Поэзия серебряного века... Она же для меня и золотая и бриллиантовая. А точнее - бесценная, как для всех!
Строки Есенина из разных стихотворений:
Но к вихрю бездны
Он нем и глух.
С шеста созвездья
Поёт петух.
Явись над Елеоном
И правде наших мест!
Горстьми златых затонов
Мы окропим твой крест.
...И дай дочерпать волю
Медведицей и сном,
Чтоб вытекшей душою
Удобрить чернозём...
Ревёт златозубая высь...
Пою и взвываю:
'Господи, отелись!'
Не хочу, чтоб умело хмуриться
На озёрах зари лицо.
Я сегодня снёсся, как курица,
Золотым словесным яйцом.
И четыре солнца из облачья,
Как четыре бочки с горы,
Золотые рассыпав обручи,
Скатясь, всколыхнут миры.
Это он!
Это он
Из чрева неба
Будет высовывать
Голову...
Гей вы, рабы, рабы!
Брюхом к земле прилипли вы.
Нынче луну с воды
Лошади выпили.
Это пляшет российская грусть,
На солнце смывая пятна.
Мне нравится степей твоих медь
И пропахшая солью почва.
Луна, как жёлтый медведь,
В мокрой траве ворочается.
Не жалею, не зову, не плачу... и т.д.
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и весёлый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога не верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Конечно же, ещё много чего нравится в поэзии Есенина. Я привела в пример именно эти строки, потому что расставляю акценты не на тех стихотворениях и достижениях, что отметили критики в советские времена. Мне больше нравится другое, оно для меня более ценно.
А теперь посмотрим со стороны типичных замечаний современных рецензентов, если бы они не знали кто автор.
'Явись над Елеоном...' Что же воспевать чужие места? А где же патриотизм?..
'...И дай дочерпать волю
Медведицей и сном...' Как можно черпать Медведицей?.. Такого не может быть!
'Ревёт златозубая высь...' Звёзды могут восприниматься, как золотые зубы, но здесь нет слова 'звёзды'.
'Господи, отелись!' Бог - не корова, он не может отелиться. Это грубо и кощунственно.
'И четыре солнца из облачья...' Намудрил автор с количеством солнц - перебор.
Нынче луну с воды...' 'Рабы - воды' не является рифмой.
Тоже: 'волю - душою'. '...И дай дочерпать волю
Медведицей и сном,
Чтоб вытекшей душою...'
'Это пляшет российская грусть,
На солнце смывая пятна'. Как можно смыть пятна танцем?.. Стереть - да, но не смыть.
Практически во всех произведениях часто рифмуется существительное с существительным - плохо!
Он нем - две эн подряд (плохо), твой крест - три согласных подряд, как курица - две ка подряд (к тому же 'какать' нежелательно), скатясь всколыхнут - четыре согласных подряд (категорически нельзя).
А теперь вспомним крылатую фразу - 'Остановись мгновенье, ты прекрасно!' Во-первых, слово 'мгновенье' уже с тремя согласными подряд. Надо было по языку набить того, кто его придумал... А может быть убрать из всех словарей столь трудно выговариваемое, и не будет народ мучаться?.. Только народ даже не знает, что и от этого несчастен. Читает три согласных подряд запросто и в ус не дует...
Я за то, чтобы читатель не ломал язык, но попробуйте облегчить ему задачу и что-то изменить в крылатой фразе в трудном месте. Всё время будет хуже, чем есть. Следовательно, лучше в некоторых местах изловчиться языку, чем ломать главное.
Конечно же, мог Есенин к слову 'воды' подобрать рифму, а не слово 'рабы', но тогда бы ослабил смысл, уже не сказал того, что хотел. Сильно сказал, несмотря на отсутствие рифмы всего лишь в одном месте.
