30 августа Турция отмечала 90-ю годовщину победы над греческими силами в войне за независимость. Президент Турции Абдулла Гюль, находящийся в больнице, опубликовал обращение к нации, посвященное Дню победы. В нем Гюль определил победу 30 августа как начало славной истории турецкой нации.
В этом году, отдыхая с семьей в Алании, я был свидетелем празднования турецкого Дня Победы. Был вечер. Почти весь день из колонок торжественно и грозно гремели военные турецкие марши. Местный аниматор Йохан торопливо обрывал ядовитые цветки олеандра, чтобы затем заботливо усыпать ими часть сцены перед висящим флагом. Я спросил его по поводу грядущего веселья.
- Сегодня большой праздник, - ответил он, скромно улыбаясь. - День победы нашей армии...
Турки, в основном работники отеля, отмечали шумно и весело: фейерверки, орлиные пляски, скованные мизинцами хороводы, великолепные торты в виде национального флага, сумасшедшие факельные шоу. В соседних отелях тоже трещали многочисленные фейерверки, разрывая темную высоту огненными пузырями. И казалось, полная Луна жмурилась, чтобы не ослепнуть.
Современная Турция - огромный осколок когда-то могущественной Османской империи, существовавшей с 1299 по 1923 годы. В XIX веке на окраинах империи усилились сепаратистские настроения. Османская империя начала постепенно терять свои территории, уступая технологическому превосходству Запада. В 1908 году младотурки свергли Абдул-Хамида II, после чего монархия в Османской империи стала носить декоративный характер. Установился триумвират Энвера, Талаата и Джемаля (январь 1913). В 1912 году Италия захватывает у империи Триполитанию и Киренаику (ныне Ливия). В Первой балканской войне 1912-1913 империя теряет подавляющее большинство своих европейских владений: Албанию, Македонию, север Греции. В течение 1913 года ей удаётся отвоевать небольшую часть земель у Болгарии в ходе Межсоюзнической (Второй балканской) войны. Слабея, Османская империя попыталась опереться на помощь Германии, но это только втянуло её в Первую мировую войну, закончившуюся поражением Четверного союза. 30 октября 1914 года - Османская империя официально объявила о своем вступлении в Первую мировую войну, за день до этого фактически вступив в неё обстрелом черноморских портов России. В 1915 году Геноцид армян, ассирийцев, греков. В течение 1917-1918 годов союзники занимают ближневосточные владения Османской империи. После Первой мировой войны Сирия и Ливан перешли под контроль Франции, Палестина, Иордания и Ирак - Великобритании; на западе Аравийского полуострова при поддержке англичан (Лоуренс Аравийский) образовались независимые государства: Хиджаз, Неджд, Асир и Йемен. Впоследствии Хиджаз и Асир вошли в состав Саудовской Аравии. 30 октября 1918 года было заключено Мудросское перемирие, за которым последовал Севрский мирный договор (10 августа 1920), который не вступил в силу, поскольку не был ратифицирован всеми подписавшими её сторонами (ратифицирован только Грецией). По этому договору Османская империя должна была быть расчленена, причём один из крупнейших городов Малой Азии Измир (Смирна) был обещан Греции. Греческая армия взяла его 15 мая 1919 года, после чего началась война за независимость. Турецкие военные-государственники во главе с пашой Мустафой Кемалем отказались признать мирный договор и вооружёнными силами, оставшимися под их командованием, изгнали греков из страны.
