Читать романы Дяченко - всё равно, что сдирать пемзой ороговевшую корку с души. Болезненно, трудно, но один раз попробовав, делаешь это снова, и снова, и снова.
Последние годы художественную литературу с бумаги я почти не читаю, с экрана - не читаю вовсе. Во-первых, совершенно не остаётся на это времени, во-вторых - особенности профессии, глаза к концу рабочего дня устают катастрофически. Зато в моём распоряжении аудиокниги и три часа дороги ежедневно. Благодаря "Vita nostra" я уже с вечера начинал с нетерпением ждать, как утром поеду на работу. :) А такое бывает не часто, потому огромное спасибо авторам!
"Vita nostra" - лучшее из того, что я прочёл у Дяченко. Да, ещё один мир, в который ныряешь с головой и живёшь в нём. Но если в "Долине совести" и "Пещере" где-то после середины романа я впадал в эмоциональный ступор и хотел уже одного - чтоб все герои поскорее умерли, так как это будет лучшим для них выходом (а в "Скруте" этого захотелось гораздо раньше :)), то "Vita nostra" удержала моё восприятие до финала. Что-то близкое было с "Армагед-домом". Но там хотелось одновременно, чтоб роман подольше не заканчивался, хотелось наслаждаться текстом и одновременно - узнать разгадку, услышать объяснение происходящему. Не услышал, потому финал несколько разочаровал.
В "Vita nostra" никаких разгадок не хотелось почти с самого начала, хотелось бесконечного продолжения - лишь бы герои подольше оставались людьми, причём, людьми живыми :). Авторы создали мир, в котором всё предопределено и любой выбор оказывается худшим. Мир-гипертекст, подчинённый безжалостным правилам гармонии, человеческие личности - всего лишь иллюзорные оболочки слов, которые нужно содрать любыми средствами, потому как цель всё оправдывает. Тем более цель, которую невозможно даже понять, пока остаёшься человеком. Какой уж тут "хэппи энд"?
Хотя не исключено, авторы считают финал романа счастливым. :) Но это уже на их совести.