Шурыгин Олег : другие произведения.

Глава третья. "В доме Адвайты Ачарьи"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод третьей главы мадхья-лилы "Шри Чайтанья-чаритамриты"


   Глава третья. "В доме Адвайты Ачарьи"
   (Перевод третьей главы мадхья-лилы "Шри Чайтанья-чаритамриты")
  
  
   Приняв санньясу (отрешенье), наш Господь
   Пошел, забывшись от любви, во Вриндаван,
   Наплыва чувств не мог он побороть,
   И в Радху он попал, поддавшись на обман.
   Там в Шантипуре с преданными он
   Прекрасно своё время проводил,
   Лишь в игры Кришны сердцем погружен, -
   Служу ему я, не жалея сил.
  
   Слава! Слава Шри Чайтанье! Слава Нитьянанде!
   Слава Шри Адвайте! Слава всем, кто любит Бога!
   Шел двадцать четвертый только Шри Чайтанье год,
   Когда он санньясу принял (кто это поймет?)
   В дни, когда по светлой фазе двигалась луна,
   (Месяц магха был) - отрекся наш Господь сполна!
   Он отрекся от всей жизни прошлой, когда он
   Не был полностью любовью к Кришне поглощен.
   Став санньяси, он забылся от любви своей,
   "Надо, надо во Вриндаван мне идти скорей!" -
   Так подумал он, но после он ошибся и попал
   В Радха-дешу (чувств любовных сильным был накал!)
   И три дня скитался в Радха-деше он затем,
   Повторяя эту шлоку, всё забыв совсем:
  
   Шримад Бхагаватам (11.23.57):
  
   Так, утвердившись в преданности Богу,
   Служа ему, как все ему служили
   Учителя, я вышел на дорогу
   Служенья Кришны стоп священной пыли.
   Лишь он дарует всем освобожденье,
   И тьму смогу преодолеть я эту,
   Служа Шри Кришне каждое мгновенье,
   Переходя от тьмы кромешной к свету!
  
   Наш Господь сказал: "О как же верен этот стих!
   Средств для достиженья цели больше нет других,
   Только то, о чем монах вот этот говорил:
   "Лишь служить Шри Кришне надо, не жалея сил!
   Ради этого лишь только принял я обет
   Отреченья, и другого ничего здесь нет,
   Преданность Шри Кришне и служение ему
   Людям даст освобожденье, разогнав всю тьму" -
   Так подумал он, забывшись от любви своей,
   "О, куда идти? Как много я скитаюсь дней?
   И какое время суток?" - Он не мог понять,
   Кришну прославлял он только, - снова и опять,
   Нитьянанда, Ачарьяратна и Мукунда - были с ним,
   Шли за Господом смиренно все они своим.
   Наш Господь идет, и люди, глядя на него,
   Тоже произносят: "Кришна!" - все до одного!
   Забывают боль страданий все они в тот миг,
   Ведь любви к Шри Кришне в сердце к ним поток проник!
   Вот стада коров, их много мальчиков пасет,
   Они смотрят: "Что за личность к нам сейчас идет,
   Мы должны ее все встретить криками: ?Хари!?"
   Счастлив был Господь Чайтанья, что ни говори,
   Подошел он к ним скорее и своей рукой
   Всех благословил (от счастья был он сам не свой),
   К головам он прикоснулся их, сказав вот так:
   "Встретил я вас на дороге - это добрый знак!
   Повторяйте имя Кришны, как сейчас, всегда,
   Вам понятно?" - "Да, Господь наш, да, конечно да!"
   Тут отвел Шри Нитьянанда в сторону детей
   И сказал: "Помочь Чайтанье мы должны скорей,
   Он устал, без сна и пищи здесь скитаясь день и ночь,
   Что, хотите вы санньяси этому помочь?
  
   Значит так, когда он спросит вас: "Где Вриндаван?"
   Вы на Гангу укажите - это не обман,
   Мы дадим ему возможность этим отдохнуть,
   И затем продолжит снова наш Господь свой путь".
   Тут Господь сказал: "О, дети, слушайте меня!
   Где Вриндаван? Без него мне не прожить и дня!
   Укажите же дорогу во Вриндаван мне..."
   Рядом Ганга там сверкала в солнечном огне,
   И вдоль берега тропинка тихая вилась,
   На нее и указали дети в этот раз,
   Наш Господь пошел тропинкой этой, все забыв,
   Об одном он только думал: этот мир - лишь миф,
   И реален только Кришна, он - Господь всего,
   Счастливы тогда все были, все до одного!
   Шри Ачарьяратне Нитьянанда тут сказал:
   "Видишь, как силен в Чайтанье этих чувств накал!
   Так что в Шантипур скорее ты беги сейчас,
   К Шри Адвайте, всё расскажешь ты ему про нас,
   Ты скажи, я Шри Чайтанью в дом к нему веду,
   Пусть Ачарья приготовит для него еду,
   Ведь не ел уже Господь наш очень много дней,
   А потом пойдет на берег пусть он поскорей,
   И, взяв лодку, будет ждать нас там, на берегу!
   Понял, Шри Ачарьяратна?" - "Да, уже бегу" -
   Этот преданный ответил, но Нитай опять
   Указания другие стал ему давать,
   Он сказал: "А после сразу в Навадвипу ты
   Отправляйся, чтоб успеть туда до темноты,
   И Шри Шачи поскорее приведи сюда,
   Вместе с преданными, понял?" - "Да, Господь мой, да!" -
   Побежал Ачарьяратна выполнять приказ,
   Нитьянанда же к Чайтанье вновь пошел тотчас,
   Наш Господь сказал: "О, странник, ты куда идешь?"
   Странник говорит: "С тобою, что, не узнаешь?
   Во Вриндаван мы с тобою уж давно идем,
   По дороге, вдоль Ямуны, день и ночь - вдвоем!
   Посмотри, течет Ямуна перед нами здесь..."
   От любви Господь Чайтанья мир забыл вдруг весь,
   Хоть здесь Ганга перед ними медленно текла,
   Серебром сверкая ярче лучшего стекла,
   Но ее Ямуной начал наш считать Господь,
   Чувств своих наплыв не в силах был он побороть,
   Он сказал: "Какое счастье! Здесь течет река,
   Тихая Ямуна, как вода ее ярка!"
   Стал молитвы Махапрабху возносить реке,
   Шри Ямуне, встав смиренно рядом на песке:
  
