Сопутешествие с образом преподобного Сергия Радонежского по Прииртышью
(записки паломника)
В декабре 2014 года я участвовал в паломнической поездке по Омской области с иконой всея Руси чудотворца Сергия Радонежского. Это небольшое по времени путешествие произвело на меня огромное впечатление. В духовном плане оно было значительным. Но обо всё по порядку.
Как известно в этом году весь Русский мир празднует 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Его роль в сохранении и духовном водительстве России и русского народа переоценить невозможно. К юбилею была написана икона, в которую вложена частица мощей преподобного. Эту святыню монахи Троице-Сергиевой лавры возят по стране и миру. Честь принять икону выпала и епархиям Омской области. И когда мне предложили принять участие в "Сергиевских чтениях", а позднее и в Крестном ходе с иконой, я не сомневался ни минуты.
Юбилейные мероприятия. Сергиевские чтения в Омске
Главными организаторами мероприятий были епархии (у нас их в области четыре) и Министерство культуры Омской области. Ну, а всю тяжелейшую организационную работу взяли на себя две православные женщины: Ирина Валерьевна Зинкевич - директор детской студии "Скворечник" и Ольга Анатольевна Безродная - главный специалист управления культуры и искусства областного Министерства культуры.
Начало декабря ознаменовалось целым рядом мероприятий. 2 декабря 2014 года в Омск прибыла икона игумена с частицей его святых мощей. Святыню доставят в кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, где пошёл торжественный молебен. Богослужение возглавит епископ Калачинский и Муромцевский Петр. (Икона находилась в Омской митрополии до 15 декабря).
3 декабря в Омске прошло первое заседание научно-практической конференции "Сергиевские чтения" "Образ преподобного Сергия Радонежского на рубежах духовной, культурной и военной безопасности России в современном мире". С приветственным (и довольно интересным) словом выступил митрополит Омский и Таврический Владимир. Размышляя об угрозах, он высказал следующую мысль: "Угроза нашей безопасности - это не Запад, не какая-то конкретная страна или группа стран; эта угроза - в том духе неверия, отвержения Бога, поклонения "золотым тельцам" финансовой ненасытности, потребительства, плоского материализма, веры во всемогущество науки и техники. И эти угрозы исходят не только извне - их достаточно и в самой России. Эти угрозы, как кислота, пропитали все поры нашего общества; как сорная трава, они заглушают все доброе и здоровое, что есть в нем; их горькие плоды мы видим каждый день и в средствах массовой информации, и в школах и институтах, и в экономике - почти везде. Внешние угрозы становятся серьезными тогда, когда общество внутренне ослаблено, когда в погоне за призраком материального "изобилия", комфорта и праздности оно оставляет веру, забывает о Боге и тем самым навлекает на себя Его гнев".
К сожалению, некоторые выступления на пленарном заседании нашей вузовской интеллигенции оставили чувство разочарования. И я, честно говоря, поражался, снисходительности и терпению митрополита, который, находясь в президиуме, даже находил возможность похвалить выступающих. Уровень осмысления проблемы у некоторых выступающих был, мягко говоря, недостаточным. Я принял участие в секционном заседании и выступал докладом "Сохранение русского национального самосознания как задача духовной безопасности России". Жалел, что мало было выступающих священников, но позднее епископ Пётр на мой вопрос по этому поводу сказал так: "Главные выступления священников должны быть в Церкви".
Между тем, мероприятия продолжались. 4 декабря в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открылась большая выставка "Свет преподобного Сергия. Свет Жизни. Свет Руси" из собрания нескольких музеев. Но, конечно, самым значительным событием недели стало паломничество. 5 - 7 декабря 2014 года состоялся Первый автомобильный Крестный ход по Омской области, проводимый в ознаменование 700-летия игумена земли Русской. Крестный ход отправился в путь со Святыней, привезённой монахами (отцы Максим и Диомид) из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - иконой преподобного с частицей его святых мощей. Целью поездки было объединение людей вокруг образа Преподобного Сергия Радонежского в Духе едином. Верующие из северных районов области получили возможность помолиться у Святыни.
Эти три дня паломничества по северным районам Омской области были духовно насыщены, наполнены, в первую очередь, церковными службами и некоторыми светскими мероприятиями. Но главное, каждый участник крестного хода ощутил большой духовный подъём. В числе паломников были представители разных районов Омской области, Новосибирска, люди разных профессий. Была среди нас и монахиня Ачаирского монастыря, матушка София, которая совершает различные паломнические поездки на протяжении многих лет. Всех нас объединило желание поучаствовать в таком уникальном событии на Омской земле.
Для меня особое значение имело и то, что святой Сергий - мой небесный покровитель. В 1996 году 18 июля в день памяти преподобного, будучи в Москве в командировке, я бросив дела, совершил поездку в Троице-Сергиеву лавру. Отстояв огромную очередь, смог прикоснуться к раке преподобного. И вот теперь появилась новая возможность для духовного роста. Моя прабабушка Агафья Карповна, ещё до революции с группой паломников посещала Иерусалим. Мне, конечно, выпало несравненно более лёгкое путешествие, но оно для меня имело большое значение.
5 ДЕКАБРЯ
Наш автомобильный крестный ход начался в 9 утра от Свято-Успенского кафедрального Собора в Омске. Святыню сопровождали лаврские монахи - иеромонах Максим и иеродиакон Диомид. Епископ Калачинский и Муромцевский Пётр сопровождал икону от Омска по всей своей епархии.
Муромцево
Дорога до Муромцево, после того как проехали Красноярско-Чернолучинскую курортную зону, стала, прямо скажем, неважная. Дорожное покрытие здесь напоминало стиральную доску. Поскольку везли святыню, то пришлось быть особенно аккуратными. Скорость микроавтобуса была километров 60 в час, изредка повышалась и до 70, а на наиболее плохих участках ехали и со скоростью в 40-50 км в час. Наш водитель - мусульманин Анар, не раз высказывал своё недовольство по поводу дорог. Но к нашей миссии он, кстати говоря, отнёсся с большим уважением.
