущего года.
Тридцать комсомольцев за хорошую работу по уборке урожая на землях Казахстана были награждены почетными грамотами и значками ЦК ВЛКСМ. Среди них Ю. Жариков, В. Николашкии, В. Сертаков, В. Катароиов, Д. Коќжевников.
Соревнование за коммунистический труд оказало действенное влияние на выполнение заводом годового плана к 27 декабря. Сверх плана было отремонтировано 174 изотермических вагона, 1894 коќлесные пары; изготовлено 63 тонны поковки, 150 тонн стального литья. Завод получил прибыль 14264 тысячи рублей, в том числе сверхплановую - 756 тысяч. Успешно выполнил коллектив все обяќзательства, взятые на 1958 год и в честь XXI съезда КПСС.
Большие задачи были поставлены семилетним планом перед кол-лективом завода. Предусматривалось увеличить выпуск из ремонта изотермических вагонов на 35 процентов; освоить ремонт цельно-металлических изотермических вагонов с потолочными баками охлаждения и ремонт колесных пар с роликовыми буксами; осуќществить реконструкцию колесного, механического и разборочного цехов; пристроить отделение для ремонта роликовых букс к колесному и малярного отделения к вагоносборочному цеху.
В результате выполнения всех этих задач выпуск продукции на одного рабочего (производительного труда) возрос с 26,6 тысячи рублей в 1958 году до 36 тысяч в 1965 году.
1959 год
В 1959 году перед коллективом завода стояла задача увеличить объем производства по сравнению с 1958 годом на 7,6 процента - освоить и отремонтировать 100 цельнометаллических вагонов и построить 500 вагонов типа 8Т-46.
Итоги работы за первый кварќтал показали, что вагоноремонтники верны своему слову, выполќнив план по валовой и товарной продукции, отремонтировав сверх плана 6 изотермических вагонов, 131 колесную пару, выдав 20 тонн поковки и 27,5 тонны стального литья, получив сверхпланоќвой товарной продукции на 3,8 миллиона рублей.
Бригада коммунистического труда механокомплектовочного цеха в составе О. Александрова, В. Яркова, Ю. Трофименко и В. Волокитина выполнила задание первого квартала к 25 марта. Высоќкопроизводительно работали рамный цех, перевыполнивший плаќновое задание по строительству вагонов 8Т-46, инструментальный, ремонтно-механический, руководимые П. В. Решетиным, В. К. Муратовым, В. П. Казанским.
За послевоенные годы на заводе изменялся профиль производстќва, осваивались новые виды продукции, внедрялась более прогресќсивная: технология, все шире развертывалось движение рационаќлизаторов. Требовалось во все большем объеме разработка техниќческой документации и чертежей на нестандартное оборудование, оснастку. В связи с этим по инициативе главного инженера В. А. Овсянникова в мае 1959 года был создан конструкторский отдел, котоќрый возглавили В. И. Котликов и его заместитель В. В. Барков. В состав отдела вошли инженеры: В. Бабичев, В. Левин, В. Кривенцов, В. Борисов, Н. Рачинская, Л. Карамышев и другие.
Вот что вспоминает о создании КБ ветеран ТВРЗ Сергей Алексеевич Свиридов :
"По разным отделам собрали специалистов производства, которые активно участвовали в рационализаторском и изобретательском творчестве. При отделе главного технолога выделили им две комнатки, здесь же разместили скромный по тем временам справочный архив. Эта группа, состоявшая из нескольких человек, разрабатывала нестандартную оснастку, которая требовалась при ремонте ледников - изотермических вагонов, предназначенных для перевозки скоропортящихся грузов на большие расстояния.
Примерно в это время железнодорожный транспорт страны переходил с подшипников скольжения на подшипники качения. На заводе создали участок для ремонта усовершенствованных колесных пар, делали кран-балки, различные приспособления для подъема тяжелых деталей, словом изготавливали все, чтобы ремонтникам было удобно работать.
С появлением конструкторского бюро заметно улучшались условия труда, совершенствовалось производство. Если раньше завод был вынужден многое заказывать на стороне, например, в московских проектных или конструкторских организациях, то теперь выручало собственное КБ. С освоением ремонта новых видов транспортных средств - наливных цистерн, автономных рефрижераторных вагонов, пассажирского подвижного состава - крепло, развивалось и конструкторское бюро ".
Организаќция конструкторского отдела не только улучшила обеспечение цехов технической документацией, но и во многом способствовала ускорению проведения механизации тяжелых и трудоемких работ.