В Османской империи, Смирна была столицей особого пашалыка, в XIX в - вилайета "Айдин". Вплоть до начала ХХ, христиане (греки и армяне) продолжали составлять большинство населения города, так что мусульмане называли его "Гяур Измир" - "Неверная Смирна"[2]. В 1890 г в Смирне было 210.000 населения, из них 125.000 греков, 45.000 мусульман (без определения народностей), 18.000 евреев, 12.000 армян, 6.000 итальянцев, 2.000 французов, 1.500 англичан (преимущественно с Мальты) и т. д. В городе было 40 мечетей, 34 церкви (24 православных, 4 католических., 3 протестантских и 3 армянские), б синагог, несколько христианских монастырей; множество училищ, основанных христианами, из которых наибольшей популярностью пользовалась "Евангелическая школа" греческого ученого общества, обладавшая библиотекой и музеем древностей. Лучшей частью Смирны являлась её набережная - "Марина", застроенная богатыми домами европейской архитектуры. В 1922 г. население Смирны составляло 300.000 человек, из них греков-180.000. Находившаяся в числе проигравших войну, Османская империя была слишком слаба, чтобы оказать достойный отпор греческим войскам. Греческое вторжение всколыхнуло Анатолию и привело к формированию движения за независимость во главе с чиновниками расформированных оттоманских вооруженных сил. Мустафа Кемаль Ататюрк, который встал во главе офицеров, преуспел в том, чтобы остановить греческое вторжение и в августе 1922 года произвести успешную контратаку. 26 августа 1922 года турецкая армия прорвала греческие позиции. Победа в сражении Думлупынара 30 августа, в центральной анатолийской области Кютахья, принесла поражение греческой армии, и турецкие войска вошли в Измир (Смирна).
6 сентября в Смирну вступила отступающая греческая армия, через день она закончила эвакуацию, потребовавшую всех наличных кораблей. Между тем, в Смирне кроме местного греческого и армянского населения, скопилось большое количество греческих беженцев из захваченных турками районов Ионии. 9 сентября в город вступила турецкая армия во главе с Мустафой Кемалем; немедленно началась резня христианского населения, увенчавшаяся сожжением города.
Согласно свидетельству американского консула Джорджа Хортона, день 9 сентября, когда в город вступили турки, прошёл относительно спокойно; ещё утром в городе поддерживала порядок греческая жандармерия, которая передала свои функции вступившим турецким войскам. Вечером, однако, начались грабежи и убийства, в которых активное участие принимали местные мусульмане и партизаны ("четники"). Затем турки оцепили армянский квартал и приступили к систематическому истреблению армян.
13 сентября солдаты облили бензином и подожгли множество зданий в армянском квартале, выждав время, когда дул сильный ветер со стороны мусульманского квартала. Затем турецкие солдаты стали обливать бензином и другие места в христианско-европейской части (в частности, перед американским консульством). Резня и пожар шли по всему городу; среди убитых турками, был митрополит Хризостом (Калафатис). Хризостом, отказавшийся покинуть город, был выдан на растерзание турецкой толпе командующим Нуреддин-пашой; его избивали, истыкали ножами, вырвали ему бороду, выкололи глаза, отрезали уши и нос, пока он наконец не умер (по другим сведениям, был пристрелен из жалости неким критским турком). Все это происходило на глазах французских солдат, которым командир запретил вмешиваться. Впоследствии Хризостом был причислен к лику святых. Из двух сопровождавших Хризостома старост один был повешен, другого же турки умертвили, привязав за ноги к автомобилю и таская по центру Смирны. Убийства сопровождались всевозможными зверствами; так, девушкам, после неоднократного изнасилования, вырезали груди, турецкие солдаты фотографировались с отрезанными головами мужчин-христиан.
Спасаясь от пожара, большинство христианских жителей столпилось на набережной. Турецкие солдаты оцепили набережную, оставив беженцев без пищи и воды. Многие умирали от голода и жажды, иные кончали с собой, кинувшись в море. Чтобы заглушить крики христиан, постоянно играл турецкий военный оркестр. Все это происходило на виду военного флота союзников, который, однако, стоял в гавани, не вмешиваясь.
Турки сначала перекрыли гавань военными кораблями, однако затем, под давлением держав, позволили эвакуацию, кроме мужчин от 17 до 45 (по другим источникам от 15 до 50) лет, которых объявляли интернированными и подлежащими депортации во внутренние области на принудительные работы, "что было расценено как приговор к пожизненному рабству у жестоких владельцев, заканичвающемуся таинственной смертью". Срок эвакуации давался до 30 сентября; после этого дня, все оставшиеся также подлежали депортации на принудительные работы. В организации эвакуации большую роль сыграл американский пастор, сотрудник организации ИМКА Аса Дженнингс; именно благодаря его стараниям, 23 сентября в порт под охраной американских судов прибыла наскоро собранная греческая флотилия. Японские корабли выбрасывали весь свой груз, чтобы принять на борт как можно больше беженцев. Непосредственно после резни, было зарегистрировано 400.000 беженцев из Смирны, получавших помощь Красного Креста.