Вдохновляемые святыней и руководимые епископом Петром мы читали акафист преподобному Сергию, пели ему славословия и иные церковные молитвы. Около часу дня крестный ход, проехав примерно 250 километров, прибыл в р.п. Муромцево - центр Муромцевского района (и Муромцевского благочиния этой епархии). Этому факту все очень были рады, ещё и потому, что здорово замёрзли в микроавтобусе. Для таких температур он оказался недостаточно утеплён.
Территория Муромцевского района - 6,7 тыс.кв. метров, население - 26,7 тыс. человек. Район находится на границе леса и степи. Этим летом я уже побывал в Муромцево, когда сплавлялся по реке Таре. Тогда же удалось побывать и в местном краеведческом музее. В церковь, в виду дефицита времени, лишь на минутку смог забежать. В этот раз времени для церкви было достаточно. В райцентре открыт храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, освященный в 2002 году. На территории храма возведено двухэтажное здание, в котором размещены храм в честь Святителя Николая Чудотворца, воскресная школа и трапезная. В Никольском храме епископом Петром и священниками был отслужен молебен.
Самохвалово
После этого мы перекусили и епископ Пётр благословил свозить святыню и в небольшое село Самохвалово. В Самохвалово, как оказалось, действует Покровский монастырь. Пока в монастыре есть действующий храм Саввы Освященного и возводится Покровская церковь. В монастыре пока один монах. Это настоятель монастыря - иеромонах Александр (Суходолов). Он один несёт все тяготы церковной службы. Но рядом с ним есть и несколько насельников, которые помогают строить Покровский храм. Вид помощников о Александра напоминал о массе страстей, какие их преследовали.
В 17.00 по программе планировалось Всенощное бдение в селе Петропавловка. Но после незапланированной поездки в Самохвалово времени оставалось мало, и владыкой было принято решение служить вечерю в Муромцево, тем более, что народ продолжал подходить, чтобы приложиться к иконе.
Петропавловка, Биатлон-центр
В 20:00 мы приехали к месту ночевки - Биатлон-центру. Он находится в Петропавловка, где строится крупный православный храм. Мы сделали короткую остановку, и владыка Пётр показал нам стройку, где будет духовный центр. После чего проследовали дальше, на базу омского биатлона. Здесь расположены двухэтажные деревянные домики (вместимость - 4 человека) и база биатлонистов. В домиках этих мы и разместились. Несмотря на их внешнюю лёгкость, в них было довольно тепло и уютно. К нам присоединились и несколько участников Крестного хода, которые смогли выехать из Омска только после окончания работы в пятницу.
6 ДЕКАБРЯ
Епископ Пётр
В 6.30 мы стартовали из Биатлон-центра. В дороге мне удалось более близко пообщаться с владыкой Петром (Петром Григорьевичем Мансуровым). Ещё наблюдая в предыдущий день за владыкой, я проникся к нему симпатией. И то, как мы читали акафисты в дороге, и то, как мы общались за общей трапезой - всё говорило о его большой душевности и доброжелательности. Но, пожалуй, особенное умиление у меня вызвало то, как он молитвенно взывал к Господу Богу во время церковной службы.
Это очень тёплый человек, с которым ещё и весьма интересно беседовать. Позднее, уже в Омске познакомился с его биографией на сайте епархии. За плечами епископа Петра биологический факультет МГУ, работал в НИИ природно-очаговых инфекций в г. Омске, кандидатская диссертация по вирусологии. В зрелом возрасте добавилась ещё и Тобольская духовная семинария. Обратил я внимание и на такие факты приводимой биографии владыки: в 1978 женился, в 1979 г. родился сын Григорий (сейчас священник). В 1988 г. супруга скончалась. Утрата близкого человека - всегда тяжелейшая боль.
В 1995 г. рукоположен во диакона, затем - во иерея. Служил вторым священником в Большекулачинском Свято-Никольском мужском монастыре. В мае 1996 г. переведен настоятелем в храм Рождества Христова и прп. Сергия Радонежского п. Крутая Горка г. Омска. Нёс епархиальные послушания: окормлял хоспис г. Омска, служил в домовом храме детского дома ? 1, исполнял обязанности ректора Омского духовного училища и преподавал в нем догматическое богословие и православную апологетику. В августе 2010 г. назначен секретарем епархиального управления. В 2012 г. в Большекулачинском Свято-Никольском монастыре пострижен в монашество с именем Пётр в честь св. апостола Петра. В 2012 г. стал епископом Калачинским и Муромцевским (некоторые биографические сведения я опускаю).
Владыка рассказывал о жизни епархии, ответил на мои вопросы. По натуре я любопытный человек, но старался не быть навязчивым, поэтому спрашивал немногое. Но, к счастью, епископ Пётр и сам довольно много рассказывал. Это помогало нам скрасить холодную дорогу. Температура становилась ещё ниже, но самые большие морозы должны были ударить в воскресенье декабря. Увы, прогнозы синоптиков на этот раз подтвердились.
Седельниково
Около девяти утра мы прибыли в село Седельниково - центр одноименного района и благочиния. Территория района - 5,2 тыс.кв. метров, население - 11,9 тыс. человек. В самом селе примерно 5300 жителей. Расстояние до областного центра - 378 километров. Сразу после прибытия началась Божественная литургия в Седельниково в большом каменном храме в честь преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Некоторые паломники причастились здесь святых Христовых тайн (кто-то сделал это на следующий день в Таре). После службы мы позавтракали, а уже в 11.00 выехали дальше, тепло попрощавшись с епископом Петром и священниками Калачинско-Муромцевской епархии. Нас сопровождал один из священников Тарско-Тюкалинской епархии.
