...Ему предстояло пройти над финской территорией двести километров. Провести свой самолёт над множеством военных объектов. Среди бела дня! На высоте тысячи метров. Со скоростью всего сто шестьдесят шесть километров в час. То есть, практически ползком. Их могли обстрелять с земли. И попытаться сбить. И, скорее всего, попытаются. И всяко может быть
Он никогда об этом никому не рассказывал. И никогда и никому не расскажет! Но из песни слов не выкинешь. Было! Он запаниковал. Море неумолимо приближалось. Собираясь поглотить его. Вместе с взбеленившейся машиной. А перед этим переломать кости. Порвать сухожилия. И мышцы. Раздавить сердце. И все внутренние органы. Собираясь убить его. Навсегда! Кровь бухала в висках. Заглушая все остальные звуки. Даже мотор. Поле зрения сузилось до размеров циферблата высотомера
Никаких предчувствий у него не было. Обычное задание. Маршрут по треугольнику. Туда-сюда-обратно. Осмотреться и доложить. Ежели что. В смысле, мало ли что. Ну, и насчёт погоды, само собой. За этим и отправляют. В первую очередь. А во вторую - поглядеть, что у турецких берегов делается. И у румынских. Они прошли над Балаклавой. Оставили позади берег, охваченный белопенной каймой прибоя. И вскоре оказались наедине с морем. И небесами. Которые снова хмурились. Тем сильнее, чем дальше они уходили на юго-запад. Но это было не страшно. Пока не заглох двигатель.
Не зря в народе говорится: смелость города берёт! Противник, действительно, не ожидал налёта. Сигнальщики не сводили глаз с горизонта. Но так ничего и не увидели. Пока прямо над ними с оглушающим рёвом не пронеслась шестёрка краснозвёздных "морских чаек". С оперёнными каплями 50-кг фугасных авиабомб под центропланом (по восемь штук на каждом "амбарчике").
Убедить командующего отменить атаку, было нелегко. Но полковнику Вираку всё-таки удалось это сделать. Потому что аргументы у него были железобетонные. При получении письменного приказа за подписью комфлота и члена военного совета, он подчинится. И поднимет всё, что сможет. Но перед этим. Подаст рапорт о низком техническом состоянии матчасти и высокой вероятности тяжёлого лётного происшествия с возможными жертвами. В итоге к строптивому комбригу всё же прислушались. Но. Крепко запомнили. Чтобы припомнить. Позднее.
в конечном счёте, если что, спросят не с московских начальников, а с липецкого. Куда смотрел, сука?! И в подвал. А в подвал Бельченко не хотел. Времени у него было мало, но кое-какие оперативные мероприятия он уже провёл. И кое-что разнюхал. И комбриг Шахт, и полковник Свешников, находились за границей. В одно и то же время. В одном и том же месте. Один был военным советником, другой - военно-воздушным атташе Посольства СССР в Испании. Там, значит, они и спелись, голубчики! Это, во-первых. А, во-вторых, Шахт несколько лет подряд являлся личным пилотом бывшего Начальника ВВС ныне разоблачённого врага народа Алксниса. Который, конечно же, его завербовал. И, наконец, в-третьих. И в главных! Шахт был иностранцем австрийского происхождения!
Зрелище было просто великолепным. Десятки кораблей и катеров, маневрируя и кружа в причудливом рисунке пересекающихся корабельных волн, резали форштевнями синюю гладь Каламитского залива, широкой дугой развернувшего свои берега от Евпаторийского мыса до мыса Лукулла. Облака чёрного как смоль дыма из судовых труб смешались с серыми полосами дымзавес. А над ними пестрели, медленно развеиваясь в прозрачном воздухе, кляксы зенитных разрывов.
