Аннотация: Рассказ о паломническом путешествии по Прииртышью по пути Цесаревича Николая (будущего Государя Николая II) 1891 г.
"Путь Цесаревича"-2015 (записки паломника)
1. Накануне поездки
Конец учебного года в июне 2015 года выдался непростым, да и погода была изнуряюще жаркой (доходило до +35?). Было много работы и разных дел, которые меня совсем измотали. И когда в один из июньских дней зазвонил телефон и на дисплее высветился незнакомый номер, я подумал, что ещё одной заботой будет больше. Но ошибся: информация оказалась очень интересной. Звонила Людмила Викторовна Дебус, с которой я познакомился в декабре в Таре, когда ездил с иконой преподобного Сергия (об этом крестном ходе я писал ранее[1]). Вот так связывают друг с другом общие дела.
Л.В. Дебус сказала, что является организатором одного мероприятия и предложила мне поучаствовать в "круглом столе" в Усть-Ишиме. В речи звонившей я услышал нотки сомнения. И неудивительно: Усть-Ишим - самый северный райцентр Омской области (630 км от Омска), до которого на автобусе надо ехать более 12 часов по весьма скверной дороге. Найти такого энтузиаста было бы очень непросто, даже если бы ему оплатили билет туда и обратно.
Отказывать сразу не хотелось, и я поинтересовался составом участников. Вот тогда-то она мне и сказала, что этот 'круглый стол' планируется в рамках паломнической поездки (крестного хода) 'Путь Цесаревича', которая по благословению тарского владыки Савватия должна была состояться в начале июля. Планировалось доехать до Тобольска на автобусе, затем пересесть на теплоход и плыть вверх по Иртышу до Усть-Ишима. Ну, а далее двигаться к Омску на автобусе вдоль нашей главной реки, останавливаясь в сёлах, служа молебны и читая акафисты. Мне стало ясно, что этот телефонный звонок был неслучайным. Этот Крестный Ход должен был начаться 3 июля, что точно совпадало с первым днём моего отпуска, поэтому я уже долго не думал. И сказал даме-организатору, что тоже хочу отправиться в это паломническое путешествие. Ну, и, конечно, поучаствую в усть-ишимском 'круглом столе'.
Через пять дней в бывшем обществе 'Знание', в кабинете Л.В. Дебус собрались участники предстоящего паломничества. Первое впечатление у меня было довольно странным: показалось, что наладить контакты нам будет не совсем просто. Но надеялся, что с Божией помощью это всё же произойдёт. Мы обсудили ещё кое-какие детали и сбросились ещё по 200 руб. на подарки многодетным батюшкам. Таким образом, общая стоимость поездки выросла до 5 тысяч рублей. Но эта сумма казалась несравнимой с духовными ценностями и святынями, к которым предстояло приобщиться.
Накануне я исповедовался и причастился, понимая, что крестный ход, паломничество - это и большая честь, и радость, и определённое духовное испытание. С хорошим настроем я готовился посетить духовную столицу Сибири - Тобольск и пройти по пути Царевича Николая - будущего Царя-страстотерпца. О том, как это происходило и будет рассказ. Сразу скажу, что текст получился большим, со множеством дополнительной информации. Писал я его в основном для себя, своих знакомых паломников и тех ещё, кто захочет поехать по этому маршруту в будущем. Хотелось собрать самое важное, а получилось, что важного и интересного много. Есть сведения о монастырях, церквах, святынях, населённых пунктах, которые я позаимствовал с официальных сайтов (список ссылок в конце этого очерка). Ну, и, конечно, описывая наш крестный ход, я не мог не сделать некоторые параллели с путешествием Цесаревича Николая в 1891 году. В общем, получилась своеобразная летопись поездки с большой справочной информацией (чтоб людям самим не искать). Очерк, даже несколько неожиданно для меня, вышел довольно пространный (около 60 страниц), поэтому, как говорится, 'на любителя'. Те, кто привык к телеграфному стилю изложения, могут просто дальше уже не читать. Ну, а тем, кто готов потерпеть и рискнёт отправиться со мной и другими омскими паломниками в путь, говорю: добро пожаловать!
2. Путешествие Цесаревича Николая (23 октября 1890 г. - 4 августа 1891 г.)
Перед поездкой я собрал кое-какую информацию о путешествии молодого цесаревича Николая в Сибирь. Хотелось лучше себе представлять путь наследника, места, где он встречался с сибиряками, общее настроение. Собственно Сибирь была лишь частью этого путешествия. Случилось оно в 1890- 1891 годах и довольно подробно описано. Александр III поступил без сомнения очень мудро, отправив наследника престола посмотреть мир и свою империю, завести необходимые связи.
Но Николай не был первым из императорской семьи, кто приехал в Сибирь. В 1837 году Цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II, дедушка Николая II), как писали тогда "вступил в пределы Сибири". Его путешествие по России было предпринятого согласно начертанной императором Николаем I инструкции. В путешествии цесаревича сопровождали генерал-адъютант Кавелин, поэт Жуковский, преподаватель истории и географии России Арсеньев, лейб-медик Енохин и молодые офицеры. Цесаревич Александр Николаевич проехал по Европейской России и Сибири по маршруту: Новгород - Тверь - Ярославль - Вятка - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Ялуторовск - Курган - Тобольск и обратно. Это было первое посещение Сибири одним из членов царствующей династии. Достигнув 15 (3) июня Тобольска - конечной точки путешествия в Азии, наследник со свитой на следующий день повернул обратно.
Сибирь произвела на Александра крайне благоприятное впечатление. Даже в лучших центральных губерниях он не видел такого бодрого, богатого, видного, настоящего русского народа, как по Сибирскому тракту, от Екатеринбурга до Тобольска. Земля, благодатный чернозём, возделана отлично. Не оказалось по пути ни тундр, ни болот, обыкновенно связываемых с представлением о Сибири, но всюду - весёлые виды полей, лугов, рощи и широкие реки: Тура, Тобол, Иртыш. Несколько омрачали эту картину лишь многочисленные ссыльные, поселённые в Тобольске и его окрестностях. Сердце Цесаревича прониклось состраданием к несчастным, и он обратился к государю с просьбой о смягчении их участи (в том числе, и декабристов).
Далее состоялись и другие путешествия представителей царственной семьи Романовых. Великий князь Владимир Александрович в 1868 г. побывав в Оренбурге, Нижне-Уральске, Петропавловске, Омске, Павлодаре, Семипалатинске, Барнауле, Томске, Колывани, Тюмени, Екатеринбурге и Перми. С именем другого великого князя - Константина Николаевича - связано начало морских путешествий. В 1844 г. он из Архангельска через Копенгаген прошёл в Санкт-Петербург, а позднее неоднократно плавал по Балтийскому, Черному и Средиземному морям. В 1866, 1867, 1868 гг. великий князь Алексей Александрович плавал по Атлантическому океану, Чёрному и Средиземному морям, а в 1870 - 1872 гг. совершает первый долговременный морской поход с посещением США, Кубы, Бразилии, мыса Доброй Надежды, Явы, Сингапура, Гонконга и Японии. Он же был первым из императорских высочеств, прошедшим через всю Сибирь от Владивостока до Урала[2].
Памятуя об этой традиции, Романовы отправили в путь и царевича Николая. На сей раз куда как в более продолжительное путешествие. Это значительно расширило представления Николая о стране, народах, проживающих за рубежом и в России, дало ему обширные впечатления, которые пригодились в будущем.
То, что это путешествие совершал законный наследник российского престола, будущий император Николай II, сразу придавало этому мероприятию государственное значение и требовало предварительной дипломатической проработки всего маршрута следования. Сам поход приурочен к завершению наследником 13-летнего курса образования (8 гимназических, 4 университетских и 1 дополнительного года) и рассматривался Александром III в качестве важнейшего этапа в познании наследником как Российской империи, так и сопредельных территорий.