   Далее Господь произносит стих из "Падма пураны", содержащийся в "Чайтанья-чандродая-натаке" (5.13):
  
   "О дочь Солнца, Шри Ямуна, Кришна льет всегда
   На тебя любви потоки и твоя вода
   Вся духовна, очищаешь мир ты от грехов,
   Всех людей освобождая от любых оков,
   Миру благо лишь приносишь постоянно ты,
   Так очисть меня! Нет в мире выше красоты!" -
  
   (перевод с санскрита)
  
   Так сказав, Господь Чайтанья в Гангу вдруг вошел,
   Выразив почтенье водам, что хранят от зол,
   Совершил он омовенье, но одежд других
   Не было у Махапрабху - где возьмет он их?
   Тут Адвайта вдруг на лодке появился и в руках
   У него одежды были, и любовь - в глазах,
   Выразил почтенье Шри Чайтанье тогда он,
   Как же был Господь наш этим сильно удивлен,
   В ум его тогда сомненье вдруг закралось: как же так?
   Вот пришел Господь Адвайта, что это за знак?
   Он сказал: "Господь Адвайта ты, что, я не прав?
   О, откуда ты явился, обо всем узнав?
   Я же во Вриндаван ведь давно уже иду,
   Видно, что-то здесь случилось, на мою беду..."
   Шри Адвайта отвечает: "Там, где ты, там Вриндаван".
   "О! - сказал Господь Чайтанья, - понял я обман!
  
   Нитьянанда меня снова обмануть сумел,
   Ну а я совсем забылся среди этих дел,
   Отрешение от мира - всё забыл я вмиг,
   Но теперь обман я этот полностью постиг,
   Вдоль по берегу Шри Ганги шли мы с ним, но он
   Называл ее Ямуной, как я потрясен!"
   Шри Адвайта отвечает: "Спутник твой тебя
   Не обманывал, и это говорил любя,
   Здесь сливаются Ямуна с Гангой, и теперь
   Ты вошел в Ямуну, - это истина, поверь!
   О, Господь, смени одежды мокрые сейчас,
   Вот - сухие, и пойдем же, дорог каждый час,
   Голодал ведь ты так долго, около трех дней,
   Всё забыв совсем на свете от любви своей,
   Так пойдем же поскорее, о, Господь, в мой дом,
   Там обед уже готовый мы с тобой найдем,
   Рис я приготовил утром и чудесный шак,
   Овощи, - зачем ходить нам долго натощак?
   Вот и лодка, ну, скорее, вот, садись сюда..."
   Как под веслами искрится чистая вода!
   В дом к Адвайте приплывают гости, их там ждет
   Уж его жена, как много у нее забот!
   Надо пищу приготовить, в дом идет она,
   А Адвайту захлестнула чистая волна
   Несказанного блаженства - стопы он омыл
   Шри Чайтанье, - как же счастлив Шри Адвайта был!
   После Господу Шри Вишну пищу начал он
   Предлагать, - такой есть древний в Индии закон,
   Пищу Богу предлагают люди там всегда,
   Достигая очищенья этим без труда.
   Разделил Адвайта пищу на три части там,
   И затем молиться начал Господа стопам,
   Господа Шри Кришны, подношенье предложив,
   Как же вид всех подношений был тогда красив!
   На тарелке из железа часть одна была,
   Это - Кришне (Как прохладна в доме полумгла!)
   Две другие части были на банановых листах,
   На листах огромных, цельных, с пальм, что тонут в небесах,
   Тонут кронами своими, тридцать две на них
   Связки - минимум - бананов, - лучших, дорогих!
   ***
   Вот Шри Кришне стал Ачарья пищу предлагать,
   Кланяясь пред ним с любовью, снова и опять,
   (Перед божеством), и рядом гости все стоят,
   Шри Чайтанья, Нитьянанда - смотрят на обряд,
   Всё, обряд окончен, и Адвайта спать кладет
   Божество, а после в домик он гостей ведет,
   Говоря им: "О, войдите в домик мой простой..."
   Братья входят и вдруг видят здесь, перед собой
   Много пищи, что Адвайта Кришне предлагал,
   Пищи - много, только домик был, конечно, мал,
   Всем в него не поместиться, и Мукунда, Харидас
   Так сказали Шри Чайтанье: "О, прости ты нас,
   Мы не сможем эту пищу с вами здесь принять..."
   Говорит Мукунда: "Дело есть одно опять,
   Должен я его закончить, я поем потом,
   Ну а вы, прошу, входите к Шри Ачарье в дом..."
   Харидас сказал: "Я низший самый из людей,
   Здесь, на улице, поем я..." - и ушел скорей.
   Тут два брата и Ачарья в дом вошли, и там
   Наш Господь с трудом поверить смог своим глазам,
   Удивительные блюда - как же он был рад!
   Говорит Господь: "Как трудно отвести мне взгляд
   От прекрасной пищи, что повсюду здесь стоит,
   Как чудесен, аппетитен блюд всех этих вид!
   Каждый, кто так станет пищу Кришне предлагать, -
   Я склоняться пред ним буду - снова и опять,
   Жизнь за жизнью его стопы к голове своей
   Прижимать хочу я - это лучший из людей!"
   Шри Чайтанья видит: пища Кришне вся была
   Здесь предложена, став средством лучшим против зла,
   Но Адвайта свои мысли в голове держал:
   "Накормлю сейчас я гостя, как он голодал!"
   Говорит Господь: "Ачарья, сядь, прими прасад..."
   Но Адвайта отступил вдруг два шага назад
  
