Аннотация: Интерлюдии к н.ф. роману Величко А.Ф "Кавказский принц-2" http://zhurnal.lib.ru/w/welichko_a_f/ Хотел проиллюстрировать текст, и проиллюстрировал!..
Из дневников капитана 2-го ранга РИФ
Михаила Николаевича Беклемишева.
Первым морякам Российского подплава...
со всем моим уважением...
Беклемишев Михаил Николаевич
23.09.1858, село Божениново Алексинского уезда Тульской губернии - 18.02.1936, Ленинград
1875 - окончил 5 классов Тульской гимназии, зачислен на штурманский отдел Технического училища Морского ведомства без экзаменов
1879 - окончил Техническое училище Морского ведомства, кондуктор Корпуса флотских штурманов, назначен в 3-й флотский экипаж
лето 1879 - 1881 - в кругосветном плавании на клипере Разбойник
1881 - командир миноноски Сирена; разработал конструкцию первого в мире противоминного трала - состоял из пенькового троса длиной 183 м, на который были надеты металлические цилиндры весом 1-1.5 килограммов. При буксировке двумя кораблями, когда трал полз по дну, эти цилиндры вращались, как колеса, не позволяя ему цепляться за подводные препятствия. Захватывая таким тралом минреп, можно было отбуксировывать мины на мелководье и там обезвреживать
осень 1881 - младший штурманский офицер броненосца береговой обороны Первенец
1882 - в плавании на канонерской лодке Мина
10.1883 - слушатель Минного офицерского класса, прапорщик Корпуса флотских штурманов
05.1884 - окончил класс, в партии "по заграждению рейдов и фарватером минами", преподаватель минной школы (Кронштадт), минный офицер 2 разряда
1884-1888 - в плаваниях на клипере Жемчуг, крейсера Африка, миноносце Котлин
осень 1888 - зачислен на механический отдел Николаевской морской академии
1890 - окончил механический отдел Николаевской морской академии
1891 - окончил кораблестроительный отдел Николаевской морской академии
поручик Корпуса флотских штурманов, переименован в мичманы с зачислением в 8-й флотский экипаж
командирован на завод Крейтона (город Або) для наблюдения за установкой на строящиеся миноносцы минного вооружения
1891 - командир миноносца Пернов (типа Взрыв); наблюдал за его постройкой в Гавре (Франция)
лето 1893-1894 - занимался опытами по применению бездымного пороха при стрельбе минами (на канонерской лодке Мина, в бассейне Гребного канала Санкт-Петербурга), лейтенант
1895 - в заключительных опытах на миноносцах N 159 и N 25
1894-1899 - в кампаниях командир миноносцев N 159, N 25, канонерских лодок Мина и Дождь
1894-1902 - преподавал в Минном офицерском классе
19.12.1900 - по представлению Морского Технического комитета назначен в комиссию для разработки проекта подводной лодки
22.12.1900/04.01.1901 - Морское министерство согласно принятому ранее решению о проектировании и постройке полуподводных судов пригласило приступить к разработке проекта боевой подводной лодки
01.1901 - минный офицер минного транспорта Амур
09.07.1901- вошёл в состав Строительной комиссии для строительства подводных судов
с 07.1901 - в командировке в Соединённых Штатах Америки для ознакомления с подводным судостроением, принимал участие в погружении подводной лодки Фультон, осмотрел последнюю подводную лодку Голланда
11.1901 - в командировке во Франции, организовывал поставки аккумуляторов, в Англии и Италии
капитан 2 ранга (12.1901)
конец 09.1902-середина 08.1904 - командир подводной лодки Дельфин
с 11.1902 - в командировке на завод Даймлера (Канштадт, Германия) для испытаний бензиномотора
с 08.1903 - председатель комиссии по приёму и испытаниям строящихся подводных лодок, временно исполнял обязанности заведующего подводным плаванием
конец 01.1904 - награждён 19500 рублями
Руководил испытаниями подводных лодок на Большом Кронштадском рейде
24.05.1904 - подписал контракт с фирмой Крупп на постройку трех лодок типа "Е" (Карп) конструкции Р. Эквилея
1904-09.07.1904 - командир подводной лодки Форель; назначен по собственной инициативе, чтобы доказать безопасность плавания на подводной лодке; из-за ненадёжности личный состав не хотел на ней служить; дал высокую оценку подводной лодке. После этого удалось укомплектовать команду
Координатор транспортировки подводных лодок на Дальний Восток, прибыл во Владивосток
1904 - участвовал в подготовке соглашений с фирмами Голланда и Лэка
06.1904-1906 - член технической комиссии по кораблестроению и выдаче заказов на постройку кораблей Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования
08.1904-04.1905 - заведующий подводными миноносцами при правлении Балтийского завода
09.1904-06.1905 (1906) - командир подводной лодки Макрель
1905 - разработал конструкцию прибора для связи с подводными лодками ("акустический телеграф через воду"), в который удалось смонтировать для "записи депеш"
08.1905 - член комиссии (председатель - Э. Н. Щенснович) "по исследованию состояния и боевой готовности подводных лодок, находящихся во Владивостоке"
Инициатор создания Учебного отряда подводного плавания (Высочайше утверждён 27.03.1906)
1906 - помощник заведующего подводным плаванием.
капитан 1 ранга (весна 1907)
07.12.1907 - зачислен в список офицеров подводного плавания, (Циркуляр Главного Морского Штаба N 269); "Согласно заключению комиссии, производившей в этом году экзамен обучавшемуся составу учебного отряда подводного плавания, а также на основании знаний, приобретенных некоторыми офицерами за время своей предыдущей службы на подводных лодках, нижеупомянутые лица, как удовлетворяющие всем необходимым условиям для управления и службы на таких лодках, зачисляются в список "офицеров подводного плавания"
Председатель комиссии по приёмке подводной лодки Почтовый
с 1908 - заведующий отделом подводного плавания Морского Технического комитета
1908-1913 - заведующий отделом подводного плавания Балтийского завода
1909 - по предложению Б. создана гидрофоническая мастерская, инициатор создания в России аппаратуры звукоподводной связи
заведующий отделом подводного плавания Главного Морского Штаба, член Морского Технического комитета
временный запасной член военно-морского суда Кронштадского порта
действительный член Русского технического общества
член Лиги обновления флота
26.12.1910 - уволен в отставку с мундиром и пенсией с производством в генерал-майоры по Адмиралтейству
1912-1914 - консультант заводского отдела подводного плавания (Балтийский завод)
заведующий военно-морского отдела Русского электротехнического общества, преподаватель Военно-электротехнической школы, Морского Инженерного училища, Высших курсов Николаевской инженерной академии
1911-1915 - преподаватель минного дела на военно-морском цикле Петроградского Политехнического института
1914-1917 - консультант завода общества Динамо
1916-1917 - уполномоченный Министерства Торговли и промышленности по наблюдению за эвакуированными заводами
с конца 1918 - младший консультант при Коллегии по военному судостроению, ведал постройкой и ремонтом кораблей, работал в группе профессора Бубнова по перестройке линейных крейсеров типа Измаил в трансатлантические пассажирские пароходы
с 1919 - начальник отдела подводного плавания Главного Управления судостроения
1920 (1921) - уволен "за сокращением штата и преклонностью возраста", по некоторым данным, арестован
После освобождения назначен старшим наблюдающим отдела подводного плавания
1926-1931 - в штате Остехбюро
1926 - капитан парохода Микула (плавучая лаборатория волнового управления Остехбюро; испытывались управляемые по радио торпедные катера)
02.1926-04.1931 - командир опытового судна Конструктор, бывший эскадренный миноносец Сибирский Стрелок (Ладожское озеро)
сотрудники Остехбюро во главе с его начальником В.И. Бекаури добились увольнения как "социально опасного сотрудника"
конец 1930 - начало 1931 - находился под стражей без предъявления обвинения
с 04.1931 - в отставке
04.1933 - "снят с пенсии как высший чин старой армии"
масон
умер от сердечного приступа
похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры; могила не сохранилась
кавалер орденов
св. Владимира IV степени с бантом
св. Анны III степени
св. Станислава II степени
награждён
денежной премией (1895, ввиду "... достижения таких научных и важных для флота результатов..."), (01.1904, за постройку подводной лодки Дельфин)
светло-бронзовой медалью "В ознаменование Монаршей признательности войскам, участвовавшим в войне с Японией 1904-1905 гг." (1906)
медалью "В память 100-летия Отечественной войны 1812-1912 гг." (1912)
медалью " В память 300-летия Дома Романовых 1613-1913 гг." (1913)
медалью "В память 200-летия сражения при Гангуте. 1714-1914 гг." (1914)
автор книг:
"Специально-минные суда" (1898)
сын - Владимир, на 1939 - капитан теплохода Пионер Балтийского морского пароходства.
