Аннотация: Серебряный призёр в номинации "Эссе" (2017)
ЛЕРМОНТОВ - ЗНАКОМЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ
(с фотогалереей рисунков и картин поэта)
С именем Михаила Юрьевича Лермонтова, талантливейшего поэта, прозаика и драматурга, каждый из россиян знаком с детства, со школьных лет. С тех пор и до дней сегодняшних сохранились в моей памяти (да и не только, наверное, в моей) стихотворения "Смерть поэта", "Парус", "Бородино", "Кавказ", "Песня о купце Калашникове", поэмы "Мцыри" и "Демон" и, конечно же, цикл повестей "Герой нашего времени". Многие из этих и других произведений Лермонтова, ставших классикой русской литературы, являются и классикой музыкальной - в частности, опера А.Рубинштейна "Демон", балет А.Хачатуряна "Маскарад", а также романсы на стихи поэта (всего музыкальное творчество на стихи Лермонтова насчитывает более тридцати произведений). Первая строка стихотворения "Парус" взята в качестве названия повести В.Катаева "Белеет парус одинокий". Многое из творчества Лермонтова экранизировано, в кинотеатрах и на телеэкранах можно увидеть фильм-балет С.Герасимова "Маскарад", фильм С.Параджанова "Ашик-Кериб", телесериал "Герой нашего времени" и другие киношедевры.
В годы юности я любил произведения М.Ю.Лермонтова (кстати, и Н.А.Некрасова тоже) не менее, чем стихи и прозу Пушкина. Но особое впечатление производил и до сих пор производит на меня "Герой нашего времени". Ведь я вырос на Кавказе, в Кисловодске и хорошо знаком с местами, где часто бывал поэт, где происходили события, связанные с героями романа. И сейчас, бывая в городе моего детства, я непременно посещаю Лермонтовскую площадку - здесь, у главного источника нарзана с 20-х годов XIX века находилась ресторация, из которой Печорин и Грушницкий отправились на дуэль к скале, находящейся в нескольких километрах от старой кисловодской крепости, выше по течению реки Ольховки, протекающей по современному кисловодскому парку (ныне эта скала носит название Лермонтовской). Вблизи Лермонтовской площадки, в трёх-четырёх сотнях метров от источника нарзана, у подножия Крестовой горы находился дом Реброва, где во время пребывания в Кисловодске останавливался Лермонтов (подробнее о Лермонтовской площадке, ресторации и доме Реброва можно посмотреть здесь).
"Героя нашего времени" я перечитывал много раз. Слушал неоднократно аудиозапись этого романа по радио "Звезда" в его ежевечерних литературных передачах. И вот что интересно - при чтении книжного варианта, следуя за фабулой и развитием событий романа, порой (и даже часто) пропускаешь так называемые "лирические отступления" автора, так как хочется, минуя их, поскорее узнать о том, что сейчас произойдёт с героями, как сложится их судьба. А при прослушивании аудиозаписи эти отступления миновать не удается, и вот оказалось, что они благодаря заложенным в них таланту и мудрости Лермонтова, оказались не менее интересными и впечатляющими, чем основной событийный текст.
Вот так не только сохранилась, но и крепла моя любовь к творчеству Лермонтова. Но о самом поэте, о его жизни, характере, увлечениях (помимо литературных) в памяти с годами сохранилось лишь немногое от школьных учебников и рассказов экскурсоводов. Конечно, что-то добавилось от Ираклия Андроникова, но это были, в силу обстоятельств, скорее бессистемные, отрывочные (по моей вине) сведения из жизни поэта. Поэтому и сложился ранее во мне образ М.Ю.Лермонтова лишь как замечательного поэта и прозаика с непростой судьбой (детство в Тарханах с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой; не отличавшийся крепким здоровьем мальчик; стремление бабушки дать достойное образование внуку; учёба в Университетском благородном пансионе в Москве и Школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге; непростые, а порой трудные взаимоотношения со сверстниками и сверстницами, влияющие на формирование характера молодого человека; служба в лейб-гвардии гусарском полку; стихотворение на смерть А.С.Пушкина и первая ссылка на Кавказ; вторая ссылка, дуэль и смерть поэта). Эти крупные штрихи из жизни поэта, сохранявшиеся в моей памяти, естественно, дополнялись некоторыми более подробными сведениями, но всё же главными в образе Лермонтова оставались его поэтическое призвание и его литературный талант.