Усложнялись условия работы на заводе, а отдельные начальники цехов не имели технического образования. Им пришлось постуќпать в вечерний техникум железнодорожного транспорта. Только в 1959 году успешно завершили учебу И. И. Сальников, И. Н. Родинов, Ф. П. Юрасов, В. П. Казанский, Б. Д. Давыдов, Ф. С. Колодин, Н. Н. Королев, Н. Трусов, И. П. Белянский. Полученные технические знания способствовали их дальнейшей успешной раќботе.
В связи с увеличением выпуска вагонов 8Т-46 было принято решение о полной реконструкции рамного цеха. Предусматриваќлось нарастить стены цеха, увеличить его длину с 68 до 120 метров, построить с западной стороны второй пролет (с установќкой в каждом пролете мостовых кранов), а с восточной стороны возвести три этажа служебно-бытовых помещений.
На прошедшем в августе 1959 года партийно-хозяйственном акќтиве утвердили перспективный план технического развития завода на 1959-1965 годы. В соответствии с планом уже в первом полугоќдии был закончен монтаж оборудования во вновь построенном обрубном отделении сталелитейного цеха, установлены в рамном, механокомплектовочном цехах, колесном парке и в отделении реќмонта потолочных баков кран-балки. Выполнение 45 и 93 намеченќных на 1959 год организационно-технических мероприятий дало снижение трудоемкости на 199793 тысячи нормо-часов, экономиќческий эффект составил 435 тысяч рублей.
Высокими производственными показателями встретил коллектив завода свой профессиональный праздник - День железнодорожниќка. Радовало, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года были награждены: орденом Ленина токарь ремонтно-механического цеха Л. Б. Медведев; орденом "Знак Поќчета" токарь колесного цеха В. П. Иванов; медалями "За трудовую доблесть" мастер механического цеха Н. К. Кашковский и столяр деревообделочного цеха Н. К. Яковлев, медалью "За трудовое отќличие" мастер кузнечного цеха А. Ф. Гвоздев.
1961 год
В начале 1961 года В. И. Наянов по состоянию здоровья вышел на пенсию. Начальником завода назначили В. А. Овсянникова, а главным инженером В. В. Баркова, работавшего до этого заместиќтелем главного конструктора.
Этот год стал нелегким для коллектива. Хотя и повысилась производительность труда в рамно-кузовном цехе, где была смонтирована конвейерно-поточная линия по разборке телеќжек грузовых вагонов, и в механокомплектовочном, где также были механизированы операции по обработке букс литой тележќки, но в связи с неритмичным поступлением в ремонт изотермиќческих вагонов и в крайне неудовлетворительном состоянии, отќсутствии в достаточном количестве леса и изоляционных материќалов план по ремонту вагонов срывался. Хорошая работа сталели-тейного, колесного, кузнечно-прессового и вспомогательных цехов не могла перекрыть отставание, допущенное сборочными цехами. В результате плановое задание по валовому и товарному выпуску продукции в 1961 году завод не выполнил. За годы семилетки 1961 год оказался единственным, когда план не был выполнен. На XXII съезд КПСС, который открылся в октябре 1961 года, делегатом был избран председатель заводского комитета профсоюза А. С. Аксенов.
1962 год
В феврале 1962 года в областной комитет партии были приглаќшены начальник Управления МПС по ремонту подвижного состаќва и изготовлению запасных частей А. А. Парамонов, начальники Тамбовского ВРЗ и Мичуринского ПРЗ В. А. Овсянников и А. Б. Цаценко, секретари партийных комитетов этих предприятий. Секќретарь обкома Г. С. Золотухин обратился с просьбой к А. А. Парамонову разрешить организовать на Тамбовском и Мичуринсќком заводах изготовление котлов-кормозапарников типа КВ-200 для нужд сельского хозяйства области. Требовалось изготовить их около двух тысяч столь необходимых для приготовления высококаќлорийного корма для нужд животноводства.
После совещания в областном комитете КПСС А. А. Парамонов с группой специалистов Главка в течение трех дней знакомились с работой Тамбовского ВРЗ. Были решены многие вопросы, в том числе и дальнейшей реконструкции завода, жилищно-промышленного строительства, обеспечения материалами и запасными частями, совершенствования технологических процессов. А. А. Парамонов лично вникал в проблемы завода.