   И сказал: "Нет, раздавать я пищу буду здесь,
   Вы же сядьте, ведь был трудным день сегодня весь,
   Вот, подушки приготовил я уже для вас..."
   Посадил гостей Ачарья в этот светлый час,
   Взяв их за руки, на эти лучшие места,
   Сам же суетиться начал - явно неспроста!
   Говорит Господь Чайтанья: "Помни, я монах,
   Роскошь в пище не поможет мне в моих делах,
   Есть такие блюда - значит чувства услаждать,
   И как трудно обуздать их будет мне опять!"
   Говорит Господь Адвайта: "Всё, не надо слов,
   Сядь и ешь, не притворяйся - мой ответ таков!"
   Говорит Господь: "Я столько не смогу ведь съесть!"
   "Съешь - что сможешь, остальному примененье есть!"
   Говорит Господь: "Нельзя мне пищу оставлять
   На тарелке - всё мне надо сразу же съедать,
   Соблюдать я должен строго этот вот закон,
   Он для тех, кто уж от жизни этой отрешен".
   Говорит Адвайта: "Знаю, в Нилачале ты
   Пятьдесят четыре раза ешь - до темноты,
   Пока вечер не наступит, за один прием
   Сто горшков съедая пищи - и так день за днем!
   Для троих еда тебе лишь - крошка, так что тут
   Пищу съесть ты сможешь быстро - лишь за пять минут!
   Гостем ты пришел сегодня в мой смиренный дом,
   Озарив мое вдруг сердце радостным огнем,
   Так что сядь и просто кушай, вот вода для вас,
   На руки ее полью я, братья, вам сейчас!"
   Сели братья и с любовью начали вкушать
   Эту пищу, улыбаясь, - снова и опять.
   Говорит тут Нитьянанда: "Три ужасных дня
   Голодал я, непрестанно жизнь свою кляня!
   Думал я, что хоть сегодня пост прерву я здесь,
   Нет, куда там, не наполнен мой желудок весь,
   Разве только половина, так, слегка, чуть-чуть,
   О Адвайта, накормить меня ты не забудь,
   Очень мало пищи приготовил ты теперь,
   Так что я умру сегодня, ты уж мне поверь!"
   Говорит Господь Адвайта: "Ты - монах, тебе
   Благодарным постоянно надо быть судьбе,
   Ешь плоды ты или корни, если же их нет,
   То, что делать, голодаешь, твой таков обет,
   Здесь, у бедного брахмана, горсточку еды
   Получил ты, как награду за свои труды,
   Так что будь доволен этим, жадность всю отбрось..."
   Говорит тут Нитьянанда: "Ох, не привелось
   Пост прервать мне здесь, сегодня, слушай, о брахман,
   Я пришел сюда, скитаясь, из далеких стран,
   Ты привел меня как гостя в дом вот этот свой,
   Так что накорми, как надо, друг мой дорогой!"
   Говорит Господь Адвайта в шутку ему тут:
   "Что, ты думал, тебе пищу люди понесут?
   Чтоб желудок набивать свой, ты монахом стал,
   Наказанье для брахманов - вот, я всё сказал!
   Ты - отверженный санньяси, много можешь съесть
   Риса ты, но в моем доме разве столько есть?
   Бедный где брахман так много риса может взять,
   Съесть ты мог бы килограммов где-то двадцать пять,
   Ну а может и все тридцать, даже сорок... Нет!
   Где мне взять? Тебе предложен скромный был обед!
   Горстью будь доволен риса, съешь и уходи.
   И себя как сумасшедший в доме не веди,
   Пищу не бросай повсюду, понял ты меня?"
   Не могли они без шуток ведь прожить и дня,
   За обедом так шутили вновь и вновь они,
   Дом в прохладной утопал весь, сладостной тени,
   Шри Чайтанья ел немного овощей, но их
   Вновь подкладывал Адвайта, из горшков других,
   Вновь горшок он Шри Чайтаньи ими наполнял,
   Говоря ему: "Покушай, твой горшок так мал!"
   Говорил Господь Чайтанья: "Сколько можно есть!
   Блюд я съел уже так много - всех не перечесть!"
   Но на это Шри Адвайта возражал ему:
   "В чем проблема, я, Господь мой, это не пойму!
   Съешь хотя бы половину, остальное - нам,
   Я остатки твоей пищи преданным раздам!"
   Так Адвайта со смиреньем заставлял его
   Есть, всё больше, больше, - блюда, все до одного,
   Ел Господь, его желанья исполняя так,
   В этом милости к Адвайте проявлялся знак.
   Тут Господь Шри Нитьянанда начал говорить:
   "Мой желудок не наполнен, как же мне-то быть?
   Ох, уйти придется, значит, мне сейчас скорей
   Так, голодным, голодаю я уж много дней!"
   Так сказал он и, немного пищи в руку взяв,
   Бросил ее в Шри Адвайту, свой являя нрав.
   Лишь коснулся Шри Адвайты тела этот рис,
   Что за ощущенья сразу в нем тогда зажглись!
   Встал скорей Господь Адвайта, начал танцевать,
   Забывая всё от счастья, - снова и опять,