В 1890 г. Александр III решил основать Великую Сибирскую железную дорогу и его сын Николай Александрович должен был лично присутствовать при начале строительства в Владивостоке. А так как Августейшему путешественнику нельзя было проехать одним путем дважды, то было принято решение добраться до Владивостока морским путем - через Египет, Индию и Японию. Это давало наследнику возможность установить личные дипломатические связи с правящими династиями, как на Западе, так и на Востоке, а так же укрепить контакты между Россией и другими странами. Так, например, Николай подружился с сопровождавшим его в путешествии греческим принцем Георгом и надолго установил дружеские отношения с королем Сиама Рамой V.
В то же время это путешествие стало прекрасной демонстрацией усиления военной мощи России во всем мире, и в первую очередь, на Дальнем Востоке. Фрегат "Память Азова", на котором держал свой флаг цесаревич, постоянно сопровождала эскадра кораблей русского военно-морского флота. Всё это показывало рост могущества Российской империи. Путешествие началось 23 октября 1890 года (все даты путешествия даны по старому стилю), когда наследник после молебна покинул Гатчину, и завершилось 4 августа 1891 года его прибытием в Царское Село. За это время им было пройдено 51000 вёрст, из них 15000 - по железной дороге, 5000 - в экипаже, 9100 - по рекам, 21900 - по морям. Вместе с наследником весь путь прошли его адъютанты князь В.С. Кочубей, князь Н.Д. Оболенский, князь В.А. Барятинский, Е.П. Волков, а также контр-адмирал В.Г. Басаргин, доктор В.К. фон Рамбах и художник Н.Н. Гриценко и князь Э.Э. Ухтомский. Маршрут следования пролегал через Псков - Вильну - Варшаву - Вену до Триеста, где началась о морская часть путешествия. Там цесаревич взошёл на борт фрегата "Память Азова", на котором был поднят его штандарт, спущенный только во Владивостоке.
Официально это был крейсер I класса, но в описании путешествия Э.Э. Ухтомского "Память Азова" назван фрегатом и такое наименование судна стало традицией. Совершая своё плавание, "Память Азова" пришёл из Кронштадта в Триест, обогнув всю Европу. На борту фрегата находился и брат Николая, великий князь Георгий Александрович, который проходил на судне службу в чине мичмана. Георгий сопровождал Николая до Цейлона, откуда он вынужден был вернуться в связи с ухудшением здоровья обратно с великими князями Александром и Сергеем Михайловичами, которые на яхте "Тамара" плыли на Родину.
Весь путь "Память Азова" прошёл в сопровождении крейсера "Владимир Мономах", а до Суэца вместе с ними шла канонерская лодка "Запорожец". От Адена до Бомбея эскорт осуществлял крейсер "Адмирал Корнилов". В районе Нанкина к наследнику присоединилась целая эскадра, сопровождавшая его до Владивостока в составе крейсера "Адмирал Нахимов", канонерских лодок "Бобр", "Кореец", "Манджур" и "Джигит" под командованием вице-адмирала П.Н.Назимова.
Из Триеста 26 октября 1890 г. Николай достиг в Греции, где к нему присоединился принц Георг Греческий, который сопровождал наследника до Владивостока. Затем маршрут кораблей пролёг через Средиземное море к Порт-Саиду в Египте. В то время как корабли шли Суэцким каналом, цесаревич со своими сопровождающими лицами 10 - 27 ноября совершил поездку по Нилу до современного Асуана и обратно, осматривая памятники Древнего Египта.
От Суэца русские корабли через Аден проследовали в Индию и прибыли 11 декабря в Бомбей. Здесь цесаревич с принцем Георгом и со своей ближайшей свитой покинули суда и с 11 по 31 декабря 1890 г. предприняли сухопутный поход по Индии по маршруту Бомбей - Агра - Лахор - Амратсар - Бенарес - Калькутта - Бомбей - Мадрас - Коломбо (Цейлон). В Индии русские путешественники знакомились со знаменитыми памятниками, встречались с местными правителями - раджами, а также охотились.
Покинув Цейлон 31 января 1891 года, "Память Азова" с "Владимиром Мономахом" через Сингапур и Батавию (о. Ява) следовали до Бангкока. Там Николай Александрович являлся гостем сиамского (таиландского) короля-реформатора Рамы V Чулалонгкорна. 13 марта наследник через Сингапур, Батавию (о. Ява), Сайгон и Гонконг последовал в китайский город Нанкин. Из этого города цесаревич предпринял путешествие по реке Янцзы до города Хань-коу, где находился крупный завод по производству чая, принадлежащий русским промышленникам.
Путешествие, в основном, было без происшествий, но одно трагическое всё-таки случилось. Это произошло в Японии, куда Царевич Николай прибыл 15 апреля в сопровождении 6 кораблей русского флота. Такое же количество японских кораблей приветствовали наследника русского престола артиллерийским салютом. Была организована радушная встреча высокого гостя, на которую прибыл принц Арисугава-но-мия Тарухитэ. Однако визит Николая Александровича вызвал и беспокойство среди японского населения. Далеко не все в Стране восходящего солнца с удовольствием наблюдали за усилением России на Дальнем Востоке.
Пребывание в Японии было омрачено так называемым "инцидент в Оцу". 29 апреля Николай с принцем Георгом в сопровождении японского принца Арисугава-но-мия отправились на колясках, которые везли рикши, из Киото в город Оцу. При возвращении процессии назад, полицейский Цуда Сандзо, который отвечал за порядок, выхватив самурайский меч, дважды ударил Николая по голове. От смерти русского цесаревича спас принц Георг, отбивший тростью очередной удар. Подбежавшие рикши скрутили покушавшегося, что позволило начальнику охраны русской свиты связать преступника. Николая отвезли в больницу и, к счастью, раны оказались неопасными.
Японский император лично принёс извинения и проводил Николая до Кобэ, где стоял фрегат "Память Азова", на борту которого цесаревич продолжил лечение. Вплоть до отплытия корабль посещали депутации с подарками и адресами соболезнования от жителей различных городов Японии. Самурая-полицейского Цуда Сандзо приговорили к пожизненной каторге.
11 мая Цесаревич прибыл во Владивосток. Здесь Николая ожидал именной рескрипт, подписанный императором. В нём было предписано начать строить Великий Сибирский путь. 19 мая с утра состоялся молебен по случаю закладки железной дороги. После молитвы Николай Александрович положил в тачку землю и отвёз её на полотно строящейся железной дороги.
21 мая он покинул Владивосток, отправляясь через Сибирь в Петербург. Его путь пролёг через Хабаровск - Благовещенск - Читу - Иркутск - Красноярск - Томск - Тобольск - Омск - Оренбург - Самару - Пензу - Рязань - Москву - Петербург и завершился 4 августа 1891 года[3].
Это далёкое путешествие наследника было достойно увековечено в истории во многом благодаря князю Эсперу Эсперовичу Ухтомскому (1861-1921),учёному, дипломату, публицисту, путешественнику, коллекционеру, который был включен в свиту Николая Александровича[4].
Путешествие Цесаревича подробно описано Э.Э. Ухтомским в некогда знаменитом трёхтомнике. Первый том под названием "Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. 1890-1891" вышел в свет в 1893 году; второй и третий тома - в 1895 и 1897 гг. уже под названием "Путешествие Государя Императора Николая II на Восток (в 1890-1891)". Сразу же после выхода в свет "Путешествие" было издано на английском, немецком и французском языках. Немало успеху книги способствовали многочисленные иллюстрации Николая Николаевича Каразина (1842-1908), украсившие книгу. Каразин был не только художником, но и писателем-этнографом, путешественником, военным корреспондентом. Трёхтомник этот доступен в интернете. Особенно мне интересен, конечно, был третий том, в котором нашло отражение путешествие делегации по Тобольской губернии и Степному краю[5].
