Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь - один из старейших и наиболее известных православных центров России. Монастырская жизнь по преданию зародилась здесь более тысячи лет назад. Основателями монастыря, согласно тому же преданию, считают преподобных Сергия и Германа, живших в X веке. Точная дата основания обители, однако, до настоящего времени остается неизвестной.
Считается, что первый деревянный храм Преображения Господня был сооружен в 1192 году. На протяжении последующих веков монахи создали на этих суровых северных землях подобие рая на земле. В этом им помогало короткое лето с продолжительными солнечными днями и особенностями местного камня из вулканической породы, хорошо аккумулирующего солнечную энергию, создающую местный микроклимат, более теплый, чем на материке.
Первые достоверные сведения о монастыре относятся к началу XV века, именно в это время Валаамский монастырь упоминается в житии Савватия Соловецкого.
К началу XVI века на Валаамском архипелаге жили уже более шестисот монахов.
В середине XVII века все острова архипелага, в том числе и остров Валаам, отошли к Швеции. Монастырь на Валааме пришел в запустение, а затем был практически полностью разрушен.
Петр I в ходе Северной войны отвоевал у шведов эту территорию и в 1716 году издал указ о восстановлении Валаамского монастыря.
В 1719 году был освящен деревянный Спасо-Преображенский храм, построены деревянные келейные корпуса, хозяйственные и вспомогательные помещения.
История сохранила для нас литографии с рисунков монастыря тех давно минувших дней. Вот фотокопия одной из таких литографий
В конце XVIII века здесь начали выращивать картофель и капусту, которые не удавалось вырастить в близлежащих российских губерниях. Постепенно начали высаживать и плодовые деревья - яблони, груши, вишни. Для этого монашеская братия завозила сюда с материка землю, пересыпала её перегнившей хвоей, измельченным хворостом, мелким щебнем, создавая достаточно глубокий слой плодородной почвы. К 1869 году в садах здесь уже было около четырехсот яблонь, в том числе и выведенный здесь местный сорт "Ранет Валаамский".
После 1781 года в монастыре началось большое каменное строительство, завершившееся в 1892 году наиболее масштабной работой - возведением нового Спасо-Преображенского собора, который стал главным монастырским храмом. Построен он был в греческом стиле и освящен в 1892 году.
Вот ещё одна старинная литография - вид на монастырь после завершения каменного строительства
***
До революции 1917 года Валаамский архипелаг находился на территории Финляндии, которая на определённых условиях входила тогда в состав Российской империи как автономное Великое Княжество Финляндское. Но в 1917 году после отречения от престола Николая II и декабрьского декрета советской власти эти условия изменились, и бывшее княжество стало суверенным государством Финляндией. Таким образом Валаамский монастырь оказался на территории Финляндии вне границ новой послереволюционной России. Продолжалось финское владычество здесь (за небольшим исключением в 1939-1940 годах) практически до 1944 года, когда Великая Отечественная война уже близилась к своему завершению.
Но монашеская жизнь на Валааме возобновилась гораздо позднее. В 1950 году в сохранившихся монастырских келья и в скитах разместился Дом инвалидов войны и труда, просуществовавший до 1984 года.
В 1979 году на монастырской территории был организован музей-заповедник. К этому времени практически все здания обители в результате многочисленных бомбежек и воздействия многолетних суровых северных условий обветшали, а кирпичная кладка начала осыпаться. Тогда то и началась неспешная реставрация сохранившихся строений.
Только в 1989-1990 годы монастырь с его инфраструктурой был передан Русской православной церкви, в нём поселились монахи, возобновились церковные службы. Началось реальное возрождение обители.
В октябре 2014 года со Спасо-Преображенского собора были сняты строительные леса. Главный храм, сердце обители предстал перед богомольцами во всей своей красе.
Патриарх Алексий II сказал тогда, что трудное возрождение Спасо-Преображенского собора на Валааме сопоставимо по значению с восстановлением храма Христа Спасителя в Москве.
Вот как выглядит монастырь сейчас, после своего возрождения, на обзорном снимке
На этом панорамной фотографии видно, что вокруг главного монастырского духовного и архитектурного центра, которым являются колокольня и Спасо-Преображенский собор, келейные корпуса и вспомогательные помещения построены весьма оригинально - они имеют вид двух прямоугольных каре (внутреннего и наружного).