Начальник завода В. А. Овсянников вспоминал: "Хорошее впе-чатление у начальника Главка оставил ремонтно-механический цех, который считался в заводе лучшим по части условий труда и культуры производства. Чистота вдоль прохода, на тумбочках цвеќты, покрашенное оборудование. Коллективу было присвоено зваќние "Цех коммунистического труда". Начальник ремонтно-механиќческого цеха В. П. Казанский вложил вместе с мастерами А. П. Новокрещеновым, А. Ф. Бучневым, М. П. Феофановым много труда, чтобы достигнуть таких результатов.
В вагоносборочном цехе Љ 1, где стояли вагоны на позициях потока, около одного вагона на полу валялись новые шурупы и болты. Сделав замечание начальнику цеха Р. Ф. Корчагину, А. А. Парамонов обязал начальника отдела снабжения Главка уменьќшить заводу на 10 процентов норму расхода на метизные изделия.
При осмотре сталелитейного цеха, где решались технологичесќкие вопросы увеличения выплавки стали с кислородным поддувом, раскисление ее для уменьшения вредных примесей жидким чугуќном, порядок на производственных участках произвел хорошее впечатление на присутствующих. А. А. Парамонов объявил благоќдарность руководству и коллективу цеха и дал указание главному технологу Главка Я. П. Меркелю направить представителей из других заводов, имеющих литейные цеха, на Тамбовский ВРЗ для изучения опыта работы сталелитейного цеха.
В дальнейшем А. А. Парамонов оказал ощутимую помощь в снабжении завода материалами".
Изготовление котлов КВ-200 на заводе было поручено вагоно- сборочному цеху Љ 2. Благодаря умелой организации работ, сво-евременной поставке комплектующих деталей Мичуринским ПРЗ первый пробный образец котла изготовили в апреле. Он оказался высокоэффективным и был принят к серийному производству. За период с 1962 по 1965 год на заводе изготовили 1750 котлов.
В мае 1962 года Центральный Комитет КПСС совместно с Ми-нистерством путей сообщения провел Всесоюзное совещание раќботников железнодорожного транспорта, на котором были подвеќдены итоги работы транспорта за прошедшие три года семилетки и определены задачи улучшения его деятельности в свете решеќний XXII съезда КПСС, в том числе промышленных железнодоќрожных предприятий. Совещание проходило в Кремле. Тамбовсќкий вагоноремонтный завод представляли начальник завода В. А. Овсянников и мастер сталелитейного цеха В. В. Бабайцев.
Завод продолжал успешно работать. Так, в первом полугодии был выполнен план по товарной продукции, ремонту изотермичесќких вагонов, производительности труда. Было отгружено сверх плана 481 колесная пара, 590 комплектов деталей для авторегулятоќров, 34 тонны поковки и 45 тонн деталей стального литья. Коллекќтив завода взял обязательство досрочно, к 20 декабря, выполнить годовой план и дать 40 тысяч рублей сверхплановой прибыли.
В ноябре завод получил задание: до конца года освоить, а с 1963 года приступить к изготовлению тормозных горочных башќмаков. На 1963 год был установлен план в количестве 456 тысяч штук. По разработанным конструкторами В. С. Левиным и Л. Г. Карамышевым чертежам на нестандартное оборудование и пресќса для обжима заклепок ремонтно-механический цех изготовил оснастку. В цехе произвели частичную перестановку оборудоваќния. В последующие годы установили конвейер для передачи колодочек от сверлильных станков к нагревательным горнам и обжимным прессам. Комплектующие детали для сборки башмаќков, колодочка и полозок, поступали с Люблинского литейно- механического, а заклепки - с Днепропетровского стрелочного заводов. Кузнечно-прессовый цех (начальник П. М. Фирсов) усќпешно справился с поставленной задачей и концу декабря здесь изготовили первые сто башмаков.
Среди цехов, достигших высоких показателей в работе и систе-матически выполнявших производственные задания, был колесќный, который всегда находился в авангарде соцсоревнования. И в 1962 году он выполнил годовое задание. Высоких показателей в работе добивались рабочие смен мастеров Р. Карташова и П. Пискарева. Ежедневно выполняли задания токари по расточке колес и накатке шеек осей колесных пар А. Карнаухов, А. Рыльскова, В. Ноздрюхин и другие.
Дружно работал в течение года ходовой участок рамно-кузовного цеха мастеров А. Силаева и А. Попова. Производственное задаќние участок выполнил к 20 декабря. Впереди шли бригады коммуќнистического труда по разборке тележек В. Дубинина и В. Спириќна.
20 декабря завод завершил выполнение годового задания по всем технико-экономическим показателям, выпустив сверхпланоќвой продукции на 581 тысячу рублей.