   Стал кричать он: "Нитьянанда бросил здесь в меня
   Горсточку своих объедок, - я дождался дня,
   Дня, когда освободился я от скверны всей!
   И в моей душе лишь радость бьется всё сильней!
   Пригласил тебя к себе я, Нитьянанда, в дом
   И дождался - всё разрушил ты сегодня в нем,
   Все приличия попрал ты, кто же ты такой?
   Ты всегда как сумасшедший ходишь сам не свой,
   Кто ты и откуда родом, где твоя семья,
   Ничего совсем не знаю о тебе ведь я,
   Но меня таким же сделать ты здесь захотел,
   Бросив горсточку объедок, - как же ты посмел?
   Ведь брахман я, но тебя всё это не страшит..."
   Сколько радости являл тут Шри Адвайты вид!
   Нитьянанда так ответил: "Слушай, пища та
   С алтаря была сегодня Господа взята,
   Освятил ее Шри Кришна, ты же здесь ее
   Называл "объедки", где же виденье твое?
   Оскорбление, Адвайта, ты здесь совершил,
   Так что должен ты молиться, не жалея сил,
   И еще - сто отрешенных должен ты людей
   Пригласить и накормить их - пищею своей!
   И тогда то оскорбленье, может быть, уйдет,
   Это говорю тебе я сразу, наперед!"
   Отвечает Шри Адвайта: "Хватит уж с меня,
   Буду жить теперь всегда я, жизнь свою кляня,
   Ведь монах один сегодня всё разрушил в миг,
   Как же говорить такое может твой язык?
   Всё разрушил ты - обеты, правила мои..."
   Вот воды журчат прохладной чистые струи,
   Это значит, что окончен был уже обед,
   Братья рты стоят полощут, льется всюду свет,
   Свет исходит от прекрасных, трансцендентных тел,
   Получил Господь Адвайта всё, что он хотел,
   Братья были в его доме, принял он их здесь,
   И от радости Ачарья мир забыл вдруг весь.
   На кровати он двух братьев уложил потом
   (Отдохнуть после обеда очень важно днем),
   Кардамон с гвоздикой после он для них смешал,
   Почки Туласи добавив, - и скорей им дал,
   Смесью этой освежили братья свои рты
   И легли здесь, под покровом тихой темноты,
   Из сандала взял Адвайта пасту и нанес
   На тела их, разбросав повсюду много роз,
   И гирлянды из прекрасных, сказочных цветов
   Он надел на них, желая им счастливых снов,
   И потом хотел Адвайта сделать им массаж,
   (Помассировать им стопы), и сидеть как страж
   Возле них, пока два брата будут отдыхать,
   Чтоб служить им постоянно, снова и опять,
   Но Чайтанья тут поднялся и сказал ему:
   "О Адвайта, я тебя сегодня не пойму,
   Танцевал я, как хотел ты, целый день и вот
   Хватит! Не забудь, обед там вас прекрасный ждет!
   Позови Мукунду, Харидаса и затем
   Пообедайте, а это ты оставь совсем!"
   Встал Адвайта и смиренно вышел, чтобы им
   Отдохнуть дать здесь, в прохладной тишине, двоим,
   А затем позвал Мукунду с Харидасом он,
   И их накормил - обильно, как велит закон,
   Он закон гостеприимства свято соблюдал,
   Дал он им цветы, гирлянды, дорогой сандал,
   Всё, как надо, все довольны были этим днем,
   Но вот вечер наступает, всё горит огнем,
   Всё кругом так и сияет - сказочный закат,
   Как же был Господь Адвайта несказанно рад!
   Люди все, кто в Шантипуре жил, сюда пришли,
   Встав смиренно возле дома, так, чуть-чуть вдали,
   О Чайтанье слух разнесся сразу в один миг,
   И в сердцах у всех единый вдруг порыв возник:
   Получить благословенье его нежных стоп,
   Люди ждут, от нетерпенья бьет их всех озноб,
   Все кричат: "Хари! О Кришна! О Господь Хари!
   Свою милость, Шри Чайтанья, ты нам подари!"
   Вышел к ним Господь Чайтанья, как же он красив!
   Красота вселенной целой перед ним - лишь миф!
   Как сияет его тело, солнца меркнет свет
   Перед Господом, и ярче ничего здесь нет,
   А одежды его, словно юная заря,
   Тихо, нежно так мерцают, радость всем даря.
   Много сразу же народу к домику пришло
   Шри Адвайты, все кричали: "Как нам повезло!"
   Вот уж незаметно вечер ясный наступил,
   Все поют кругом, танцуют, не жалея сил,
   Шри Адвайта этим пеньем там руководит,
   Он - ведет, и он - танцует, о прекрасный вид!
   Шри Чайтанья тихо смотрит в радости большой,
   Каждый там поет: "О Кришна, О Хари, Бог мой!"
   Шри Адвайта с Нитьянандой стали танцевать,
   Повторяя имя Бога, - снова и опять,
   С ними также там танцует рядом Харидас,
   Каждый счастлив был безмерно в этот светлый час.
  