Тара. Приезд. Молебен
Примерно в половине второго дня мы прибыли в город Тару - второй по численности населения город Омской области. Тара - ещё и самый старый город Прииртышья. Он был основан аж в 1594 г. (для сравнения Омск - лишь в 1716) князем Андреем Елецким и отрядом казаков. История Тары - это настоящий подвиг служилых людей по освоению этого края и защите его населения от разбойничьих набегов степняков. Город-крепость был основан, чтобы прикрыть город Тобольск с юга от кочевавшего в степях отряда хана Кучума, обезопасить и организовать управление вошедшими в состав России татарскими волостями Среднего Прииртышья. В 1598 году тарский отряд настиг Кучума на речке Ирмени, притоке Оби, и разбил его. Таким образом, Тара выполнила историческую миссию и Сибирь стала частью Русского государства. А заодно тарские воеводы отомстили Кучуму за гибель легендарного Ермака. Развитию города Тары способствовала дорога из Тобольска в Томск и торговля с Бухарой, Ташкентом, Китаем, откуда ежегодно приходили торговые караваны. Первой городской постройкой стала Успенская церковь, а 15 августа (по ст. ст.) (праздник Успения Пресвятой Богородицы) считается днём основания Тары.
Здесь нас встречало множество народа во главе с епископом Тарским и Тюкалинским Савватием. Далее состоялся Молебен в Кафедральном собор в честь Спаса Нерукотворного образа (Спасском соборе). 6 декабря церковь празднует День святого благоверного князя Александра Невского (1263 г.), который пользуется особой любовью нашего народа.
Сергиевские чтения в Таре
Примерно через час нас отвезли в Тарский филиал Омского государственного педагогического университета. Здесь прошёл региональный этап конференции "Сергиевские Чтения". В конференц-зале было довольно много народа. Сначала всех приветствовала, не отрываясь от бумажки, чиновница (не буду называть её фамилию).
Признаюсь, что у меня её казённо-деревянная речь вызвала некоторое раздражение, хоть и искренне старался никого не осуждать. Во-первых, раздражал её страх употребить слово "русский". Несколько раз звучало: "общероссийский народ". Сергий, получается, был вождём некоего "общероссийского народа". (Интересно, она-то себе кем считает по национальности: "русской" или "общероссийской"). Во-вторых, её нелепые слова о "вероучении" святого Сергия. Но у преподобного не было никакого своего вероучения, он вполне разделял вероучение православия, подражая другим Святым Отцам. Другое дело, что он всей своей жизнью подтвердил это и достиг потрясающей современников духовной силы. И уж хоть немножко понимать, зачем ты здесь находишься и кто такой святой Сергий, чиновница должна была, даже если у неё малограмотные помощники.
Затем Приветственное слово произнёс Епископ Савватий. Его речь была интересной, он говорил о важности духовного воспитания, о проблемах, которые в этой связи стоят перед Церковью и обществом. После этого было ещё три пленарных доклада: Игумен Серафим (Максимов С.В.) - настоятель Свято-Никольского мужского монастыря Тарской епархии в р.п. Саргатском выступил с докладом "Бытийные аспекты духовной безопасности Православной церкви и русской культуры". Я тоже выступил с докладом. Его тема: "Изучение подвигов русских святых в курсе истории как необходимый элемент формирования национальной духовности и исторической памяти". Название темы говорит о сути доклада. Главный специалист управления культуры и искусства Министерства культуры области, к.и.н. О.А. Безродная поразмышляла об отношении музеев и церкви.
После этого состоялся круглый стол "Формирование духовных ценностей в современном обществе". Он оставил у меня очень хорошее впечатление. Чувствовалось, что пришедшие на круглый стол действительно заинтересованы в сохранении культурного наследия. С особой теплотой вспоминаю выступления учителей. Валентина Борисовна Белогубец - учитель русского языка и литературы Екатерининской школы, Ирина Николаевна Чужакова − учитель русского языка и литературы Тарской школы ?3 рассказали нам, как они знакомили учащихся с духовными подвигами преподобного Сергия Радонежского. Было весьма интересно послушать и педагогов Большеуковской коррекционной школы-интерната для детей-сирот Елену Геннадьевну Лаптеву, Нину Фёдоровну Атееву. И в коррекционной школе традиции православия в духовно-нравственном воспитании оказались очень востребованы.
Здесь, в глубинке, вдали от "законников" от образования, разного рода фарисеев вопросы духовного воспитания решаются более естественно что ли. Не мудрствуя лукаво, учитель может просто пригласить батюшку в школу на урок литературы, и тот расскажет детям о игумене всея Руси. И это духовное детское впечатление оставляет огромный духовный след в душе ребёнка.
Тара. Вечерня служба, трапеза с епископом Савватием
После службы мы вновь вернулись в Спасский собор, где епископ Савватий вёл службу перед иконой святого Сергия. После её окончания мы отправились в находящуюся недалеко отсюда воскресную школу, где состоялась вечерняя трапеза. За ужином читалось житие преподобного игумена. И это было замечательно.
Владыка оказал мне внимание, посадив рядом с собой. Я рассказал ему о своих впечатлениях от конференции и нашей паломнической поездке. Глава епархии производит впечатление, на первый взгляд, весьма строгого архиерея. Но не в последнюю очередь здесь, видимо, оказывает влияние его прошлое военное образование.