1963 год
В январе 1963 года кузнечно-прессовый цех продолжал осваиќвать и с каждым днем наращивал изготовление тормозных горочќных башмаков, достигнув к концу месяца выпуска 1774 штуки в сутки, что на 250 превышал суточное задание. Все коллективы цехов в новом году добивались высоких производственных показаќтелей. Напряженно трудился коллектив вагоносборочного цеха Љ 1 (начальник В. М. Мистрюков), который в первом полугодии отреќмонтировал сверх плана 35 изотермических вагонов.
Соревнование за коммунистический труд охватило не только отдельных рабочих и бригады, но и участки и цеха. Если в 1959 году на заводе это звание было присвоено пяти бригадам и шести рабочим, то в октябре 1963 года за его присвоение боролись 10 цехов, 21 участок, 49 бригад и 404 рабочих. Высокое звание полуќчил участок мастера А. Тенихина из ремонтно-механического цеха. Лучшие бригады автоматной мастерской А. Бучнева, слесарей- монтажников ремонтно-механического цеха П. Касьянчика полуќчили звание "Бригада коммунистического труда".
Методично выполнялся план технического и социального развиќтия завода. Началась реконструкция колесного цеха, закончилось строительство двух 32-квартирных домов по ул. Гастелло. Рядом с заводским пионерским лагерем каждый цех начал строить дачные домики, в которых можно было одновременно отдыхать двум семьям. Первыми домики построили цех подготовки вагонов и деревообдеќлочный. Лодочная пристань пополнилась новыми лодками. Все большее количество молодежи принимало участие в спортивных мероприятиях. Все это способствовало повышению производительќности труда и выполнению планового задания.
По непродуманному указанию свыше подсобное хозяйство завода было ликвидировано.
В декабре уже в счет 1964 года работали токари механокомплек- товочного цеха А. Кольцов, А. Шабалкин, П. Незнамов, сверловќщики М. Лосева, А. Прокофьев.
В целях повышения ответственности руководителей и мастеров цехов за экономические показатели работы с 1 июля на заводе начали проводить балансовые комиссии. Материалы готовили руќководители отделов ПЭО, ООТиЗ, главной бухгалтерии. Комиссия охватывала все стороны работы цеха за текущий год. Учитывались экономические и производственные показатели, состояние трудоќвой и производственной дисциплины, охраны труда и техники безопасности. Основная ответственность по подготовке возлагаќлась на главного бухгалтера В. Ф. Попова и его заместителя И. А. Болотова. На комиссии заслушивался начальник цеха, бухгалтер, экономист, нормировщик, мастера. По итогам обсуждения издаќвался приказ по заводу, в котором отмечались вскрытые недостатќки, намечались меры, направленные на улучшение работы цеха. Балансовая комиссия проходила по утвержденному начальником завода графику. Он же являлся ее председателем. В результате резко возросла ответственность руководителей цехов за работу коллектива.
Плановое задание 1963 года завод выполнил как по валовой, так и по товарной продукции. Добился снижения себестоимости.
К 1 января 1964 года завод достиг уровня производства, заплани-рованного на 1965 год.
1964 год
Большое значение для дальнейшей работы завода имело окончаќние в начале 1964 года реконструкции колесного цеха. До реконќструкции основной пролет цеха имел четыре поперечных кирпичќных стены, разделяющие цех на пять почти полностью изолироќванных друг от друга помещений. Между основным корпусом цеха выварочным отделением существовал разрыв около десяти метров. Высота перекрытий не позволяла установить в цехе мосќтовые краны или кран-балки. Грузоподъемные работы по перемеќщение элементов колесных пар, установка их на станки для обраќботки осуществлялась при помощи целого ряда поперечных, проќдольных и кольцевых монорельсов с тельферами и индивидуальќных подъемников у станков. Все это не позволяло внедрить более прогрессивную технологию ремонта и формирования колесных пар и сдерживало дальнейшее повышение производства.
Реконќструкция колесного цеха являлась основным мероприятием, заплаќнированным на 1965 год. В ходе реконструкции провели перепла-нировку внутренних помещений, нарастили стены, что позволило установить мостовые краны действующие (после разборки попеќречных стен) вдоль всего цеха. Полы выстлали метлахской, а стены на высоту двух метров покрыли облицовочной белой плитќкой.
Все монтажные работы в цехе были возложены на ремонтно- механический цех. Возглавлял работу опытный мастер Н. П. Новокрещенов. Монтажники изготовили и установили фермы переќкрытия Подкрановые пути, смонтировали мостовые краны и друќгое подъемно-транспортное оборудование.