3. Встречи Царевича Николая с сибиряками
Основное время по Сибири Царевич Николай путешествовал на лошадях, но некоторую часть пути по Западной Сибири проделал на пароходе "Николай" принадлежавшему купцу Гадалову. Сев в Мариинске (Томской губернии) на пароход, он плыл вниз по Томи, а потом по Оби до впадения в неё Иртыша, посещая близлежащие города и сёла: Томск, Сургут, Нарым, Самарово. (Не ищите Самарово, стоявшее на слиянии Оби и Иртыша, на сегодняшних картах: в 1950 году оно вошло в состав Ханты-Мансийска).
В других местах делались остановки и делегации принимались наследником на пароходе. После того как миновали Самарово, пароход "Николай" (от Томска до Карташова его сопровождал и другой пароход - "Казанец") поплыл вверх по Иртышу к Тобольску, а затем и к Омску. По пути были короткие стоянки в Усть-Ишиме, Тевризе, посещение Тары (об этом ещё скажу далее), стоянка в Карташово и, наконец, пышная встреча в Омске. О последней стоит рассказать подробнее.
Омичи встречали Цесаревича без преувеличения восторженно. Настолько, что сейчас в это даже не верится. И, как мне представляется, никакие последующие руководители, посещавшие Омск, такого внимания всех социальных слоёв не удостаивались и, вероятно, уже и не удостоятся. Надо понимать, что в то время Сибирь была достаточно отдалена от Европейской России. Высокие руководители сюда приезжали крайне редко. Путь был труден и очень долог. Ведь ещё не было железной дороги, знаменитого Великого Сибирского пути, который только начинал строиться. Не сомневаюсь, что Цесаревич с большой радостью пересел на пароход. После жуткой тряски по тяжелейшим дорогам (вы можете представить, какие они были тогда, если и сейчас плохие?) путь по реке был несравненной радостью. Это мы ощутили позднее и сами.
Вот с небольшими сокращениями красочный рассказ Э.Э. Ухтомского о посещении нашего города венценосным наследником.
"В начале июля в Омске царила предпраздничная обстановка. Горожане строили арку и павильон близ пристани, украшали здания флагами, зеленью и вензелями, приспособляли шесты для иллюминаций, приводили в порядок дома и улицы. В Омск прибывали от всех станиц войска станичные атаманы и по два казака или урядника. Эти депутаты были исключительно участники Кокандского и Хивинского походов, имевшие по 2-3 знака военного отличия. С особенным усердием приводилось в порядок Войсковое Хозяйственное Правление в Омске, около него, при выезде с Атамановской улицы, воздвигалась арка "От Сибирских казаков".
За три дня до приезда высокого гостя в здании Войскового хозяйственного правления была открыта для осмотра городской публикой выставка подарков от сибирских и семиреченских казаков, предназначенных для наследника престола. Здесь можно было увидеть карты и атласы разных частей войсковых территорий, планы станиц и юртовых офицерских наделов. Были выставлены три серебряных блюда с солонками, иконы святителя Чудотворца Николая и Абалакской Божьей Матери, чернильный прибор в виде металлического полковничьего погона Семиреченского казачьего войска, а также небольшая шкатулочка - один из подарков сибирских казаков, представляющая собой точную модель винтовки Бердана.
14 (26) июля в четыре часа пополудни, наследник российского престола на пароходе "Николай" пришвартовался к омской пристани. Оба берега Оми и мост, соединяющий их, были усеяны толпами людей. Сюда же съехались многочисленные депутации и представители городского общества, которые разместились в красивом павильоне, выстроенном специально для этого случая неподалеку от Игнатовской пристани в устье Оми.
В 3 часа 45 минут с вала Омской крепости прогремели пушечные выстрелы и городскую тишину прервал колокольный звон церквей. Предчувствуя скорую встречу, толпа заволновалась, послышались радостные возгласы, которые при вступлении Цесаревича на омскую землю слились в монотонный радостный гул. На пристани Николая Александровича и его свиту встретили Генерал-губернатор Степного края барон Максим Антонович Таубе с супругой, исполнявший обязанности вице-губернатора А.И. Дмитриев-Мамонов и городские дамы. Приняв почётный рапорт генерал-губернатора Цесаревич в сопровождении встречавших чинов и свиты проследовал в устроенный на берегу павильон. Здесь Его Высочество приветствовал городской голова А.В. Старков с гласными Думы и председателями купеческого, мещанского и станичного обществ. Вкусив по русскому обычаю хлеб-соль, наследник престола поклонился присутствующим и направился к экипажу.
Под радостные крики многотысячной толпы венценосный путешественник проехал через триумфальную арку "От Сибирских казаков" к Пророко-Ильинской церкви (снесена в советское время - С.С.), где был встречен городским духовенством во главе с протоиереем Недосековым, который краткой речью приветствовал наследника престола. Здесь Николай Александрович впервые вступил на то самое место, где по указанию первого императора России - Петра Великого в 1716 году была заложена Омская крепость. Пока проходила служба в церкви, толпа в благоговении стояла перед храмом. Но как только августейший атаман снова показался на улице, направляясь через сад к генерал-губернаторскому дворцу, она опять кинулась за ним. Сдержать народ было невозможно. Обгоняя друг друга, люди с восторженными криками стремительно бежали за наследником престола, уничтожая на своем пути цветочные клумбы, кусты, молодые деревца, посаженные к приезду гостя.
У подъезда дворца генерал-губернатора Цесаревича ожидала рота почётного караула со знаменем, хором и оркестром, а также начальники всех управлений и учреждений округа. Приняв всех представлявшихся, Великий князь удалился в покои дворца, над которым уже развевался императорский штандарт. Спустя некоторое время под восторженные крики многочисленной публики, усеявшей Дворцовую улицу, Ильинскую площадь, набережную, мост и аллеи Любинского проспекта, гость, сопровождаемый личным конвоем и многочисленной свитой, проследовал в здание первой женской гимназии, где его встречали более 1500 воспитанниц заведения. По убранной цветами лестнице престолонаследник поднялся на второй этаж, где в убранном флагами и гирляндами зелени актовом зале одна из воспитанниц гимназии преподнесла Его Высочеству букет цветов и подарки - ковёр, подушку, дорожную сумку и портфель, сделанные руками гимназисток. Затем Николай Александрович посетил убежище для бедных детей, которое помещалось на углу улиц Тобольской и Баронской, и крепостную Соборо-Воскресенскую церковь, где после краткого молебна осмотрел Евангелие, крест, дискос и напрестольное облачение, пожертвованные церкви императрицей Екатериной II в 1774 году. (Увы, прекрасный Воскресенский собор тоже был снесён. Пережив сталинские времена, он не устоял в 1958 году перед богоборчеством времён Хрущёва. - С.С.).
В этот же день, вечером был назначен смотр казачьей бригады, омского батальона и трёх рот Сибирского кадетского корпуса, который принимал лично Великий князь. Цесаревич остался очень доволен наружным видом и строевой подготовкой войск. Около 11 часов, когда уже казаки разошлись по казармам, было объявлено, что наследник престола жалует им по чарке водки каждому.
Первая половина следующего дня была полностью посвящена празднику Сибирского казачьего войска. К 9 часам утра на площади и по обеим сторонам Дворцовой улицы начали выстраиваться полки в пешем строю. За казаками вдоль улицы и на площади снова собрались огромные толпы. Все окна домов и балконы по Дворцовой улице были также переполнены. В 9 часов 30 минут Великий князь в форме лейб-гвардии Атаманского полка вышел из дворца генерал-губернатора. У здания Войскового Хозяйственного Правления под звуки войскового оркестра высокого путешественника встречала большая делегация из казаков в составе наказного атамана Иванова Григория Ивановича, председателя войскового правления Волкова Ивана Семеновича, командира 1-го казачьего конного полка Щербакова Павла Сергеевича, а также двух обер-офицеров, девяти станичных атаманов и пяти выборных депутатов. Оркестр исполнил любимые казаками песни "На смерть Ермака", "Хивинская", "Атаман ты наш". 16 (28) июля, в полдень, семиреки были приняты Цесаревичем Николаем Александровичем и поднесли августейшему атаману войсковую хлеб-соль, подарили изящно выполненный письменный прибор в мозаичной шкатулке.