Уже приехав домой, на сайте Тарско-Тюкалинской епархии узнал биографические сведения о епископе Савватии (в миру - Сергее Николаевиче Загребельном). Он уроженец Таврического района нашей области (это южнее Омска, степная зона). Когда-то закончил Омское высшее общевойсковое училище, служил офицером в Заполярье. В 1990 г. окончил курсы Генерального штаба. В 1993 г. был переведен в Новосибирскую обл. в раб. пос. Чистоозерное на должность заместителя райвоенкома. С 1994 г. начинается его воцерковление. Уволившись в запас в 1996 г., служил настоятелем Никольского храма с. Усть-Ишим Омской области с послушанием восстанавливать деревянный храм св. Василия Блаженного в с. Вятка. В дальнейшем, его благословили на переселение в с. Вятку для устройства монастырской общины. В конце 2002 г. - пострижен в монашество. Весной 2005 г., после того как Вятская община была присоединена к Свято-Никольскому монастырю села Большекулачье, назначен на должность настоятеля этой обители. В 2006 г. закончил Тобольскую духовную семинарию. В 2012 г. стал епископом Тарским и Тюкалинским.
И всё-таки, несмотря на некоторую, может быть, чуть избыточную строгость епископа, я увидел в нём и доброту, и внимательность к людям. Тронули меня и искренние слова проповедей, который владыка произносил в Спасском соборе. Запомнились, в частности, мне слова о Кресте. У каждого свой крест, но у креста есть горизонтальная сторона, а есть сторона вертикальная. Горизонтальная сторона - это земные добрые дела. А вертикальная - это духовные подвиги. И о вертикальной стороне каждому христианину нельзя забывать.
А далее епископ Савватий предложил совершить всю ночь чтения акафиста преподобному возле привезённой иконы. "Неужели мы оставим святого Сергия, как раньше он был один в лесу?", - задал риторический вопрос владыка. Тут же стали записываться: кто в какое время будет читать акафист. Признаюсь, что это уже было выше моих физических возможностей. Нет, я бы, конечно, не заснул, и читал бы как все, но знал, что на следующий день головные боли будут невыносимыми. И это был бы действительно крест выше сил. Брать же выше своих сил часто приносит вред, а не пользу для души. Но наши боголюбивые паломницы и местные прихожанки записались на это духовное послушание. Распределили время и по очереди всю ночь, несмотря на ощутимый холод и усталость, чтили игумена земли Русской. Я искренне ими восхищаюсь.
Екатерининское. Лагерь "Лесная поляна"
После Тары я ехал уже не в микроавтобусе, а в легковой машине. Нашлось место в автомобиле Наташи Савчук, за что я ей был весьма благодарен. Главное, что там было намного теплее, а моя обувь, как оказалось, не была рассчитана на тридцатиградусные морозы. Уже поздно вечером, в полной темноте мы добрались до лагеря "Лесная поляна", который находится в селе Екатерининское (упрощённый вариант названия - Екатериновка) на другой стороне Иртыша. Расстояние по прямой - около двенадцати километров, но это если ехать через зимник. Поскольку переезжать через Иртыш по льду автобусу было ещё опасно, пришлось добираться в объезд через Самсоновский мост около часа. Мороз крепчал всё больше, и мы порядком промёрзли.
Когда мы въехали в село, уже было заметно, что оно особенное. Красивый бор словно бы окружал село, придавая ему сказочный и какой-то новогодний вид. Именно в таком лесу, наверное, и жил сказочный Морозко. В чёрном небе висела невероятно громадная Луна. Но рассмотреть всё подробнее мы решили утром, поскольку время уже было позднее: стрелка часов приближалась к половине одиннадцатого.
Лагерь, где нас поселили, оказался весьма большим. Когда-то здесь располагался детский дом, затем лагерь. Потом, говорят, территория власти её передали в ведение Тарской епархии. На территории находятся ныне несколько зданий, в том числе четырёхэтажное, где нас поселили. Сейчас там проживают десятки семей беженцев с Юго-Востока Украины. Они живут здесь с августа 2014 г. и вместо одних, которые уже нашли работу и жильё, постепенно подвозят других. За три месяца они получают необходимые для постоянного проживания и работы в России документы и далее начинают сами устраивать свою судьбу. Здесь их кормят, снабжают самым необходимым, помогают определиться, что же делать дальше. Кто-то выбирает статус беженца, чтобы вернуться на Украину позднее, кто-то начинает оформлять российское гражданство по упрощённой схеме (программа "Соотечественники"). Помощь оказывает государство, помощь оказывает Церковь и различные общественные организации. Тарская епархия общей сложности оказала помощь 300 беженцам.
Не всё бывает, гладко, кстати говоря. В прессе в августе проходила информация, что беженцы не были довольны, что их привезли в это село. Писали даже о том, что, напившись, они высказывать своё недовольство местными жителям. Словесная перепалка закончилась дракой и вызовом милиции. Далеко не все жители Юго-Востока Украины легко адаптируются к сибирским условиям. Некоторые отказываются от неблагоустроенного жилья, поскольку не умеют топить печь дровами (у них там почти повсеместная газификация).
Мне, как уважаемому гостю, владыка оказал особенное расположение (я был устроен в отдельной комнате в медпункте, где он останавливается сам). На следующий день искренне поблагодарил его за это.
7 ДЕКАБРЯ
Храм св. Екатерины.
Утром мы осмотрели село. Оно является ровесником Омска (основано в 1716 году, по другим данным - годом ранее). В селе был построен винокуренный завод, который когда-то был самым крупным предприятием в Тобольской губернии. На Екатерининском винокуренном заводе работало 300 каторжан. Для надзора за рабочими содержали особый военный гарнизон. И для каторжан зелёный лесной рай Екатерининской дачи был сущим адом. Одни каторжане набирали муку, другие возили её, третьи ссыпали в заторы, качали машиной воду и т.д. Работали по каторжному положению и день, и ночь, и отдых имели лишь на Рождество и Пасху. Такие вот были тут порядки когда-то.
