|
|
||
Опус 1 на тему что я считал первоначальным замыслом Роулинг. Текст 2 в квазицикле. Если кто-то попал по ссылке сразу на сей труд, то не поленитесь, прочитайте сначала общее вступление авторского раздела. Там рекомендации с чего начать. Для первого знакомства этот опус не слишком подходит. 14 сентября 2013. Добавлено послесловие "Фига в кармане". 12 октября 2013. Послесловие чуток расширено. |
"Первая часть Марлезонского балета", или "Странная сказка с нелепым концом"
Замыслы и умыслы Той-Которую-Надо-Упоминать
Персонажи
Вселенная и замыслы
Изменения сюжета
Пара слов напоследок
Приложение, не слишком обязательное для прочтения.
О Роне и совместимости мировоззрений
Участвуя в дискуссии по поводу совместимости Рона и Гермионы, в которой мне на полном серьёзе пытались доказать по пунктам абсолютную их совместимость, я осознал неполноту своих характеристик героев ГП. Была, конечно, мысль поподробнее описать по крайней мере троицу, но потом ощутил, что и так размер текста вылезает за комфортный для быстрого поглощения за один присест один авторский лист. Казалось, что бОльшая часть остальных моих мыслей по поводу и без этого будет понятна. Я не буду проводить долгий анализ, а сразу дам выводы и некоторые частные следствия. Как любил делать дедушка Фрейд.
Рональд Уизли - преимущественно бессовестный хам и эгоист живущий с глубокой внутренней убеждённостью, что мир ему должен. Вся его сообразительность и умственное развитие ограничено собой, любимым, и пользой для себя же. Элементы даже приличного поведения он проявляет не по собственной воле, а только и исключительно из чувства страха или возможности немедленных существенных потерь для себя.
При этом большинство окружающих пару главных героев персонажей - такие же, есть и хуже. На протяжении всех лет Гарри и Гермиона ощущают эту внутреннюю гнильцу Рона. Но, и таково уж имманентное свойство совестливых людей, они предпочитают замечать в нём хорошее и тянуть его за собой собственным примером, к очищению души и пробуждению собственной совести. Безуспешно. В эпилоге он всё такой же, а Гермиона явно сдалась, реагирует обезличенно-стандартно.
Я ни в коей мере не осуждаю Рона. В мире Роулинг, где, куда ни ткни, под мишурой и позолотой или просто на виду, обнаружишь кровь, грязь и *овно, чтобы выжить и жить не сходя с ума ему надо быть именно таким. Все авторы фиков, серьёзно реморализирующие Рона, совершают, кто осознанно, кто нет, подмену. Либо мира, который становится только похожим на мир ГП, либо они заимствуют у Луны какие-то из её очков, позволяющих всё видеть в гораздо более светлых тонах. Сильно изменённый и очеловеченный Рон абсолютно неорганичен в оригинальном мире Роулинг.
Да, во многом благодаря друзьям, Рон может и проявляет качества настоящего человека. Но делает он это очень редко, и на каждый такой пример можно найти немало обратных. А ведь будь война настоящей, а не по сценарию и произволу Ро, даже одного такого момента хватило бы для гибели, и хорошо, если его одного.
Рон - дикарь или стайный зверь, и свои для него - только из своей стаи. 'Да я за них кому хошь глотку порву! Если этот кто-то равен или слабее меня, конечно.' До настоящего человека ему как до Солнца раком. Рон не устаёт требовать выплаты того, что якобы должен ему мир. А с кого требовать, как не с ближайших к нему людей? Семья его периодически обламывает. Остаются друзья. Но тем же самым звериным чутьём он чуЙствует, что всегда получать невозможно, можно сломать самую распрекрасную дружбу. Поэтому он иногда вносит свой вклад, особенно в запале спора или в возбуждении от предвкушения славы. Типа подготовки очевидно бессмысленной апелляции по Конькуру, где результат не зависит от усилий, но можно сделать вид, что ты тяжело работал. Или принять участие в спасении Гермионы от тролля, не сделав и нескольких шагов от спасительной двери наружу.