***
03.09.1902 г.
......ожидаю назначение командиром нашего "Миноносца N 150".
15.09.1902 г.
Пребываю в полном недоумении. Прибыв утром на службу, получил предписание, подписанное самим генерал-адмиралом о моём откомандировании в распоряжение ЕИВ ВК Георгия Александровича. С пометкой - незамедлительно. Такое же предписание получил лейтенант А.Н. Черкасов. Зачем его высочеству "водолазы"? Однако наше дело -приказы исполнять. На ближайшем поезде мы с Анатолием Ниловичем выехали в Георгиевск, уведомив ВК ГА телеграммой о времени прибытия поезда.
19.09.1902 г.
Приятно удивлен. В Серпухове нас ждал экипаж, поданный к поезду по распоряжению ВК! По прибытии в резиденцию ВК, нас Анатолием моментально принял его высочество.
В скромно обставленном кабинете, кроме ВК Георгия Александровича находились известный инженер и авиатор г.Найденов, а также совершенно неизвестный мне господин, одетый в партикулярное платье и представленный нам великим князем, как Налётов Михаил Петрович.
Познакомив нас с присутствующими, ВК ГА в жесткой форме потребовал тут же, не сходя с места подписать документ: "Обязательство о не разглашении государственной тайны", определяющий режим сохранения доверяемых нам секретных сведений. Санкции за нарушение режима секретности, ну просто "драконовские"!
Пришлось подписать документ. С другой стороны и оклад денежного содержания вкупе с дополнительными льготами для нас и наших семей впечатлил не менее. Уже после года на службе у ВК я могу считать себя весьма обеспеченным человеком. Будучи прикомандированы к ВК ГА в прямое подчинение, мы по-прежнему числились офицерами флота, со всеми вытекающими из этого последствиями. Отозвать же нас могли только с согласия ВК ГА. И иного начальства у нас более не было.
Велико же было наше с Анатолием Ниловичем удивление, когда узнали мы о том, что сей господин Налетов, является конструктором подводного минного заградителя!
Мало того, оказалось - господин Налетов уже заканчивает постройку двух систершипов получивших забавные названия "Краб" и "Рак" на Николаевском заводе. И спуск их на воду намечен через две недели. Никто никогда и не слыхивал о проектах г. Налетова. А тем более о строительстве им, каких бы-то ни было подводных кораблей. И тем более столь специфических, как подводный минный заградитель.
Насладившись нашими растерянными лицами, великий князь объявил о назначении нас с Анатолием Ниловичем командирами этих кораблей. Кому, из нас каким командовать, тут же было разыграно наследником при помощи монетки - если орел, то я командир Краба. Выпала решка. Отныне я - командир "Рака". Быть по сему.
ВК ГА произнёс краткий спич, в котором в немногих словах охарактеризовал ТТХ лодок, предполагаемую тактику и возможный район их применения. За дополнительными разъяснениями нам было предложено обращаться к господам присутствующим здесь инженерам. И ни к кому более! Потом предложил обсудить штат кораблей. Были обсуждены боевые посты и количество людей потребное для их обслуживания.
В экипаже первоначально предусматривалось 49 человек, но, после обсуждения, решили увеличить штат до 53 человек. В завершение аудиенции, ВК приказал составить списки экипажей кораблей из известных нам лично, лучших специалистов русского флота, и как он заметил при этом, "совершенно не стесняться" при составлении оных. Бедный Иван Григорьевич*! Мы с Анатолием выгребли у него почти всех стоящих людей.
Из головы не шёл подписанный мною документ. Теперь-то я понял, каким образом великому князю удалось сохранить дело в тайне. Было бы полезным привнести методы ВК на РИФ. Сколько бы освободилось прекрасных вакансий для дельных людей за счёт одних только болтунов.
* Бубнов И.Г. - соавтор Беклемишева в проектировании ПЛ "Дельфин"
29. 09. 1902 г.
В ожидании прибытия затребованных людей под руководством МПН мы с Анатолием в течение 10 дней бегло изучили устройство кораблей по чертежам. Мой тезка оказался на редкость приятным в общении человеком. Очень деликатным. Очень квалифицированным и очень знающим инженером. И, кроме того - бесспорно гением.
Что же касается Георгия Андреевича Найдёнова, то поначалу он оставил у меня впечатление человека крайне странного. Нарочито шокирующее поведение! ГАН как будто специально старался привести собеседника в раздражение и внимательно наблюдал за его поведением, делая какие-то свои выводы на его счёт. Однако же пообщавшись с ним подольше, я понял, насколько прост, и в то же время интересен этот человек. Он просто позволял себе считать никчёмными и мешающими взаимопониманию, условности принятые в обществе, полагая их попросту смешными. Ну, да что с него взять. Обыкновенный Гений, знающий себе цену. Я просто принял его таким, каков он есть.
С раннего утра и до глубокой ночи мы, распивая чаи, изучали чертежи и заваливали МПН миллионами вопросов об устройстве механизмов и конструктивных особенностях ПЛ. И всё больше приходили к убеждению, что созданные им корабли - недосягаемая вершина подводного кораблестроения. По долгу службы я достаточно хорошо знаком с положением дел. Однако никакие лодки в мире не годятся в подмётки чуду созданному МПН! Имея собственный опыт проектирования подводных кораблей, с полной ответственностью могу утверждать, что лодки спроектированные г. Налетовым превосходят всё созданное в мире на семь голов. Более 700 тонн подводного водоизмещения. 53 метра длиной. 60 мин на борту.
Возможность установки 100мм орудия и двух 381мм торпедных аппаратов. Воистину убийцы броненосцев и короли морей. Дальность хода в 3 тысячи миль. Проектная скорость предусматривалась в надводном положении до 15 узлов, подводная до 8 узлов. Совершенный сюрприз, в мире неизвестный вовсе - возможность хода на 8 узлах под перископом (два перископа командирский и обсервационный, телескопической конструкции по 6м, цейсовская оптика), на тринклеровских моторах с помощью специального устройства, названного Михаилом Петровичем РДП (работа двигателя под водой) снабжающего двигатели и экипаж воздухом. Максимальная расчётная глубина погружения - до 25 саженей обеспечивала полную безопасность корабля от столкновения с надводными судами. Весьма сложная, по сравнению с "Дельфином" система погружения, сконструированная совместно с г. Найденовым предполагала переход корабля в подводное положение в течение 40-60 секунд. В целом же конструкция подводного корабля вызывала у нас ощущение детского восторга. Вынужден, скрепя сердце, признать, что наш с Бубновым "Дельфин" по сравнению с "ракообразными" выглядит донельзя бледно.
По любому вопросу, за исключением радио и гидроакустического постов, Михаил Петрович давал совершенно исчерпывающие пояснения. Что касается вышеупомянутых постов, то знакомил нас с оборудованием г. Найденов Георгий Андреевич. Данные им характеристики приборов привели нас с Анатолием в совершенное изумление.
Радиостанции установленные на подводных минных заградителях оказались способны поддерживать устойчивую радиосвязь на расстоянии до 2.5 тысяч километров. А при благоприятных условиях и значительно дальше. В том числе даже в режиме радиотелефонной связи. Просто говори и слушай. На расстоянии нескольких десятков миль. В перископном положении, господа, поскольку антенна ближней связи выведена на головку перископа. Уму непостижимо. ( Кстати ГАН упорно игнорирует морские мили, кабельтовы и сажени. Предпочитая им метрическую систему мер... Видимо инженер Найденов не подозревает о том, что морская миля возникла не по прихоти туповатых мореходов, а равна 1 минуте дуги большого круга... или 1852-м метрам в метрической системе. Впрочем, судовождение для инженера Найденова не является дисциплиной первой необходимости. За не использованием упомянутым инженером, кривизны земной поверхности.).