Конечно, мы заехали и в храм св. великомученицы Екатерины в самом центре села. Удивительным фактом было то, что в это день был праздник этой великомученицы. (В такие совпадения я не верю: думаю, это тоже было промыслительно). Храм очень старинный, полностью деревянный и просто огромный. Первоначально я даже подумал, что под него передали какое-то светское здание, но оказалось иначе. Это в храме в советские времена был дом культуры, поэтому, кстати, он и лишился своих куполов и колоколов. Бывший в храме монах (забыл его имя, к сожалению) рассказал коротко об истории храма. Оказалось, что храм этот "обещанный". Купец тонул на Иртыше, и обещал, что если спасётся, то построит храм. Вот и сдержал своё обещание.
Уже дома, в Омске из интернет-источников узнал некоторые подробности. Церковь была построена в 1860 году на средства известного тарского купца. Это был контрагент Тобольских казённых заводов Альфонс Паклёвский-Козелл. На небольшой медной пластине сохранился паспорт церкви, сохранил его Аким Макарович Потребич, он нашёл эту пластину на полу под иконостасом, когда разбирали иконостас.
Церковь носит имя великомученицы Екатерины. Ранее было два храма, зимний и летний. Тот, который действует сейчас - был летний храм, он не отапливался, со входа в храм стены не было, а были колонны, их было всего четыре. Зимний храм стоял рядом, он был намного меньше и отапливался. Впоследствии он был раскатан и перевезён на то место, где сейчас музей, и там переложен, отдан под пошивочную и парикмахерскую. Храм по форме напоминает корабль, а не крестовокупольный, как большинство храмов на Руси. Он самый большой деревянный храм в Омской области, а может быть и в Сибири.
Храм действует вновь с 2002 года и был освящён тогдашним митрополитом Омской и Тарской епархии владыкой Феодосием. В храме имеется икона святой Екатерины начала XIX века, перед которой мы зажгли свечи. Вообще, я ставил свечи и подавал записки практически во всех храмах, которые мы посетили. А в некоторых и акафисты заказал.
Тара. Экскурсия по городу.
Без приключений мы доехали до Тары, хотя Наташа немного нервничала, поглядывая на встроенный в автомобиле термометр. И не мудрено: на градуснике была впечатляющая цифра - 39 градусов мороза! Но её машина-"японка" вполне достойно выдержала испытание сибирским морозом. Далее по плану у нас был ещё один интересный вариант времяпровождения. Наши организаторы договорились об экскурсии в Таре. Большинство паломников пошли на утреннюю службу в Спасский собор, а те, кто захотел культурной программы, имели возможность познакомиться, хоть и очень коротко по времени (нам давался всего один час!), с достопримечательностями старинного города. В Таре я был впервые и, конечно, хотелось познакомиться с городом подробнее.
Провести экскурсию по Таре любезно согласилась краевед Вера Николаевна Носкова. На нашем микроавтобусе мы поездили по центру. Особенно печально, но, увы, привычно, было узнать как был изувечен архитектурный облик города в советское время. Красивейшие церкви, которые мы видели на фотографиях нашего экскурсовода, были как духовные столпы, держащие город на своих белоснежных плечах. Слава Богу был сохранён хотя бы Спасский собор.
Расскажу о судьбе этого величественного собора. Это - первое каменное сооружение Омской области. Единственный в Омском Прииртышье яркий образец сибирского барокко. Общая высота более 40 метров. Храм строился тобольскими мастерами на средства прихожан с 1753 по 1776 год. В 1921 году из храма было изъято 100 икон, 6 колоколов и другие предметы. В 1922 году община заключила договор на аренду церкви. С 1935 года - принадлежала григорианской общине. В 1938 году храм был передан "на культурные нужды", а, проще говоря, отобран у верующих..
В 1943 - 1944 годах священники и прихожане дважды обращались к властям с просьбой об открытии церкви. Власти им отвечали отказом. В 1940-х годах в здании храма размещались музей и архив, в 1970-е - спортшкола. В 1974 году храм был взят на государственную охрану как памятник республиканского значения. В 1979 году в здании открыли краеведческий музей и картинную галерею. В 1990 году храм, наконец, передали верующим. Чудом уцелела лишь роспись под потолком. Был установлен новый иконостас, восстановлены фрески. В декабре 1991 года на колокольню храма были подняты колокола. С июня 2012 года Спасский собор - кафедральный собор Тарской и Тюкалинской епархии.
В краеведческий музей мы уже не успевали, но зато посетили маленький музей Михаила Ульянова, открытый в этом году в деревянном доме, где когда-то жила семья актёра. Именно здесь, в Таре будущий великий артист начинал свою карьеру. Сотрудникам музея удалось воссоздать обстановку дома. Есть здесь подлинные документы и вещи. Среди них актёрские костюмы: древнеримского императора, маршала Жукова. И знаменитая деревянная палка старичка из фильма "Ворошиловский стрелок".
После возвращения в храм мы немного побыли на службе, затем, когда она завершилась, покушали и выехали в Большеречье.
Большеречье
Большеречье - посёлок городского типа (рабочий посёлок), центр Большереченского района находится на левом берегу Иртыша и на реке Большая, в 205 км к северу от Омска и в 98 км от Тары. Население - 10427 чел (в районе живёт 26512 человек). Возникло Большеречье в 1741 году в связи с укреплением обороны русских границ от джунгар, когда был образован Большерецкий форпост. Форпост представлял собой заставу для защиты от набегов калмыцких племён на русские селения. В Большерецком форпосте поначалу было 70 казаков, и имелась одна пушка. В конце 1750-х годов форпост преобразован в казённую деревню, приписанную к Такмыкской слободе Тарского воеводства.