И раз уж пошла такая пьянка, то я приведу пункты мировоззрения, которые мой оппонент считал совпадающими у Рона и Гермионы. И на основе этого считал их парой, совместимой настолько, что они, утрируя, и без Гарри, сошлись бы и даже поженились.
1. Идеологически - Вольдеморт и ПС - плохо, 2. магглы - хорошо. Я бы добавил 2а - отношение к иным разумным магическим существам.
3. Душевно - к людям нужно с заботой.
4. Отношение к труду - ради любимого дела горы сверну. *Ну, да: для нее - все любимое, для него - только квиддич. Но, ведь сверну!*
5. Работа - да, но только, что интересно. *А что интересно разное - так ведь не партнеров по бизнесу подбирают*
6. Семья - очень важно!
7. Друзья - очень важно!
8. Дети - умеренное количество - да! *То, что причины различны - не важно*
9. Любовно - Рон сумел задавить весь свой от природы богатый темперамент ради чувств; Гермиона и вовсе не давала волю своему, несмотря на явную чувственность. Так что в постели им было хорошо, можно не сомневаться!
Некоторые пункты в свете вышенаписанного даже комментировать не хочется. Но попробую. Я и сам мог бы добавить кое-что, но там итог настолько не в пользу совпадения, что не буду.
1. и 2. Любой здравомыслящий человек против того, чтобы его убили. Это даже не пункт мировоззрения, инстинкт выживания. Но, Министерство, лояльным служащим которого всё время (в том числе во время правления Волди, ведь он не посылал трио патронусов с новостями министерства, хоть и мог это делать) оставался никогда не критикуемый Роном его отец, проводило в более мягком и замаскированном виде практически ту же самую политику. Что позволяет считать в самых общих чертах идеологию Уизли совпадающей именно с идеологией волдемортовцев, только вместо истребления магглов (индейцев) от них надо крепко и хорошо отгородится (поместить в резервации). Отсюда плавно вытекает пункт 2. Как пример возьмём встречу с родителями Гермионы перед вторым курсом. Артур, увидев их и даже не будучи ещё представленным, тут же сказал 'Вы магглы!' (есть слово smuggle - заниматься контрабандой, фактически воровством, и ассоциации у нормального человека возникают совершенно однозначные) и принялся возбуждённо тыкать пальцем в пачку купюр в руке папы Гермионы, при этом повернувшись к Молли. Стало ясно чьи манеры унаследовал Рон. Представьте то же самое, но при посещении зоопарка. Можно восторгаться милой зверюшкой, подраться с постоянно оскорбляющим тебя непримиримым врагом по жизни, для драки с которым нужен лишь повод, и таким поводом вполне может стать насмешка над понравившимся зверьком, а потом и покормить милое животное. Но ни в коем случае нельзя побывать среди диких магглов, в их естественной среде обитания, где они являются хозяевами. Лучше исследовать отходы и обломки их жизнедеятельности, строя фантастические гипотезы об их применимости. А ведь узнать всё можно очень просто. У Молли есть троюродный брат - маггл. Навестить, поговорить, даже не надо любить его, просто родственный визит. Ведь он лично ничего плохого никому из Уизлей не сделал. И на свадьбу Билла его точно не пригласили. Гарри о нём узнал из случайной оговорки возбуждённого знакомством с ним Рона. И тишина. Жалко, что Гарри не сообразил сказать об этом Гермионе. Появился бы ещё один великолепный повод для невозможности Гермионе быть с Роном (замечательный старт для какого-нибудь пайского фика). И как контраст. Гарри и Дурсли. Есть замечательная, но вырезанная из прокатной версии сцена прощания Гарри с ними в первом фильме Дары Смерти. Редкий кадр, где режиссёр прочувствовал и сумел изобразить героев лучше Роулинг. Таких Дадли и Петунию Гарри обязательно пригласит на свою свадьбу и будет поддерживать с ними нормальные родственный отношения. Дадли медленно, но верно становится человеком, в отличие от Рона. Итог отрицательный.