Знаменательно, что все работы, связанные с реконструкцией, проводились без остановки цеха, который продолжал работать в три смены и выполнять план.
Создание своего отделения по реќмонту колесных пар с буксами на роликовых подшипниках оказаќло значительное влияние на дальнейшую работу не только колесќного цехa, но и завода в целом. Отсутствие ранее роликового отделений ставило завод в крайне затруднительное положение.
Дело в том, что поступавшие в ремонт вагоны, которые имели колесные пары с буксами на роликовых подшипниках, опускали на временные тележки, а снятые колесные пары отправляли для ремонта на Отрожский ВРЗ. После возвращения их из ремонта, что часто бывало с опозданием, приходилось вторично поднимать вагоны для подкатки постоянных тележек. В результате ремонт задерживался, а стоимость его возрастала.
Постройка роликового отделения ежегодно экономила заводу 50 тысяч рублей. После проведенной реконструкции колесный цех стал лучшим на заводе. В то время на роликовом участке трудилось всего шесть слесарей-ремонтников под руководством мастера участка Н. Стукалина: Ю. Степанов, В. Нестратов, В. Иванов, Ю. Рожков, Н. Белов, Г. Власов. Необходимые приспособления и шлифовальное оборудование разрабатывалось заводскими конструкторами, неоценимый вклад вносили рационализаторы. Все разработки (приспособления для шлифовки роликов, колец подшипников, шлифовки крепительных втулок) быстро воплощались в металл и практически без задержек активно применялись в производстве. Эти приспособления до сих пор используются в работе.
В июне предприятие получило дополнительное задание: освоить, а с 1965 года организовать ремонт вагонов для перевозки вина и живой рыбы В-20. Было принято решение ремонт "живорыбных" вагонов производить в одном из пролетов вагоносборочного цеха Љ 2, а "винных", после ремонта РКЦ ходовой части, в вагоносборочном цехе Љ 1.
С началом строительства бытового корпуса, который располагалќся рядом со зданием заводоуправления, приступили к благоустройќству заводской и прилегающей к заводу территории. Заасфальтиќровали внутризаводские дороги. В результате исчезла сеть узкокоќлейных путей, по которым долгие годы транспортировали грузы из цеха в цех и на склады. Вместо вагонеток появились электроќкары и автопогрузчики.
Благоустроили и площадки, прилегающие к зданию заводоуправ-ления как с улицы, так и на территории завода.
Между зданием заводоуправления и вагоносборочным цехом Љ 1 проходило пять железнодорожных путей, на которых стояли после проведенной разборки, подготовленные для ремонта изотерќмические вагоны. Когда рабочие переступали проходную завода, то их взорам открывалась неприглядная картина. При проведении благоустройства оставили только один путь, предназначенный для сдачи отремонтированных вагонов работникам отдела техническоќго контроля и инспекторам ЦВ МПС. Освободившуюся площадь и дорогу, идущую от сталелитейного цеха до автотрансцортного, заасфальтировали. С двух сторон посадили деревья, декоративный кустарник и цветы. В результате получилось красиво и уютно.
Перед заводоуправлением разбили сквер, посадили березки. В сквере на пьедестале, облицованном белыми мраморными плиткаќми, установили вместо бюста Владимира Ильича Ленина полный памятник. Он был изготовлен в художественном фонде Тамбова. Площадку вокруг постамента выложили цветными плитками. Поќсаженные деревья и кустарники, установленные в сквере скамейќки, множество цветов преобразили прилегающую к заводу терриќторию. В благоустройство территории много труда вложили главќный механик завода Ю. Л. Школяренко, конструктор отдела главќного механика Т. И. Попова, руководители ремонтно-строительноќго и автотранспортного цехов П. М. Проскуряков и Б. А. Помочилин, бригада каменщиков, возглавляемая П. Я. Баженовым.
Несмотря на трудности, связанные с реконструкцией цехов и благоустройством территории, освоением новых видов продукции, взятые социалистические обязательства коллектив завода выполќнил досрочно, к 15 декабря, дополнительно изготовив продукции на 1488 тысяч рублей. На протяжении всего года наиболее произќводительно работали цехи сталелитейный, кузнечно-прессовый, колесный и вагоносборочный Љ 1 - начальники В. Ф. Ульянов, П. М. Фирсов, И. И. Сальников и Р. Ф. Корчагин.