В сентябре прибрежный город включавший греческие и армянские кварталы был полностью сожжен, в пожаре погибли сотни домов, 24 церкви, 28 школ, здания банков, консульств, больницы Вся северная часть древнего и однажды красивый прибрежный город Смирна (теперь Измир), Количество убитых в разных источниках варьируется от 60 тысяч до 260 тысяч; согласно Р.Руммелю, среднеяя цифра составляет 183 тысячи греков и 12 тысяч армян По подсчетам Жиля Милтона, в резне погибло 100.000 человек, ещё 160.000 мужчин было депортировано во внутренние области Анатолии, и большинство их погибло в дороге.
Сам Кемаль, наблюдая за пожаром, заявил:
"Перед нами знак того, что Турция очистилась от предателей и иноземцев. Отныне Турция принадлежит туркам" .
Эрнест Хемингуэй, бывший в это время корреспондентом американской газеты в Европе, описал свои впечатления от резни в рассказе "В порту Смирны":
"Трудно забыть набережную Смирны. Чего только не плавало в ее водах. Впервые в жизни я дошел до того, что такое снилось мне по ночам. Рожавшие женщины - это было не так страшно, как женщины с мертвыми детьми. А рожали многие. Удивительно, что так мало из них умерло. Их просто накрывали чем-нибудь и оставляли. Они всегда забирались в самый темный угол трюма и там рожали. Как только их уводили с мола, они уже ничего не боялись. Греки тоже оказались милейшими людьми. Когда они уходили из Смирны, они не могли увезти с собой своих вьючных животных, поэтому они просто перебили им передние ноги и столкнули с пристани в мелкую воду. И все мулы с перебитыми ногами барахтались в мелкой воде. Веселое получилось зрелище".
Уинстон Черчилль писал в связи с судьбой Смирны:
"Кемаль отпраздновал свой триумф превращением Смирны в пепел и истреблением целых христианских населений".
Сражение положило конец войне между Грецией и Турцией. 29 октября 1923 года, после подписания Лозаннского соглашения, была провозглашена Турецкая Республика. Дата 30 августа с тех пор стала отмечаться как День победы в Турции. В День победы по всей стране, под аккомпанемент янычарского марша, призванного укрепить связь времен в массовом сознании, проходят концерты, военные парады и милитаризированные церемонии. Этот день (Zafir Bairam) также отмечают турецкие киприоты.
Знаменательно, что в этом году турецкий День Победы совпал с лесными пожарами в Греции. Больше всего от огненной стихии досталось острову Хиос, расположенному в Эгейском море "напротив" турецкого город Измир - там выгорело почти весь остров. На острове Андрос (это в Кикладском архипелаге, примерно в двух часах на пароме от Афин) с пожаром удалось справиться быстро. А власти задержали виновников - двух французских туристов. Говорят, что они зачем-то жгли бумагу в лесу, от чего и случился пожар. В среду, 29 августа, греческие СМИ сообщили о новом поджоге, теперь уже на острове Родос. С огнем на Родосе сейчас борются несколько самолетов и вертолетов, на остров летит прибыли на подмогу пожарные из Афин и десятки пожарных машин. А полиция ищет поджигателей: свидетели рассказывают, что сразу после возгорания видели машину, которая стремительно мчалась как раз из того места, где начался пожар.
Дополнение.
Мустафа́ Кема́ль Ататюрк; Гази Мустафа Кемаль-паша[1] (тур. Mustafa Kemal Atatürk; 1881[2] - 10 ноября 1938) - оттоманский и турецкий реформатор, политик, государственный деятель и военачальник; основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции; первый президент Турецкой Республики. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.