Приняв поздравления и дары от представителей казачьих станиц и передав дары дежурному адъютанту, Цесаревич проследовал по усыпанной цветами и декорированной красным сукном лестнице в помещение Войскового Правления, на второй этаж. Здесь, у входа в выставочный зал, Цесаревич был встречен председателем войскового правления полковником Катанаевым, который доложил обо всем, что заслуживало внимание и чем интересовался высокий путешественник. Для обзора были выставлены карты и планы войсковых земель, юртовых казачьих и офицерских участков. Тут же находились серебряные блюда художественной работы, на которых подносилась хлеб-соль от Сибирских и Семиреченских казаков, серебряные фигуры от атбасарцев, пресновцев и новорыбинцев (конного казака на сторожевом посту, другая - пешего - со значком в руках на обвале крепостной стены), фотоальбомы, альбом с акварелями, прекрасной работы чернильница, исполненная в оружейной мастерской Семиреченского войска. Посвятив целый час знакомству с войском в его прошлом и настоящем по картам, рисункам и фотографиям, Цесаревич получил подарки от представителей казачьих станиц.
Августейший атаман проследовал в Никольскую Казачью церковь, куда были внесены все казачьи знамена. По окончании литургии и молебна Великий князь осмотрел легендарное знамя Ермака Тимофеевича. После подробного доклада Г.Е. Катанаева наследник проследовал в зал-столовую, где уже все было готово к завтраку. Два больших зала Войскового Хозяйственного Правления, разделявшиеся коридором, теперь при помощи арок были соединены в один длиной в 25 и шириной в 21 аршин. В стене, обращенной на церковную площадь, вместо окна была сделана дверь, ведущая на балкон с прекрасным видом на город, площадь и сквер. Все стены правления были убраны гирляндами зелени и увешаны портретами Высочайших особ и бывших Войсковых Наказных Атаманов Сибирского войска. Главный почётный стол был поставлен так, чтобы Его Высочество, сидя на одном конце его под сенью войсковых знамен и своим портретом, пожалованным войску в 1881 году, мог видеть всех участвующих в завтраке. Все столы были изящно убраны цветами. У прибора Августейшего гостя лежали цветочное плато с инициалами его высочества и меню завтрака с виньеткой из казачьего быта, художественно исполненное Каразиным акварельными красками. Завтрак был сервирован на 350 человек. После завтрака из зала Наследник проследовал на балкон, где его появление было встречено дружными криками "ура" казаков и народа, находившегося на казачьей площади и в сквере. С балкона Его Высочество проследовал в особо устроенный в здании Войскового Хозяйственного правления фотографический павильон, где разрешил местному фотографу И.Е. Кесслеру снять с себя один большой поясной портрет и другой в группе с старшими представителями Сибирского казачьего войска.
Войсковой наказной атаман М.А. Таубе озаботился подготовкой достойного торжества. Была устроена выставка всех подарков от Сибирского и Семиреченского казачьих войск. В числе подношений задумали набор картин, отображающих важнейшие события трёхвековой службы сибирского казачества. Почётное дело поручили военному корреспонденту Н.Н. Каразину, испытанному в казачьих стычках, признанному рисовальщику, мастеру батальных сцен и бытового казачьего жанра. Было изготовлено 27 полных подарочных комплектов из 126 акварелей Каразина, а также 16 листов с пояснительными текстами..
16 июля 1891 года Цесаревич Николай Александрович принял личное участие в закладке будущего главного городского храма - Успенского кафедрального собора (архитектор Э.Ф.Виррих). Воздвигнутый в 1898 году Успенский кафедральный собор олицетворял собой настоящий, хорошо отработанный "русский стиль" официального толка. (К сожалению, Успенский собор был снесён в 1936 году. Восстановлен в 2007.- С.С.)
В сопровождении многочисленной свиты и при громких криках "ура" августейший гость проследовал по устланному красным сукном помосту в павильон, где всё городское духовенство во главе с протоиереем Недосековым в одинаковом светло-голубом облачении стояло готовое приступить к совершению молебствия. Для совершения церемонии закладки наследник российского престола в сопровождении духовенства и свиты спустился в головную часть фундамента. Здесь Цесаревич собственноручно положил в крестообразное углубление четыре золотые монеты. Углубление это затем было прикрыто металлической доской, на которой по церковно-славянски говорилось, в чьём присутствии заложена сия церковь и когда - "в лето от сотворения мира 7399 от Рождества же по плоти Бога Слова 1891, месяца июля 16-го дня".
После торжественной закладки собора и прощального обеда в генерал-губернаторском дворце, Цесаревич в 5 часов вечера покинул Омск. Провожать его вышел весь город. Лишь только экипаж престолонаследника двинулся от дворца к пристани, чтобы переехать на пароходе на левый берег Иртыша и на лошадях по тракту продолжить путь в столицу, над городом раздался прощальный колокольный звон, который не прекращался до тех пор, пока Великий князь Николай Александрович не вступил на другой берег[6]".
Читаешь и ловишь себя на мысли: насколько же ненадёжна людская любовь. Пройдёт время (27 лет) и Царь испытает от своих подданных уже неприкрытую ненависть. А потом на протяжении долгих десятилетий его имя будет сопровождаться самыми нелицеприятными и просто оскорбительными словами. И лишь немногие будут сохранять доброе чувство к последнему российскому императору. Но минует и эта пора и Царь-страстотерпец вместе со всей семьёй будет причислен к лику святых.
4. День первый (3 июля, пятница). Ночная дорога. Тюкалинск и его храм
4.1. Ночная дорога
Теперь пора оставить (на время) прошлое и поговорить о паломнической поездке "Путь Цесаревича", в которой мне довелось поучаствовать. Наше путешествие началось 3 июля, но не утром, как планировалось первоначально, а после обеда. В результате нам предстояло ехать всю ночь до Тобольска. На мой недоумённый вопрос было сказано, что изменилось расписание теплохода, а мы не можем позволить себе ещё один день в Тобольске. Почему? А потому, что это значит платить ещё 400 руб. за гостиницу, а это не все паломники могут себе позволить. Это мне сразу не понравилось. Бессонная ночь, по сути, сводила на нет весь первый день в Тобольске: я знал, что у меня, почти наверняка, будет целый день болеть голова. По мне, намного бы было лучше заплатить 400 руб. и спокойно посмотреть достопримечательности и святые места Тобольска. Но делать было нечего, пришлось смириться. Вечернее отправление внесло и ещё одну коррективу в планы: выпал из нашего маршрута и Тюкалинск. Было сказано, что поскольку мы приедем туда уже поздно, то службы в местном храме не будет, а будет лишь короткая остановка, чтоб попить чай.
Крестный ход начался с Молебна с Акафистом Государю Николаю. Затем мы погрузились в микроавтобус. Помимо омичей в паломничестве участвовали и приехавшие паломницы из Любино весьма пожилого возраста. Вообще возраст паломников был от 6,5 лет у Христины (Кристины), которая поехала со своей бабушкой Ольгой до сестры Людмилы, перевалившей 80-летний рубеж (в дальнейшем я буду назвать так своих сопутешественников, поскольку такое обращение (брат и сестра) общеприняты в подобного рода паломничествах).