1965 год
Вступив в последний год семилетки, коллектив продолжал рабоќтать высокопроизводительно, ежемесячно успешно справлялся с плановыми заданиями. На заводе поддержали почин московских и ленинградских предприятий о повышении качества и бездефектќной сдаче продукции с первого предъявления.
Отделы технологический, технического контроля, труда и зараќботной платы провели подготовительные работы. Разработали поќложения и инструкции по организации приемки выпускаемой продукции. Значительно повысились требования работников ОТК к качеству изготавливаемых деталей. Первым стал работать по новоќму методу коллектив колесного цеха, где коэффициент сдачи отреќмонтированных колесных пар с первого предъявления достиг уровня 97,5 процента.
Ежемесячно на общезаводском и цеховых совещаниях проводилќся День качества, на котором с информацией выступал начальник ОТК Д Г. Берков, а в цехах контрольные мастера. После провеќденного анализа они характеризовали состояние качества выпусќкаемой продукции как по заводу в целом, так и в каждом цехе. Одними из первых среди участков начали сдавать продукцию с первого предъявления кровельщики вагоносборочного цеха Љ 1 и токарный участок ремонтно-механического цеха. В первом полугоќдии соревнованием за бездефектную сдачу продукции были охваќчены все цеха.
С высокими производственными показателями встретил коллекќтив завода 20-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Согласно Указу Президиума Верховного Соќвета СССР участники войны и работавшие в военное время на заводе были награждены юбилейной медалью "XX лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Медали вручали наќчальник завода В. А. Овсянников, секретарь парткома А. М. Бутылин, председатель профкома Н. П. Алексеев и секретарь комитета ВЛКСМ А. С. Панков.
Партийный и профсоюзный комитеты приняли решение о со-оружении мемориальной доски "Никто не забыт и ничто не забыќто" в память о погибших на фронтах работниках завода и о создании музея истории завода, для чего образовали две рабочие комиссии. В комиссию по сооружению мемориальной доски воќшли участники войны В. М. Суриков, В. И. Козлов, Д. А. Верещаќгин, В. И. Муратов и Н. П. Ананьев, в комиссию по созданию музея - ветераны партии и труда В. И. Наянов, Д. Г. Артемьев, И. К. Сапожников и П. И. Каретников.
В целях максимального использования при ремонте вагонов ста-рогодных материалов и деталей с августа 1965 года внедрили на заводе маршрутную систему организации ремонта и передачи от-ремонтированных деталей в цеха. Разработку и внедрение в проќизводство маршрутной системы возглавили отделы производственќный, планово-экономический, труда и зарплаты - начальники Н. Я. Нисес, Н. А. Федосов, И. Ф. Силантьев. Внедренная система увеќличила поступление старогодных материалов и деталей на ремонќтируемые вагоны, что значительно повлияло на снижение себестоќимости их ремонта.
На прошедшем в сентябре партийно-хозяйственним активе приќняли решение о развертывании социалистического соревнования за достойную встречу XXIII съезда КПСС. Взяли встречные обязаќтельства о досрочном, к 20 декабря, выполнении плановых задаќний, определенных заводу на 1965 год.
Коллектив завода успешно справился с заданиями семилетнего плана. В 1965 году по сравнению с 1958-м объем производства вырос в два раза, а валовая продукция с 9892 тысячи рублей до 19798 тысяч при неизменном количестве рабочих. Завод работал рентабельно, выпустил сверхплановой продукции на 1500 тысяч и получил сверхплановую прибыль на 697 тысяч рублей, отремонтиќровав 3232 изотермических вагона.
За годы семилетки более совершенными станками пополнился парк оборудования. Всего за семилетие на заводе было смонтировано 238 единиц металлорежущего, кузнечно-прессового, литейного, дере-вообрабатывающего и подъемно-транспортного оборудования.
В рамно-кузовном цехе смонтировали и пустили в эксплуатацию поточно-конвейерную линию по сборке тележек грузовых вагонов, мостовой кран грузоподъемностью 5 тонн. В вагоносборочном цехе Љ 1 на позициях потока установили 48 стационарных электроподъќемных площадок для постановки изоляции и наружной обшивы, а также для производства кровельных и малярных работ. Создали механизированный участок кровельных работ, где установили станќки для загибки одинарных и двойных швов, пресс мощностью 200 тонн для уплотнения швов в листах оцинкованного напольного настила изотермических вагонов. Это устранило тяжелые ручные операции по загибке и уплотнению швов, снизило трудоемкость на 48 тысяч нормо-часов. В сталелитейном цехе сдали в эксплуатацию литейный тележечный конвейер с бункерной эстакадой, механизиќрованным землеприготовительным отделением. От кислородной станции к сталелитейному, колесному, рамно-кузовному цехам был проведен кислородопровод, что устранило ручной труд при погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах.