Что касается гидроакустического поста, то данное устройство позволит в погруженном положении отслеживать шумы, издаваемые движущимися судами на расстоянии до 20-30 км, с высокой точностью определяя пеленг на источник, в зависимости от погодных условий и глубины погружения. И совершенно не зависит от прозрачности атмосферы и времени суток. Кроме того, в распоряжении командира имелось устройство на основе кристаллов сегнетовой соли, названное Найденовым "пьезоэлектрический эхолот", позволяющее мгновенно измерить глубину под килем корабля с точностью до четверти сажени. Сказать, что и я и Анатолий пребывали в "полном обалдении", значит не сказать ничего.
С огромным нетерпением ожидали мы прибытия экипажей, и переезда в Николаев, для детального изучения лодок, что называется "в натуральном виде". Наконец люди прибыли и подписали необходимые документы. Завтра личным поездом ВК ГА мы полными экипажами отбываем на Николаевский завод, принимать корабли. ВК ГА и господа Налётов с Найденовым, а также племянница ГАН - Мария Александровна, для участия в церемонии спуска кораблей на воду вылетают бортом N1 (аэроплан ЕИВ ВК ГА) несколько позже, намереваясь прибыть в Николаев несколько раньше нас. Надеюсь, что и мне когда-нибудь представится возможность покорить пятый океан!
07.10.1902 г.
Переезд в Николаев прошел непримечательно, что радует, поскольку нижние чины всегда горазды, отмочить какую либо каверзу. Однако ни пьянства, ни иных нарушений дисциплины в пути не случилось совершенно.
По прибытии в Николаев экипажи поселили в отдельной казарме местного гарнизона, запретив всякое общение с местным населением. Несмотря на непривычно жесткие требования, люди отнеслись к этому с пониманием. Вероятно, в памяти ещё свежи требования подписанного нами обязательства. Хотя общаться с кем бы то ни было, времени совершенно не оставалось. Чрезвычайно плотный график обучения предусматривал для личного состава 16 часовой рабочий день.
На следующее утро, после приема пищи и развода, экипажи во главе с офицерами отправились на завод, где достраивались наши корабли. И вот мы впервые увидели их воочию на стапелях. Я влюбился в эти корабли сразу, с первого взгляда.
Соразмерность и гармония. Строгие обводы корпуса, диктуемые требованиями обтекаемости. Высокая закрытая рубка, сверкающая иллюминаторами. Сияющие бронзой винты изменяемого шага. Достаточно мощная немецкая 105 мм пушка SK L/40.
(Как раз в этот момент рабочие краном сняли её с "Краба", закрепили на деревянном основании и начали покрывать консервирующей смазкой). Полагаю, что она достаточно скоро вернётся на своё законное место.
Строительные леса вокруг лодок уже снимались рабочими верфи. Корабли готовились к спуску на воду. Устранялись мелкие недоделки. То тут, то там сверкали звёзды электросварки, которую Михаил Петрович широко использовал при строительстве наших кораблей. Впервые в мире. Поражала непривычная чистота на стапеле. МПН сурово наказывал за неубранный своевременно мусор и по стапелю можно было ходить, не боясь переломать ноги.
Охрана, получив распоряжение МПН, дозволила экипажам подняться на корабли. И вот, наконец, я на борту своего "Рака"! Кстати я не преминул поинтересоваться у МПН кто "окрестил" наши корабли. Обычный в России анекдот. Первый заложенный заградитель получил имя от своего создателя. А мой, как и следовало ожидать, от ГАН... большого любителя черного юмора,.. мда-с. Однако мы ещё покажем кое-кому, где зимуют русские "Раки"! Осмотрев рубку и оставшись весьма доволен увиденным, спустился вниз. И грешен, начал осмотр с собственной каюты. Пожалуй, правильнее будет сказать - "каюточки". Койка и маленький столик, он же сейф. И легкая, просто легчайшая, сдвижная переборка, отделяющая каютку от остального корабля. Однако если сравнивать условия обитания экипажа ПЛ с миноносками то, пожалуй, наши лодки несколько выигрывают в комфорте. Здесь, по крайней мере, не дует.
Трубы. Трубы и кабели. И снова трубы. Весь корабль просто прошит ими. Описывать в дневнике подробности устройства "Рака" не имею ни малейшего желания. Поскольку ещё в Георгиевске, Георгий Андреевич с обычной своей искренней непринужденностью намекнул мне о том, что хранение подобных дневников - дело ответственное и чреватое неприятными неожиданностями. Я уловил ход его мысли. В поезде дневник пребывал в опломбированном портфеле с секретными документами под охраной вооруженных часовых. Во избежание упомянутых случайностей. А сего дня занял место в командирском сейфе Рака. Кстати о секретах. Я же обязан немедленно напомнить личному составу о режиме секретности в части касающейся радиорубки...
Доступ туда запрещён всем, кроме радистов, акустиков и, разумеется, вахтенного офицера. Нарушение этого требования считается актом шпионажа, с соответствующими последствиями для нарушителя. О чем предупреждает табличка, привинченная к СТАЛЬНОЙ (!) двери радиоакустического поста.
Спустя несколько часов проведенных с большою пользой для дела сошел с корабля, дабы принять пищу. Прямо здесь же в цеху была устроена полевая кухня, обеспечивающая рабочих горячим питанием. Простым, но очень вкусным. Получив стальную миску с порцией отличного бефстроганова с картофельным пюре, большую кружку компота из свежих яблок и ложку, я присел за грубо сколоченный стол и принялся трапезничать.
В этот момент со мною рядом деловито устроился с таким же набором пищи ЕИВ Цесаревич! И пожелав мне приятного аппетита, трудолюбиво взялся оную уничтожать. Мою нелепую попытку встать во фрунт и доложиться, тут же пресёк и, приказав "без чинов", продолжил своё увлекательное занятие, к которому я охотно присоединился.
После обеда экипажи продолжили изучение механизмов. Следует сказать, что каждый пост был полностью обеспечен инструкциями и технической документацией выполненной просто превосходно. Чертежи в аксонометрической проекции, в цвете, очень наглядно, подробно и удобно для понимания. Очень доступным языком написаны Боевые книжки, с советами на все случаи подводной жизни и инструкции в которых разъяснялись устройство механизмов и приёмы их эксплоатации. Оказалось, что разработка техдокументации - целиком заслуга ГАН и... его племянницы. В экипажи нами отобрались люди технически вполне грамотные и, поэтому изучение материальной части происходило достаточно быстро. В случае любых затруднений пояснения немедленно давались непосредственно изобретателями. За каждым постом закреплялись дежурные книги, куда следовало вносить записи о малейших неполадках в работе механизмов, для последующего улучшения оных. К моменту спуска на воду, экипажи уже несколько освоились с кораблём. До оценки отлично было еще, разумеется, неимоверно далеко, но корабль сделался, по крайней мере, слегка управляем. Первый зачет на знание командой самого необходимого по материальной части был ею сдан в полном объёме. Погода всё время стоит отличная, солнечная, легкий ветерок, довольно тепло, ходим по летнему, .
Спуск на воду несколько задержался по причине устранения обнаруженных экипажами и контролёрами недоделок. Задержка вызвала сильное недовольство со стороны ВК ГА, так как нарушала некие его планы. Однако всё же он состоялся сегодня в полдень. Все сильно устали за прошедшие дни, оркестр отсутствовал по соображениям секретности. Построились в парадном. Речь ВК Георгия Николаевича была содержательна но кратка. Госпожа М.А., одетая в очень красивое, хотя на мой взгляд несколько легкомысленное белое платье чрезвычайно ловко разбила бутылки "бабули Клико" о форштевень "Рака", а затем "Краба" и вот наконец кораблики кормою соскользнули со стапелей в воду, один за другим. "На флаг, смирно!" Над кораблями взлетели Андреевские флаги. Матросики с великим воодушевлением радостно орали "ура" и кидали в небо бескозырки. Рабочие верфи с не меньшим энтузиазмом швыряли туда же картузы, офицеры отдали честь, обнажили головы и крестились. Специально привезенный ВК ГА батюшка отслужил молебен и благословил корабли на "подвиг ратный". Теперь портовые сдаточные испытания... и на волю. В моря! Но сегодня - праздник.