История храма в Большеречье не простая. Православная церковь в Большеречье была основана в 1865 году в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1911 г. храм сгорел. Службы временно были в доме у священника, но построить новый храм не успели. В советские времена храмовая жизнь прекратилась. Колокольню разобрали. В 1991 году митрополит Омский и Тарский Феодосий заехал в Большеречье и благословил возрождение храма. Случилось, это в день Успения Богородицы и потому приход был назван в честь сего Престольного праздника. Здание церкви в то время располагалось в помещении кафе, и на 9 мая в него попала ракета из фейерверка - здание сгорело. Службы стали проводиться в деревянном здании бывшей аптеки. В марте Великим постом она была сожжена поджигателем. 28 августа 2004 года прошёл Крестный ход и на месте старой церкви был заложен камень на строительство Храма Успения Божией Матери.
С 2000 по 2006 год службы проводились в здании детского сада на ул. Пушкина. А с 2006 года службы проходят в нынешнем здании, которому более 40 лет (раньше здесь, как мне сказали, была швейная мастерская). Прихожане своими силами отремонтировали здание, установили купол с крестом. В новом строящемся Храме верхний престол будет освящён в честь Успения Богородицы, а нижний - в честь Рождества Иоанна Предтечи.
В Большеречье есть единственный в России сельский зоопарк. Отец Максим, который ехал с нами в машине, очень им заинтересовался. Но времени посмотреть зоопарк, конечно, не было. А вот взглянуть хоть мельком на Историко-культурный комплекс "Старина Сибирская" было просто необходимо. Первые попытки возрождения местного фольклора и ремесел относятся к 1988 году. Некоторое время комплекс существовал как Центр традиционной русской культуры при Большереченском комитете культуры, а в мае 2006 года комплекс "Старина Сибирская" стал государственным учреждением культуры Омской области. На территории комплекса расположено 10 объектов - памятников истории и архитектуры, 5 из которых находятся под охраной государства. В комплексе детально восстановлены не только жилые хозяйственные постройки, но и условия жизни и быта людей ушедших эпох.
Пока шла служба мы вместе лаврскими монахами почти бегом (мороз был очень сильным, больше 30 градусов) осмотрели центр села, сфотографировались. Здесь есть очень красивый памятник Георгию Победоносцу. А ещё есть деревянная Детская церковь Святого благоверного князя Александра Невского, построенная в 2005 г. Это первая в области детская православная церковь. Некоторые снимки мы смогли сделать с её колокольни. И даже несколько раз ударить в колокол. Теперь мечтаю ещё раз приехать и посмотреть всё более детально. Включая, конечно, и дома купцов, и местный зоопарк.
В Большеречье я смог купить иконы Святого Сергия, в точности повторяющие иконографию юбилейной иконы, которую мы сопровождали (естественно, без частички мощей). Очень был рад этому, чтоб и самому была память и подарить друзьям.
После окончания службы большереченский священник просил, чтобы мы завезли икону ещё в один храм по дороге. Но мы уже и так выбились из графика, поэтому с сожалением вынуждены были ему отказать. Нас ждали в Саргатском.
Саргатское
Саргатское - посёлок городского типа в России, административный центр Саргатского района Омской области. Посёлок расположен на левом берегу реки Иртыш и на реке Саргатка, в 100 км к северу от Омска и в 69 км к северо-востоку от железнодорожной станции Любинская на линии Омск - Тюмень. Население 8,8 тыс. жителей. Посёлок основан в 1764 году. Статус посёлка городского типа - с 1969 года.
Церковь Николая Чудотворца в Саргатском селе была построена в 1836 году. В 1934 году сбросили колокола, а в 1936 году церковь переоборудовали под клуб. Вся дорогая утварь шла в город на переплавку, иконы выбрасывались в огонь, некоторые иконы удалось спасти, вышедшим на защиту храма, прихожанам. Но, даже после этого прихожане приходили в разрушенный храм, становились в алтарную часть и молились. Многих потом репрессировали.
Большинство местных церковнослужителей были осуждены по политическим статьям как "враги народа". Среди них оказался и бывший служитель церкви Максим Лаврентьевич Левин, работавший на момент ареста дворником в Омске, он был расстрелян. На многих православных писались доносы, причём своими же местными. И тогда следствием создаётся легенда об "Офицерско-повстанческой организации Тарского округа", у которой якобы имелись районные филиалы, создавшие на местах повстанческие ячейки. Организатором "Саргатского филиала" записали священника Алексея Петрова. 23 сентября 1937 г. омская "тройка" вынесла приговор тридцати участникам саргатской "повстанческой организации"". К расстрелу было приговорено 17 человек, 11 человек отправлено в концлагеря сроком на 10 лет каждый, к 8 годам приговорены двое.
Омский историк В.М. Самосудов писал, что эти репрессии по этому делу коснулись практически всех северных районов области. Общее число расстрелянных по обвинению в принадлежности к "Офицерско-повстанческой организации Тарского округа" даже по примерным подсчетам будет исчисляться в пределах от 240 до 300 человек. Но и это еще не все. Следствие должно будет "найти" 200 участников организации духовенства "Сибирское братство", 250 по "Тевризскому филиалу", еще 136 по "Знаменскому филиалу" и т.д.
В советские времена церкви, понятно здесь не было. А когда в годы перестройки ситуация стала меняться, под церковь решили передать здание дома культуры. Народную инициативу поддержал митрополит Омский и Тарский Феодосий. В 1991 году зарегистрирован приход Храм. Св. Николая Чудотворца. В настоящее время настоятелем, которого является иеромонах Серафим. На всех нас он произвёл благоприятное впечатление.
Я дождался пока все прихожане подойдут к иконе преподобного Сергия, а потом, помолившись, поднёс к ней и купленные иконы в Большеречье. Так святыня из лавры будто бы дополнительно освятила иконы. Тут же меня позвал отец Максим. Оказалось, что все уже пьют чай. За чаем отец Серафим расспрашивал нас о паломничестве и сам очень интересно рассказывал о церковной жизни.