Его товарищи по несчастью, не выдержав побоев, сдавались. А он держался. Ему отбили почки, требуя признаться в шпионаже и диверсионно-подрывной работе в военно-воздушных силах КБФ, а также в подготовке перелёта советского самолёта за границу с целью вызвать пограничный конфликт с Эстонией. А он стоял на своём. И выстоял! Следователь, выбивавший из него показания, сам оказался матёрой рыко-бухаринской
В конце концов, терпение советского Правительства иссякло. И было принято решение о срочном хирургическом вмешательстве. С целью вскрытия маньчжурского абсцесса. И зачистке этого гнойника. От самураев и прочих болезнетворных микробов. Собственно говоря, необходимость проведения данной операции стала ясна ещё год назад. После Хасанских событий. Когда и началась переброска на Дальний Восток новых частей и соединений. К этому лету все подготовительные мероприятия (сосредоточение войск и накопление материальных запасов) были завершены. Так что можно было начинать.
Вслед за пикировщиками на врага ринулись торпедоносцы. Сквозь огонь, прошивающий всё видимое пространство. Смотреть на который было страшно даже на фотографиях. А они шли. Тройка за тройкой. Натыкаясь на разрывы зенитных снарядов, раскалённые трассы и белоснежные водяные столбы. Разваливаясь на куски. И падая. Или вспыхивая. И разматывая хвосты чёрного как смоль дыма. До самых вражеских бортов. Врезаясь в них вместе с торпедами. Но, не сворачивая с боевого курса.
Все катастрофы выпали на долю третьей группы... Снова наткнувшись на грозу, комэска решил пройти под ней. Грозовой фронт протянулся на сотни километров. С запада на восток. И обойти его не было никакой возможности. Дождь, сам по себе, полёту не препятствует. Даже ливень. Опасность представляют сопутствующие явления - низкая облачность, плохая видимость и возможность обледенения. Которые могут привести к трагическим последствиям. Они и привели.
Лавируя между снеговых столбов, как лыжник-слаломист во время скоростного спуска, летающая лодка обходила шквал за шквалом. И всё-таки задела краешек одного из зарядов. Внезапно метнувшегося ей наперерез. В кабине мгновенно потемнело. Мокрые хлопья залепили плексиглас. Тут же превратившись в лёд. Слой льда нарос на крыльях и поплавках, стойках подмоторной рамы и воздушном винте, пулемётных турелях и хвостовом оперении. Утолщаясь каждую секунду. Машина отяжелела. Скорость упала. Зазвенел от напряжения двигатель. Сергей вцепился в штурвал. Пытаясь удержать высоту. И последними словами ругая себя за самонадеянность.
С высоты тысячи метров хорошо просматривался длинный клин северной бухты, отделённой от моря защитным молом с высоким белым маяком у входа в гавань. Ярко освещённые причалы и крановое хозяйство. Рыбные, шкиперские, угольные и прочие склады. Множество мелких рыбацких судёнышек. Два больших грузовых парохода под разгрузкой. И военный корабль. Как волк в овчарне. Узкий хищный корпус. Водоизмещением до семисот тонн. Одна дымовая труба. На полубаке - орудие главного калибра с коробчатым щитом. Ещё два таких же - на юте. А на шкафуте - поворотный торпедный аппарат. "Слейпнер!" - мгновенно опознал цель Сергей. - "Вот, свезло, так свезло! Застукали голубчика прямо со спущенными штанами!" - весело подумал он.
Когда корпус затрещал, оседая в воду, часть команды успела перейти на полубак. А те, кто не успел, в отчаянии стали прыгать в ледяные волны. И тонуть. Один за другим. Баренцево море зимой не замерзает. Из-за Гольфстрима. Однако тёплым может считаться лишь с большой натяжкой. Являясь таковым разве что для моржей. Да белых медведей. Поскольку температура воды не превышает четырнадцати градусов по Цельсию даже в июле. А в декабре не достигает и четырёх. Так что, оказавшись за бортом, человек умирает от переохлаждения уже через четверть часа. Спасатели находились рядом с искалеченным кораблём. Но из-за сильного прибоя так и не смогли к нему подойти.