***
И вот недавно я прочитал интереснейшую книгу воспоминаний и размышлений Андрея Кончаловского "Низкие истины", и среди прочих многочисленных жизненных зарисовок автора познакомился с неожиданными для меня строками, в которых, рассказывая о своем деде по матери, художнике Петре Петровиче Кончаловском, о жизни и нравах, царивших в его загородном доме, Андрей Кончаловский пишет (цитирую с небольшими сокращениями):
"Сколько всего, самого разнообразного, слышал я от бывавших у нас людей! От Игнатьева, автора популярной в свое время книги мемуаров "Пятьдесят лет в строю", появившегося у деда сразу же по возвращении из эмиграции, слышал, к примеру, когда речь зашла о Лермонтове:
- Говорят, страшный был зануда, сказал Алексей Алексеевич.
Мне уже было пятнадцать лет, и я был страшно поражен, что слышу о Лермонтове как о ком-то лично знакомом говорящему.
- Откуда Вы знаете?
- Я встречал Мартынова в Париже. Мы, тогда молодые, окружили его, стали дразнить, обвинять: "Вы убили солнце русской поэзии! Вам не совестно?"
- "Господа, - сказал он, - если бы вы знали, что это был за человек! Он был невыносим. Если бы я промахнулся тогда на дуэли, я бы убил его потом. Когда он появлялся в обществе, единственной его целью было испортить всем настроение. Все танцевали, веселились, а он садился где-то в уголке и начинал над кем-нибудь смеяться, посылать из своего угла записки с гнусными эпиграммами. Поднимался скандал, кто-то начинал рыдать, у всех портилось настроение. Вот тогда Лермонтов чувствовал себя в порядке".
Такой был характер, очень язвительный, может быть и несчастный - это я уже от себя добавлю. Как близко оказывается от нас 1841 год! Убийца Лермонтова рассказал об этом Игнатьеву, Игнатьев - мне, я - вам."
После знакомства с этими воспоминаниями А.Кончаловского мне, конечно же, захотелось хотя бы отчасти восполнить свои пробелы в знаниях о жизни любимого поэта. И в ходе этого восполнения я ещё раз убедился, что талант человека не ограничивается каким-то одним видом его деятельности или творчества. Талантливая личность, как правило, бывает талантлива во многом, и это в полной мере относится к Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
Помимо литературного дара Лермонтов владел четырьмя европейскими языками (а во время первой кавказской ссылки изучал ещё и турецкий). Играл на нескольких музыкальных инструментах (в том числе на скрипке, виолончели и фортепиано). Мировоззренческая философия - ещё одна из граней его таланта, она пронизывает всё его творчество.
Но об одном из увлечений Лермонтова, которое сопровождало всю его недолгую жизнь (ведь он погиб всего лишь в 26-летнем возрасте!) я хочу рассказать подробнее, хотя и весьма конспективно. Это увлечение основано на таланте Лермонтова как рисовальщика и живописца. Увлекался рисованием он с раннего детства, но основные его картины, рисунки и зарисовки относятся к годам его учёбы в Благородном пансионе, а также в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и ко времени после её окончания. Его наставниками в эти годы были художники А.Солоницкий и П.Заболотский. Большое число рисунков и картин выполнено поэтом и в период службы на Кавказе.
Творчество Лермонтова как художника - это акварели, живопись маслом, рисунки карандашом, пером, сепией. Тематика работ тоже довольно разнообразна - пейзажи, жанровые сцены, портреты, иллюстрации, шаржи, черновые наброски и др.
Здесь, в этом очерке, я хочу показать фотокопии относительно небольшого числа рисунков и картин Лермонтова-художника.
Начинается фотоподборка с одного из первых детских (наивных) рисунков поэта - акварели, написанной после возвращения с Кавказа, куда его, 10-летнего слабого здоровьем мальчика возила из имения в Тарханах на минеральные воды бабушка
Но уже в 15-17-летнем возрасте Лермонтов писал картины, которые можно считать вполне профессиональными. Вот, к примеру, три его художественные произведения этого периода: "Ребенок, тянущийся к матери" (1829г.), "Мадонна с младенцем" (рисунок-копия с картины Гвидо Рени, 1831) и "Андрей Первозванный" - масло, копия Лермонтова (слева) с картины Лысенко (справа)
В семье Лермонтовых считали своим предком испанского герцога Лерму, который во время борьбы с маврами бежал в Шотландию (впоследствии историки выяснили, что семейное предание не соответствует действительности). На основании этого предания в 1830-1833 г.г. Лермонтов создал испанскую серию картин и портретов, наиболее известным из которых является портрет герцога Лермы в том виде, в котором он виделся поэту в его воображении (масло, 1833)
Портретная тематика живописных работ Лермонтова - одна из наиболее интересных. Вот несколько портретов, написанных поэтом:
"В.А.Лопухина" (в замужестве Бахметева), акварель, 1835-1836
"Вера" - иллюстрация к повести "Княжна Лиговская", (1835-1836), факт. портрет В.А.Лопухиной
"Неизвестный молодой человек в синем"
"Портрет А.А.Столыпина (Монго) в костюме курда" (акварель, 1841)
А.А.Столыпин - двоюродный брат матери Лермонтова, урожденной Столыпиной
"Черкес" (масло, 1838)
"Юноша в бурнусе" и "Восточный человек в чалме" (1831 и 1836)
Портрет Ю.П.Лермонтова, отца поэта (1835-1836). Акварель М.Ю.Лермонтова с картины маслом
В 1837 году, во время первой ссылки на Кавказ, Лермонтов пишет свой автопортрет (бумага, акварель). В 1838 году он подарил этот портрет Варваре Александровне Лопухиной
Много интересных и замечательно исполненных картин, рисунков и иллюстраций Лермонтов написал в годы кавказских ссылок. Кавказская тематика, пожалуй, является самой значительной в его творчестве как по числу созданных им работ, так и по разнообразию художественных жанров и технике их исполнения. Значительное число этих работ сохранилось до наших дней и представлено, в частности, в музейных экспозициях в Тарханах, Пятигорске, в санкт-петербургском Пушкинском доме. Открывает здесь галерею этих картин "Воспоминание о Кавказе" (1838)
Следующий рисунок - "Офицер верхом и амазонка" (карандаш, 1841).