2а. Рон искренне считает и эльфов, и гоблинов, и гигантов - низшими существами или имуществом, обязанными знать своё место (у параши). 'А об имуществе можно и побеспокоиться (пусть и абсолютно по-идиотски), особенно если этим я выиграю кучу очков в глазах и сердце девушки, которая будет мне замечательной женой, активной, работящей, верной и преданной. Я смогу с ней остаться самим собой, если надо - она меня подтолкнёт в нужном направлении в нужное время.' Ловко избегнутый оппонентом, но всё равно отрицательный итог.
3. Заботу добровольно и регулярно проявляют Гарри с Гермионой. Рон, как уже написано выше, делает это изредка, в рамках поддержания полезной для него дружбы с Гарри. И на каждый эпизод якобы заботы всегда найдутся гораздо больше эпизодов противоположного. Причём соотношение не меняется от книги к книге (разве что в седьмой он не так расслаблен и естественен, как обычно). Итог отрицательный.
4. и 5. Отношение Гермионы к работе кардинально противоположное. Она делает то, что надо, и свернёт горы не только ради любимого дела. Да, ей, как и любому другому человеку, хотелось бы заниматься только любимой работой. Но она занимается и нелюбимой, и ненужной лично ей, но в которой она всё равно найдёт хоть какой-то интерес. В качестве любимой работы, для которой Рон свернёт горы был предложен квиддич, и только он. Это несерьёзно, если ты не Виктор Крам. Только у того есть шансы, занимаясь квиддичем, получить совпадения позиций по данному пункту с Гермионой. Итог отрицательный. По обоим пунктам.
6. Семья. Для Рона, как я упоминал, это члены своей стаи, ближний круг. Естественно, он их ценит. Но, он регулярно высказывает, что хотел бы в отношении семьи иметь только права и не иметь обязанностей. Тяготит она его. Недаром в зеркале Еиналеж он видел себя в гордом одиночестве, но с наградой за победу в командной игре. То есть он готов терпеть коллектив, но только если его признают, прославляют и награждают. Кроме того, в Дарах он фактически подставляет семью, придумав заменить себя в спальне дома упырём, и пусть родные прикрывают его. А то, что в случае раскрытия этого обмана родные могут пострадать - его не волнует. Шахматист, блин. Проще и честнее было бы просто уйти. Пропал и всё. И взятки со всех гладки. Надеюсь, что Артур и Молли сообразили не следовать его идиотскому плану прикрытия. В-общем, отношение обывательское, частенько как к необходимому злу и общепринятой традиции. А вот к семьям других людей - никакого уважения и даже на мёртвых обижается. Совсем как Снейп. С Гермионой сложнее. Для неё семья - те, кого она любит сильнее, кто духовно ей ближе, возможно те, кто могут заботиться и защищать её. И она с четвёртого года всё больше времени проводит на каникулах не с родителями, а с Гарри (перечитайте моменты их встреч летом). Именно его, а заодно и Рона, она считает в бОльшей степени семьёй. И потом, она же применила к своим родителям меры психического воздействия, значит для неё формальная семья - не такая уж и ценность. Итог отрицательный.
7. Для неё - вне всякого сомнения, за них она, не задумываясь, отдаст жизнь. Рон относится к друзьям сугубо утилитарно, пока полезны, удобны и приятны. Он не задумывается об их чувствах. С завидной регулярностью он грубо оскорбляет Гермиону и срывает свои психи на Гарри. Получая взамен только возмущение, плач и всегда приемлемые в любом обществе слова Гермионы. Здесь есть очень интересный выверт его психологии. С какого-то момента Рон стал считать Гермиону своей собственностью, любовью я бы это не назвал, просто желание 'владети'. Причём даже не признавшись ей в чувствах, пуская слюни на Флер и Розмерту, целуясь взасос и лапая публично Лав-Лав, он продолжал пребывать в глубочайшей убеждённости, что Гермиона - его. И препятствием к окончательному завоеванию её сердца он считал единственно и только Гарри. Кстати и у Джинни в отношении Гарри ощущается то же самое, хоть и не так явно. Об эгоистических закидонах Рона можно писать бесконечно, но лучший момент ясности в вопросе наступает, когда стоит вопрос жизни и смерти. Рон ничего не сказал Гарри о драконах. То есть он предпочитает друга, с которым поссорился, видеть мёртвым. Опять шахматист. Точка. Источником дружбы и любви он быть просто не может по своей природе. Итог отрицательный.