Вечером ВК дал в городе бал. Разумеется, паркет в свете электрического освещения сверкал по совершенно отвлечённому поводу. Присутствовали все офицеры подплава. Шампанское, вальсы, барышни на выданье и их мамаши... было очень провинциально и очень мило. Потом был уютный небольшой ресторанчик, снятый только для своих. Выпивали, пели. М.А. исполнила под рояль очень забавный романс о том, что - "кто же знал, что в далёком девичестве, Вы метали на дальность ядро!" Эмансипэ! Но бесконечно обаятельна.
// Заметки на полях - Наутро офицерам удалось восстановить тест и ноты романса и эта песенка плотно прилипла к нашему экипажу. Вспоминается несколько забавных случаев:
1. Кондуктор Пришибеев, распекая матроса Сюткина: "Ах какая вы право потешница, Всё бы вам егозить баловать..." распекаемый не может сдержать улыбки и тут же получает в зубы, за что я вынужден выразить Пришибееву своё неудовольствие...
2. Объявляю матросику 4 года каторги условно и 2 наряда вне очереди реально. Тот тихонько в усы: "Между нами прошло электричество!" Впрочем, ещё два наряда тут же угомонили его "хитро взыгравшее либидо..."
3. Мой старший офицер Ризнич И.И. выполнявший с моего разрешения торпедную атаку и наблюдающий в перископ, как разлетается по всему Тихому океану самурайский транспорт, по клотик груженый огнеприпасами, и приплясывая от возбуждения - во весь голос: "Как вы мною ррразбили столешницу! Как ррразрушили мною кровать!.." тут уже весь центральный пост неудержимо ржал по гусарски (вместе со своими конями...).
Нижним чинам на выбор - трезвая увольнительная или погулять в расположении, в своём кругу. Матросики успели и тут и там. Сначала трезво провернули механизмы в местных бардачках, затем приятно подвыпили в казарме. Хором пели народные и морские песни. Опять никаких неприятных случаев. Несколько даже, удивлён! Приятно удивлён.
17.10.1902 г.
Акты подписаны! Погода резко испортилась, туман, осенний затяжной дождь, холодный ветер. Низкая видимость. Каждый механизм опробован, машины провёрнуты. Корабли строителями сданы, а экипажами приняты. Девиация уничтожена. Я, приказом ЕИВ ВК ГА назначен командиром отряда "миноносцев специального назначения".
Теперь ходовые испытания.
Продукты на борту. Учебные торпеды и мины приняты.
Топливные, масляные и питьевой воды цистерны заправлены полностью. По Южному Бугу к ночи вышли в Чёрное море. Вахта вела корабль, подвахта старательно изучала устройство, инструкции и наставления по работе с механизмами. После ходовых испытаний и учебных торпедных стрельб, а также учебной постановки мин опять предстояла сдача зачёта. С морковкой или розгами. В зависимости от результата. Впереди нас шли миноносцы из Севастополя, разгоняя всех с фарватера. Негромко и как-то уютно даже урчат тринклеры. Поначалу в лодку прорвался выхлоп с левого тринклера, однако "духи" быстро с неисправностью справились. Теперь лодка заполнена только запахом горячего машинного масла и... ...И придется экипажу научиться, правильно пользоваться гальюном!
Все приходится делать впервые, даже придумывать командные слова для управления лодкой. Корабль превосходно слушается рулей. Днем стояли под РДП и перископами, на якоре в лимане, под охраной тех же миноносцев. Таким образом, даже с миноносцев нас разглядеть бы не удалось. Мы же отлично их слышим с гидроакустического поста. А вот Краб слышен весьма неотчетливо. Акустики часто его теряют. Как бы ещё навостриться точно определять дальность? Эхолот работает великолепно, показывая глубину под килем лодки, и саженей на 20 впереди. На штурманский пост выведен самописец рисующий карандашом на бумажном рулоне неровности дна. Что позволяет вахтенному офицеру своевременно принимать правильное решение. Кстати, Анатолий отлично слышит наш "пинг" (как этот сигнал называет ГАН) и его прибор выдаёт точное расстояние между лодками. Как впрочем, и наш до него. Здесь есть о чём подумать...
Выйдя в море, простились с миноносцами, нырнули на перископную глубину, и пошли под РДП на 5 узлах к точке рандеву, указанной ВК ГА, где нас ожидал танкер "Мюрекс", выкупленный великим князем этим летом у "SHELL". Вышли точно. Вскоре подошёл и пароход "Саратов" ставший нашим судном обеспечения. Услышали его задолго до того как увидели. Говорили с Анатолием по радио. Он предложил метод триангуляции целей с помощью двух лодок. На самом деле всё просто. Зная своё место и место напарника, сообщаем полученный акустиками пеленг на цель друг другу, на карте делаем прокладку, и, вот он голубчик. Два-три таких определения и мы имеем курсовые параметры - курс и скорость цели. Вычисляем точку рандеву, обусловленную ходом цели и нашими ходовыми возможностями и... Пожалуйте бриться, басурмане. Вы у нас на траверзе, в радиусе досягаемости торпед. Ждём-с когда подставите борт... Полагаю, лодки в боевые походы должны ходить парами...
МПН перебрался с Краба к нам на Рака. Мы начинаем первыми. Мерная миля не порадовала. Двенадцать узелков вместо расчётных пятнадцати... Расход топлива при том резко возрастает, а дальность, соответственно резко падает. МПН недоволен. Я тоже... На аккумуляторах общей емкостью в 7000 А-ч, в полностью погружённом положении - проектные 8 узлов хода. При испытаниях на подводную дальность экономическим ходом в 4 узла - прошли 120 миль... солидно...
Под РДП... Под РДП случилась первая авария. За шестью узлами началась сильная вибрация трубы РДП, затем разрушение поворотного запорного клапана. Началось поступление забортной воды в лодку. Пришлось пробкой выскакивать на поверхность.
Осмотр показал, что узел деформирован, вышел из строя полностью, к дальнейшей эксплоатации непригоден и требует замены. В течение семи часов произвели замену узла крепления РДП. ГАН предложил дополнить конструкцию РДП внешним кожухом с обтекаемой формы сечением. Что по идее должно было также увеличить и жесткость конструкции. Он предположил, что это усовершенствование позволит достичь проектной скорости. При помощи судна обеспечения, на котором располагалась прекрасно оборудованная мастерская, необходимые изменения были выполнены.
На следующей попытке мы легко вышли на 9 узлов. Только лёгкая вибрация РДП и перископов. В подводном положении большего хода мы достичь не смогли. Даже под тринклерами на самом полном ходу. Однако наша скорость экономического хода определена в шесть узлов. По расходу горючего с полной заправкой пройдём не менее 3000 миль. Этак, мы при нужде и бриттов обеспокоить в состоянии будем... На шести узлах вибрации РДП не наблюдается совершенно. В остальном же, устройство при волнении до пяти баллов, работает совершенно удовлетворительно. Запирающий клапан срабатывает штатно. При этом в лодке быстро падает давление воздуха "поедаемого" тринклерами и всем закладывает уши. С этим придётся мириться. (Что бы тут можно придумать?...)
Испытание погружением на предельную расчетную глубину, лодка выдержала успешно. Все лишние люди были высажены на "Саратов", оставлена только вахта сокращённого состава, только на самых необходимых постах. МПН настойчиво требовал своего участия в погружении, но был мною удален с борта в приказном порядке. И обиделся на меня. И совершенно напрасно. Капитанов Беклемишевых на РИФ - как собак нерезаных, а вот рисковать Налётовыми, которых ровно один... штука, Россия себе позволить не может. Когда я разъяснил ему, что дело не в его личной смелости, а именно в его уникальности, МПН был вынужден со мною согласится.
