Аннотация: Книга о жизненном подвиге монаха Авеля. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Симин В.И.
Авель
4. Авель
4.1
Монах Авель удивительно точно предсказал судьбу всех царей на 100 лет вперед, приход Ленина и нападение фашистов. Интересно, как простой монах видел судьбу России на много лет вперед? Кем был Авель, что именно он предсказал, и за что царь сослал его на Соловки?
Монах Авель (в миру Василий Васильев) родился в 1757 году в Тульской области в крестьянской семье. С юных лет хотел уйти в монастырь, но родители запретили. Василий завел семью и троих детей. Но семейная жизнь его не увлекала и теперь уже, став самостоятельным мужчиной, Василий принял решения постричься в монахи. В 28 лет он ушел из семьи и стал монахом, получив имя Авеля. Пророчества он стал писать уже спустя 9 лет монастырской жизни. Авель прожил долгую жизнь и скончался в Суздале в возрасте 84 лет.
Монах Авель - вполне реальный персонаж, а не очередная попытка сделать своего "русского Нострадамуса". В Российском Государственном архиве древних актов есть интересный документ 1796 года - уголовное дело, которое завели на Василия Васильева за его пророчества. Причина понятна - ничего особо позитивного для действующей власти Авель не обещал. Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале - место упокоения монаха Авеля. Первое, что он напророчил - смерть императрицы Екатерины II спустя восемь месяцев. Его хотели казнить, но сама Екатерина приказала лишь посадить монаха в Шлиссельбургскую крепость. Но предсказание сбылось! Царем стал Павел I, но монах предсказал, что его царствование не будет продолжительным. И указал дату смерти царя, которая подтвердилась. После этого опасного монаха сослали на Соловки.
Авель предсказал Отечественную войну 1812 года, то, что французы сожгут Москву. Также он предсказал, что русские выиграют войну и дойдут до Парижа. Никто ему не верил, но когда предсказание сбылось, Александр I приказал освободить монаха. Авель предсказал, что правление нового императора начнется с бунта дворян. Так и случилось - с подавления восстания декабристов началось царствование Николая I. Это события, которые свершились еще при жизни таинственного монаха. Но он сумел предугадать в деталях и будущее других представителей династии Романовых. Про Александра II Авель поведал в деталях, что он отменит крепостное право, "прогонит турок" (победа в Русско-Турецкой войне) и проведет множество реформ, полезных для государства.
Но, как предсказал монах, современники этого не оценят и погубят царя. Что, увы, и случилось. Семь покушений было совершено и император-реформатор погиб в 1881 году в возрасте 62 лет. Предсказания Авеля были широко озвучены в конце 19 века. И можно было бы заподозрить авторов в нечестности - дескать, Екатерину II и Павла угадал, а остальное дописали последователи.
Но про XX век они знать никак не могли! А тут предсказания также недвусмысленные. Монах предсказал, что Николай II будет последним из дома Романовых. Он будет кротким и верующим правителем. Но потом начнется Великая война и будет бунт. "На венец терновый сменит он корону царскую", - резюмирует Авель. А свергнет Николая II "мужик". Последнему Романову, кстати, этот сборник пророчеств показывали, но он не придал ему особого внимания.
Авель предсказал и Вторую мировую войну, которая будет после падения царя. "Злодей на Западе поднимет руку. Но восстанет сила русская, рухнет Злодей!". Когда свергнут царскую власть - на долгое время в России придет безбожие. И только в конце века вернутся прежние традиция и православие, считал Авель. Что и случилось в 1991 году, когда распался Советский Союз, а православие вновь стало популярным а народе. Существует легенда, которую запустили еще в 1990 году в СССР, что якобы есть сборник пророчеств Авеля о современной России. Там упоминается некий Борис (Ельцин?!) и что после него будут долгие войны на Кавказе. Но никаких документальных подтверждений этому нет, а значит нет никакого желания спекулировать на эту тему.
В православных изданиях ХIХ-ХХI веков можно встретить жизнеописания монаха Авеля (в миру крестьянина Василия Васильева), жившего в конце XVIII - начале XIX века. Во многих из них монах Авель предстаёт перед нами как истинный христианин-подвижник, обладавший даром пророчества и страдавший от властей за свои предсказания. Ряд источников относит его к подвижникам благочестия и даже к преподобным отцам. Некоторые авторы считают, что его предсказания имели и продолжают иметь важное значение для исторических судеб России. Что же достоверно известно нам об этом человеке? Это краткие воспоминания А.П. Ермолова, записанные с его слов неким его родственником, известного поэта и героя войны 1812 года Д. Давыдова, воспоминания известного историка М.В. Толстого, "Записки" И.П. Сахарова, а также воспоминания Л.Н. Энгельгардта. Отдельно нужно указать на краткое упоминание о предсказаниях Авеля святителя Игнатия (Брянчаќниќно-ва).
В ряде статей, опубликованных в исторических журналах в XIX веке, анализируются и цитируются документы, относящиеся к жизни монаха Авеля. К ним относятся следующие: Статья под названием "Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе", опубликованная в журнале "Русќский Архив" в 1878 г., представляет, по словам анонимного автора, "извлечение из архивного "Дела о крестьянине Василии Васильеве, находящемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре под именем иеромонаха Адама, и потом названном Авелем, и о сочиненной им книге. Начато марта 1796 года, 67 листов".
В статье приводятся:
1) Извлечения из секретного письма генерал-губернатора Заборовского к генерал-прокурору графу А. Н. Самойлову в связи с арестом монаха Авеля от 19 февраля 1796 г.
2) Протокол допроса Авеля от 5 марта 1796 года в Тайной экспедиции. Следователь А. Макаров.
3) Судебное решение о заключении Авеля в Шлиссельбургскую крепость.
4) Рескрипт императора Павла генерал-прокурору князю А. Б. Куракину об освобождении Авеля из Шлиссельбургской крепости от 14 декабря 1796 г.
5) Выдержки из писем Авеля императору Павлу, князю А. Б. Куракину, митрополиту Амвросию.
6) Выдержки из писем митрополита Петербургского Амвросия генерал-прокуроќру Обольянинову от 19 марта и 29 мая 1800 года и из других писем и документов.
Необходимо отметить, что данный автор, излагая жизненный путь монаха Авеля, некоторые сведения о нём приводит без ссылок на документы. Достоверность этих сведений представляется проблематичной вследствие того, что они не всегда безошибочны. Так, автор неверно указывает год смерти монаха Авеля.