Возглавив после поражения (октябрь 1918) Османской империи в Первой мировой войне национально-революционное движение и "войну за независимость" в Анатолии, добился ликвидации марионеточного правительства султана и оккупационного режима, создал новое, основанное на национализме ("суверенитете нации"[3]), республиканское государство, провёл ряд серьёзных политических, социальных и культурных реформ, таких как: ликвидация султаната (1 ноября 1922), провозглашение республики (29 октября 1923), упразднение халифата (3 марта 1924), введение светского обучения, закрытие дервишских орденов, реформа одежды (1925), принятие нового уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу (1926), латинизация алфавита, отделение религии от государства (1928), предоставление избирательных прав женщинам, отмена титулов и феодальных форм обращения, введение фамилий (1934), создание национальных банков и национальной промышленности. Как председатель Великого национального собрания (1920-1923) и затем (с 29 октября 1923) как президент республики, переизбиравшийся на этот пост каждое четырёхлетие, а также как несменяемый председатель им созданной Народно-республиканской партии, приобрёл в Турции непререкаемый авторитет и диктаторские полномочия.
ДЁНМЕ́ (на турецком - буквально `перевернутый`, `обращенный`), секта, образованная в Турции небольшой группой приверженцев лжемессии Саббатая Цви, которая вслед за своим учителем приняла ислам. Внешне соблюдая предписания Корана, дёнме, однако, исповедовали саббатианство и считали себя носителями истинного иудаизма. Дёнме верили в божественность Саббатая Цви, следовали мистическому учению о "трех узах веры" и отвергали практические предписания Галахи; отмечали Девятое ава как день рождения своего учителя, а 22 адара праздновали свой оргиастический хаг ха-кевес (`праздник овцы`), сопровождавшийся обменом женами, которому они придавали мистический смысл.
К концу 17 в. большая часть дёнме сосредоточилась в Салониках, образовав там самостоятельную замкнутую общину, члены которой избегали вступать в брак как с мусульманами, так и с евреями. Численность дёнме постоянно росла: в 1683 г. к ним примкнули 250 семей салоникских саббатианцев (к концу 17 в. численность дёнме составляла три тысячи человек), а в последующее столетие - многие саббатианские группы, главным образом из Польши.
Внутренние конфликты в конце 17 в. - начале 18 в. привели к расколу дёнме на группировки Измирлар (выходцы из Измира) и Якоблар (от имени шурина лжемессии Я"акова, провозглашенного духовным наследником Саббатая Цви). В 1716 г. часть измирларов, объявив главу группы Брухью Руссо (он же Осман Баба) воплощением (см. Гилгул) Саббатая Цви, выделилась в группировку Каракашлар (на турецком - `чернобровые`), а в 1720 г. возникла группировка Капанджилар (буквально `владельцы весов`), прокламировавшая возврат к "чистому саббатианству" и отвергавшая как авторитет Я"акова, так и мессианство Брухьи. Группировки дёнме питали взаимную неприязнь и не роднились одна с другой.
В 19 в. начался быстрый процесс ассимиляции дёнме в турецкой среде. К началу первой мировой войны численность дёнме составляла 10-15 тыс. человек. В 1923 г., после того как дёнме (вместе с изгнанным турецким населением) переселились из Салоник в Турцию, произошел фактический распад общины.
Многие члены секты принимали активное участие в движении младотурок; в состав революционного правительства, сформированного в 1909 г., вошли несколько дёнме, а министром финансов стал предводитель каракашларов Джавид-бей (1875-1926).
Отношение ортодоксального еврейства к учению дёнме было резко отрицательным: члены секты рассматривались как окончательно порвавшие связь с иудаизмом отступники. Существовала, однако, и более умеренная точка зрения, согласно которой следует помогать дёнме в ситуациях, связанных с соблюдением еврейского религиозного закона (например, обрезания).
Немногие семьи дёнме и поныне помнят о причастности к секте и воспринимаются мусульманским окружением как ее члены.