Мы медленно шли вниз, отсчитывая каждую полусажень, внимательно наблюдая за всеми опасными местами. Протечек не наблюдали. Достигнув глубины в 25 саженей, я приказал дать полный ход, рули перевести на всплытие и продуть балластные цистерны. С дифферентом на корму в 14 градусов и ходом 8 узлов лодка выскочила на поверхность, как какой-то кашалот!
Мой "дракон" лейтенант Ризнич Иван Иванович заявил, что подплаву пора обзаводится традициями и вынудил всех участвовавших в погружении выпить забортной водички по целому плафону от светильника. Доказав сие личным примером. Пришлось тоже принять свою долю. Однако! Господа конструкторы могли бы выбрать плафоны и поменьше объёмом... Всё-таки полтора литра морской водицы чем-то заметно отличаются от полутора литров пива. За один присест. Без отрыва.
// Заметки на полях - Позднее "посвящать в подводники" стали после первого погружения, а ещё позже какой-то кретин додумался использовать для этого трюмную воду... как будто чистой воды мало за бортом.
Осмотрев все подозрительные места, заменили пару сальников и снова пошли на глубину. Где провели на этот раз часа три, испытывая разные ходовые режимы и маневренность лодки. Испытания прошли успешно. Потом испытание предельной глубиной прошли экипажи в полном составе. И 5 человек пришлось списать с кораблей оттого, что при погружении испытывали совершенно неуправляемый приступ клаустрофобии. Матроса Ивлева пришлось выдернуть за штаны из боевой рубки и связать т.к. он непременно желал "выйти наружу", и никаких уговоров слушать не хотел. Да, разумеется, это страшно когда лодка идёт вниз и сжимаемая давлением, тоскливо скрипит всем набором, как будто жалуется на непосильный груз. Да, некоторое волнение испытываешь при каждом погружении, однако, всё быстро проходит. К этому следует просто привыкнуть... Иначе никак. На четвёртом погружении "покатали" МПН. Давно я не видел более довольного человека.
Испытания на скорость погружения оказались успешными. Лодка из крейсерского положения уходила на перископную глубину за одну минуту. Если потренировать экипаж, то время погружения пожалуй ещё более сократится. Так нас и 30-узловые миноносцы "без штанов" не прихватят...
29.10.1902 г.
Подведя первые итоги, признали ходовые качества лодок удовлетворительными. Следующая часть - испытания на боевое применение. В первую очередь минные постановки. Вышли на полигон и провели испытание. По 10 мин выставили из надводного положения на экономической скорости. Мины вышли штатно. Ещё по 10 мин - на полном ходу. Без замечаний. На экономическом ходу с перископной глубины мины выбрасывались вполне правильно с должными промежутками, никаких изменений в крене и дифференте не наблюдалось. То же и на полном ходу. В завершение выставили мины с глубины 20 саженей. Опять на разных ходовых режимах. Механизмы работали удовлетворительно, и все мины встали правильно.
Провели испытательные стрельбы. Сначала правым аппаратом, затем левым. Потом перезарядили аппараты в подводном положении. Перезарядка заняла 20 минут.
Отстрелялись по кораблю-мишени идущему на 10 узловой скорости учебными торпедами без боевого заряда. Из четырёх выстрелов - четыре промаха. Пузырьковый след торпед ни разу не прошёл под корпусом цели. Промазали обе лодки. По результатам испытания вскрылись недостатки:
1. при выстреле в подводном положении лодка демаскируется большим воздушным пузырём, так как торпеда выстреливается из аппарата сжатым воздухом.
2. вследствие торпедного выстрела лодку выносит на поверхность. А это позволит противнику атаковать нас противоминной артиллерией.
Решение было тут же предложено ГАН. Его предложение использовать для вывода торпеды из ТА не сжатый воздух, а движущийся в торпедном аппарате поршень под давлением закачиваемой воды, конечно требует переделки ТА, однако полностью избавляет от проблемы воздушного пузыря и нарушения дифферентировки лодки вследствие выстрела, т.к. масса торпеды замещается водой.
Таблицы для построения торпедных треугольников недостаточно обеспечивают точность выстрела. Прицеливание осуществляется корпусом лодки. Расчет вручную слишком запаздывает. Найдёнов и Налетов пообещали подумать над этим. Однако скорого решения ожидать не приходится. Попытаемся повысить точность торпедной стрельбы тренировками. А пока принято решение стрелять торпедами только по стоящим судам или имеющим скорость не более четырёх узлов с минимально допустимой дистанции в три кабельтова.
Наконец, завершив испытания, взяли курс на Балаклаву, где строится секретная черноморская база подводных лодок. Нам же разрешён небольшой отпуск. Обсуждали с МПН практическую сторону минных постановок. Несколько обескураживала конструкторская недоработка - все приготовления мин для постановки (установка глубины, запальных стаканов и т. д.) могут быть выполнены только в порту, так как после приемки мин в надстройку заградителя к ним уже невозможно подобраться. И если, предположим, возникает необходимость изменить предустановлненную глубину, то... Что прикажете делать? Озадачился МПН отчаянно. Ушел с ЦП в носовой, весь пребывая в задумчивости. И не выходил до самой Балаклавы.
Заходили в порт по очереди, уже ночью, под РДП, следуя за буксиром самым малым ходом. Там в конце залива были уже подготовлены закрытые железобетонные доки. В которые корабли и зашли, держа в створе синие электрические огни установленные по оси каждого дока, где и ошвартовались. Команды получили немалую премию и недельный отдых на берегу.
9 .11.1902 года.
Отлично провели отпуск в Севастополе. К нашему приезду минные шахты "Рака" и "Краба" были усовершенствованы. В них сверху были прорезаны отверстия, приварены откидные люки и сделалось возможным ставить углубление мин в надводном положении лодки. Изрядная гора с плеч. Погода налаживается. Ветер стих до двух баллов. Матросики после отдыха на берегу повеселели. Горят рвением. Подписал акты проведенных ремонтных работ. Никаких серьёзных неисправностей выявлено не было. Все механизмы кораблей отличаются высоким качеством исполнения. ВК ГА хорошо платит однако и требует сурово. А у нас всё больше укрепляется уверенность в своём корабле. Не потонем с божьей помощью посреди моря-окияна!
Перед рассветом вышли в море. Идем на учебную минную постановку. Район постановки охраняют наши севастопольские друзья миноносники. Наша задача провести минирование подходов к Севастополю учебными минами и избежать обнаружения. Очень не простая задача. Сами по себе миноносцы особой опасности для нас не представляют, так как мы отлично слышим их даже стоящих на якоре. Наши акустики прозвали их погремушками, настолько шумно работают их машины. Однако помешать нам они могут.
Перед выходом посидели над картами и лоцией. Продумали порядок постановки мин. Первым идет "Краб". Мы идём на два кабельтова мористее. Небо чистое, контролируем курс и место по пеленгам на входные маяки и звёзды. Гладко было на бумаге. Туман случился в полном соответствии с планами условного противника. И тут нам помогли два стоявшие на якорях миноносца. Освещавшие прожекторами район постановки. Мы успели пометить их место на карте. И ориентируясь на них, как на своеобразные маяки с помощью шумопеленгаторов, контролировали своё место. Теперь туман был на нашей стороне. Ещё два миноносца патрулировали квадрат постановки на малом ходу и вполне могли бы протаранить нас. Поэтому погрузились на 10 саженей.
Вышли на боевые курсы и приступили к постановке. Глубина выставлена на одну сажень, для противодействия попыткам траления. Пройдя 5 кабельтовых, выставили три десятка мин и застопорили электромоторы. Дал "Крабу" своё место эхолотом.
Анатолий обошел "Рака" по дуге и занял позицию для следующей постановки, тоже подтвердив готовность "пингом". Теперь моя очередь занимать позицию. Пройдя обратным ходом, выставили параллельно оставшиеся три десятка мин. Закрыв таким образом вход в Севастополь четырьмя нитками "рогатой смерти". Взяв курс 300, отошли на милю мористее. Вскоре мины всплыли на установленную глубину и встали на боевой взвод. Ждать долго не пришлось. "Поти" переехал одну из мин и столб оранжевого сигнального дыма подтвердил факт его условного утопления.