8. Как написал оппонент, по результату. Для Рона - я бы согласился, большая семья его достала. А вот для Гермионы - не знаю, уверен скорее в обратном. Будучи единственным ребёнком в семье, она наверняка (не эгоистка!) хотела братьев-сестёр, и в мальчишках в первую очередь обрела братьев, пусть и не идеальных, но лучше с ними, чем без них. Поэтому при другом муже, вполне могла согласиться и на бОльшее количество. Итог нейтральный.
9. Это не совсем мировоззрение, а скорее, физиология. И играть начинает заметно после этапа предварительной подгонки личностей. Опять же при отсутствии выбора (по любым причинам) у Гермионы мог быть и строго противоположный вариант - 'Если изнасилования не избежать, то постарайтесь хотя бы получить удовольствие'. Здесь впоследствии по дискуссии возник момент вербального общения, проще говоря - о чём будут говорить Рон с Гермионой до начала или после спадания первоначального любовного угара. Оппонент не смогла привести ни одной темы, интересной для обоих, кроме дел школы и войны (Гарри). Квиддич для Гермионы, и это чётко видно в каноне, интересен только когда играет Гарри. Он не играет, и она теряет всякий интерес. Поэтому о квиддиче с Роном она говорить не будет. Ещё одна любимая тема Рона, опущенная оппонентом, - он сам. Но все его разговоры про себя носят неприкрыто хвастливый и эгоистичный оттенок. Надоест ей максимум за неделю, тем более он обязательно будет повторяться и обижаться на отповеди (опять же замечательный кадр из фильма ПП, где сидят Гарри и Гермиона, читают, а между ними, но сзади развалился на диване Рон и рассуждает о себе, любимом. Взгляды Гарри и Гермионы весьма красноречивы). Большинство разговоров про остальных людей, интересных Гермионе, оставят Рона в лучшем случае равнодушным. Разговор о чисто профессиональных моментах будет опять-таки односторонним. Приведённые примеры из канона, где они якобы говорят о чём-то левом, при ближайшем рассмотрении давали всё те же темы - школа, Гарри и ближайшие родственники Гарри, мёртвые и живые. Я бы добавил ещё сюда чувство юмора. Оно есть у обоих. Юмор Рона саркастический, грубый, животный, часто оскорбительный, очень часто не смешной и неуместный. Кроме того это юмор 'второго темпа', то есть взять и рассмешить изначально кого-то, утешить шуткой, подбодрить он не может. Да, Гермиона, бывает и хохочет над дразнилкой Джинни, но никогда Гарри не видел, чтобы она это делала за пределами его компании. Что очень странно, ведь она постоянно бывала вдвоём с Роном два года, пока они были старостами. И она очень ценит редкий и тонкий юмор Гарри. 'Он иногда говорит смешные вещи, но бывает недобрым', - слова Луны как нельзя лучше характеризуют Рона. Тут тоже совсем не пахнет настоящей совместимостью.
Вывод из всего вышесказанного разбора под микроскопом оказался нетривиален даже для меня. Настоящим антагонистом Гарри в саге является не Волдеморт и его присные, не Министерство, а его лучший и ближайший друг - Рональд Биллиус Уизли, как воплощение обычной мерзости и бездуховности мира. И Гарри в этом противостоянии проиграл. Свою жизнь и душу вместе с жизнью и душой Гермионы. Читайте эпилог.
Эпилог. Фига в кармане.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"