Аннотация: Что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
Теория акциденции
...что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
Лук. 16, 15.
Вам не приходило в голову, что деятельность окружающих людей сводится к причинению ущерба друг другу?
Бизнесмены пытаются накормить вас генетически модифицированными продуктами с консервантами. Рекламщики разрушают сознание, идеологи - мораль, искусствоведы - эстетику. Дорожники воруют щебенку из дорог, коммунальщики - тепло из труб. Мытари пытаются отнять у вас деньги, чиновники мешают работать. Экономисты продуцируют бедность, политики - рабство. Врачи культивируют болезни, милиция оберегает преступников. Каждый пытается извлекать пользу для себя, путем причинения ущерба окружающим.
Теория акциденции
Таким образом, между общесоциальными декларациями и реальным поведением отдельных граждан не существует никакого соответствия. Поэтому, общественная реальность отражает фактическое, а не задекларированное поведение людей. Человеческая цивилизация является наглядной формой проявления персональных вожделений отдельных индивидов. Мнимые же общечеловеческие ценности выполняют исключительно бутафорские функции.
То есть, цивилизация выглядит снаружи именно тем, чем люди являются внутри. Эта "предустановленная гармония" опосредуется актом индивидуального выбора ценностей. Каждый индивид осуществляет выбор собственных жизненных приоритетов, как то: любовь, ненависть, свобода, слава, деньги, власть, удовольствия. Если, например, индивид выбирает деньги, его мыслительные процессы будут естественным образом концентрироваться на количестве, качестве денежных знаков, способах их отъема, присвоения и использования. По мере того, как субъект станет проводить жизнь в раздумьях на тему собственной жадности, эти знания будут накапливаться в определенную теоретическую концепцию, которая станет новым экономическим учением или модусом деловой практики.
Так же и любой объект материальной культуры может выражать духовное состояние как общества в целом, так и отдельной персоны. Например, механическое транспортное средство является общим признаком промышленного производства, социальной стратификации и философии потребления. Видовые потребительские, эстетические и символические свойства данного изделия проявляют скрытые мотивы индивидуального потребителя. Производители изучают эти типовые мотивы, ставят их на конвейер и предоставляют нам натуральный слепок массовой психики. Каждый конструктивный узел и декоративный элемент выражает конкретную эмоцию и персональную цель.
Подобным образом, практически любой артефакт может рассматриваться как выражение интеллектуального, эстетического, этического и духовного содержания конкретного индивида, социальной общности и цивилизации в целом. Можно смотреть на улицу и видеть экономическое процветание, успех, прогресс и цивилизацию. А можно видеть жадность, тщеславие и страх. Само восприятие реальности зависит от изначального выбора критериев. И это совсем не метафора, ведь восприятие реальности - феномен вполне метафизический.
Трансцендентальная эстетика
Своими глазами мы видим совсем не то, что происходит на самом деле. Ведь, как известно, человеческий глаз воспринимает только ограниченную часть спектра. Звук тоже представляет собой всего лишь механические колебания. Известная нам "действительность" является весьма ограниченным способом восприятия мира, подлинная картина которого нам не доступна.
Но, способы восприятия весьма обманчивы. Например, пчелке кажутся красивыми и приятно пахнущими цветки, а муха предпочитает более приземленные продукты. Некоторые люди не могут различать цвета. А другие не способны воспринимать красоту и мораль.
Короче говоря, если мы можем выбирать, о чем нам думать, то наивно было бы полагать, что мы не можем выбирать, что нам видеть и слышать. Ведь восприятие весьма избирательно. Особенно, если выбор критериев воспринимаемой действительности уже сделан. А если выбор сделан в пользу того, что в реальном мире вообще не присутствует, например - придуманный людьми феномен "денег", то ситуация становится просто цугцванговской. Можно, в прямом смысле, иметь глаза и не видеть, и иметь уши и не слышать. И все идет к тому, что после одного неверного выбора в начале партии, мы можем утратить способность правильной оценки достоинства фигур, правил игры, и вообще увидеть перед глазами доску с цветными круглыми клетками. Так и до мата недалеко.
Наука и ложь
Как уже было сказано, мыслительные спекуляции требуются для того, чтобы люди имели возможность предъявить друг другу и самим себе рационализированное оправдание собственных проделок. Например, если кто-то не умеет рисовать, но все равно делает это, ему жизненно необходима искусствоведческая теория, оперирующая терминами "авангард" и "постмодернизм". При этом, популярность такой теории будет определяться не ее адекватностью, а консенсусом бездарей относительно собственных притязанй.
Это касается не только искусства. Практически все рациональные системы, вымышленные людьми, являются ложными. Они создают пространство фиктивных понятий и неадекватных способов мышления, в границах которого движется по заранее определенным траекториям массовое сознание. Объем иллюзорных реальностей грандиозен и включает практически все, что было создано человечеством на протяжении истории: псевдо-философские концепции, анти-искусство, политические идеологии, системы законодательства, модусы-вивенди, статусы-кво, черные квадраты и нобелевские премии.