В другой анонимной статье "Предсказатель монах Авель" в журнале "Русская старина" за 1875 г. опубликованы следующие сочинения монаха Авеля:
1) "Житие и страдание Отца и монаха Авеля" (с купюрами, содержащими "некоторые мистические измышления"), написанное, по словам автора статьи, по-видимому, им самим. Заметим, что принадлежность авторства "Жития" Авелю у ряда историков, писавших об Авеле, не вызывало сомнений.
2) Фрагмент из трактата "Жизнь и житие отца нашего Дадамия", которое представляет собою вариант изложения "Жития" монаха Авеля. Дадамий - имя, которым Авель иногда подписывал свои письма. Это новое имя ("Дадамей"), по словам Авеля, было дано ему "духом". По словам автора статьи, принадлежность Авелю данного сочинения в этом случае у него сомнений не вызывает.
3) Выдержка из трактата Авеля "Книга бытия" - толкование на первую книгу Библии.
4) Автор указывает на находящуюся в его распоряжении тетрадку, принадлежавшую Авелю, где "на 28 страницах находятся разные символические круги, фигуры с буквами славянской азбуки и счёта, при них находится краткое толкование". Две из подобного рода символических таблиц из другой подобной тетрадки в 64 страницы опубликованы.
Автор указывает также на находящиеся в его распоряжении трактаты Авеля:
1) "Сказание о существе, что есть существо Божие и Божество".
2) "Бытия книга первая".
3) "Церковные потребы монаха Авеля", а также 12 писем Авеля к графине П.А. Потёмкиной за 1815-1816 годы и письмо Авеля к В.Ф. Ковалёву, управляющему фабрикой графини П.А. Поќтёмќкиной в Глушкове.
Другой номер журнала "Русская старина" публикует документы, собранные Н.П. Розановым:
1) Изложение содержания справки Консистории святителю Филарету, митрополиту Московскому о монахе Авеле от 1823 года.
2) Распоряжение святителя Филарета об определении монаха Авеля в Высоцкий монастырь в Серпухове от 6 окт. 1823 г.
3) Копии писем Авеля некой Анне Тихоновне и духовному отцу Доримедонту, 1826 год.
4) Изложение донесения о побеге Авеля из Высоцкого монастыря и изложение содержания других документов.
Книга М.Н. Гернета "История царской тюрьмы", в которой излагаются некоторые сведения об Авеле, извлечённые из "Дела о крестьянине Василии Васильеве, находившемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре" (Архив эпохи феодализма и крепостничества. VII, No 2881) и документальные данные из архивов Спасо-Евфимиевого монастыря в Суздале. Важные сведения о дате кончины Авеля приводятся в работе А.С. Пругавина, впервые опубликовавшего секретные документы о заключённых Спасо-Евфимиевого монастыря в Суздале.
О жизни монаха Авеля из опубликованных документов известно немногое. Согласно исследованию М.Н. Гернета, построенному на анализе документов, "он (монах Авель) происходил из крестьян и был крепостным Нарышкина. Получив вольную, он постригся в монахи, совершил паломничество в Царьград. Он был не только грамотным, но и сочинителем мистических религиозных рукописей. На допросе он показывал, что имел видение: он видел на небесах две книги и записал их содержание. В рукописи, "списанной с небесной книги", нашли и отступление от Православия, и преступление против "величества". Приговор и указ Екатерины указывают, что сочинитель рукописи подлежит смертной казни, но, по милосердию императрицы, отправляется на вечное заточение в Шлиссельбургскую крепость.
Отсюда его освободил Павел. Время от мая 1800 г. по март 1801 г. он провёл в Петропавловской крепости, откуда был сослан в Соловецкий монастырь, но в том же году (17 октября 1801 г.) был переведён из арестантов в монахи".
Наконец Николай I "заточил Авеля в Спасо-Ефимьевский монастырь". Таким образом, по данным, приводимым Гернетом, Авель был как минимум трижды заключаем в тюрьмы, при этом заключение его совершалось как минимум дважды по высочайшему повелению. Наиболее подробно опубликованы документы, связанные с обстоятельствами первого заключения Авеля в 1796 году. Важно отметить, что, согласно данным историков, в это время не известно ни одного случая фальсификации следственных материалов со стороны органов охранки.
Что касается последующих заключений, то опубликованные документальные материалы, касающиеся причин и обстоятельств этих событий, как и вообще жизни Авеля, весьма скудны. Вторичное заключение Авеля в мае 1800 года последовало вследствие обнаружения у него при скандальных обстоятельствах во время присутствия его в Валаамском монастыре некоей "книги" и "листка", написанных им самим (доклад митрополита Санкт-Петербургского Амвросия генерал-прокурору Обольќќя-нинову). После ознакомления с содержанием этого листка Обольяниновым последовало высочайшее повеление (со стороны Павла I) о заключении Авеля в Петропавловской крепости. Как пишет анонимный автор статьи в "Русском архиве" - "Веќроятно к этому времени и относится предсказание Авеля о кончине Павла I".
Свидетельства об этом предсказании и информация об истинных причинах привоза Авеля из Валаамского монастыря в Санкт-Петербург и о его заключении в этот раз в опубликованных документах отсутствуют. В марте 1801 г. (после смерти Павла I и воцарения Александра I) Авель переводится по распоряжению митрополита Амвросия в Соловецкий монастырь для заключения, где не позже 17 октября того же года по указу Святейшего Синода освобождается и переходит в число монашествующих этого монастыря. На основе опубликованных документов нельзя определить, ни когда Авель ушёл из Соловецкого монастыря, ни обстоятельств ухода. По словам того же анонима, "выпущенный на волю, Авель написал третью книгу с предвещанием взятия Москвы неприятелем, за что его снова заточили на многие годы в Соловецкий монастырь". К сожалению, эту информацию анонимный автор не подкрепляет никакими документальными ссылками.