Начав путешествие, мы остановились и загрузили в микроавтобус продукты. Ну, а затем уже тронулись в путь. До Тюкалинска добрались без проблем, если, конечно, не считать совершенно жуткую дорогу. (Вообще дороги в нашей области очень плохие по сравнению с дорогами, по которым мы ехали в районе Тобольска). И ещё я понял, что, конечно, микроавтобус является не лучшим вариантом. На обратном пути мы ехали в "пазике" и чувствовали себя более комфортно. В микроавтобусе же жуткая теснота не давал даже поменять положение. В задней части автомобиля (а я именно там и ехал) все сидели вдоль бортов очень сковано, т.к. стояли ещё и ящики с продуктами, подарками, сумками. Но всё-таки старались не унывать. Тем более, что рядом с нами были весьма пожилые женщины, да и наличие шестилетней Кристины заставляло меня стыдится своего неудовольствия.
4.2. Тюкалинск и его храм
Поздно вечером мы прибыли в Тюкалинск. Это небольшой город (10 тыс. жителей) на реке Тюкалка (Тюкала), в 124 км к северо-западу от Омска. В Тюкалинске была короткая остановка возле Церкви Рождества Иоанна Предтечи. В небольшом помещении нас весьма доброжелательно приветствовал местный прихожанин. Сказал, что местный батюшка находится в отъезде. Попили чай, потом осмотрели храм.
К сожалению, наш сопровождающий ничего нам особенного о храме не рассказал. Сказал только, что храм построил священник каким-то хитрым образом. Т.е. начал строительство не имея разрешения, а потом уже явочным порядком через вышестоящие инстанции протолкнул регистрацию. И действительно год строительства храма, указанный во всех источниках (1982) говорит о явной редкости (если не сказать уникальности этого события). По крайней мере для нашей области.
Мы осмотрели иконы и росписи церкви. Среди реликвий храма Рождества Иоанна Предтечи - старинная икона Иоанна Крестителя работы XVIII века. Есть в храме и другие старинные иконы. На стенах храма есть копии узнаваемых картин на библейские темы. В частности, я узнал классические картины художника Генриха Семирадского "Христос и самаритянка", "Грешница (Первая встреча Христа с Марией Магдалиной)". Довольно впечатляюще выглядят и схематические картины мытарств, которые предстоит пережить душе после смерти. Есть и росписи стен в своеобразном народном стиле.
Дальше снова была довольно тяжёлая дорога. У меня разболелась голова. Но невозможно было дремать не только из-за дороги. Периодически паломницы начинали петь "Царю небесный" и "Богородице Дево радуйся". Попросил сестёр до утра молиться про себя и дать поспать, но не был услышан. Больше уже не обращался. Остался осадочек: я и сам готов петь славословия Богу, но при этом нельзя нарушать чьи-то права на сон. Такие решения надо принимать соборно. Иначе это значит навязывать свою волю и идти против второй Божьей заповеди: любви к ближнему. Написал я всё это не для того, чтобы кого-то осудить, а чтобы организаторы учли это в следующих крестных ходах.
5. День второй (4 июля суббота). Тобольск. Тобольский Кремль. Софийский собор и его святыни
Часа в четыре, сидевшие впереди сёстры, начали вслух читать утреннее правило. Что, с моей точки зрение тоже было рановато. Нам, сидевшим в конце салона, не слышно было слов. Поэтому спустя час я прочитал его вслух снова к большой благодарности, сидевших рядом со мной и уже проснувшихся (что важно) пожилых сестёр: Людмилы Корнеевны и Таисии Яковлевны. Рано утром мы прибыли в г. Тобольск.
Автобус остановился возле белоснежного красавца Тобольского Кремля, от которого просто нельзя было оторвать взгляд. Это чудо заставило забыть обо всём, в том числе на время и о головной боли. Мы разместились в гостинице "Сибирский паломник", которую создали в бывших архиерейских конюшнях. Условия были вполне нормальные и цены доступные. Место обходилось в 400 руб. В комнатах стоят двухэтажные кровати. В нашей (мужской) комнате их было 8, у сестёр - 10. Гостиница была полупустой, поэтому нас троих мужчин (я, Юрий и Геннадий) поместили в одной комнате, а 12 сестёр - в другой. Никого к нам не подселили. Так что мы оказались в более выгодном положении.
Бросив вещи, мы пошли смотреть Кремль. Точнее я и Юрий, Геннадий завалился спать: было видно, что он, как минимум, очень утомлён. Юрий оказался врачом и беспокоился за здоровье нашего третьего товарища. Но Гена отклонил нашу помощь, сказав, что все таблетки у него есть и никакой врач ему не нужен. Он остался отдыхать, а мы с Юрием пошли фотографироваться.
Тобольский кремль - единственный каменный кремль в Сибири, уникальный образец сибирского зодчества. В 1683-1686 году присланными из Москвы и Великого Устюга каменщиками с подмастерьями Герасимом Шарыпиным и Гаврилой Тютиным создается каменный Софийско-Успенский собор. К началу XVIII века были возведены каменные стены и башни кремля. Каменные стены вокруг Софийского двора начали возводить сразу же по окончании строительства собора и колокольни. Стены высотой 4,3 метра и протяженностью 620 метров с девятью башнями (семь круглых и две квадратные) были построены за десять лет. Они опоясали Софийский двор по максимальному периметру, опасно приблизившись к бровке Троицкого мыса. В конце XVII века строительство в кремле осуществлял по своему проекту, утвержденному в Москве, Семён Ремезов, картограф и историк Сибири.
По имеющейся лестнице я залез на стену кремля, и предо мной открылась великолепная панорама Тобольска. Где-то там, далеко блестел Иртыш, рядом внизу были белоснежные церкви и краснокирпичный костёл, особняки и современные строения. Находящийся на высоком холме Тобольский Кремль занимал не только выгоднейшее стратегическое положение, но и давал возможность рассмотреть весь город. Было ещё очень рано, поэтому людей практически не было. Красота Тобольского кремля заглушила негативные эмоции ночи. Возникло ощущение, что оказался в далёком прошлом. Я гулял и фотографировал, вспоминая то, что знал и читал о Тобольске.
5.1. Немного об истории Тобольска
Тобольск, без сомнения, уникален. Основан был в 1587 году и, в месте впадения реки Тобол в Иртыш, отсюда и название города. По преданию, Тобольск основан в праздник Св. Троицы недалеко от места, возле которого высадились воины Ермака во время знаменитой битвы на Чувашском мысу, решившей вопрос о присоединении Сибирского ханства к России. Первой городской постройкой стала Троицкая церковь, а мыс был назван Троицким. Этот город стал основной базов освоения зауральских территорий, первым в Сибири получил статус города (В 1590 году) и на протяжении многих лет был общепризнанной сибирской столицей. Фактически с момента основания города и вплоть XVIII века Тобольск военный, административный, политический и церковный центр обширных сибирских территорий.
В 1708 года Пётр I сделал его центром новообразованной Сибирской губернии, простиравшейся от Урала до Тихого океана. В XIX веке в связи с перемещением торговых путей, а затем строительством Транссиба (много южнее города) экономическая роль Тобольска упала. Сегодня этот стотысячный город - центр муниципального района. Но, конечно, этой скромной ролью значение Тобольска не исчерпывается. Этот город является важнейшим центром познавательного туризма в Сибири и крупным газохимическим центром. Но для прибывающих сюда православных паломников - этот город, прежде всего, важнейший духовный центр Сибири, место нахождения целого ряда святынь. Именно поэтому местная епархия называется Тобольской и Тюменской епархия. Тобольск по праву находится на первом месте и именно здесь находится резиденция митрополита Тобольского Дмитрия.
С Тобольска начиналась также знаменитая "сибирская ссылка". Первым ссыльным стал угличский колокол, поднявший народ на восстание после загадочной смерти царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного и единственного законного наследника Царя Фёдора Иоанновича. Угличский колокол вернулся из тобольской ссылки только в XIX веке. Со второго десятилетия XVIII века Тобольск становится местом пребывания военнопленных шведских солдат и офицеров. Шведы принимали активное участие в каменном строительстве, внесли существенный вклад в культурную жизнь города того периода. В их честь одно из зданий Тобольского Кремля - Рентерея имеет второе название "Шведская палата".