По инициативе настоятеля храма мы спели песню "Слава Богу за всё". Я сперва недоумевал: "Как же мы будем петь, ведь не знаем же песню?" Но всё довольно просто разрешилось. Нам быстренько раздали песенники и, когда запели прихожане, мы быстро втянулись. В песне много куплетов. Практически вспоминаются все сложности, которые могут быть в жизни человека, и следует главный призыв - призыв к смирению пред Божьей волей. Авторы песни - Александр и Елена Михайловы (песню можно найти в интернете). Вот отрывок из неё:
Если, может, покажется крест твой тяжёл,
Не под силу тебе он достался,
Знай, Господь не по силам тебе б не послал -
Не ропщи, а люби и смиряйся.
Научись ты творить волю Божию всегда,
Может быть, мы и будем гонимы,
И с сумой на плечах, со слезами в глазах,
И родными не будем любимы.
Ещё мне запомнился потрясающий рассказ отца Серафима о чуде явления Божьей Матери девушке в селе Тамбовка. Многие верующие уже знали об этом. Я, к сожалению, не знал, и теперь хочу привести этот рассказ с одного из православных сайтов (с небольшой редакцией). Эта действительно чудесная история, и надеюсь уже в этом году побывать на этом месте.
Часовня имени Владимирской иконы Божией Матери построена в селе Тамбовка на месте явления Пресвятой Богоматери монахине Евгении. С тех пор на это место приходят поклониться многие омские паломники. История о явлении Божией Матери - это повествование о спасении молодой девушки Екатерины (в монашестве - Евгении) от смертельной опасности. Монахиня Евгения поведала её, когда уже была на смертном одре.
"Я была послана на уборку хлеба в августе 1942 года на ферму в селе Тамбовка Саргатского района Омской области. Мои родители жили в 20 км от Тамбовки. Я отпросилась у бригадира сходить к ним. Пошла на рассвете ранним утром, дорога была лесом. Вдруг смотрю, летит что-то в образе человека, тронулась верхушки деревьев и исчезло. Я остановилась: "Что это такое?".
Вдруг из леса выходит женщина и идёт ко мне. Одеяние у неё было как цыганское или как раньше носили женщины: юбка длинная широкая до земли, чуть было видно босые ноги; кофта фартук, чёрный платок на голове. Я когда увидела её, то сразу подумала, что это цыганка, ведь цыгане-волшебники летают, увидела меня и хочет поймать.
Я испугалась и хотела бежать в Тамбовку, но посмотрела, села уже не видно было. В это время она мне говорит: "А я пошла гривой в Коммуну, а там волки". Я услышала её и мне показалось, что не цыганка она, потому как чисто русский акцент, тогда я остановилась и она подходит ко мне и говорит с улыбкой: "Что, испугалась?". А я преклонила голову и говорю: "Да, нет" (с гордостью), а голос мой дрожал от испуга. Я смотрю: в ней потерялась улыбка, вид стал серьёзным. Я подумала: "Наверное, ей не понравился мой ответ, что не правильно ответила". А я же действительно испугалась, была ведь молоденькой.
Вот идём мы с ней, и я ей говорю: "А мой папа говорил, что волк без разрешения с неба не нападает на человека. Может это была собака?". А она мне говорит, что волк там не один. Мы когда шли, мне было очень страшно, и я ей рассказывала про уборку хлеба, как чистили коровники, а кормили нас: по 300 гр. хлеба и немного творога и молока. Говорила ей также, что было очень много мух, которые были везде, и в рот летели, и в творог. Кто брезговал, не мог есть, а ночью не давали блохи спать. Жили в школе, спали на полу. А сейчас я иду к родителям.
Она мало говорила , а когда она говорила, то я не так боялась, а как молчком шли - побаивалась. Она мне говорила, что сегодня надо вернуться, а я спрашивала её: "Вы, где живёте? В Тамбовке?" ,- а она мне ответила: "Нет". Я ещё её спросила: "Может быть в Коммуне!?", - она мне ответила: "Нет". Так как она говорила, что шла в Коммуну гривой, а там "волки", то я её больше не спрашивала, потому что нас окружали только две деревни, это Тамбовка и Коммуна, а больше вблизи деревень не было. Я подумала: "Откуда она так рано идёт?", но спросить не смела.
Мы шли лесом, километров десять. И когда стали подходить к выходу из леса, она, ничего мне не сказав, отошла от меня и зашла в лес. Когда я осталась одна на дороге, я очень обрадовалась, что дальше уже иду одна и никого не боюсь.
Когда я шла домой, я всё вспоминала эту женщину, лицо у женщины было молодое, красивое. Я всё думала, почему на ней такая старинная одежда, ведь в то время молодые носили короткие платья, а чёрные платки не носили. Мне надо было пройти до дома километров десять, но мне показалось, что я очень быстро дошла до села, где были родители. Мама меня встретила, всхлопнула руками и сказала: "Откуда ты так рано пришла, я тут молюсь и молюсь за тебя". Я рассказала, откуда я пришла, но не сказала с кем шла.
Прошёл день. У меня заболело ухо, да так, что я не могла терпеть. Мама повезла меня в больницу в другую деревню за восемь километров. Когда меня привезли в больницу, врач посмотрел меня и дал срочное направление на операцию среднего уха в город Омск.
Мама повезла меня в Омск, за 80 км. Приехав в больницу, врач осмотрел меня и сказал, что никакого нарыва среднего уха нет. Назад мы собирались возвращаться на пароходе. Когда стояли на пристани и ждали, у меня начались сильные боли, и я застонала.
Вдруг к нам подошла какая-то женщина, она спросила у моей мамы, что со мной случилось. Мама рассказала, что везла меня на операцию, тогда женщина сказала: "Пойдите к жителям на берегу, и попросите простоквашу и листья капусты. На лист наложите простоквашу и приложите к уху". Мама всё это сделала, и у меня затихли боли.
