В теологемах Творения Бог-Творец создает мир и всякую тварь, его населяющую. Можно обращать основное внимание на отношения Творца и Твари. Можно разглядывать само Творение как переход от не-сущего к сущему. Но все эти наглядности оставляют за порогом САМО СОБЫТИЕ ВНЕЗАПНОЙ ПЕРЕМЕНЫ, как пра-основы, делающей Творение, Творца и Тварь принципиально возможными. И только Дзен - на своей высшей ступени Бого-Дзена - восполняет такое ослепление.
Дзен - это пребывание во внезапной перемене сознания. Есть Две Ипостаси Дзена, сообразно числу основных перемен. Исполнение желаний - это Дзен Желаний. Освобождение от желаний - это Дзен Нежеланий.
Для Дзена Нежеланий все желания -иллюзии, Майя, - то от чего нужно избавиться в действе воспаряющего превосходства. Но желания(не обязательно наши собственные)лежат в основе любых наших смыслов, которые суть не что иное, как объект желания, абстрагированный от его устремленности. Даже в основе самого абстрактного смысла, типа "дважды два - четыре", лежит желание знать истину, - включая желание навязать это знание другим. Наши знания - продукт наших желаний или продукт желаний других их нам сообщить. Внутренняя структура желания присутствует и в способе предстания смысла сознанию. - Нечто нельзя осмыслять без дистанции между "ВОН-ТО" и "ВОТ-ЭТО", в которой заключена суть любого желания - стремление "ВОТ-ЭТОГО" слиться с "ВОН-ТЕМ".
Такое неразделимое единство создает СМЫСЛОЖЕЛАНИЕ и задает сам способ освобождения от него. Задай самому себе какой-нибудь заведомоабсурдный вопрос устами Учителя. Спроси, например, - "Что такое хлопок одной ладонью?". Желая ответить на абсурдный вопрос, ты задействуешь весь потенциал возможных смыслов, а значит подспудно переливаешь в этот вопрос Всю Суть любых желаний, таящихся за этими смыслами. Эта Суть сливается с твоим вопросом. И если твое стремление ответить будет достаточно сильным, ты оторвешься от смысложелательной пра-основы и воспаришь над этим вопросом в свободном полете. - А вместе с ним и над всяким смысложеланием как таковым, освободившись от всего, что приковывает к "Я ТАК ЗНАЮ" и "Я ТАК ХОЧУ". Ты просыпаешься в новый свет, и твое просветление есть тот свет, который открывается после просыпания. Если импульс полета может быть магически создан физическим ударом, то учителя Дзен могут бить просветляющей палкой. Подобный удар воссоздает потрясение внутренней перемены. Однако традиционный Дзен до Бога вообще не дотягивает, ограничиваясь поверхностью Океана Вечного Света, а не его глубиной. Просветленность - только причастность к Свету, но она еще не Сам Свет. "Мудрецам Дзена" не нужен Бог, как не нужен Он растениям и насекомым. Тем не менее, даже в растениях и насекомых есть божественная Воля к Жизни.
Вот ты уже освободился от власти желаний. И вселетишь. И переполнен единственным и неразрывным "НЕТНИЧЕГО"...
НО ВСЕ ЖЕ В ТЕБЕ ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ ВЕЧНЫЙ КОРЕНЬ ТВОЕГО СОСТОЯНИЯ - ВНЕЗАПНАЯ ПЕРЕМЕНА, открывающая двери в новые творения мира. Благодаря этому ты всегда можешь вернуться обратно, - в Мир Желаний. Когда этот Мир сам предстает как внезапная перемена прежнего небытия, он ТОЖЕ ВБИРАЕТ В СЕБЯ РАДОСТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ, - уже от Нежелания. Так ты оказываешься в Дзене Желаний.
Для Дзена Желаний твои желанияесть твоя Неизбывная Истина. Если желание тебя заполняет, то это твой Дзен Желаний властно стучит в ОКНОДВЕРЬ. Он здесь в своем праве - и задает тебе корень, смысл и образ активности. - Попробуй и ты постучать в ОКНОДВЕРЬ своей Майи. Даже если она тебе не откроет, ты все же встретишься с ее ОКНОДВЕРЬЮ. Возможно, оно снова станет ОКНОДВЕРЬЮ в твой Дзен Нежеланий. Или не станет, но ты все равно из Дзена не выйдешь. ТВОЙ ДЗЕН ПОВСЕДНЕВЕН, ВЕЧЕН И НЕОБРАТИМ. Взаимобратимы лишь Обе его Ипостаси. Ведь любое твое состояние принадлежит Царству Внезапной Перемены, реализуемой или ждущей своего момента, - а эта Внезапная Перемена составляет саму сущность Дзена.
Бог не есть Завершенный Совершенный Покой ВСЕГО, ибо в таком ВСЕПОКОЕ нет разницы между "ЕСТЬ" и "НЕТ". Бог не есть ни Желание, ни Нежелание, ибо они взаимно ограничены. БОГ ЕСТЬ САМА ВНЕЗАПНАЯ ПЕРЕМЕНА МЕЖДУ "ТЕМ" И "ДРУГИМ", ибо внезапность есть то единственное в движении, что не сводится к перебору моментов покоя, а перемена позволяет совершать ВСЕОХВАТ и без завершенности. Бог как Внезапная Перемена
Всемогущ - ибо способен к любой реализации;
Всеведущ - ибо пребывает в основании каждого смысла;
Всеблаг - ибо умиротворяет любое беззаконие Зла его внезапным и надзаконным падением.
Всестрадающ - ибо за любым вечным блаженством всегда лежит возможность внезапной перемены в новое страдание, предстающее как радикальное обновление прежнего смысла.
Бого-Дзен, как данное понимание Бога, позволяет прикоснуться к этой самой последней сакральности.
БОГО-ДЗЕН - ЭТО ТОТ ВЕЧНЫЙ ДЗЕН, КОТОРЫЙ ПРАКТИКУЕТСЯ БОГОМ.