Далее он пишет, что в 1812 году Авеля извлекает из соловецкого заключения обер-прокурор Святейшего Синода князь Голицын. Освобождение Авеля последовало вследствие распоряжения императора Александра I от 17 ноября 1812 г., после чего, как пишет этот аноним, тот начинает вести скитальческую жизнь, "проживал в Курской губернии у известного богача Никанора Ивановича Переверзева, поселялся то в Москве, в Шереметьевской больнице, то у Троицы Сергия". Помещённый по распоряжению святителя Филарета, митрополита Московского, в Серпуховской Высоцкий монастырь 24 октября 1823 г., Авель в 1826 г. бежит из него, проживает опять в миру, что и послужило причиной его насильственного заключения в тюрьме Спасо-Ефимиевого монастыря "для смирения" по распоряжению Николая I в том же году; здесь монах Авель скончался в 1841 году.
Если резюмировать в целом имеющиеся опубликованные документы, то среди них отсутствуют какие-либо достоверные данные о предсказаниях Авеля, которые сбывались. Такого рода информация, впрочем, могла в XIX веке изыматься при публикации по цензурным соображениям. В рассказах А.П. Ермолова читаем: "Находясь однажды за столом у губернатора Лумпа, Авель предсказал день и час кончины императрицы Екатерины II с необычайной верностью". В воспоминаниях Д. Давыдова также говорится о точном предсказании (дня и часа!) смерти Екатерины II. Текст Давыдова слово в слово повторяет текст рассказов Ермолова. В воспоминаниях М.В. Толстого читаем: "После того он (Авель) оставил остров Валаам и перешёл в Никольский Бабаевский монастырь, здесь он составил и написал первое своё пророческое сказание: в нём предсказал он кончину императрицы Екатерины II, за что немедленно был вытребован в Петербург и заключён в каземат Петропавловской крепости. Предсказание скоро сбылось".
4.2
Аналогичную информацию о предсказании Авелем смерти Екатерины II и о последующем в связи с этим помещении его в Петропавловскую крепость находим в воспоминаниях Л.Н. Энќгельгардта, с той лишь разницей, что, по словам Энгельгардта, арест произошёл после личной встречи с императрицей. Никаких прямых свидетельств об этом предсказании в воспоминаниях современников мы, тем не менее, не находим. Однако Авель в связи со своим предсказанием о дате смерти Екатерины II был посажен в Шлиссельбургскую крепость, а не в Петропавловскую. В рассказах Ермолова читаем: "Возвратившись в Кострому, Авель тоже предсказал день и час кончины и императора Павла I. Добросовестный и благородный исправник, подполковник Устин Семенович Ярлыков поспешил известить о том Ермолова. Всё предсказанное Авелем буквально сбылось".
Дословно то же самое читаем в мемуарах Д. Давыдова. В мемуарах Энгельгардта читаем: "По кончине государыни (Екаќтерины II), император повелел, освободя его, представить к нему; тогда он ему предсказал, сколько продолжится его царствие, государь в ту же минуту приказал его опять заключить в крепость". Обстоятельства второго заключения Авеля были совершенно иными, как мы видели выше при разборе документальных материалов. В мемуарах М.В. Толстого - "За обедом у костромского губернатора Лумпа Авель предсказал время и подробности кончины императора Павла I. Заключённый в Шлиссельбургскую крепость прорицатель был скоро выпущен с прежними правами". Как выяснилось выше из документов, Авель был при Павле I посажен в Петропавловскую крепость и оттуда отправился не на свободу с прежними правами, а в заключение в Соловецкий монастырь, где пребывал ещё какое-то время, возможно - около полугода в заключении.
"Через несколько лет Авель снова высказал пророчество о вступлении наполеоновских полчищ в Россию и о сожжении Москвы. За это предсказание он был заточён в Соловецкий монастырь, но оттуда ему удалось выйти на свободу, пользуясь покровительством князя А.Н. Голицына, постоянного покровителя квакеров, иллюминатов, масонов и других мистических лиц", - писал М.В. Толстой. Л.Н. Энгельгардт: "За год до нападения французов Авель предстал пред императором и предсказал, что французы вступят в Россию, возьмут Москву и сожгут. Государь опять приказал посадить его в крепость. По изгнании неприятелей он был выпущен". Как следует из документов, Авель был выпущен в 1812 году не из крепости, а из Соловецкого монастыря.
"Монах Авель, предсказавший взятие Москвы французами, говорил, что наступит время, когда монахов сгонят в несколько монастырей, а прочие монастыри уничтожат", - писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Но Авель предсказывал взятие Москвы французами задолго до нашествия, за что был отправлен в Соловки на многолетнюю отсидку. "Он (Авель) подал прошение о принятии его в Серпуховской Высотский монастырь, куда и поступил 24 октября 1823 года. Вскоре разгласилось по Москве новое предсказание Авеля - о скорой кончине Александра I, о восшествии на престол Николая Павловича и о бунте 14 декабря. На этот раз прорицатель остался без преследования. Последнее его пророчество сбылось, как и прежние" - писал М.В. Толстой.
По словам Энгельгардта, "с 1820 года уже более никто не видал его (Авеля), и неизвестно, куда он девался". Упоминания об этом предсказании в воспоминаниях Давыдова и Ермолова отсутствуют.
"Авель находился в Москве во время восшествия на престол Николая; он тогда возвестил о нём: "Змей проживёт тридцать лет", - писал Д. Давыдов. У прочих писателей мемуаров этот факт не упоминается. "Весною 1826 года он (Авель) был в Москве. Готовилась уже коронация Николая I. Графиня А.П. Каменская спрашивала его; будет ли коронация и скоро ли? Авель отвечал ей: "Не придётся вам радоваться коронации". Эти слова разнеслись по Москве, и многие объясняли их в том смысле, что коронации вовсе не будет. Но значение их было совсем иное: графиня Каменская подверглась гневу Государя за то, что в одном её имении крестьяне вышли из повиновения, возмущённые жестокостию управителя, и графине воспрещён был приезд на коронацию", - писал М.В. Толстой.
В "Записках" И.П. Сахарова указывается лишь на то, что Авель записывал свои "видения на маленьких тетрадках, которых очень много по свету гуляет". Среди воспоминаний современников мы не находим ни одного прямого свидетельства о предсказаниях Авеля. Противоречивость сведений, приводимых современниками Авеля, и напротив - повторение ими друг друга слово в слово и несоответствие сведений реальным фактам свидетельствуют о низком уровне достоверности этих источников. Из всех известных по мемуарам предсказаний только одно, последнее, не имело отношения к судьбам предержащей власти. Все они, кроме двух последних, публиковались во время кризисных ситуаций в истории России: 1796 г. - конец царствования Екатерины II; 1800 г. - конец царствования Павла I; канун нашествия Наполеона (возможно - за год до вторжения, по словам Энгельгардта); 1823-1825 гг. - канун восстания на Сенатской площади.