   Адвайта Ачарья при этом пел следующую шлоку (стих Видьяпати):
  
   Что скажу я вам, друзья? Счастье вдруг пришло такое,
   Ведь Шри Кришна снова здесь, в доме у меня...
  
  
   Ки кохаба ре сакхи, аджука ананда ора,
   Чирадина Мадхава мандире мора...
  
   Пел вот этот стих Ачарья, пел и танцевал,
   И столь сильным в его сердце был любви накал,
   Что он трясся весь, потея, волосы стоят,
   Он кричит, лишь к Шри Чайтанье обращая взгляд,
   Снова, снова его стопы он хватал тогда,
   Говоря: "Господь, я счастлив? Да, конечно да!
   Много дней тебя я ждал здесь, и вот ты пришел,
   Вмиг избавив мое сердце от ужасных зол,
   Оставайся в моем доме навсегда, Господь..."
   Был не в силах Шри Адвайта радость побороть,
   Три часа в ночное время танцевал он там,
   Обращая сердце только к Господа стопам,
   А Чайтанья... В его сердце как любовь сильна,
   Он лишь думает о Кришне, им душа полна,
   Но его здесь нет... разлуки боль в душе растет,
   Слез потоки проливал он в вечер ясный тот,
   От тоски своей на землю падает он вдруг,
   В сердце каждого в то время был такой испуг,
   Шри Адвайта этот танец в миг остановил,
   Ведь Господь лежал, лишенный совершенно сил.
   Шри Мукунда знает душу Господа, и вот
   Стих под настроенье это он скорей поет,
   А Адвайта поднимает Господа скорей,
   Шри Чайтанья, стих услышав, плачет всё сильней,
   Он стоять совсем не может и трясется весь,
   Грудь стеснилась, и упал он снова сразу здесь.
   Волосы вдруг встали дыбом, льется градом пот,
   Поднимался он и падал, - снова, в свой черед.
  
   (Стих, который пропел Мукунда):
  
   О, любимая подруга, что случилось здесь со мной?
   Яд любви к Шри Кришне с телом ум терзает мой!
  
  
   Ха, ха, прана-прия-сакхи, ки на хойло море?
   Кану-према-бише мора тану-мана джоре!
  
   "Ум горит мой дни и ночи и покоя нет,
   Где найти смогу я Кришну, дайте мне ответ!" -
   Вот что голосом красивым Шри Мукунда пел,
   А Господь совсем забылся, ум его горел,
   Много умонастроений бой вели там с ним,
   Страх, тоска, гнев, гордость, радость, - с ним тогда, с одним!
   Стал трястись Господь Чайтанья и затем упал,
   Без дыхания, - столь сильным был страстей накал!
   Видя это, все, кто был там, испугались вмиг,
   Но Господь поднялся сразу, издавая крик,
   Говорил он: "Пой, Мукунда, пой, давай же, пой!"
   Танцевал Господь Чайтанья, словно сам не свой.
   Нитьянанда поскорее подбежал к нему,
   Вместе здесь они танцуют, разгоняя тьму,
   А за ними - Шри Адвайта, рядом - Харидас,
   Танцевали они где-то уже третий час,
   Столько чувств Господь в то время в сердце ощутил,
   Радость, боль, тоску разлуки, - хватит ему сил?
   Ведь три дня Господь Чайтанья ничего не ел,
   Всё забыл он совершенно среди этих дел.
   Уставать, конечно, начал постепенно он,
   Хоть и был в любовь он к Богу сердцем погружен,
   Ведь так прыгал он, танцуя, как тут не устать,
   Воспевая имя Кришны, снова и опять?
   Нитьянанда это понял, что же делать здесь?
   Видит он: Господь Чайтанья мир забыл вдруг весь,
   Стал поддерживать его тут Нитьянанда Рай,
   Счастье в сердце Шри Чайтаньи плещет через край,
   А Адвайта воспеванье вдруг остановил,
   Чтоб Господь смог хоть немного вновь набраться сил,
   Уложил его Адвайта отдыхать и вот
   Так уже жизнь в его доме десять дней течет:
   Воспевание, обеды, счастье без границ,
   Сколько в его доме светлых и счастливых лиц,
  
