Недавно вспомнил два маленьких эпизода из своего детства и решил о них рассказать. Оба они могут быть интересны только тем, что показывают, насколько нелегко было взрослым отвечать на вроде бы простые вопросы детей, когда дело касалось идеологических штампов. Идеологизация советского общества в брежневские времена, конечно, была не сравнима идейным прессом сталинского периода, но и тогда хватало и лжи в отношении собственной истории, и в навязывании разного рода благоглупостей. Справедливости ради скажу и о том, что учили нас в школе, конечно, и многим весьма полезным и нужным вещам. Но это тема другого разговора. А пока продолжу про мои детские вопросики.
Почему бедняк заплакал?
------------------------------
Первый мой детский вопрос касался колхозов и был задан, насколько я помню, сравнительно рано. Скорее всего где-то в классе четвёртом. Это был 1974 год. Почему я думаю, что в этот год? Потому что именно в четвёртом классе школы мы начинали изучать историю (тогда, конечно, не России, а СССР). И задавал его, этот вопрос, я своей маме, между прочим, учительнице истории (правда, к счастью, тогда она вела не в моём классе).
Помню, мама вела со мной какой-то ничего не значивший разговор, а потом произнесла такую примечательную фразу: 'Так, - сказал бедняк,- хорош колхоз'. А сам заплакал''. Я не раз слышал первую часть этой поговорки ('Так, - сказал бедняк') и о смысл её вообще не задумывался. А тут вдруг последовало столь необычное продолжение. Моё детское любопытство заставило меня задать вполне логичный вопрос: 'Почему же бедняк заплакал?'.
Дело в том, что создание колхозов мы уже 'проходили' в нашем курсе истории. Да и без этого курса я много раз слышал, что колхозное строительство было большим достижением партии и государства. Так чего же плачет бедняк? Мысль о том, что бедняк может совсем не радоваться вступлению в колхоз, в моей пионерской головушке как-то не укладывалась.
Кажется, мама ушла от ответа на этот вопрос, постаралась перевести разговор на другую тему. Моя мама была коммунисткой, но, поскольку выросла в деревне, знала многие вещи не понаслышке. Кое-что она мне о трудностях сельской жизни 1930-х годов она мне рассказывала, но политику партии никогда под сомнение не ставила.
И всё-таки этот вопрос (почему бедняк заплакал?) засел в моей голове. Ответ на него я узнал уже много позднее, когда правда об ужасах насильственной коллективизации, 'раскулачивания', массовом голоде и репрессиях стала достоянием общественности.
Главное ли событие ХХ века?
-------------------------------------
Второй эпизод был несколько позднее. Я уже учился, вероятно, в классе шестом, значит, возьмём за примерную отметку 1976 год. Помню, несколько раз встретил в книжках и газетах (а я уже их тоже начинал почитывать. И не только "Пионерскую правду") одну фразу. Это была даже не фраза, а знаменитая идеологическая формула тогдашней сусловской пропаганды. Она гласила: 'Великая Октябрьская социалистическая революция (ВОСР) - главное событий ХХ века'.
Пытливый подростковый ум этой фразой заинтересовался. Будучи вполне правоверным советским пионером, я соглашался считать ВОСР главным событием первой четверти ХХ века. С натяжкой - первой половины столетия (хотя оставался у меня, помню, вопрос: а как же Великая Отечественная война?). Готов был даже согласиться и на три четверти столетия, но уж никак не более. Ведь до конца ХХ века всё ещё оставалось целых 24 года. Для меня тогдашнего это был огромный, фантастически большой срок. Мало ли что может случится в мире за это время, размышлял я. А вдруг атомная война, в которой погибнет всё человечество? Неужели и тогда революция будет главным событием. Как такое может быть? Ну, а если даже войны не будет. Ведь уже активно осваивается космос. Не за горами, как тогда думалось мне и мои сверстникам, путешествия на иные планеты. А, может быть, и встреча с инопланетянами (фантастику я тоже почитывал). Ведь может же быть, хотя бы теоретически что-то "главнее" Октября 1917 года.
Этот мой вопрос первой, кажется, я тоже задал маме. Бедная моя, горячо любимая мама что-то, конечно, мне ответила (уж и забылось, что именно). Но хорошо помню, что ответ её меня совсем не удовлетворил. И тогда я задал мучивший меня вопрос нашей школьной учительнице истории (маминой коллеге). Та вообще понесла какую-то чушь и при этом смотрела на меня с некоторым непонятным мне беспокойством.
Сейчас я вот думаю, что мой детский вопрос бил в самую точку. Сама логика научного исследования говорит, что анализировать и оценивать какой-то процесс или явление лучше всего тогда, когда оно состоялось. Поэтому говорить в 1976 году о том, что Октябрьская революция - главное событий ХХ века было, как минимум, абсолютно ненаучно. Ведь век-то ещё не закончился. А с высоты нынешнего времени это и тем более кажется странным учитывая весьма печальную судьбу СССР. Тем не менее, Октябрьская революция - это, безусловно, важное и, одновременно, трагическое событие в истории России.
Так из этих детских вопросиков, на которые взрослые не могли нам ответить, рождалось желание докопаться до истины. И возникала оскомина от разного рода идеологических штампов. Но предстояло пройти ещё годам, прежде чем, я стал историком и сформировал собственное мировоззрение.