Удовлетворённые достигнутым результатом, мы отошли подальше, всплыли на перископную глубину, подняли перископы и РДП. И пошли на полигон для учебных торпедных стрельб. С 4 кабельтовых, по неподвижной цели попали одной торпедой, вторая прошла мимо по причине непогашенной инерции при выходе на боевой курс. Черкасов попал обеими торпедами. Перезарядились и снова произвели атаку. И снова четыре промаха. По неподвижной цели... Учиться нам ещё и учиться.
В скверном расположении духа пошёл на базу в Балаклаву. На подходе сломался указатель глубины и упрямо утверждал, что мы идём на 50-ти саженях, хотя я прекрасно видел в перископ закат.
19.12.1902 г.
Несколько недель прошло в непрерывных походах. Сначала недолгих, на два-три дня, а затем, по мере накопления подводниками навыков управления лодкой, всё более продолжительных. Побывали мы в Новороссийске и в Синопе, где удалось ночью проникнуть на внутренний рейд, произвести имитацию минной постановки и уйти незамеченными. Сходили в Констанцу, покрутились у входа в Босфор. Постоянные учебные стрельбы положительно сказались на точности торпедных атак. К сему дню по неподвижной цели мы стали попадать восьмью торпедами из десяти.
Однако, по судну идущему на 10 узлах число попаданий остаётся довольно низким, и не превышает 30%. А для уверенного поражения цели необходимо обучиться попадать хотя бы одной торпедой из двух. Возможно, есть смысл использовать стрельбу залпом, двумя торпедами практически одновременно. На ближайшем учении попробуем с Анатолием Ниловичем проверить мои теоретические построения.
Последний наш поход был довольно авантюрным. 27 ноября в Балаклаве на лодках проводилось текущее обслуживание механизмов силами младших чинов под руководством старших офицеров. Мы же с остальными офицерами прошли на "Мюрексе" через проливы и обратно, имея целью перехода рекогносцировку. Составляли кроки к предстоящему походу, определяли ориентиры. Брали на заметку характерные приметные места в точках поворотов. Залегендировали проход танкера через проливы, доставкой груза керосина на о.Лесбос. Вернувшись в Балаклаву вскоре на лодках вышли в море к точке рандеву с "Мюрексом", который уходил в Батум за новым грузом керосина. Наконец, через двое суток выйдя к Босфору, ночью прошли проливом в Мраморное море за 5 часов, не ставя о том в известность турецкие власти. Всё прошло как нельзя лучше. А сколько было опасений!
Движение судов по проливам ночью запрещено. Попутное течение скоростью до одного узла позволило держать собственную скорость в три узла, что делало перископ лодки практически незаметным на фоне слабой мертвой зыби. Вошли в Босфор в 17ч29м на аккумуляторах, на глубине в 6 саженей, поднимая перископ на короткое время перед точками поворота. Выполнив поворот, и убедившись по ориентирам, что курс взят верный, убирали перископ. Лодку погружали на 10 саженей во избежание случайных столкновений и в постоянной готовности уйти глубже. И шли так до следующей точки, напряженно прослушивая гидрофонами опасные шумы. В ЦП горели красные лампы электрического освещения, что способствует сохранению ночного зрения. Просветлённая в Георгиевске цейсовская оптика позволяла достаточно надёжно ориентироваться в мешанине береговых огней.
Темное время суток зимой достаточно продолжительно. Воспользовавшись этим обстоятельством и выйдя в Мраморное море в 22ч39м, заняли мы перископную глубину и подняв трубы РДП увеличили ход до 8 узлов, попутно заряжая аккумуляторы и стараясь преодолеть за ночь как можно большее расстояние. Из машинного отсека опять на всю лодку разносится запах печёной картошки. Вахтенные машинисты приспособились резать её тонкими кружками и жарить на выпускных коллекторах тринклеров. Непорядок конечно но, сколько их не гоняй, всё равно жарят! Да Бог с ними, если службу исполняют исправно.
До Дарданелл дойти не успели и в 9ч00м, с рассветом, дав радиограмму на "Мюрекс", легли на песчаное дно у острова Мармара. В 16ч57м, в сумерках пошли дальше. В 00ч52м догнали танкер, вставший на якорь у Дарданелл и оставив его за кормой пошли через пролив. Ветер слабый, зыбь, моросит дождь резко снижая видимость. Пользуясь этим, пошли на 5 узлах под РДП, для сбережения заряда аккумуляторов. Ночь и дождь очистили пролив от рыбаков и прочей публики. Фарватер пуст. Идем по счислению и ориентируясь на береговые маяки, просвечивающие сквозь дождь. Постоянно прощупываем глубины эхолотом. "Краб" идёт мателотом в трёх кабельтовых за нами, ориентируясь на наш "пинг". Испытываю соблазн поднять ход до 8 узлов, однако существует опасность наскочить на какого-нибудь охламона, заночевавшего на фарватере. Однако, таковых, слава Богу не оказалось и Дарданеллы проходим тоже без происшествий выйдя к 10ч05м в Эгейское море. Отошли к северу от выхода из пролива, оставив на правом траверзе Галлиполийский полуостров и встали на якорь в ожидании "Мюрекса". "Мюрекс" догнав нас к полудню, пошёл к Лемосу сливать свой керосин.
Прекрасное, волшебное Средиземноморье! Великолепный пронизывающий ветер пахнущий маслинами! Изумительно красивая изумрудно-зелёная средиземноморская волна баллов на 5! Замечательно мокрый, прохладный средиземноморский дождь! Температура воздуха не менее +6С. Воды +12С. Просто курорт какой-т. Провентилировали отсеки и нырнули на 10 саженей поглубже от этого чудесного великолепия. На глубине хоть и душновато, однако качка практически отсутствует, и не так сыро как на поверхности. "Мюрекс" разгрузился за сутки и к вечеру следующего дня мы тронулись в обратный путь.
02.01.1903 г.
Обратный путь также прошел в соответствие с планом перехода. Идя в Чёрное море, нам пришлось побороться со встречным течением, так как воспользоваться попутным глубинным течением в узостях проливов, было бы непростительным лихачеством. Однако машины легко преодолевали встречный поток. И Дарданеллы и Босфор прошли мы под РДП, не будучи обнаружены сладко спящей пограничной стражей турков. Да ведь никто нас и не высматривал в ночьной тьме... мучаясь от бессонницы... От случайного же обнаружения нас оберегали ночь, дождливая погода и собственная наша осторожность. Выхлоп тринклеров переключенный на подводный, делал ход лодок практически бесшумным.
Может создаться обманчивое впечатление о лёгкости перехода. Но это отнюдь не так. Сложный извилистый фарватер, опасность столкновения в темноте с берегом и судами создавали чрезвычайное нервное напряжение в ЦП. Как сильно помог бы нам эхолот ГАН, если бы он был способен обнаруживать суда не только под нами, но и кабельтова на три окрест. И на выходе из Босфора экипаж был совершенно вымотан. Так, что штормящее Чёрное море мы восприняли как дом родной и долгожданный отдых. Передав управление судном Ивану Ивановичу мы с князем Черкасским отправились отсыпаться.
Наш, казалось бы ненужный и рискованный поход, принёс экипажу абсолютную уверенность в своём корабле и своих способностях выполнить любую боевую задачу. А это дорогого стоит. Лишь бы уверенность не перешла в самоуверенность. Надо будет построже требовать от людей скрупулезности при обращении с техникой и особо наградить педантичных. Море не потерпит от нас фамильярности....
В Балаклаве нас встретил МПН привёзший "рождественские подарки" в виде по клотик набитого грузами, каботажника. Ну, чистый дед Мороз! С ним прибыл третий, сменный экипаж, переданный под командование лейтенанту князю Владимиру Владимировичу Трубецкому. Людей распределили на лодки таким образом, чтобы в каждом осталось две трети опытных людей и на одну треть - новички.