Как мы видели из воспоминаний современников и из опубликованных документов, о предсказаниях монаха Авеля и в целом о его личности достоверно известно немного. И, тем не менее, на основе наиболее подробно опубликованных материалов дела Тайной полиции 1796 года, его сочинений и некоторых других материалов, можно составить достаточно точное представление о личности этого человека.
Православного монаха Авеля называют тайновидцем. Говорят, в его пророчествах читалась судьба Императоров. Он говорил о нашей победе в Великой Отечественной войне и был уверен, Россия оправится после исторических трагедий - "велика будет потом". Церковное предание - своеобразная живоносная артерия Благодати Божией, пронизывающая Святым Духом историю Церкви. В то же время церковное предание должно быть достоверно, и в своей сущности и по своему духу не может противоречить тому, что мы находим в Священном Писании.
"Не буди ми лгати на святаго..." - слова святителя Димитрия Ростовского наилучшим образом предостерегают ревнителей не по разуму сочинять псевдоблагочестивые мифы. Эти "ревнители" или не понимают, или же, наоборот, прекрасно осведомлены, к каким пагубным последствиям и соблазнам для церковного сознания может привести вольное обращение с церковно-историческими фактами. Не следует забывать, что мифотворчество в церковной сфере способно увлечь людей в противление Церкви, в нестроения и расколы. Прорицания могут быть приписанными старцу Авелю, но сам факт их широкого распространения среди верующих очень интересен.
О Екатерине II Авель писал: "...Царствовать будет 40 лет". Это одно из первых известных предсказаний и, пожалуй, именно сказанное о Екатерине II считают первым пророчеством. Проблема в том, что в оригинальном виде слова Авеля не сохранились, но есть трактовки. В рассказах Алексея Ермолова предсказания звучат так. "Находясь однажды за столом у губернатора Лумпа, Авель предсказал день и час кончины императрицы Екатерины с необычайной верностью". Сохранились свидетельства и в сочинениях Давыдова, а затем и Михаила Толстого. "После того он (Авель) оставил остров Валаам и перешёл в Никольский Бабаевский монастырь, здесь он составил и написал первое своё пророческое сказание: в нём предсказал он кончину императрицы Екатерины II, за что немедленно был вытребован в Петербург и заключён в каземат Петропавловской крепости. Предсказание скоро сбылось".
Сам же Авель говорил: "...Царствовать будет 40 лет". Екатерина II не дала казнить Авеля, когда его взяли под стражу за распространение пророчеств. Она пожалела монаха, после чего он был заключен в Шлиссельбургскую крепость. А предсказание сбылось. Безусловно, Императрица ушла из жизни, все мы смертны.
Впрочем, сегодня авторы исторических романов настаивают: день смерти Императрицы Екатерины II был назван с удивительной точностью за год до ее кончины, так же, как и дата гибели Павла I. По свидетельствам с этим пророчеством Авеля Император успел ознакомиться.
Но можно ли было понять, о чем именно говорит монах в момент, когда о кровавой революции и бедах страны никто не подозревал? Текст пророчества сегодня доносят до нас следующим образом. "Николаю Второму - святому Царю, Иову многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. О нем свидетельствует Писание: псалмы 90, 10 и 20 открыли мне всю судьбу его. На венок терновый сменит он венец царский, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой - бескровной жертве подобно. Война будет, великая война, мировая. По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет престол царский. Измена же будет расти и умножаться. И предан будет правнук твой, многие потомки твои убелят одежду кровию агнца такожде, мужик с топором возьмет в безумии власть, но и сам опосля восплачется. Наступит воистину казнь египетская".
А вот распространяемое пророчество Авеля об Октябрьской революции. "...Будет жид скорпионом бичевать землю русскую, грабить Святыни её, закрывать Церкви Божии, казнить лучших людей русских". Трактующие пророчество считают, что скорпион - это Лев Троцкий. Он родился 26 октября (7 ноября), что соответствует пребыванию Солнца в знаке Скорпиона. О Великой Отечественной войне Авель писал: "...Новый Злой на Западе поднимет руку. Но восстанет сила русская, рухнет Злой, не выдержит!" После многих бед Россия сможет оправиться и вновь стать великой, считал Авель. Он описывал и правителя, который сможет поднять страну. В тексте пророчества речь идет о человеке, чье имя "трикратно суждено в истории российской". Трактующие считают, что говорил монах о Владимире.
"Двое уже были - одному богатыри служили, второй будет рожден в один день, а чествовать его будут в другой. На третьем - метка судьбы. В нем спасение и счастье державы". По всей видимости, первый - это князь Владимир. Второй, по версии трактующих предсказание, это Ленин. Известно, что родился он 10 апреля, а праздновали день рождения 22 апреля - с одной стороны, разница в новом и старом календарях, но и в этом случае, получается, что один день по новому стилю прибавили. Сохранилась автобиография Ленина, где он написал: родился 10 (22) апреля 1870 года. Возможно, по ней и сверялись в союзе.
Третий же Владимир должен принести миру "новое учение", в результате которого на русской земле воцариться мир и согласие. Сейчас готовится почва для "третьего Владимира". Как бы там ни было, мы говорим о версиях, высказанных в разных источниках. Сказанное же Авелем, как пишут, звучит так:
"И восстанет в изгнании Князь Великий, стоящий за сынов народа своего. Сей будет избранник Божий, и на главе его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце русское... и он сам подтвердит свое призвание... Имя его трикратно суждено в истории российской. В нем спасение и счастье державы российской. Велика будет потом Россия, сбросив иго безбожное, великая судьба предназначена ей".
Монах Авель (в миру Василий Васильев; 18 марта 1757, Акулово, Алексинский уезд, Тульская провинция - 29 ноября 1841, Суздаль, Владимирская губерния) - русский православный монах, предсказавший целый ряд исторических событий второй половины XVIII и последующих веков, в том числе даты и обстоятельства смерти российских самодержцев, начиная с Екатерины II, общественные потрясения и войны. В конце XIX века вышло единственное известное печатное жизнеописание Авеля, которое цитируют и сегодня, когда говорят о биографии монаха. Сегодня деревня, где родился Авель, не существует. Находилась она там, где сейчас разросся Заокский район Тульской области.