Я осталась в Омске и пошла на работу, на которой работала раньше, и с которой меня послали на уборку. Начальству я показала направление на операцию, и меня уже больше на уборку не посылали. Работала я в швейной мастерской военторга.
В 1945 году вышла замуж за военного фронтовика. Кончилась война, у меня было уже два сына, прошло уже 8 или 10 лет с того случая, точно не помню. Я жила в военном городке, так как муж мой был военным. Моя мама со мной не жила, но всё время ходила в храм молиться, а я ничего духовного не понимала, но знала, что Бог есть на свете.
Однажды после храма мама пришла ко мне и принесла мне икону Божией Матери "Владимирская". Даёт мне её и говорит: "На, дочка, я тебе иконку купила, правда небольшого размера, но зато в киотике".
Я взяла икону, посмотрела, так она мне понравилась и говорю маме: "Мама, я эту женщину уже где-то видела". Я так долго смотрела на икону и пыталась вспомнить, а мама говорит мне: "Дочка, это ведь Божия Матерь", а я говорю ей в ответ: "Не знаю, Божия Матерь или нет, но я её где-то видела". Я всё смотрела на икону, повторяя, что где то видела. Так и не вспомнила, но она мне очень понравилась и была очень рада, что мама мне её подарила. Но я тогда ничего не понимала, положила икону в гардероб, и забыла о ней, время было такое, запрещено было знать о Боге.
В 1956 - 1957 гг. умирает мама. После смерти мамы я стала болеть, пошла в храм и там услышала разговор женщин. Они говорили, что святые ходят по земле. Я взглянула на икону Владимирской Божией Матери, и вдруг я вспомнила, где я видела эту женщину. Пришла домой, взяла мамину иконку, смотрю на неё и вспоминаю, как произошло мне явление Божией Матери, как она спускалась с неба, как вышла с леса ко мне, и как провожала меня.
А после я узнала, что в этом лесу жили три парня дезертира. Убежали с фронта с оружием. Даже напали на одного парня, которого потом нашли убитого на дороге. Они забрали у него сумку с продуктами, а убили его за то, чтобы он не выдал их. Этот парень был наш знакомый из деревни, он ехал торговать в город. Убийц поймали с большим трудом, оказалось, что они из той же деревни.
Теперь я понимаю, что когда ухо у меня заболело, это Божия Матерь мне помогла уехать из Тамбовки и женщина, подходившая ко мне на пристани, которая подсказала как мне исцелиться, была тоже от неё. Теперь я понимаю, что это всё было для моего подкрепления в вере в Бога и в Божию Матерь".
В этой часовне, как пишут, и теперь продолжают происходить чудеса.
- Во время строительства часовни одна из женщин, помогавших нам, купила черную доску. Про эту доску сказали ей, что это икона, но никакого изображения на ней видно не было, - рассказывает священник отец Валерий. - Но после того как мы часовню построили и поставили туда эту черную доску, она вдруг начала проявляться. Постепенно мы увидели, что на доске есть изображение Николая Чудотворца. Она и сейчас продолжает проявляться - на глазах у жителей Тамбовки и приезжих.
Омск. Песня "Православная страна"
Примерно в десять вечера я оказался дома. Позади было почти 800 км пути. (Именно столько показывал счётчик в машине Наташи. Хотя изначально планировалось 650). Впечатления от паломнической поездки, несмотря на усталость, переполняли меня. Мне казалось, что провёл в дороге не три дня, а целый месяц. Столько всего случилось за это время. Сразу же решил, что попытаюсь рассказать о том, что видел. Вместе с тем, уже тогда мне было понятно, что о духовных переживаниях рассказывать крайне сложно. Передать их под силу лишь большим художникам. Но и нам, грешным, Бог даёт иногда такие инструменты, в виде стихов и песен.
И ещё одним подарком мне от Бога стала песня "Православная страна", которая была написана сразу после поездки. Честно говоря, до этого у меня был один небольшой набросок куплета. Он появился в сентябре, но я не знал, как это продолжить. Паломничество дало мне силы сделать из наброска песню. Сами по себе слова могут показать кому-то очень простыми, но в сочетании с музыкой они имеют большую силу. Сделал музыкальный файл, воспользовавшись простой компьютерной программой и обычным микрофоном.
Свою благодарность за гостеприимство и некоторые фото я послал Епископам Петру и Савватию. Приложил и песню, которую, как я понял, восприняли положительно. Песня прозвучала уже на конференции "Рождественские чтения", в которых я принял участие 12 декабря. (И, кстати говоря, в этих чтениях священники приняли куда более активное участие). Эту песню можно послушать на моей страничке на сайте "Изба-читальня". Только прошу не просто читать текст, а послушать песню во встроенном на странице плеере.
(http://www.chitalnya.ru/work/1202175/ )
Благодарю Господа Бога за эту честь - участвовать в паломничестве, благодарю преподобного Сергия за то, что он взял меня в эту поездку. (Именно так и было!) Выражаю благодарность всем, кто организовал это паломничество, кто радушно принимал нас, кто помогал и поддерживал. И прошу прощения у всех, если что-то сделал не так. Не сомневаюсь, что эта поездка останется важной вехой моей жизни и окажет большое влияние на моё будущее. И, очень надеюсь, что это паломничество не будет последним.
13.12.2014, Омск
На фото: Паломники с епископом Тарским и Тюкалинским Савватием (автор стоит рядом) на фоне Спасского собора г. Тары.
P.S. При подготовке записок использованы сайты:
Калачинская и Муромцевская епархия
http://kalachinsk-eparhiya.ru/
Тарская и Тюкалинская епархия
http://tara-eparhiya.ru/
Храм-часовня Владимирской иконы Божией Матери (с.Тамбовка, Саргатского района Омской области)