Рождественские праздники провели мы в Севастополе, оставляя на борту одного вахтенного офицера и вахты сокращённого состава. Выделенный МПН в личное пользование автомобиль позволял в краткий срок доехать до Севастополя и обратно. (Ох уж, эти севастопольские барышни... Они так забавно пунцовеют, будучи приглашены на тур вальса... И их обворожительно отважные, дерзкие mama.... Так непринуждённы, так... доверчивы... Так милы и непосредственны они под шустовский коньячок... Ну, полно... Староват я уж для этих приятных глупостей...). Поэтому на каждого офицера пришлось по одной вахте на борту наших "членистоногих", ошвартованных у одной стенки напротив друг друга. Большого труда это не составило.
МПН сообщил, что принято решение о закладке ещё двух кораблей нашего типа, окрещенных заранее "Лангуст" и "Омар"... дабы не отступать от традиции. Построить их предполагается к началу 1905 года. Тут мне в голову пришла некая мысль. Обдумав её, я предложил Найденову добавить ещё один отсек метров семи длиной для размещения экипажа и хранения 10-12 запасных торпед, расположить его следом за первым отсеком, а в первом увеличить число торпедных аппаратов до четырёх. Общая длина лодки увеличится до 60 метров. Что позволит также увеличить длину минных шахт и число принимаемых на борт мин до 70 штук. Такая модернизация делает русские лодки универсальными и увеличит круг решаемых ими задач.
Стоимость модернизации проекта не должна оказаться чрезмерной. МПН, внимательно посмотрел на меня и обещал обдумать моё предложение. Потом усмехнулся и рассказал о том, что вдохновлённый нашим успехом, взялся он проектировать новые ПЛ, полным водоизмещением в 1600-1800 тонн каждая. С изменяемым в плоскости вектором тяги винтов. С четырьмя передними и двумя задними ТА. С боезапасом в два десятка торпед. Способные нести до 100 мин на борту. Погружаться на глубину до 100 метров и бегать по поверхности до 20 узлов. А в погруженном положении до 10-15 узлов. Что-то совершенно невообразимое... Однако ж сомневаться в его словах оснований не имею. Так что, полагаю, лет через пять - семь - десять у нас будет, что предъявить королевскому флоту.
В разговоре с МПН также разъяснилась столь удивлявшая нас малошумность наших лодок. Дело оказалось в том, что по совету ГАН, Налётов все машины лодки установил на общей раме отделённой от корпуса виброзащитными подушками, и отбалансировал всё тщательнейшим образом . Таким образом, вибрации тринклеров и электромоторов меньше передаются корпусу лодки, и в значительной мере снижают её шумность.
Среди грузов привезенных Налетовым, были четыре торпедных аппарата новой системы калибра 45см, с гидравлическим поршнем, которые следовало в кратчайший срок установить на место старых. К ним 20 практических торпед маркированных как 45-12М.
Ранее мы стреляли обычными на флоте торпедами Уайтхеда обр.1898г. калибром в 381мм, выделки Обуховского завода. Новые торпеды значительно превосходят их своими характеристиками. Мы получили возможность устанавливать скорость торпеды. На скорости в 43 узла она способна пройти 2 км, это 11 кабельтовых получается. А при установке 20-ти узловой скорости, дистанция увеличивается до 6 км, выходит 33 кабельтова. Торпеда несёт боевой заряд весом в 100кг новейшей взрывчатки - тринитротолуола. Даже одной такой "рыбки" вполне может хватить любому из существующих в мире броненосцев. И самое главное, в этих торпедах предусмотрена возможность установки перед выстрелом угла отклонения, в пределах 60 градусов от диаметральной плоскости. И значит, нам больше нет необходимости точно прицеливаться всем корпусом лодки.
Новая рабочая форма, сшитая специально для подводников. Для всякой погоды и климата. Меховые шапки, удобные шапочки - пилотки, традиционного на русском флоте чёрного цвета с белым кантом. Кожаные меховые куртки и непромокаемые утеплённые сапоги для несения вахты на мостике. Тёплые свитера крупной вязки из козьего пуха.
И, наконец, МПН привёз нам наши пушки. Отличные, скорострельные 105мм орудия германской выделки 1900 года, стреляющие 17 килограммовыми фугасными снарядами. К концам стволов были приделаны здоровые набалдашники с прорезями. МПН пояснил, что это так называемый дульный тормоз, значительно снижающий отдачу от выстрела. "А то, опасался я, как бы не перевернула кораблики орудийная пальба!" - пошутил Михаил Петрович. Завтра орудия установят на свои места.
12.01.1903 г.
Приятные новости! Переоборудование подводных лодок сего дня мы, наконец, закончили и завтра вновь выходим на боевую учёбу. Пришлось сие событие отметить. Недурственно провернули механизмы в Севастополе... Веселье завершилось грандиозною дракой нижних чинов с экипажем "потопленного" нами миноносца "Поти". Каким-то невнятным образом узнавшего о нашей причастности к их конфузу. Благодаря боцману Пришибееву, принявшему на себя руководство дракою и пресекшему позорное неорганизованное побоище, слава Богу, обошлось без увечий. Организованный Пришибеевым честный кулачный бой стенка на стенку по исконным русским правилам и принявшим живейшее в нём участие, окончился победою наших экипажей. Вот ведь вздор же полнейший - а чувство от их победы преприятнейшее. И даже гордость какую-то нелепую ощущаю.
Скандал, связанный с минной банкой, выставленной нами у входа в Севастопольскую бухту, потихоньку стихает. Никто в городе не знает, чем мы тут занимаемся на самом деле. О существовании наших лодок не подозревают. По бумагам проходим мы, как Балаклавская водолазная школа под эгидою В.К. Г.А. На матросских бескозырках - "водолазная школа". Вот и объяснили штабные сами себе минирование входного фарватера нашими стараниями.
Что, впрочем, есть сущая правда. Однако количество вытраленных мин привело адмирала Тыртова С.П. в преизрядное изумление, поскольку не мог он объяснить, каким образом удалось водолазам проделать такую штуку. Вызванный Сергеем Петровичем для объяснений, намекнул ему на лодки Джевецкого, действительно выкупленные ВК ГА у флота по бросовой цене и приданные вновь организованной водолазной школе, командиром которой я официально считаюсь. На вопрос о причинах создания нашей школы, пришлось сказать ему о "Чёрном принце", объяснение более чем удовлетворившее адмиральскую любознательность. И, тем не менее, по результатам прошедшего разбирательства, создана специальная бригада тральщиков Черноморского флота, собравшая в себя 64 единицы всякого хлама из того, что ещё держалось на плаву. И "потерявшая" на тралении нашей банки 3 единицы списочного состава, условно подорвавшихся на выставленных минах. Ох, не доведёт кое-кого до добра болтливый язык!
Погода потихоньку налаживается. Ветер стих до слабого. Ожидается прибытие Венценосца и генерал-адмирала Алексея Александровича для ознакомления с нашими кораблями. Существует возможность того, что будет принято Высочайшее решение о строительстве однотипных с нами, или улучшенных по моему предложению, ПМЗ большой серией.
Под полигон нам отведен район вдалеке от оживленных трасс черноморского судоходства. На якорях выставлены две престарелых баржи набитые обрезками досок для непотопляемости. По ним мы и будем палить из пушек и торпедных аппаратов с разных дистанций и курсовых углов. До тех пор пока не научимся стабильно попадать тем и другим. Всякий выход в море будет теперь начинаться с главного нашего дела, с постановки мин заграждения, где после нас прибираться будет бригада севастопольских тральщиков. Вот и им наука. Потом торпедные атаки на баржи и, наконец, артиллерийские стрельбы по оным же. Если бы лодки принадлежали флоту, никто не дал бы нам столько практических снарядов, торпедов и мин для отработки боевых навыков. Однако ВК ГА не скупится, и мы получаем необходимое по первому требованию.
// Заметки на полях - Надо же! Ошибка в написании. Не привык тогда ещё к новому слову, все больше самодвижущимися минами тогда звали!
20.03.1903 г.