Авель был одним из девятерых детей хлебопашца Василия и его супруги Ксении. В детстве и юношестве Василий Васильев работал плотником - в Херсоне и Кременчуге. Пережив тяжелейшую болезнь в совсем молодом возрасте, решил пойти в монахи, однако родители были против, и в 1774 году Василий женился - против их воли. До 1785 года он не решался идти против семьи, но затем тайно покинул деревню и, получив откупную у барина Льва Нарышкина, добрался до Валаамского монастыря. Там и принял постриг. В монастыре прожил только год, и затем он "взем от игумена благословение и отыде в пустыню". После девяти лет скитаний Авель остановился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где написал свою первую пророческую книгу. За свои пророчества Авель преследовался. С одной стороны, потому что они были направлены против господ, с другой - когда слова монаха сбывались. До наших дней сохранился оригинал Дела Министерства юстиции Российской Империи 1796 года - так называемое Дело о крестьянине вотчины Л.А. Нарышкина именем Василий Васильев... В материале речь идет о 67-страничной книге Авеля с пророчествами.
Скончался монах 29 ноября 1841 года, погребён в Суздале, за алтарём Никольской церкви Спасо-Евфимиева монастыря. В приписываемых Авелю сочинениях приводится ряд других предсказаний: свержение монархии в России, обе мировые войны, Гражданская война в России. В то же время многие называют их спорными, подвергая сомнению и сам способ явления тайн Авелю. Имя монаха Авеля становится известным, когда речь заходит о предсказаниях судеб представителей дома Романовых и будущем России. В 30-е годы прошлого столетия русская эмигрантская пресса активно упоминала его имя, а в 90-е годы после развала Советского Союза интерес к нему возродился.
В книге "Великие пророчества" Е. Коровиной отмечается, что начиная с Екатерины Великой и заканчивая Николаем II, каждый русский правитель сталкивался с пророчествами Авеля. После каждого предсказания о судьбах могущественных этого мира мятежный монах отправлялся в тюрьму или монастырь. В общей сложности он просидел около 20 лет. Однако Авель не мог молчать, даже ради своей собственной безопасности, ведь после принятия монашеского пострига он услышал голос: "Иди и говори". Как он сам утверждал в своих заметках: "сказывать Тайны Божие было свыше велено". Только в конце своей жизни, после пророчества о "кровавом" восшествии Николая I на престол, он решил замолчать.
Все началось с того, как отмечает Е. Анисимов в сборнике "Толпа героев XVIII века", в середине 90-х годов XVII века Авель предсказал скорую кончину Екатерины II и передачу престола ее сыну. Тогда это предсказание показалось странным, ведь императрица была в хорошем здоровье, а двор сомневался, что наследником станет сын Павел. Все полагали, наследником будет любимый внук Александр. Даже завещание в пользу последнего, якобы, было составлено царицей. Узнав о "бреде старца", Екатерина приказала заключить "провидца" в самую мрачную тюрьму того времени - "Орешек". Однако именно в указанный Авелем день, 6 ноября 1796 года, царица неожиданно скончалась, а трон занял ее сын - именно так, как предсказывал монах.
Версия, растиражированная с некоторыми расхождениями в многочисленных статьях и книгах, гласит, следующее. Уверовавший в дар монаха Павел пригласил провидца на беседу. Расспросил не только о своей участи, но и том, чего ожидать следующим представителям династии Романовых. Старец предсказал Павлу его "лютый конец" ("будешь задушен злодеями", коих пригрел на груди своей). Узнал Павел, что при его сыне Александре I будет "война большая", а русские войдут в Париж, но "тяжкий царский венец" Александр променяет "на пост и молитву". Еще Авель якобы рассказал, что детей у Александра не будет, а трон займет не следующий по старшинству Константин, а младший из братьев.
Царствование Николая I "дракой зачнется" (восстание декабристов). Ему на смену придет внук Павла - Александр II. Он освободит русских крестьян и балканских славян, а "бунтари" однажды "убьют его днем посреди столицы". И действительно царь погиб в результате седьмого покушения на набережной Екатерининского канала в Петербурге. Наконец, "венец терновый" ожидает праправнука Павла - Николая II. При нем начнется "война великая", люди станут "душить друг друга серой зловонной", а перед окончанием войны - самодержавие падет и безумный "мужик с топором" захватит власть. Записанные предсказания (то ли самим царем, то ли монахом) Павел повелел положить в шкатулку, разрешив вскрыть и прочесть "письмо к потомкам" через сотню лет после своей кончины - 11.03.1901 года.
4.3
Пересказываемые большинством современных авторов "предсказания" позаимствованы из двух книг: "На берегу Божьей реки" Сергея Нилуса (изд. 1911, 1916 гг.) и "Вещий инок" Петра Шабельского-Борк, изданной в эмиграции аж в 1930 году. Валерий Семенов в одной из своих публикаций указывает, что оба автора "со слов авторитетных источников" пишут о приезде царя в Гатчинский дворец для прочтения предсказаний Авеля, которые хранились в ларце. Однако в деталях упомянутые выше авторы не сходятся. Приехал Николай во дворец то ли одиннадцатого числа, то ли двенадцатого. Выехал то ли из Петропавловской крепости, то ли из царскосельской резиденции. Пророчество положено в ларчик то ли самим Павлом, то ли его вдовой. Другие авторы ссылаются на мемуары Марии Федоровны Герингер, которая, по словам С. Нилуса, была близка к царской семье и знакома с интимной жизнью Павла и его супруги. А ведь у С. Нилуса версия с "письмом потомкам" изложена по устному рассказу обер-камерфрау М. Герингер. Никаких мемуаров сия "достойная женщина" не оставила.
В. Семенов дословно цитирует архивные документы - камер-фурьерские журналы, которые фиксировали каждый день русских царей, начиная с Петра I. Согласно записям за 11-12 марта, Николай II в Гатчину не ездил. Более того - в журнале за 11 число, в 100-летнюю кончину Павла, на полях есть важная приписка: никаких распоряжений от царя не было, приглашений на панихиду не отправлялось.