Если бы нельзя было черпать волю Медведицей, а Богу отелиться, то и поэзии не было бы. Всё осталось бы на уровне зарифмованной прозы. Уместные советы критиков и достаточно осведомлённых рецензентов современным авторам очень нужны. Грамотный подход улучшит стихотворение. В результате в выигрыше останется и поэт и поэзия. Хорошо, когда есть тот, кто подскажет. Конструктивная критика вызывает чувство благодарности и уважение. Но пред критикующими должен стоять вопрос - какой ценой?.. Если есть опасность ослабить накал, потерять суть, вычеркнуть интересную мысль, то может быть не так и страшно отсутствие рифмы в одном месте, не так вредны три согласных подряд и нелогичный, но сногсшибательный образ?..
Подчёркиваю, я за то, чтобы что-то улучшить, если есть шанс не навредить.
Часто приверженцы банальности в своих стихах утверждают: 'А я следую традициям серебряного века! Не хочу концентрированных образов и тяжёлых метафор. Хочу простоты'. Но именно поэты того времени задали тон писать не банально, ещё образней и ещё метафоричней. Характеризуется серебряный век разнообразием, точнее - свободой разнообразия и толерантного к этому отношения. Реалисты, символисты, акмеисты, футуристы, приверженцы крестьянского направления, авангардисты, поэты вне течений (и т.д.) - практически, всё это уже классика. Все вместе они сделали словотворчество тех лет значимым и великим, эпохальным и бессмертным.
Приведу несколько примеров.
Иннокентий Анненский.
Девиз Таинственный похож
На опрокинутую 8:
Она отраднейшая ложь
Из всех, что мы в сознаньи носим.
Один из моих знакомых сказал на это: 'Чушь! Восьмёрка - ложь, ещё это в сознании носить...' Он не знал, что цифра 8 - символ Вечности. Анненский знал, поэтому написал прекрасную строку - '...Там бесконечность - только миг, дробимый молнией мученья'
Зинаида Гиппиус.
Своими кольцами она, упорная,
ко мне ласкается, меня душа.
И эта мёртвая, и эта чёрная,
и эта страшная - моя душа!
Что бы сказали по этому поводу? Мрачно. Должна оставаться надежда. Плохо!
Валерий Брюсов.
Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья.
И Господа и Дьявола
Хочу прославить я.
Слышу: 'Нельзя прославлять Дьявола!' О праве автора не может быть и речи...
Максимилиан Волошин.
Вечер... Тучи... Алый свет
Разлился в лиловой дали:
Красный в сером - это цвет
Надрывающей печали.
Сколько сейчас печали льётся из стихотворений (!), но почему-то просто печали. Кого же унаследовали?.. И рифма банальная 'свет - цвет', да ничем она стихотворение Волошина не испортила. Всё же, не в рифме дело, а в авторе, если стихотворение не удалось - пусто в нём.
Андрей Белый.
Солнца контур старинный,
золотой, огневой,
апельсинный и винный
над червонной рекой.
Вот уж, из песни слова не выкинешь. А здесь - ни одного слова не из одной строки.
Игорь Северянин.
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево...
Я - гений Игорь Северянин...
Правда - нескромно? И что?.. А он чувствовал себя гением, исходя из этого творил, как хотел, но не банально, и получилось гениально. А у Пушкина скромно - '...И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит'.
Анна Ахматова.
И моют светлые дожди
Его запёкшуюся рану...
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.
А ещё Пастернак, Мандельштам, Блок, Маяковский... Можно приводить другие примеры, но факт останется фактом - поэты серебряного века задали тон писать не банально. А Цветаева дала такой эмоциональный импульс, что от её поэзии бросает в жар и дрожь, текут слёзы, теряешь власть над собой и взываешь к небу. Как же после этого писать холодно, при этом называя себя наследником 'серебряных'?
Я не призываю кого-то осуждать и с кем-то бороться. Просто нелепо получается в рецензиях на сайтах - если пишешь банально, значит, относишься к наследникам серебряного века, классик. А если посмел что-то изобретать, высказываться сложно и необычно, значит, предал традиции. Но это неправда!
Хорошо, что Игорь Северянин жил не в наше время. Его бы просто засмеяли...