   Все Чайтанье там лишь служат, он - Господь их всех,
   Так проходит этот праздник, шумно, без помех!
   Утром Шри Ачарья Ратна к ним пришел, с ним паланкин,
   В паланкине мать Чайтаньи, где же ее сын?
   Хочется увидеть сына Шачи-мате поскорей,
   С ней пришло из Навадвипы множество людей,
   Все пришли, детей здесь много, женщин, стариков,
   Но вот тает уже ночи сумрачный покров,
   И все люди, воспевая Кришны имена,
   К домику идут Адвайты, музыка слышна,
   Шачи-мата видит сына, и Господь спешит
   Перед ней упасть на землю, странен его вид!
   В чем же дело? Он острижен, больше нет волос...
   Сколько пролила в то время Шачи-мата слез,
   Сына обнимает нежно своего она:
   "Как же ты меня оставил, я теперь одна!"
   Мать и сын забылись сразу от любви своей,
   Слез поток из глаз Шри Шачи льется все сильней,
   Эти слезы ей мешают разглядеть его,
   "Бог оставил мне здесь сына только одного,
   Но и он, как Вишварупа, вдруг покинул дом,
   Старший сын ушел - остались мы с тобой вдвоем,
   Он ушел, чтоб не вернуться больше никогда,
   Если ты уйдешь, случится страшная беда,
   Я погибну от разлуки, помни, о Нимай!"
   Говорит Господь Чайтанья: "Мама, вот что знай:
   Мое тело, жизнь - всё это собственность твоя,
   Я уйти хотел из дома в дальние края,
   Но теперь тебе я прямо говорю: "О, нет!
   Ты владеешь моим телом - вот каков ответ!"
   Родила меня, вскормила, воспитала ты,
   Направляя безраздельно все свои мечты
   На меня, о моя мама, лишь на одного,
   Никогда не возвратить мне долга своего,
   Что тебе вернуть я должен, никогда, никак!
   Без тебя я погружаюсь в беспросветный мрак,
   Миллионов жизней вряд ли даже хватит мне,
   Чтоб вернуть свой долг - уверен в этом я вполне!
   Сам не знаю, как санньясу принял я тогда,
   Но тебя я не оставлю, мама, никогда!
   Где ты скажешь, там и буду жить я, о, поверь!
   Всё я сделаю, что хочешь, сразу же, теперь!"
   Говорил так Шри Чайтанья и поклоны ей
   Предлагал он - снова, снова, - матери своей.
   А Шри Шачи обнимала сына своего,
   Тут пришли сюда все люди, все до одного,
   Преданные, а Адвайта Шачи в дом отвел,
   Отдохнуть, ведь с ней случилось худшее из зол:
   Сын ее санньясу принял, всё оставив вмиг...
   Преданные все собрались, слышен громкий крик,
   То кричит Господь Чайтанья в радости большой,
   Он, друзей своих увидев, стал вдруг сам не свой,
   К ним бежит он поскорее, чтобы всех обнять,
   Каждого он обнимает, снова и опять,
   С каждым он с большой любовью долго говорит,
   Но печалит всех Чайтаньи этот новый вид:
   Ведь острижен он, о, горе! Как тоска сильна!
   Глубока их боль, как море, что не знает дна.
   Но одно лишь утешенье остается им:
   Красота его, и встал там каждый, недвижим:
   Шри Васа, Рамаи, Видьянидхи, Гададхар,
   Гангадаса, Вакрешвара, Мурари, Шукламбар,
   Буддхиманта Кхан, Нандана, Шридхара, Биджой,
   Васудева, Дамодара, Мукунда, Санджой, -
   И другие, всех, наверно, не назвать мне здесь,
   Каждый мир забыл там сразу совершенно весь,
   Лишь один Господь Чайтанья в мыслях был у всех,
   Каждый хочет насладиться встречей без помех,
   Все они из Навадвипы к Господу пришли,
   И людей стояло много там еще вдали,
   Наш Господь с большой любовью посмотрел на них,
   И сказал, как только встречи первой шум утих:
   Все танцуйте, воспевая Кришны имена!"
   Каждый стал кричать: "О Кришна!" - всё забыв сполна!
   Дом Адвайты стал Вайкунтхой - высшей из планет,
   Всё залил там Шри Чайтаньи совершенный свет,
   Множество людей к Адвайте в дом пришло и он
   Всем жилье им предоставил, как велит закон,
   Про закон гостеприимства говорю здесь я,
   Всем довольны там все были, все его друзья,
   Всех кормил Господь Адвайта, и так много дней,
   Его погреб - безграничен, что его полней?
   Сколько бы ни брал оттуда Шри Адвайта, все равно:
   Никогда в том не кончалось погребе зерно,
   Но наоборот, всё больше становилось там
   Всех запасов, всё там было, верь моим словам!
   Каждый день лишь мама Шачи там готовила для всех,
   Ели же - Господь с друзьями, слышался их смех,
   Днем - веселье, Шри Чайтанья встречу всем дарил,
   Ночью - все поют, танцуют, не жалея сил,
   Шри Чайтанья воспевает Бога имена,
