Один из таких лириков победил на недавнем днепропетровском литературном и песенном фестивале - в номинации "Поэзия". Признаюсь, ещё до оглашения победителя я заинтересовалась Леонидом Борозенцевым. Сначала прочла пару его стихотворений, против которых воинственно настроены "традиционщики", считая, что такие стихи не предметны, трудные для понимания, ненужные. Но и сам Леонид внешне слишком спокоен, выглядел совершенно отстранённым, несмотря на то, что всё происходящее фиксировал видеокамерой. В общем, "немножко не отсюда".
В первом стихотворении своей подборки в поэтическом сборнике "Книга лирики" он рифмует: пустоты - тесноты, мосты - кусты, кресты - мечты, и так далее. Даже школьники в наше время знают, что так писать нельзя. Если подходить к разбору сего творения механически, шаблонно, то можно сходу заключить - стихотворение слабое. Однако, "я могу видеть небо в глазах ПУСТОТЫ от стихов немоты...".
Я умею изящные строить мосты:
от весны - до черты, от чертей да в кусты,
зажимая зубами бикфордову нить
меж словами, которым нельзя изменить.
Вот оно - торжество смысла и образов над рифмой! Не угодничал, говорил, что душа велела - без фальши и лукавства, не волновала мастеровитость. Не имею ничего против мастерства, всегда его высоко ценю,.. но так ли оно обязательно, когда разыгрались драматизм и высокая суть?.. При этом автор не высокопарен, не драматизирует, пишет философски выверено при свече поэтической оригинальности:
Я умею...а, впрочем, чего тут уметь,
Если Смерть на бумаге - лишь в Вечность конверт,
Если рифмой по фене - не пулей в висок,
Если строчки хоть прямо, хоть наискосок -
Всё уйдёт неизбежно в огонь суеты,
И никто не заметит...
Ну разве что - ТЫ.
И пусть литературные "стражи порядка" не любят слов с заглавных букв, но Борозенцев выделяет таким образом всё, что для него главное, оттого волей или неволей растёт уважение к его жизненному опыту и жизненной позиции. Молод, но мудр. А кто сказал, что мудрыми должны быть только старики?.. Суждения то надмирны, то удивительно глубоки, но никакой претенциозности автора не наблюдается - не претендует на роль гуру, не рвётся в мессии. Всего лишь игра в классики - так называется стихотворение. Игра ли?.. Маски не видно.
NEVER MORE...
В никогда опускаю заветные строки,
Как в бутылку письмо, забывая о вечном,
Как своё отраженье, как в тамбуре вещи,
Не желая вернуться
(а что в этом проку,
Если пусто внутри, и любовь - в первом встречном?).
Это законченное стихотворение. Часто в реакции на подобные стихи звучат вопросы: "Что это? О чём? Зачем?!" В такие моменты я замыкалась в себе, мне больше не хотелось разговаривать. Но есть понимающие люди, пора вести разговор с теми, кто претендует на истину в последней инстанции, расставляя в поэзии "пограничные столбы". Возможно, они "перейдут границы", посмотрят с другой стороны, что принесёт свою пользу. Трансцендентный - выходящий за пределы, лежащий за пределами опыта, недоступный опытному познанию: трансцендентный мир, трансцендентная истина. Синонимы - непознаваемый, непостижимый. Антоним - имманентный. Происходит от латинского - transcendo - переступаю, перешагиваю. Кант пытался закрепить различие между понятиями трансцендентальный и трансцендентный, понимая под последним также и то, что недоступно теоретическому познанию, но является предметом веры (бог, душа, бессмертие). По Канту трансцендентный - выходящий за границы возможного, за пределы человеческого сознания... Это не плохо, это может быть, и даже, быть может, должно быть. Зачем же отметать и запрещать?.. В сфере такого творчества отмечены: Райнер Мария Рильке, Вильям Блейк, Халиль Джебран, Уолт Уитмен...
ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ - одна из фундаментальных философских категорий, данная в понимании как мистическое откровение в именах: Абсолют, Единое, Начало, Сущее, Смысл, Истина, Красота, Благо, Жизнь, Любовь, Свобода, Тайна. Трансцендентное - не материально и не идеально, а суть, основа, единство и начало идеального и материального, то, что их оформляет, осмысливает и объединяет - причиняет Бытие. Не буду углубляться в это философское понятие, потому что пойдёт перегруз статьи специфическими терминами. Лучше об этом почитать в Интернете. Раньше в газетных статьях по такому поводу предупреждали: "Лицам с ослабленной психикой категорически не рекомендуется". Уважаемые нестандартномыслящие, не усмехайтесь сейчас "в голос", будьте терпеливы к желающим понять! У каждого поэта есть крылья за спиной и свой воздушный поток. Совсем не обязательно толпиться, сбиваясь в разнородные стаи. Специально не сказала: "Будьте снисходительны", потому что трансцендентщики ничем не выше традиционщиков. Уравновешивают удачные стихи тех и других.
Трансцендентальная поэзия от трансцендентной отличается тем, что по большей части она не лишь странная, но и страшная. Например, стихи из Интернета:
Нирваной-щитом сердце закрой,
И белым лучом свети пред собой.
Пусть благо несет темный путь твой,
Быть может и Бог оживет,
Незабвенный со дня похорон.