Прикрывать десант должен был Флот Метрополии, который базировался в Скапа-Флоу, Фёрт-оф-Клайде, Розайте, Харвиче и Блайте: шесть сверхдредноутов, авианосец, четыре тяжёлых и семнадцать лёгких крейсеров (из них один французский), два лидера эскадренных миноносцев (оба французских), пятьдесят четыре эсминца (из них три польских), минзаг и двадцать пять подводных лодок (из них три французских и одна польская). А также французская эскадра "Форс де рейд", базирующаяся в Бресте: два сверхдредноута, три лёгких крейсера и восемь лидеров эсминцев. В ответ на слухи о готовящемся вторжении Хокон VII направил Георгу VI телеграмму с просьбой этого не делать. Ибо подобная акция нарушит нейтралитет его страны, "вовлечёт её в войну и явится опасностью для существования её как суверенного государства". Но Божиею Милостью Король (и протчая, и протчая, и протчая!) остался глух к мольбам
За час до полуночи "Худ" со свитой миновал маяки Фэрдер и Турбьёрнскьер у входа в Осло-фиорд. Тут же погрузившийся во мрак. Как только до норвежцев дошло, что данный визит не является ни официальным, ни дружественным. Столь негостеприимный приём вызвал недовольство у англичан, вынужденных сбавить ход. Но остановить их не сумел. Также, как не сумел их остановить и сторожевой корабль "Пол III", вставший на пути у непрошенных визитёров. Ослепив прожектором вахту на ходовом мостике головного корабля. И запросив его национальную принадлежность. Как будто можно было не узнать безсменный флагман Хоум Флита! Символ Империи. "Могучий Худ". Самый большой. Самый быстроходный. И, вне всяких сомнений, самый красивый линкор в мире!
Совет Лиги наций отказался признать Северо-Саамскую Народную Республику. Но мнение этой продажной, насквозь прогнившей и полностью обанкротившейся организации СССР больше не интересовало. Как и мнение её хозяев - Англии и Франции. По уши увязших в своей скандинавской авантюре. Что же касается озабоченности, которую проявил министр иностранных дел Германии Риббентроп в ходе очередного кратковременного рабочего визита в Москву, то её удалось смягчить. Путём подписания дополнительного протокола к договору о дружбе и сотрудничестве СССР и Германии, предусматривающего гарантии соблюдения нейтралитета и территориальной целостности Швеции, а также увеличение поставок зерна, леса, угля и руды в Германию.
Уцелеть в таком аду было просто невозможно. Никто и не уцелел. Теряя ход, пылая и взрываясь, миноносцы сбились с курса. И вскоре замерли. Окутавшись облаками перегретого пара и густого чёрного дыма, тут и там прорезываемого оранжевыми языками пламени. Заваливаясь на бок. И уходя под воду. Прямо на глазах. Но. Всё же успели разрядить свои торпедные аппараты. И погибли не зря. Несмотря на то, что цели достигла только одна торпеда из шестнадцати выпущенных.
Смотреть на происходящее было страшно даже издалека! Залпы зениток сверкали сквозь облака порохового дыма, как огни китайского фейерверка. Ослепительно белые пулемётные трассы исполосовали всё окружающее пространство. А рваные чёрные пятна, остающиеся после подрыва осколочно-фугасных снарядов, заполнили небеса. От края до края. Избавившись от своего смертоносного груза, "юнкерсы" выравнивались чуть ли не над трубами кораблей. Взмывали на сотню-другую метров. И со скольжением уходили в сторону берега. Несколько самолётов тянули за собой белёсые хвосты. Теряя топливо. Один уже горел. Ещё один, с остановившимся мотором, попытался сесть. Но зацепился за гребень волны. И кувыркнувшись, тут же ушёл под воду.
Крупнокалиберные пулемётные установки миноносцев били по пылающей, словно падающая звезда, "тридцать второй". Шестнадцать раскалённых добела трасс вонзались в мчащийся прямо на них огненный болид. Пытаясь его остановить. Но не сумели. Гигантский грязно-серый гриб из клубов дыма, пара и разлетающихся обломков поднялся над головным эсминцем. Который разломился пополам. И затонул. Почти мгновенно. Сначала повалился на правый бок и, вскинув нос, пошёл ко дну полубак. А следом, задрав винты к небу, нырнула корма.