Образование и подражание
Правда самоочевидна и достоверна. Но для внушения нелогичной и неприглядной лжи требуется много времени и усилий. Необходимы специальные технологии и организации. Процесс социализации начинается в школе, где естественные человеческие координаты разрушаются посредством пропаганды превосходства "чудес" и "достижений" науки и техники. Далее внушается чувство собственной неполноценности, концепция социальной иерархии и рефлекс подчинения "вышестоящим" лицам. Если процесс обучения проходит успешно, индивид утрачивает способность и навык самостоятельного мышления и приучается выполнять распоряжения научных, юридических, политических и прочих "авторитетов".
Высшие ступени социализации предполагают более изощренные стратегии. Их суть сводится к внушению обучаемому установки, согласно которой, любая информация в той или иной степени является ложью, но общепринятая ложь более достоверна и полезна. Поэтому, нужно делать как все.
Общество и стадо
Нужно понимать, что общество - это не более, чем совокупность составляющих его индивидов. Фактически, само понятие "общества" является фиктивным, поскольку создает иллюзию самостоятельного существования абстрактной общности особей. Это создает предпосылки для фабрикации ложных представлений о приоритете мифологических "общественных" целей над человеческими формами отношений.
В конечном счете, неважно, сознает индивид факт собственного обмана или нет. Главное - чтобы он был согласен с существующим порядком вещей. Поэтому он должен думать, что является не объектом, а субъектом манипуляции, причем с пользой для себя. Это и является "общественным договором" - всеобщее согласие с декларируемой ложью, которая прикрывает фактическую ложь, которая маскирует природное злодейство.
Государство и принуждение
Несмотря на свое широкое распространение и всеобщее признание, ложь, как искусственное явление, нуждается в непрерывной поддержке и защите. Необходимо постоянно придавать ей видимость чего-то реально существующего. Во-первых, нужно воплотить ее в каких-то материальных предметах: книгах, символах, памятниках. Во-вторых, необходимо добиться ее признания максимальным количеством индивидов. Наивысшая степень достоверности лжи достигается в случае придания ей общеобязательного принудительного характера.
Например, если кто-то хочет осуществлять господство над кем-то, нужно непременно придумать рациональные объяснения и формы такого господства и записать их в какой-нибудь книге, а лучше всего - в законе. После этого остается всего лишь поддерживать режим "законности".
Нетрудно догадаться, что ложь и государство испытывают естественную потребность друг в друге. Ложь нужна для легитимации власти. Власть нужна для институциализации лжи. Но конечная цель у них одинакова.
Феноменология лжи
Из изложенного следует, что квинтэссенцией современной человеческой цивилизации является ложь. Ложь не следует воспринимать как бытовое несоответствие слов делам. Она представляет собой универсальный принцип, параллельный анти-континуум, матрицу построения систем фиктивных ценностей и множеств иллюзорных реальностей, находящихся в сложном взаимодействии между собой. В этом контексте, необходимо затронуть основные вопросы проблематики лжи.
1. Почему люди лгут? Может показаться, что ложь является прикладным средством достижения более весомых целей: богатства, власти, комфорта. И это действительно так, но на самом деле, большинству людей просто нравится лгать. Причины данного явления имеют глубокую метафизическую природу (Пс. 11, 3).
2. Если люди предпочитают ложь, то как возможно существование правды? Имеется несколько объяснений: 1) в силу своей разрушительности, ложь может существовать только скрытно и в ограниченном количестве; 2) ложь выглядит более правдоподобной, если имеет видимость правды; 3) в соответствии с "парадоксом лжеца", лжецы не могут сказать правду о том, что являются лжецами. Самым логичным и простым является третий вариант.
3. Глупость или предательство? Не имеет никакого значения, является субъект действительным недоумком, или фальшивым. В любом случае он не может выйти за границы логики жанра, и его действия будут одинаково нелепыми и вредоносными.
4. Какова суть лжецов? Древние греки рассматривали ложь как форму умственной неполноценности и рабское качество: "Лгать он не станет тебе - он для этого слишком разумен" (Од. 3, 20). Считалось, что свободные люди говорят правду, а ложь является уделом тех, кто слаб и малодушен.
5. Какова суть лжи? Ложь не является выражением чего-то подлинно существующего. В системе реальных координат она обладает нулевой ценностью, поскольку выражает лишь то, чего не самом деле нет. Таким образом, ложь и сама личность лжеца являются величинами, которыми можно пренебречь (Entia non sunt multiplicanda sine necessitate).
Тайное и явное
Впрочем, вы и сами, наверняка, знаете, что делаете и зачем. В вашем персональном воображении, это может даже выглядеть важным, правильным или красивым. Нужно только отдавать отчет. Ваше мнение останется при вас.