Авторы новоформативной (как они себя называют) литературной группы (шесть человек из Винницы) на обложке книги идентифицировали себя как лириков трансцендента, не заявили о трансцендентальной поэзии. Для тех, кому интересно: трансцендентализм - американское философско-литературное движение 1830-60-х гг., сформированное представителями радикальной интеллигенции бостонского "Трансцендентального клуба". Коротко говоря, это идея совместного философствования и поэзии. Трансцендентализм отличался парадоксальной логикой. Он характеризовался интуитивизмом (в гносеологии), альтруизмом (в этике), анархизмом и утопическим социализмом (в политике). Точкой сборки системы была философия крайнего индивидуализма. Учение Эмерсона о "доверии к себе" Паррингтон справедливо называл апофеозом индивидуализма. И всё же, практические цели, которые преследовал трансцендентализм: установление гуманных и справедливых человеческих отношений, демократизация общества, укрепление национальной самобытности.
Вернёмся к творчеству Борозенцева. Его можно было бы назвать трансцендентальным по этим (и некоторым другим) строчкам:
Я умею без жалости ставить кресты
На своих золотых отголосках мечты,
И потом мышинально сгребать их в нору,
И вести на подтекстах двойную игру.
Я умею из истин подкожных, простых
Вербовать понятых - сроком до запятых,
Что меняют все смыслы - до наоборот...
Но ведь следует - "а впрочем, чего там уметь"... Автор уходит от "ужастика", понимая, что страх сам по себе страшен. Чувство меры - это одновременно и грани хорошего авторского вкуса. Вывод Борозенцева: "Жизнь между смертью и смертью - плохой выбор", хотя память прорастает утром стихом горьким. Мыслящий человек не может быть всё время "раденьким", потому что он не "дурненький". Есть и осознание своей вины при том, что многое дано: "В сумке - хлебов пять и две рыбы, И неотвязное чувство своей фальши". Хотя приведенные мной строки относятся к лирической героине, всё же чувствуется в них пережитое собой. Библейское то прошивает личное, то оставляет шрамы от разрывов. Стихотворение называется "Танцы на битом стекле", но и само оно танцует на том же стекле во плоти девочки, которая говорит, что танцует, "но тени - тусклы, зрачки - немы". Однако, на его пятках видны порезы до крови. А это уже мастерство автора - показать невидимое, облачив его в слово.
Не все стихи одинаково сильны и оригинальны, но я не считаю, что каждая строчка должна быть шедевром. Некоторое вообще, как говорится, не моё, не по душе. В следующем стихотворении, по-моему, отсутствие хорошего вкуса. Приведу его полностью, дабы ничего не вырывать из контекста.
Ты не спишь. К твоей спальне стекаются крысы
Непривычно янтарные, ждущие занавес.
Застывая у лунной черты без движения,
Они слушают пульс уходящего времени.
Ты их гонишь под полог, в суфлёрскую, к выходам,
Ты их водишь по ранам, ты глушишь их музыкой,
И, барахтаясь в неиссякаемой простыни,
Снова всё проклинаешь и просишь безумная,
Чтоб они не исчезли с рассветом, чтоб ожили,
Чтоб вернулись к тебе... и одна из них - я.
К тому же, раз уж приступила к разбору: "Ты не спишь. К твоей спальне стекаются крысы" - в этом предложении стык четырёх согласных. Трудно читать ещё и потому, что читается "к твоей" с ударением на "о". "Застывая у лунной черты без движения" - пишется "у лунной", а слышится - "улунной". "Застывая у лунной черты без движения, Они слушают пульс уходящего времени". Получается "Они" - с ударением на "о". "Ты их водишь по ранам, ты глушишь их музыкой" Слышится: "ты ихводишь", "ихмузыкой".
Есть неудачная инверсия в стихах Леонида. Например: "- Ну давай разверни тонких тканей души миражи!" Было бы лучше: "-Ну давай разверни миражи тонких тканей души!" Или: "...как лёгкие стихи на рифмы поводке". В данном случае может быть только "на поводке рифмы". Есть погоня за "обязательными" красивостями, вроде спелого снега, говорка родника, остывших углей солнца, кочующих от автора к автору. Но красивости и банальность в любом виде не нужны хорошему стихотворению. Есть косноязычность:
Условность минут, что свернулась годами
В целительной жалости тонкую нить,
Связавшую многие жизни меж нами -
И больно порвать, и нет смысла винить...
Конечно же, стихи столь разного уровня портят общее впечатление от подборки, но есть право автора, он счёл нужным такое соседство. И всё же, главное, что шедевры есть:
...пишет кровью на рукавах:
"Жёны, братья, друзья, враги,
Не ищите нас, не жалейте -
Мы, как крысы, верны лишь флейте,
Уводящей всё на круги...
ГРАММАТИКА 2000
Для кого наши правила точат ножи?
Для кого мы придумали все падежи?
Мой предательный друг, обвинительный брат,
Для кого мы пред ложным взросли во сто крат?
А когда сотворительный главный падеж
В именительных нас попускает мятеж,
Кто в родительном взгляде потушит упрёк?
Если б Авель был жив... Если б Каин не смог...
***
...Время течёт гулко и ткёт струны
Наших с тобой жизней, гитар, нервов.
Если тебе будет со мной трудно -
Только скажи - я оборвусь первым.
Много ещё удивительных и восхитительных образов, мыслей, погружающих в параллельную реальность, в надмирные слои, в яркую индивидуальность. Есть что хранить в духовной сокровищнице. Интересный автор. Интересны и другие авторы этой книги. Все они "трансценденты", но каждый по-своему. Часто балансируют на трансцендентальной грани. Жизнь покажет - на чём устоят или куда их приведут поиски истины и способы самовыражения. Если представится возможность, опубликую своё мнение о всех "новоформативных" из представленной книги. Очень жаль, что нет предисловия к сборнику стихов. Хотелось бы из него узнать точку зрения авторов на трансцендентность своей поэзии. И, конечно же, услышать их ответы на вопросы: "Зачем и почему?"