Спасо-Преображенский собор двухярусный. В нижнем ярусе - церковь преподобных Сергия и Германа (зимняя), в верхнем - Преображенская церковь (летняя).
Колокольня, возвышающаяся на входом в собор, пятиярусная, высотой 72 метра, завершается она шатровым куполом. Самый большой из валаамских колоколов - колокол в честь Андрея Первозванного, установленный на колокольне, был отлит в XIX веке, вес его 1000 пудов.
Часть интерьера Преображенской церкви и её иконостас - на очередном снимке
Довольно трудно сделать обычные снимки, на которых крупным планом был бы изображен отдельно вид собора во всей его красе, так как здания внутреннего каре находятся в непосредственной близости от его стен и препятствуют возможности сфокусировать изображение всего здания в одном кадре.. Поэтому показанные ниже фотографии были сняты в разных ракурсах с территории между внутренним и внешним каре
На первых двух из этих снимков на переднем плане церковь Успения Пресвятой Богородицы внутреннего каре, одна из старейших в монастыре.
На третьей из вышеприведенных фотографий в нижнем левом углу виден фрагмент храма Валаамской иконы Божьей Матери, который находится на противоположной от церкви Пресвятой Богородицы стороне внутреннего каре. По преданию, в Валаамском храме была обретена икона Валаамской Богоматери. Полный вид этого храма - на следующем снимке
Прибывающих на Валаам паломников и туристов на пристани встречает построенная в 1896 году часовня во имя иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость". Две очередные иллюстрации - снимок этой часовни и её фрагмент с образом Богородицы
Вверх к монастырю от пристани ведет гранитная лестница. На пути к обители и её Святым вратам нас встречает Знаменская часовня, построенная в 1865 году в память о посещении монастыря государем Александром II с семейством в июне 1858 года (об этом свидетельствует надпись на позолоченном медальоне часовни)
Святые врата с надвратной церковью во имя св. Петра и Павла - это главный вход во внешнее монастырское каре. Надвратная церковь была домашней церковью членов царской семьи, прибывающих на Валаам
На противоположной от Святых врат и надвратной Петропавловской церкви стороне внешнего каре находится храм Святой Живоначальной Троицы и иконы "Живоносный Источник". Изначально этот храм строился как больничный, рядом с ним располагались монастырские аптека и больница. Церковь была построена в 1814 году и освящена во имя Живоносного Источника. В 1837 году ее надстроили и верхнюю церковь храма освятили во имя иконы Живоначальной Троицы. Вот её снимок
В церкви Живоносного Источника в туристический сезон паломники и туристы могут познакомиться с хором Валаамского монастыря (к сожалению, в неполном его составе из-за небольших размеров церкви). Вот таким удалось увидеть и послушать участников хора в этом монастырском храме
Во внутреннем каре у стены собора вблизи Валаамской церкви установлен скульптурный Валаамский образ Пресвятой богородицы. Этот образ освятил Патриарх Русской православной церкви Кирилл во время своего недавнего пребывания в монастыре
Для паломников и туристов в одном из зданий внешнего каре оборудована гостиница с домовой церковью
Помимо центральной части монастыря в его состав входят как минимум двенадцать скитов, расположенных на Валааме и близлежащих островах архипелага. Каждый из этих скитов имеет свою интересную историю, свои особенности монашеского быта и духовные традиции. Неповторимы в каждом из скитов архитектурные решения, выбранные при возведении храмов и других строений. Поэтому повествования о скитах и их жизни - это тема отдельных рассказов и я не стал касаться её в этом очерке.
***
Заключить свой рассказ о Валааме я хочу фотографией, которая может послужить своеобразным символом того, на что способен одухотворенный идеей человек в суровых, мало приспособленных для жизни краях, в условиях, когда плоды его многолетних тяжких работ подвергаются неоднократным природным или преднамеренным разрушениям.
На этой фотографии-символе, по моему мнению, сочетается чудо возрождения великолепной святыни на фоне другого чуда - создания человеком плодовых садов на почти неприступных скалистых северных островах (фотографию эту я взял в Интернете)
Буду благодарен читателям за комментарии, дополнения и уточнения к очерку