Записей о поездке в Гатчину и посещении литургии в Петропавловском соборе нет и в личных дневниках самого Николая Второго, которые сохранились в Госархиве. Ни в журналах, ни в дневниковых записях на протяжении всего марта нет ни строчки о поездке в Гатчину.
Согласно журнальным пометкам, в сторону Гатчины царь выехал в ночь с 6 на 7 апреля, при этом его целью была охота на тетеревов. Дворец же Николай посетил лишь 8 апреля, о чем в придворном журнале оставлена пометка. В дневнике царь записал, что в тот день ездил в Гатчину к маме отобедать и провести с родительницей весь вечер. Возможно ли, что в журнале за 11-12 марта поездка не зафиксирована? Нет. В. Семенов логично предполагает, что цитируемые С. Нилусом слова М. Герингер опровергаются архивными документами. А "исторические сказания" Шабельского-Брока и вовсе предлагается не принимать за чистую монету: слишком уж автор легко обращается с фактами и "дает полный простор собственным фантазиям".
В. Семенов подмечает и еще один интересный факт. С 4 по 29 марта 1901 года вдовствующая императрица Мария Федоровна находилась в Копенгагене. Неужели, зная о таком долгожданном событии как прочтение "завещания потомкам", она покинула не только Петербург, но и страну? В распоряжении научных сотрудников музея-заповедника "Гатчина" находится внушительный архив описей обстановки дворца. Запечатанный ларец 100 лет простоял на специальном постаменте в одном из залов. Путь к нему преграждал красный шнурок. Суть пророчества Авеля заключается в следующем. Предсказание это было дано императору Павлу I сразу после кончины его матери Екатерины II в 1796 году. Император Павел Петрович спросил монаха Авеля, кому передаст наследие и правление царское правнук его, Александр III, которого Авель назвал Миротворцем и преемником на престоле Александра II Освободителя.
Авель отвечал: "Николаю II".
На венок терновый сменит он венец царский. Искупитель будет, искупит собой народ свой - безкровной жертве подобно. Война будет, великая война, мировая. По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет престол царский. Измена же будет расти и умножаться. И предан будет правнук твой, многие потомки твои убелят одежду кровию агнца такожде, мужик с топором возьмет власть, но и сам опосля восплачется. Наступит воистину казнь египетская".
Горько зарыдал прорицатель Авель и сквозь слезы тихо продолжал: "Кровь и слезы напоят сырую землю. Кровавые реки потекут. Брат на брата восстанет. И паки: огнь, меч, нашествие иноплеменников и враг внутренний власть безбожная, будет жид скорпионом бичевать землю русскую, грабить святыни её, закрывать церкви Божии, казнить лучших людей русских. А то ли еще будет! Ангел Господень изливает новые чаши бедствий, чтобы люди в разум пришли. Две войны одна горше другой будут. Новый Злодей на Западе поднимет руку. Народ промеж огня и пламени. Но от лица земли не истребится".
"Уже ли сие есть кончина Державы Российской и несть и не будет спасения?" - вопросил Павел Петрович. "Невозможное человеком, возможно Богу - ответствовал Авель, - Бог медлит с помощью, но сказано, что подаст ее вскоре и воздвигнет рог спасения русского". И далее Авель говорит пророчество о будущем царе: "И восстанет князь великий, стоящий за сынов народа своего. Сей будет избранник Божий, и на главе его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце русское. Облик его будет державен и светел, и никто же речет: "Царь здесь или там", но "это он". Воля народная покорится милости Божией, и он сам подтвердит свое признание... Имя его троекратно суждено в истории Российской. Два Тезоименитых уже были на Престоле, но не Царском. Он же воссядет на Царский, как Третий. В нем спасение и счастье державы российской. Пути бы иные сызнова были на русское горе". И чуть слышно, будто боясь, что тайну подслушают стены Дворца, Авель нарек имя: "Страха ради темной силы, имя сие да пребудет сокрыто до времени..."
Авель уже тогда знал, что тёмные силы будут искать Помазанника Божьего. Авель знал, что тёмные силы слышат всё, что говорится вслух на этой Земле, именно поэтому он не произнёс это имя вслух. Император Павел Петрович глубоко задумался. Неподвижно стоял Авель. Между монархом и иноком протянулись молчаливые незримые нити. Император Павел Петрович поднял голову, и в глазах его, устремленных вдаль, как бы через завесу грядущего, отразились глубокие царские переживания.
- Ты говоришь, что иго жидовское нависнет над моей Россией лет через сто. Прадед мой, Петр I, о судьбе моей рек то же, что и ты. Почитаю и я за благо о всем, что ныне прорек мне о потомке моем Николае II предварить его, дабы пред ним открылась Книга судеб. Да ведает праправнук свой крестный путь, славу страстей и долготерпения своего...
Запечатлей же, преподобный отец, реченное тобою, изложи все письменно, я же вложу предсказание твое в нарочитый ларец, положу мою печать, и до праправнука моего писание твое будет нерушимо храниться здесь, в кабинете Гатчинского дворца моего. Иди, Авель, и молись неустанно в келии своей о мне, Роде моем и счастье нашей Державы. И, вложив представленное писание Авелево в конверт, на оном собственноручно начертать соизволил: "Вскрыть Потомку Нашему в столетний день Моей кончины". 11 марта 1901 года, в столетнюю годовщину мученической кончины державного прапрадеда своего, блаженной памяти Императора Павла Петровича, после заупокойной литургии в Петропавловском соборе у его гробницы,
Государь Император Николай Александрович в сопровождении министра Императорского двора генерал-адъютанта барона Фредерикса (вскоре пожалованного графским титулом) и других лиц Свиты, изволил прибыть в Гатчинский дворец для исполнения воли своего в Бозе почивающего предка. Как писал в своих воспоминаниях князь Николай Давыдович Живахов (1874-1939): "Умилительна была панихида. Петропавловский собор был полон молящихся. Не только сверкало здесь шитье мундиров, присутствовали не только сановные лица. Тут были во множестве и мужицкие сермяги, и простые платки, а гробница Императора Павла Петровича была вся в свечах и живых цветах. Эти свечи, эти цветы были от верующих в чудесную помощь и предстательство почившего Царя за потомков своих и весь народ русский.
Воочию сбылось предсказание вещего Авеля, что народ будет особо чтить память Царя-Мученика и притекать будет к Гробнице Его, прося заступничества, прося о смягчении сердец неправедных и жестоких.