Не правда ли, напоминает кисловодскую сценку из "Княжны Мэри" -
возвращение Печорина и княжны с экскурсии к Кольцо-горе?
"Бештау близ Железноводска" (1838)
"Вид Пятигорска" (масло, 1837-1838)
"Вид Тифлиса"
"Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби" 1837-1838)
"Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" (1838)
"Горское селение"
"Нападение"
"Кавказский вид возле селения Сиони" (1837 или 1838)
"Крестовый перевал" (1837-1838)
"Пейзаж с мельницей"
"Тифлис. Метехский замок"
"Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары" (1837)
"Тамань" (1838) - иллюстрация к повести
"Пляски грузинок на плоской кровле" (бумага, карандаш, 1837)
"Конный горец со знаменем"
Иллюстрация к повести Бестужева-Марлинского "Аммалат-Бек" (перо, чернила)
Рисунки лошадей - особая страсть Лермонтова. Их много, среди них изображения верховых лошадей, упряжные пары, тройки и четвёрки, законченные картины лошадей и контурные их наброски и т.п. Приведу лишь некоторые из этих работ, чтобы не перегружать очерк
***
В завершение иллюстративной части приведу ещё две фотографии - неизвестный ранее лист с серией набросков Лермонтова, найденный относительно недавно в музее города Ульяновска, а также портрет М.Ю.Лермонтова работы художника Ф.О.Будкина, заказанный бабушкой поэта после окончания внуком Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. На этом портрете поэт изображен в мундире лейб-гвардии гусарского полка
***
И, наконец, ещё раз об упомянутой ранее реплике отставного майора Николая Мартынова, убившего Лермонтова на дуэли в 1841 году и рассказавшего о "невыносимом" характере поэта. В воспоминаниях современников Михаила Юрьевича действительно встречается немало ссылок на "демонические" черты его характера, в том числе довольно едких ссылок. Считается, что некоторые из этих черт просматриваются в образе Печорина. Существует, пожалуй, общее мнение, что подобные особенности характера Лермонтова явились следствием сложных в детстве и юношестве взаимоотношений со сверстниками, во многом определивших разочарованность в чувствах дружбы и его душевную неустроенность.
И, тем не менее, эта душевная неустроенность и другие сложные черты характера, присущие, кстати, многим из великих и не только великих, никак не могут затмить человеческую и гражданскую значимость Лермонтова, его величие, чувство патриотизма (вспомним, хотя бы, "Смерть поэта" и "Бородино"), а также его вольнолюбие и проявленную в последние минуты жизни порядочность (ведь на дуэли с Мартыновым он по жребию стрелял первым и сознательно направил пулю в сторону от противника), не могут затмить неординарный талант поэта и художника, затмить любовь благодарных почитателей этого таланта.
Вот на этой светлой ноте я и хочу завершить очерк.
А.Шурыгин, февраль 2017
P.S. Посмотрите также фотоочерки "Замоскворечье. Прогулки с фотокамерой", об Оптиной пустыни, усадьбе Архангельское, о Коломенском, усадьбе Кусково, Кузьминском парке, усадьбе Царицыно, селе Остров в Подмосковье, Ундоле - вотчине А.В.Суворова, Больших Вязёмах, старом Серпухове, а также очерки "Кремль в Измайлово", "Четыре времени года", "Весеннее утро в Царицыно", "Кисловодск. Замок коварства и любви", "Святыни Залесской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)", Волоколамский кремль, "Казанский кремль", Картинки солнечного лета, "Бессмертный полк.Москва,2016" , "Парк Музеон.Фотопрогулка" , ,