Для следующих поколений ссыльных Тобольск был уже перевалочным пунктом, с которого для них начиналась Сибирь. Печальную известность приобрела Тобольская каторжная тюрьма, через которую в разное время проследовали этапом Ф.М. Достоевский, В.Г. Короленко, и другие известные люди.
Я пытался представить себе, как встречали наследника императорского престола. Пышные процессии, молебны, подарки, восторженные крики толпы, пение гимна. Э.Э. Ухтомский так описывает эту тобольскую встречу будущего Государя.
"В этот день в Тобольске шёл проливной дождь и был сильный ветер. Несмотря на непогоду, тысячи горожан заполнили все пространство у Ширковской пристани и прилегающие улицы, празднично украшенные к приезду дорогого гостя. Обгоняя пароход с будущим императором, прискакал гонец и, тяжело дыша, известил встречающих, что Цесаревич уже близко. В 7 часов вечера на горизонте появился силуэт парохода. Через сорок минут он причалил, и гость сошёл по трапу на берег.
На берегу Николаю четырежды подносили хлеб-соль - на разных блюдах. Затем местное войско проследовало мимо Цесаревича парадным шагом, и наследник, пройдя триумфальные ворота, на экипаже в компании губернатора отправился по городским улицам - в Софийский летний собор.
Николай Александрович в этот вечер успел побывать в нескольких местах - губернском музее, саду Ермака. В один из моментов к наследнику подвели 92-летнего седого старца - местного старожила по фамилии Колбин. Оказалось, что этот ветеран полвека назад был гребцом на шлюпке, на которой прибыл в Тобольск Александр Николаевич, в то время сам ещё Цесаревич, а после император России и дед Николая. Тот, первый в истории духовной столицы Сибири визит представителя императорской династии состоялся летом 1837года. Николай Александрович сердечно поблагодарил старика-гребца за верную службу отцу и пожаловал ему золотой полуимпериал - монету достоинством в 5 рублей, сумму в то время весьма внушительную.
Позже, когда уже почти стемнело, в помещении Тобольского общественного собрания Цесаревич выпил чая, потом - бокал шампанского. Перед отъездом Николай Александрович - прямо на корабле - раздал многочисленные подарки, отужинал, а в первом часу ночи теплоход отчалил от пристани. На следующий день в Тобольске были объявлены народные гулянья[7]".
Вряд ли юный наследник престола Николай предполагал, что ему предстоит пережить в Тобольске в 1918 году.
5.2. Храм во имя Семи отроков Эфесских
Ярко светило утреннее солнышко, придавая Кремлю ещё более нарядный вид. Перекусив в номере, чем Бог послал, мы, ведомые Л.В. Дебус, поехали в Храм во имя Семи отроков Эфесских, находящийся на Завальном кладбище. Признаюсь, что об этих семи святых юношах я до этого не знал, но связанная с ними история в высшей степени поразительна, поэтому позволю её здесь привести.
Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей - сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251 гг.) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия - военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них - святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся, и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.
Но Господь навел на отроков чудесный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450 гг.) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: "Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?" Другие утверждали: "Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха". Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Eфecский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена святых отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения.
Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В XII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков. Церковь вспоминает семь Ефесских отроков 4 августа и 22 октября по старому стилю.
Первоначальная деревянная церковь семи отроков Эфесских в Таре была построена на Завальном кладбище, согласно летописям, после 1758 года. Позже было решено построить каменный храм, который был построен в 1776 году. Далее возведены два предела и колокольня. Церковь Семи отроков Эфесских - единственная в Тюменской области, которая не закрывалась в тяжёлые годы гонений. Этот храм особенно часто посещают женщины, сделавшие аборт, а после раскаявшиеся в этом тяжком грехе.
Служба прошла, но сил стоять больше не было: просто закрывались глаза. Поэтому мы с Юрой и ещё две наши паломницы поехали назад в гостиницу, где сразу же легли спать. Проспав три часа, мы почувствовали себя куда лучше. Оклемался и наш товарищ Геннадий, о котором я с удивлением узнал одну важную подробность. Он заявил, что не является православным, что для него "Бог един", и он испробовал многие религиозные культы, но так ни на каком не остановился. Дальше пошла галиматья, которую передавать нет никакой охоты. В последующем Геннадий держался в стороне, в религиозных службах не участвовал, но временами пытался нас вовлечь в пустые дискуссии, которых и я, и Юрий Иванович старались по возможности избегать. Юрий, будучи врачом, говорил, что налицо у нашего спутника серьёзные проблемы, возникшие после перенесённого инсульта. Тем не менее, мы стремились поддерживать более-менее нормальные отношения.
До вечерней службы было время, и мы с Юрием пошли бродить по городу и фотографироваться. Прекрасных видов у Тобольска предостаточно.
5.3. Софийский собор
Позже была служба в Софийском соборе Тобольского кремля - главном храме города. Первый деревянный кафедральный собор во имя Софии Премудрости Божией в 1643 году собор был истреблен пожаром. В 1677 г. такая же печальная участь постигла второй деревянный храм. В 1684 году был построен уже каменный храм, но и ему не везло. Он пережил и обрушения кровли, и пожары. В 1686 году собор был освящен митрополитом Павлом в память Успения Божией Матери. В конец XVIII века собор практически принимает свой нынешний вид. А после была ещё построена и колокольня.
Сегодня трудно представить, насколько пострадала эта святыня в советские времена. В начале 1930-х годов собор принадлежал организации "Союз-хлеб" и использовался как зерновой склад вплоть до начала Великой Отечественной войны. Затем здание собора долгое время пустовало. Бесхозным собор оставался ещё долгое время и постепенно начал разрушаться.В 1961 году здание собора было передано образовавшемуся в Тобольске музею-заповеднику с последующей реставрацией под музей. В 1989 году после неоднократных просьб собор был передан РПЦ для совместной эксплуатации с музеем. Позднее собор вернули церкви окончательно. К 1995 году основные реставрационные работы здесь были завершены. О былых печальных временах в истории собора сегодня напоминает специально не отреставрированный кусочек стены возле одного из окон. Мне его показала наша паломница Людмила Корнеевна.
Размеры Софийского собора впечатляют. Собор является доминирующим сооружением архитектурного ансамбля Тобольского кремля. Размеры сооружения значительны. Внутри длина его от западной стены до восточной - 30,7 м, а ширина от северной до южной стены - 18,7 м. Толщина стен - 2.16 м. Наибольшая высота внутреннего пространства от пола до свода центрального барабана - 28,6 м. Общая высота с крестом - 47 м.
Среди значимых событий, происходивших в Софийско-Успенском соборе, можно отметить следующие: посещение его двумя Государями-наследниками Российского престола, будущими императорами Всероссийскими Александром II и Николаем II; прославление в лике святых Митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) в 1916 году; погребение священномученика Епископа Гермогена (Долганева) в 1918 году, а также обретение мощей этого святого в 2005 году.
5.4. Святые мощи в Тобольский Софии
Теперь пришла пора поговорить о мощах, которые почивают в Софийско-Успенском соборе. Самые почитаемые здесь, без сомнения, мощи святителя Иоанна (Максимович) (1651 - 1715), митрополита Тобольского и всея Сибири. Его память 10 июня (16 октября - на Украине). Он прославлен не только в соборе Сибирских святых, но и в Соборах Брянских, Галицких, Киевских, и Черниговских святых. Святой Иоанн (в миру Иван Максимович МаксимОвич), родился в декабре 1651 году в городе Нежине, происходил из знатного дворянского рода. В 1668 году закончил Киевскую духовную академию, и был оставлен при ней наставником на 8 лет. Через какое-то время стал иноком Печёрской Лавры, а позднее иеромонахом (т.е. монахом-священником). Обладая проповедническим талантом, иеромонах Иоанн был избран лаврским проповедником и экономом. В течение двадцати лет был настоятелем в разных монастырях южной России.