Государь Император вскрыл ларец и несколько раз прочитал сказание Авеля Вещего о судьбе своей и России. Он уже знал свою терновую судьбу, знал, что недаром родился в день Иова Многострадального. Знал, как много придется ему вынести на своих державных плечах, знал про близ грядущие кровавые войны, смуту и великие потрясения Государства Российского. Его сердце чуяло и тот проклятый черный год, когда он будет обманут, предан и оставлен всеми..." Таким вот образом, император Николай II узнал и о предсказаниях Авеля. Изучая пророчество дальше, Арина и тут понимала, что она читает совершенно ясный текст. Что означает фраза: "Два Тезоименитых уже были на Престоле, но не Царском"? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что простых совпадений в жизни не бывает, тем более в истории Руси и истории династии Романовых.
Как видим изложение Арины о беседе Авеля с Павлом I, изложение гибели царей России вплоть до Николая II, о ларце на сто лет с предсказаниями сплошная выдумка Романовых. Выдумка хитрая и довольно тонкая, но не слишком высокого уровня, так средняя. Ибо ни по стилю, ни по духу не может быть правдой. Это оправдание трехсотлетней тирании России Романовыми. Сами судите, Николай II не был мучеником, он был слабым, нервным, неуравновешенным правителем, который сам отрекся от престола. В народе его называли "Кровавый", после расстрела мирной демонстрации 1905 года. Да и не был он расстрелян, как это утверждают власти. Не были расстреляны и члены его семьи, доказательств этому сейчас предостаточно. Архивные данные подтверждают лживость этой версии в изложении Арины и других ее последователей.
Но были ли предсказания Авеля на этот счет? Были, но в угоду власть имущих они переделаны. Время покажет правоту. Арина продолжила анализировать пророчество Авеля на иконе. В первой части пророчество абсолютно точно указывает на время правления Павла I: 4 года, 4 месяца и 4 дня. Павел взошёл на престол, по старому стилю, 6-го ноября 1796 года, а был убит в ночь с 11-го на 12-е марта в 1801 году, а именно где-то около полуночи. Если считать только целые дни, то 7, 8, 9 и 10-е марта и есть эти четыре дня. В общем, пророчество очень точное. Соответственно и все остальные числа (даты) на иконе тоже должны быть точными. Согласно пророчеству год восшествия на царский престол императора Павла I 5035 соответствует 1796 году от Рождества Христова. Разница между используемыми системами исчисления составляет 3239 лет.
Вычтем эту разницу из года прихода Царя, указанного во второй части пророчества - 5263, и получим 2024 год используемого сейчас календаря. Таким образом, казалось бы, вторая часть пророчеств гласит о том, что Грядущий Царь родится после страшной войны (после Великой Отечественной войны 1941-1945), и взойдет на царский престол в 2024 году.
Многие толкователи пришли именно к такому выводу. Но вот здесь не всё так просто. Многие толкуют и эту дату по-другому, и саму фразу "взойдёт на престол". Хотя цифра 2024 - абсолютно буквальная и точная. Царь придет не посредством принятых с недавних пор выборов, а как дарованный Богом за молитвы святых. Но не только.
Метод Симина
Метод этот родился не сразу и не на пустом месте. В 35 лет я искал пути духовного совершенствования и испытал на себе сразу два метода, причем из этих двух, как и водится, я сделал свой, получился такой синтез. Первое с чем мне довелось столкнуться это с "Деткой" Иванова Порфирия Корнеевича. У него я взял утреннее хождение по земле (снегу) босиком, обливание холодной водой и 40 часов не есть и не пить с 20.00 пятницы до 12.00 воскресенья. Все что касалось его других положений, то все они ложились в мою систему отношения к миру, нравственного отношения. Мораль и Нравственность лежат в основе жизни - это мною проповедовалось всегда.
Вторая книга - это книга Поля Брегга "Чудо голодания". Из его системы я взял голодание раз в месяц - три дня, и семь дней в квартал, при этом можно пить подсладченную воду. У Поля Брегга я выбросил два положения, как его заблуждения, испытав систему на себе, как это делает любой ученый, ибо высший метод исследования - это исследования на себе. Два заблуждения Поля Брегга это:
- есть не соленую пищу;
- не пить молоко.
Это я проверил на практике, а затем и обосновал теоретически. Соль Земли - говорили древние. И этим все сказано. Соль и питьевая сода легко доступны человеку, но еще не оценены. Отсутствие соли понижает пороговую стимуляцию к продолжению рода, у мужчин потенцию, у женщин влечение. Соль является одним из двигателей продолжения рода и жизни.
Молоко было дано людям для пищи Всевышним. Корова, как и пшеница, явились на Земле миллионы лет назад и не эволюционировали. Поэтому надо пить молоко, хотя бы один раз в неделю прочищая наш пищевод. Желательно от коровы, которую хорошо знаешь и одну на протяжения хотя бы какого-то продолжительного времени.
Питьевая сода с водой или теплым молоком избавит от многих неизлечимых болезней, при этом нужно постоянство.
Так родился Метод Симина, как метод духовного совершенствования, который в себя включает:
1. Думай, как Мир сделать лучше. Думай, как помочь людям, как сделать добро. Дума рождает дела.
2. Утром, как проснулся, походи по комнате, причеши волосы расческой, помолись Богу "Я люблю Тебя, Господи!", пожелай всем людям Любви, Добра и Счастья.
3. Один раз в неделю с 20.00 пятницы до 12.00 воскресенья (40 часов) не ешь и не пей.
4. Раз в месяц три дня не ешь, пить можно подсладченную воду.
5. Раз в квартал семь дней не ешь, пить можно подсладченную воду.
6. Каждый день с утра выпей полстакана воды с половиной чайной ложечки питьевой соды, вечером перед сном выпей полстакана воды с пятью каплями валериана.
7. Твори добро, оказывай помощь, борись со злом.
8. Трудись на общее благо. В труде твоя сила, здоровье и счастье. Творческий труд приносит радость.
9. Владей имуществом, но помни: ничто тебе в этом мире не принадлежит, даже твой труд. Умей доверенное сохранить и преумножить.
10. Никогда не думай о еде. Не ешь мяса. Немного мучного, немного молочного, овощи и фрукты - твоя еда. Еда дважды в день достаточна, и много за столом не сиди.
Всегда помни о трех "не":
- не гневайся;
- не бойся;
- не сомневайся.