   И у каждого - любовью лишь душа полна,
   Ощущают все Адвайты на себе любовь,
   Он - хозяин, всем он служит, снова, вновь и вновь.
   Наш Господь поет, танцует, ощущенья все
   Проявляются в нем сразу, в истинной красе,
   И их признаки на теле были все видны,
   Был он потрясен до сердца самой глубины,
   Застывал Господь и после трясся все сильней,
   Забывая всё на свете от любви своей,
   Волосы стояли дыбом у него тогда,
   Всем казалось, что случилась страшная беда,
   Ведь он подал, поднимаясь снова, и затем
   Падал вновь, всё забывая - полностью, совсем!
   Мама Шачи как страдала, видя, как он тут
   Бьется на земле, так много длительных минут!
   Со слезами она стала после говорить:
   "Мой сынок разбиться может, как же мне здесь быть?
   О Господь вселенной, Вишну, выслушай меня:
   Я стою здесь, рядом с сыном, жизнь свою кляня,
   Страшно видеть мне, как сын мой бьется на земле,
   Я тону в страданий страшных беспросветной мгле!
   С детства я тебе служила, Бог мой, день за днем,
   И теперь тебя прошу я только об одном:
   Каждый раз, как сын на землю будет падать мой,
   Защити его ты тело - собственной рукой!" -
   Забывала мама Шачи обо всем в тот миг,
   Ведь ее Нимая образ перед ней возник,
   Радость, страх, смиренье, робость проявлялись в ней,
   Ведь не видела Нимая она много дней!
   Тут Шривас и все брахманы думать стали: "Нам
   Подношенья надо сделать Господа стопам,
   Приглашать Чайтанью надо всем нам на обед..."
   Но Шри Шачи им сказала: "О, прошу вас, нет!
   Больше сына не увидеть мне уж никогда,
   Так что можно попросить вас?" - "Да, конечно да!" -
   Дали ей ответ брахманы, и Шри Шачи им
   Так сказала: "Пока с сыном здесь я со своим,
   Можно, только я готовить буду для него?"
   Согласились все брахманы, все до одного,
   Ведь последней эта встреча для нее была,
   А потом сойдет разлуки беспросветной мгла
   На Шри Шачи, так что будет только здесь она
   Для него сейчас готовить, день и ночь, без сна!
   Наш Господь, страданья видя матери своей,
   Преданных собрал всех вместе вкруг себя скорей
   И сказал: "Поспешно очень стал монахом я
   И отправился, забывшись, в дальние края,
   Во Вриндаван шел один я - и дойти не смог,
   Надо мне извлечь отсюда правильный урок:
   Не спросив у вас совета, я пошел туда,
   Но расстаться не смогу я с вами никогда -
   Это понял я сегодня - вы мне ближе всех,
   И без вас надежда тщетной будет на успех,
   Так что знайте: пока жив я - с вами буду я,
   Только вы мне жизнь даете, вы - мои друзья,
   Вы и моя мама, как же жить мне без неё?
   Без нее бесцветным станет это бытиё,
   Но монахом стал теперь я, что же делать мне?
   В доме жить уж не могу я, в сладкой тишине,
   Дом семьи покинуть должен сразу же я, но
   Жить без вас мне очень трудно - знаю я одно.
   Так что нам подумать надо, что же делать тут:
   Жить без вас мне очень трудно даже пять минут,
   И монашеский обет я должен сохранить,
   Так что, о друзья, решите, как нам с вами быть?"
   Преданные все, услышав сладкие слова,
   Что сказал Господь Чайтанья, встретив их едва,
   Сразу же с Адвайтой к Шачи в дом пошли, чтоб там
   Все ей изложить, смиренным волю дав словам,
   Шачи же, узнав об этом, так сказала им:
   "Сыном я жила всё время только лишь одним,
   Так что быть всегда с ним рядом - счастье для меня,
   Без него страдать я буду, жизнь свою кляня,
   Но его ругать все станут люди, если он
   Соблюсти не сможет этот истинный закон,
   Если от своей санньясы сын мой отойдет,
   Вижу я уже всё это - сразу, наперед,
   Так что, думаю я, надо поступить нам так:
   В Нилачале пусть живет он, чтоб разлуки мрак
   Мое сердце беспросветно поглотить не смог,
   Вести к нам идут оттуда ведь не долгий срок,
   Нилачала с Навадвипой рядом, здесь, стоят,
   Как два дома... Что, скажите, будет ли сын рад?
   Постоянно кто-то ходит к нам, туда, сюда,
   Так что вести получать мы сможем без труда,
   Да и вы его смогли бы часто навещать,
   Принося о нем известья, - снова и опять,
   Сын мой тоже приходить к нам мог бы, чтобы здесь,
   В Ганге сладостной омыться, город радуя наш весь!
   Но, в конце концов, сказать должна я вам одно:
   Радуюсь я иль страдаю - мне ведь всё равно,