В 1697 г. хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. Известно чудесное исцеление архиеп. Иоанна от тяжкой болезни молитвами святителя Феодосия Черниговского.
Будучи замечательным богословом и писателем, архиеп. Иоанн заботился о распространении духовного просвещения во всей своей епархии. Под его руководством в городе Чернигове был основан коллегиум (будущая духовная семинария), по образцу которого впоследствии стали открываться такие учебные заведения по всем епархиям.
Тогда же Святитель открыл типографию, в которой он и его преемники издали много сочинений духовно-нравственного содержания. Он принимал горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им материальную помощь.
В начале 1711 г. с целью просвещения народов Сибири архиеп. Иоанн в Москве был возведён в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. В Тобольск он прибыл 14 августа 1712 г. Здесь он вложил много труда, жертвовал свои личные средства, чтобы улучшить обучение будущих церковно-служителей в славяно-латинской школе, крестил инородческие племена.
В период своего служения в Тобольске митр. Иоанн вёл скромную жизнь, подвизаясь в пламенной молитве к Богу, тайно обходил дома нуждавшихся, творя благостыню. Перед своей кончиной он отслужил последнюю божественную литургию, устроил в своих покоях трапезу для духовенства и бедных жителей, причем сам прислуживал им за столом. 11 июля 1715 г. митр. Иоанн скончался, находясь в молитвенном положении на коленях перед иконой Божией Матери. Погребение его происходило не сразу, а через продолжительное время, но, несмотря на знойное лето, тело его оставалось нетленным.
Святой Иоанн был прославлен Церковью в 1916 году. В 1919 году Тобольск был занят красными, перед вступлением войск в город мощи святителя поместили в подвал Покровского собора, откуда их подняли в 1920 году. 10 октября 1922 года по распоряжению Тюменского губисполкома мощи святителя Иоанна были вскрыты. Вскрытие проходило на паперти Покровского собора, был устроен антирелигиозный митинг. Затем мощи были переданы в антирелигиозный отдел краеведческого музея, открытого в архиерейском доме.
14 июня 1947 года по ходатайству Архиепископа Варфоломея в Совет по делам религий, мощи святителя были возвращены в Покровский собор. В 1984 году в день памяти святого было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых. Сегодня мощи святителя почивают в Софийском соборе.
В ходе реставрационных работ в Софийско-Успенском соборе Тобольского Кремля были найдены места захоронений десяти пастырей. В 2005 году были обретены мощи священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского, которые ныне находятся рядом с мощами святого Иоанна Тобольского.
Святитель Гермоген управлял Тобольской епархией в 1917-1918 годах. 15 июня 1918 года арестованного епископа большевики перевели на пароход "Ока". Ночью епископа Гермогена вывели из трюма на палубу, связали и, привязав камень, столкнули в воду. Честные останки его были вынесены вместе с камнем на берег реки и 3 июля обнаружены жителями села Усольского. На следующий день они были захоронены крестьянином Алексеем Егоровичем Маряновым на месте обретения; заступом перерубив веревку, Алексей Марянов положил в могилу и камень.
Впоследствии останки священномученика Гермогена Тобольского были погребены в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе Софийско-Успенского собора. На Юбилейном архиерейском соборе 2000-го года епископ Тобольский и Сибирский Гермоген был причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских. Сегодня мощи святого Гермогена находятся перед алтарём собора. Камень, который был привязан святой Гермоген, также сохранён и находится рядом с мощами.
Поздно вечером мы с Юрием у себя в номере готовились к святому причастию, читали необходимые каноны. Естественно, было и вечернее правило.
6. День третий (5 июля, воскресенье). Дворец наместника. Абалакский монастырь
6.1. Дворец наместника
Рано утром всей группой мы пошли на службу в Софийский собор. Сначала был молебен Иоанну Тобольскому возле его святых мощей. Потом литургия. Собор был полон народа: в воскресенье пришли многие. Затем мы исповедовались и причастились. Закусив в кафе постными щами и рыбой с гречкой, мы пошли во Дворец наместника. В здании располагаются экспозиции Тобольского музея-заповедника
Дворец наместника является образцом гражданской архитектуры второй половины XVIII в. и был сооружен в противовес Архиерейскому дворцу, как прообраз светской власти в 1781-1782 гг. Дворец - типичное здание позднего классицизма, в архитектуре - нет ни пилястр, ни колонн, ни наличников.
Дворец Наместника - центральное здание прежней воеводской части Тобольского Кремля, откуда на протяжении столетий осуществлялось управление Сибирью. Здесь заканчивается эпоха воеводского управления Сибирью и берет свое начало губернское правление. Под сводами Приказной палаты, на фундаменте которой стоит Дворец наместника, прошли яркие годы деятельности первого сибирского губернатора Матвея Петровича Гагарина. Во времена деятельности Евгения Петровича Кашкина - Тобольского генерал-губернатора в Тобольск специально для парадной залы Дворца Наместника был доставлен трон самодержицы Российской Екатерины II - символ государственности в Сибири.
В XIX-м столетии Тобольск постепенно утратил своё первенство, став обычным провинциальным городом. Но Дворец наместника, восстановленный после пожара 1831 г., сохранил свои управленческие функции. Здесь размещалось губернское правление с канцелярией, приказом о ссыльных, казенная палата. Здесь принимались важные решения в жизни города - строительство здания тюремного замка, городского театра, мужской гимназии. В одном из просторных залов Дворца при Тобольском Статистическом комитете зародился в 1870-е гг. губернский музей. По длинным коридорам этого исторического здания прошло много известных людей, запечатлевшихся в истории Сибири.
Это один из самых богатых и интересных провинциальных краеведческих музеев, который мне пришлось встречать в жизни. В здании три этажа и больше сорока залов. Позднее я узнал, что в 2008 году на федеральные деньги (говорят, лично распорядился В.Путин) здесь создали большую экспозицию, посвящённой 300-летию губернского правления в Сибири. Работали сотрудники Уральского регионального института музейных проектов и студии "Артефактум"
Экспозицию делали профессионально, на высоком уровне. И это чувствуется уже в фойе. Недалеко от кассы висит сенсорный монитор. НА нём показан дворец и с каждой из сторон подзорные трубы. С помощью нехитрых движений, знакомым всем, кто имел дело с сенсорным экраном телефона, можно двигаться вдоль дворца и осмотреть его со всех сторон. Ткнув пальцем в трубу, можно увидеть вид города с определённой стороны и более подробно рассмотреть окрестности города.
Можно виртуально зайти и внутрь дворца. В одной из дверей находится старинная фотография. И фотограф готов сделать моментальный снимок, стоящих возле экрана. Это снимок к немалому удовольствию окружающих тут же отражается на экране монитора.
Купив билеты по 250 рублей, мы отправились смотреть дворец вместе с экскурсоводом Яной. Уже сразу стало понятно, что в реставрацию дворца и оформление экспозиций залов вложили серьёзные деньги. И деньги потрачены с умом. Экспозиция, развернувшаяся на трёх этажах исторического здания, охватывает огромный временной отрезок - от освоения Сибири до революционных событий начала XX века.
Первый этаж Дворца наместника является остатками Приказной палаты (1700 г.), построенного по проекту С.У. Ремезова, Тобольское наместничество было открыто в августе 1782 г. В восстановленном после пожара Дворце наместника в 1831 г. разместились Губернские присутственные места. В губернском правлении с 1830 по 1856 гг. в разное время служили декабристы А.М. Муравьёв, И.А. Анненков, П.Н. Свистунов, С.М. Семёнов. Органы губернского правления располагались в этом здании до 1917 г.