В этом твое духовное совершенство.
Путь духовного совершенствования
по методу Симина
1. Думай, как Мир сделать лучше. Думай, как помочь людям, как сделать добро. Дума рождает дела.
2. Утром, как проснулся, походи по комнате, причеши волосы расческой, помолись Богу "Я люблю Тебя, Господи!", пожелай всем людям Любви, Добра и Счастья.
3. Один раз в неделю с 20.00 пятницы до 12.00 воскресенья (40 часов) не ешь и не пей.
4. Раз в месяц три дня не есть, пить можно подсладченную воду.
5. Раз в квартал семь дней не есть, пить можно подсладченную воду.
6. Каждый день с утра выпей полстакана воды с половиной чайной ложечки питьевой соды, вечером перед сном выпей полстакана воды с пятью каплями валериана.
7. Твори добро, оказывай помощь, борись со злом.
8. Трудись на общее благо. В труде твоя сила, здоровье и счастье. Творческий труд приносит радость.
9. Владей имуществом, но помни: ничто тебе в этом мире не принадлежит, даже твой труд. Умей доверенное сохранить и преумножить.
10. Никогда не думай о еде. Не ешь мяса. Немного мучного, немного молочного, овощи и фрукты - твоя еда. Еда дважды в день достаточна, и много за столом не сиди.
11. Мораль и нравственность соблюдай превыше всего. В основе жизни лежит нравственное начало.
12. Соблюдай чистоту во всем. Чистота духа подразумевает и чистоту тела. Держи всегда чистыми мысли, думай о хорошем, о добром, о справедливом.
13. Учись уча. Свои знания передавай тем, кто этого достоин. Нельзя учить аморальных людей.
14. Не пей, не кури, не сквернословь. В этом твое здоровье.
Всегда помни о трех "не":
- не гневайся;
- не бойся;
- не сомневайся.
15. Помогай младшим, почитай старших. В этом твоя сила.
16. Люби ближних. Семья очаг твой и опора общества. Сделай свою семью счастливой.
17. Сделай борьбу с аморальным неотъемлемой частью свой жизни. Жалка жизнь без морали.
18. Исключи насилие в любой форме. Трудности для человека - это ступени восхождения.
19. Установи полноправием мужчины и женщины.
20. Созидай общее благо, оно станет мерилом понятия свободы.
21. Возрождай духовность. Где Красота, там и Истина. Россия процветет культурой.
22. Борись не с близкими своими, а с самим собой, силами хаоса и стихии.
23. Если хочешь легкой жизни, то лучше не живи.
24. Будь мужественен. Мужество и отсутствие страха - кратчайший путь духовного совершенствования.
25. Люби Бога. Молись Богу. Через Учителя познаешь и любовь, и истину.
26. Никто не спасет твой дух от власти тьмы. Лишь собственными силами поднимется твой дух к сужденным прекрасным мирам.
27. Знание превыше всего. Яви против разрушителей силу созидания.
28. Дисциплина начало всего.
29. Соедини дух с интеллектом.
30. Работай для Будущего. Оно прекрасно. Будущее принадлежит России. Россия станет локомотивом всего человечества.
31. Замени идеальные слюни твердым разумом. Жизнь будет крепнуть не техникой, а идеями общежития.
32. Развивай искусство мышления. Имей в жизни цель, имей устремление. Живи для познания и совершенствования.
33. Борись с невежеством. Грязь не от бедности, а от невежества. Сурово отнесись, прежде всего, к самому себе.
34. Знать, знать, знать! Вот что надо. Строй новую страну, как Страну Знания и Красоты.
35. Прими испытание и контроль как естественное дело. Главное дух.
36. Помни, что человек живет вечно. Перевоплощение есть научное понятие, такова конструкция Мироздания.
37. Соблюдай справедливость и соизмеримость. В работе на общее благо родственные связи не должны иметь значение.
38. Живи в гармонии с самим собой и Природой.
39. Почитай Иерархию. Пойми, что низшее должно служить Высшему, но не на оборот. Таковы законы Бытия.
40. Отстаивай истину и борись со злом.
41. Не ври. Жизнь во лжи есть пресмыкание перед тьмою.
42. Думай о Будущем своем, семьи, страны, человечества. Идеи управляют миром, и мысль не имеет пределов.
43. Исполняй Законы Космические. Жизнь земная строится на неизбежных законах.
44. Помни, что вместилище всего сущего, микрокосм. Твои сокровища всегда при тебе: труд, мысль, воля и вся великая энергия.
45. Помни, что лучшее лекарство не из аптеки и без наркотиков. Этика есть истинная фармакопея. Духовное здоровье есть главная основа здоровья тела.
46. Скажи тому, кто опасается обновлений - разложение у тебя.
47. Направь все силы на расцвет духа. Закон отдачи торжествует - отдавшие будут получать.
48. Помни, что люди теряют в грабительстве.
49. Выработай в себе качества Общего Блага:
- постоянное устремление;
- способность вмещения;
- умение трудиться;
- желание помочь;
- отказ от собственности;
- изгнание страха;
- бодрствование среди тьмы.
50. Замени родство кровное на родство духовное. Условия таковы - полная перегруженность и осознание небезопасности жизни.
51. Устремись к победе. Высший опыт есть опыт работы над собою.
52. Воспитай в себе искренность и честность.
53. Воспитывай сотрудничество. Сотрудничество является условием всей жизни.
54. Пресекай развитие вреда. Закон свободной воли не позволяет вмешиваться, каждый выбирает своей путь сам. Но закон справедливости требует бороться и прекращать преступления.
55. Надо изжить денежное ограничение. Пока оно не изжито, никакая духовная мощь не приложится.
56. Нужно из городов разойтись в Природу.
57. Восходи вечно. Вперед, вперед и только вперед!
58. Поставь перед собой высшую задачу и не замечай переходные ступени.
59. Помни, что несчастные есть переодетые воры, предатели и убийцы. Не мир жесток, а человек. Не мир утверждает несправедливость, а человек.
60. Вырабатывай в себе постоянную готовность. Суровость есть атрибут справедливости.
61. Победи в себе заблуждения о безопасности и обеспеченности. Ни то, ни другое не существует.
62. Никто не сможет лишить тебя радости.
63. Пока не приобретешь знания, до тех пор останешься безнравственным.