   Только счастье сына может радовать меня,
   Вот без этого мне точно не прожить и дня,
   Только счастье Гауранги очень нужно мне..."
   Тут, в наставшей после речи полной тишине,
   Преданные, всё обдумав, стали говорить:
   "Мама Шачи, заключений ты дала нам нить,
   Истинной сиддханты, всех учений и всех Вед,
   Мы передадим Чайтанье твой скорей ответ".
   Все они пошли к Чайтанье сразу, и затем,
   Выслушав их речь, Господь наш счастлив стал совсем,
   Преданным из Навадвипы вот сказал что он:
   "Как я дружбой этой с вами чистой окрылен,
   Всем почтенье выражаю я сегодня вам,
   И теперь, прошу, поверьте вы моим словам:
   Ближе вас нет в этом мире у меня друзей,
   Но придется жить в разлуке нам так много дней!
   По домам сейчас идите - всех прошу я вас,
   Ну а там - лишь Кришну славьте, каждый день и час,
   Воспевайте его имя, он - Верховный Бог,
   Только в этом счастья можно обрести залог,
   Обсуждайте постоянно игры его все,
   Представляя их друг другу в истинной красе,
   Вместе все всегда служите счастливо ему,
   Только он убрать способен из сердец всю тьму,
   Я же в Нилачалу, братья, ухожу теперь,
   Вас не видеть - это станет худшей из потерь,
   Но встречаться, все же, будем мы здесь иногда,
   Я приду сюда, согласны?" - "Да, конечно, да!" -
   Преданные так сказали, и Господь потом
   Улыбнулся им, простившись, с мыслью об одном:
   "Постоянно мы встречаться все же будем здесь..."
   От разлуки все забыли мир вот этот весь,
   Тут Господь идти собрался в Нилачалу, но
   Харидас вдруг начал плакать: "Сколько мне дано
   Горя, страшных испытаний, что же делать мне?
   Нет конца моим страданьям, я горю в огне,
   В Нилачале ведь нельзя мне жить, о мой Господь,
   И тоску мне невозможно эту побороть,
   Не увижу тебя больше я уж никогда,
   Нет надежды, всё исчезло, - сразу, без следа,
   Жизнь греховная мне эта, о Господь, зачем?" -
   Так он говорил, забывшись от тоски совсем,
   Но Господь ему ответил: "Слушай, Харидас,
   Видеть то, как ты страдаешь, - боль для моих глаз,
   Сам я тоже начинаю сразу же страдать,
   Успокойся, Бог Верховный всё нам может дать,
   Буду Джаганната о тебе просить я сам,
   Только он помочь нам может, верь моим словам,
   Так что в этот город вместе мы пойдем с тобой..."
   Тут Адвайта обратился с просьбою такой
   К Шри Чайтанье Махапрабху: "О, еще чуть-чуть
   Я прошу тебя, Господь мой, ты у нас побудь,
   Ну немножечко, хотя бы два, четыре дня,
   О Господь, пролей ты милость эту на меня!"
   Шри Чайтанья согласился, как же может он
   Отказать Адвайте Прабху? Всё, вопрос решен!
   Он останется, как рады были все в тот миг,
   Слышен громкий и счастливый, непрерывный крик,
   Радуются все: Адвайта, множество людей,
   Преданные, мама Шачи, - всё сильней, сильней!
   Снова праздник в этом доме, праздник день и ночь,
   Из сердец страданья сразу все умчались прочь,
   Днем - о Кришне гости в доме только говорят,
   Ночью же - поют, танцуют, каждый очень рад,
   Прославляют они вместе Кришны имена,
   Шачи пищу там готовит, счастливо, одна!
   А Господь потом с друзьями пищу эту ест,
   Крики радости слышны там только лишь окрест,
   Вера так Адвайты и богатства его все
   В это время там предстали в истинной красе,
   Ведь Господь был в его доме, и ему служил
   Шри Адвайта, так, как надо, не жалея сил.
   А Шри Шачи! Ее радость день и ночь растет,
   Ведь здесь сын ее, и много у нее забот,
   Лишь она готовит пищу сыну своему,
   В сердце - счастье, что разлуки разгоняет тьму,
   Предстоящая разлука, как забыть о ней?
   Много у Адвайты в доме собралось друзей,
   Счастливы все, но недолго длится праздник тот,
   Три, четыре дня, и после их разлука ждет.
   День настал, и Шри Чайтанья говорит им всем:
   По домам теперь идите, но не насовсем,
   С вами я увижусь снова, обещаю вам,
   Но теперь я вам лишь это указанье дам:
   Воспевайте постоянно Кришны имена,
   И тогда жизнь будет ваша радостью полна!
   В Нилачалу вы придете, или я - туда,
   Где Шри Ганги серебрится чистая вода,
   И тогда нас снова встреча будет ожидать,
   Встретимся мы вновь, от счастья всё забыв опять!
   _____
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"