Осмотр лодок императором и генерал-адмиралом. ВК Г.А. намеченный на 8.03.1903г. не состоялся. Готовились к визиту основательно. Орали до хрипоты приветствие. Маршировали. Драили, красили, гладили... все четверо суток напролёт. Отсеки засияли свежей краскою и ею же провоняли невыносимо, несмотря на постоянно включенную вентиляцию, механизмы отдраены до сверкания. Чёрт бы побрал идиота, придумавшего все эти треуголки с саблями в придачу.... Особенно удобны они для несения службы в отсеках. Сабли на голо! Вперёд на абордаж! Хватило бы и кортика с пилоткой. Однако, форма есть форма. Экипажи выстроены в парадном на палубах лодок. А император прибыть не соизволили. Дали дробь.
Вероятно, ВК ГА решил не рисковать сбережением тайны нашего существования. Лучше в деле показать, на что лодки способны, нежели перед всем светом выставиться, а потом лицом в грязь,... Я же напротив, никаких сомнений в величайшей полезности подобных кораблей для русского флота не испытываю.
Наши практические повседневные выходы в море на отработку маневрирования, погружений и стрельб привели к должному результату. К сему дню, находили мы по морю немногим менее семи тысяч миль. Выявили мы немало слабых мест в конструкции механизмов, устранили немало неисправностей, большей частью своими силами. Многие механизмы были заменены усовершенствованными, так как обнаружили слабину в конструкции.
Особенно много хлопот доставил воздушный компрессор высокого давления. Попил же он нашей кровушки, пока мы с МПН и нашими инженерами-механиками, 25-летними "дедами" Красовским Аркадием Петровичем и Демченко Евгением Александровичем не довели его до надёжного работоспособного состояния. Пришлось также доработать конструкцию нескольких клапанов в системе погружения. Из-за несвоевременного срабатывания некоторых из них лодка при погружении вдруг стала получать опасный, до 20 градусов крен на правый борт. Тоже самое происходило на "Крабе". После замены всех клапанов в системе погружения на усовершенствованные, эта неприятная особенность исчезла совершенно.
Рулевые научились, наконец, сносно удерживать лодку на заданной глубине и прекратили рыскать по курсу. Механики устранили все подтекания масла и соляра на тринклерах и теперь машинный отсек перестал быть основным поставщиком жирной грязи в остальные. Удалось справиться с протеканием сальников перископов. Никак не можем придумать, что делать с конденсатом, постоянно стекающим по переборкам в трюм, откуда его приходится время от времени откачивать за борт. Требуется какой либо лёгкий и тонкий теплоизолятор. Если использовать кору пробкового дерева для оклейки бортовых переборок, то обойдётся сие весьма недёшево, да и горюча пробка изрядно. Только вот не существует в природе материала дешевого, сходного с пробкой теплопроводностью и к тому же негорючего. Однако что-то с этим делать необходимо. Да и в лодках потеплее стало бы. А пока что сыро у нас и холодно. И чего греха таить - грязновато.
Мы наработали изрядный опыт торпедных атак. Определили наиболее выгодные курсы и дистанции торпедной стрельбы. Установленный в ЦП при переоборудовании лодок электрический прибор управления торпедной стрельбой, задающий торпедам угол отклонения от диаметральной плоскости, значительно облегчил нам прицеливание.
Поначалу работа с ними показалась нам несколько сложноватой, путались в переключении тумблеров при установке отклонения, но полегоньку освоились и с ними. Благодаря постоянной практике и новому способу наведения торпед, стали мы попадать в неподвижную цель чаще, чем мазать. Выпустили по баржам по две боевых торпеды. Попали все четыре. Впечатление от их воздействия на баржи самые необыкновенные. Достаточно сказать, что от взрывов торпед обе баржи просто преломились по миделю, выпустив всё своё содержимое на волю волн, и моментально затонули.
Наше с МПН предложение о дополнительном отсеке в конструкции новых лодок получило одобрение начальства нашего в лице ВК ГА и руководство строительством поручено Михаилу Петровичу Налётову. Он уже закончил расчёты, занимается разработкой технической документации по новым лодкам и вскоре готов будет приступить к их строительству. Помашет нам шляпой с берега и немедленно займётся постройкой.
В начале февраля приезжала супруга с сыном. Ужасно по ним соскучился. Зимняя крымская погода с ветрами и дождями ничем не лучше питерской. Однако радость встречи с родными изрядно подняла настроение и сняла накопившуюся усталость. Прогостили они 20 дней, из них больше половины мне пришлось провести в море. Однако, выкроил время и свозил их на автомобиле в Севастополь, где мы с удовольствием погуляли по набережной, закончив вечер в ресторане, в обществе знакомых офицеров. Увы, но видеться нам приходилось урывками. Лодки съедают всё моё время.
Видя такую мою занятость, и не вынеся несносной скуки проживания в этой древней дыре называемой Балаклавою, супруга рассердилась на меня и уехала в Петербург. На прощанье удалось успокоить её тем, что получил я от Налётова предложение поработать с ним на Николаевских верфях. По окончании перегона лодок намереваюсь я уйти к нему в помощники на завод и всерьёз займусь любимым делом - конструированием и строительством подводных лодок. Годы уже дают о себе знать. А в Николаеве климат изрядно отличается от Петербургского в лучшую сторону. То-то супруге будет в радость её любимые цветочки разводить. И Яновича с Иваном Бубновым туда заманю. Люди они талантливейшие. Многие пользы принесут русскому подводному флоту. А в том, что ОН будет уверен я теперь совершенно.
01.04.1903г.
Получили приказ за подписью ВК ГА подготовить лодки к переходу на дальневосточный театр, в Находку. Командование водолазной школой и имущество, приписанное к ней, передать по акту лейтенанту Александру Оттовичу Гадду. Портом базирования нам определена бухта Врангеля, запасная база - порт Дальний, где заканчивается строительство необходимых сооружений. Отход назначен на 4 апреля сего года, время прибытия в порт назначения - по возможности. Сменному экипажу лейтенанта В.В.Трубецкого прибыть с личным имуществом в Севастополь, на борт парохода Добровольческого флота "Смоленск".
04.04.1903г.
11ч48м.
Курс 235град. РДП 6 уз. Ветер умеренный с SW, до Босфора 360 миль. Ну, с Богом! Отошли от стенки, погрузились на перископную глубину и пошли вон из бухты. Пока сняли с палуб пушки для разгрузки корабля на переходе, пока устранили последние недоделки, пока приняли на борт всё необходимое, немало пришлось понервничать, и отдохнуть не успел совершенно. В сумерки, приказал всплыть, дать восемь узлов и держать курс на проливы. Наконец в 24ч00м сдал вахту мичману Черкасскому. Молодой, но весьма толковый и бравый офицер, наш князюшка.
Осталось до Босфора, где нас ожидает "Смоленск", на котором находится 800 тонн солярки и 100 тонн машинного масла и всяческой иной военной амуницией - 300 миль и немногим более двух суток хода. Погода вполне позволяет идти под РДП. Ночью идём в крейсерском положении. Всё. Ложусь отсыпаться.
05.04.10903г.
06ч30м.
Курс 235град. РДП 6 уз. Ветер умеренный с SW. Погрузились под перископ и снизили ход до 6 узлов. На вахте - Красовский. В 12ч00м на вахту до 18ч00м заступил Ризнич Иван Иванович. Погода - ясная, волнение 2 балла. Видимость до 7 миль. Легкая дымка. С 18ч00м до 24ч00м моя вахта. "Собака", разумеется, досталась Черкасову. Четыре вахты из 12 человек по шесть часов. Вот так и пошло: в 19ч00м всплываем в крейсерское положение, в 06ч00м ныряем под РДП. Ночью - 8 узлов, днём - 6.
Машины в порядке.
06.04.1903г.
14ч00м.
К Босфору подошли засветло. Связались со "Смоленском", который уже заканчивал переход в Мраморное море и имел на правом траверзе Царьград. Пришлось подождать сумерек и в 15ч58м начали движение к Босфору. Войдя в 21ч00м в пролив опустили РДП для большей скрытности и пошли на электромоторах держа ход 4 узла. Хорошая погода изрядно мешала нам, так как пролив был полон маломерными судами. Пришлось уйти на 15 саженей и идти по счислению, прощупывая глубину эхолотом. К 22ч00м движение в проливе затихло и мы заняв перископную глубину и подняв его смогли наконец определится с местом. Ну, что ж, идём как по ниточке. Это приятно.