В музее подлинные экспонаты и реконструкции рассказывают о: власти - тобольских воеводах, наместниках и дореволюционных губернаторах. Основная экспозиция во Дворце Наместника посвящена истории управления Сибирью. А начинается она от воеводского правления - Приказной избы XVII века, где "под руководством воевод и дьяков были сосредоточены суд и расправа". Здесь можно увидеть карты Сибири начиная с XVII века, оружие, предметы и костюмы той эпохи.
Особое внимание уделено разносторонней деятельности Семёна Ульяновича Ремезова - этнографу и археологу, изографу и летописцу, архитектору и строителю. Ремезову благодарные тоболяки поставили памтник перед Кремлём и называют его сибирским Ломоносовым. Это действительно русский энциклопедист Сибири, которому посвящён отдельный зал.
В историю России Ремезов вошел, прежде всего, как картограф. Им составлены три уникальных атласа - "Хорографическая книга Сибири", "Чертежная книга Сибири" и "Служебная книга Сибири". Все они являются ценнейшими памятниками русской истории картографии.
Семён Ремезов принадлежал к служилому классу детей боярских. Деятельность С.У. Ремезова необычайно разнообразна. Он принимал участие в отражении набегов степняков, в столкновениях с немирными вогуличами и татарами, собирал ясак, основывал новые сёла, проводил перепись населения. Ремезов был архитектором и руководителем строительства единственного каменного Кремля на территории Сибири, в Тобольске. Он составил чертежи каменных укреплений города, рассчитал смету работ и руководил строительством, начатым в 1697 г. Попутно он занимался поисками извести, обеспечивал добычу глины, возведение печей для обжига кирпичей и их производство, отвечал за снабжение рабочих, поставки деревянных свай, искал песок и бутовый камень.
По чертежам Ремезова были построены не только Тобольский кремль, но и важнейшие административные здания города: Приказная палата, Гостиный двор; он разработал также и проект каменного дома для массовой частной застройки. В Тюмени, в Троицком монастыре по проекту Ремезова построена Петропавловская церковь. Он составил не только планы казённого металлургического Каменского завода, но также чертежи производимых на нём артиллерийских орудий и ядер. Он занимался поисками селитры и созданием порохового завода.
Ремезов - автор сочинений "О грани и межах всей Сибири", "Уподобление Сибирские страны", "Описание Сибири" и других. Историко-топонимические и этнографо-географические проблемы происхождения народов Сибири рассмотрены Ремезовым в "Описании о сибирских народах и граней их земель" (1697-98). События присоединения Сибири изложены им в иллюстрированной "Ремезовской летописи", состоящей из "Истории Сибирской" (90-е гг. XVII в.) и "Летописи Сибирской краткой Кунгурской" (после 1703).
Потом по необычной лестнице дворца поднимаемся на второй этаж, знакомиться с губернаторским правлением. Представлены кабинет и комнаты губернатора. Во времена Тобольского генерал-губернатора Е. П. Кашкина в Тобольск специально для парадной залы Дворца Наместника был доставлен трон самодержицы Российской Екатерины Второй - символ государственности в Сибири.
Ряд экспозиций Дворца наместника посвящён культуре и быту народностей, населявших Сибирь, тобольскому купечеству. Трудно переоценить вклад, который внесли в просвещение и культуру ссыльные в Тобольск декабристы. Жизнь и деятельность П.П. Ершова, композитора А.А. Алябьева, детство Д.И. Менделеева также тесно связаны с Тобольском.
Царствующие особы дома Романовых, посещавших в разное время Тобольск, не могли догадываться, что этот город станет местом ссылки последнего царя и его семьи. Большая экспозиция в музее посвящена Николаю II, находившемуся в Тобольске в ссылке с августа 1917 по апрель 1918 года. Николай проживал не во дворце наместника, а в доме губернатора, но музей посвящённый ссылке Николая II находится во дворце. Воссоздан интерьер кабинета последнего императора Николая II и комнат, которые занимала его семья, в губернаторском доме во время ссылки в Тобольск.
Запомнились залы Дмитрия Менделеева, и Петра Ершова... Знаете ли вы, что Дмитрий Иванович был 17 ребёнком в семье? Может потому у нас стало меньше гениев, что стало меньше детей? Ведь раньше не думали, сколько детей иметь. Имели столько, сколько Бог даст. И на каждого Бог давал (и даёт) свой хлеб. На стене висит родословная Менделеевых и, конечно, его периодическая таблица элементов старого издания. Что касается автора "Конька-горбунька" Ершова, то у него было 19 детей. Правда, от четырёх жён, естественно женился на них Ершов поочерёдно (Три из них рано умерли).
В одном из залов воссоздан подлинный интерьер класса Тобольской мужской гимназии конца XIX - начала XX века. Воспроизведены даже розги и горох в углу (возможно, и нынешним нерадивым школьникам было бы полезно "стояние на горохе"). Мы с удовольствием заняли места за чёрными партами и немного передохнули, не забыв сфотографироваться.
В музее есть зал "История Тобольского косторезного промысла" с отличной коллекцией изделий косторезов начала ХХ века. Удивительные экспонаты. Трудно представить, что некоторые миниатюры выполнены одним ножом.
Есть во Дворец наместника Геральдический зал, где современный мэр города проводит торжественные мероприятия. Там развешены гербы сибрских городов. Моего приятеля Юрия Ивановича неприятно поразил новоутверждённый герб родного Омска. Теперь это просто кусок кирпичной стены на светлом фоне. И действительно: этот герб города не может быть признан адекватным.
6.2. Абалакский Свято-Знаменский мужской монастырь
После обеда поехали в Абалакский Свято-Знаменский мужской монастырь. Приехали на автовокзал и выяснили, что автобус уже ушёл (хотя расписание можно было бы и узнать заранее). Решились ехать на такси. Кое-как мы вместились в три машины и поехали.
Монастырь находится в живописном месте на высоком берегу Иртыша в 30 километров от Тобольска. Добравшись до места, мы пошли в церковную лавку: покупали свечи, подавали, заказывали акафисты, молебны. Выполнил я и ещё одно поручение. Одна знакомая женщина, подающая церковную утварь, у которой больна дочь, перед поездкой передала мне 500 руб. с просьбой заказать чтение неусыпаемой псалтири в монастыре. Я заказал: этой суммы хватило на год.
История монастыря и его святынь высшей степени интересна. Я воспроизвожу её, чуть сократив, взяв с сайта Тобольской митрополии.
Монастырь является уникальным историко-архитектурным комплексом, сформировавшимся к середине XVIII века в стиле барокко. Знаменский собор с массивным восьмидольным куполом, колокольня с храмом прп. Марии Египетской, изящный Никольский храм являются единым замыслом выдающегося тобольского зодчего Корнилия Михайловича Переволоки.
Согласно Сибирской летописи, на месте будущего монастыря произошло явление Ермаку Святителя Николая Чудотворца.
Знаменский Абалакский монастырь является духовной святыней всей Сибири, храня чудотворную икону Божией Матери "Знамение". В 1636 году одной вдовице Марии в селе Абалак было чудесное видение. Четыре раза Святитель Николай передавал Марии повеление Божией Матери построить на Абалакском погосте деревянный храм в честь Её образа "Знамение". Архиепископ Нектарии благословил строительство храма, который и был построен в том же году. В 1637 году в Тобольске по обету расслабленного (парализованного) крестьянина Евфимия протодьяконом Тобольского кафедрального собора Матфеем в строящийся храм была написана икона в честь Божией Матери "Знамение". После написания иконы Евфимий полностью выздоровел. Это было первым чудом от сего образа. Весть о явлении чудотворной иконы быстро распространилась по всей России. Только в XVII веке было записано более 130 случаев благодатной помощи от чудотворной иконы.