Поќвысилась эффективность использования основных фондов. Если в 1958 году выпуск валовой продукции на один рубль основных фондов составлял 2 рубля 30 копеек, то в 1965 году достиг двух рублей 80 копеек. Значительный вклад в дело технического проќгресса внесли рационализаторы и новаторы завода; 1273 рационаќлизаторских предложения дали 595 тысяч рублей экономии.
Было сдано в эксплуатацию 13900 квадратных метров жилой площади. Предприятие первым в городе освободиќлось от ветхих деревянных бараков, в которых раньше проживали семьи рабочих.
В кузнечном цехе смонтировали две горизонтально-ковочные машины, одна усилием по ползуну 800, а другая - 500 тонн. Эти машины ранее были установлены на Тамбовском заводе подшипќников скольжения. Министерства путей сообщения и машиноќстроения согласовали вопрос о передаче горизонтально-ковочных машин с баланса завода подшипников скольжения на баланс вагоќноремонтного завода.
Экономический эффект от внедрения нового оборудоваќния доставил 56600 рублей.
Всего за семилетие на капитальное строительство завод израсхоќдовал 3978 тысяч рублей, а на капитальный ремонт зданий, соору- жени" и оборудования - 3539 тысяч. В 1965 году стоимость всех основных фондов предприятия составила 12293 тысячи рублей, в том числе промышленно-производственных - 7295 тысяч.
В прошедшие годы семилетки умело руководили партийной ор-ганизацией и в трудных условиях мобилизовали коллектив завода на выполнение плановых заданий работавшие секретарями партќкома И. Н. Мельхиседеков, В. Т. Гниненко, Ф. С. Колодин, А. М. Бутылин, В. М. Мистрюков.
Долгие годы добросовестно трудились опытные организаторы профсоюзной работы председатели профкома: Н. Д. Ноготков, А. С. Аксенов, Н. П. Алексеев.
Хорошо работали замечательные организаторы и квалифициро-ванные специалисты и начальники отделов и цехов: А. Д. Васильќева, А. В. Варламов, Н. Г. Челюстников, П. В. Решетин, Д. Г. Берков, Н. П. Ананьев, В. И. Петров, Ю. Л. Школяренко, Л. Г. Измайлов, Ю. И. Крапивин, Ю. И. Быстров, В. В. Данков, В. М. Суриков, Я. А. Прудников, Д. А. Верещагин, В. И. Козлов, И. И. Сальников, В. Д. Козлов, М. В. Свиридов, Г. А. Карташов, А. В. Сбитнев, М. М. Ширшов, Д. Н. Поляков, Н. Н. Поляков, В. Ф. Ульянов, А. И. Сторожилов, В. Н. Орлов, Р. Ф. Корчагин, М. М. Спиридонов, В. Н. Мочалин, И. М. Самородов, Б. Г. Ситников.
1966 год
Выполнением взятых социалистических обязательств встретил коллектив завода открытие XXIII съезда КПСС. В апреле 1966 года было изготовлено сверхплановой продукции на 51 тысячу рублей, выпущено дополнительно 10 изотермических вагонов и 325 колесќных пар.
Утвержденные съездом "Директивы пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 годы" обсуждались на состоявшемся в мае открытом партийном собрании с докладом "О задачах завода по выполнению решений XXIII съезда КПСС и перспективном плане развития завода на 8-ю пятилетку", выстуќпил главный инженер В. В. Барков. После обсуждения доклада выступили начальник завода В. А. Овсянников, начальник ОТК Д. Г. Берков, начальник механокомплектовочного цеха М. В. Свиќридов, секретарь парткома Л. М. Бутылин и другие. Был принят перспективный план развития завода на 1966-1970 годы.
Планом предусматривалось увеличение производства с 19,7 мил-лиона рублей в 1965 году до 25 миллионов в 1970-м. Намечалось увеличить за пятилетку ремонт вагонов с 3230 до 4300 штук, выпуск валовой продукции на один рубль основных фондов поднять с 2,85 рубля до 3,12, повысить производительность на 18 процентов. За счет производимой реконструкции ввести в 1970 году 10800 квадратных метров производственной площади. Завод вступил в новый этап своего развития, продолжая специќализироваться на выпуске изометрических вагонов и запасных частей.
Согласно плану организационно-технических мероприятий к 1 мая в рамно-кузовном цехе были введены в эксплуатацию две поточные конвейерные линии по ремонту изотермических вагонов с деревянными и
цельнометаллическими кузовами. Обќщий экономический эффект от внедрения составил 92 тысячи рублей.
Был сдан в эксплуатацию трехэтажный бытовой корпус для раќбочих сборочного, рамно-кузовного и механокомплектовочного цехов, что значительно улучшило условия труда и быта в этих коллектиќвах. На первом этаже разместились проходная и здравпункт с терапевтическим, зубоврачебным, хирургическим отделениями и физиотерапевтическим кабинетом, в котором были установлены современные аппараты и приборы. Наличие рентгеновского кабиќнета, фотория, ванного отделения, в котором можно было приниќмать хвойные, радоновые, морские ванны и циркулярный душ, позволяло проводить квалифицированное лечение с незначительќной потерей рабочего времени. В здравпункте работало постоянно восемь врачей и десять медицинских сестер, кроме этого, раз в неделю вели прием кардиолог, невропатолог, окулист и отоларинголог. Для сравнения - в 1920 году имелся только один фельдшер. Работники завода всегда выражали свою благодарность за чуткое и внимательное отношение врачам Н. Ф. Свиридовой, О. К. Саликовой, М. Г. Дайнекиной, Г. М. Овсянниковой, Ю. М. Черенковой, Н. Р. Огибину, 3. Я. Толмачевой и Л. Ф. Колковой, медицинским сестрам-фельдшерам В. К. Измайловой, А. П. Рябовой, Л. В. Кузмицкой, В. М. Столяровой, М. П. Казарцевой, Е. В. Корнишевой, М. И. Колтаковой и другим, которые работали в здравпункте как в прошедшее, так и в настоящее время, отдавая свой опыт и знания на оказание медицинской помощи и поддержку здоровья тружеников завода.
Дружно и слаженно трудился в 1966 году коллектив деревообде-лочного цеха. Борясь за экономное расходование материальных ценностей, за полугодие его работники сэкономили 255 кубичесќких метров лесоматериала, 80 килограммов разных гвоздей, 20 килограммов лакокрасочных материалов, 1800 киловатт-часов элекќтроэнергии. За счет сэкономленных материалов выдали деталей на два ремонтируемых вагона. Особо отличилось в труде отделение мастера П. И. Несмеянова.
С гордостью на заводе был встречен Указ Президиума Верховќного Совета СССР от 4 августа 1966 года о награждении орденами и медалями двадцати работников завода за высокие успехи в выполнении семилетнего плана.
Орден Ленина получил кадровый рабочий, ударник коммунистического труда, выполнивший досрочќно задания семилетки, столяр рамно-кузовного цеха Александр Ильич Костромин.
Орденом Трудового Красного Знамени награжќдены начальник колесного цеха И. И. Сальников и электросварщик механокомплектовочного цеха В. И. Волокитин.
Орден "Знак Почета" вручили начальнику завода В. А. Овсянникову, секретарю парткома А. М. Бутылину, председателю профсоюзного комитета Н. П. Алексееву и слесарю-наладчику кузнечно-прессового цеха Т. П. Воропаеву.
В 1966 году завод выполнил свои социалистические обязательстќва, добился сверхплановой экономии 190 тысяч рублей и отремонќтировал дополнительно 12 грузовых вагонов.
В октябре прошло партийное отчетно-выборное собрание, на котором секретарем партийного комитета завода избрали В. Ф. Колоскова, ранее работавшего в депо ст. Тамбов.
1967 год
В 1967 году празднование 22-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на заводе отмечалось особо торжественно. Площадь между заводоуправлением и вагоносборочным цехом Љ 1 была заполнена. Рабочие и служащие, ветераны войны и труда, родственники погибших, учащиеся ГПТУ, пионеры, курсанќты военного училища летчиков пришли на митинг, посвященный Празднику Победы и открытию мемориальной доски в память погибших в войне работников завода.
Право снять покрывало с мемориальной доски предоставили ве-теранам войны М. Р. Бернивеге, Д. А. Верещагину и ветеранам труда А. И. Костромину и Р. Д. Дегтяревой. Золотом на мемориальной доске блестят слова "Никто не забыт, ничто не забыто" и 302 фамилии бывших работ-ников завода, отдавших свою жизнь при защите Родины.
Заводской поэт Дмитрий Алексеевич Верещагин в честь открытия мемориальной доски написал стихи: